Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Эффективное управление

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.09.10 22:21

Идеи гуманизации в образовании как детерминирующий фактор эффективного управления функционирования школы в прогрессирующем динамичном режиме

Фоменков А.И.

г. Смоленск, СмолГУ

Человечество в своем историческом развитии выработало немало ценностей, которыми мы руководствуемся. Самобытность России, по нашему мнению, заключается в том, что она и в XXI веке находится в состоянии поиска новой парадигмы гуманистического развития. Особое значение в гуманистической идее имеет человек, понимаемый как целостная личность, реализующая свой творческий потенциал.

В последние годы идея гуманизации образования стала интенсивно развиваться как реакция на прежнюю автократическую педа­гогику, технократический стиль мышления, обезличенность, безду­ховность и формализацию обучения. Г.Б. Корнетов отмечает, что новые перспекти­вы перед гуманистической педагогикой открылись именно во вто­рой половине XX столетия, когда вектор общественного развития во многом стал определяться переходом к постиндустриальному обществу, несущему в себе тенденцию высвобождения личности из-под власти отчужденного труда и экономической целесообраз­ности [4, с. 23]. Это выражается в отрыве личности от социально-групповых структур, разрушении единообразия и унифицированности производства и социального бытия, повышении роли духовно-творческого начала во всех сферах общественной жиз­ни. Можно отметить, что в данных условиях происходит, парадигмальное оформление гуманистической педагогической традиции.

Актуальными задачами современного образования являются не только расширение опыта гуманистического образования, но и развитие его концепций, осмысление перспективных теоретических представлений и инновационных идей, отражающих и стимулирующих практику педагогов. Меняется ориентация педагогического идеала с социальных задач (конструирование человека с параметрами, заданными кон­кретными интересами общества) на индивидуальные (конструиро­вание человека для самого себя и только опосредованно для об­щества). Это неизбежно выдвигает на первый план ряд проблем, свя­занных с признанием самоценности личности, формированием ее самосознания, созданием условий для ее самоопределения и са­мореализации. Встает вопрос не просто о развитии учащихся, а о стимулировании их самореализации в процессе активного освоения культуры, в ходе общения с другими лю­дьми. Педагог помогает ребенку войти в мир культуры и социальных связей, создавая педагогические ситуации, в которых тот смо­жет самостоятельно определиться и самореализоваться, проявить свою активность. Все это педагог делает неавторитарно, ненавязчи­во, максимально учитывая уровень развития ребенка, его индивидуальность. [1, с. 39-40]

По словам Э. Д. Днепрова, гуманизация — ключевой мо­мент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Гуманизация радикально меняет са­му суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основ­ным смыслом педагогического процесса становится развитие учени­ка. Мера этого развития выступает как мера качества работы учите­ля, школы, всей системы образования. «Для советской педагогики такое отношение к ребенку — своеобразный коперникианский переворот. Ломка существа прежне­го педагогического мировоззрения связана с пересмотром самого принципа вращения «небесных тел»: не ребенок — вокруг школы, а школа вокруг ребенка» [3, с. 74].

В противоположность авторитаризму гуманистический подход предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен; его любознательность поощряется; он свободен выбирать содержание, формы и режим работы. Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится активизация умения учиться са­мостоятельно.

Таким образом, современная парадигма гуманизма включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности: обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельности самоосуществления); создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития ребенка (питание, одежда, мебель, учебные и другие образовательные средства); организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и др.) как продукта активности детей и взрослых [5, с. 18].

Для сегодняшней российской школы характерны поиски гуманистических оснований жизнедеятельности, растущее понимание необходимости перейти от акцента на формирование личности к акценту ее свободного развития, от упований на завтрашнюю проблему полезности знаний к созданию сегодняшней комфортной личностно ориентированной атмосферы в школе (См. рис. 1). В

 

СОЦИУМ

Стрелка вправо: П Р И В О Д Я Т

 

Социальные Социальные

взаимодействия отношения

Стрелка вправо: Д И К Т У Ю Т

 

Социальные условия Социальные связи

Рис. 1. Образовательное учреждение как ядро социальной системы общества в процессе социализации личности.

следствии того, что наша научная и исследовательская работа связана со многими школами г. Смоленска и области, приведем как пример Печерскую муниципальную среднюю общеобразовательную школу Смоленского района – директор Г.Е. Ковалев, завучи: Н.Ф. Рябикова, А.Е. Евдокова, Р.М. Трусова, которые разработали и апробируют вариант модели сельской адаптивной школы. Прежде всего, педагогический коллектив школы проникся этими идеями, подробно изучив работы А.Г. Асмолова (Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996), Э.Н. Русинского (Образование лично­сти. М., 1994), О.Е. Лебедева (Гуманитарные основы гуманитистического образования в школах Петербурга. М., 1995), Е.А. Ямбурга (Школа для всех. М., 1996) и др. К числу основных факторов гуманизации образования разработчики отнесли его дифференциацию, направленную на формирование многовариативной образователь­ной системы; переход к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования; демократизацию образования; созда­ние эффективной системы социально-педагогической защиты уча­щихся, гуманитаризацию образования во взаимодействии с социальной средой школы. В качестве методологической опоры при разработке концептуальной программы были взяты идеи: гуманизации образования; развивающего обучения; единства обучения и развития личности; взаимосвязи личностного, дифференцированного и индивидуального подхода; творческой и исследовательской учебнопознавательной дея­тельности воспитанников; деятельностно ориентированного обучения и воспитания детей; культурно ориентированного сопровождения личности.

Необходимыми условиями для личностно ориентированного подхода к учащимся, их социальному развитию, духовному росту в модели «Школа, в которой всем хорошо» выступают: приоритет личности ученика, его интересов и позитивных уст­ремлений; чувство собственного достоинства ученика как важнейшая ценность в жизнедеятельности школы; предоставление ученику множественных возможностей для его созидательной, позитивной самореализации. Обозначены основные идеи, в соответствии с которыми создавалась и корректируется новая модель школы: станет вариативной образовательной средой с личностно-гуманистической ориентацией на ребенка; будет ядром культурно-образовательного центра сельского социума; даст возможность каждому ребенку получить полноценное качественное образование, адекватное его способностям, возмож­ностям и потребностям; будет приобщать своих воспитанников к духовному и культурному богатству не только Смоленщины, но и к богатству миро­вой культуры, учить понимать и любить прекрасное; поможет каждому ребенку узнать себя, найти свое «Я» и са­мореализоваться.

Основными методами исследования являются: методы прикладного социологического исследования по­средством социально-педагогического исследовательского проекта; изучение и обобщение педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа; методы теоретического исследования (теоретический ана­лиз и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование) с использованием системного, содержательного, формального, логического и исторического подходов.

Данное исследование и практическая работа поводится в несколько этапов: I этап - подготовительно-пилотажный (1998 –
2000 гг. – изучение состояния ОУ на период вхождения в опытноэкспериментальную работу. Информационное обеспечение. Повы­шение квалификации всего педагогического коллектива на годичных постоянно действующих курсах при СОИУУ 1999г. и 2005 г.).
II этап - организационно-проектный (2001-2002 гг. – разработка концепции и программы развития ОУ, социально-педагогического исследования проекта, мониторинговых технологий, разработка инструментария). III этап – реализации концепции и экспертно-коррекционный (2002-2008 гг. – внедрение авторских программ, создание и развитие среды, разработка единого образовательного пространства, внутренняя экспертиза УВП, социально-педагогический мониторинг и мониторинг качества образования. Внешняя ежегодная экспертиза УВП, корректировка концеп­ции и программы развития). IV этап - работа школы по модели «Школа, в которой всем хо­рошо» (2008-2010 гг. – обобщение опыта функционирования школы в прогрессирующем динамичном режиме. Обмен опытом с другими ОУ. Оформление отчетных документов). Определены основные показатели социально-педагогического мониторинга: состояние здоровья учащихся и педагогов, качество обучения, интеллектуальный и творческий уровень развития лично­сти педагога и учащихся, уровень духовной культуры школьников, удовлетворенность учащихся и родителей образователь­ными услугами.

Ориентируясь на ведущие идеи гуманизации образования, вырабатываются установки у учи­теля: эмпатически понять чувства и мысли учени­ка, принять ученика как личность, быть открытым по отношению к нему, сделать его полноправным участником обсуждения проблем, групповой и индивидуальной работы, анализа ее результатов, пла­нирования дальнейшего продвижения. Ценностью для учителя, живущего в пространстве гуманитарной парадигмы, является сам человек с его внутренним миром. Свобода диалога и стремление к взаимопони­манию учителя и ученика определяют субъект-субъектные отношения. Ожидаемые эффекты деятельности ученика - развитие человечных отношений к человеку, природе и обществу; способность к творческой самореализации; свобода и ответственность в учении; умение видеть проблемы и оценивать их значимость; умение осмысливать основания принимаемых решений; умение работать в группе, овладевать культурой общения [См. подробней 6].

Основой для становления гуманитарной парадигмы профессионально-педагогической деятельности учителя являются ведущие идеи гуманизации образования: Человек как высшая ценность. Главное - духовные ценности, гармо­низирующие отношения «природа - общество - человек». Самореализация как деятельность во благо других. Ученик - субъект учения, учитель создает условия для самостоятельного продвижения ученика. Основные условия: а) проблематизация изучаемого мате­риала и осмысление его ценности для человека; б) рефлексия основания (методоло­гии) решения проблемы; в) диалогизация общения и совмест­ного поиска решений; г) опора на внутреннюю мотивацию учения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей.

На основе освоения ведущих идей гуманизации образования у учителя развивается новая система ценностей, т. е. формируются и начинают действовать вызванные инновациями и реформами новые духовные, эмоционально переживаемые значения и смыслы предметной и мыслительной деятельности, вновь отрефлексированные идеальные нормы бытия, принимаемые педагогами за основу их нового опыта, за цели действий и поступков [2, 5].

Современный педагог нуждается в постоянном осмыслении и переосмыслении всех тех изменений в образовательном пространст­ве и сообществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас. Он понимает, что сообществу в целом нужны качест­венно новые характеристики педагогической деятельности, которая теперь стала вариативной и разнообразной и не укладывается в рам­ки единой универсальной теории.

Литература:

1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Педагогическая методология решения педагогических задач. СПб: СпецЛит, 2000.

2. Газман О.С, Вейсс Р.М, Крылова Я.Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М., 1995.

3. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

4. Корнетов Г.Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал. 1996. № 1. С. 21-27.

5. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных пси­хологов / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1994.

6. Фоменков А.И. Программа опытно-экспериментальной работы по разработке варианта модели сельской адаптивной школы «Школа в которой всем хорошо». // Сельская школа – шаг в будущее: Из опыта работы экспериментальных площадок сельских школ. Выпуск 2. Смоленск: СОИУУ, 2000. С. 65-71.

 

 

 

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Эффективное управление