Самое читаемое
Опыт организации Фоменков А.И. |
Добавил(а) Социология |
08.09.10 22:14 |
Опыт организации и проведения педагогической практики студентов-социологов СГПУ. Фоменков А.И. г. Смоленск. СГПУ Педагогическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки преподавателей-специалистов, способных решать актуальные задачи образовательного учреждения по формированию личности, отвечающую современным требованиям общества. Педагогическая практика является формой профессионального обучения в высших педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих преподавателей, она проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. Основные критерии оценки результатов педагогической практики: степень сформированности профессионально-педагогических умений у каждого студента; уровень теоретического осмысления своей практической деятельности, её целей, задач, содержания и методов реализации; уровень профессиональной направленности интересов будущих педагогов, их активности, отношения к учащимся; уровень профессиональной культуры, способности к рефлексии. Основными образовательными учреждениями педагогической практики для студентов социологов являются: факультеты СГПУ и других ВУЗов, средние специальные учебные заведения, муниципальные общеобразовательные учреждения, реализующие концепцию профильной старшей школы. Студент-социолог должен изучить дисциплины обязательного минимума содержания программы профессиональной подготовки преподавателя и как специалист должен быть подготовлен к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях. Нормативно – правовые документы, регламентирующие организацию, проведение педагогической практики и порядок присвоения дополнительных квалификаций студентам: - Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании ст.16 п.2; - Решение коллегии Министерства образования России от 4 декабря 1997 г. №15/2 «О совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического образования в Российской Федерации» п.4.6; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 г. № 14-55-341 ин/15 «О порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов»; - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2000 г.; - Инструкция по проведению педагогической практики, утвержденная ученым советом СГПУ 20 июня 2002 г., протокол №11; - Программа по педагогической практике кафедры социологии. Студент-практикант организует свою деятельность в соответствии с программой педагогической практики, внутренним распорядком образовательного учреждения в котором осуществляется педагогическая практика и индивидуальном планом работы. В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любовью к учащимся, к педагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия. В процессе работы с учащимися студент должен стремиться показать свою профессиональную компетентность и педагогическую культуру, активно участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. Студент, работа которого в ходе педагогической практики признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра и отчисляется из университета. На период педагогической практики один из студентов назначается старостой группы в каждом учебном заведении где проводится практика. В обязанности старосты входят учет и общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях, оформление документов к оплате руководителей практики образовательных учреждений, выполнение поручений руководителей практики. Студенты-практиканты по всем вопросам, возникающим в процессе педагогической практики, обращаются к руководителю практики университета, администрации и преподавателям образовательного учреждения, могут вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и организации педпрактики, пользоваться кабинетами ОУ и находящимися в них учебно-методическими пособиями, участвуют в работе конференций, различных совещаниях, педагогических советах, в деятельности общественных организаций образовательного учреждения. Педагогическая практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности, овладение основами педагогической культуры современного преподавателя, формирование готовности к педагогическому творчеству. Педагогическая практика проводится со студентами социологами на четвертом и пятом курсах (8 и 9 семестр) в два этапа: 1 этап. В 8 семестре в течение трех недель с выставлением за практику зачета. 2 этап. В 9 семестре в течение четырех недель с выставлением за практику оценки. Студенты кафедры социология проводят ее на факультетах СГПУ, в образовательных учреждениях г. Смоленска. Цель педагогической практики: применение теоретических знаний студентов на практике, выработка навыков самостоятельного проведения учебных занятий по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы в реальных условиях учебного процесса. Основными задачами педагогической практики как основной составляющей профессиональной подготовки преподавателя являются: - воспитание устойчивого интереса к профессиональной деятельности преподавателя; - развитие профессионально значимых качеств личности будущего преподавателя и его активной современной педагогической позиции; - развитие у студентов профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельного преподавания социологии; - выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности; - приобретение студентами опыта практической воспитательной и организационной работы; - развитие у студентов потребности в самообразовании и профессиональном росте; - развитие у студентов творческого подхода к педагогической деятельности в области социологии, умения найти не стандартное решение учебно-воспитательных и организационных задач; - выработка у студентов способностей к самоанализу, самоконтролю в педагогической деятельности; - развитие социально значимых черт личности студентов как будущих преподавателей; - ознакомление с передовым педагогическим опытом; - оказание студентами помощи учебным учреждениям в научно-исследовательской и воспитательной работе. Преподаватели кафедры социологии перед началом каждого этапа педпрактики проводит установочную конференцию соответственно со студентами четвертого и пятого курсов. На конференции обсуждаются цели и задачи педпрактики, даются методические рекомендации, студентам выдаются специальные карточки, в которых руководителем практики ставится оценка и дается характеристика практиканта. Прежде чем студенты будут проводить занятия (семинары и другие формы обучения) они должны ознакомиться с образовательным учреждением (факультетом), изучить профиль специальности и содержание будущей работы специалиста. Для студентов 4 курса педагогическая практика включает в себя: 1.Посещение студентами лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику. 2.Посещение семинарских и других форм занятий как слушатель. 3. В течение последней недели студент проводит два самостоятельных занятия. 4. Ведение дневника педагогической практики. 5. Представление отчетных документов по педагогической практике. 6. В педагогическую практику может быть включено: - изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития; - проведение воспитательной работы; - накопление эмпирического материала для курсовых и дипломных работ. Первая неделя. Составление индивидуальных планов работы на период практики, общее ознакомление студентов с образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательной работы и студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится с обучаемыми. Вторая неделя. Под руководством преподавателей студенты анализируют посещенные занятия. Участвуют в намеченной учебно-воспитательной работе. Третья неделя. Студенты готовят и проводят два семинарских занятия. Посещают занятия других студентов, участвуют в их обсуждении и анализе. Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики. По окончанию педагогической практики студенты сдают дневник по педагогической практике, который проверяется факультетским руководителем практики и затем сдается в деканат факультета управления. На заключительной конференции подводятся итоги за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту в зачетную книжку проставляется зачет. Для студентов 5 курса педагогическая практика включает в себя: 1. Посещение студентами лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику, подготовка текста лекции (по решению руководителя практики студенты могут прочитать подобную лекцию по одной из тем). 2. Посещение семинарских и других форм занятий как слушатель. 3. Самостоятельное проведение не менее четырех семинарских и других форм занятий. 4. Ведение дневника педагогической практики. 5. Представление отчетных документов по педагогической практике. 6. В педагогическую практику может быть включено: - участие в опытно-экспериментальной и методической работе; - изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития; - проведение воспитательной работы; - накопление эмпирического материала для курсовых и дипломных работ. Как правило, на втором этапе педагогическая практика проходит в том же учебном заведении, что и на первом. Первая неделя отводится на общее ознакомление студентов со студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится с обучаемыми. К концу первой недели под руководством преподавателей студенты составляют индивидуальные планы работы на период практики, в которых определяется объем и содержание намеченных учебных занятий и другой учебно-воспитательной работы. Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики. В последующие недели студенты готовят и проводят семинарские занятия, и другие запланированные мероприятия, посещают занятия других студентов, участвуют в их обсуждении и анализе, ведут научно-исследовательскую работу. По окончанию педагогической практики студенты сдают заполненный дневник по педагогической практике, который проверяется руководителем практики от кафедры социологии и затем сдается в учебный отдел деканата факультета управления. На заключительной конференции подводятся итоги и объявляются оценки за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту проставляется оценка в зачетную книжку. Отчетными документами педагогической практики является дневник педагогической практики. К дневнику прилагаются: карточка учета прохождения педагогической практики студента, текст лекции и план - конспекты проведенных семинарских занятий. Студент представляет на кафедру руководителю педпрактики текст лекции. Тема лекции студента согласовывается с преподавателем. Она должна отвечать всем теоретическим и методическим требованиям, предъявляемым к лекционным и семинарским занятиям. В отчете по педагогической практике указывается: а). Учебная группа в которой студент проводил занятия, её социально-педагогическая характеристика. б). Основные затруднения, которые испытывал практикант в ходе подготовки текста лекции и проведения занятий. в). Общие итоги педагогической практики (самооценка личной подготовки к преподавательской деятельности, выводы и особые впечатления о деятельности педагога в современных условиях, какие инновационные процессы происходят в образовательном учреждении, что удалось лучше, и что не удалось провести из запланированного и др.). г). Предложения по совершенствованию уровня подготовки студента к педагогической практике и оптимизации ее проведения.
|
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента