Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Общие проблемы современного развития

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
05.09.10 13:21

Общие проблемы современного развития

вузовской системы образования

За годы перестройки системы высшего образования проблемы студенчества ушли как бы на второй и третий план. Основное внимание было сосредоточено на финансово-экономических задачах, как сейчас говорят, занимались выживанием. За годы кризисного состояния образования вузы многому научились и, в частности, умению зарабатывания денег. Сегодня можно констатировать, что в принципе вузы сохранили свой преподавательский и научный потенциал. Но самое главное, что пришло понимание, что выживание вузов и всей системы образования самым непосредственным образом связано с качеством подготовки будущих специалистов. В рыночных условиях труд преподавателя становится товаром, который реализуется посредством выпускников и их реализации на общем рынке труда.

При всем многообразии форм и методов качественной профессиональной подготовки будущих специалистов, одно из важнейших мест занимает привлечение студентов к общественному управлению вуза, воспитание его активной нравственной позиции и политического сознания. Важное место занимает его осознание своей роли, правильная оценка существующей ситуации и понимание развивающихся тенденций. Студент является одним из субъектов системы взаимодействия вузов, социально-экономических отношений. Это означает, что он должен быть активно вовлечен во все процессы, происходящие в высшем учебном заведении. Особое место занимает участие студентов в научной деятельности кафедр, научных подразделений и институтов вузов или в каких-то иных формах научного творчества. Ни о каком воспроизводстве научного и производственного потенциала страны и подготовки профессиональных кадров для различных производственных и научных структур не может идти речь, если студенты не будут вовлечены в общественную, научную, политическую, управленческую и пр. деятельность высшего учебного заведения, не будут равноправными субъектами системы социально-экономических отношений в вузе.

Это одна сторона проблемы. Другая - связана с исследованием общественного мнения и сознания студентов как особой социальной группы. До сих пор вузовские проблемы исследовали по преимуществу с позиции администрации и преподавательского состава, т.е. фактически с позиции одного или двух субъектов. Студенты как бы оставались в тени, к ним относились как пассивному субъекту, не участвующему и не желающему участвовать в общем процессе перестройки вузовской системы и высшего образования в целом.

Актуальность постановки такой проблемы стала активно проявляться в последнее время, когда осознали насколько оказался запущенным данный участок преподавательской и воспитательной работы. При общем снижении преподавательского уровня, педагогическая, как впрочем и научно-исследовательская работа студентов, фактически прекратили свое существование. Самым непосредственным образом это отразилось на качестве профессиональной подготовки студентов. Соответственно рынок труда стал испытывать существенный дефицит подготовленных кадров. Поэтому возвращение к проблемам студенчества продиктовано жестким требованием времени и рынка.

В какой-то степени необходимо вернуться к прошлой воспитательной практике и воспринять студента как равноправного субъекта взаимодействия, выполняющего строго определенную роль в системе социально-экономических отношений. Необходимо активно привлекать студентов к управлению общественными процессами. Необходимо только делать существенную поправку на изменившиеся социально-экономические и политические условия. При этом активно прибегать к формализованному исследованию общественного мнения студенчества и использовать эти знания для совершенствования воспитательной и профессиональной работы.

Нельзя сказать, что проблемы студенчества не были в поле внимания ученых. Особенно много этим вопросами в недавнее время занимались социологи. Благодаря этим работам определилось и оформилось новое научное направление - социология студенчества, в рамках общей научной проблемы - социология молодежи. Достаточно назвать работы известного отечественного социолога, активно работающего в семидесятые годы Филиппова Ф.Р., Зюзина Д.И., Лисовского В.Т., Дмитриева А.В., Рубина Б.В., Колесникова Ю.Н.[1]

Намного меньше стали исследовать студента как особую социальную группу в настоящее время. Впрочем, еще меньше работ по исследованию оценок социальной действительности самими студентами. И тем не менее за последние годы был выпущены ряд статей и специальных изданий, проведены соответствующие исследования, которые могут свидетельствовать о сохранении определенного интереса со стороны социологов к этой проблеме. В частности, это касается исследований, проведенных Балашовым В.В., Румянцевым В.С., Селифановым Е.Н., Ковалевым А.Г., Минеевым В.А., Момотом А.И., Тихоновым А.Н., Сувориновым А.В. и др.[2] Особое внимание привлекают материалы социологических исследований, проведенных в течение последних лет научными сотрудниками Социоцентра Госкомвуза РФ: Арефьевым А.Л., Сериковым В.В., Харчевой В.Г., Шериги Ф.Э. и др.

Результаты социологических исследований, их вторичный анализ, разработанные концепции, представленные в монографиях и статьях, позволяют поставить ряд интересных и актуальных задач. Критический анализ современных источников состояния разработанности проблемы и пути подходов современных ученых позволил сделать ряд обобщающих выводов и наметить дальнейшие пути исследования.

Субъекты системы образования за время экономи­ческих реформ стали экономическими аутсайдерами: ныне уровень опла­ты их труда самый низкий по сравнению с оплатой в других отраслях занятости. Все это привело к крайне низкому престижу образо­вания, к устойчивому равнодушию людей к проблемам высшей школы, к представлению о том, что успех в жизни достигается не благодаря об­разованию, а вопреки. На фоне социального невнимания к нуждам высшей школы стремительно сокращаются ее масштабы и объем деятельности. Преподаватели энергично ищут (и находят!) приработки на стороне. Явно, что "на стороне" ему платят не как вузовскому интеллигенту, а как профессионалу-интеллектуалу. Вуз все менее притягателен для преподавателей как область приложения педагогических, гуманитарных усилий.

В последние годы понизился уровень интереса преподавателей в работе со студентами. Ныне преподаватели вуза не считают себя сопричастными вузовским ре­формам. В то же время и студенты так и не стали "главными" в вузе. Сложившиеся условия сокращения расходов на вузовскую науку требуют переориентации акцентов научно-технической политики, которая позволит не только стабилизировать ситуацию, но и пой­ти вперед.

Вопрос реформы вузовского образования стоит на повестке дня уже несколько лет. Однако ни экономическая ситуация в стране, ни остаточная форма финансирования вузов не способствовали глубоким струк­турным переменам вузовской системы. Но проблемы, с которыми инициаторам реформы высшего образования придется столкнуться, во многом проявили себя уже сегодня. Они имеют место и в учеб­ном процессе, и в научной жизни вузов, и в материальном положении студентов, и в моральном облике части преподавателей и учащихся высшей школы.

И тем не менее, в российских вузах происходят кардинальные изменения. В первую очередь это связано с пе­реходом вузов в систему рыночных отношений, расши­ряются контакты с зарубежными вузами, происходит усиление роли коммерческой деятельности в работе преподавателей, появляются новые специальности и дисциплины, которые в большей степени отвечают требованиям времени.

Эти и другие изменения позволяют констатировать новый период в жизни высшей школы. Можно сказать, что сегодня закончился процесс поисков защиты и помощи в решении задач у государственных органов. Сегодня вузы стали сами активно определяться и искать активные пути решения назревших проблем. И одним из магистральных путей является изменение взаимодействия субъектов высшей школы и вузов, основным субъектом которого становится студент. На него направлена политика современного вуза, именно от качества подготовки специалиста зависит будущее самого вуза. Этим и определяется современный интерес, в том числе и социологический к проблемам вуза. Понятно, что она требует своего тщательного исследования. И мы полагаем, что в ближайшее время данная проблема приобретет новое научное звучание.


 



[1]

Балашов В., Румянцев В., Селифанова Е. Студенческое научное творчество и рыночная экономика. // Высшее образование в России. 1995. №1; Ковалев А.Г., Минеев В.В. Системный подход к подготовке специалиста. // Вестник высшей школы. 1992. №1; Момот А.И. и др. Научному творчеству учащейся молодежи - эффективное управление. // Актуальные проблемы высшего образования. - М.,1995; Суворинов А.В. Научно-технический потенциал вузов: основные пути его сохранения. // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. Информационно-аналитический сборник. Вып. 1 и 2 НИИВО. - М., 1995; Тихонов А.Н., Суворинов А.В. Вузовская наука в условиях конверсии. // Конверсия. №6. 1993.

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Общие проблемы современного развития