Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Методика преподавания социологии

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.09.10 22:02

Методика преподавания социологии в профильных классах: организация и использование деловых игр в учебном исследовании.

А.И. Фоменков, СГПУ.

Нами рассматриваются игровые методы, которые могут быть методически использованы при проведении практических исследований учащимися, в ходе изучения социологии. Основной принцип данных игровых методов заключается в получении знаний о конкретном, типичном объекте практической деятельности, в переводе знаний-описаний в знания-предписания и в практические действия по достижению определенной цели.

Деловые игры - это моделирование реальных ситуаций по определенным правилам, с помощью которого отрабатываются навыки принятия решений. Основным элементом игры является моделирование ситуации, близкой к реальности. Деловые игры являются коллективным мероприятием: взаимодействуют нескольких игроков, принимающих решения и моделирующих конкретную ситуацию, а учитель, направляющий игру, анализирует и оценивает их действия.

Выделяются четыре основных сферы, в которых активно используется метод деловых игр: теория и практика принятия решений в управлении и производственно-хозяйственной деятельности; для уточнения социальных проблем и апробации вариантов проектных решений; анализ проблем, теоретических положений и гипотез в научных исследованиях; в целях обучения: в образовательных программах, при повышении квалификации и переквалификации, для обучения специалистов новым способам деятельности, навыкам. [См. 1, 2, 4]

В прикладном учебном социологическом исследовании все эти сферы попадают в поле зрения ученика, поэтому можно рассматривать функции деловой игры и ее место в логике исследования с точки зрения основных функций, которые реализуются в ходе прикладного исследования:

- Информационно-диагностическая функция: здесь, уже на первых этапах исследования, возможно, использовать деловые игры, характерные для второй и третьей из вышеописанных сфер применения. Деловые игры помогают исследователю рассмотреть проблему, уточнить предмет исследования, проблему и проблемную ситуацию. На этапе сбора информации и диагностики проблем деловые игры, во многом, приближаются к методу моделирования. Так же как и в моделировании, исследователь стремится получить новую или дополнительную информацию об объекте, через рассмотрение его структуры, существенных свойств и отношений, присущих объекту.

- Планово - прогностическая функция: на этом этапе деловая игра помогает уточнить возможные варианты развития предмета исследования в сложных, динамичных непрозрачных ситуациях и определить целевой комплекс, наметить дерево возможных решений.

- Социоинженерная функция: в ходе деловых игр идет апробация методов практической деятельности, связанных с использованием знаний, полученных, как в ходе исследования, так и в теоретической социологии; адаптация этих методов и знаний для решения конкретных повседневных и перспективных задач.

- Контрольно - коррегирующая функция: в ходе деловой игры исследователь имеет возможность оценить соотношение теоретических представлений с практикой, апробировать варианты решений в ситуациях, максимально приближенных к реальным и отобрать наиболее применимые и эффективны из них.

- Пропагандистская функция: в рамках деловой игры исследователь может показать остальным учащимся преимущества тех или иных вариантов решений, показать эффективность новых методов работы, наглядно продемонстрировать оптимальное использование ресурсов, в разрешении проблемы и тем самым способствовать их привлечению. [3, с. 30-31]

Разработка сценария деловой игры начинается с раскрытия концепции игры. Через описание целей и задач, которые призвана решать данная игра, определяются какие ситуации и отношения предполагается моделировать в ходе игры. При работе над сценарием следует учитывать, что функции игры, этап исследования на котором она проводится, связь с программой исследования и другими методами, которые использует исследователь, имеют большое значение для выбора типа игры и ее структуры. Также важно учитывать особенности участников (уровень их знания и опыта по отношению к решаемой проблеме, цели, которые они ставят для себя).

С учетом этих факторов можно выделить несколько общих типов игр:

 

Содержание

Участники игры

Исследователь

Задачи

Описание

Демонстрация проблемы,

ситуации,

процесса.

Как я вижу проблему?

В такой ли ситуации мы оказались?

Учтены ли все

существенные факторы при постановке и разработке проблемы?

Какую информацию еще необходимо учесть при выработке решений

по проблеме?

Уточнение целей и задач

исследования, соотнесение их с целями, мотивами,

потребностями других людей. Оценка ресурсов.

Демонстрация

Демонстрация

возможных вариантов решения

проблемы.

Как мы обычно действуем в подобной ситуации?

Что еще мы могли бы сделать?

Какие варианты решения проблемы допустимы?

Какие варианты наиболее

эффективны в данной ситуации?

Возможны ли другие варианты решений?

Групповое проектирование.

Выявление ресурсов группы. Формирование эффективно работающих команд. Поиск новых путей решения проблемы.

Отображение

Предоставление

обратной связи.

Как нами осознается данная проблема и способы ее разрешения?

Какие из выработанных

решений являются допустимыми, оптимальными, а какие нереальны или недопустимы?

Оценка возможных ошибок

в разработке проблемы и путей ее решения.

Тренировка

Освоение новых

способов действия.

Какие знания и навыки

необходимы ДЛЯ применения новых методов работы?

Какими способами лучше всего обучить новым методам работы?

Подготовка к инновациям,

Разработка эффективных

технологий освоения новых

навыков и знаний и приемов их модификации.

 

При подготовке к игре следует учитывать ряд принципов организации, которые позволяют сформулировать ее назначение и конкретные обстоятельства деятельности:

1. Полное погружение в проблематику игры: участники игры должны заниматься анализом тех проблем и вопросов, которые относятся к данной теме, все участники игры должны проходить все ее этапы. Соблюдение этого принципа способствует созданию благоприятной атмосферы для творческого вклада всех участников.

2. Постепенное вхождение участников игры в ситуацию: всю основную информация по проблеме участники получают не до начала игры, а в процессе игровой деятельности.

3. Равномерная нагрузка: распределение материала по времени в соответствии с возможностями участников, что достигается путем предварительного тестирования, перемещения участников на разных этапах игры, обмена ролями и т.п.

4. Правдоподобие игровой ситуации.

После выбора типа игры, написания ее концепции, начинается работа над содержанием сценария, в котором детально описывается ход самой игры. Разработка сценария может осуществляться двумя способами. Можно начинать с общего наброска, исхода из основных целей и задач игры, затем конкретизировать детали. Постановка задач игры всегда тесно связаны с основной ее целью - исследование и проработка проблемы, сравнение предложенных решений проблемы, усвоение методов работы в новой ситуации и т.д. Задачи могут носить обобщенный характер: обсудить причины, приведшие к возникновению проблемы, опробовать новые методы действия в проблемной ситуации, повысить эффективность коммуникаций и т.д. В других случаях задачи могут быть конкретизированы через введение операциональных терминов: проводить интервью, делать заявки, давать советы, дискутировать, вести записи и т.д. Второй вариант разработки сценария - определение хода игры исходя из позиций занятых в ней участников. В этом случае из частных примеров выделяются общие принципы, которые становятся руководством к разработке сценария. Однако при использовании такого подхода чрезмерное внимание к позициям отдельных участников может заслонить центральную проблему и привести к искажению целей, которые были поставлены в ходе как самой игры, так и всего исследования.

Разработка сценария игры осуществляется с учетом возможностей, которые есть у педагога. Исходя из ресурсов определяются этапы игры с подробным описанием регламента.

В структуре деловых игр обычно выделяют несколько этапов. На первом этапе участники получают информацию об игре, выражают свои ожидания и установки по отношению к работе, определяются роли и формы деятельности каждого из участников игры. На этом этапе, при написании сценария, следует решить вопрос о том, какая информация будет представлена участникам игры и определить стратегию работы игроков. Здесь можно выделить три основных метода: 1) вся информация по проблеме собрана и известна учащимся, есть альтернативы решений и необходима только произвести выбор и оценить варианты. В этом случае игрокам предоставляется вся информация и их задача заключается в том, чтобы в процессе своей деятельности выбрать оптимальное решение; 2) информация по проблеме, в основном, собрана и известна, но варианты решений не заданы. В ходе игры, на основе имеющейся информации происходит поиск решений и их отбор; 3) в условиях неполноты и неопределенности информации необходимо найти возможные альтернативы принятия решений, определить, какие аспекты проблемы требуют дополнительной проработки и сбора дополнительной информации.

Второй этап связан с формированием групп, включением всех учеников в активную работу, распределение ролей или функций в игре. Работа на этом этапе зависит от проблемы, которая является предметом игры и состава участников, и может быть организована двумя способами. В первом случае в качестве средства включения в игру используется сам ее предмет, включение участников проходит естественным образом, в процессе интерпретации проблемы, выделения ее аспектов и их обсуждения. Такой способ возможен при наличии сплоченных групп, с высокой мотивацией к достижению поставленных целей. Во втором случае бывает полезно начинать с серии игр разминок, направленных на снятие внутреннего напряжения, создание эмоциональной поддержки, формирование сплоченной группы или групп. Приведем несколько наиболее распространенных вариантов игр разминок:

«Гвалт». Группа игроков разбивается на пары. Им даются темы: «Как вы провели сегодняшнее утро», «Расскажите любимую сказку» и т.п. Затем все начинают говорить, стараясь заставить собеседника замолчать. Другим вариантом такой игры является игра по трое, когда один из участников пытается рассказать другому историю, а третий должен им мешать. Время проведения таких игр, обычно, ограничивается одной - двумя минутами.

«Снежный ком». В данной игре участвует вся группа целиком, участникам предлагается рассказать историю, но так, чтобы каждый человек высказывал всего одно слово. Рассказ должен развиваться по кругу в определенном темпе, который достигается путем отбивания ритма.

«Адвокаты». В центре группы находится человек, который должен получить от обвиняемого определенную информацию. Обвиняемый — игрок, на которого смотрит и к которому обращается обвинитель, должен при этом молчать, отвечает же за него игрок, сидящий слева — адвокат. В ходе допроса обвинитель может быстро переключить взгляд на другого игрока и тогда тот становится обвиняемым, а его сосед слева — адвокатом. Когда кто-то ошибется, он становится обвинителем.

При их использовании, следует помнить, что они являются не самоцелью, а служат для эффективного введения в игру. Следовательно, подобные игры должны занимать относительно малую часть от общего времени, отведенного на игру (7-10 минут).

Третий этап, как правило, является центральным в игре, это период активной работы группы по решению поставленных задач. Здесь, так же можно выделить три основных метода организации игры:

1. Ролевая игра: каждый из участников игры исполняет определенную роль и должен в ее рамках решить поставленную перед ним задачу. Отличительными чертами роли в игре являются: знания, навыки, мотивация и убеждения, власть и авторитет, ограничения. Кроме того, в ролевых играх описывается схема действия персонажей: С кем они встречаются? При каких обстоятельствах? Какое решение должны принять? За какое время? При распределении ролей можно выбрать один из способов: роли распределяются наугад; на роли подбираются те игроки, которые им наиболее соответствуют; предложить группе самой распределить роли. Выбор одного из способов зависит от цели игры и конкретной группы. В структуре ролевой игры принято выделять роли протагониста и антагониста. Протагонист - главный персонаж или персонажи, вокруг которых вращается игра. Антагонист –«значимый другой», представляет проблему с другой стороны или точки зрения. В ходе игры может происходить встреча протагониста с антагонистом или есть ряд протагонистов, каждый из которых имеет своего антагониста. Для более детальной проработки проблемы и вариантов ее решения в ходе ролевой игры используются техники ротации ролей и обращения ролей. В первом случае роль протагониста переходит от участника к участнику или происходит одновременная ротация всех ролей, что позволяет лучше осознать ситуацию, рассмотреть, как разные люди реагируют на одну и ту же проблему. Однако имеется потенциальная опасность обнаружить, что кто-то справляется с задачей хуже других и поставить участника игры в неприятное положение. Кроме того, эту технику трудно использовать в случае игр с большим количеством ролей или игроков. Во втором случае местами меняются участники, исполняющие роли протагониста и антагониста. Особенно эффективно применять эту технику в кульминационный момент игры, когда участники бурно отстаивают ту или иную точку зрения. Перемена позиции в этот момент дает мощный толчок пониманию чужой точки зрения, позволяет увидеть, как проблема выглядит с противоположенной стороны.

2. Групповая работа: игра организуется посредством использования методов работы с экспертами - мозговая атака и ее разновидности. Данный вариант игр хорошо подходит для рассмотрения проблем, характеризующихся высокой неопределенностью, а так же при разработке альтернатив решения и выбора наиболее оптимальных из них.

3. Конкурс: данный метод игры применяется, когда группа участников достаточно велика. В этом случае на предварительном этапе образуется несколько подгрупп, независимо друг от друга решающих игровую задачу. Выработанные решения становятся предметом совместного обсуждения. Особенностью данного метода организации игры является зависимость решений от отношений, которые складываются в группе, что позволяет проследить не только рациональные способы работы над проблемой, но и оценить меру влияния субъективных факторов (мотивы, установки, потребности, межличностные отношения лиц, заинтересованных в решении проблемы).

На третьем этапе игры для ее организатора важно учитывать ряд принципов, на которых строится система управления деловой игры, позволяющая достигнуть оптимального взаимодействия участников и наибольшего эффекта от применения игры: сотрудничество: совместное овладение методами творческого осмысления и освоения необходимой информации; реализуемость: цели должны быть сложными, но достижимыми в групповой работе; управление эмоционально-интеллектуальным фоном работы группы: соблюдение темпа игры, предусмотреть упражнения для снятия утомления; совпадение оценок: способствовать установлению внутригрупповой сплоченности при рассмотрении вариантов решений проблемы; перманентное управление: постоянное, ненавязчивое, разнообразное воздействие на участников игры; обязательность: следование заданным условиям игры, обработка неплановой информации; мажорность: отсутствие критики и упреков по поводу действий игроков, выражение благодарности, как за участие во всей игре, так и за участие на каждом из этапов.

На четвертом этапе игры происходит анализ игры, обобщение полученных результатов. Этот этап имеет свою логику, включающую четыре основных фазы. Первая фаза связана с анализом самой игры. Ее основная задача - вывести участников из игры, проанализировать игровые события. Участникам предлагается высказаться о ходе игры, оценить те решения, которые они принимали, сформулировать те цели, которые они ставили перед собой и степень их достижения, определить свое отношения к действиям других игроков. На этой стадии важно делать акцент на позитивных моментах, на то, что сделано, а не на то, что могло бы быть сделано. Важно отметить, что на этой стадии анализ проводится с точки зрения тех ролей или функций, которые игроки выполняли по ходу игры, то есть игра рассматривается изнутри. Можно выделить несколько принципов, которые характерны для этой фазы: использование открытых вопросов о фактах (как? почему? что?); внимание сосредотачивается на отдельных игроках; исследование альтернативных действий; комментарии должны носить описательный, а не оценочный характер. На второй фазе участникам предлагается отойти от их ролей, происходит переход к анализу игры извне. Руководитель игры предлагает участникам рассмотреть игровую ситуацию, сделать выводы о полученных результатах и выработанных решениях с точки зрения их практического опыта. Для этой стадии характерны следующие принципы: вопросы о причинах (почему? каким образом? кто?); поиск альтернативных подходов; оценка альтернатив; привлечение аналогичных примеров из реального опыта участников. На третьей, заключительной фазе происходит формирование дальнейшего плана действий. В зависимости от целей, которые ставились в процессе исследований и от результатов игры, это может быть проект, решение внедрении инноваций, план дальнейшего исследования и т.п. На этой фазе следует учитывать следующие принципы; каждый участник должен иметь возможность высказаться; дискуссия фиксируется; основные выводы представляются участникам в виде списка; план дальнейших действий и сроки его реализации определяется совместно с участниками, с учетом ресурсов, необходимых для выполнения обязательств. [Об этом подробней см. 3, с. 35-40].

При написании сценария деловой игры в рамках программы конкретного исследования можно использовать учебно-методическую литературу. [См. 2, 4 и др.]

Процедуру деловой игры можно представить в виде схемы:

 

Этап

С точки зрения организатора

С точки зрения участника

1.

 

Вступительное слово, передача информации.

Получение информации принципах деятельности.

2.

 

Обсуждение проблемы. Формулировка целей и задач игры.

Определение целей и задач, способов их достижения.

3.

 

Изложение общих положений по проблеме.

Выполнение диагностических задач.

 

4.

 

Выполнение игровых заданий в соответствии со сценарием

Реализация игровых функций или роли в соответствии со сценарием.

5.

 

Сообщение результатов выполнения решения игровых задач.

Осознание содержания своей игровой деятельности через результат.

 

6.

Обработка результатов.

Знакомство с критериями оценки результатов решения игровых задач.

7.

 

Сообщение данных обработки результатов и их обсуждение.

Рефлексия по поводу собственной игровой деятельности.

8.

 

Подведение итогов игры, анализ соответствия полученных результатов основным целям исследования.

Формулировка отношения к игре в целом и проблеме, являющейся ее предметом.

 

 

Проведение деловых игр сопровождается достаточно сильным психологическим напряжением. Одной из существенных характеристик, которую необходимо учитывать в процессе управления деловой игрой является эмоциональное напряжение. Выделяют четыре основных фазы эмоционального напряжения, которые влияют на ход игры. На первой фазе эмоции связаны с той задачей, которая предлагается ее участникам. Если задача нетривиальна, требует концентрации внимания, мобилизации интеллектуальных и физических ресурсов, у человека повышается работоспособность, активность, желание внести свой профессиональный вклад в формирование и развитие спектакля деловой игры. Активность по достижению цели достигает максимального напряжения на второй фазе. Эта фаза может сопровождаться и появлением отрицательных эмоций. Руководителю игры необходимо быть готовым к появлению подобных переживаний как естественного момента развития отношений в группе. Если предельная мобилизация сил не приводит к решению задачи, наступает третья стадия, характеризующаяся переживанием страха и отказом от решения поставленной задачи. Если цель важна, возможностей ее решить нет, то наступает четвертая фаза - стресс, непредсказуемый по последствиям. В деловых играх создаются первая и вторая стадия, эмоциональное напряжение следует регулировать так, чтобы избежать вступления в третью фазу. Для управления эмоциональным фоном в деловых играх предусматриваются соответствующие условия и средства. К условиям управления эмоциональным напряжением относятся: создание конфликта за счет несовпадения функциональных и игровых ролей всех участников игры; обеспечение личной заинтересованности участников в достижении целей игры; наличие структуры деловой игры, позволяющей организовать этапы обсуждением через создание меняющегося отношения к предмету игры.

Среди основных средств управления эмоциональным напряжением можно выделить: реализация ситуации выбора (переживание ценностей альтернатив и их осуществления); несоответствие между ресурсами и целью; введение соревновательного характера в деятельность игровой группы; информационная неопределенность, случайный характер воздействия на предмет игры в самом ее процессе; разработка процедур воздействия на участников, которые в своей деятельности отклоняются от предписанных им игровых функций или ролей (такими средствами могут быть штрафные и поощрительные балы); противодействие руководителя игры индивидуальным замыслам игроков (введение новых характеристик, изменение времени на принятие решения, сообщении новых данных о проблеме и т.п.).

Метод деловых игры включает в себя элементы таких методов исследования как моделирование, эксперимент, экспертиза. Используя данный метод, ученик получает возможность наглядно представить все плюсы и минусы, которые присущи его практическому исследованию, оценить предлагаемые решения, сформулировать реалистичные и эффективные рекомендации по разрешению проблемы.

Литература по игровым и другим методам прикладной социологии:

1. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социологические исследования. 1990. № 12.

2. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М.1994.

3. Методы прикладной социологии (цикл лекций) / Под ред. В.Г. Овсянникова. Выпуск первый. СПб., 2002.

4. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. М., 2002.

 

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Методика преподавания социологии (ФОМЕНКОВ А,И,)