Самое читаемое
Сущность и построение системы социально-педагогического мониторинга |
Добавил(а) Социология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.09.10 22:11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сущность и построение системы социально-педагогического мониторинга управления развитием общеобразовательного учреждения Фоменков А.И. г. Смоленск СмолГУ
Сегодня ставится вопрос о необходимости создания нового социального механизма оценки деятельности учреждений образования. Он должен в коллегиальных, профессиональных и публичных формах определять общественные потребности, как по содержанию, так и по формам образования. Мы полагаем, что мониторинг развития образовательных систем это необходимое условие эффективного управления. Необходимо отметить, что разработка проблематики обеспечения качества управления школой актуальна, прежде всего, для общеобразовательного учреждения как социальной образовательной организации, являющейся ядром социальной системы общества в процессе социализации личности. В своей работе «Качество управления школой: каким оно должно быть» А.М. Моисеев подчеркивает что, в ситуации резко возросшей неопределенности, неустойчивости, непредсказуемости окружающей среды, ее агрессивности по отношению к школе. Начавшейся конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг, хронического дефицита необходимых ресурсов, автономизации образовательных учреждений реальное состояние наших школ и возрастающий «разброс» в результатах их работы (при всей важности и силе влияний внешкольной среды) во многом определяется и объясняется именно характером управления, его качеством. Все острее осознается необходимость смены управленческой парадигмы в школе, модернизации действующих систем внутришкольного управления, создания новых моделей систем управления школами, отвечающих современным требованиям. Для прогресса системы образования сегодня необходимо не просто развитие системы внутришкольного управления, а непременное развитие опережающих инновационных процессов в школе, так как без этого трудно рассчитывать на осмысленность, системность, результативность преобразований. Автор констатирует фактическое отставание инновационных процессов во внутришкольном управлении от динамики изменений в остальных подсистемах школы с угрозой потери управляемости нововведений.[5, с. 6-7] Это вызывает необходимость шире использовать технологии мониторинга в системе управления развитием общеобразовательных учреждений. В последние годы понятие «мониторинг» вошло в массовое сознание, стало привычным и вполне известным. При этом часто под этим словом понимают любой повторяющийся процесс измерения, независимо от сущности процесса. Полагаем, такое расширенное толкование понятия «мониторинг» скорее скрывает его сущность, чем раскрывает его. Появление понятия «мониторинг» в сфере образования – это отражение потребности системы управления образованием в наличии качественной, достоверной, надежной информацией. Мониторинг образовательных систем предполагает рассмотрение не только проблем, связанных с собственно педагогическим мониторингом, но и другими системами мониторинга, применимыми в сфере образования, а именно: медицинский, статистический, нормативный, социологический и другие. Основная сфера практического применения мониторинга – это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. Он используется в различных сферах и с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами. Однако различные системы мониторинга, обладая общими чертами, существуют и развиваются достаточно изолированно в рамках той или иной науки или области управления. Можно отметить, что степень изученности и интенсивность использования его в различных сферах деятельности неравнозначны. [1, с.27] В образовании о различных системах мониторинга мы имеем фрагментарные, отрывочные сведения. Сегодня, на наш взгляд, можно говорить о существовании локальных систем мониторинга не только в Российской Федерации, но и в других странах мира. В своей статье «Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании» О.А. Митина попыталась ответить на вопрос о необходимости реализации мониторинга, который осуществляется через систему представляющую собой «инструментарий, предназначенный для формирования оценки образовательной системы. Для построения систем мониторинга могут быть использованы различные модели образовательных систем или их компонентов. Оценивать системы можно исходя из нескольких позиций: оценить процесс; оценить результат; определить соответствие результата той цели, которая ставилась; оценить соотношение начального и конечного состояния системы». [4, с.69-70] Анализируя различные подходы к оценке эффективности работы образовательного учреждения, А.Н. Майоров и О.Е. Лебедев обращают внимание на способ определения этой эффективности. Речь идёт о модели «цель - результат». Судить о работе образовательной системы можно, сравнивая поставленные перед ней цели и достигнутые результаты. Для того чтобы такой результат был реализован, необходимо иметь строго детерминированную систему, в которой существуют однозначные причинно-следственные связи и возможность точного казуального вывода. Образовательные системы к таковым не относятся. Именно это основная причина неудач с использованием модели «цель - результат» для оценки образовательных систем. [3, с. 29-33] В рамках модели «цель - результат» можно рассматривать сравнение результатов деятельности образовательной системы с социальным заказом, однако этот подход достаточно дискуссионный. Согласимся с выводом О.А. Митиной, сделанным на основе сравнительного обзора систем мониторинга в котором «были выявлены различные подходы к оценке образовательных систем, которые должны учитывать вклад, процесс и результат. Модели, которые предполагают изучение только результата или процесса и построены на изучении отношения «цель - результат», приводят к ошибочным заключениям». [4, с.75] Новые задачи, стоящие перед региональными образовательными системами, потребовали новых подходов к организации информационной службы. Основой её эффективности стала реализация модели «вход-выход». Ее суть - построение системы оценочных показателей на входе и на выходе (модель построения системы изучения образовательной системы на уровне «школа или класс» Р. Шейвелсона). Эта модель основана на изучении внешних и внутренних связей образовательной системы, расширении самостоятельности и ответственности педагога, включении родителей в процессы, происходящие в образовательном учреждении, на правах участников образовательно-воспитательной деятельности. Эта модель деятельности используется большинством информационно-диагностических служб. Модель системы образования Шейвелсона Вход системы Выход системы
Эта модель основана на изучении внешних и внутренних связей образовательной системы, расширении самостоятельности и ответственности педагога, включении родителей на правах участников образовательно-воспитательной деятельности в процессы, происходящие в образовательном учреждении. Графически эта модель может быть представлена следующим образом:
Эта модель деятельности используется большинством информационно-диагностических служб. Она появилась эмпирически и является результатом практических разработок. В рамках данной модели возможно проведение локальных обследований, а также построение системы показателей для широких обследований. В рамках данной модели основанием для сравнения служит не соответствие результатов деятельности образовательного учреждения поставленным целям, а эмпирическим способом полученные статистические нормы, которые, с одной стороны, фиксируют состояния, а с другой, - служат рабочим эталоном. Таким образом, это еще одна возможность реализации мониторингового принципа построения исследований. Необходимо отметить, что поиски и пробы различных моделей оценивания характерны для большинства стран. Практически те же модели были в разное время опробованы в США и Канаде. Дж.Д.Уилмс в работе «Контроль за результатами работы школы. Руководство для преподавателей» дает описание различных моделей оценки образовательных учреждений: 1. Модель контроля соответствия нормам. Посылка, лежащая в основе этой модели, заключается в том, что если школа отвечает установленным стандартам по различным параметрам, то это обязательно влечет за собой соответствующий уровень достижения результатов. «Если выясняется несоответствие школы установленным стандартам, от руководства школы могут потребовать плана усовершенствований или в крайнем случае школа может быть закрыта». 2. Модель выходного контроля. Эта модель сконцентрирована на результате, в частности - академического обучения. Эта система контроля уделяет незначительное внимание элементам деятельности школы, так как основной целью этой системы является определение конкретных сильных или слабых сторон достигнутых результатов, независимо от характеристики ученика. Такая модель предусматривает частое проведение тестирований и немедленную оценку, чтобы преподаватели могли внести изменения в процесс обучения. 3. Модель контроля достижений. Эта модель предусматривает показатели не только результатов работы школы, но и вклада школы. Они направлены на сравнение отдельных школ и групп школ по районам, в соответствии с результатами их деятельности. Авторы модели исходят из представления о том, что сравнение отдельных школ стимулирует конкуренцию и заставляет преподавателей обеспечивать более высокий уровень образования. Реализуя эту модель, авторы понимают, что сравнивать результаты работы школ без учета тех условий, в которых они вынуждены работать, некорректно. Поэтому сравниваются между собой только те образовательные учреждения, для которых условия считаются одинаковыми. Школы относятся к разным категориям в соответствии с комплексным показателем социально-экономического статуса (СЭС), который получен на основе информации об образовательном и профессиональном статусе родителей. Осуществляется сравнение школ, отнесенных к одной категории по СЭС. Возможен и другой способ, основанный на множественной регрессии, когда в зависимости от СЭС для каждой школы рассчитывается ожидаемый балл и оценка школе дается на основе сравнения реального и ожидаемого балла. Эта модель подвергается законной критике, поскольку СЭС не отражает в достаточной степени всех внешкольных факторов, связанных с успехами ребенка в школе. 4. Модель с использованием данных о процессе обучения. В предыдущих моделях школа рассматривалась как «черный ящик», без учета процессов, которые происходят в школе. В начале 80-х годов была разработана модель «пяти факторов» для эффективно работающих школ, которая включала в себя: Сильное административное руководство; Хороший внутренний климат; Ориентацию на базовые академические навыки; Ожидание более высоких результатов от учеников со стороны преподавателей. 5. Систему контроля за достижениями учащихся. Несмотря на то, что данная модель отличается значительной обоснованностью и действенностью, доказательство того, что именно эти пять факторов наиболее значимы, отсутствуют. В практике реализуются и другие модели, учитывающие процессы, проходящие в образовательном учреждении. Обычно исследователи проставляют параллельно баллы за результат и за процесс, показывая, что между оценками процесса и результата существует связь. При том они исходят из предположения о том, что если бы школы усовершенствовали процесс предлагаемым способом, то это привело и к более высоким результатам. Однако это не всегда так, поскольку процессы, обеспечивающие эффективную работу школы, связаны не только с результатом, но и с составом учащихся, статусом школы. «Для школ высокого статуса легче установить дисциплину в школе, контролировать достижения учеников и предъявлять к ним высокие требования, нежели в школах, расположенных в неблагополучных районах». 5. Модель «от достигнутого» — построенная на изменениях в достижениях учащихся. В основу этой модели положено предположение о том, что изменения в темпах развития ученика может достаточно адекватно характеризовать качество работы образовательного учреждения. Однако реализация этой идеи наталкивалась на технологические трудности создания эквивалентных тестов для разного возрастного периода. Только в последнее время с развитием многоуровневых статистических моделей IRT- метода в тестировании реализация этого подхода стала реальной. Считается, что темпы развития характеризуют достижения школы, поскольку показатели, связанные с начальными способностями и происхождением семьи, в значительной степени учитываются в параметре темпов развития. 6. Наиболее качественной на сегодняшний день представляется модель «измерения изменений в достижениях школы». Достижения одной и той же школы могут меняться от года к году. Эти изменения могут быть вызваны социально-экономическими факторами, факторами социальной неоднородности, случайными отклонениями. Поэтому для построения модели эффекта школы необходимо учитывать факторы вклада, процесса и результата «по последовательно сменяющим друг друга составам учащихся одного возраста», что может обеспечить максимальную информацию о влиянии школы. Кроме этого, такой подход позволит оценить влияние специфических изменений, которые школа реализовала по собственной инициативе. В качестве примера реализации подхода учитывающего вход, выход и процесс, можно на различных уровнях привести пример модели концептуального исследования IЕА.
Концептуальная модель исследований IEA
Таким образом, анализ тех подходов к оцениванию эффективности работы конкретной образовательной системы на Западе привел к выводу об эффективности подхода построения системы мониторинга, которая заключается в обследованиях одного объекта по стабильным показателям в течение нескольких лет и анализе результатов с учетом тех особенностей, в которых вынуждена действовать школа. [2, с.58-60] Можно констатировать, что проблемы мониторинга во всех сферах его использования решаются одновременно и на уровне их теоретического осмысления и на уровне его практической реализации. Сферы использования мониторинга чрезвычайно разнообразны. Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как целостном самостоятельном научно-практическом феномене. Различия же в толковании сущности мониторинга, в целеполагании и средствах его осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем мониторинга в каждой из областей его применения. Рассматривая практику информационного обслуживания управления школой, мы вводим понятие социально-педагогического мониторинга. Существующие системы мониторинга в образовании в основном направлены на непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управление им. Достаточно широкое распространение сейчас получают системы мониторинга на уровне образовательного учреждения, но в большей степени речь идет о мониторинге качества образования, медико-психологическом мониторинге. Однако до сих пор в педагогике практически нет целостных научно апробированных исследований о социально-педагогическом мониторинге управления развитием общеобразовательным учреждением, поэтому в этом направлении нами проводится диссертационное исследование. Вводимое нами понятие «социально-педагогический мониторинг (СПМ)» можно отнести к видам мониторинга, пользователями которого являются конкретные органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений (ОУ), отдельные структуры. В литературе незначительно представлены виды мониторинга, входящие в эту группу. Мы предлагаем для реализации разрабатываемую модель управления развитием общеобразовательного учреждения с системой целевого социально-педагогического мониторинга, пользователем которого является администрация школы. Данный тип мониторинга направлен на реализацию задач как стабильного функционирования ОУ, так и задач его развития (как городских, так и сельских школ) и он может существовать неограниченно долго, что позволит постоянно совершенствовать инструментарий и технологию его проведения. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка системы СПМ в совокупности с гипотетической моделью управления развитием общеобразовательного учреждения. Полагаем, что эта мониторинговая система является специфическим комплексом воздействия на взаимосвязь функций управления (управленческий цикл) по оптимизации форм, методов и технологий по качественному управлению школой, адекватных поставленным целям процесса развития в соответствии с ее ресурсным обеспечением. Мы полагаем, что СПМ представляет собой систему трехуровневых (школа, класс, учащийся) социально-педагогических исследовательских проектов, повторяющихся с определенной дискретностью, с использованием методологии, методики и техники прикладных (конкретных) социологических исследований, а так же с широким использованием социологических и социально-психологических методов сбора и анализа информации об объекте исследования (наблюдения), с целью управления эффективным функционированием или развитием общеобразовательного учреждения с учетом социума, внешней и внутренней среды ОУ. Проект модели управления с системой СПМ I. Блок-схема 1 - Подготовительный этап. Блок-схема 2 - Проектировочный этап. Блок-схема 3 - Организационный этап. Блок-схема 4 - Экспериментальный этап. II. 1-ый Уровень социально-педагогической характеристики – ОУ, администрация, педагогический коллектив. 2-ой Уровень социально-педагогической характеристики – класс, параллель. 3-ий Уровень социально-педагогической характеристики – ученики, родители. СПИП – социально-педагогический исследовательский проект. ( ) – мониторинговое сопровождение с обратной связью. ( ) – влияние воздействия внешней среды и внешних факторов на ОУ, как открытую социальную систему. ( ) – взаимосвязь и взаимовлияние. ППП - Проектирование, прогнозирование, планирование.
Анализ реального Мониторинг процесса Мониторинг качественного состояния ОУ развития ОУ функционирования новой модели
…………..
Изменение понимания объектов и функций управления происходит и на уровне конкретного общеобразовательного учреждения. Намечается тенденция перехода от упрощенного понимания объекта управления (ОУ) к его пониманию как целостной, открытой, взаимодействующей с социумом социальной (образовательной) организации, в рамках которой осуществляются не только образовательные, но и обеспечивающие, управленческие, а также инновационные процессы, образующие в своей совокупности интегрированный процесс ее жизнедеятельности. На внутриорганизационном уровне управления отмечается появление следующих функций: анализа и прогноза изменений социума, образовательных потребностей, социального заказа на образование; формулирования системы ценностей школы; разработки и реализации образовательных программ, учебного плана; развития образовательной среды и организационной культуры учреждения; разработки и реализации концепции и программы развития образовательного учреждения; координации отдельных образовательных процессов; формулирования общих целей образовательного учреждения; организации учета, диагностики и структурирования контингентов учащихся, поступивших в учебное заведение; организации исследовательской, опытно - экспериментальной работы; осуществления рекламы образовательных услуг; организации повышения квалификации кадров, их поиска, аттестации, социальной защиты; организации разработки и освоения новшеств; организации многоканального финансирования образовательного учреждения, оказания дополнительных платных услуг, предпринимательской деятельности; организации подготовки учреждения к лицензированию новых услуг и аттестации и ряд других, специфических для конкретного ОУ. В практике планирования наиболее заметным новым явлением стало освоение стратегических планов (прогнозирование), программ развития образовательных учреждений (проектирование и планирование). С освоением этого новшества связано и обновление целого ряда других функций управления. Разработка программ потребовала более серьезного, оснащенного специальными и методическими средствами, подхода к анализу ситуации в социуме и внутри образовательных учреждений, подвела практиков к освоению приемов прогнозирования ситуации с помощью построения и экспертной оценки вероятных сценариев ее развития. Сам процесс разработки программ активизировал применение активных методов командной работы. Программы способствовали попыткам более точной, операциональной постановки целей школ и критериев достижения целей, проблемной ориентации деятельности педагогических коллективов и систем внутришкольного управления. Кроме того, разработка программ актуализировала создание и формулирование систем ценностей образовательных учреждений, концепций их желаемого будущего состояния. Можно констатировать, что существенной активизации и интенсификации процессов разработки и освоения программ развития образовательных учреждений, проведению нашей работы на научных основаниях во многом способствовала подготовка и издание массовым тиражом ряда соответствующих научных и методических рекомендаций. Главная особенность разрабатываемого нами инструментария социолого-педагогического мониторинга состоит в целостности, системности, которая обеспечивается строгой привязкой всех инструментов к общей системе индикаторов, которая обеспечивается посредством социально-педагогического исследовательского проекта. Под социально-педагогическим исследовательским проектом (СПИП) мы будем понимать систему научно исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социально-педагогических явлений на основе фактлогических данных, обеспечивающих информационную базу для практического осуществления модели управления эффективным функционированием или развитием общеобразовательного учреждения, решения возникающих социально-педагогических, социально-психологических проблем, принятия управленческих решений. Каждое направление СПИП опирается на специфический набор инструментария построенного на операционализации понятий описывающих объект и предмет мониторингового исследования. Причем эти наборы частично могут пересекаться. Один индикатор может операционализироваться вопросами, обращенными ко всем участникам образовательного процесса. При этом осуществляется контроль за тем, чтобы в исследовании были задействованы если не все, то подавляющее большинство индикаторов, включенных в СПИП составляющую систему мониторинга. Таким образом, мониторинг дает более качественную информацию, базируется на конечном количестве системно отобранных индикаторов. В качестве объекта мониторинга выступают социологические объекты. Можно сделать следующие предварительные выводы проводимой исследовательской работы: 1) Объект (ОУ) социально-педагогического мониторинга динамичен и находится в постоянном развитии. Он подвержен влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функционировании или развитии объекта; 2) Реализация локального мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценку, изучение) за объектом (ОУ). Мера постоянства, набор СПИП и соответствующий набор инструментария к проектам определяется особенностями объекта и предмета конкретного СПИП и ресурсными возможностями ОУ; 3) Применяемая модель социально-педагогического мониторинга, на уровне муниципальных и региональных систем образования, позволит оценивать многие процессы с высоким качеством, по одним и тем же показателям, используя валидные методики и высокий технологический уровень, вследствие чего возможен сравнительный анализ ОУ и выявление динамики различных процессов; 4) Мониторинг подразумевает наличие модели (прогноза) развития (изменения состояния) ОУ; 5) Предлагаемая система социально-педагогического мониторинга реализуется посредством СПИП.
Литература: 1. Майоров А.Н. Мониторинг как научно-практический феномен // Школьные технологии. №5. 1998. С. 25- 48. 2. Майоров А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием // Школьные технологии. № 1-2. 1999. С. 46-60. 3. Майоров А.Н., Лебедев О.Е., Заир-Бек Е.С. Мониторинг региональных образовательных систем и эффективности реализации социальных проектов. М.: Полиграф сервис, 1999. 4. Митина О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании // Школьные технологии. № 4. 2002. С. 69-75. 5. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001.
|
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента