Самое читаемое
Интернет как форма дистанционного обучения |
Добавил(а) Социология |
05.09.10 21:18 |
Рунов А.В. Интернет как форма дистанционного обучения
В современном интернет-мире однозначная ситуация сложилась с сетевыми аналогами образовательных учреждений и сетевыми услугами традиционных учреждений. Отсутствие единых стандартов и какого-либо контроля над качеством услуг уже привело к девальвации идеи как чисто сетевого, так и дистантного образования. Здесь решение проблемы лежит в организации сетевых форм стандартизации и сертификации предоставляемых услуг, например, с использованием технологий веб-колец организаций, взаимно сертифицирующих друг друга и четко ассоциирующихся со своими реальными аналогами. Обсуждение педагогического потенциала сетевых сообществ и вклада в образование началось задолго до возникновения сети Интернет. Джон Дьюи еще в книге "Демократия и образование" показал, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества. При этом Дьюи не ограничивал свой анализ только географически близкими группами и рассматривал и возможность виртуальных сообществ: " Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее. <> Отдельные люди не образуют общества, чисто пространственно находясь рядом друг с другом; равно как человек не перестает испытывать влияния общества, удалившись на сколько-то футов или миль от других людей. Книга или письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует между живущими под одной крышей."[1] Огромное значение для организации сетевого образования имела книга "Общество без школ" Ивана Иллича, которого интересовали не столько цели образования, сколько содержание учебной среды: ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования учебного сетевого сообщества.[2] По мнению Ивана Иллича к таким компонентам относятся в первую очередь: 1. Учебные ресурсы. Книги, справочники, программные средства, тесты, которые предоставляются цифровыми библиотеками, музеями или городскими медиатеками 3. Партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке. Служба, поддерживающая поиск равных партнеров (Peer-Matching), заинтересованных в совместном изучении какого либо предмета, рассматривалась Илличем как наиболее сложная и необходимая для функционирования сообщества. 4. Эксперты, которые могут оценивать результаты учебной деятельности. Для получения знаний путем самообразования можно пользоваться такими ресурсами Интернета как: виртуальные библиотеки, on-line учебники, тесты и научные разработки. Но, даже не имея выхода в Интернет, совсем не сложно найти компакт-диск с образовательной программой. Убедиться в популярности образовательных ресурсов можно, узнав рейтинг какого-нибудь популярного каталога или поисковой системы. Например, в рейтинге Rambler'а верхние строки раздела "Образование" занимают сайты-хранилища, свободно распространяющие файлы: всевозможные школьные, студенческие, научные и прочие работы. Особенно развитые мультиинформативные сайты содержат не только рефераты и дипломные по всевозможным темам, но и массу других полезных информационных продуктов: развлекательные, новостные, публицистические материалы, полезные ссылки. Практически все сайты принимают готовые, ранее не публикованные работы и студенты охотно предлагают их. Часто файл с рефератом сопровождает информация: "кто сдавал", "кому", "где", "оценка". Однако объем действительно хороших работ по отношению к общему количеству хранящихся документов совсем не велик. Намного сложнее создать свой проект от начала и до конца. Однако и в этом случае постоянно растущие ресурсы Интернет и образовательные разработки российских производителей заменят многочасовое сидение в библиотеке. В общем виде образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы: программы для школьников, вузовские разработки, научные работы. Все эти информационные продукты разработчики и составители сайтов представляют в разных формах. В первую очередь, это библиотеки и тематические подборки материалов. Они содержат учебники, лекции, методические разработки, статьи и другие полезные труды. Во-вторых, широко распространены on-line'овые обучающие программы. Такие программы, как правило, существуют в виде тестов ( по различным темам и уровням сложности. Третья категория образовательных ресурсов - программы, которые после установки на Ваш компьютер во многом облегчают жизнь. Они способны заменить не только карандаш, линейку и калькулятор, но и выдать готовые алгоритмы и решения практически для любой задачи. Таких программ великое множество и они отличаются как по обширности выполняемых функций, так и по качеству, размеру и цене. В Интернете распространяется масса бесплатных и условно бесплатных программ, их можно "скачать" и использовать на определенных условиях (например, существует лимит по времени использования), или без всяких ограничений. Полезная программа может выполнять ограниченное количество функций: к примеру, только лишь рисовать графики или содержать таблицу Менделеева, или быть огромным консультантом-справочником по нескольким дисциплинам. Среди популярных электронных библиотек можно назвать "Библиотеку Мошкова" (http://lib.ru), "Сетевую библиотеку "Сиди и читай" (http://lib.km.ru), "Открытую русскую электронную библиотеку (OREL)" (http://orel.rsl.ru). Из хранилищ студенческих работ наиболее популярны следующие: "Банк рефератов" (http://www.bankreferatov.ru) - насчитывается 19954 рефератов в 97 разделах и на 14 языках (данные на май 2000 г.). Суммарный объем всех рефератов - 1175 Мегабайт. "Referat.ru - сервер для студентов и школьников" (http://www.referat.ru). "Российская коллекция рефератов" (http://www.students.ru/referats) и множество других. Рассмотрим подробнее вторую категорию информационных образовательных ресурсов - on'line-овые образовательные программы. Образовательный сайт "Anri education systems" (http://www.anriintern.com). Он содержит огромное количество курсов, лекций и полезных материалов не только для школьников и студентов. На сайте предлагается не только протестировать имеющиеся знания, но и приобрести дополнительные. Для этого предлагаются разные по тематике курсы, например, курс "Европейского страноведения". "Бизнес-курс" из 50 уроков начинается с ответа на вопрос: " Что необходимо для начала собственного дела?" "Самое начало. Посмотрите на себя. Курс содержит информацию о практических шагах, которые следует предпринять, начиная собственное дело, и требованиях, которыми следует руководствоваться. Обращенность к принципиально известному прошлому, которое проще всего усвоить через механизмы памяти, запоминания, "вырезанность" из пространственно-временного контекста (прошлое-настоящее-будущее) лишают обучающегося возможности активного развития мышления, которое пробуждается при столкновения с подлинными проблемными ситуациями, с тем неизвестным, которое и содержит параметры будущего. Иначе ученик подобно генералу будет всегда готовиться к прошлой войне. Отсюда трудности адаптации ученика к условиям реальной жизни и профессиональной деятельности, что оказывает существенное влияние на процесс его социализации. Классическое формальное образование преимущественно строится по возрастному признаку. Оно иерархически структурировано, охватывая все ступени: от среднего образования (для взрослых) до учреждений последипломного образования, призванных повышать квалификацию специалистов или содействовать в их переквалификации. В системе формального образования особая роль принадлежит базовому образованию в средней и высшей школе. Не случайно правительственные и деловые круги развитых стран усматривают в повышении качественного уровня подготовки учащихся и студентов средство сохранения конкурентоспособности своих стран на мировом рынке. Неформальное образование развивается вне рамок обычной системы образования, но оно носит целенаправленный и систематический характер. Наиболее распространенные виды учреждений неформального образования - лектории, народные университеты, народные школы для лиц третьего возраста и т.д. - четкое представление о социальном, профессиональном, национальном и т.п. составе потенциальных студентов; - диагностика и учет индивидуальных потребностей; - нахождение реальных стимулов поддержки и развития интереса к учебной деятельности. Информальное образование - один из действенных каналов подключения образовательного потенциала общества к системе непрерывного образования через повседневную жизнедеятельность человека . Оно служит своего рода мостиком между традиционными формами образования и культурной деятельностью. В этой сфере образования по существу взрослый превращает образовательный потенциал общества в действенные факторы своей социализации. Образование, полученное вне формальных институтов, максимально приближено к реальным потребностям взрослых в социализации. По данным ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобретают необходимые для работы знания и умения за рамками формального классического обучения. Возрастающий интерес к высшему образованию, с одной стороны, развитие компьютерных коммуникаций и электронных форм представления содержания, с другой, позволяет прогнозировать выделение дистанционной формы образования в относительно независимую систему, а также неизбежность и целесообразность ее бурного развития в ближайшее время. В конце ХIХ века благодаря появлению регулярной почтовой связи произошла "вторая революция дистанционного образования " - появилось "корреспондентское" обучение. Теперь студент мог не только читать книги, но и посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Такой способ обучения был удобен для тех, кто жил вдали от крупных городов и не мог посещать обычные учебные заведения, - для многих людей тогда это было единственной возможностью получить образование. В мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям: до 70-х годов их число не превышало 100, к 1980 году выросло до 200, к 1995-му - до 700, а сейчас уже перевалило за тысячу и продолжает расти. Примерно треть находится в Северной Америке, треть - в Европе, 14% - в Африке, 12% - в России, чуть меньше - в Азии и других регионах (по данным Евразийской ассоциации дистанционного образования). Более 20 лет функционирует Национальный университет ДО (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Национальный центр ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35 000 пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие 5000 преподавателей. Балтийский университет в Швеции объединяет усилия более чем 50 университетов балтийского региона. ДО развивается и в других странах мира. В качестве примера мегауниверситетов, развивающих ДО, можно привести Китайский телеуниверситет (Китай), Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Южной Африки, Открытый университет Сукотай Тампариат (Таиланд), Университет Анадолу (Турция). В странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, ДО заметно отстает. - выработка единого стандарта (формата) хранения обучающих информационных ресурсов; - обеспечение эффективных средств общения преподавателей и студентов; - создание средств управления учебным процессом дистанционного образования; - эффективные средства планирования учебного процесса (учебные планы); - проблема эффективного представления учебного материала; - создание средств обеспечения совместной работы учащихся; - обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам. В целом эти проблемы должны и могут быть решены при создании системы дистанционного обучения с архитектурой, основанной на новых технологиях, учитывающей недостатки предыдущих систем, а также текущие и будущие потребности дистанционного образования. Во-первых, это использование электронной почты и Интернета для администрирования учебного процесса. Так, в Открытом университете Великобритании для студентов уже введена система приема домашних заданий на электронных носителях, а проверенные работы студент также получает по электронной почте. Для повышения качества учебного процесса между центрами дистанционного обучения (а их в Сети могут быть десятки и сотни) и головной организацией постоянно поддерживается обмен информацией. И современные технологии позволяют делать это на все более высоком уровне. Другое направление - использование информационных технологий при написании учебных курсов в форме гипертекстовых учебников. Сроки их подготовки резко сокращаются - написание текстов может вестись со скоростью изучения их студентом. При этом соавторы могут находиться за тысячи километров друг от друга. Третье направление - собственно использование информационных технологий в учебном процессе. Одним из наиболее эффективных и удобных к восприятию студентом методов передачи информации на расстоянии является Интернет, и уже сейчас он достаточно широко используется в учебном процессе. Наиболее перспективной формой организации дистанционного образования в информационном обществе является именно виртуальный университет в Интернет. Виртуальный университет является самостоятельным учебным заведением и независим от какого-либо учебного учреждения. Виртуальный университет предоставляет образовательные услуги только методами дистанционного обучения. Отличительной особенностью виртуальных университетов является наличие собственной лицензии, учебных программ и курсов, а также отсутствие учебных корпусов, кампусов, общежитий, кабинетов, актовых залов. Примерами такой организации учебных заведений являются: Университет Западных Губернаторов (США), Канадский Открытый университет, Голландский Открытый университет (Голландия), Ферн(Хаген)-Университет (Германия), Открытый университет Израиля, Британский Открытый университет. Таким образом, информационно-образовательная среда дистанционного обучения представляет собой системно организованную Дистанционное образование обладает рядом преимуществ по сравнению с классическим: Возможность непрерывной социализации личности. [1] Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер. с англ. - М. Педагогика-Пресс, 2000, - c 384. [2] Illich, I. Deschooling Society New York: Harrow and Row, 1972
|
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента