Самое читаемое
Методологический подход к пониманию сущности моделирования |
Добавил(а) Социология | ||||||||||||||||
08.09.10 22:13 | ||||||||||||||||
Методологический подход к пониманию сущности моделирования эффективного функционирования школы в прогрессирующем динамичном режиме А.И. Фоменков г. Смоленск СмолГУ Повышение эффективности функционирования образовательного учреждения существенным образом влияет на модель управления, т.е. схему организации, представляющую её структуру. В современной школе традиционная модель уже не работает, да и не может работать: в условиях, когда учащиеся оказываются включенными в разные системы информационных потоков, трансляция определенного набора сведений и фактов становится сложной и неэффективной. Социальное моделирование позволяет не просто установить факты, а определить закономерности связи этих фактов в некоей общей системе. Складывающаяся практика социального моделирования привела к выработке общих правил этой процедуры: установление цели моделирования; выделение ограниченного числа основных факторов, которые осуществляют принципиальные изменения в данной системе; установление принципа множественности связей между факторами и выделение ведущих, основных связей, которые и определяют характер развития и изменения данной системы. [См. 3, 8 и др.] Моделирование - многоплановый метод исследования - один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применения моделирования, по существу не ограничены. Оно применяется широко для анализа различных социальных, управленческих, педагогических факторов, проблем. Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования (в силу невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно. В широком смысле модель - любой образ, аналог какого либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемой в качестве его «заместителя», «представителя».[8, с. 819] Моделирование - это исследование каких - либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей познания, это одна из основных категорий теории познания. На идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели). Например, В.М. Сафронова дает следующее определение: Модель - это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом смысле само моделирование теряет смысл. Моделирование - специфическое многофункциональное исследование. Его главными задачами является воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). [8, с. 42]. Исследуя эти определения, мы действительно находим, что области применения моделирования не ограничены; модель нельзя путать с «макетом», так как макет повторяет оригинал и в этом случае моделирование теряет смысл. Учитывая остроту противоречий, их социальную значимость, моделирование преследует цели: с одной стороны - отобразить состояние проблемы на данный, настоящий момент и выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий, а с другой стороны -определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие и активизировать деятельность общеобразовательных учреждений и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов решения социально-педагогических задач. Школа не может эффективно прогрессировать, не анализируя себя и различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные. Необходима информационная база, социальная, педагогическая, психологическая и другая информация. Функциями моделей являются: углубленное познание действующих систем и объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего совершенствования их; проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик. Моделирование выполняет важные эвристические функции: выявляет негативные тенденции; определяет позитивные пути решения проблем; предлагает альтернативные варианты. Таким образом, моделирование выступает в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью. Моделирование сложных социально-педагогических проблем сочетает в себе следующие основные функции: эвристические (относящиеся к изобретению); прогностические; прагматические (истинным считается то, что дает практические результаты). Модели условно делятся на типы: познавательные - эвристические; модели будущего - диагностические; модели желаемого - заданного состояния. [8, с. 43]. Моделирование сложных социально-педагогических проблем, управление функционированием школы в прогрессирующим динамичном режиме сочетает в себе все эти три типа моделей, выделяя их основные функции: эвристические, прогностические и прагматические. В зависимости от параметров времени, модели различаются: данного состояния, где исследуются исторические аспекты, тенденции и направления развития, например, система образования, школа в условиях модернизации, результаты изменений на данный момент; возможного состояния - явления, проблемы исследования опираются на анализ данного состояния, определение тенденций развития от настоящего к будущему, определение результатов, к которым могут привести эти изменения; желаемого состояния - явления, процесса, когда ставится цель достичь определенных результатов в обозримом будущем, то есть программируется создание новых возможностей для реализации обозначенной цели. Целесообразно выделить две группы требований, предъявляемые к моделям. К первой относятся: модель должна быть простой, удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта. Ко второй относятся: определение или улучшение характеристик объекта; рационализация способов построения объекта; управления или познания объекта на его модели. [8, с. 43] Следовательно, при разработке моделей правомерно говорить об их подобии объекту - оригиналу. При котором соблюдается, с одной стороны, - жесткая целенаправленность ее, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, с другой - она должна быть достаточно «свободной», то есть способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов. Модель различается по следующим оценкам: прогрессивность; качество; уровень творческого решения; уровень использования модели. Прогрессивность - означает, насколько модель по целому ряду параметров является лидирующей. Прогрессивность определяется характеристиками свойств модели, применяемой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователя. В качестве, главными критериями выступают: новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение); распространенность; уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм). Уровень творческого решения с помощью модели означает степень выполнения моделью гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций. Последовательность творческого решения здесь такова: первый уровень - определение, классифицирование известных фактов, предметов, упорядочение их и решение простых, задач, усовершенствование простейших модельных представлений; второй уровень - выполнение гносеологических и эвристических способностей разработанной модели, осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования. Уровень использования модели - характеризуется следующими показателями: определена цель применения модели; углублено знание по тем или иным аспектам применения модели управления; используется в системе научного знания, в системе подготовки администраторов школ, непосредственно в учебных заведениях. В структуру модели входят три основных компонента: совокупность направлений развития объекта познания; побудительные силы развития; факторы внешних воздействий. При исследовании важно зафиксировать степень реализованности воздействия всех основных компонентов модели на предыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено на ретроспективном анализе. Подобный подход, в значительной мере, предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, которое базируется на опыте прошлого, сравнения с ним, опирающиеся на полученные в результате выборочного наблюдения массивы информации. [8, с. 45]. В целом модель должна соответствовать следующим требованиям: 1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Она должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса. 2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных на ней результатов. 3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи. 4. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т. е. быть осуществимой на данном уровне развития общества. 5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования. 6. Модель должна строиться с использованием установившейся терминологии. 7. Модель должна предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия изучаемому социальному объекту, явлению, процессу. [8, с. 44]. В научной литературе довольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделей сложных объектов и явлений, которые вполне могут быть применимы в социально-педагогическом проектировании и моделировании. Это такие, как: компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация моделей и др. [См. подробней 1, 2, 6, 7, 13]. Различают модели материальные и идеальные. Модель является одновременно и средством, и объектом исследования, заменяющим оригинал. Говоря об особенности моделирования управления, необходимо подчеркнуть, что моделирование управления преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, предопределить поведение системы. В процессе практической реализации любых программ возможны альтернативные подходы, непредвиденные подходы, непредвиденное воздействие тех или иных факторов, что и предполагает множество вариантов моделей, которые отражают в себе измененное сочетание тех или иных социально-педагогических факторов на исследуемые процессы управления. И каждая модель может представлять собой один из вариантов развития системы. Вследствие этого, модели, с одной стороны, отражают протекание процесса в настоящем, с другой - помогают познать, как он будет протекать в будущем. Следовательно, моделирование выполняет функции поиска оптимальных средств управления. Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную основу и важно не допустить абсолютизации (безусловности, безотносительности) ни одной из них. Объективная сторона проблемной ситуации заключается в противоречии между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения, между рыночными отношениями и нравственными устремлениями личности, особенно учащихся. Применительно к образованию в число субъективных факторов при выявлении и определении проблемной ситуации, входит, прежде всего, понимание ее значимости, целесообразности ее решения, мотивы и интересы участников образовательного процесса, пересекающиеся в ней и нуждающиеся в ее решении. При моделировании нельзя получить удовлетворительного результата, если не выполнить ряд условий: не обозначить четко цель; не уяснить суть проблемы; не уяснить круг тех задач, которые необходимо решать посредством модели, то есть, в определенной мере должна быть гипотеза, нуждающаяся или в подтверждении, или в отрицании; отсутствует наличие достаточного информационного материала, без которого нельзя сделать правильных выводов и принять решение. Не менее важная и сложная задача состоит в умении исследователей перевести количественные показатели на язык качественных характеристик социально-педагогических процессов в ОУ. Решение этой и других задач будет проводиться с помощью мониторингового сопровождения на основе социально-педагогических исследовательских проектов (СПИП). Мониторинговое сопровождение, методология, методика и техника СПИП разрабатывается нами с проведением пилотажных исследований.[См. 11,12] Разные исследователи по-разному смотрят на количество и последовательность этапов моделирования. Выделяется, в частности, четыре этапа: первый - поиск модели, когда интуитивно, на эвристическом уровне обозначается контур первичной модели по аналогии с другими, по сравнению с ними и на основе их; второй - обозначаются существенные характеристики модели, понятия; третий - прагматическое использование модели (что дает практические результаты); четвертый, заключительный - включение достигнутого результата в научные представления. Завершается весь процесс моделирования экспериментом, проверкой его достоинств и выявленных недостатков. Мы так же полагаем, что совершенной модели быть не может. Моделирование процесс непрерывный - от менее совершенных к более совершенным понятиям; от низкого порядка к высшему; от незнания к знанию. Можно, с некоторой долей условности, говорить и о реальной модели школы, имея в виду соотнесение реальных признаков и функций жизнедеятельности образовательного учреждения с его нормативной моделью. По существу, создание реальной модели - есть процедура комплексного анализа деятельности учебного заведения. Совпадение или несовпадение реальных признаков жизнедеятельности школы с ее нормативной моделью может служить не только способом выявления слабых мест, но и основанием определения причин такого расхождения и поиска методов преодоления противоречия. Даже если школа работает не в инновационном режиме, а эффективно функционирует в прогрессирующем динамичном режиме, что на наш взгляд является наиболее приемлемым для большинства современных, общеобразовательных учреждений, то такой комплексный анализ должен проводится постоянно и по определенным показателям и их критериям (с помощью СПИП), т. е. должна быть налажена система мониторинга эффективного функционирования школы в прогрессирующем динамичном режиме. Значение и место социально-педагогического моделирования определяется характером исследовательской задачи. Моделирование может быть основанием проекта образовательного учреждения или целой системы образования и, в этом смысле, существовать как промежуточная исследовательская процедура; может выступать элементом диагностики в системе мониторинга; а может быть и конечной исследовательской целью, когда разрабатывается новая модель школы, вуза, колледжа и т. п. Путем моделирования можно воспроизвести не только статику, но и динамику социального объекта. Функция модели, в конечном счете, состоит в том, чтобы служить основой прогнозирования. Для сферы образования этот принцип важен тем, что образовательная система обладает повышенной динамичностью ориентации, т.е. необходимостью коррегировать действия на будущее состояние, ибо образование - это подготовка субъекта к будущей деятельности, всегда отдалённой в перспективе. Динамичность модели будет проявляться в способности переменных взаимно отображать какие-либо изменения, характеризующие социокультурную динамику. Необходимый этап научного моделирования - построение концептуальной модели, которая представляет объект в системе факторов, выраженных соответствующими показателями. Изменение концептуальной модели сопутствует изменению любой другой модели, так как в неё вводятся новые индикаторы, показатели, качественно и количественно раскрывающие содержание. Она как бы задаёт структуру всех последующих специфических моделей, помогает их интерпретировать, сравнивать и идентифицировать. Концептуальная модель отражает теоретическое понимание целостности объекта, она поддерживает системные представления о нем на всех этапах исследования, служит структурным основанием всех последующих моделей, строится на основе теоретических положений и эмпирических данных; с каждым последующим этапом в связи с новыми данными необходимо уточнять содержание и смысл переменных величин модели. Модель реального состояния отражаемого процесса выступает как результат измерения введённых в концептуальную модель переменных. Во-первых, модель исходит из реальных связей и возможностей, во-вторых, она ориентируется на оптимальные пути решения искомой задачи, достижение максимального эффекта при реальных возможностях. [5, с.4] Мы уже отмечали, что в управленческой деятельности большое значение имеет разработка так называемых нормативных моделей, отражающих наше идеальное представление об изучаемых или проектируемых явлениях действительности. Нормативное моделирование тесно соотносится с нормативным прогнозированием, с предвидением будущего состояния объекта или процесса. Более того, нормативное моделирование в методических основах во многом совпадает с нормативным прогнозированием. С некоторыми оговорками можно утверждать, что прогнозирование - часть нормативного моделирования. Во-первых, для построения нормативной модели необходим прогноз. Во-вторых, нормативную модель вполне можно рассматривать как ретроспективный поворот (возврат) прогнозной модели в современное или несколько продвинутое по отношению к современному состояние объекта. Процедура прогнозирования - это анализ проективных ситуаций под действием вводимых факторов, выявление последствий действия таких факторов, их оценка. Наиболее динамичный фактор - внедрение новых и свертывание старых моделей. К таким действиям система образования особенно чувствительна. Прогнозирование можно рассматривать как сложный многоходовой процесс конструирования и анализа различных вариантов моделей на основе экспериментов, в ходе которых определяется оптимальная модель как наиболее эффективное разрешение проблемных ситуаций, как допустимый предел соотношения позитивных и негативных действий. Прогнозирование предполагает диагностику объекта, включающую выявление и анализ проблемных и стабильных ситуаций. Можно предположить, что проблемность, напряженность в деятельности зависит от согласованности состояний побудительных, ориентационных, адаптивных, коммуникативных механизмов. Существенный шаг в прогнозировании - в поиске факторов разрешения проблемных ситуаций, противоречий развития и функционирования объекта, их адекватного отражения в прогнозных (идеальных) моделях. Н.П. Пищулин и В.М. Ананишнев отмечают, что динамические модели по определению включают в себя фактор времени. В модели образования особо велика роль «временной» компоненты моделирования. Современное образование по своему содержанию и длительности весьма сложно. Сроки обучения колеблются от нескольких недель до десятилетий. Система образования по своему назначению опережает практику в ее технологическом и социальном развитии. Смещение прогнозной модели в слишком отдаленную перспективу снижает ее надежность. Возникают трудности перевода культурного опыта в адаптивную учебную модель, отработки методов, технологий учебной работы. Для использования модели в качестве инструмента управления необходимо каким-либо способом ее легитимизировать, придать ей статус некоего социального норматива. А для этого требуется выйти за пределы исследования в сферу социальной практики по управлению теми процессами, которые отображаются в модели. Иначе говоря, модель нуждается в признании как научно обоснованный норматив или система нормативов, в поддержке авторитетом, как компетентных научных органов, так и в одобрении властью общественных, государственно-административных органов. [5, с.6] Модель управляемой системы школы разработана коллективом ученых под руководством В.С. Лазарева (рис.1) [10, с.46] и школа детально рассмотрена, как объект управления [См. 4, 10]. Эти положения и выводы являются базисными в создании модели управления процессом развития ОУ с системой мониторингового сопровождения.
Рис. 1. Модель управляемой системы школы Управленческая система инновационных школ постепенно сменила свой режим функционирования на режим развития, однако мы полагаем, что целесообразней рассматривать процесс управления эффективным функционированием школы в прогрессирующем динамичном режиме. Пояснение данного тезиса выходит за рамки заявленной темы. Начиная с 1999 года, нами исследуется проблема повышения эффективности управления общеобразовательным учреждением в общей программе опытно-экспериментальной работы по разработке варианта модели сельской адаптивной школы на базе Печерской муниципальной средней общеобразовательной школы Смоленского района, а также школ г. Смоленска. Вследствие этого полагаем, что можно сформулировать основные требования к модели управляющей системы школы в режиме функционирования по модели динамичного прогресса, следующим образом: 1. Модель управляющей системы должна включать педагогический, социологический, психологический, управленческий, организационный, экономический и правовой компоненты. 2. Структура школы не может быть определена без учета социально-психологических, психолого-педагогических характеристик субъектов обучения, в том числе их состояния здоровья. 3. В управлении школой, безусловно, необходимо разделение труда в управляющей системе и определение специфики и функционального состава управления для работы по непрерывным образовательным программам. 4. Финансовые затраты должны обеспечивать материально-техническую базу школы. 5. Организационная структура управления школой должна быть нацелена на режим эффективного функционирования школы в прогрессирующем динамичном режиме и обеспечение своевременного и гибкого реагирования на количественную и качественную потребность в подготовке выпускников средней школы на основе государственного образовательного стандарта и регионального образовательного компонента. Модель управления процессом эффективного функционирования школы в прогрессирующем динамичном режиме невозможно отобразить в тезисах и в упрощенном виде ее можно представить как четыре последовательных блок-схемы с обратной связью: блок-схема 1 (подготовительного) этапа; блок-схема 2 (проектировочного) этапа; блок-схема 3 (организационного) этапа; блок-схема 4 (контрольного) этапа (рис.2)
Рис. 2. Упрощенная модель управления процессом развития ОУ Предпроектная стадия разработки модели осуществлялась как анализ социальных, экономических, демографических, педагогических, социально-культурных и других внешних условий жизнедеятельности Печерской муниципальной средней общеобразовательной школы Смоленского района. Выявление социального заказа общеобразовательному учреждению, конкретизация его содержания по уровням и формам образования - одно из важнейших условий не только разработки проектов развития ОУ, но и условие успешного внедрения разработанных проектов, корректировки их на стадии реализации. Необходимость обратной связи на всех этапах проектировочной деятельности (от предпроектного этапа до корректировки реализуемых проектов) привела нас к идее введения мониторинга процесса управления эффективно функционирующей школой в прогрессирующем динамичном режиме. Литература: 1. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб.: Образование, 1995. 2. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дис… докт. пед. наук: РГПУ. – СПб, 1995. 3. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 5. Пищулин Н.П., Ананишнев В.М. Моделирование как элемент управленческой деятельности. // Школьные технологии. – 2001. - №3. – С. 3-22. 6. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. – СПб.: СПб. ГТУ, 1996. – 140 с. 7. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис… докт. пед. наук: СПБ. государственный технический университет. – СПб., 1996. 8. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 9. СЭС / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Изд. 4-е. М.: Советская энциклопедия, 1987. 10. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие. / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. 11. Фоменков А.И. Мониторинг как практическая система информационного обслуживания управления школой. / Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ(СТУ), МСХА, ЛНАУ 5-6 января 2004 года. Том 4. Педагогика и методика. Москва-Луганск: Издательство МАДИ(ГТУ), МСХА, ЛНАУ, Смоленск ООО «Инга». 2004. С. 126-130. 12. Фоменков А.И. Сущность и построение системы социально-педагогического мониторинга управления развитием общеобразовательного учреждения. / Эстетическое и этическое в научном исследовании, образовании и воспитании. Материалы научно-практической конференции. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 57-72. 13. Юсупов В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: Дис… докт. пед. наук: Вятский государственный педагогический университет. – Киров, 1999.
|
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента