Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

ГРУППОВАЯ РАБОТА

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
05.09.10 13:19


СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ГРУППОВАЯ РАБОТА

В социологии и социальной психологии совместная деятель­ность людей в малых группах получила название групповой дея­тельности. Актуальность исследования групповой деятельности обусловлена тем, что полученные выводы применяются в орга­низации научного управления деятельностью различных малых групп общества, социальных коллективов и в первую очередь первичных производственных коллективов.

Деятельность — это специфически человеческая, регулируе­мая сознанием активность, порождаемая потребностями и на­правленная на познание и преобразование внешнего мира и са­мого человека.

Деятельность малых групп — сложный многогранный объект, многочисленные компоненты которого образуют определенную структуру, которая формируется во взаимодействии общественных и индивидуальных компонентов под влиянием специфических ме­ханизмов внутригрупповой интеграции.

Во взаимодействии отдельных личностей рождается групповая деятельность как результиру­ющая всех индивидуальных воль и усилий, которая зависит не толь­ко от специфических социально-психологических механизмов, сформулированных в результате взаимодействия, но и от индиви­дуальной специфики деятельности всех членов группы.

В социологии управления выделяется особый вид групповой деятельности — групповая работа как специфический метод активной социологии.

Групповая работа — это совместная работа людей в малых груп­пах (до 25—30 человек или по количеству членов структурного под­разделения) над определенным заданием, которые самостоятельно или с помощью консультанта устанавливают нормы общения и вза­имодействия, выбирают направление своей работы и средства для ее достижения. Групповая работа имеет содержательный, каче­ственный, структурный и координационный аспекты.

Необходимо различать термины «командная работа» и «групповая работа». Термин «групповая работа» шире, чем термин «коммандная работа», поскольку любая команда является группой, но не любая группа — команда. Теоретическим источником групповой работы служат направление «групповой динамики» (организация внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений) и идея «тренинг-группы» (направление исследования процессов в малых группах, сло­жившихся на базе работ К. Левина). Методы организации выра­ботки решений разрабатываются на основе теории принятия ре­шений (Р.Акофф, О.Ларичев, Ю.Козелецкий и др.) и методологии организации коллективной мыследеятельности (Г.П. Щедровицкий и др.).

Предшественниками метода групповой работы являются ме­тодики, созданные в социальной психологии и в прикладных раз­работках по теории систем: различные виды групповых тренингов, прежде всего тренинг психологической восприимчивости (сензитивнести) и процедуры коллективного поиска решений.

Основное назначение групповой работы — решение сложных проблем, требующих совместных усилий представителей различ­ных организаций или разных подразделений внутри одной орга­низации. разных специалистов, например проблемы внедрения новшеств, развития организаций, сложные вопросы управления организацией и т. п.

Групповая работа позволяет в ряде случаев качественнее и быст­рее решать возникающие проблемы и может использоваться как ме­тод обучения и повышения квалификации руководителей и специа­листов в школах, колледжах, вузах и т. д., как одна из основных форм работы в различных видах игр (инновационных, организационно-деятельностных, практических, деловых наряду с межгрупповыми формами взаимодействия), а также как самостоятельная форма вы­работки решений (работа временных целевых групп, оргпроектирование, специальные совещания, семинары).

Для эффективной групповой работы необходимы определен­ные предварительные условия. Наряду с важностью процесса со­вместного решения задач и проблем в группе следует учесть важ­ный момент предварительного командопостроения и формиро­вания определенного климата в группе, «выращивания» группы до определенной степени зрелости, процесс подготовки членов группы к совместной работе. Также отличительной особенностью групповой работы является присутствие консультанта, координи­рующего работу. Таким образом, преимущество групповой рабо­ты достигается благодаря синергическому эффекту, который воз­можен, когда участники взаимодействия входят в своеобразный психологический резонанс, чувствуют себя комфортно и уверен­но и когда их активность повышается.

В связи с этим в групповой работе выделяются следующие аспекты:

Содержательный — совместная работа по решению задач, определению направлений деятельности, поиску средств ее дос­тижения.

Качественный — совместная работа по формированию спло­ченной, «сыгранной» команды, по перестройке мышления участ­ников, развитию ролевых отношений, по выработке навыков со­вместной работы, формированию групповой культуры.

Структурный — формирование группы, определение состава участников, определение продолжительности совместной рабо­ты, ролевой и позиционной структуры группы.

Координационный — для планирования, организации и конт­роля работы группы требуется еще один компонент — координа­тор. В качестве координатора может выступать внешний или внут­ренний консультант организации, группа консультантов, руково­дитель.

В качестве коорди­натора выступает консультант. Целью групповой работы являет­ся решение содержательных задач. Но для выполнения этой цели необходимо структурирование и качественная подготовка груп­пы. Достижение результатов содержательной работы группы воз­можно через приоритетное внимание либо к качественному, либо к структурному аспекту.

Аспекты групповой работы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. В случае если не решены вопросы «качества» груп­пы, возникают проблемы получения результата работы по содер­жанию, если такая группа берется за содержательную работу. И, как считает доктор У. Шутц, до 80% всех проблем организации — это нерешенные проблемы людей, работающих в организации. Если группа не может решить производственный вопрос, это зна­чит, что ее члены еще не «созрели» для такой работы, т.е. не реши­ли свои личностные и межличностные проблемы.

Возможны различные варианты организации групповой ра­боты. Для решения нестандартных проблем, не имеющих прото­типов решения, групповая работа осуществляется при участии организатора, который контролирует процесс поиска решения. предлагает новые методы работы или организует их выработку группой, но не дает готовых вариантов решений и, как правило, не участвует в обсуждении содержания решений, а лишь направ­ляет его. В других случаях допускается участие консультанта (орга­низатора) в разработке содержания решений, используется опыт аналогичных решений (для задач, имеющих аналоги решения).

При составлении программы групповой деятельности работа над «качеством» должна планироваться и проводиться до начала работы по «содержанию», или, в крайнем случае, эти два вида работ должны проводиться параллельно, с некоторым опережением работы по формированию «качества» группы.

Если рассматривать аспекты работы группы в хронологичес­ком плане, то их лучше расположить в следующем порядке: коор­динационный, структурный, качественный, содержательный. Та­кая последовательность обусловлена приоритетным порядком выполнения той или иной части групповой работы: появление или выявление в организации проблемы как некоторого неразрешен­ного противоречия вызывает необходимость привлечения кон­сультанта по управлению, призванного помочь разрешить данное противоречие. Консультант в силу своего профессионального и личностного опыта выбирает концептуальную и методологичес­кую базу, в рамках которой, как он предполагает, возможно реше­ние проблемы, и составляет план работы. В соответствии с этим далее решается вопрос о формировании состава, размера и струк­туры группы. Группа должна обладать определенными качества­ми, необходимыми для эффективной совместной работы, и иметь или выработать некоторую технологию совместного принятия решений. Только после этого возможен переход к конкретному решению содержательных вопросов и проблем, стоящих перед организацией.

Для различных аспектов групповой работы используются разные методы групповой работы. Консультант в зависимости от своей квалификации, поставленных целей, состава и уровня развития группы решает, какие именно методы и когда следует применять.

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home ГРУППОВАЯ РАБОТА