Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

О профессиональной подготовке социологов в Смоленском государственном университете

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.09.10 22:23

О профессиональной подготовке социологов в Смоленском государственном университете

Фоменков А.И.

Смоленский государственный университет

Модернизация высшего образования в РФ, означает системный подход в решении комплекса проблем не только силой государственных органов власти и управления но и привлечение структур всего гражданского общества. Основной вектор модернизации направлен на качественное развитие и совершенствование вузовского образования в соответствии с современными требованиями. «Основная цель профессионального образования, - отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования» [4. С. 16].

В связи с этим особое значение приобретает проблема качества высшего образования. Так особенно в последнее десятилетие проходили многочисленные дискуссии как в обществе, так и в научной сфере по проблеме качества образования, в том числе и высшего, в результате которых, на наш взгляд, сложилось несколько основных подходов к пониманию качества.

Это, прежде всего системный подход, в рамках которого дается структурный анализ системно-целостной категории «качество высшего образования», разрабатываются теоретико-методологические модели оценки и мониторинга качества образования как результата и как процесса. Наша позиция близка именно к этому подходу. Так, Н.А. Селезнева следующим образом определяет качество высшего образования: «Качество высшего образования есть сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам)» [6. С. 75]. Кроме того, некоторые специалисты, в том числе и группа международных экспертов рассматривает качество образования как соответствие государственному образовательному стандарту.

Целевой подход отражающий качество образования как соотношения цели и результата образования.

Подход компетентностный который определяет качество образования как качество образовательной услуги и продукции, обладающей свойствами которые удовлетворяют потребителей.

Не смотря на то, что в последние годы наблюдается в России бурный рост негосударственных вузов и их филиалов, старейший вуз г. Смоленска СГПУ (создан в 1918 г.) в условиях рынка демонстрирует гибкость образовательных стратегий и высокие адаптивные свойства и в 2006 г. становится Смоленским государственным университетом с кафедрой социологии на факультете управления [См. подробней: 3. С. 4- 7; 2. С. 91-95].

История возникновения и становления кафедры социологии в Смоленском государственном педагогическом университете стало возможным, благодаря нескольким факторам:

1) сотрудничество с университетом г. Хагена (Германия).

Открытие немецкими коллегами при Смоленском государственном педагогическом университете Центра по подготовке студентов-социологов на немецком языке по немецким программам и с выдачей немецкого диплома создало условия для развития социологического образования в регионе. Прежде всего, хагенские профессора в соответствии с соглашением о межвузовском сотрудничестве непосредственно включились в процесс научно-педагогической деятельности по обучению студентов-социологов СГПУ, а затем и СмолГУ. Их участие ситуативно разрешало проблему преподавательских кадров по дисциплинам социологического цикла, а в последствии трое лучших выпускников Хагенского центра стали сотрудниками кафедры.

Таким образом к моменту первого выпуска студентов отделения социологии (2004 г.) кафедра социологии существовала как самостоятельная уже более года.

2) сотрудничество с научным потенциалом республики Беларусь.

Сама идея создания отделения социологии и соответствующей кафедры появилась из попыток организации в Смоленском педагогическом университете славянского отделения, ориентированного на обучение студентов из трех братских славянских государств России, Украины и Беларуси. Итоговое решение – готовить социологов. Наиболее продуктивным оказалось взаимодействие с Беларусью благодаря участию белорусской стороны непосредственно в процессе подготовки студентов-социологов. Профессор БГУ (г. Минск) Можейко М.А. ежегодно читает объемные курсы лекций по социологии современного постмодернизма, предоставление возможности прохождения студентами из республики Беларусь педагогических и производственных практик. Так же содержательны и плодотворны научные контакты. Белорусские коллеги - постоянные участники заседаний международного коллоквиума, авторы статей в выпусках его материалов. Смоленские студенты неоднократно участвовали в научных конференциях, проводимых в Белоруссии.

3) научно-педагогические связи с крупнейшими научными и образовательными центрами России (Москва и Санкт-Петербург). Это, прежде всего, их участие в учебном процессе подготовки социологов, учебно-методическая помощь, повышение квалификации преподавателей посредством участия в заседаниях Учебно-методического объединения (МГУ) и переподготовки в Федеральном Центре СПбГУ, организации. Проведение социологических исследований (с СПбГУ – ежемесячные мониторинги общественного мнения по выборке и заданию ВЦИОМ; с МГУ – массовые и экспертные опросы по заданиям Института «Общественная экспертиза»).

Это позволило уже в 2004 г. кафедре социологии участвовать в подготовке аналитических материалов по проекту «Потенциал российских ВУЗов в реформе высшего образования» по заказу Института «Общественная экспертиза» и организовать при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект», который работает и по сей день. Центр проводит исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетологических организаций. В работе центра активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты.

Приведенные нами факторы и создавшиеся условия позволили преподавателям кафедры социологии в динамичном учебном процессе более целеустремленно работать над повышением качества обучения будущих социологов.

Необходимо отметить, что качество высшего образования в значительной степени детерминировано требованиями современного рынка, которые обуславливают его основные составляющие - процесс и результат. Важнейшим структурным элементом процесса социологического образования выступает качество его содержания, которое включает фундаментальные знания, сопряженные с практикой профессионального становления будущего социолога. Основная образовательная программа подготовки социолога в университете предусматривает изучение студентами цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественно-научных дисциплин; цикла общепрофессиональных дисциплин; цикла дисциплин специализации спецкурсов и курсов по выбору образующих целостную образовательную систему.

Большинство ученых и практиков образования в данном контексте под целостностью образования понимают единство общей гуманитарной и общей естественно-научной составляющих фундамента университетского образования.

Основу высшего профессионального образования по специальности 020300 – Социология (специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000. № 686.) с квалификацией – Социолог, преподаватель социологии является соответствующий Государственный образовательный стандарт. Согласно которому специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой дол­жен: знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической нау­ки; принципы соотношения методологии и методов социологического познания; владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследова­ния; уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической инфор­мации; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отече­ственной социологии; уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии; владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений; уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности; владеть инновационными технологиями в практике социологической работы.

Специалист социолог должен быть подготовлен: к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях; к профессиональной деятельности в аналитических социологических центрах, предпри­ятиях, фирмах и консалтинговых компаниях; к работе в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего социологического образования; к работе в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий; к деятельности в сфере Рubliс Rеlаtiоns;
к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности; к работе в научных институтах и социологических службах экспертом-консультантом.

Исходя из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социолога, студент должен изучить дисциплины профессиональной подготовки преподавателя и пройти педагогическую практику.

Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисци­плину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, так как в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждае­мый соответствующим государственным органом (как правило, Ми­нистерством образования).

Учебный план специальности представляет собой как бы стратегический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанавливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп:

1. ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

2. Общие математические и естественнонаучные дисциплины.

3. Общие профессиональные дисциплины.

4. Дисциплины специализации.

5. Дополнительные виды обучения.

Далее в плане указывается, в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какова форма отчетности (зачет или экзамен). Кроме этого, в учебном плане специальности указываются время и сроки прове­дения различных видов практики, подготовки курсовых работ и ди­пломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения. Всего 8500 часов.

На основе учебного плана специальности работниками деканата факультета управления составляются рабочие планы, которые представляют собой дальнейшую детализа­цию учебного процесса. Дело в том, что хотя учебный план специ­альности и представляет собой специальный государственный документ, жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. Так, семест­ры могут различаться по количеству рабочих недель, праздничные дни также изме­няют количество рабочих дней в том или ином семестре, и некоторые другие факторы заставляют несколько корректировать сетку часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины. Эта коррекция и осуществляется в рабочих пла­нах. Особенность этих планов заключается в том, что они составляются для каждого курса и для каждого семестра отдельно. Они помогают более четко организовать учебный процесс, устанавливают связь между деканатом и кафедрами. Последние назначают преподавате­лей, в центральной диспетчерской вуза запрашивается необходимое количество аудиторий, определяется сменность занятий и время проведения лекций и семинаров. Все эти данные необходимы для составления расписания занятий — основного планирующего и организующего документа, благодаря которому осуществляется реальный учебный процесс.

Время, отведенное в учебном плане специальности и конкретизированное в рабочих планах, определяет те временные рамки, которые отводятся для изучения той или иной дисциплины. Одни дисциплины требуют меньшего времени для изучения, другие - большего; одна и та же дисциплина может изучаться либо один, либо два семестра, может преподаваться на младших курсах, или где-нибудь на предвыпускном и выпускном курсе, что весьма часто происходит именно со специальными социологическими дисциплинами. Все это требует индивидуаль­ного подхода к планированию читаемого курса. Преподавателям приходится в каждом отдельном случае иметь соответствующий план и программу читаемого курса.

Структурно учебный план и программа курса отличаются, но взаимодополняют друг друга. Начальным документом, безусловно, является план курса, который представляет собой пере­чень основных тем, предназначенных для изучения с почасовой разбивкой на лекции и семинары. На основе тематического плана составляется программа каждого курса.

Рабочие программы, в основном разработанные на основе сборника примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения МГУ им. М.В. Ломоносова, в
2006 г. были переработаны в учебно-методические комплексы, которые отражают организацию, содержание и методику учебных занятий. В ее состав входят:

- учебная рабочая программа с тематическим планом, вопросами для самостоятельной подготовки, вопросами к зачету или экзамену, списком рекомендованной основной и дополнительной литературы;

- экзаменационные билеты, если итоговая форма контроля – экзамен;

- контрольные вопросы для текущей успеваемости и проверки остаточных знаний;

- список рекомендованной литературы, имеющейся в библиотеке СмолГУ;

- методические указания по самостоятельной работе для студентов очной и заочной форм обучения;

- методические указания к выполнению курсовых работ и проектов.

Помимо текущих занятий кафедра ежегодно организует чтение лекций для студентов отделения социологии преподавателями из г. Москвы (проф. Розов М.А.), г. Хагена (проф. Егер, проф. Бертельс, проф. Фукс-Хайнритц). В 2005 г. проф.
А.Н. Кочергиным (МГУ) прочитан спецкурс для аспирантов «Методика диссертационного исследования».

Весь учебный процесс позволяет достаточно эффективно руководствоваться одним из основных принципов государственной политики в области образования – гуманизацией, которая предполагает выявление возможностей самовоспитания и самообразования, путей развития способностей к профессиональной и педагогической деятельности и обусловливающий диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций. Гуманистический характер образования включает в себя воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование общей культуры человека.

На протяжении всех пяти курсов гуманизация образования реализуется, прежде всего, через его гуманитаризацию, являющейся базовой тенденцией интеграции знаний в сфере человекозанания и проявляющейся в обосновании ценностных основ теоретических концепций, в развитии профессионально-личностной рефлексии.

В своей совокупности дисциплины общегуманитарного и социально-экономического блока, образующие определенную целостность, обеспечивают формирование не узкого специалиста, а развитой личности, гражданина общества, способного к научному познанию окружающего мира. Созданное образовательное пространство расширяет познавательные возможности будущего социолога, делает его более гибким профессионально, позволяет видеть междисциплинарные связи, проблемы на стыке наук, учит студентов социальной ответственности.

В условиях сложившегося рынка кадров выпускники сталкиваются с трудностью найти место по специализации, но фундаментальная подготовка, включающая гуманитарные основания, выработанное социологическое мышление, приобретенные практические навыки принципиально расширяют возможности будущего специалиста. В связи с существующем на кафедре социологии гибким и комплексным подходом к учебному процессу, студент овладевает не только методами разных наук, но и посредством вариативной части учебного плана овладевает широкими современными, перспективными знаниями, умениями и навыками которые позволяют ему легко перепрофилироваться в рамках своей отрасли знания и за ее пределами. Наши выпускники успешно работают не только по специальности, но и менеджерами во всех производственных сферах, специалистами по рекламе и маркетинговых исследований, связям с общественностью и кадровой работе, в аналитических отделах и аппарате государственной гражданской службы, консалтинговых фирмах и силовых структурах.

Все названные достоинства гуманитаризации в целом могут быть охарактеризованы как изменения ориентации образования с получения готового знания, отражающего ставший, осуществленный мир, на проблемное, меняющееся знание, функционирующее в динамично изменяющемся современном мире.

За пятилетие, со дня создания кафедры, проведено 11 международных коллоквиумов по теме «Социальные трансформации» и изданы сборники материалов. Только за последние три года проведены следующие коллоквиумы: «Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса»; Социальные трансформации: религиозное сознание в условиях либерально-демократических преобразований»; «Социальные трансформации: трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период»; «Социальные трансформации: Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (Концепция социальных эстафет М.А. Розова)»; «Социальные трансформации: Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (Феномен экосознания)».

Организовано издание серии книг в рамках проекта «Библиотека международного коллоквиума «Социальные трансформации». Вышли из печати: Бертельс Л. Город как малая родина: триединое пространство крупных городов. Смоленск: СГПУ, 2004; Кочергин А.Н. Проблемы научного творчества. Смоленск: СГПУ, 2004; Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик: сравнительный анализ синергетической и постмодернистских парадигм. Смоленск: СГПУ, 2004; Образование в Смоленской области: опыт регионализации // Под ред. Егорова А.Г. Смоленск: СГПУ, 2004; Розов М.А. Феномен социальных эстафет. Смоленск: СГПУ, 2004; Славин А.В. Феномен научного открытия. Смоленск: СГПУ, 2004; Егоров А.Г., Кузьмина Л.А., Юхименко И.А. Малое предпринимательство: институциональная эволюция в контексте мирового и российского опыта. Смоленск, 2005; Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблема эпистемологии. Смоленск, 2005; Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). Смоленск, 2005; Кочергин А.Н. Диссертационное исследование. Смоленск, 2005.

Преподавателями кафедры подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия, словарь основных понятий по ряду курсов, методические рекомендации, указания, тексты лекций, а так же программа государственной аттестации по специальности 020300- социология.

Заведующий кафедрой проф. Егоров А.Г. является руководителем проектов по грантам РГНФ и Смоленской областной администрации
04-03-58201 г/Ц «Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса» (100 тыс. руб.) – проект завершен; № 03-03-00494 а/Ц «Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период» (100 тыс. руб.); № 05-03-58302 а/Ц Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (100 тыс.руб.).

Под руководством преподавателей кафедры студенты социологического отделения принимают участие в научно-практических конференциях: Международных научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004», «Ломоносов 2005» в МГУ им. Ломоносова; участие в ежегодной конференции молодых ученых Института культурологии РАН (Москва) «Науки о культуре: шаг в XXI век»; Международных научных конференциях в Санкт-Петербурге (2006 г.). Ежегодно проводятся научно-практические конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей факультета управления университета, по результатам которых изданы сборники статей «Путь в науку» (23 апреля 2005 г. и 22 апреля 2006 г.).

По заказу Департамента образования Смоленской области в 2005 г. кафедрой проведено социологическое исследование удовлетворенности качеством образования в выпускных классах средних школ
г. Смоленска (руководитель проекта заведующий кафедрой социологии проф. Егоров А.Г.). Департаментом образования Смоленской области участникам проекта была объявлена благодарность.

В 2004, 2005 и 2006 гг. кафедра успешно провела три выпуска студентов-социологов. Аттестационная комиссия (председатель – профессор МГУ Гречихин В.Г.) отметила в целом высокий качественный уровень ответов студентов по педагогическим дисциплинам и методике преподавания социологии, и соответствие уровня подготовки специалистов требованиям времени.

Указанные выше наши успехи за крайне короткий исторический путь кафедры мотивируют преподавателей на дальнейшую творческую, плодотворную работу. Вместе с тем существуют проблемы, над которыми работает кафедра:

- повышение эффективности производственных (на 3, 4 и 5 курсах) и педагогических (на 4 и 5 курсах) практик;

- совершенствование научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и преподавателей;

- внедрение в методику проведения занятий современных педагогических технологий, повышения качества занятий посредством расширения количества и качества учебно-методических пособий, справочной литературы, лекций для студентов заочной формы обучения;

- совершенствование совместной учебно-воспитательной работы с другими факультетами университета.

- планирование в дальнейшем использования технологии дистанционного обучения со студентами заочниками.

Модернизация высшего образования предполагает использование в учебном процессе со студентами мультимедийных форм преподавания социологических дисциплин. Предстоит создание электронной библиотеки на кафедре, т. к. большинство научных источников изданы небольшими тиражами.

Вовлекать и мотивировать участие студентов в научно-исследовательских проектах, отрабатывая навыки проведения эмпирического социологического исследования, полученные при проведении практической работы в рамках учебной дисциплины «Методология и методика социологических исследований» и производственных практик.

Мы полагаем, что главным конечным результатом, а следовательно, и целью обучения являются умения, а знания по отношению к ним выступают в качестве средства его проявления.
К. К. Платонов писал: «Умение, - есть способность человека осуществлять какую-либо определенную деятельность или действие в новых для него условиях, приобретенная им на основе ранее полученных знаний и навыков» [5. С. 36].

В ведущих вузах России формируются системы управления качеством высшего образования, исследующие его состояние, выявляющие проблемы и разрабатывающие рекомендации по его совершенствованию.

Эту работу по системе с обратной связью (см. рис.)

 

на более высоком уровне предстоит совершенствовать преподавателям и ассистентам кафедры социологии Смоленского государственного университета.

Литература:

1. Актуальные проблемы дидактики высшей школы : современные технологии обучения : межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. Г. В. Щербовой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

2. Егоров, А. Г. Предпосылки становления Болонского процесса в России : опыт периферийного вуза / А. Г. Егоров // Социальные трансформации
( Выпуск 6 ) : Материалы международного коллоквиума « Социальные трансформации : образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса ». Смоленск : СГПУ, 2004. – С. 91-95.

2. Кодин, Е. В. Дела и люди СГПУ / Е. В. Кодин // Образование. – 2000. - №2. – С. 4-7.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2000.

4. Платонов К. К. Вопросы психологии труда /
К. К. Платонов. – М., 1970.

5. Селезнева Н. А. Система качества образования в вузе как объект комплексной оценки и анализа /
Н. А. Селезнева // Проблемы качества образования.
В 2-х кн. ; Кн. 2. Оценка и управление качеством в высшем образовании. Материалы
XII Всероссийского совещания. – 2-е изд. – М. ; Уфа, 2003.

 

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home О профессиональной подготовке социологов в Смоленском государственном университете