Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Отечественная конфликтология

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
05.09.10 21:36

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

WWW.I-U.RU

Е. И. Степанов

Отечественная конфликтология: современное состояние и задачи

// Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. СС. 6-17

Возникнув как самостоятельное научное направление на переломе 80-х -90-х годов, отечественная конфликтология на протяжении последующего де­сятилетия развивалась весьма интенсивно и добилась весомых результатов. Побудителем к ее интенсивному развитию служило прежде всего то весьма острое противоречие, обусловленное обстоятельствами как объективно-исто­рического, так и познавательного характера, которое в то время сложилось в стране вообще и в отражающем и обслуживающем ее нужды обществознании – в частности.

С одной стороны, начавшийся переход от тоталитаризма, централизован­ным насилием глушившего проявления общественных недовольств и неурядиц, к демократической культуре, допускающей «свободную игру» разнообразных социальных и индивидуальных интересов и устремлений, резко усилил дей­ствие конфликтогенных факторов во всех без исключения жизненно важных сферах и социальных институтах российского общества– политике и экономике, международных и межнациональных, семейных и бытовых отношениях, экологии и идеологии, образовании и культуре.

Нарастание числа и интенсивности конфликтных противоборств является общим правилом для переходных периодов общественного развития и нахо­дит свое объяснение и оправдание в том, что выражает сформированность и готовность определенных социальных сил к трансформации существующих отношений и структур, к установлению нового порядка вещей [1].

Однако, в условиях перехода от тоталитаризма к демократии в нашей стра­не эта общая закономерность проявилась с особой остротой. Ибо эскалация социальных конфликтов приобрела здесь такой уровень и такой размах, что вплотную подвела к критической черте, делая реально возможной социальную катастрофу с такими характерными для нее чертами, как потеря управляемо­сти, распад основных государственных и общественных структур, моральная и культурная деградация.

Эту «обвальную» конфликтность к тому же усугублял идеологический кри­зис, потеря единства основных ценностных ориентиров. Происходило не только массовое дистанцирование от прежней идеологии, оправдывавшей тоталитар­ный порядок, но и «расцветали все цветы» прежде подавлявшихся идейных течений, каждое из которых предлагало свое видение сути происходящих в об­ществе событий и свое понимание перспектив и способов надлежащей его трансформации.

К тому же этот «идейный разброд и шатания» развертывались одновременно с экономическим и политическим кризисом, с обострением межнациональных конфронтации и в тесной связи с ними, что определяло не только высокую степень остроты, но и сложный, комплексный характер многих конфликтных ситуаций.

Усилению социальной конфликтности в переходный период способствовал и ряд специфических личностных качеств, в массовом масштабе сложившихся у населения за десятилетия господства тоталитарного режима: смазанность, недифференцированность и рациональная непроявленность собственных лич­ностных интересов, упрощенность внутреннего духовного мира и ограничен­ность культурного уровня, широко распространившиеся взаимная нетерпимость и недоброжелательность и т. п.

Насколько реальна и близка обусловленная всеми этими факторами соци­альная катастрофа и к каким гигантским негативным последствиям она ведет, россиянам продемонстрировал развал Союза, еще за пару лет до него казавший­ся совершенно невозможным и явившийся неожиданностью даже для квалифи­цированных зарубежных экспертов. Он же отчетливо дал понять: оправданность нарастания конфликтности имеет свои внутренние ограничения, поскольку со­держит опасность подорвать устойчивость жизнедеятельности общества, сделать нестабильным обеспечение основных ее сфер и сторон, усилить хаотичность функционирования и изменения различных социальных органов и структур, всего общественного организма в целом. Тем самым собственное существование последнего и его способность к выживанию оказываются под вопросом.

Существует, следовательно, объективная необходимость поставить нара­стающей в обществе конфликтности определенные ограничительные рамки, найдя для этого подходящие способы и средства. В соответствии с ней общество остро нуждается в средствах, предохраняющих его от чрезмерного «перегре­ва», обеспечивающих надежный и эффективный контроль за регулированием и разрешением возникающих конфликтных ситуаций.

Вместе с тем, сама общественная практика отчетливо показала, что это уже не могут быть средства, которыми пользовался тоталитаризм, стремясь справиться, а точнее – расправиться с конфликтами: репрессии, устрашение, переключение недовольства вовне или на «врагов народа», идеологическое «промывание мозгов», организация массового воспроизводства послушного и приверженного режиму типа личности и т. п. Такие средства все отчетливее обнаруживали не только свою несостоятельность (принципиально конфликты

не разрешая, а лишь подспудно их накапливая и усугубляя), но и растущую конфликтогенность, поскольку встречали все более активное сопротивление и моральное осуждение в массовом сознании и поведении. Единственно на­дежными и эффективными способами и средствами, совпадающими с задачами демократизации общественных процессов и отношений, в сложившихся условиях становились внимательное изучение и оценка настроений и поведения населения, устремлений его различных групп и слоев и адекватное их выражение в соот­ветствующих законодательных актах, управленческих решениях и политических действиях, призванных их соотнести и согласовать.

Отсюда вполне понятен тот пристальный интерес к проблеме происхождения, развертывания, регулирования и разрешения разного рода конфликтных ситуаций в обществе, который стали в этой ситуации проявлять российские обществове­ды всех «мастей» – социологи и экономисты, философы и юристы, психолога и педагоги, культурологи и специалисты по национальным отношениям. По­всеместно начали возникать ассоциации, центры, группы по конфликтологии, по разработке и внедрению «социальных технологий», нацеленных на контроль и разрешение разного рода кризисных и конфликтных положений. Их уси­лия и активность привлекали в первую очередь все те «горячие точки», где оказывалась особенно высокой общественная «температура», требуя для своей нормализации терапевтических мер и посреднического участия.

Но эта объективно обусловленная активность быстро обнаружила другую – субъективную, познавательную сторону рассматриваемого противоречия – от­сутствие развитой конфликтологической теории, которая помогала бы и облег­чала общественному сознанию и общественной практике выработку и освоение эффективных средств и способов адекватного осмысления возникающих кон­фликтных ситуаций, эффективного социального контроля за их протеканием, их предупреждения или разрешений с помощью применения соответствующей «социальной терапии». Одной из основных причин этого являлось настойчи­вое навязывание тоталитарной идеологией в предшествующий начавшемуся переходу период представления о «бесконфликтности» советского общества в противовес «вечной конфронтации» присущих капитализму антагонисти­ческих сил. Господство подобной идеологической позиции почти полностью блокировало как попытки применить конфликтологический подход к анали­зу нашей общественной жизни, так и использование для этого достижений зарубежных исследователей, поскольку выставляло и то, и другое в качестве опасного сползания на идейную почву чуждых мировоззренческих установок «буржуазного сознания».

Естественно, что в новых условиях этот существенный пробел в социаль­ном познании потребовал своего энергичного преодоления. Разработка кон­фликтологической проблематики, осмысление природы и функций социальных конфликтов, особенностей их детерминации, влияния различных объективных и субъективных условий и факторов, обоснование механизмов и методов их эф­фективного предупреждения, регулирования и разрешения приобрели поэтому большую актуальность и значимость. Тем более, что мировой опыт, в осо­бенности достижения развитых демократических стран, где конфликтологиче-ские исследования получили не только статус важного научного направления, но и прочную организационную основу, показывал: наращивание теоретиче­ского и практического потенциала конфликтологии, повышая компетентность в анализе складывающихся конфликтных ситуаций, их оценке и разрешении, спо­собно стать важным фактором стабилизации и демократизации общественных процессов и отношений.

С учетом всего этого, отечественными обществоведами с начала 90-х годов был развернут интенсивный процесс осмысления того, чем вызываются и под действием каких детерминант возникают конфликтные ситуации в различных сферах общественной жизни и деятельности. Каковы их основные типы, идео­логические, социально-психологические, культурологические, экономические и другие параметры. Какими личностными чертами, особенностями сознания и поведения отличаются их активные участники. Что содействует, а что препят­ствует предупреждению и профилактике негативных конфликтных противодей­ствий, тормозящих демократическое развитие общества. Что, со своей стороны, способно поддержать позитивные противоборства, помогающие общественно­му прогрессу. И как ввести любой конфликт, его протекание и разрешение в возможно более цивилизованные и гуманные формы, не ущемляющие прав и достоинства ни одного из его участников.

Весь этот круг проблем и составил предмет конфликтологических ис­следований. Конфликтология, как совокупность этих исследований, обеспечивая по мере их развертывания конфликтологический мониторинг важнейших обще­ственных процессов и отношений, отслеживание того, как зарождаются и раз­вертываются конфликтные ситуации, каковы их зоны и стадии напряжения, «болевые точки» и т. п. и предлагая на этой основе адекватные и действенные управленческие решения и практические меры, благодаря всему этому, заявила о себе как необходимом условии и средстве демократизации общества переходно­го периода. И вместе с тем – как основе эффективного социального контроля за состоянием связанных с этим процессом социальных конфликтов.

Это отчетливое понимание тесной связи развития конфликтологического знания и его практических приложений с задачей демократизации российско­го общества составляет важную особенность отечественной конфликтологии, которая, по существу, развивается как конфликтология переходного периода от тоталитаризма к демократии, имеющая своей основной задачей осмысле­ние присущих ему противоречий и противоборств, а также путей и средств их эффективного регулирования и разрешения.

Другой важной особенностью отечественной конфликологии, выявившей­ся на протяжении ее десятилетнего развития, можно считать одновременное, параллельное развитие трех ее основных внутренних структурных подразделов – теоретико-методологического, концептуально-отраслевого и технологического.

В принципе конфликтологическому знанию присуща глубокая социаль­ная ангажированность, придающая ему преимущественно теоретико-прикладную направленность. Она обусловлена прежде всего тем, что социальные конфлик­ты представляют собой такие ситуации, активные участники которых больше всего заинтересованы не в самих по себе объяснении или прогнозе дальней­шего развития событий, а в обосновании приемлемого выхода из создавшегося положения. Поэтому конфликтологическое исследование по самой своей внутрен­ней природе не может ограничиться объяснительной или даже прогностической функцией, а обязано довести познание до реализации конструктивной функции – предложения надлежащих мер по преобразованию конфликтной ситуации.

Тем не менее, современная конфликтология на Западе, начало становлению и развитию которой положили классические работы Л. Козера и Р. Дарендорфа, обосновавшие естественность, атрибутивный характер социальных конфликтов и их позитивные функции в жизни общества, а продолжили этот анализ попыт­ки построения общей теории конфликтов (К. Боуддинг, Л. Козер и др.), лишь к началу 80-х годов – прежде всего в лице Дж. Бертона и его последователей – обратилась к проблематике эффективных практических технологий урегулиро­вания и принципиального разрешения конфликтов как основной и приоритет­ной для обеспечения действенности всего конфликтологического знания.

Отечественная конфликтология, в силу выше изложенных специфических обстоятельств, не могла себе позволить растягивать этот процесс накопления и использования конфликтологического знания во времени, а, наоборот, выну­ждена бьша максимально его концентрировать и интегрировать, внимательно осмысливая и то, что можно взять из имеющихся за рубежом разработок приме­нительно к тому, как подходить к изучению конфликтных ситуаций, условий, детерминант и механизмов их возникновения, и то, какие применять для этого методики, модели, сценарии, технологии и т. п. А также, кстати, то, как все это творчески переработать в соответствии с нашими собственными конкретными условиями и обстоятельствами, ибо, как быстро обнаружилось, без основатель­ной проработки этого круга проблем не могло быть обеспечено широкое и пло­дотворное развитие всей отечественной конфликтологаческой проблематики.

В этом отношении весьма показательна одна из первых удачных отече­ственных работ – коллективная монография, созданная под руководством вице-президента РАН академика В. Н. Кудрявцева и состоящая из трех отдель­ных книг. Каждая из этих книг как раз и посвящена анализу проблем, входящих в один из указанных структурных подразделов конфликтологии: ч. 1 – «Вве­дение в общую теорию конфликтов» (1993), ч. 2 – «Юридический конфликт: сферы и механизмы» (1994), ч. 3 – «Юридический конфликт: процедуры разрешения» (1995). А все они вместе решают задачу выведения конфликто­логического знания в конечном итоге на технологические проблемы реального практического регулирования и разрешения конфликтов в важнейших сферах общественной жизни, в данном случае – с сфере права, охватить и осмы­слить которую призвана юридическая конфликтология как одно из самых злободневных отраслевых направлений отечественных конфликтологических исследований в целом.

Впрочем, работы столь широкого охвата за пошедшее десятилетие по­являлись в отечественной конфликтологии не слишком часто. В этом плане с названным исследованием можно, пожалуй, сопоставить лишь коллективную монографию «Конфликты в современной России» (М., 1999), в которой автор­ский коллектив также ставил своей задачей широкий охват как зарубежного опыта, так и отечественных достижений в сфере не только общих методологиче­ских проблем конфликтологии, но и появившихся к этому времени различных отраслевых конфликтологии – политической, юридической, конфликтологии этно-национальных отношений, становления рыночных отношений и пред­принимательства и т. п., а также, разумеется, – их практически-прикладных аспектов. На основе их изучения в монографии сделан, в частности, тот важный и правомерный вывод, что основная задача отечественной конфликто­логии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в том, чтобы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современном обществе, сконцентрировать их на разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как:

· принципы прогнозирования и ранней диагностики социально-экономи­ческих, политических, межнациональных, правовых и других социальных конфликтов;

· методы предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных, разрушительных для общества тенденций, форм и послед­ствий;

· способы цивилизованного разрешения конфликтов, содействующие ста­билизации и развитию общественных процессов и отношений.

Соответственно этому приоритетными задачами в исследовательской дея­тельности конфликтологов на ближайшую перспективу должны быть признаны:

· анализ мировоззренчески-методологических проблем и проблем общетеорети­ческого характера, состоящий в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соответствующего понятийного аппарата;

· проработка концептуальных проблем, играющая, по сути дела, роль «про­граммного обеспечения» в адекватном осмыслении, надежном отслежива­нии и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения;

· разработка организационно-методических и технологических проблем, обес­печивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории.

Ибо именно успешная реализация этой долговременной исследователь­ской и прикладной программы в различных дисциплинарных ответвлениях конфликтологического знания (политической и юридической конфликтоло­гии, конфликтологии труда, предпринимательства, образования, межнацио­нальных отношений, семьи и т. п.) только и позволит, наряду с налаживанием мониторинга, дающего представление о состоянии и динамике конфликтных ситуаций, возникающих в переходном обществе, осуществить практическое посредничество между различными группами населения, участвующими в них, а также между администрацией и населением и вместе с тем – критически анализировать и оценивать характер и результаты различных управленческих воздействий на эти ситуации с целью их урегулирования.

Современная отечественная конфликтологическая литература в основном демонстрирует предпочтение работающих в этом научном направлении иссле­дователей, как правило, одному-двум из ее упомянутых выше структурных подразделов и аспектов.

Так, разработке мировоззренчески-методологических и общетеоретических проблем на протяжении последних лет посвящали свои работы Е. И. Васильева, О. Н. Громова, А. В. Дмитриев, А. И. Донцов, Е. А Донченко, В. В. Дружинин, Ю. Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов, Д. П. Зеркин, Б. И. Краснов, В. Н. Ку­дрявцев, П. И. Куконков, Л. А. Нечипоренко, Э. Р. Тагиров и др. В своих ра­ботах, анализируя предмет и функции конфликтологии, природу социальных конфликтов, их причины и субъектов, типологию и механизмы, методы пре­дупреждения и разрешения, они вполне правомерно используют многие идеи из работ зарубежных исследователей, в особенности тех, что признаны класси­ческими и получили в научной литературе широкий резонанс. Это прежде всего концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера, «конфликт­ной модели общества» Р. Дарендорфа, «социологии конфликта» Л. Крисберга, «общей теории конфликта» К. Боулдинга, «структурного насилия и структурных конфликтов» И. Галтунга, «коллективных насильственных действий» Ч. Тилли, «поведенческой модели фрустрации-агрессии» Д. Долларда, «разрешения кон­фликтов на основе человеческих потребностей» Дж. Бертона и др.

Вместе с тем, как представляется, в методологический анализ конфликто-логической проблематики пока недостаточно вовлечен собственный эвристи­ческий потенциал отечественной социальной философии и обществознания, накопленный в предшествующий период их развития. Было бы большой ошиб­кой и потерей оценивать его весь целиком негативно и с порога отбрасывать «за ненадобностью».

Это особенно относится к проблемам понимания социальной деятель­ности, ее детерминации, противоречивой природы, целенаправленности, со­знательности и результативности. Речь идет прежде всего об использовании эвристического потенциала субъектно-деятельностного подхода к осмыслению проблем общественного бытия и общественного сознания. Его важные осо­бенности иj роль раскрыты в работах не только философов (Л. П. Буевой, Б. А. Вороновича, М. С. Кагана,. А. В. Маргулиса, Ю. К. Плетникова, В. Н. Сага-товского, В. П. Фофанова), но и социологов (М. С. Кветного, В. И. Приписнова, Ю.Н.Козырева, В. А. Ядова, Е.А.Якубы и др.), культурологов (В.И.Иванова, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и др.), представителей общей и социальной психологии (К.А. Абульхановой, Б. Г.Ананьева, А. Н. Леонтьева и др.), эконо­мистов (В. С. Короля, В. М. Левина, Э. Ф. Межинской, Б. М. Мочалова и др.). Благодаря его применению проделан весьма широкий и разносторонний соци­ально-философский и частнонаучный анализ деятельностной сущности чело­века, системы и структуры человеческой деятельности и поведения, развернуто понимание таких важных для нужд конфликтологического анализа проблем, как специфика способа социального бытия, функционирование и развитие детерминант и механизмов основных сфер жизнедеятельности общества (эко­номической, социально-политической, духовной), как образ и качество жизни, система общественных отношений и общения, особенности социальной мо­тивации активности, специфика действия социальных законов, процесс труда, управления, образования, воспитания и т. п.

Адаптация всего этого богатого методологического и теоретического ма­териала к насущным задачам отечественной конфликтологии открывает воз­можность не только поставить последнюю на прочное мировоззренческое и общетеоретическое основание, интегрирующее в себе, наряду с зарубежными достижениями в осмыслении социальных конфликтов, собственный познава­тельный потенциал, но и критически осмыслить этот потенциал и выявить те его аспекты, которые требуют корректировки и дальнейшего развития.

Косвенным подтверждением того, что весь этот материал, имеющий сво­ей методологической основой субъектно-деятельностный подход к социаль­ной реальности, сохраняег свою актуальность и значимость для современной конфликтологической теории, служит то, что он тесно перекликается с теми проблемами, важными для развития социального познания вообще, социологи­ческого – в особенности, которые поставлены в середине 80-х гг. в прекрасной книге известного французского социолога Алена Турена «Возвращение человека

действующего» (1984). Эту тесную связь с данным методологическим подхо­дом можно почувствовать хотя бы из следующего положения в первой части книги, имеющей характерное заглавие – «Новое представление об обществен­ной жизни»: «Социальная жизнь может быть прежде всего охарактеризована как деятельность самопроизводства и самотрансформации, которые она осу­ществляет посредством своих инвестиций, если дать этому понятию более широкий, а не чисто экономический смысл. Ее характеризуют, далее, кон­фликты, связанные с борьбой за управление этими инвестициями, наличие все более и более живого сознания действующего лица – субъекта, которое дистанцируется от результатов своих инвестиций, признает их своими творе­ниями, размышляет над своей творческой способностью, выбирает в качестве главной ценности осознание и опыт самого себя в качестве субъекта и видит в других сходство с собой единственно в силу их способности быть субъек­тами. Здесь коренится единство социальной системы, оно представляет собой область, где производится историчность, представляющая смысл общественных конфликтов и основанная на сознании субъекта» [2].

Весьма основательную проработку в отечественной научной литературе получили концептуально-теоретические проблемы анализа социальнгох конфлик­тов в различных общественных сферах. В имеющихся публикациях их авто­ры, стремясь обеспечить адекватное осмысление, надежное прогнозирование и точную оценку этих проблем, а также отбор эффективных средств и спо­собов их разрешения, большое место отводят тому, чтобы определить общие функции и место данных социальных конфликтов в обществе, в том чи­сле и находящемся на переходном этапе своего развития, раскрыть общий характер взаимодействия реальных конфликтующих структур, основные осо­бенности наличного конфликтного сознания и поведения их представителей, роль и значение в их развертывании личностных качеств их активных участ­ников, применяемых ими стратегий поведения. Специфические проявления этих функций и характерных черт социальных конфликтов в такой важней­шей сфере общественной жизни, как производственно-трудовая прослеживают Ф. М. Бородкин, А. Р. Зайцев, Н. М. Коряк, В. О. Рукавишников, Т. С. Сули-мова, В. Н. Шаленко, Ю. Шерковин и др., внутренняя и внешняя политика и правовая деятельность – А. А. Гастев, А В. Глухова, Ю. А. Головин, 3. М. Зо­това, А. В. Кинсбурский, В. А. Кремешок, В. Н. Кудрявцев, М. М. Лебедева, Л. И. Никовская, Л. Н. Тимофеева, А, Н. Чумиков, Н. В. Щербакова и др., меж­национальные и межгрупповые отношения – В. А. Авксентьев, М. Н. Губогло, Л. М. Дробижева, В. Н. Иванов, М. В. Иордан, Э. А. Паин, В. Г. Смолянский, Е. А. Солдатова, В. А. Соснин, В. А. Тишков, П. Н. Шихирев и др.

В разработке организационно-методических и технологических проблем оте­чественной конфликтологаей также предприняты значительные усилия. В по­явившихся публикациях В. И. Андреева, А. Я. Анцупова, Н. В. Гришиной, О. Н. Громовой, Н. С. Данакина, А. И. Донцова, Л. Я. Дятченко, А. А. Ершо­ва, В. И. Журавлева, Ю. Д. Красовского, И. И. Лавриненко, М. М. Лебедевой, А. И. Пригожина, В. А. Соснина, Л. С. Троновой, В. П. Шипилова и многих Других речь идет главным образом о важных социально-психологических, конкретно-социологических, политико-правовых, регулятивно-управленческих и т. п. аспектах диагностики, прогнозирования, предупреждения и профилак­тики конфликтов, в том числе связанных с перестройкой и трансформацией общественных процессов и отношений. О необходимости формирования искус­ства спора, культуры полемики, организационных условий, внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений и взаимодействий в ходе их развертывания и разрешения. О специфических требованиях к ведению переговоров, к управле­нию разнообразными общественными коллизиями в целях их приемлемого для всех регулирования и разрешения. О способах участия населения в практичес­кой политике, в позитивном изменении производственно-трудовых, политико-правовых, информационно-образовательных, бытовых и других конфликтных ситуаций, его подготовке к этому с помощью игровых ситуаций и тренинговых процедур, обеспечивающих взаимную толерантность участников, их готовность к сотрудничеству, к партнерскому общению. О формировании соответству­ющих этим требованиям и задачам конфликтологических служб и структур и целенаправленной организации их регулирующего воздействия.

Сформировавшийся к настоящему времени кадровый потенциал оте­чественных исследователей-конфликтологов (прежде специализировавшихся в самых разных направлениях обществознания и человековедения), полностью охватить и охарактеризовать масштаб, состав и труды которого уже сейчас можно только в особом объемистом и многоаспектном исследовании (нужда в котором, думается, вполне назрела), а также достигнутые их совокупны­ми усилиями научные результаты, как представляется, составляют необходи­мое и достаточное исходное условие для дальнейшего успешного развития отечественной конфликтологии в качестве нового самостоятельного научного направления. Больше того, они же выступают основой для постепенного, но не­уклонного усиления ее междисциплинарного (или, по выражению Дж. Бертона, быть может, более точному, – «адисциплинарного») характера, определяемого самой природой ее предмета – реальных социальных конфликтов, испыты­вающих на себе влияние и имеющих своим внутренним содержанием самые разные факторы и аспекты – экономические и политические, воспитательные и образовательные, идеологические и психологические, этнические и социо-культурные и т. п.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что все достигнутое на настоящий момент, – только начало, и относиться к нему и нужно именно как к на­чалу. С одной стороны, они отчетливо обозначили, что конфликтологию как самостоятельную научную дисциплину, значимую и актуальную для современ­ного состояния российского общества, можно считать состоявшейся. С другой стороны, однако, именно сопоставление с нынешней общественной ситуацией показывает, как много еще существует проблем, настоятельно требующих сво­его незамедлительного анализа и решения, подчас не только теоретического, концептуального, но и практического, реального. Обозначим здесь некоторые из них, на наш взгляд, наиболее важные и неотложные.

Прежде всего, в методологическом отношении требуется дальнейшее обосно­вание и углубление содержания конфликтологической парадигмы как принципиаль­ной основы для анализа любого типа социальных конфликтов и любого их аспекта. Эта задача особенно важна именно в условиях начавшейся трансформации рос­сийского общества, поскольку эта трансформация предполагает и даже требует соответствующего преобразования и общественного сознания, восприятия им социальной реальности.

Исходными положениями конфликтологической парадигмы, в противо­вес так называемой интегративной парадигме, исповедуемой структуралистами на Западе и объективистами у нас, выступает, во-первых, признание и обосно­вание значения социальных конфликтов в качестве повседневного и естественного явления общественной жизни, ее неотъемлемого атрибута. «Бесконфликтного» общественного бытия, как это утверждалось еще недавно идеологами тотали­таризма применительно к нашему обществу, нет и быть не может, поскольку по своей сути оно представляет собой непрерывный процесс возникновения и разрешения разного рода противоборств личностей и социальных групп.

Во-вторых, исходным для этой парадигмы выступает признание не только «неизбывности», неустранимости конфликтности в обществе, но и выявление и подчеркивание конструктивной, позитивной роли конфликтов в общественном развитии. По существу, это методологическое требование составляет другую сторону преодоления тоталитаристской парадигмы «бесконфликтности», по­скольку именно последняя придает конфликту чисто деструктивный смысл, рассматривая его в качестве отклонения от «нормы», за которую выдается пол­ное единство сознания и интересов всех составляющих общество групп, слоев, граждан.

Разумеется, отсюда вовсе не следует, что конфликты могут иметь только позитивное значение и не приобретают деструктивную для развития человека и общества роль. Однако общее положительное отношение к конфликтности в обществе ориентирует, с одной стороны, на то, что столкновения по тем или иным основаниям – нормальное явление общественной жизни, а с другой, – на необходимость поиска таких общественных условий и форм, которые спо­собны придать этим столкновениям максимально культурный, цивилизованный и гуманный характер.

Насколько важен этот поиск, и не только с концептуально-теоретической, но и сугубо практической точки зрения, и насколько настоятельно необхо­димо всестороннее и реальное освоение конфликтологической парадигмы – демонстрирует наша нынешняя отечественная ситуация, где сознательная и це­ленаправленная институционализация любых социальных конфликтов, – как выражение понимания их значимости и учета их специфики, – как правило, отсутствует, а использование процедур рационализации конфликтных ситуаций и посреднических усилий непривычно пока не только для населения, но и для властных органов. Ведь не секрет, что во властных структурах, по существу, от­сутствует конфликгологическая экспертиза подготавливаемых управленческих решений и нормативных актов, предпринимаемых политических и админи­стративных действий, которая могла бы использовать и международный опыт урегулирования и разрешения сходных конфликтных ситуаций. Управленчес­кое воздействие на конфликтный процесс нередко запаздывает и оказывается недостаточно эффективным из-за того, что не учитываются стадии его разви­тия и решение начинает вырабатываться лишь тогда, когда конфликт подошел к границе, за которой вообще не поддается контролю и регулированию. К то­му же при проработке способов и средств целенаправленного разрешения конфликтов предпочтение зачастую по-прежнему отдается немедленному си­ловому воздействию, а не постепенно достигаемому компромиссу и тем более консенсусу. Столь неподготовленное или агрессивное вмешательство властных органов вместо институциализации и рационализации конфликтов способству­ет их провоцированию и дальнейшему обострению, нередко заводя в тупик.

В концептуальном плане одной из наиболее важных и неотложных задач дальнейшего развития отечественной конфликтологии выступает перевод кон-фликтологических исследований с общесоциального на региональный уровень при одновременном внимательном учете геополитической ситуации и ее влияния на ре­гиональные процессы. Ибо, как показывает сегодняшняя практика, в ряду раз­нообразных общественных коллизий, развертывающихся в настоящее время на территории Российской Федерации, наибольшую остроту и размах приобре­ли, пожалуй, экономические, политические и межнациональные региональные конфликты. Это обусловлено прежде всего тем, что на обширном постсовет­ском пространстве образовалось множество форм социально-экономического, политико-правового и межэтнического напряжения, которые, при определен­ных условиях, грозят вылиться или уже вылилось в открытые насильственные столкновения, в том числе и вооруженного характера, несущие многочисленные жертвы и разрушения. Так, в настоящее время специалисты насчитывают свы­ше 200 возможных форм только межнациональных претензий и противоречий, основная часть которых приходится на территорию РФ.

Общим как для всех постсоветских, так и собственно российских регионов является то, что повсюду в них социальная напряженность и провоцируемые ею конфликты, тем более выливающиеся в острые конфронтации, особен­но с применением вооруженного насилия, затрудняют проведение социально-экономических и политических преобразований, тормозят объединение обще­ственности вокруг гуманистических, демократических идеалов. Вместе с тем ясно, что в каждом из регионов модели развертывания социальных конфликтов и, соответственно, меры по их эффективному урегулированию и предупрежде­нию должны иметь существенные различия.

Опыт последних лет отчетливо показывает: очаги регионального «возго­рания» можно обезопасить, а тем более потушить лишь целенаправленными, последовательными и терпеливыми усилиями. Эти усилия должны опираться на специально разработанные для этого методы и средства моделирования возникающих и развивающихся конфликтов, а также на соответствующие их специфике технологии регулирования и преодоления конфликтных ситуаций.

С учетом того, что сфера внутрирегиональных коллизий является сегодня наиболее взрывоопасной и наименее прогнозируемой, возникает настоятель­ная необходимость создания в регионах системы оперативного и динамичного моделирования региональной конфликтности и применения действенных «те­рапевтических» мер, предупреждающих ее опасное нарастание.

Наконец, третьей важной и неотложной задачей современного развития отечественной конфликтологии, отражающей ее технологический аспект, пред­ставляется ее всемерное содействие укреплению, углублению и распространению культуры мира как одного из основных ориентиров и ценностей духовного прогресса всего человечества.

В статье 1 Декларации о культуре мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1998 г. поясняется, что культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на:

а) уважении к жизни, прекращении насилия и поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества;

б) полном уважении принципов суверенитета, территориальной целостно­сти и политической независимости государств и невмешательства в вопросы, которые по своей сути относятся к внутренней юрисдикции любого государства, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и международным правом;

в) полном уважении и поощрении всех прав человека и основных свобод;

г) приверженности мирному урегулированию конфликтов;

д) усилиях, направленных на удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды;

е) уважении и поощрении права на развитие;

ж) уважении и поощрении равных прав и возможностей женщин и муж­чин;

з) уважении и поощрении прав каждого на свободу выражения мнений и убеждений и свободу информации;

и) приверженности принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разно­образия, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества и между наро­дами; и поощряемых благоприятной национальной и международной средой, способствующей миру.

В отношении технологического содействия реализации всех этих кон­кретных ориентиров отечественным конфликтологам, в частности, предстоит предпринять все от них зависящее, чтобы подкрепить развитие конфликтологии как научной дисциплины ее быстрейшим и повсеместным развитием как учебного предмета прежде всего в высшей, а затем и в средней, общеобразовательной школе.

1. Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования. – Диагноз нашего времени. М., 1994; Пригожий А. И. Сущность переходных процессов. – Социология перестройки. М., 1990; Трансформирующиеся общества: цели и пути. М., 1996; Социальные конфликты в трансформиру­ющихся обществах. М., 1996.

2. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998. С. 23-24.

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Отечественная конфликтология