Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Особенности социализации учащихся средней школы

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
06.09.10 21:36

Особенности социализации учащихся

средней школы в период общего

реформирования системы образования

Работа посвящена общим проблемам социализации школьников в период экономического реформирования России. Рассматриваются вопросы управления процессом социализации, формы и методы преподавания культурологии в средней школе.

Работа рассчитана на специалистов в области социологии образования, студентов и аспирантов социологических факультетов, а так же широкий круг читателей.

 

Содержание

Введение……………………………………………..3

Проблемы социализации школьников в

условиях социальной нестабильности

российского общества………………………………5

 

Анализ процесса социализации

учащихся средней школы………………………. 10
Формы и методы управления процессом

социализации учащихся средней школы……….14

 

Заключение………………………………………..18

Цивилизация ХХ века ярко демонстрирует противоречивость основных тенденций развития. С одной стороны, во все большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений. Ситуация усугубляется резкой сменой ориентиров и направленности общественности развития, вызванной стремлением в одночасье модернизировать российское общество. Непонимание сути перемен, кардинальный слом привычной системы ценностей рождает у людей чувство страха и неуверенности, потери ощущения полноты и осмысленности жизни, стабильности и привычных социальных ориентиров, что приводит к серьезным личностным и социальным деформациям. С другой стороны, в современном мире, сверхсложном по своему устройству и сверхмощном по своим возможностям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений.

В связи с этим особо актуализируется проблема образования и культуры, ибо социализированный человек - это продукт определенной культуры и в то же время ее творец. Снять острый конфликт между двумя обозначенными тенденциями, смягчить социальные последствия проводимых реформ, гармонизировать жизнь современного человека, гуманизировать все стороны его жизни и тем самым обеспечить стабильное развитие общества призвана система образования.

В современном обществе школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т.п.), осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название "мегатенденции". К их числу относятся массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их. Эти образовательные ориентиры к началу 90-х годов получили международное признание в качестве рабочих ориентиров во многих программах ЮНЕСКО.

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются актуальными для отечественной науки. Так, в социологической и педагогической литературе рассматриваются методы социализации в школе, анализируются ее неформальные механизмы (языковые шаблоны, интерьер, символы и т.д.), изменения в образовании и культуре и их влияние на процесс социализации. В последние годы происходит значительное расширение сферы исследования проблем социализации. Кроме традиционных и поэтому уже привычных проблем политической социализации, половой социализации, религиозной социализации, социализации в семье поднимаются проблемы, связанные с выявлением национальных особенностей в организации процесса социализации. Несмотря на наличие многообразных, многоаспектных, порой противоречивых исследований, большинство ученых считают, что процесс социализации нельзя рассматривать в отрыве от социальных проблем общества и прежде всего социально-экономических, политических, психологических и т.д.

В современной литературе актуальными являются комплексные исследования проблем общества, образования и социализации. Одно из направлений такого исследования заключается в поиске новых технологий социализации, адекватных сущности изменяющегося мира. В ряде работ социализация выступает специальным предметом социологических исследований.

Однако появляются такие работы сравнительно поздно, в первой половине семидесятых годов[1]. В начале 80-х годов проблематика исследований этого направления начинает дифференцироваться. В работах по проблемам становления личности, данная проблематика рассматривается уже в контексте образа жизни.

Во второй половине 80-х годов число работ данного направления увеличивается. В них исследуются проблемы социальной активности, социального формирования, формирования личности, социального облика. В последнее время предметная область исследований этого направления все более расширяется и понятийно дифференцируется. Социологов начинают привлекать в качестве особого предмета изучения проблемы усвоения социального опыта, социального развития, социального статуса наряду с исследованием тех проблем, которые наметились ранее (социальная зрелость, социальная активность и др.). Более того, термин "социальный" начинает использоваться в качестве обобщающего для различных направлений социализации - политической и др.

 

 

Проблемы социализации школьников в

условиях социальной нестабильности

российского общества

Как известно, социализация личности - противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества. В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в нашем обществе, равновесие между адаптацией и обособлением (отчуждением), которое предполагает успешная социализация, нарушается. Кардинальные перемены в различных сферах жизни привели к изменению функций и удельного веса различных институтов социализации, исчезновению некоторых из них (не стало, например, всесоюзных детских и юношеских организаций) и появлению новых (например организаций бойскаутов). Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности.

Процесс социализации реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов. В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно "обрабатывать" механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится. Представляется, что наиболее эффективно применение этих технологий к такому институту социализации как школа.

На процессе социализации детей и подростков сказались подвижки в социокультурных ценностях родителей. Изменяются как основные жизненные ценности, так и средства их достижения. Для менталитета россиян характерна жертвенность жизненных целей в пользу притязаний своих детей. Представители рабочих и особенно сельские жители всегда стремились, как говорится, "вывести в люди" детей, рассчитывая на их более высокую образовательную и профессиональную карьеру. Начавшиеся реформы резко сократили возможности малообеспеченных родителей, но не смогли также быстро изменить их жизненные установки относительно своего потомства. Завышенные родительские притязания непосредственно сказываются на детях, у которых тоже возникают завышенные устремления, а реальные возможности для их реализации резко сокращаются. Возникает ситуация, которая влечет за собой отклоняющееся поведение.

Социализация рассматривается в работе как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей.

Социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей. Эти механизмы связаны в основном с действием социальных институтов общества (институтов воспитания, семьи, разнообразных организаций и т.п.) и специальных средств группового влияния и контроля. Институциональная и групповая социализация преследует цели, определяемые общим типом социально-экономической формации, идеологическими и политическими системами общества. В соответствии с характером и требованиями этих систем социализация задает лишь общее направление, общий характер и рамки формирования человека как представителя данной общности или группы. Качественный анализ направленности этого процесса, идеологическая и нравственная оценка норм, ценностей, установок, ориентаций и т.п., вырабатываемых у человека как представителя общности, позволяют судить о том, является ли такое преобразование личности желательным и необходимым в общественном плане.

Важнейшей закономерностью процесса социального развития личности мы считаем наличие в нем двух противоположных тенденций - типизации и индивидуализации. Тенденции эти по-разному проявляются на тех или иных стадиях социального развития и у различных индивидов. Многообразные виды стерео типизации, формирование заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств и т.п. служат примерами первой тенденции. Примерами другой являются накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д. Социализация учитывает лишь первую тенденцию, но только сочетание обеих тенденций приводит к формированию активной жизненной позиции человека.

Традиционная организация школьной жизни более всего отвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок: воспроизводство, а не созидание, репродукция, а не творчество. В современной ситуации требования к школе меняются. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно полно и четко освоены мировой педагогической наукой и практикой, однако для нашей школы такие задачи только осознаются как актуальные. Вся организация жизни в нашей все еще советской школе направлена на формирование у детей крайне жесткой однозначной социальной позиции.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации. Рассогласование этих составляющих может привести к разнообразным негативным последствиям, способствовать формированию "двойной морали", отрицанию нормативного поведения вообще, социальной апатии и др.

Необходимо развести две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая - усвоение учащимися нормативного поведения, вторая - построение собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. На первый взгляд эти две задачи взаимоисключают друг друга. Однако это не совсем так. На самом деле они лишь отражают две стороны вхождения ученика в общество. Учащийся должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, но в то же время очень важной выступает позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Не углубляясь в психолого-педагогические тонкости, отметим, что одним из следствий наших рассуждений является требование создания для учеников условий обязательного сравнения различных жизненных позиций (ценностных систем) и реального их выбора.

Основное содержание подросткового этапа социализации определяется ситуацией множественных социальных выборов. Актуальная же его особенность заключается в том, что процесс самоопределения протекает в ситуации нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей. Таким образом, потенциальная объективная заданность трудностей юношеского самоопределения вытекает прежде всего из самого факта дестабилизации социальной жизни, который выражается, возможно, не только и не столько в отсутствии норм социального поведения, сколько в том, что сегодня они не образуют четко структурированных нормативных моделей. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном "перекрестке" выбора, но и в ситуации, когда установленные на нем общественные "светофоры" дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе. Однако динамика социальной реальности дана подростку не непосредственно, а через те или иные изменения в ведущих институтах социализации - в семье и в школе.

Анализ процесса социализации

учащихся средней школы

В России процесс социализации осложнен, с одной стороны, радикальным реформированием общественной жизни, новой революционной ломкой всего социального уклада, ростом напряженности, конфликтности социальных отношений, а с другой - снятием старых идеологических и политических запретов на освоение социокультурных, духовно-идеологических ориентаций. Ситуация осложняется еще и тем, что в России идет реформирование системы образования, изменяются программы обучения по базовым специальностям, особенно социально-гуманитарного профиля, формируются новые требования госстандартов, расширяется практика организации образования. Вводится многоуровневая подготовка кадров, новая система их аттестации, повышения квалификации, перепрофилирования.

В этой связи важно уточнить понятие "социальное образование", определить контекст его употребления в современных условиях. К середине 90-х годов в России сложилась традиция употребления этого термина, с одной стороны, в широком смысле, для обозначения содержания и форм обучения наукам о человеке и обществе, а с другой - утвердилась практика обозначения им подготовки специалистов-профессионалов для учреждений социальной сферы, в области социальных наук, в том числе и социологов. При этом широкое толкование понятия "социальное образование" все более последовательно связывается с его разделением на "обществоведение" и "человековедение" при сохранении тенденции к интеграции наук о человеке и обществе.

Школьное образование - составная часть социального. Оно базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Формируется внешкольная практика социального образования, которая опирается на детско-юношеские дома творчества, бывшие дома пионеров. Здесь также начинает обновляться и расширяться дополнительное внешкольное образование, основывающееся уже не на традиционной кружковой, секционной работе, а на поиске новых форм.

Коренным образом меняется сопутствующая подготовка молодых специалистов по социальным наукам в вузах и средних специальных учебных заведениях. Здесь идет процесс деидеологизации учебных курсов по социальным наукам, преодолевается их доминирующий просветительский характер, усиливается влияние на социальные технологии, на систему управления, на взаимодействие специалистов в различных отраслях профессиональной деятельности. Социология и психология нередко выступают "стержнем" такой подготовки.

Общественное значение цели "повышение образования" заключается в духовном и интеллектуальном развитии человека, получении им какой-либо общественно-необходимой специальности. Принято считать, что это социально позитивная ценность, и родители и педагоги ориентируют учащихся на продолжение образования. Однако наше исследование[2] показало, что у десятиклассников ценность получения образования тесно связана со стремлением к достижению "успеха у лиц другого пола" (74,3%), "жизни в большом красивом городе" (66,7%), "приобретению машины, дачи, модных вещей" (48,6%), получению "почетных званий, правительственных наград" (31,2%), "возможности руководить людьми" (29,9%), "большой благоустроенной квартиры" (28,8%). Одновременно стремление к образованию оказывается слабо связанным с "интересной творческой работой", "наличием умных, интересных друзей", "физическим совершенством". Иными словами, для части десятиклассников личностный смысл цели "повышение образования" заключается в достижении высокого материального положения и общественного престижа, не предусматривающих активной трудовой деятельности и духовного совершенствования. Как показывают исследования, нередко общественно значимые цели для индивида не имеют личностного смысла, т.е. усваиваются им лишь на вербальном уровне. Так, согласно результатам наших исследований, не все старшеклассники и студенты ответили, что они имеют четкие жизненные цели и планы, идеалы.

В процессе социализации правомерно выделить несколько периодов. Первый можно обозначить как раннюю социализацию, связанную с приобретением социально обязательных общекультурных знаний и навыков, носящих неспецифичный в профессиональном отношении характер. Соответствующими институтами являются дошкольные учреждения и общеобразовательная школа.

Второй период - это профессиональная социализация, связанная с овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками, приобщением к соответствующей субкультуре. Институтами, обеспечивающими соответствующие знания и навыки, служат специальные учебные заведения - средние и высшие. Здесь начинается культурная и социальная дифференциация молодых членов общества, ибо они приобщаются к различным профессиональным культурам с разными взглядами на мир, ценностными представлениями и пр.

Социализация общекультурного характера в период профессиональной подготовки осуществляется, во-первых, как освоение школьником нового, уже не детского статуса в семье; во-вторых, как приобретение новых социокультурных знаний и навыков за счет значительно расширяющегося в этот период круга социальных контактов; в-третьих, за счет обсуждения и интерпретации своего нового статуса и нового опыта в сфере молодежной субкультуры, в которой также усиливается тенденция к социокультурной дифференциации людей.

Особенно остры проблемы, связанные с институтами ранней социализации. Последние в течение длительного периода оставались неизменными по своему строению и в настоящее время выполняют предписанные им функции далеко не в полную меру. Будучи смоделированными по "классическим" образцам и ориентированными на устойчивую культурную парадигму прежние принципы ранней социализации в новых условиях уже не обеспечивают необходимых знаний и навыков общекультурного характера. Сегодня школьное воспитание практически не дает детям и подросткам необходимых для "взрослой жизни" навыков. Несмотря на постоянные обсуждения в педагогических кругах вопроса об усложнении школьных программ, курс среднего образования пока неудовлетворителен с позиций как общекультурной, так и профессиональной подготовки.

Сказанного достаточно, чтобы отметить неадекватность сегодняшней, даже пореформенной, средней школы как института ранней социализации в современных условиях. Между тем этот период, как известно, является основным при формировании человека как личности. Чтобы понять, почему соответствующие институты не отвечают сегодняшнему состоянию общества, следует выявить укоренившиеся в этой сфере культурные стереотипы, мешающие движению.

Формы и методы управления процессом

социализации учащихся средней школы

В управлении процессом социального воспроизводства можно выделить пять основных элементов:

1) внутренняя среда индивида, т.е. моделируемое сознанием представление о "своей" среде, ее совокупный образ. Можно сказать, что это мысленная модель жизненной среды индивида, ее некоторая нормативная концепция. Основа этой модели - ядро жизненно-важных ценностей плюс представление о способах (ресурсах) их реализации;

2) первичная экоструктура индивида, т.е. его необходимое жизненное пространство, собственная "персонализированная" среда обитания. Степень ее субъективности очень высокая, контакты постоянны, носят личностный и часто интимный характер, основа организации - семейно-групповые ценности и нормы;

3) групповая экоструктура. Главным действующим лицом является неформальное объединение (группа). Это - среда сообщества, возникающая на основе общности целей и увеличенных ресурсных возможностей, создаваемых внутригрупповым разделением труда. Степень субъективности этой среды в целом высокая, однако зависит от статуса индивида в группе, который регламентирует и доступ к ресурсам;

4) организация (школа, учреждение, институт). Это также среда сообщества, но институционально организованного, формального. Здесь индивида окружают ролевые ожидания, возникающие на основе организационных установлений (норм, правил, предписаний);

5) внешняя среда. Для индивида это прежде всего нормативно-ценностный фон, т.е. нормы-рамки, а также нормы-цели, т.е. общественные ориентиры и идеалы. Это - объективная, но подчиняемая желаниям и действиям индивида среда.

Создание такой жизненной среды, которая способствовала бы воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств, не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Достижение названной цели потребует прежде всего изменений в общественном сознании и психологии как учителей, так и учащихся, чтобы выдвинуть проблему человеческих качеств и среды их воспроизводства в разряд центральных ключевых проблем реформ. Подчеркнем еще раз: именно от формирования человеческих качеств зависит перевод социальной системы на "рельсы" социального развития. Надлежащие принципы организации жизненной среды - важное средство социализации личности учащихся.

Одной из наиболее глубоких потребностей, которые испытывает личность в наше драматическое время, является потребность в выработке достаточно определенной, непротиворечивой и целостной концепции современного мира и своего места в нем. В процессе коренных, быстрых и неоднозначных перемен, происходящих в обществе, индивид рискует остаться с дезинтегрированным самосознанием, т.е. с духовным дискомфортом, с неопределенным будущим и с потерей смысла жизни. Разрушение старой, коммунистической идеологии привело к отсутствию идеологии, а самое удивительное провозглашенный плюрализм, пока еще не осмысленный нами, стал чуть ли не синонимом дезинтеграции.

Теперь о некоторых вариантах процесса социализации в школьной программе. Любой предмет это прежде всего явление культуры и только в этом смысле он может быть осознан и как результат ее развития. Но в современной системе учебных дисциплин в школе важным, по нашему мнению, создать некое содержательное ядро, несущую ось, систематизирующий фактор, что придаст цельность всему процессу школьной работы, четко обозначит внутрипредметные связи. Именно такую роль в школе и призваны, на наш взгляд, сыграть курсы по истории культуры (или истории художественной культуры) с элементами теории.

В результате проведенных экспериментов было установлено, что оптимальным является преподавание культурологии исходя из трех блоков: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы. Каждый из этих блоков должен обладать собственной внутренней логикой развития предметных областей и реализации воспитательных задач. Теоретическая часть курса во всех трех блоках должна предварять историческую часть и служить подготовительным этапом для общения с педагогом, восприятия памятников культуры и искусства, освоения и усвоения ценностей культуры и культурных навыков. Изложение исторического материала дает большую результативность, если хронологический метод соотносится с типологическим. На уроках культурологии важной становится самостоятельная активность учащихся, их диалог с учителем, что должно ограничить и сузить монологическую подачу материала, пассивное слушание. Уроки культурологии оказывают заметное влияние на поведение и на духовный опыт учащихся, изменяют их, что в свою очередь помогает усвоению других предметов учебного плана.

Эффективность курса культурологии значительно повышается при следующих условиях: проведение занятий в хорошо оборудованном классе с магнитофоном и диапроектором, с определенным минимумом методических пособий; единовременная работа со всем коллективом по общей культурологической программе для достижения взаимопонимания и взаимоподдержки; реализация принципов последовательности и системности в организации всего учебного процесса и четкая постановка поэтапных целей развития учащихся; творческий поиск взаимосвязей, интегрирующих моментов в системе пересекающихся предметов учебного плана; продуманное, логически обоснованное сочетание курса культурологии с различными формами внеклассной работы.

Общая логика образовательных систем должна, вероятно, идти по линии: от ввода курса культурологии в 5-9 классах к вводу сквозных занятий от 1 до 11 классов, к организации, формированию целостной системы культурологической работы в школе, к культурологически ориентированной школе, т.е. ориентированной на учащегося, на формирование личности, индивидуальности, а не только на получение знаний. В этом видится настоящий и завтрашний день школы.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели только некоторые аспекты социализации учащихся средней школы в переходный период к новым социально-экономическим

условиям. Понятно, что проблема эта многоаспектная и требует усилия многих специалистов смежного профиля. В частности, здесь большое поле для совместной деятельности социологов и психологов, юристов и демографов, и конечно, экономистов и др.

Социологический анализ показал только один срез данной проблемы, В данном случае речь идет о взаимоотношениях основных субъектов процесса социализации. В работе речь идет только о взаимодействии таких основных субъектов как учащихся и педагогов, государства и системы образования в целом.

Но социализация есть результат и развития общественного сознания во всей своих проявлениях. В частности, в работе говориться о том, что сегодня общество еще не выработало общей идеологии и концепции своего развития. Понятно, что это сильно сказывается и на процессе социализации. Другими словами, на каких идеалах сегодня надо воспитывать будущее поколение, какие ставить перед ними задачи и цели, каким содержанием необходимо наполнять такие понятия как патриотизм, верность своему долгу, ответственность перед обществом и людьми и пр., что бы обеспечить прогрессивное развитие общества. Эти вопросы очень сложные и ответа во всяком случае конкретного и полного пока нет.

Мы полагаем, что предстоит большая исследовательская работа и в области развития ценностных ориентаций будущих поколений. Насколько индивидуальные, личностные интересы могут быть сопоставимы с общественными и каков механизм их взаимодействия.

Можно с большим основанием выделить и другие не менее важные аспекты. Будем надеяться, что наша работа внесла определенный вклад в исследование данной проблемы.

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Особенности социализации учащихся средней школы