Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Предмет социологии

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
06.09.10 08:51

Социология

1. Предмет социологии. Социология в системе наук.

2. Социология как наука: ее структура, функции и метод.

3. Возникновение и основные этапы развития социологической науки.

4. Социально-теоретические предпосылки становления социологии. Проект науки об обществе О. Конта.

5. Социологические воззрения Г. Спенсера (1820-1903).

6. Социология Э. Дюркгейма (1858-1917).

7. Немецкая социологическая школа: М. Вебер (1846-1920).

8. Социологические подходы к определению понятия "общество".

9. Многообразие социальных общностей.

10. Социальные группы: их сущность и разновидности.

11. Социальные институты.

12. Личность в системе социологического познания.

13. Социальные действия и взаимодействия.

14. Социальная стратификация и мобильность.

15. Культура: социологический анализ.

16. Социология молодежи: предмет науки и основные проблемы.

17. Преемственность поколений как социальная проблема.

18. Молодежная субкультура. Проблема религиозности молодежи.

19. Социология семейно-брачных отношений.

20. Социология управления и менеджмента.

21. Социологическое исследование (программа, основные методы).

22. Опрос как метод социологического познания.

23. Особенности анкетирования. Структура анкеты.

24. Особенности интервьюирования.

1. Предмет социологии. Социология в системе наук.

Предмет социологии.

Объект науки - поле исследовательской деятельности (область).

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Объектом социологии является общество и закономерности, которые проявляются в обществе. Социальные знания стремятся к объективности. Соц. науки изучают различные формы соц. жизни. В качестве особого феномена соц. жизни выступает явление "социального", которое служит предметом социологии. "Социальное", как одна из сторон "общественного", характери-зует интеракция или взаимодействие между людьми, группами, это особая сфера регуляции поведения человека, которая рождает особые свойства "социального".

Три подхода к предмету социологии:

1. Социология как интегральная универсальная наука об обществе (Герберт Спенсер).

2. Социология как наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, а так же механизмах и принципах их взаимосвязей в соц. системе.

3. У социологии нет специально отведенной сферы социальных явлений. С другой стороны она не является всеобъемлющей наукой об обществе. Она стремится постичь природу социаль-ных связей между людьми, законов приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях общественной жизни. Она обращается к всеобщим формам соци-альной жизни, выявляет наиболее существенное, основные свойства социальных явлений. => социология изучает общие принципы воспроизводства, функционирования и изменения основных форм соц. взаимодействий, изучает общество в целом, как единую систему соц. взаимодейст-вий, при этом основываясь на эмпирических данных, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.

Социология в системе наук.

В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает центральное место. Это объясняется тем, что:

1) она является интегральной наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) включает в себя общесоциологическую теорию, которая служит теорией и мето-дологией всех других общественных и гуманитарных наук;

3) все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны общественной жизни имели социальный аспект;

4) техника и методы изучения человека и его деятельности, методы соц. измерения и др., разрабатывае-мые социологией, необходимы и используются общественными и гуманитарными науками;

5) сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (соц.-экономические, соц.-демографические, соц.-политические).

При этом следует отметить, что социологию нельзя назвать "наукой наук". Скорее можно сравнить ее положение в системе общественных и гуманитарных наук с тем положением, кото-рое занимают общая химия или общая биология (соответственно в системе химических или биологических наук).

2. Социология как наука: ее структура, функции и метод.

Структура социологического знания:

1. Общая социологическая теория.

2. Частные социологические теории (теория среднего уровня)

3. Прикладной уровень социологии.

а) эмпирическая социология, которая эмпирирует большое количество теоретических знаний;

б) конкретные социологические исследования, метода;

в) эмпирическая социология.

Функции социологии:

(по тетради)

1. Познавательная функция, связанная с изучением законов функционирования социальной системы.

2. Управляющая функция.

3. Организационно-технологическая функция, связанная с внедрением социальных технологий.

4. Ценностно-ориентированная функция.

(по учебнику)

1. Познавательная функция, обеспечивающая прирост научного знания о фактах и законо-мерностях развития общества.

2. Практическая функция - поскольку харак-терной чертой социологии выступает единство теории и практики. Появляется возможность научного прогнозирования, предвидения перспектив социального развития. Социологи проводят социальную диагностику, разрабатывают соц. проекты.

3. Мировоззренческая функция, связанная с формированием у людей представлений об ок-ружающем мире, базирующихся на знании, а не на заблуждениях и предрассудках.

Метод социологии.

Метод науки - путь, направление, средство исследования (познания).

Как и любая другая наука, социология опирается на эмпирическую информацию, которая соби-рается при помощи специальных методов (наблюдение, анализ документальных источников, опрос, тестирование и др.). Собранные данные проверяют, обобщают. Далее проводится ана-лиз, выявляются и интерпретируются социальные факты, обнаруживаются и объясняются закономерности.

Особенности социологического метода: социология стремится к знанию, а не к оценочным суж-дениям о социальных явлениях. Это знание основывается на принципах научности, на объективных понятиях и доказательности, аргументированности. Социология опирается на со-циальные факты для обоснования собственных суждений.

3. Возникновение и основные этапы развития социологической науки.

4. Социально-теоретические предпосылки становления социологии. Проект науки об обществе О. Конта.

Как самостоятельная наука об обществе - целостной системе и о развитии его элементов - она сформировалась только к середине XIX века. Указанный процесс обуславливается рядом предпосылок:

1) быстрое развитие капиталистических отношений;

2) нарастание и обострение социальной нестабильности;

3) поворот в социальной философии к практическому и прикладному изучению общества, основанному на достижениях конкретных наук.

Явственно ощущалась необходимость социальной науки, которая, в отличие от абстрактных философских схем, предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, уже собранных конкретными науками, и на основе этих обобщений дала бы объяснение новым социальным явлениям.

Проект науки об обществе Огюста Конта (1798-1857).

· Поставил вопрос о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, что призвана сделать новая наука "социология".

· Новая наука об обществе должна быть позитивной или "истинно положительной, досто-верной, полезной". Основные критерии: доказательность, аргументированность и подтверждение фактами.

· Установил закон трех стадий развития общества, человечества и человеческого разума: 1) теологический этап (господство религиозно-мистических и мифических представлений об обществе); 2) метафизический этап (критические тенденции, пересмотр предыдущих точек зрения); 3) позитивистский этап (позитивное мышление).

· В структуре социологии Конт выделяет социальную статику и социальную динамику. Со-циальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, изучает явления социального строения. Социальная динамика изучает процессы общественной жизни, имеет дело с законами развития и изменения социума.

Суть позитивистского подхода: социология как наука должна строиться по образу естественных наук, т.е.:

1) социальные явления следует рассматривать как явления природные;

2) методы анализа, разрабатываемые в естественных науках применимы в изучении социальных яв-лений (в социальном исследовании);

3) задача социологии состоит в выработке таких обобщенных, эмпирически обоснованных положений, которые могли бы стать основой прогнозирования социальных явлений.

Позитивистская социология разбивается на ряд школ, учений и направлений.

И все то же, но проще:

"Отцом социологии" считается Огюст Конт, французский философ и популяризатор науки. Он решительно отделили социологию от философии. Предмет социологии по Конту - социальная статика (социальные связи, отношения между людьми) и социальная динамика (развитие этих связей и отношений). Социологические знания добываются точно так же, как получают знания в естественных науках: при помощи наблюдения, эксперимента, сравнения. Надо собирать, систематизировать данные и объяснять социальные явления, надо строить гипотезы и прове-рять их, превращая в теории. Это и есть научное изучение общества. Не следует заниматься тем, что не поддается общенаучным методам изучения, иначе исследователь впадет в бесплод-ное философствование. Такой научный подход определяют как позитивизм.

5. Социологические воззрения Г. Спенсера (1820-1903). Герберт Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель биологического направле-ния, стремился развить социологию как естественную науку. По его мнению, в природе, а значит и в обществе, господствует всеобщий закон эволюции - закон сохранения энергии, ко-торая в своем движении меняет формы. В концепции Спенсера общество трактуется как организм, для которого характерны следующие особенности:

1) социальный организм на протя-жении большей части своей истории растет, развивается, изменяется;

2) по мере роста общества структура его усложняется;

3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций.

· Специфика английской социологии заключается в индивидуализме: общество - совокуп-ность индивидов и только понимание природы индивида дает ключ к пониманию социального целого.

· Спенсер проводит различие между биологическим организмом и обществом: в живом орга-низме элементы существуют ради целого, а в обществе наоборот.

· Спенсер устанавливает закономерность в эволюции общества, а именно: процесс соци-альных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей.

6. Социология Э. Дюркгейма (1858-1917).

Эмиль Дюркгейм - наиболее видный представитель коллективно-психологической теории.

Коллективно-психологические теории возникли в результате стремления рассматривать общест-во как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Хотя в рамке этой теории существуют различные варианты, тем не менее общим для них является представ-ление о существовании надындивидуального сознания, которому присущи свои законы (из тетради: социальная реальность, как и другие виды реальности (биологическая, психологиче-ская), развивается в соответствии с определенными законами, при этом это реальность особого рода, автономная от других и прежде всего от индивидуальной (биопсихической) реальности).

Э. Дюркгейм: по его мнению социальные явления нельзя рассматривать как просто индивиду-альные психологические факты. Социальные явления существуют как вещи, особые установления. Индивид находит их в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиняться. Социальное превосходит индивидуальное как целое превосходит часть, и потому общественное сознание представляет собой индивидуаль-ность особого вида. Коллективное сознание отделено от индивидуального, и его составляют коллективные представления, коллективный способ мышления и поведения. Люди же их распо-знают, поскольку они существуют как нечто внешнее, поскольку коллективные представления предшествуют индивиду, существуют независимо от индивидов и становятся обязательными для них.

Дюркгейм подчеркивал что общество - есть особая область действительности, имеющая свои особые законы, и что социальные явления объективны и независимы от сознания индивидов.

7. Немецкая социологическая школа: М. Вебер (1846-1920).

Макс Вебер - представитель антипозитивистской теории. Он разделял взгляды некоторых пси-хологов (представителей индивидуально-психологических теорий - псих. теории стремятся общественные явления и их развитие объяснить психическими факторами, действием сознания, т.е. психическими отношениями между индивидами). Макс Вебер - основоположник понимающей социологии. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального созна-ния и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. И, определяя таким образом социальное явление как индивидуальное действие, связанное с поведением другого индивида, М. Вебер считает, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.

Типология социальных действий:

1) целе-рациональный тип;

2) ценностно-рациональный тип;

3) аффективный тип;

4) традиционный (первичный) тип.

Средством обобщения многообразия эмпирических данных у Вебера выступает понятие "идеаль-ный тип" (теоретическая схема, идеально-типичная модель, конструкция).

8. Социологические подходы к определению понятия "общество".

Предметом социологии является общество вообще, а так же социальные явления, которые, бу-дучи взаимосвязанными, в своей совокупности и образуют общество. Именно поэтому в задачу социологии входит как определение самого понятия человеческого общества, так и понятийное определение общественных явлений и выявление основы соединения их в обществе. Отдельные социологические теории как раз и различаются в зависимости от того, как они объясняют сущность общества и социальных явлений с учетом их соединения в целостном обществе.

Механистические теории - те социологические теории, которые стремятся изучать и объяснять общество и социальные явления исключительно на основе законов, открываемых физикой и химией. Несколько видов понимания общества: с позиций физики (механики), с позиций энер-гетизма и с позиций математики:

· механистическое понимание. Г.Ч.Кэри. Человек - есть молекула общества, и объедине-ние людей происходит в соответствии с законами притяжения частиц;

· социальный энергетизм. Вильгельм Оствальд. Социальные и исторические явления по су-ти представляют собой превращение энергии; индивиды перерабатывают "сырую энергию", находящуюся в природе, с помощью труда; общество, таким образом, становится агрега-том по превращению "сырой" энергии в "полезную";

· экономическое равновесие (математическое). Вильфредо Парето. Будучи зависимы друг от друга как математические функции, социальные факторы создают социальную систему как состояние равновесия, которое нарушают изменения, обусловленные внутренними и внешними событиями, и которое имеет тенденцию восстанавливаться.

Биологические теории - стремятся объяснить общество, социальные явления и изменения в об-щественной жизни закономерностями, которые господствуют в органическом мире и которые открывает биология:

· органическое направление. Г. Спенсер. В концепции Спенсера общество трактуется как организм, но в организме клетки существуют ради целого, в обществе же наоборот - общество ради индивидов;

· социальный дарвинизм. Людвиг Гумплович. Приверженцы социального дарвинизма стреми-лись объяснить общество и изменения в общественной жизни "борьбой за существование".

Психологические теории - стремятся общественные явления и их развитие объяснить психиче-скими факторами, действием сознания, т.е. психическими отношениями между индивидами.

Современный функционализм - общество - долговременная и устойчивая структура, элементы которой тесно связаны и образуют стройное целое. Каждый элемент имеет свою особую функ-цию, каждый элемент необходим для работы всей структуры.

9. Многообразие социальных общностей.

Социальная общность - форма объединения людей.

Разновидности социальных общностей:

1. Мнимые общности: отсутствие взаимных социальных действий, солидарности, при наличии совпадающих целей и интересов.

А) категории (выявленные исследователями с целью статичных исследований множества)

Б) агрегации (объединения людей пространственно находящихся в одном месте)

В) массы (действия, но не социальные объединения людей с массово-типическим поведением)

2. Контрактные общности: "ориентация на другого".

А) аудитория (разовые, кратковременные, узконаправленные; взаимодействие лектора (пев-ца, актера, ведущего) и слушателей

Б) толпа (спонтанность, временная общность людей, территориально локализованная). Раз-новидности толпы: случайная, конвенционная (люди обмениваются знаниями, мнениями и интересуются сами), действующая (активная), экспрессивная (обмен чувствами)

3. Социальные круги: профессиональный, друзей, одного социального положения; собравшихся вместе для удовлетворения таких социальных потребностей, как общение, признание, внимание к себе, забота о других.

4. Институализированные общности (социальные группы): единство, основанное на устойчивых, самовозобновляющихся взаимодействиях, отличающихся наличием общей групповой цели, единым "мы-сознанием" (конформизм), общих ценностей и норм. Устойчивость связей в группе обусловлена, зачастую, ожидаемым вознаграждением или получением следующих выгод: 1) объе-диняясь с другими ради общего дела индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить невозможно или рискованно; 2) объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопониманию индивид надеется в тяжелую минуту получить помощь, поддержку от многих других; 3) отстаивая авторитет группы индивид надеется, что этот авторитет повысит и его собственный.

10. Социальные группы: их сущность и разновидности.

Социальная группа: единство, основанное на устойчивых, самовозобновляющихся взаимодействи-ях, отличающихся наличием общей групповой цели, единым "мы-сознанием" (конформизм), общих ценностей и норм. Устойчивость связей в группе обусловлена, зачастую, ожидаемым вознагра-ждением или получением следующих выгод: 1) объединяясь с другими ради общего дела индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить невозможно или рискованно; 2) объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопониманию индивид надеется в тяже-лую минуту получить помощь, поддержку от многих других; 3) отстаивая авторитет группы индивид надеется, что этот авторитет повысит и его собственный.

Типы социальных групп:

1. Социально-демографические (аскриптивные) - группы, формирующиеся по принципу: террито-риальному, родства, возраста, пола, расы, этноса.

2. Статусные группы - профессиональные, классовые (по сословиям, кастам).

3. Целевые группы и/или организации - коллективы, специально созданные для обслуживания социальных институтов, социально-демократических и статусных групп).

4. По численности - большие, средние, малые. Малые группы - устойчивые объединения, ха-рактеризующиеся прямыми взаимодействиями и небольшим количеством участников (от 2-3 до 20-25), (диады, триады).

5. Формальные и неформальные группы.

6. Первичные (семья, круг знакомых) и вторичные группы.

11. Социальные институты.

Институт (лат.) - устройство, установление.

Институциональный - утвердившийся, отлаженный, регулярный аспект социальной жизни.

Социальный институт представлен системой учреждений, в которой люди, избранные обществом, получают полномочия для выполнения определенных общественных задач.

Задачи социальных институтов:

1. Создание возможностей удовлетворения потребностей.

2. Регулирование поведения и действий в рамках существующих отношений.

3. Осуществление интеграции действий и отношений индивидов, таким образом поддерживается устойчивость и стабильность общества.

Название института Институт экономики или производства Институт политики или государства Институт социализации, образования, семьи Институт культуры и науки Институт религии

Потребность, удовлетворяемая данным институтом потребность в пище, одежде и иных мат.благах потребность в обеспечении безопасности потребность в воспроизводстве населения, передаче норм, ценностей (социализация) потребность в создании, сохранении и распределении дух. ценностей потребность в организации отношений человека с трансцендентальными силами (потусторонний мир)

Частные социальные практики частная собственность, разделение труда институт президентства, адвокатуры институт материнства, отцовства институт магистратуры институт монашества, целибата

Основные статусы и роли предприниматель, покупатель чиновник, юрист мать, отец ученый монах

Учреждения предприятие, ферма нотариальная кон-тора, правительство школа, ВУЗ библиотека, НИИ церковь, монастырь

12. Личность в системе социологического познания.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

"Индивид" - в значении биологический организм, носитель общих генотипических наследствен-ных свойств биологического вида, единичный представитель человеческого рода (индивидом мы рождаемся".

"Личность" - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате ус-воения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обуче-ния, общения, взаимодействия). Понятие личности вводится для определения социальной сущности человека. Личность - не только объект общественных отношений, она не только испытывает социальные воздействия, но и преобразует их, поскольку постепенно начинает выступать как совокуп-ность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь.

Быть личностью - значит обладать свободой выбора и нести ответственность за свои решения и поступки. Личность - активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, обще-ство и самого себя человек.

Личность характеризуется пятью потенциалами:

1. познавательный потенциал - объем информации, знаний о природном и социальном мире, которым располагает личность;

2. ценностный потенциал - идеалы, жизненные цели, убеждения, устремления личности;

3. творческий потенциал - самостоятельно выработанные умения, способности к созданию нового, к продуктивному труду, организаторской деятельности;

4. коммуникативный потенциал - формы общительности, прочность контактов, устанавливае-мых личностью с другими людьми;

5. художественный потенциал - уровень художественных, духовных потребностей личности.

Итого: личность определяется:

1) тем, что и как она знает;

2) что и как она ценит;

3) что и как она созидает;

4) с кем и как она общается;

5) каковы ее художественные по-требности и как она их удовлетворяет; а главное - какова мера ее ответственности за свои поступки, поведение, решения, судьбу.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств ха-рактеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, подтверждаем. Можно выделить основные характеристики индивидуально-сти: способности, темперамент, характер, мировоззрение, мотивация, направленность (главные тенденции поведения).

Социализация личности - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воз-действия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

13. Социальные действия и взаимодействия.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной по-требности, мотива.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что де-лает человек.

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимости между людьми, что соз-дает предпосылки взаимодействия людей между собой. Люди вступают во взаимодействие так как зависят друг от друга. Социальная связь - это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответст-вующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.

Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверх-ностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде социального взаимодействия.

Социальные взаимодействия - систематические, регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция вызовет новую реакцию воздействующего.

Микроуровень - соц. взаимодействие между двумя лицами, между людьми внутри группы, между малыми группами, среди людей в толпе.

Макроуровень - соц. взаимодействие между социальными группами, классами, нациями, госу-дарствами, социальными движениями.

Формы социального взаимодействия многообразны: солидарные, антагонистичные, смешанные, организованные, неорганизованные, договорные, принудительные, нормативные, ритуальные, девиантные. (девиация - отклонение в поведении человека от общепринятых норм)

Социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три про-цесса - взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценно-стей общественной жизни.

Здесь должны быть 14, 15 и 16 вопросы. Их я допишу позже.

17. Социология молодежи: предмет науки и основные проблемы.

Молодежь - социальная группа, выделенная на основе возрастной характеристики, особенно-стей социального положения и других социально-психологических свойств.

Молодежь - социально-демографическая группа, находящаяся в период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему, его обновления.

Виды зрелости: социальная, интеллектуальная, физическая, эмоциональная, физиологическая.

Социальная зрелость - ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивный подход к ок-ружающему миру.

Проблемы молодежи:

1. алкоголизм (как следствие алкоголизма родителей - социальное сиротство детей, врож- денные аномалии у детей алкоголиков, тем самым накопление деградирующих эффектов в популяции)

2. наркомания (подавляющее большинство наркоманов (до 70%) - молодые люди от 20 до 30 лет; большая часть молодежи, употребляющая "радикальные" наркотики, не доживает до зрелого возраста; наркомания имеет тяжелейшие социальные последствия - рост пре-ступности, стремительный процесс деградации личности и потери трудоспособности)

3. преступность (в целом молодые люди от 14 до 29 лет совершают 57% всех зарегистриро-ванных преступлений)

18. Преемственность поколений как социальная проблема.

Виды поколений:

1. демографическое поколение (когорта)

2. антропологическое поколение (указание на ступень происхождения от общего предка)

3. историческое поколение (отрезок времени, равный интервалу рождения родителей и их детей)

4. хронологическое поколение (дает возможность представить судьбу поколения на своем уникальном опыте)

5. символическое поколение (общность современников, жизнь которых выпала на какое-то событие)

6. бизнес-поколение

(если можно это считать преемственностью поколений) Одной их общих причин девиантного поведения являются отрицательные влияния в семье. В 30-40% случаев преступлений несовер-шеннолетних установлено прямое отрицательное влияние родителей и старших членов семьи (пьянство, грубость, жестокость, асоциальное поведение); типичными для родителей детей-подростков являются низкая культура, престижно-потребительские установки.

19. Молодежная субкультура. Проблема религиозности молодежи.

Молодежь противопоставляет себя обществу. Экстремизм.

Молодежных субкультур вообще очень много...

Дальше - про скинов, хиппи, поклонников разной музыки.

Религия - совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяю-щая признающих их людей в одну общность. Основа любой религии - вера в сверхъестественное.

20. Социология семейно-брачных отношений.

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Функции семьи:

Специфические - рождение, содержание и социализация детей.

Неспецифические - т.е. те, что семья вынуждена выполнять, связаны с накоплением и переда-чей собственности, статуса, организацией производства и потребления.

Типология семьи:

1. моногамное супружество или полигамное (полигиния - многоженство, полиандрия - многомужество)

2. патрелинеальные и матрелинеальные семьи (наследование фамилии, имущества)

3. патриархальные и матриархальные семьи (глава семьи)

4. гомогенные (эндогамия) и гетерогенные (экзогамия) семьи (гомогенные - супруги вы-ходцы из одной социальной страты, гетерогенные - из разных)

5. малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4) и многодетные (5 и более детей)

Самыми распространенными в современном мире являются нуклеарные семьи, состоящие из детей и их родителей, т.е. из двух поколений.

Брак - исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной.

Типология брака:

1. по процедуре церемонии (гражданский и церковный)

2. по правовому статусу (юридический, фактический)

21. Социология управления и менеджмента.

Это сложно : социология управления - специальная социальная теория изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осу-ществляемых для сохранения обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры и достижения ее целей. Также она изучает многообразную деятельность органов управления, государства и общества, прежде всего как социальных систем, весь комплекс подбора расстановки и формирования управленческих кад-ров, отношения взаимодействия складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками.

Это проще: организация - такая форма или такой способ совместной деятельности людей, при которых она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Организация на-поминает общество в миниатюре. Ей свойственны иерархия - вертикальное расположение людей по рангам, и управление - механизм, упорядочивающий взаимодействие людей, стремящихся по-лучить более высокий статус.

Управление (= менеджмент) всегда основывается на презумпции власти и полномочий, на под-чинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних в сторону других, на неравенстве и доступе к экономическим и социальным благам.

Управление может принимать авторитарную или демократическую формы, но оно всегда останет-ся определенным режимом деятельности индивидов или групп, ограничением свободы действий рамками предписанных норм и правил.

Управленческая пирамида построена таким образом, что в ее конусе находятся самые привиле-гированные должности и их гораздо меньше, чем непривилегированных, исполнительских позиций внизу. Стремление к достижению, как основной мотив управленческой карьеры, не обязательно связано с социально не одобряемыми действиями. Но он всегда связан с неспра-ведливостью - если на руководящий пост выдвигается только один, а другие остаются на прежнем месте, то тем самым неявно подчеркивается - первый не равен вторым.

22. Социологическое исследование (программа, основные методы).

23. Опрос как метод социологического познания.

Опрос является наиболее часто используемым, наряду с наблюдением, способом сбора информа-ции в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. И именно потому, что речь идет о вер-бальной коммуникации, следует учитывать тот факт, что возможности данного способа в сборе объективной информации достаточно ограничены. Тем не менее метод опроса все чаще исполь-зуется для сбора данных при исследовании общественных явлений, особенно в политологических исследованиях.

В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы.

Опрос бывает:

1. устным или письменным;

2. в форме свободного собеседования или на основе вопросника;

3. свободным или с определенными ответами.

Недостаток опроса как метода сбора информации заключается в том, что с его помощью полу-чают не объективную картину исследуемого явления, а его субъективную картину, созданную опрашиваемым. Чтобы уменьшить возможность недостоверных ответов, исследователь должен уметь внушить опрашиваемому уверенность в том, что его ответы не принесут неприятностей ни ему самому, ни близким ему людям. Ибо от опрашиваемого, от искренности его ответов во многом зависит качество опроса. А потому и вопросы должны быть хорошо продуманными и не должны быть неприятны опрашиваемому.

24. Особенности анкетирования. Структура анкеты.

Анкетированием называется опрос, в ходе которого в качестве инструмента используется во-просник (анкета). По сути, вопросник представляет собой предварительно подготовленное интервью, изложенное в письменной форме.

Пути распространения анкет среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Они могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям отве-тить на поставленные вопросы. Однако исследователь может и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответст-вующие рубрики.

Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публику-ются в газетах или журналах, не носят научного характера. Основанием для такого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой таким образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают только те, кто по каким-то при-чинам считает это занимательным или полезным. В результате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.

Подготовка анкеты включает в себя прежде всего составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего. Необходимо учитывать что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике необходимо располагать не в логической, а в психологиче-ской последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того, чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной.

25. Особенности интервьюирования.

Интервью представляет собой метод сбора информации посредством целенаправленного опроса одного или нескольких лиц. При исследовании некоторой большой социальной группы методом интервью производится отбор лиц, подлежащих опросу. Выборка может быть простой и сложной. Простая выборка предполагает интервьюирование определенного числа случайно выбранных лю-дей (например каждого десятого). Сложная выборка формируется в том случае, когда люди, составляющие единую социальную группу, делятся по определенным признакам (например по возрасту, квалификации) на меньшие группы, и интервьюируются представители этих послед-них. Тип выборки определяется задачами исследования и особенностями его объекта.

Ответы, полученные в результате интервью, могут быть стереотипными или свободными. В слу-чае, если речь идет о свободных ответах, различают интенсивное (свободная беседа) и экстенсивное (серия заранее заготовленных вопросов) интервью. Тип интервью зависит от це-лей исследования. Если на основе полученных в ходе интервью ответов должен быть составлен некий статистический обзор, применяется интервью со стереотипными ответами. Если же необ-ходимо глубже исследовать сущность проблемы, проводится интенсивное интервью. В этом случае стремятся к репрезентативности выборки, т.е. отбирают индивидов, характерных для социальной группы, чьи проблемы исследуются.

Интервью чаще всего используется для получении информации о явлениях, которые непосредст-венно затрагивают опрашиваемых лиц и очевидцами которых эти лица являются. Однако в социологических исследованиях интенсивное интервью часто используется также для проверки данных, полученных в ходе экстенсивных исследовательских методов.

В любом случае, для того чтобы информация, полученная в ходе интервью, была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должно быть тщательно подготов-лено, и прежде всего необходимо четко сформулировать вопросы.

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Предмет социологии