Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Преподавание социологических дисциплин

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
02.09.10 22:22

Фоменков А.И. – к.п.н., доцент кафедры

социологии СмолГУ.

214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

Смоленский государственный университет.

Телефоны (4812) 38-01-82 (факультет

управления)

 

Преподавание социологических дисциплин: методика и ее связь с педагогикой.

Ключевые слова: методика преподавания, методика обучения, технология обучения, методика преподавания социологии.

Key words: methods of lecturing, methods of teaching, technology of teaching, methods of lecturing sociology.

Аннотация: В статье подчеркивается, что дидактика представляет собой главную теоретическую основу методики как частной теории обучения, а также показано значение дидактики для построения методики обучения как науки. Рассмотрены различные точки зрения современных ученых-дидактов и методистов-практиков по поводу сущности методики преподавания и признания за ней статуса самостоятельной научной области.

Социология представлена, как область знания находящаяся на пересечении гуманитарных знаний и социальных наук и имеющая специфические особенности преподава­ния. Подход к методике преподавания социологии отражен в структуре учебно-методического пособия «Методика преподавания социологии» (2008 г.), написанного автором.

Summary: In the article the author underlines that didactics is the main theoretical basis for methods of teaching as a specific theory of teaching. It is also shown, what role didactics plays in methods of teaching formation as a science. Different stances of modern didactics scholars and methodologist practitioners on the substance of methods of teaching and its status as a separate scientific field are viewed.

Sociology is introduced as a field of knowledge situated in the intersection area of humanities and social sciences that possesses certain characteristic lecturing features. This approach towards sociology lecturing methods found its reflection in the structure of tutorial “Methods of lecturing sociology” (2008), written by the author.

Методика преподавания вбирает в себя, обобщает и конкретизирует опыт педагогической деятельности, в чем проявляется ее теоретический статус, и, кроме того, методика как прикладная наука стремится выработать ряд конкретных положений, знание которых является необходимой предпосылкой становления социолога-педагога.

До 1960-х гг. положение методики в системе педагогических наук было определено исходя из стоящих перед ней задач. Решая свои задачи, она исходит из общедидактических закономерностей, общих принципов и методов обучения. Дидактически осваивая данные психологии, возрастной физиологии и других наук, она находит педагогически целесообразные пути и способы обучения учебному предмету и отдельным его разделам. Удел методики – поиск путей и способов изложения готового учебного материала.

Методика обучения учебному предмету – отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику. Ее задачи заключаются в том, чтобы: 1) на основе изучения явлений обучения данному учебному предмету раскрывать между ними закономерные связи; 2) на основе познанных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности педагога (преподаванию) и познавательной деятельности обучаемого (учению).

В содержание методики как частной дидактики входит:
1) установление познавательного и воспитательного значения данного учебного предмета и его места в системе образования;
2) определение задач обучения данному предмету и его содержания;
3) выработка соответствующих задачам и содержанию обучения методов, методических средств и организационных форм.

Исследования в области методики обучения учебному предмету направляются на выяснение того, как в зависимости от той или иной деятельности преподавателя протекает образовательная деятельность обучаемого и каков ее результат.

Наибольшее значение для построения методики обучения как науки имеет ее связь с дидактикой и с той наукой, основы которой составляют содержание данного предмета обучения. Дидактика, являясь общей теорией обучения, представляет собой главную теоретическую основу методики как частной теории обучения. Она служит базой для каждой методики и своей методологией, и общетеоретическими положениями. Значение для методики обучения той науке, которая составляет содержание одноименного с нею учебного предмета, заключается в том, что наука дает конкретное содержание данного предмета обучения и тем самым определяет специфическое содержание данной методики, придает ей особенные, характерные черты.

Термин «методика обучения» употребляется и в более узком смысле – как учение о методах обучения. Это учение может быть или общим, если имеются в виду методы обучения, присущие всем преподаваемым предметам, определенным Государственным образовательным стандартом, или частным, если дело касается только тех методов, которые применяются для обучения учебному предмету, например, социологии.

Современные ученые-дидакты и методисты-практики высказывают разные точки зрения по поводу сущности методики преподавания. Одни считают ее прикладной психологией, другие – прикладной наукой, интегрирующей знания из различных дис­циплин, третьи – самостоятельной отраслью знаний.

Анализ литературы по разным учебным предметам показывает, что многие специалисты признают за методикой статус самостоятельной научной области. Не вдаваясь в подробные пояснения этих трактовок, подчеркнем, что авторы учебных пособий рассматривают предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью. Г.И. Саранцев исходит из того, что предмет методики обусловлен содержанием образования, обучения и воспитания учащихся, но далее замечает, что существуют разные точки зрения по поводу сущности этих понятий и связей между ними, хотя исследователи признают, что все они взаимосвязаны, но не идентичны, Традиционно отмечается, что методика призвана отвечать на вопросы: Кого учить? Зачем? Чему и как? Ответы на них определяют цели образования и воспитания, а также отбор содержания образования, методы, средства и формы обучения. Подчеркивается, что в качестве предмета методики преподавания должны выступать образование, обучение и воспитание [см. подробней: 5, с. 27-32].

Если метод представляет собой способ действия, то методика – это реальное воплощение этого метода, его технология, последовательность тех операций, на базе которых данный метод или прием действия осуществляется. Своя методика имеет место и в педагогической деятельности. В этом плане подготовка специалиста с высшим образованием предполагает ознакомление его, с одной стороны, с методами и методикой добывания нового знания – как будущего ученого, а с другой стороны, с методикой преподавания обучаемой дисциплине в средней или высшей школе – как будущего педагога. Таким образом, методика представляет собой совокупность конкретных приемов осуществления тех или иных методов или способов действия. Это своего рода свод правил и приемов действия.

Методика – это изучение системы того или иного вида деятельности и выработка правил, приемов действия. Что же касается понятия «преподавание», то его смысл достаточно ясен и вполне однозначно представлен во всех словарях, энциклопедиях и спра­вочниках, это процесс передачи знаний, процесс обучения. На этой основе можно заключить, что методика преподавания это такая дисциплина, которая изучает, обобщает и систематизирует формы, приемы и методы педагогической деятельности, стремится выработать у учащихся навыки этой деятельности, в чем и проявляется ее теоретический и практический смысл (курсив нашА.Ф.) [3, с. 7].

В последние годы в психологии, социологии, педагогике и дидактике произошел заметный сдвиг в исследовании самого понятия личности, ее структуры, переосмыслены многие свойства личности.

Это необходимо учитывать в общепедагогических подходах и методических поисках в решении таких проблем, как самопознание, мотивация учебной деятельности, творческая активность. В методической системе должна быть учтена и индивидуальность обучаемого. Цели – это идеальный результат обучения, который, как правило, не достигается в реальном учебном процессе, поэтому важно учитывать полученные результаты и всю полноту информации.

Сложность установления взаимосвязи методики с дидактикой и педагогикой отмечается в ряде работ педагогов [См., например: 4]. Речь, прежде всего, идет о содержании одного и того же понятия «метод обучения». В дидактике основным отношением, характеризующим обучение, является «преподавание – учение», в методике – «преподавание – содержание обучения – учение». Такое различие обусловливает и различие в анализе понятийно-терминологического аппарата, например, такого понятия, как «метод обучения». Как правило, в учебнике оно трактуется как «способ совместной деятельности учителя и ученика в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач» [6, с. 142].

Имеются два подхода методистов: первый – общедидактическая система методов обучения должна включать методы, используемые в различных методиках, второй – методы обучения конкретной науки не укладываются в общедидактическую систему методов. Г.И. Саранцев придерживается второго подхода: «...содержание понятия "методы обучения" в дидактике и методике различно. Обусловлено это разными подходами к "основному отношению" в дидактике и методике. Единица процесса обучения в дидактике – это синтез дидактического приема учителя и познавательного действия ученика, а в методике – дидактический прием учителя, познавательная задача и познавательное действие ученика. Специфика познавательных задач, решаемых в методиках, обогащает содержание понятия "метод обучения". В дидактике же оно беднее. В методиках преподавания наряду с традиционными используются и специфические методы, свойственные особенностям науки» [5, с. 31]. Например, в социологии важное место занимают методы сбора социологической информации, анализа и синтеза, экстраполяции, выборочные методы и др.

Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятия. Первая определяет общие закономерности обучения и воспитания, а вторая интерпретирует их применительно к своему учебному предмету [7, с. 40]. В данное время в педагогических науках, например, в дидактике, предметных методиках установлены многие закономерности процесса обучения, поэтому правомерно говорить о технологии этого процесса. Теоретическое осмысление явления, процесса невозможно вне построения его модели. В зависимости от конкретных целей ученые выбирают разные модели исследуемого процесса. Известно, что конструирование модели непременно требует отвлечения от некоторых атрибутов изучаемого феномена.

Исследуя процесс обучения, авторы его моделей абстрагируются от личности конкретного учителя, которой принадлежит особая роль в реализации учебного процесса. Например, в предметных методиках обучение предмету моделируется чаще всего системой, компонентами которой являются цели обучения, содержание образования, методы, средства и формы обучения.

С позиций общей дидактики в структуру включаются социальный заказ школе (общественные цели обучения), содержание образования как цель обучения, деятельность учителя, деятельность ученика, мотивы учения, механизм и результат усвоения учебного материала [См., например: 2].

Закономерные связи между компонентами дидактической системы, а также между этими компонентами и внешней средой образуют теорию обучения, обусловленную избирательной моделью этого явления и его внешней средой. Эта теория обучения отличается от аналогичной теории, определяемой системой, не учитывающей непосредственно личности человека.

Методика обучения – это приложение к теории обучения. Цель методики заключается в своеобразном переводе теоретических положений в плоскость конкретных явлений. Технологии обучения призваны организационно упорядочить все зависимости процесса обучения, выстроить его этапы, выделить условия их реализации, соотнести с возможностями и т.п. Главная цель технологизации процесса – получение продукта спроектированного образца. Теория обучения предмету выявляет закономерности функционирования методической системы обучения этому предмету, методика строит их приложения, а технология разрабатывает способы реализации модели этой системы. При таком подходе роль технологий сводится к диагностированию целей и выявлению условий (методов, форм, средств, зависимостей), т. е. к проектированию процесса, осуществление которого позволит достичь намеченных целей. Таким образом, можно сделать вывод, что технология не отменяет теорию и методику, она основывается на них, и ее эффективность зависит от уровня их развития.

На современном этапе предметные методики оформились в самостоятельные научные области (в том числе и методика преподавания социологии – А.Ф.), идет процесс построения их собственных теоретических концепций, с научных позиций осмысливаются многие феномены, осваиваются новые возможности их приложения. Все это создало хорошую базу для технологизации процесса обучения предмету [5, с. 21].

Подготовка преподавателей социологии для образовательных учреждений предполагает изучение буду­щими педагогами целого комплекса дисциплин, в том числе и психолого-педагогических. Особое место здесь занимают такие дисциплины, как отечественная история, общая социология, история социологии, логика, психология и педагогика, социальная психология, риторика, этика, эстетика, а также изучение отраслевых и специальных социологических теорий. В список этих дисциплин входит и методика преподавания социологии, которая призвана раскрыть специ­фику приемов и методов преподавания, вооружить будущего социолога-педа­гога навыками педагогической деятельности в сфере избранной специальности 040201 «Социология» с квалификацией «Социолог, преподаватель социологии».

Эта дисциплина подготавливает будущих социологов к проведению занятий по различным курсам социо­логии и смежным дисциплинам, как в высших, так и в средних учебных заведениях, которые на практике внедряются в учебные планы разных специально­стей. В Государственном образовательном стандарте указано, что специалист-социолог должен быть подготовлен к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях. Необходимо также отметить, что общеобразовательные учреждения переходят на профильное обучение в 10-х, 11-х классах и в проекты базисных учебных планов для ряда профильных классов включен предмет социология.

Сегодня существуют определенные сложности, которые, прежде всего, заключаются в том, что если по традиционным общественным дисциплинам имеет­ся достаточно обширная методиче­ская литература, то по социологии она только начи­нает создаваться. «В последнее время вышло большое количество учебной литературы по общей и отраслевой социологии, по истории социологии, по методологии и технике прикладного социологического исследования. Что же касается методики преподавания социо­логии, то в этой области образовался своеобразный вакуум, который заполняется либо за счет использования старых учебников по мето­дике преподавания общественных наук, либо за счет новых пособий методического характера, но которые появляются крайне редко и в недостаточном количестве» [3, с. 3].

Имеется пособие В.И. Руденко «Практикум по социологии»
(1999 г.), пособие под авторством Ю.И. Рысь и В.Е. Степановой «Социология: структурно-логические схемы» (1999 г.). В 2003 году вышло в свет учебное пособие белорусского ученого, доктора социологических наук, профессора, заведующего кафедрой социологии БГУ А.Н. Елсукова «Методика преподавания социологии в высшей школе». Но и в настоящее время ощущается острая потребность в подготовке специальной учебной литературы по методике преподавания социо­логии, которая могла бы сочетать в себе современные подходы в образовательных технологиях, существующую специфику в методике преподавания в высшей школе и общеобразовательных учреждениях, а также ликвидировать недостаточный объем имеющейся учебной литературы.
Предлагаемое нами учебное пособие «Методика преподавания социологии», полагаем, и призвано решить имеющиеся проблемы.

Социология, находящаяся на пересечении гуманитарных знаний и социальных наук, где она занимает центральное место и выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам, несомненно имеет специфические особенности преподава­ния. «Иначе говоря, социология выполняет функцию философии для этих наук, так как дает им знания о структуре и законах развития общества в целом» [4, с. 46].

Общество, в сущности, мало знает о самом себе. К пониманию самого себя оно приходит через социологию – осуществляемую на профессиональном уровне социальную саморефлексию. Как всякая наука, социология имеет свой, присущий толь­ко ей, сложившийся в течение длительного периода разви­тия понятийный аппарат. Она оперирует целым рядом поня­тий, в которых зафиксированы представления различных социологических школ и направлений. Большинство из них давно утвердили свое право на существование в социологии, а некоторые только сейчас входят в научный обиход.

Поскольку социология представляет собой весьма специ­фичную область знания, ее понятия несут на себе отпечаток этой специфики.
Во-первых, социология неоднородна. Она представлена множеством персоналий и направлений, рядом достаточно отличных друг от друга парадигм. Все они разрабатывают и используют свои собственные понятия, соответствующие их концептуальным потребностям. Те же из понятий социологии, которые можно назвать общесоциологическими, у представителей разных направлений могут быть наполнены неодинаковым смыслом. Так, некоторые направления по своей природе являются междисциплинарными, и потому в их понятийный аппарат входят понятия пограничных дисциплин. Во-вторых, социологическое знание стремительно разви­вается. Настолько стремительно, что возникают дискуссии о том, не препятствует ли устоявшийся понятийный аппарат протекающим в ней динамическим процессам, в ходе которых смысловое наполнение конкретных понятий непрерывно трансформируется и обогащается, понятия как бы «доразвиваются», объем их расширяется или, наоборот, конкретизируется и сужается. Более того, при переводе по­нятий с одного языка на другой происходит так называемый «семантический сдвиг», изменение смысла в соответствии с привычной семантикой второго языка. А если учесть, что большинство понятий социологии для русского языка являются заимствованными, становится понятным масштаб по­тенциальной семантической изменчивости. Тем не менее, без четких границ понятие лишается необходимой однозначности, и языковая коммуникация стано­вится невозможной. Для того чтобы мог иметь место какой бы то ни было информационный обмен, любой науке, в том числе социологии, необходима система институционализованных понятий, то есть таких понятий, границы, объем и со­держание которых являются общепринятыми в рамках данной науки [См. подробнее: 1,
с. 16-26.].

Задача преподавателя состоит в том, чтобы раскрыть в рамках требований учебного курса социологии содержание ее базисных понятий. Вследствие вышеизложенного невозможно избежать раскрытия общих вопросов преподавания, представления разноплановой учебной, научной и методической литературы, специфики обучения как в вузе, так и в школе.

Исходя из вышеизложенного, нами было написано учебно-методическое пособие «Методика преподавания социологии», которое получило гриф Совета по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью УМО по классическому университетскому образованию и было издано в 2008 году издательством СмолГУ [См. 9].

Структура учебного пособия состоит из двух частей по три раздела в каждой. Первая часть посвящена общим вопро­сам обучения с указанием специфических особенностей преподавания социологии, а также учебно-методических рекомендаций по подготовке и проведению лекционных и семинарских занятий с алгоритмом их анализа, а так же достаточно полно, рассматриваются современные технологии обучения, которые могут использоваться в преподавании социологии. Поскольку предстоит еще большая работа по их апробации на практике, сделана попытка дать конкретные методические рекомендаций по их использованию в подготовке и проведении занятий по социологии. В каждом подразделе по современным технологиям дан список специализированной литературы. Вторая часть учебно-методического пособия посвящена специфике преподавания в общеобразовательном учреждении, и систематизирована в отдельном разделе учебная и научная литература, которая содержит в себе информационно-теоретическое и методическое обеспечение различных курсов социологии, а также отражены основные проблемы и методика проведения мониторинга учебного процесса как технологии информационного обеспечения качества образования.

Литература

1. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков ; под общей ред. В.И. Добренькова. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.

2. Дидактика средней школы : некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. – M, 1982.

3. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе : учеб. пособие / А. Н. Елсуков. – Минск : ТетраСистемс, 2003.

4. Кравченко, А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : ПБОЮЛ
А.Ф. Григорян, 2001.

5. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения / В. В. Краевский. - М., 1977.

6. Саранцев, Г. И. Методика преподавания : предмет, проблематика, связь с педагогикой / Г. И. Саранцев // Педагогика. – 1997. – № 3.

7. Сорокин, Н. А. Дидактика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М., 1974.

8. Успенский, М. Б. Взаимодействие педагогики и методики / М. Б. Успенский // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 40.

9. Фоменков, А. И. Методика преподавания социологии : учебно-методическое пособие для вузов. В 2 ч. / А. И. Фоменков ; Мин-во образования и науки РФ ; Смол. Гос. ун-т. – Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2008.

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Преподавание социологических дисциплин