Самое читаемое
О профессиональной подготовке социологов в Смоленском государственном университете |
Добавил(а) Социология |
08.09.10 22:23 |
О профессиональной подготовке социологов в Смоленском государственном университете
Фоменков А.И.
Смоленский государственный университет
Модернизация высшего образования в РФ, означает системный подход в решении комплекса проблем не только силой государственных органов власти и управления но и привлечение структур всего гражданского общества. Основной вектор модернизации направлен на качественное развитие и совершенствование вузовского образования в соответствии с современными требованиями. «Основная цель профессионального образования, - отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования» [4. С. 16]. В связи с этим особое значение приобретает проблема качества высшего образования. Так особенно в последнее десятилетие проходили многочисленные дискуссии как в обществе, так и в научной сфере по проблеме качества образования, в том числе и высшего, в результате которых, на наш взгляд, сложилось несколько основных подходов к пониманию качества. Это, прежде всего системный подход, в рамках которого дается структурный анализ системно-целостной категории «качество высшего образования», разрабатываются теоретико-методологические модели оценки и мониторинга качества образования как результата и как процесса. Наша позиция близка именно к этому подходу. Так, Н.А. Селезнева следующим образом определяет качество высшего образования: «Качество высшего образования есть сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам)» [6. С. 75]. Кроме того, некоторые специалисты, в том числе и группа международных экспертов рассматривает качество образования как соответствие государственному образовательному стандарту. Целевой подход отражающий качество образования как соотношения цели и результата образования. Подход компетентностный который определяет качество образования как качество образовательной услуги и продукции, обладающей свойствами которые удовлетворяют потребителей. Не смотря на то, что в последние годы наблюдается в России бурный рост негосударственных вузов и их филиалов, старейший вуз г. Смоленска СГПУ (создан в 1918 г.) в условиях рынка демонстрирует гибкость образовательных стратегий и высокие адаптивные свойства и в 2006 г. становится Смоленским государственным университетом с кафедрой социологии на факультете управления [См. подробней: 3. С. 4- 7; 2. С. 91-95]. История возникновения и становления кафедры социологии в Смоленском государственном педагогическом университете стало возможным, благодаря нескольким факторам: 1) сотрудничество с университетом г. Хагена (Германия). Открытие немецкими коллегами при Смоленском государственном педагогическом университете Центра по подготовке студентов-социологов на немецком языке по немецким программам и с выдачей немецкого диплома создало условия для развития социологического образования в регионе. Прежде всего, хагенские профессора в соответствии с соглашением о межвузовском сотрудничестве непосредственно включились в процесс научно-педагогической деятельности по обучению студентов-социологов СГПУ, а затем и СмолГУ. Их участие ситуативно разрешало проблему преподавательских кадров по дисциплинам социологического цикла, а в последствии трое лучших выпускников Хагенского центра стали сотрудниками кафедры. Таким образом к моменту первого выпуска студентов отделения социологии (2004 г.) кафедра социологии существовала как самостоятельная уже более года. 2) сотрудничество с научным потенциалом республики Беларусь. Сама идея создания отделения социологии и соответствующей кафедры появилась из попыток организации в Смоленском педагогическом университете славянского отделения, ориентированного на обучение студентов из трех братских славянских государств России, Украины и Беларуси. Итоговое решение – готовить социологов. Наиболее продуктивным оказалось взаимодействие с Беларусью благодаря участию белорусской стороны непосредственно в процессе подготовки студентов-социологов. Профессор БГУ (г. Минск) Можейко М.А. ежегодно читает объемные курсы лекций по социологии современного постмодернизма, предоставление возможности прохождения студентами из республики Беларусь педагогических и производственных практик. Так же содержательны и плодотворны научные контакты. Белорусские коллеги - постоянные участники заседаний международного коллоквиума, авторы статей в выпусках его материалов. Смоленские студенты неоднократно участвовали в научных конференциях, проводимых в Белоруссии. 3) научно-педагогические связи с крупнейшими научными и образовательными центрами России (Москва и Санкт-Петербург). Это, прежде всего, их участие в учебном процессе подготовки социологов, учебно-методическая помощь, повышение квалификации преподавателей посредством участия в заседаниях Учебно-методического объединения (МГУ) и переподготовки в Федеральном Центре СПбГУ, организации. Проведение социологических исследований (с СПбГУ – ежемесячные мониторинги общественного мнения по выборке и заданию ВЦИОМ; с МГУ – массовые и экспертные опросы по заданиям Института «Общественная экспертиза»). Это позволило уже в 2004 г. кафедре социологии участвовать в подготовке аналитических материалов по проекту «Потенциал российских ВУЗов в реформе высшего образования» по заказу Института «Общественная экспертиза» и организовать при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект», который работает и по сей день. Центр проводит исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетологических организаций. В работе центра активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты. Приведенные нами факторы и создавшиеся условия позволили преподавателям кафедры социологии в динамичном учебном процессе более целеустремленно работать над повышением качества обучения будущих социологов. Необходимо отметить, что качество высшего образования в значительной степени детерминировано требованиями современного рынка, которые обуславливают его основные составляющие - процесс и результат. Важнейшим структурным элементом процесса социологического образования выступает качество его содержания, которое включает фундаментальные знания, сопряженные с практикой профессионального становления будущего социолога. Основная образовательная программа подготовки социолога в университете предусматривает изучение студентами цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественно-научных дисциплин; цикла общепрофессиональных дисциплин; цикла дисциплин специализации спецкурсов и курсов по выбору образующих целостную образовательную систему. Большинство ученых и практиков образования в данном контексте под целостностью образования понимают единство общей гуманитарной и общей естественно-научной составляющих фундамента университетского образования. Основу высшего профессионального образования по специальности 020300 – Социология (специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000. № 686.) с квалификацией – Социолог, преподаватель социологии является соответствующий Государственный образовательный стандарт. Согласно которому специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен: знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки; принципы соотношения методологии и методов социологического познания; владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования; уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии; уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии; владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений; уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности; владеть инновационными технологиями в практике социологической работы. Специалист социолог должен быть подготовлен: к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях; к профессиональной деятельности в аналитических социологических центрах, предприятиях, фирмах и консалтинговых компаниях; к работе в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего социологического образования; к работе в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий; к деятельности в сфере Рubliс Rеlаtiоns; Исходя из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социолога, студент должен изучить дисциплины профессиональной подготовки преподавателя и пройти педагогическую практику. Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисциплину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, так как в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждаемый соответствующим государственным органом (как правило, Министерством образования). Учебный план специальности представляет собой как бы стратегический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанавливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп: 1. ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. 2. Общие математические и естественнонаучные дисциплины. 3. Общие профессиональные дисциплины. 4. Дисциплины специализации. 5. Дополнительные виды обучения. Далее в плане указывается, в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какова форма отчетности (зачет или экзамен). Кроме этого, в учебном плане специальности указываются время и сроки проведения различных видов практики, подготовки курсовых работ и дипломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения. Всего 8500 часов. На основе учебного плана специальности работниками деканата факультета управления составляются рабочие планы, которые представляют собой дальнейшую детализацию учебного процесса. Дело в том, что хотя учебный план специальности и представляет собой специальный государственный документ, жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. Так, семестры могут различаться по количеству рабочих недель, праздничные дни также изменяют количество рабочих дней в том или ином семестре, и некоторые другие факторы заставляют несколько корректировать сетку часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины. Эта коррекция и осуществляется в рабочих планах. Особенность этих планов заключается в том, что они составляются для каждого курса и для каждого семестра отдельно. Они помогают более четко организовать учебный процесс, устанавливают связь между деканатом и кафедрами. Последние назначают преподавателей, в центральной диспетчерской вуза запрашивается необходимое количество аудиторий, определяется сменность занятий и время проведения лекций и семинаров. Все эти данные необходимы для составления расписания занятий — основного планирующего и организующего документа, благодаря которому осуществляется реальный учебный процесс. Время, отведенное в учебном плане специальности и конкретизированное в рабочих планах, определяет те временные рамки, которые отводятся для изучения той или иной дисциплины. Одни дисциплины требуют меньшего времени для изучения, другие - большего; одна и та же дисциплина может изучаться либо один, либо два семестра, может преподаваться на младших курсах, или где-нибудь на предвыпускном и выпускном курсе, что весьма часто происходит именно со специальными социологическими дисциплинами. Все это требует индивидуального подхода к планированию читаемого курса. Преподавателям приходится в каждом отдельном случае иметь соответствующий план и программу читаемого курса. Структурно учебный план и программа курса отличаются, но взаимодополняют друг друга. Начальным документом, безусловно, является план курса, который представляет собой перечень основных тем, предназначенных для изучения с почасовой разбивкой на лекции и семинары. На основе тематического плана составляется программа каждого курса. Рабочие программы, в основном разработанные на основе сборника примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения МГУ им. М.В. Ломоносова, в - учебная рабочая программа с тематическим планом, вопросами для самостоятельной подготовки, вопросами к зачету или экзамену, списком рекомендованной основной и дополнительной литературы; - экзаменационные билеты, если итоговая форма контроля – экзамен; - контрольные вопросы для текущей успеваемости и проверки остаточных знаний; - список рекомендованной литературы, имеющейся в библиотеке СмолГУ; - методические указания по самостоятельной работе для студентов очной и заочной форм обучения; - методические указания к выполнению курсовых работ и проектов. Помимо текущих занятий кафедра ежегодно организует чтение лекций для студентов отделения социологии преподавателями из г. Москвы (проф. Розов М.А.), г. Хагена (проф. Егер, проф. Бертельс, проф. Фукс-Хайнритц). В 2005 г. проф. Весь учебный процесс позволяет достаточно эффективно руководствоваться одним из основных принципов государственной политики в области образования – гуманизацией, которая предполагает выявление возможностей самовоспитания и самообразования, путей развития способностей к профессиональной и педагогической деятельности и обусловливающий диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций. Гуманистический характер образования включает в себя воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование общей культуры человека. На протяжении всех пяти курсов гуманизация образования реализуется, прежде всего, через его гуманитаризацию, являющейся базовой тенденцией интеграции знаний в сфере человекозанания и проявляющейся в обосновании ценностных основ теоретических концепций, в развитии профессионально-личностной рефлексии. В своей совокупности дисциплины общегуманитарного и социально-экономического блока, образующие определенную целостность, обеспечивают формирование не узкого специалиста, а развитой личности, гражданина общества, способного к научному познанию окружающего мира. Созданное образовательное пространство расширяет познавательные возможности будущего социолога, делает его более гибким профессионально, позволяет видеть междисциплинарные связи, проблемы на стыке наук, учит студентов социальной ответственности. В условиях сложившегося рынка кадров выпускники сталкиваются с трудностью найти место по специализации, но фундаментальная подготовка, включающая гуманитарные основания, выработанное социологическое мышление, приобретенные практические навыки принципиально расширяют возможности будущего специалиста. В связи с существующем на кафедре социологии гибким и комплексным подходом к учебному процессу, студент овладевает не только методами разных наук, но и посредством вариативной части учебного плана овладевает широкими современными, перспективными знаниями, умениями и навыками которые позволяют ему легко перепрофилироваться в рамках своей отрасли знания и за ее пределами. Наши выпускники успешно работают не только по специальности, но и менеджерами во всех производственных сферах, специалистами по рекламе и маркетинговых исследований, связям с общественностью и кадровой работе, в аналитических отделах и аппарате государственной гражданской службы, консалтинговых фирмах и силовых структурах. Все названные достоинства гуманитаризации в целом могут быть охарактеризованы как изменения ориентации образования с получения готового знания, отражающего ставший, осуществленный мир, на проблемное, меняющееся знание, функционирующее в динамично изменяющемся современном мире. За пятилетие, со дня создания кафедры, проведено 11 международных коллоквиумов по теме «Социальные трансформации» и изданы сборники материалов. Только за последние три года проведены следующие коллоквиумы: «Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса»; Социальные трансформации: религиозное сознание в условиях либерально-демократических преобразований»; «Социальные трансформации: трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период»; «Социальные трансформации: Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (Концепция социальных эстафет М.А. Розова)»; «Социальные трансформации: Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (Феномен экосознания)». Организовано издание серии книг в рамках проекта «Библиотека международного коллоквиума «Социальные трансформации». Вышли из печати: Бертельс Л. Город как малая родина: триединое пространство крупных городов. Смоленск: СГПУ, 2004; Кочергин А.Н. Проблемы научного творчества. Смоленск: СГПУ, 2004; Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик: сравнительный анализ синергетической и постмодернистских парадигм. Смоленск: СГПУ, 2004; Образование в Смоленской области: опыт регионализации // Под ред. Егорова А.Г. Смоленск: СГПУ, 2004; Розов М.А. Феномен социальных эстафет. Смоленск: СГПУ, 2004; Славин А.В. Феномен научного открытия. Смоленск: СГПУ, 2004; Егоров А.Г., Кузьмина Л.А., Юхименко И.А. Малое предпринимательство: институциональная эволюция в контексте мирового и российского опыта. Смоленск, 2005; Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблема эпистемологии. Смоленск, 2005; Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). Смоленск, 2005; Кочергин А.Н. Диссертационное исследование. Смоленск, 2005. Преподавателями кафедры подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия, словарь основных понятий по ряду курсов, методические рекомендации, указания, тексты лекций, а так же программа государственной аттестации по специальности 020300- социология. Заведующий кафедрой проф. Егоров А.Г. является руководителем проектов по грантам РГНФ и Смоленской областной администрации Под руководством преподавателей кафедры студенты социологического отделения принимают участие в научно-практических конференциях: Международных научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004», «Ломоносов 2005» в МГУ им. Ломоносова; участие в ежегодной конференции молодых ученых Института культурологии РАН (Москва) «Науки о культуре: шаг в XXI век»; Международных научных конференциях в Санкт-Петербурге (2006 г.). Ежегодно проводятся научно-практические конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей факультета управления университета, по результатам которых изданы сборники статей «Путь в науку» (23 апреля 2005 г. и 22 апреля 2006 г.). По заказу Департамента образования Смоленской области в 2005 г. кафедрой проведено социологическое исследование удовлетворенности качеством образования в выпускных классах средних школ В 2004, 2005 и 2006 гг. кафедра успешно провела три выпуска студентов-социологов. Аттестационная комиссия (председатель – профессор МГУ Гречихин В.Г.) отметила в целом высокий качественный уровень ответов студентов по педагогическим дисциплинам и методике преподавания социологии, и соответствие уровня подготовки специалистов требованиям времени. Указанные выше наши успехи за крайне короткий исторический путь кафедры мотивируют преподавателей на дальнейшую творческую, плодотворную работу. Вместе с тем существуют проблемы, над которыми работает кафедра: - повышение эффективности производственных (на 3, 4 и 5 курсах) и педагогических (на 4 и 5 курсах) практик; - совершенствование научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и преподавателей; - внедрение в методику проведения занятий современных педагогических технологий, повышения качества занятий посредством расширения количества и качества учебно-методических пособий, справочной литературы, лекций для студентов заочной формы обучения; - совершенствование совместной учебно-воспитательной работы с другими факультетами университета. - планирование в дальнейшем использования технологии дистанционного обучения со студентами заочниками. Модернизация высшего образования предполагает использование в учебном процессе со студентами мультимедийных форм преподавания социологических дисциплин. Предстоит создание электронной библиотеки на кафедре, т. к. большинство научных источников изданы небольшими тиражами. Вовлекать и мотивировать участие студентов в научно-исследовательских проектах, отрабатывая навыки проведения эмпирического социологического исследования, полученные при проведении практической работы в рамках учебной дисциплины «Методология и методика социологических исследований» и производственных практик. Мы полагаем, что главным конечным результатом, а следовательно, и целью обучения являются умения, а знания по отношению к ним выступают в качестве средства его проявления. В ведущих вузах России формируются системы управления качеством высшего образования, исследующие его состояние, выявляющие проблемы и разрабатывающие рекомендации по его совершенствованию. Эту работу по системе с обратной связью (см. рис.)
на более высоком уровне предстоит совершенствовать преподавателям и ассистентам кафедры социологии Смоленского государственного университета.
Литература: 1. Актуальные проблемы дидактики высшей школы : современные технологии обучения : межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. Г. В. Щербовой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 2. Егоров, А. Г. Предпосылки становления Болонского процесса в России : опыт периферийного вуза / А. Г. Егоров // Социальные трансформации 2. Кодин, Е. В. Дела и люди СГПУ / Е. В. Кодин // Образование. – 2000. - №2. – С. 4-7. 3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2000. 4. Платонов К. К. Вопросы психологии труда / 5. Селезнева Н. А. Система качества образования в вузе как объект комплексной оценки и анализа /
|
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента