Самое читаемое
НАУКА И ПРАКТИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ |
Добавил(а) Социология |
08.09.10 15:14 |
НАУКА И ПРАКТИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Фоменков А.И. – к.п.н., доцент кафедры социологии СмолГУ
Глубокоуважаемые коллеги! Сегодняшняя конференция на ряду с другими научными форумами и дискуссиями несомненно имеет значение для научного сообщества в осмыслении взаимосвязей науки и общества. Говоря о взаимодействии науки и практики в учебном процессе важно подчеркнуть: познание невозможно без практики, познавательная и практическая деятельности друг без друга существовать не могут. Реформа системы образования по своей сути связана с тем, что в течение последних десятилетий изменения в жизни общества не просто умножаются по объему с возрастающей скоростью, но и приобретают качественно новые функции. Модернизация высшего образования в РФ, означает системный подход в решении комплекса проблем не только силой государственных органов власти и управления, но и привлечение научного сообщества, а также структур всего гражданского общества. Вектор модернизации направлен на качественное развитие и совершенствование вузовского образования в соответствии с современными требованиями. «Основная цель профессионального образования, - отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования» [4. С. 16]. В связи с этим особое значение приобретает проблема качества высшего образования. Так особенно в последнее десятилетие проходили многочисленные дискуссии как в обществе, так и в научной сфере по проблеме качества образования, в том числе и высшего, в результате которых, на наш взгляд, сложилось несколько основных подходов к пониманию качества. Это, прежде всего системный подход, в рамках которого дается структурный анализ системно-целостной категории «качество высшего образования», разрабатываются теоретико-методологические модели оценки и мониторинга качества образования как результата и как процесса. Наша позиция близка именно к этому подходу. Так, Н.А. Селезнева следующим образом определяет качество высшего образования: «Качество высшего образования есть сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам)» [7. С. 75]. Кроме того, некоторые специалисты, в том числе и группа международных экспертов рассматривает качество образования как соответствие государственному образовательному стандарту. Целевой подход, отражающий качество образования как соотношения цели и результата образования. Подход компетентностный который определяет качество образования как качество образовательной услуги и продукции, обладающей свойствами которые удовлетворяют потребителей. Необходимо подчеркнуть, что понятие компетенции, с одной стороны, является устойчивым, ассимилирующим наличные и потенциальные познавательно-практические возможности, а с другой стороны подвижно, исторически изменчиво, так как знания и соответственно умения и навыки устаревают, становятся неадекватными новой исторической ситуации. Вследствие этого, компетентность, на наш взгляд, не привязана жестко к определенному образовательному содержанию знаний и умений. Сегодняшние целевые установки социально-экономического развития Российской Федерации требует от науки и образования качественно новых результатов. Без науки не возможны инновационные процессы, без образования не будет носителей этих инноваций. Данная проблема системна, комплексна и сложна в решении. Каждый вуз имеет свою специфику в подготовке будущих специалистов, а с 2009 года в большинстве вузов РФ – бакалавров и магистров, поэтому в большей степени речь будет о Смоленском государственном университете и о работе кафедры социологии. Не смотря на то, что в последние годы наблюдается в России бурный рост негосударственных вузов и их филиалов, старейший вуз г. Смоленска СмолГУ (создан в 1918 г.) в условиях рынка демонстрирует гибкость образовательных стратегий и высокие адаптивные свойства и в 2006 г. становится Смоленским государственным университетом с кафедрой социологии на факультете управления [См. подробней: 3. С. 4- 7; 2. С. 91-95]. История возникновения и становления кафедры социологии в Смоленском государственном университете связано с непосредственной плодотворной деятельностью профессора Егорова А.Г., возглавившего кафедру. Сейчас Александр Григорьевич является проректором по научной работе СмолГУ, что, несомненно, качественно сказывается на научно-педагогической деятельности кафедры. Развитие кафедры стало возможным, благодаря нескольким факторам: 1) сотрудничество с университетом г. Хагена (Германия). Открытие немецкими коллегами при Смоленском государственном педагогическом университете Центра дистанционного обучения, специализировавшегося в тот период на подготовке студентов-социологов, осуществлявшейся на немецком языке по немецким программам и завершавшейся присвоением международной академической степени Bachelor of Arts, стало одним из факторов развития социологического образования в регионе. Прежде всего, хагенские профессора в соответствии с соглашением о межвузовском сотрудничестве непосредственно включились в процесс научно-педагогической деятельности по обучению студентов-социологов СГПУ, а затем и СмолГУ. Их участие ситуативно разрешало проблему преподавательских кадров по дисциплинам социологического цикла, а в последствии двое выпускников Хагенского заочного университета стали сотрудниками кафедры, а Грибер Ю.А. – к.ф.н., доцент в 2008 г. возглавила кафедру. 2) сотрудничество с научным потенциалом республики Беларусь. Сама идея создания отделения социологии и соответствующей кафедры появилась из попыток организации в Смоленском педагогическом университете славянского отделения, ориентированного на обучение студентов из трех братских славянских государств России, Украины и Беларуси. Итоговое решение – готовить социологов. Наиболее продуктивным оказалось взаимодействие с Беларусью благодаря участию белорусской стороны непосредственно в процессе подготовки студентов-социологов. Профессор БГУ (г. Минск) Можейко М.А. ежегодно читает объемные курсы лекций по социологии и философии. Содержательны и плодотворны научные контакты. Белорусские коллеги – постоянные участники заседаний международного коллоквиума, авторы статей в выпусках его материалов. Смоленские студенты неоднократно участвовали в научных конференциях, проводимых в Белоруссии. 3) научно-педагогические связи с крупнейшими научными и образовательными центрами России (Москва и Санкт-Петербург). Это, прежде всего, их участие в учебном процессе подготовки социологов, учебно-методическая помощь, повышение квалификации преподавателей посредством участия в заседаниях Учебно-методического объединения (МГУ) и переподготовки в Федеральном Центре СПбГУ, проведение социологических исследований (с СПбГУ – ежемесячные мониторинги общественного мнения по выборке и заданию ВЦИОМ; с МГУ – массовые и экспертные опросы по заданиям Института «Общественная экспертиза»). Это позволило уже в 2004 г. кафедре социологии участвовать в подготовке аналитических материалов по проекту «Потенциал российских ВУЗов в реформе высшего образования» по заказу Института «Общественная экспертиза» и организовать при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект», который работает и по сей день. Центр проводит исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетинговой исследовательской компании Бизнес Аналитика, других маркетологических организаций. В работе центра активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты. Приведенные нами факторы и создавшиеся условия позволили преподавателям кафедры социологии в динамичном учебном процессе более целеустремленно работать над повышением качества обучения будущих социологов. Необходимо отметить, что качество высшего образования в значительной степени детерминировано требованиями современного рынка, которые обуславливают его основные составляющие – процесс и результат. Важнейшим структурным элементом процесса социологического образования выступает качество его содержания, которое включает фундаментальные знания, сопряженные с практикой профессионального становления будущего социолога. Основная образовательная программа подготовки социолога в университете предусматривает изучение студентами цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественно-научных дисциплин; цикла общепрофессиональных дисциплин; цикла дисциплин специализации спецкурсов и курсов по выбору образующих целостную образовательную систему. Большинство ученых и практиков образования в данном контексте под целостностью образования понимают единство общей гуманитарной и общей естественно-научной составляющих фундамента университетского образования. Кроме того, университет представляет единство двух функций – исследовательской и преподавательской. Университет – это не только хранитель фундаментальных ценностей, но и основной источник пополнения научно-педагогических кадров для высшего образования и генератор идей в области организации образования. Основу высшего профессионального образования по специальности 020300 (040201 ) – Социология (специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000. № 686) с квалификацией – Социолог, преподаватель социологии является соответствующий Государственный образовательный стандарт. Согласно этому документу специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен: знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки; принципы соотношения методологии и методов социологического познания; владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования; уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии; уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии; владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений; уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности; владеть инновационными технологиями в практике социологической работы. Специалист социолог должен быть подготовлен: к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях; к профессиональной деятельности в аналитических социологических центрах, предприятиях, фирмах и консалтинговых компаниях; к работе в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего социологического образования; к работе в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий; к деятельности в сфере Рubliс Rеlаtiоns; к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности; к работе в научных институтах и социологических службах экспертом-консультантом. Исходя из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социолога, студент должен изучить дисциплины профессиональной подготовки преподавателя и пройти, помимо производственной практики и преддипломной практики (на 3, 4 и 5 курсах 15 недель), педагогическую практику (на 4 и 5 курсах 7 недель). В итоге 22 недели практической работы в различных организациях и образовательных учреждениях за период обучения проходят студенты-социологи с представлением отчетов за каждую практику. Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисциплину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, так как в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждаемый соответствующим государственным органом (как правило, Министерством образования). Учебный план специальности представляет собой как бы стратегический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанавливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп: 1. ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. 2. Общие математические и естественнонаучные дисциплины. 3. Общие профессиональные дисциплины. 4. Дисциплины специализации. Далее в плане указывается, в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какова форма отчетности (зачет или экзамен). Кроме этого, в учебном плане специальности указываются время и сроки проведения различных видов практики, подготовки курсовых работ и дипломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения. Всего 8500 часов. Рабочие программы, в основном разработанные на основе сборника примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2006 г. были переработаны в учебно-методические комплексы, которые отражают организацию, содержание и методику учебных занятий. Помимо текущих занятий кафедра ежегодно организует чтение лекций для студентов отделения социологии преподавателями из г. Москвы (проф. Розов М.А.), г. Хагена (проф. Егер, проф. Бертельс, проф. Фукс-Хайнритц). В 2005 г. проф. Весь учебный процесс позволяет достаточно эффективно руководствоваться одним из основных принципов государственной политики в области образования – гуманизацией, которая предполагает выявление возможностей самовоспитания и самообразования, путей развития способностей к профессиональной и педагогической деятельности и обусловливающий диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций. Гуманистический характер образования включает в себя воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование общей культуры человека. На протяжении всех пяти курсов гуманизация образования реализуется, прежде всего, через его гуманитаризацию, являющейся базовой тенденцией интеграции знаний в сфере человекозанания и проявляющейся в обосновании ценностных основ теоретических концепций, в развитии профессионально-личностной рефлексии. В своей совокупности дисциплины общегуманитарного и социально-экономического блока, образующие определенную целостность, обеспечивают формирование не узкого специалиста, а развитой личности, гражданина общества, способного к научному познанию окружающего мира. Созданное образовательное пространство расширяет познавательные возможности будущего социолога, делает его более гибким профессионально, позволяет видеть междисциплинарные связи, проблемы на стыке наук, учит студентов социальной ответственности. В условиях сложившегося рынка кадров выпускники сталкиваются с трудностью найти место по специализации, но фундаментальная подготовка, включающая гуманитарные основания, выработанное социологическое мышление, приобретенные практические навыки принципиально расширяют возможности будущего специалиста. В связи с существующем на кафедре социологии гибким и комплексным подходом к учебному процессу, студент овладевает не только методами разных наук, но и посредством вариативной части учебного плана овладевает широкими современными, перспективными знаниями, умениями и навыками которые позволяют ему легко перепрофилироваться в рамках своей отрасли знания и за ее пределами. Наши выпускники успешно работают не только по специальности, но и менеджерами во всех производственных сферах, специалистами по рекламе и маркетинговых исследований, связям с общественностью и кадровой работе, в аналитических отделах и аппарате государственной гражданской службы, консалтинговых фирмах и силовых структурах. Все названные достоинства гуманитаризации в целом могут быть охарактеризованы как изменения ориентации образования с получения готового знания, отражающего ставший, осуществленный мир, на проблемное, меняющееся знание, функционирующее в динамично изменяющемся современном мире. За семь лет со дня создания кафедры, проведено 14 международных коллоквиумов по теме «Социальные трансформации» и изданы сборники материалов. Только за последние четыре года проведены следующие коллоквиумы: «Социальные трансформации: Образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса» (вып. 6); Социальные трансформации: Религиозное сознание в условиях либерально-демократических преобразований» (вып. 7); «Социальные трансформации: Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период» (вып. 8); «Социальные трансформации: Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (Концепция социальных эстафет М.А. Розова)» (вып. 9); «Социальные трансформации: Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (Феномен экосознания)» (вып. 10); «Социальные трансформации: Механизмы научного и социокультурного взаимодействия (Феномен образования)» (вып. 11); Социальные трансформации: «Феномен социальной мимикрии: миф в сознании человека» (вып. 13); Социальные трансформации: «Феномен социальной мимикрии: многообразие видов и региональная специфика» (вып. 14). Организовано издание серии книг в рамках проекта «Библиотека международного коллоквиума «Социальные трансформации». Вышли из печати: Бертельс Л. Город как малая родина: триединое пространство крупных городов: сценарий / пер. с нем. под ред. А.Г. Егорова. Смоленск: СГПУ, 2004; Кочергин А.Н. Проблемы научного творчества. Смоленск: СГПУ, 2004; Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик: сравнительный анализ синергетической и постмодернистских парадигм. Смоленск: СГПУ, 2004; Образование в Смоленской области: опыт регионализации / под ред. Егорова А.Г. Смоленск: СГПУ, 2004; Розов М.А. Феномен социальных эстафет. Смоленск: СГПУ, 2004; Славин А.В. Феномен научного открытия. Смоленск: СГПУ, 2004; Егоров А.Г., Кузьмина Л.А., Юхименко И.А. Малое предпринимательство: институциональная эволюция в контексте мирового и российского опыта. Смоленск, 2005; Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблема эпистемологии. Смоленск, 2005; Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). Смоленск, 2005; Кочергин А.Н. Диссертационное исследование. Смоленск, 2005. Егер В., Майер Х.-И. Социальные изменения в социологических теориях современности; пер. с нем. В.В. Двойнева. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. Гавриленков А.Ф. Трансформация религиозного сознания (на материалах Смоленского края в X- начале XXI вв.). Монография. – Смоленск, 2007. Преподавателями кафедры подготовлены и опубликованы учебные и учебно-методические пособия, три из которых получили гриф Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, методические рекомендации, указания, тексты лекций, а так же программа государственной аттестации по специальности 020300 - социология. Проректор по научной работе проф. Егоров А.Г. является руководителем проектов по грантам РГНФ и Смоленской областной администрации № 04-03-58201 г/Ц «Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса» – проект завершен; № 03-03-00494 а/Ц «Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период»; № 05-03-58302 а/Ц Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций. Свою практическую научно-исследовательскую работу студенты начинают в четвертом семестре с курса «Методология и методика социологического исследования». В ходе изучения данного курса на протяжении двух семестров каждый студент по своему выбору темы проводит самостоятельное социологическое исследование. Практика показывает, что в основном выбор тем осуществляется по трем направлениям: социальные проблемы в обществе, проблемы молодежи и студенчества и проблемы общеобразовательных учреждений. Этот первый опыт сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации дает определенные умения и навыки при решении задач трех последующих производственных практик, двух курсовых работ и выпускной квалификационной работы – защиты диплома. Под руководством преподавателей кафедры студенты социологического отделения принимают участие в научно-практических конференциях: Международных научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004», «Ломоносов 2005», «Ломоносов 2006», «Ломоносов 2007», «Ломоносов 2008» в МГУ им. Михаила Васильевича Ломоносова; участие в ежегодной конференции молодых ученых Института культурологии РАН (Москва) «Науки о культуре: шаг в XXI век»; Международных научных конференциях в Санкт-Петербурге (2006 г.). В университете проведено уже 56 ежегодных студенческих научных конференций. По результатам этих научно-практических конференций, помимо университетского сборника статей, издано четыре сборника статей студентов, аспирантов и молодых преподавателей факультета управления «Путь в науку» (23 апреля 2005 г., 22 апреля 2006 г., 21 апреля 2007 г. и 26 апреля 2008 г.). Буквально вчера пришли результаты конкурса студенческих научных исследований в Магаданском государственном университете. В этом конкурсе победителями стали наши студенты, заняв 1-е, 2-е и 3-е места. По заказу Департамента образования Смоленской области в 2005 и 2008 гг. кафедрой проведено социологическое исследование удовлетворенности качеством образования в выпускных классах средних школ г. Смоленска (руководитель проекта проф. А.Г. Егоров). Департаментом образования Смоленской области участникам проекта была объявлена благодарность. В 2004, 2005, 2006, 2007 и гг. кафедра успешно провела четыре выпуска студентов-социологов. Аттестационная комиссия (председатель – профессор МГУ Гречихин В.Г.) отметила в целом высокий качественный уровень ответов студентов по педагогическим дисциплинам и методике преподавания социологии, и соответствие уровня подготовки специалистов требованиям времени. На кафедре осуществляется подготовка аспирантов и соискателей по философско-социологическим отраслям знаний. За достаточно короткий срок успешно проведены три защиты кандидатских диссертаций, две кандидатские диссертации и одна докторская – подготовлены к защите. Указанные выше наши успехи за крайне короткий исторический путь кафедры мотивируют преподавателей на дальнейшую творческую, плодотворную работу. Вместе с тем существуют проблемы, над которыми работает кафедра: - повышение эффективности производственных (на 3, 4 и 5 курсах) и педагогических (на 4 и 5 курсах) практик; - совершенствование научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и преподавателей; - внедрение в методику проведения занятий современных педагогических технологий, повышения качества занятий посредством расширения количества и качества учебно-методических пособий, справочной литературы, лекций для студентов заочной формы обучения; - улучшение умений и навыков в компьютерных технологиях для обработки социологической информации; - совершенствование совместной учебно-воспитательной работы с другими факультетами университета. - планирование в дальнейшем использования технологии дистанционного обучения со студентами заочниками. Модернизация высшего образования предполагает использование в учебном процессе со студентами мультимедийных форм преподавания социологических дисциплин. Предстоит создание электронной библиотеки на кафедре, т. к. большинство научных источников изданы небольшими тиражами. Вовлекать и мотивировать участие студентов в научно-исследовательских проектах, отрабатывая навыки проведения прикладного социологического исследования, полученные при проведении практической работы в рамках учебной дисциплины «Методология и методика социологических исследований» и производственных практик. Как отмечают многие ученые (М.С. Каган, Н.И. Шевандрин, Л.Д. Столяренко, С.М. Самыгин и др.), личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативными и эстетическим. Такие потенциалы играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности. Исследования многих педагогов и психологов, показывают, что ретроспективное или так называемое «мертвое» знание не способствует повышению уровня компетентности обучающихся. Образовательный процесс в вузе должен быть направлен на привитие умения получать «живое знание», являющееся наиболее ценным в динамично меняющемся мире. Матюнин Б.Г. полагает, что одновременно должна развиваться зона «незнания» обучающихся, что во многом обеспечивает реализацию принципов гуманизма, природосообразности и культуросообразности в организации образовательного процесса. Возникает закономерный вопрос, а в чем же принципиальная разница между существующими системами организации, образовательного процесса и той системой, которая способствует получению «живого знания» и расширению зоны «незнания» обучающихся? На его взгляд, она заключается в том, что уровень креативности образовательного процесса рассматривается не только как важный фактор повышения его качества, но и во многом как неотъемлемое условие всей познавательной деятельности. Эта точка зрения и определила название компонента компетентности специалистов как познавательно-творческого. [5] Таким образом, обозначим важный вопрос об уровне знаний будущих специалистов и качестве преподавания для любого вуза. Этот вопрос предстоит по-новому осмысливать и решать в контексте «Болонской декларации». Мы полагаем, что наиболее «нужные» для ближайшего рассмотрения следующие проблемы: научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателей вузов; новые возможности применения в обучении студентов информационных технологий; процесс постдипломного образования и повышение квалификации преподавательского состава вузов; качество образования в условиях открытых образовательных систем; возможности изучения нескольких языков (языковой барьер с Европой). Вопросам развития творчества в процессе профессиональной подготовки посвящено большое количество педагогических и психологических исследований. Основываясь на предложенных научных точках зрения К.А. Абульхоновой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптевым, В.А. Сластениным и др., на познавательные и креативные процессы в ходе обучения, полагаем возможным в качестве интегративных показателей познавательно-творческого компонента профессиональной компетентности предложить следующие: институциональный, заданный системой требований к выпускнику вуза; познавательный; творческий; духовный; гражданско-нравственный; коммуникативно-языковой; социально-адаптивный; информационно-технологический. Мы полагаем, что главным конечным результатом, а следовательно, и целью обучения являются умения, а знания по отношению к ним выступают в качестве средства его проявления. В ведущих вузах России формируются системы управления качеством высшего образования, исследующие его состояние, выявляющие проблемы и разрабатывающие рекомендации по его совершенствованию. Эту работ на более высоком уровне предстоит совершенствовать всем нам – преподавателям высшей школы. Спасибо за внимание!
Литература: 1. Актуальные проблемы дидактики высшей школы : современные технологии обучения : межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. Г. В. Щербовой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 2. Егоров, А. Г. Предпосылки становления Болонского процесса в России : опыт периферийного вуза / А. Г. Егоров // Социальные трансформации ( Выпуск 6 ) : Материалы международного коллоквиума « Социальные трансформации : образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса ». Смоленск : СГПУ, 2004. – С. 91-95. 3. Кодин, Е. В. Дела и люди СГПУ / Е. В. Кодин // Образование. – 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2000. 5. Матюнин Б.Г. О сущности незнания. // Педагогика. 1995. № 3. С. 37-40. 6. Платонов К. К. Вопросы психологии труда / К. К. Платонов. – М., 1970. 7. Селезнева Н. А. Система качества образования в вузе как объект комплексной оценки и анализа / Н. А. Селезнева // Проблемы качества образования. В 2-х кн. ; Кн. 2. Оценка и управление качеством в высшем образовании. Материалы XII Всероссийского совещания. – 2-е изд. – М. ; Уфа, 2003.
ОТЧЁТ об учебно-методической работе кафедры философии и социологии СГПУ за 2002 – 2003 учебный год
Подготовка аспирантов осуществлялась по специальности «Онтология и теория познания». Помимо курсов «Философия», «Общая социология», «История социологии», «Социология духовной жизни», «Социология религии», «Методология и методика социологических исследований», «Социология организации», «Политическая социология», «Социальная антропология», кафедра обеспечивала преподавание курсов: «Основы этики и эстетики», «Культурология», «Логика», «Концепции современного естествознания», «Социология». Преподаватели кафедры принимали участие в приёме вступительных экзаменов в аспирантуру, принимали экзамен кандидатского минимума по философии. Программы учебных дисциплин, планы семинарских занятий, тематика контрольных работ, докладов и рефератов, экзаменационные вопросы и билеты корректировались с учетом требований общеобразовательных стандартов и развития философских знаний. Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебные программы и планы семинарских занятий по курсам «Културология», «Методология и методика социологических исследований », «Социология организаций», «Социология религии», «Общая социология», «Политическая социология», «Социология международных отношений». Кафедра постоянно работала над внедрением в учебный процесс новых форм и методов бучения: курсы по выбору, проводимые профессором Егоровым А.Г. , составление рефератов по актуальным проблемам философии, культурологи, социологии и обсуждение их на семинарах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение проблемных вопросов и решение задач, тестов, а так же выполнение отдельных упражнений. Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи внутри вуза, с кафедрами философии и социологии других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. кафедра внимательно относится к развитию связей с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора Егер и Бертельс выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СГПУ. Профессор Егоров А.Г. выступал с лекциями и докладами в Хагенском заочном университете. Кафедра планирует расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами философии и социологии других вузов и администрацией города Смоленска и области. В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы № 39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска при разработке учебных программ, чтении лекций по курсу философии с учетом рекомендованного стандарта, обязательного минимума. В течении года кафедра философии и социологии СГПУ сотрудничала с кафедрой гуманитарных дисциплин Института усовершенствования учителей и др. Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска. В 2002 – 2003 учебном году начал работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг - Проект». Центр производил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетологических организаций. В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты. Преподаватели и студенты-социологи принимали непосредственное участие в организации и проведении Всероссийской переписи населения. Их работа была высоко оценена руководством области.
ОТЧЁТ о работе кафедры социологии СГПУ за 2003 – 2004 учебный год Кафедра работала над совершенствованием учебной, методической, научной и воспитательной работы. Учебные занятия по общему курсу социологии проводились на следующих факультетах: психолого-педагогический, ХГФ, филологический, исторический, преподавание специальных социологических дисциплин проводилось в соответствии с учебными планами факультета управления. Подготовка аспирантов осуществлялась по специальности «Онтология и теория познания». В прошедшем учебном году кафедра продолжала поиск новых и совершенствование уже сложившихся форм аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Одной из главных задач кафедры являлось привитие студентам вкуса к исследовательской деятельности. Актуальна была работа студентов над курсовыми и дипломными проектами. В 2003-04 учебном году кафедра успешно провела первый выпуск студентов-социологов. Председатель ГАК профессор МГУ Гречихин В.Г. отметил, что уровень подготовки специалистов полностью соответствует требованиям времени. Программы учебных дисциплин, планы семинарских занятий, тематика контрольных работ, докладов и рефератов, экзаменационные вопросы и билеты корректировались с учетом требований общеобразовательных стандартов и учебно-методического объединения. Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебные программы и планы семинарских занятий по курсам «Методика преподавания социологии», «Научные основы курса социологии», «Социология семьи», «Этносоциология», «Государственное и муниципальное управление», «Социолингвистика», «Анализ данных в социологии», «Социологические проблемы изучения общественного мнения». Кафедра постоянно работала над внедрением в учебный процесс новых форм и методов бучения: курсы по выбору, подготовка рефератов по актуальным проблемам социологии и обсуждение их на семинарах, выполнение индивидуальных заданий, дискуссии по проблемным вопросам и решение тестовых задач, а так же выполнение отдельных упражнений. Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи внутри вуза, с социологическими кафедрами других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Орла – ОРАГС, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. Кафедра плодотворно развивает связи с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора Егер, Бертельс, Фукс-Хайнритц выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СГПУ. Кафедра планирует дальнейшее расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами других вузов, администрациями города Смоленска и области. В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы №39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска. Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска. В 2003–2004 учебном году продолжил работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг - Проект». Центр производил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетологических организаций. В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты. Доценты Кажанов О.А., Фоменков А.И. прошли повышение квалификации в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете переподготовки специалистов по социологии и социальной работе.
ОТЧЁТ о работе кафедры социологии СГПУ за 2004 – 2005 учебный год
В прошедшем учебном году кафедра продолжала поиск новых и совершенствование уже сложившихся форм аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Одной из главных задач кафедры являлось привитие студентам вкуса к исследовательской деятельности. Актуальна была работа студентов над курсовыми и дипломными проектами. В 2004-05 учебном году кафедра успешно провела второй выпуск студентов-социологов. Председатель ГАК профессор МГУ Гречихин В.Г. отметил, что уровень подготовки специалистов полностью соответствует требованиям госстандарта. Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебные программы и планы семинарских занятий по курсам «Менеджмент в социальной сфере», «Бизнес-социология», «Интернет-социология». Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи как внутри университета, так и с социологическими кафедрами других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Орла – ОРАГС, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. Кафедра плодотворно развивает связи с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора Егер, Бертельс, Фукс-Хайнритц выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СГПУ и с лекциями на отделении социологии. Кафедра планирует дальнейшее расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами других вузов, администрациями города Смоленска и области. В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы №39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска. Преподаватели кафедры участвовали в работе областной комиссии по приему ЕГЭ по обществознанию. Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска. В 2004–2005 учебном году продолжил работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект». Центр производил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетологических организаций. В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты. Преподаватели кафедры прошли повышение квалификации на курсах университета по современным педагогическим технологиям высшей школы.
ОТЧЁТ о работе кафедры социологии СмолГУ за 2005 – 2006 учебный год
Кафедра работала над развитием учебной, методической, научной и исследовательской деятельности. Учебные занятия по общему курсу социологии проводились на следующих факультетах: психолого-педагогический, ХГФ, филологический, исторический, преподавание специальных социологических дисциплин проводилось в соответствии с учебными планами факультета управления. Подготовка аспирантов осуществлялась по специальности «Онтология и теория познания». Для аспирантов профессором МГУ им. М.И. Ломоносова А.Н. Кочергиным был прочитан курс лекций о методике написания диссертационного исследования. В прошедшем учебном году кафедра продолжала поиск новых и совершенствование уже сложившихся форм аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Одной из главных задач кафедры являлась организация исследовательской деятельности студентов. Актуальна была работа студентов над курсовыми и дипломными проектами. В 2005-06 учебном году кафедра успешно провела второй выпуск студентов-социологов. Председатель ГАК профессор МГУ им. Ломоносова Гречихин В.Г. отметил, что уровень подготовки специалистов полностью соответствует требованиям госстандарта. Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебные программы и планы семинарских занятий по курсам: «Семиотика», «Социология молодежи», «Социология права», «Оперативное социологическое исследование», «Политическая мифология», «Изучение социальных процессов». Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи как внутри университета, так и с социологическими кафедрами других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Орла – ОРАГС, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. Кафедра плодотворно развивает связи с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора Егер, Бертельс, Фукс-Хайнритц выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СмолГУ и с лекциями на отделении социологии. Кафедра планирует дальнейшее расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами других вузов, администрациями города Смоленска и области. В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы №39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска. Преподаватели кафедры участвовали в работе областной комиссии по приему ЕГЭ по обществознанию. Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска. В 2005–2006 учебном году продолжил работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект». Центр производил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, маркетинговой исследовательской компании Бизнес Аналитика. В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты. Преподаватели кафедры прошли повышение квалификации на курсах университета по современным педагогическим технологиям высшей школы.
ОТЧЁТ о работе кафедры социологии СмолГУ за 2006 – 2007 учебный год
Кафедра работала над развитием учебной, методической, научной и исследовательской деятельности. Учебные занятия по общему курсу социологии проводились на следующих факультетах: психолого-педагогический, художественно-графический, филологический, исторический, преподавание специальных социологических дисциплин проводилось в соответствии с учебными планами факультета управления. Подготовка аспирантов осуществлялась по специальности «Онтология и теория познания». Для аспирантов профессором МГУ им. М.И. Ломоносова А.Н. Кочергиным был прочитан курс лекций о методике написания диссертационного исследования. В прошедшем учебном году кафедра продолжала поиск новых и совершенствование уже сложившихся форм аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Одной из главных задач кафедры являлась организация исследовательской деятельности студентов. Актуальна была работа студентов над курсовыми и дипломными проектами. В 2006-07 учебном году кафедра успешно провела третий выпуск студентов-социологов. Председатель ГАК профессор МГУ им. Ломоносова Гречихин В.Г. отметил, что уровень подготовки специалистов полностью соответствует требованиям госстандарта. Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебно-методические комплексы и планы семинарских занятий по курсам: «Социология международных отношений», «Мировая политика», «Логика», «Семиотика», «Социология искусства», «Гендерная социология», «Эстетика», «Социология молодежи», «Интернет-социология», «Социологические проблемы изучения общественного мнения», «Исследование социально-экономических процессов», «Социология (для студентов специальности История)», «Инноватика», «Социальная экология», «Электоральная социология», «Социология туризма», «Социология», «Региональная социология», «Социология быта», «Методика преподавания социологии», «Организация делопроизводства в дошкольных образовательных учреждениях», «Организация финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений», «Менеджмент в социальной сфере», «Социология образования», «Социология личности», «Методология и методика социологического исследования», «Социология организаций», «Социология права», «Социальная антропология», «Этносоциология», «Социология семьи», «Социолингвистика», «Социология коммуникаций», «Массовая коммуникация». Кафедра постоянно работала над внедрением в учебный процесс новых форм и методов бучения: курсы по выбору, подготовка рефератов по актуальным проблемам социологии и обсуждение их на семинарах, выполнение индивидуальных заданий, дискуссии по проблемным вопросам и решение тестовых задач, выполнение отдельных упражнений, олимпиада по логике. Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи как внутри университета, так и с социологическими кафедрами других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Орла – ОРАГС, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. Кафедра плодотворно развивает связи с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора В. Егер, Л. Бертельс, В. Фукс-Хайнритц выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СмолГУ и с лекциями на отделении социологии. Кафедра планирует дальнейшее расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами других вузов, администрациями города Смоленска и области. В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы № 39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска. Преподаватели кафедры участвовали в работе областной комиссии по приему ЕГЭ по обществознанию. Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска. В 2006–2007 учебном году продолжил работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект». В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты.
|
Последнее обновление 08.09.10 15:17 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента