Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Опыт организации Фоменков А.И.

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.09.10 22:14

Опыт организации и проведения педагогической практики

студентов-социологов СГПУ.

Фоменков А.И.

г. Смоленск. СГПУ

Педагогическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки преподавателей-специалистов, способных решать актуаль­ные задачи образовательного учреждения по формированию личности, отвечающую современ­ным требованиям общества. Педагогическая практика является формой профессионального обучения в высших педагогических учеб­ных заведениях, ведущее звено практи­ческой подготовки будущих преподавателей, она проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

Основные критерии оценки результатов педагогической практики: степень сформированности про­фессионально-педагогических умений у каждого студента; уровень теоретиче­ского осмысления своей практической деятельности, её целей, задач, содержания и методов реализации; уровень профессиональной направленности ин­тересов будущих педагогов, их активности, отношения к учащимся; уровень профессиональной культуры, способности к рефлексии.

Основными образовательными учреждениями педагогической практики для студентов социологов являются: факультеты СГПУ и других ВУЗов, средние специальные учебные заведения, муниципальные общеобразовательные учреждения, реализующие концепцию профильной старшей школы.

Студент-социолог должен изучить дисциплины обязательного минимума содержания программы профессиональной подготовки преподавателя и как специалист должен быть подготовлен к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях.

Нормативно – правовые документы, регламентирующие организацию, проведение педагогической практики и порядок присвоения дополнительных квалификаций студентам:

- Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании ст.16 п.2;

- Решение коллегии Министерства образования России от 4 декабря 1997 г. №15/2 «О совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического образования в Российской Федерации» п.4.6;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 г. № 14-55-341 ин/15 «О порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов»;

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2000 г.;

- Инструкция по проведению педагогической практики, утвержденная ученым советом СГПУ 20 июня 2002 г., протокол №11;

- Программа по педагогической практике кафедры социологии.

Студент-практикант организует свою деятельность в соответствии с программой педагогической практики, внутренним распорядком образовательного учреждения в котором осуществляется педагогическая практика и индивидуальном планом работы.

В период практики студент должен проявить себя как начинаю­щий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любо­вью к учащимся, к педагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолю­бия.

В процессе работы с учащимися студент должен стремиться показать свою профессиональную компетентность и педагогичес­кую культуру, активно участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Студент, работа которого в ходе педагогической практики при­знана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра и отчисляется из университета.

На период педагогической практики один из студентов назна­чается старостой группы в каждом учебном заведении где проводится практика. В обязанности старосты входят учет и об­щая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях, оформление документов к оплате руководителей практики образовательных учреждений, выполнение поручений руководителей практики.

Студенты-практиканты по всем вопросам, возни­кающим в процессе педагогической практики, обращаются к руководителю практики университета, администрации и преподавате­лям образовательного учреждения, могут вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и организации педпрактики, пользоваться кабинетами ОУ и находящимися в них учебно-методическими пособиями, участвуют в работе конференций, различных совещани­ях, педагогических советах, в деятельности общественных организаций образовательного учреждения.

Педагогическая практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельнос­ти, овладение основами педагогической культуры современного преподавателя, формирование готовности к педагогическому творчеству.

Педагогическая практика проводится со студентами социологами на четвертом и пятом курсах (8 и 9 семестр) в два этапа: 1 этап. В 8 семестре в течение трех недель с выставлением за практику зачета. 2 этап. В 9 семестре в течение четырех недель с выставлением за практику оценки.

Студенты кафедры социология проводят ее на факультетах СГПУ, в образовательных учреждениях г. Смоленска.

Цель педагогической практики: применение теоретических знаний студентов на практике, выработка навыков самостоятельного проведения учебных занятий по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы в реальных условиях учебного процесса.

Основными задачами педагогической практики как основной составляющей профессиональной подготовки преподавателя являются:

- воспитание устойчивого интереса к профессиональной деятельности преподавателя;

- развитие профессионально значимых качеств личнос­ти будущего преподавателя и его активной современной педагогической позиции;

- развитие у студентов профессиональных умений и на­выков, необходимых для самостоятельного преподавания социологии;

- выработка у студентов творческого, исследовательского под­хода к педагогической деятельности;

- приобретение студентами опыта практической воспитательной и организационной работы;

- развитие у студентов потребности в самообразовании и профессиональном росте;

- развитие у студентов творческого подхода к педагогической деятельности в области социологии, умения найти не стандартное решение учебно-воспитательных и организационных задач;

- выработка у студентов способностей к самоанализу, самоконтролю в педагогической деятельности;

- развитие социально значимых черт личности студентов как будущих преподавателей;

- ознакомление с пе­редовым педагогическим опытом;

- оказание студентами помощи учебным учреждениям в научно-исследовательской и воспитательной работе.

Преподаватели кафедры социологии перед началом каждого этапа педпрактики проводит установочную конференцию соответственно со студентами четвертого и пятого курсов. На конференции обсуждаются цели и задачи педпрактики, даются методические рекомендации, студентам выдаются специальные карточки, в которых руководителем практики ставится оценка и дается характеристика практиканта.

Прежде чем студенты будут проводить занятия (семинары и другие формы обучения) они должны ознакомиться с образовательным учреждением (факультетом), изучить профиль специальности и содержание будущей работы специалиста.

Для студентов 4 курса педагогическая практика включает в себя:

1.Посещение студентами лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику.

2.Посещение семинарских и других форм занятий как слушатель.

3. В течение последней недели студент проводит два самостоятельных занятия.

4. Ведение дневника педагогической практики.

5. Представление отчетных документов по педагогической практике.

6. В педагогическую практику может быть включено:

- изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития;

- проведение воспитательной работы;

- накопление эмпирического материала для курсовых и дип­ломных работ.

Первая неделя. Составление индивидуальных планов работы на период практики, общее ознакомление студентов с образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательной работы и студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится с обучаемыми.

Вторая неделя. Под руководством преподавателей студенты анализируют посещенные занятия. Участвуют в намеченной учебно-воспитательной работе.

Третья неделя. Студенты готовят и проводят два семинарских занятия. Посеща­ют занятия других студентов, участвуют в их обсужде­нии и анализе.

Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики.

По окончанию педагогической практики студенты сдают дневник по педагогической практике, который проверяется факультетским руководителем практики и затем сдается в деканат факультета управления.

На заключительной конференции подводятся итоги за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту в зачетную книжку проставляется зачет.

Для студентов 5 курса педагогическая практика включает в себя:

1. Посещение студентами лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику, подготовка текста лекции (по решению руководителя практики студенты могут прочитать подобную лекцию по одной из тем).

2. Посещение семинарских и других форм занятий как слушатель.

3. Самостоятельное проведение не менее четырех семинарских и других форм занятий.

4. Ведение дневника педагогической практики.

5. Представление отчетных документов по педагогической практике.

6. В педагогическую практику может быть включено:

- участие в опытно-экспериментальной и методической ра­боте;

- изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития;

- проведение воспитательной работы;

- накопление эмпирического материала для курсовых и дип­ломных работ.

Как правило, на втором этапе педагогическая практика проходит в том же учебном заведении, что и на первом.

Первая неделя отводится на общее ознакомление студентов со студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится с обучаемыми. К концу первой недели под руководством преподавателей студенты составляют индивидуальные планы работы на период практики, в которых определяет­ся объем и содержание намеченных учебных занятий и другой учебно-воспитательной работы. Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики.

В последующие недели студенты готовят и проводят семинарские занятия, и другие запланированные мероприятия, посеща­ют занятия других студентов, участвуют в их обсужде­нии и анализе, ведут научно-исследовательскую работу.

По окончанию педагогической практики студенты сдают заполненный дневник по педагогической практике, который проверяется руководителем практики от кафедры социологии и затем сдается в учебный отдел деканата факультета управления.

На заключительной конференции подводятся итоги и объявляются оценки за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту проставляется оценка в зачетную книжку.

Отчетными документами педагогической практики является дневник педагогической практики. К дневнику прилагаются: карточка учета прохождения педагогической практики студента, текст лекции и план - конспекты проведенных семинарских занятий.

Студент представляет на кафедру руководителю педпрактики текст лекции. Тема лекции студента согласовывается с преподавателем. Она должна отвечать всем теоретическим и методическим требованиям, предъявляемым к лекционным и семинарским занятиям.

В отчете по педагогической практике указывается:

а). Учебная группа в которой студент проводил занятия, её социально-педагогическая характеристика.

б). Основные затруднения, которые испытывал практикант в ходе подготовки текста лекции и проведения занятий.

в). Общие итоги педагогической практики (самооценка личной подготовки к преподавательской деятельности, выводы и особые впечатления о деятельности педагога в современных условиях, какие инновационные процессы происходят в образовательном учреждении, что удалось лучше, и что не удалось провести из запланированного и др.).

г). Предложения по совершенствованию уровня подготовки студента к педагогической практике и оптимизации ее проведения.

 

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Опыт организации Фоменков А.И.