Самое читаемое
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ |
Добавил(а) Социология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.08.10 20:35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На правах рукописи
Снопко Наталья Михайловна
Формирование социально открытой
13.00.08 –теория и методика профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Москва – 2008
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте развития профессионального образования Департамента образования города Москвы
Защита состоится 18 сентября 2008 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.015.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Научно-исследовательском институте развития профессионального образования Департамента образования города Москвы
С диссертацией можно ознакомиться в методическом кабинете Научно-исследовательского института развития профессионального образования Департамента образования города Москвы.
Автореферат диссертации и текст объявления о защите предоставлены в Рособрназор для размещения на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии 6 июня 2008 года.
Автореферат разослан 1 августа 2008 года
Ученый секретарь
Общая характеристика работы Актуальность исследования. Систему профессионального образования следует рассматривать как часть более широкой системы, включающей рынок труда, экономическую политику, технологические изменения, организацию труда и др. Каждая из этих подсистем имеет своего носителя: работодатели, службы занятости, профсоюзы, которые как социальные партнеры постоянно взаимодействуют между собой. Реализуя собственные цели, они создают баланс интересов в социальной и экономической сферах общества, способствуют формированию открытой системы профессионального образования. Исследование сущности этих связей и их измерение актуально, с одной стороны, для определения места, которое должна занимать система профессионального образования среди других социальных институтов, и роли, которую она должна играть в обществе. С другой стороны, это важно для привлечения к участию в профессиональном образовании широкого круга социальных партнеров. Наиболее высокой степенью социальной открытости по сравнению с другими уровнями образования объективно обладают начальное и среднее профессиональное образование. Они теснее других связаны с экономикой и, по существу, представляют собой учебно-производственные комплексы, где сочетаются образовательный процесс и производство реальной продукции. Именно под воздействием их возрастающей социальной открытости активно проявила себя тенденция интеграции данных уровней образования. В городе Москве – единственном из субъектов Российской Федерации – в 2005 году осуществлена системная интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, которые обрели единую форму учреждений среднего профессионального образования – профессиональных колледжей. По мере становления такого типа образовательных учреждений возрастает глубина интеграции учебных программ НПО-СПО. В перспективе можно прогнозировать их слияние в единую программу подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для особо сложных видов работ. Такая программа будет иметь модульно-компетентностный характер, позволяющий обучающимся выбирать разнообразные образовательные траектории в соответствии с потребностями рынка труда и собственными интересами. Начальное и среднее профессиональное образование традиционно играют важную роль в социальной защите молодежи, фиксируя еще одну характеристику их социальной открытости. Они обеспечивают учебную занятость молодежи из наименее благополучных семей, снижая тем самым опасность социальных конфликтов. Высокая доступность получения начального и среднего профессионального образования для всех категорий молодежи имеет и негативную сторону, закрепляя присущий современному российскому обществу фактор социального неравенства. Учащиеся принимаются на учебу и содержатся в образовательном учреждении практически без учета академических показателей и конкурсной борьбы за право занимать учебное место. Формирование социально открытого среднего профессионального образования предполагает необходимость изменения принципов его организации, перехода преимущественно к экономическим формам управления, имманентно присущим рыночной экономике. В настоящее время бюджетное финансирование профессиональных колледжей опирается на нормы, которые слабо стимулируют их реакцию на потребности рынка труда по структуре и объему учебных профессий. Отсутствует своевременная, точная и открытая статистическая информация о качестве подготовки выпускников и их трудоустройстве, которая необходима для обеспечения государственно-общественного контроля за профессиональным образованием. Все это свидетельствует об актуальности разработки проблемы формирования социально открытой системы среднего профессионального образования. Степень научной разработанности проблемы. Анализ опубликованных по исследуемой проблеме научных публикаций показывает, что понятие «социально открытая система образования» в педагогическую науку уже введено. Однако, данное понятие чаще всего связывается либо с использованием дистанционного обучения (Соломко Л.Г.), либо с деятельностью службы занятости по переподготовке незанятого населения (Ю.Л. Деражне), либо с доступностью платных образовательных услуг (Т.А. Степанова), что нельзя признать достаточными характеристиками социальной открытости такой системы. Такой подход не позволяет выявить глубинные проблемы профессионального образования, закрепляет идеологию государственного патернализма. Освобождение сферы социальных услуг от бюрократического доминирования государственных органов и усиление контроля за ее функционированием со стороны потребителей должно обеспечить большую эффективность, оперативное реагирование на изменения внешних социально-экономических условий и на требования потребителей – социальных заказчиков (В.И. Лисов). Социально открытое профессиональное образование характеризуется активным взаимодействием с социумом через механизм социального партнерства с ведущей ролью в нем работодателей, способностью адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру востребуемых профессий, а также на диктуемые обществом экономические и социально-культурные приоритеты. В последние годы принят ряд законодательных (законы РФ «Об автономных учреждениях» – 2006 г., «О предоставлении объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» – 2007 г.) и нормативных (Приоритетный национальный проект «Образование» – 2007 г.) актов на федеральном и на региональных уровнях. Правительство Москвы, например, утвердило «Городскую целевую программу развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на Однако, научный анализ подобных проблем ведется недостаточно интенсивно. Сохраняются коренные противоречия, состоящие в том, что усиливается разрыв между процессом вхождения российской системы образования в мировое образовательное пространство и игнорированием основных принципов его государственно-общественной организации и управления, между растущей открытостью демократического общества и социально замкнутым характером системы профессионального образования, между запросами рынка труда и неадекватным ответом на них образовательных учреждений, готовящих квалифицированные кадры. Наличие указанных противоречий, научная сложность и высокая социально-педагогическая ориентированность исследуемой проблемы, недостаток и дискуссионность имеющихся по этим вопросам публикаций предопределили выбор темы: «Формирование социально открытой системы среднего профессионального образования». Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия формирования социально открытой системы среднего профессионального образования, сопряженной с динамично развивающимися потребностями рынка труда и общества в целом. Объект исследования. Система среднего профессионального образования в современных социально-экономических условиях. Предмет исследования. Процесс формирования социально открытой системы среднего профессионального образования. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что система среднего профессионального образования формируется как социально открытая, если реализуются следующие положения: – ее развитие осуществляется на основе взаимодействия с широким социумом (предприятиями-партнерами, службой занятости, общественными организациями); – учреждения среднего профессионального образования формируются как многоуровневые, реализующие концепцию непрерывного профессионального образования; – в содержании среднего профессионального образования реализуются принципы интеграции, создающие возможность широкого выбора обучающимся образовательной траектории; – создан современный менеджмент и основанный на нем механизм экономического стимулирования социальной открытости образовательных учреждений; – обеспечивается научное сопровождение процесса: наличие экспериментальных площадок, исследовательских лабораторий, повышения квалификации преподавателей.
Задачи исследования: - разработать концепцию формирования социально открытой системы среднего профессионального образования, ориентированной на взаимодействие с предприятиями–партнерами и социумом в целом; - обосновать совокупность принципов формирования социально открытой системы среднего профессионального образования в современных социально-экономических условиях; - обосновать цели и перспективы интеграционных процессов в начальном и среднем профессиональном образовании, создать методику разработки интегрированных программ обучения; - разработать методологию формирования региональных программ развития социально открытых систем среднего профессионального образования; - обосновать необходимость перехода учреждений среднего профессионального образования на подушевое финансирование с учетом реальных затрат на подготовку по отдельным профессиям; - разработать методику анализа рынка труда как основы оптимизации региональной системы среднего профессионального образования и формирования государственного заказа на подготовку кадров. Теоретико-методологической основой исследования явились историко-педагогический подход к изучению феномена социально открытых систем, теория сложных открытых самоорганизующихся и эволюционно развивающихся систем, педагогические теории непрерывного профессионального образования, закономерности интеграции и дифференциации в социальной сфере, теория современного менеджмента в социально-экономической сфере, социология рынка труда и продуктивной занятости, профессиональной ориентации учащейся молодежи. Предпосылки для анализа проблемы формирования социально открытой системы среднего профессионального образования создают фундаментальные работы в области: - теоретико-методологических основ социально открытых систем (А.Г. Асмолов, В.Г. Афанасьев, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Л.П. Буева, В.М. Гаськов, Б.С. Гершунский, Н.И. Громыко, А.А. Деркач, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, Г. Фёрстер, Г. Хакен); - общей теории развития профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Э.Д. Днепров, А.Н. Лейбович, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.А. Поляков, Г.В. Романцев, Е.А. Рыкова, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко); - теории непрерывного профессионального образования (В.В. Анисимов, А.П. Владиславлев, С.И. Вершинин, Ю.Л. Деражне, В.И. Загвязинский, В.М. Зуев, П.Н. Новиков, Т.С. Панина, В.Н. Онушкин, Л.Г.Соломко, Н.М. Таланчук, М.Г. Тайчинов, З.Л. Тенчурина, А.Х. Шкляр); - менеджмента и финансирования в профессиональном образовании (Анисимов П.Ф., А.Т. Глазунов, К.Г. Кязимов, В.М. Кузнецов, В.И.Лисов, С.К. Никулин, М.С. Савина, Н.К. Сергеев, К.А. Скворчевский, А.В.Тодосийчук, Г.А. Федотова); - проектирования содержания и педагогических технологий (О.Г. Грохольская, Л.Г. Логинова, В.М. Монахов, А.С. Мещеряков, Н.Н. Михайлова, Э.А. Найн, Е.И. Тупикин, В.А. Федоров, Л.А. Харисова, О.Б. Читаева); - подготовки профессионально-педагогических кадров для системы (О.Н. Арефьев, Э.Ф. Зеер, Г.Е. Зборовский, П.Ф. Кубрушко, В.В. Кузнецов, Ю.Н. Петров, Г.М. Романцев, А.П. Тряпицина). Нормативно-правовую базу исследования составили Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ, Концепция развития российского образования до 2015 года; Приоритетный национальный проект «Образование», Закон города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании», Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы», другие законодательные и нормативные документы Мосгордумы и Правительства Москвы. Методы исследования: - теоретический анализ научных трудов, включая диссертационные исследования – по проблемам, связанным с рассматриваемой проблемой; - статистический анализ – при анализе рынка труда и удовлетворения его потребностей в рабочих кадрах; - педагогическое моделирование – при формировании инновационной модели социально открытого учреждения среднего профессионального образования; - комплекс эмпирических методов исследования, включая констатирующий и формирующий эксперимент, педагогический мониторинг; - решение поставленных задач обеспечивалось также методами теоретического анализа, синтеза и обобщения, экстраполяции, метода моделирования, изучения и обобщения педагогического опыта. Опытно-экспериментальная база исследования. Основная экспериментальная работа проводилась в учреждениях среднего профессионального образования потребительского рынка и услуг города Москвы, председателем совета директоров которых является диссертант (более 20 профессиональных колледжей). При сопоставительном анализе проблемы использовались данные Департамента образования города Москвы, а также Министерства науки и образования РФ по системе среднего профессионального образования России в целом. В диссертации использованы материалы социологических исследований НИИ развития профессионального образования, в проведении которых участвовал диссертант, а также официальная статистика. Тема исследования входит в Городскую целевую программу развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы, в план работы НИИ развития профессионального образования. Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение шести лет и состояло из трех этапов. Первый этап (2002-2004 гг.) – позволил диссертанту на основе многолетнего индивидуального опыта работы в системе среднего профессионального образования сформировать научную проблему, гипотезу и программу исследования. Второй этап (2004-2006 гг.). Определение концептуальных положений, разработка теоретической модели социально открытой системы среднего профессионального образования. Организация экспериментальной работы, на основании которой проводилось уточнение целей, рабочей гипотезы и задач исследования. Третий этап (2006-2008 гг.). Проанализирован накопленный статистический и эмпирический материал, обобщены итоги исследования. На основании полученных выводов обоснована и экспериментально апробирована инновационная модель социально открытого профессионального колледжа как основы социально открытой системы среднего профессионального образования, функционирующей в современных условиях рыночной экономики. Научная новизна диссертационного исследования. 1. Создана концепция социально открытой системы среднего профессионального образования, ориентированной на активное взаимодействие с социумом через институт социального партнерства с ведущей ролью работодателей, способная адекватно реагировать на динамику потребностей рынка труда, структуру востребуемых профессий, экономические и социальные приоритеты общества. (За решение данной проблемы диссертант в числе других разработчиков удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2006 год). 2. Обоснована и апробирована инновационная модель интегрированной образовательной программы начального и среднего профессионального образования (на основе виртуального имитационного комплекса производственных циклов). Программа обеспечивает сокращение срока подготовки специалиста на 0,5 учебного года при соблюдении требований государственного образовательного стандарта к качеству подготовки специалистов. (Программа признана победителем конкурса инновационных программ приоритетного национального проекта «Образование» за 2007 год). 3. Разработана методология формирования региональных программ развития социально открытых систем среднего профессионального образования. Данная методология апробирована при создании «Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. 4. Разработана обладающая характеристиками социальной открытости система экономического стимулирования объемов и качества подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессиональных колледжах на основе нормативного финансирования с учетом реальных затрат на подготовку по отдельным профессиям и специальностям и согласования заказа на подготовку рабочих кадров с социальными партнерами (в рамках общей программы исследований НИИРПО). 5. Создана методика анализа рынка труда, потребности в открытии новых профессий с помощью сравнительного опроса работодателей и колледжей, выявлены источники пополнения трудовых ресурсов Москвы в условиях современной демографической ситуации: выпускники школ, мигранты, иногородняя молодежь России, молодежь из стран СНГ, инвалиды, взрослое население. Теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование вносит вклад в развитие нового научного направления в профессиональной педагогике – теорию социально открытых образовательных систем, предполагающей тесное взаимодействие системы среднего профессионального образования с социумом и создающей потенциал ее саморазвития. В работе выявлены теоретические предпосылки и разработаны концептуальные основы формирования социально открытой системы среднего профессионального образования, раскрыты состав и содержание ее структурных и функциональных компонентов, теоретически обоснованы и введены понятия: «социально открытая образовательная система», «синергетическое саморазвитие социальных систем», «интегрированная программа начального и среднего профессионального образования», «менеджмент в социально открытой системе образования» и другие. Работа содержит научно-теоретические положения, которые могут быть использованы при проектировании новых педагогических систем и технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих кадров. Результаты диссертационного исследования могут служить теоретико-методологической основой для дальнейшего исследования и разработки путей модернизации системы среднего профессионального образования. Совокупность выделенных положений вносит существенный вклад в теорию и методику непрерывного профессионального образования. Практическая значимость исследования. 1. Создана и апробирована обеспечивающая социальную открытость системы среднего профессионального образования методика анализа рынка труда на основе социологического опроса предприятий-партнеров и колледжей города Москвы, выявлены основные источники пополнения трудовых ресурсов в условиях современной демографической ситуации: выпускники школ, мигранты, иногородняя молодежь России, молодежь из стран СНГ, инвалиды, взрослое население (Приложения 2 и 4 к диссертации). 2. Создана инновационная модель образовательной программы среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования (на примере специальности «Технология мяса и мясных продуктов»), обеспечивающая полноценную виртуальную имитацию комплекса производственных циклов мясопереработки с целью апробации новых технологий, создания высокотехнологичной имитационной мясоперерабатывающей лаборатории (Приложения 1 и 5). 3. Разработано положение и критерии конкурсного отбора учреждений среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы, внедряющих инновационные образовательные программы – участников приоритетного национального проекта «Образование» (Приложение 7). 4. Разработана и апробирована методика расчета нормативов финансирования учреждений среднего профессионального образования с учетом реальных затрат на подготовку по отдельным профессиям (специальностям) и согласования заказа на подготовку рабочих кадров с социальными партнерами (Приложение 6). 5. Сформирован механизм социального партнерства (образовательное учреждение, служба занятости, работодатели), позволяющий на договорной основе успешно решать вопросы организации производственной практики и трудоустройства выпускников (Приложение 3). 6. Обеспечено научное сопровождение процесса формирования социально открытого учреждения среднего профессионального образования: создана экспериментальная площадка, творческие коллективы, развитие воспитательной функции, системы повышения квалификации и стажировки преподавателей и мастеров практического обучения на базе предприятий-партнеров. На защиту выносятся следующие положения: 1. Концепция формирования социально открытой системы среднего профессионального образования: совокупность целей, анализ и прогноз развития; модели образовательных программ, отражающих потребности заказчиков кадров, динамику изменения рынка труда, социальных и экономических условий. 2. Методология разработки региональной целевой программы формирования социально открытой системы среднего профессионального образования на основе сотрудничества с предприятиями-партнерами, службой занятости и другими структурами социума. 3. Методика разработки и модель образовательной программы среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования (на примере программы «Технология мяса и мясных продуктов»), обеспечивающая вариативность выбора обучающимся образовательной траектории с учетом личных интересов. 4. Критерии конкурсного отбора учреждений среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы, внедряющих инновационные образовательные программы и методика осуществления ежегодного рейтинга профессиональных колледжей. 5. Научные основы менеджмента и экономического стимулирования качества подготовки рабочих кадров на основе подушевого финансирования затрат на подготовку по отдельным профессиям и размещения городского заказа. Апробация и внедрение результатов научного исследования. Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались и были одобрены на всероссийских, региональных семинарах и конференциях. В том числе на: всероссийской научно – практической конференции «Развитие межрегионального сотрудничества и научное обеспечение инновационных процессов в профессиональном образовании» (2006г.), Всероссийской научно-практической конференции «Рынок труда и профессиональное образование» (2007 г.); всероссийском педагогическом собрании «О совершенствовании системы профессионального образования» (2007 г.), августовских конференциях работников учреждений среднего профессионального образования г. Москвы (2004, 2006 гг.), коллегиях Департамента образования города Москвы, докладывались на ученом совете Института развития профессионального образования (2008 г.). Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы составляет 358 страниц. Список литературы включает 175 источников российских и зарубежных авторов.
Основное содержание диссертации Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, научная новизна и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, показаны достоверность и апробация результатов исследовательской работы. В Главе 1 «Системный анализ условий формирования социально открытого профессионального образования» раскрыты теоретические предпосылки саморазвития социально открытых систем. Условием этого является их свободное взаимодействие с внешней средой, минимизирующее влияние субъективного фактора и открывающее возможности для саморазвития. Подобный подход к формированию социально открытой системы относится к ключевым принципам функционирования демократического общества, рыночной экономики и развития социальной сферы, включая образование. Он приводит к следующему методологическому выводу: процесс саморазвития может совершаться лишь в системах, взаимодействующих с внешней средой. Закрытые системы могут изменяться лишь в направлении усиления их беспорядка и хаоса. Оценивая условия и степень социальной открытости современной системы среднего профессионального образования, в диссертации доказано, что она в настоящее время продолжает находиться в состоянии фактического отрыва от экономики, рынка труда в силу своей корпоративной замкнутости. Происходящие в ней процессы модернизации носят локальный характер и основаны на методе «проб и ошибок». Их идеология строится без глубоких научных исследований рынка труда и его взаимосвязей с системой среднего профессионального образования. Концепция среднего профессионального образования должна быть направлена на преодоление ее формализованного функционирования в рамках узкого профессионализма и создание системы, способной адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, оказывать самые разнообразные образовательные услуги в соответствии с потребностями, возможностями и интересами людей. Одной из важнейших характеристик такой системы является ее социальная открытость для совершенствования и развития с участием всех заинтересованных социальных партнеров. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, начиная с 2007 года, в приоритетном национальном проекте «Образование» участвуют государственные учреждения начального и среднего профессионального образования. В совокупности реализуемых задач национальный проект «Образование» призван обеспечить становление социально открытой системы профессионального образования, способной к саморазвитию на основе взаимодействия с рынком труда и общим процессом социально-экономической модернизации страны. Проект дает сильные импульсы становлению институтов социального партнерства, оптимизации региональных систем профессионального образования, формированию перспективной модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку кадров на качественно новой основе. Несмотря на принятые Правительством РФ в последние годы целевые решения по системе среднего профессионального образования, в том числе включение ее в национальный проект «Образование», она продолжает функционировать в режиме консервации, а не развития. В ней идет старение и нарастание дефицита педагогических кадров, структура и качество подготовки будущих рабочих расходятся с потребностями рынка труда. Лучшему пониманию сложившихся в профессиональной педагогике стереотипов и традиций способствовал проведенный в ходе диссертационного исследования социологический опрос педагогов ряда профессиональных колледжей города Москвы. Анкетные опросы, а также длительные наблюдения показали, что большинство педагогов убеждены в следующем: - образовательный процесс должен строиться по учебному плану, который «спускается сверху» и его только надо добросовестно выполнять; - разработка учебных программ — это дело специальных методических органов, а не непосредственная функция учреждения СПО (преподавателя или мастера практического обучения); - все обучающиеся должны в равной мере и в равное время освоить единую образовательную программу; - работа педагога оценивается по «процессу обучения» (использованию дидактических средств), а не по результату (качеству образования и трудоустройству выпускников). Подобный тип мышления характеризует отсутствие инновационной основы, противоречит принципам социально открытой для общественного контроля системы. Педагог не поставлен в условия, когда от него требовалось бы профессиональное размышление над критериями отбора содержания учебного материала, выбором эффективных средств и способов обучающей деятельности. В таких условиях педагог привыкает к внешней регламентации своей профессиональной деятельности и видит основной путь совершенствования учебного процесса в получении новых нормативных и методических указаний, их строгом выполнении. Рожденные развивающейся практикой инновации стремятся приспособить к традиционной организации учебного процесса таким образом, чтобы избежать конфликтной ситуации. Тем самым субъективно снижается социальная открытость системы среднего профессионального образования, потенциал ее саморазвития. Анализ научных публикаций и диссертационных работ показал, что педагогическая наука запаздывает с разработкой теории социально открытой системы профессионального образования. Этим можно объяснить неудачу многих образовательных реформ последнего десятилетия, фактически представляющих продленный в новое время прошлый опыт монопольного государственного управления системой среднего профессионального образования. Требуется научная разработка нового направления междисциплинарных исследований, связанного с условиями саморазвития системы среднего профессионального образования, дополняющего общую теорию сложноорганизованных систем и их инновационного развития. В инновационном развитии важно зафиксировать момент возникновения педагогического новшества. В настоящее время функцию стимулирования стартовых возможностей на макроуровне становления социально открытой системы образования выполняет приоритетный национальный проект «Образование». С 2007 года в него включены учреждения начального и среднего профессионального образования. Проект «Образование» создает условия для развития среднего профессионального образования на новом качественном уровне, помогает освободиться от консервативных педагогических традиций и перейти на инновационный путь развития посредством повышения социальной открытости системы профессионального образования. Ежегодно определяемые на конкурсной основе победители национального проекта – инновационные учреждения получают государственную финансовую поддержку и адекватные ей внебюджетные инвестиции, трансформируются в ресурсные центры и становятся «точками роста» всей системы профессионального образования. Содержание и характер конкурсов в рамках проекта «Образование» позволяют выделить следующие системные характеристики инновационных программ учреждений среднего профессионального образования: - комплексность: программы представляют собой комплекс требований к содержанию и технологиям обучения, отвечающих требованиям работодателей; - технологичность: программы включают прогрессивные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения; - качество: программы предусматривают достижение качества обучения, соответствующего требованиям государственного стандарта и заказчика кадров; - преемственность: программы обеспечивают интеграцию содержания начального и среднего профессионального образования; - практичность: программы составлены на модульно-компетентностной основе, повышающей вариативность выбора профессии (специальности); - конкурентоспособность: программы обеспечивают формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда. Цель реализации национального проекта «Образование»: для сферы образования – создание социально открытой модели образовательного учреждения, для молодежи – повышение привлекательности получения рабочей профессии высокой квалификации, для работодателей – создание инвестиционной привлекательности учреждений среднего профессионального образования. К недостаткам существующей организации национального проекта «Образование» можно отнести определенный консерватизм, выражающийся в том, что публикуемые по итогам конкурса материалы нередко отражают традиционную текущую деятельность учреждений, процесс, а не результат профессионального образования. Даже при относительно высоком уровне спонсорского инвестирования победителей со стороны работодателей, описание опыта не свидетельствует об их реальном привлечении к разработке содержания образования, учете квалификационных требований работодателей в программах обучения, участии в независимой оценке качества профессионального образования. Новое учебное оборудование вводится без внедрения соответствующих ему педагогических технологий, менеджмент и мониторинг реализации проекта пока организованы слабо. Требуется продолжение научных исследований природы и стимулов инновационного развития, условий и путей достижения социальной открытости учреждения среднего профессионального образования как условия его саморазвития. Для этого целесообразно осуществлять отбор, систематизацию, накопление в инновационных банках педагогических новшеств победителей проекта «Образование» и других конкурсов, формулировать заказ научным структурам на разработку требуемых в практике нововведений, а также оценивать и способствовать использованию значимых для практики педагогических новшеств. В современных условиях формирование социально открытой системы среднего профессионального образования рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей выбора адекватного потребностям внешней среды жизненного пути и одновременно на удовлетворение интересов личности. Следовательно, образовательная система уже не может проектироваться только как знаниецентристская. Требуется изменение парадигмы профессионального образования от личностно-ориентированной к личностно-развивающей (Н.Н. Михайлова, И.П. Смирнов), от традиционной к инновационной, постоянно развивающейся (В.И. Лисов, Е.В. Ткаченко). Проектированию и организации подлежит теперь не только образовательный процесс, но и возможности трудоустройства выпускника, их профессиональной карьеры. Поскольку инновационная деятельность в системе среднего профессионального образования значительно отличается от подобной, которая проводится в общеобразовательных школах, прежде всего своей технологической составляющей (меняющей природу образовательной системы в целом), то в профессиональных колледжах основной акцент должен быть сделан на введение педагогических новшеств в процесс практического обучения. Именно здесь формируются самые важные для будущего специалиста профессиональные квалификации, обеспечивающие его конкурентоспособность на рынке труда. Социальная открытость предполагает отказ от корпоративной оценки качества профессионального образования. В настоящее время присвоение выпускникам колледжей квалификации осуществляется формально назначаемыми органами управления образованием государственными комиссиями, в которых фактически доминируют представители данного образовательного учреждения. Для более объективной оценки присваиваемой квалификации функцию ее присвоения необходимо отделить от процесса обучения и передать специальным автономным органам. Присваивающие квалификацию органы должны быть независимы как от образовательных учреждений, так и от органов управления образованием, иметь межведомственный характер. Оценку квалификации следует производить не по критерию завершения учебных программ или длительности обучения, а на основе проверки профессиональных компетенций, которые должны быть наглядно продемонстрированы выпускником. Это позволит осуществлять аттестацию и присвоение квалификации лицам, имеющим достаточную практическую подготовку и опыт работы, в том числе мигрантам и иногородним гражданам. В Главе 2 «Воздействие рынка труда на формирование социально открытой системы среднего профессионального образования» показано, что саморегулирование в таких социально-экономических системах, как рынок труда и рынок образовательных услуг, определяется степенью их взаимодействия. Достижение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы может происходить постепенно в результате согласования интересов таких систем. В силу своей социальной открытости учреждения среднего профессионального образования получают возможность анализировать ситуацию на рынке труда, прогнозировать и учитывать перемены в сфере занятости и в экономике, гибко реагировать на эти перемены, повышать потенциал саморазвития. Благодаря возникающей при этом конкуренции между учреждениями профессионального образования возрастает потенциал их самоорганизации, появляются стимулы эффективности работы, вырабатываются механизмы приведения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики (К.Г. Кязимов, Е.А. Рыкова). В научных исследованиях и стратегическом планировании не учитывается, что система среднего профессионального образования, в отличие от общеобразовательной школы, включенной только в социальную сферу общества, является одновременно и неотъемлемой частью экономики страны. Это накладывает свой отпечаток на цели и содержание среднего профессионального образования, предполагает иные способы его модернизации, диктуемые ориентацией на потребности экономики и рынка труда, нового общества и его гражданских институтов. Партнерами общеобразовательной школы являются родители, педагоги, ученые, учащиеся. В профессиональной школе – еще и заказчики кадров, работодатели, службы занятости, профсоюзы, ассоциации защиты инвалидов, детей группы риска и другие. В ходе диссертационного исследования проведены опросы 10 предприятий – партнеров технологического колледжа №28 города Москвы о состоянии и потребностях в кадрах, а также оценке качества их подготовки (Приложение 2). Полученные данные показали, что рынок труда столицы испытывает на себе давление ключевых факторов социально-экономической среды, прежде всего демографической ситуации. В предстоящее десятилетие Москву ожидает возрастание дефицита новых трудовых ресурсов коренного происхождения (равно как и потенциальных учащихся учреждений профессионального образования). В период сложной демографической ситуации трудовые ресурсы города предстоит наращивать посредством использования дополнительных ресурсов из семи основных источников: выпускники общеобразовательных школ, дети мигрантов, иногородняя молодежь России, молодежь из стран СНГ, лица с ограниченными возможностями здоровья и незанятое взрослое население. Требуется также поставить под контроль объем и структуру подготовки кадров в учреждениях профессионального образования федерального подчинения, расположенных на территории города. Помимо экстенсивных методов восполнения трудовых ресурсов, существуют интенсивные, связанные с достижением структурного баланса между потребностями рынка труда в кадрах и их подготовкой в учреждениях среднего профессионального образования столицы. Исследования НИИРПО (И.П. Смирнов, А.В. Тодосийчук, О.Б. Читаева) по данному вопросу подтверждены и результатами диссертационного исследования (Приложение 1). Они показывают существенный перекос спроса и предложения. Более того, наблюдается тенденция снижения объемов подготовки кадров по востребованным рынком труда профессиям. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что структурный дисбаланс является столь же значительным фактором дефицита кадров квалифицированных рабочих и специалистов, как и демографическая ситуация. Радикальным методом устранения несбалансированности рынков труда и образовательных услуг может стать указанный в законе «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» городской заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров. Механизм Заказа мог бы быть реализован поэтапно с учетом готовности колледжей к его исполнению. Подобные подходы реализованы в практике работы профессионального колледжа №28 г. Москвы на основе договоров о социальном партнерстве с ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ЗАО «Перекресток», ЗАО «Гостиница Тверская» и другими предприятиями (Приложение 3). В принятые с ними документы включены разделы, связанные с взаимными обязательствами по определению структуры и уровня подготовки необходимых специалистов. Предусмотрено привлечение работодателей к научно-методической и организационно-технической деятельности, участию в рецензировании новых и корректируемых учебных планов и программ. В Положении об итоговой аттестации выпускников предусмотрено доминирующее представительство социальных партнеров в аттестационной комиссии. Укреплению системы социального партнерства содействует практика обязательной стажировки преподавателей на предприятиях, имеющих партнерские связи с колледжем. Эти пункты включены в Положение о повышении квалификации педагогического персонала и создают реальную основу не только для совершенствования навыков преподавателей, но и открывают новые перспективы сотрудничества с работодателями. Важнейшим элементом социального партнерства стала обратная связь с работодателем по результатам практики учащихся. В Положении о практике закреплены конкретные обязанности руководителя практики по изучению степени подготовленности учащихся к выполнению профессиональных обязанностей на рабочем месте. Окончание практики завершается обязательным опросом как учащихся, так и представителей предприятия об уровне владения навыками, степени теоретической подготовленности практикантов к выполнению своих профессиональных обязанностей. В ходе такого анкетирования само образовательное учреждение получает важную информацию о качестве подготовки учащихся, соответствии их квалификационным требованиям работодателей, востребованности на рынке труда тех или иных профессий. Анализ тенденций растущего взаимодействия профессиональных колледжей Москвы с предприятиями-партнерами показывает, что существующие ныне нормативный статус государственного образовательного учреждения тормозит расширение и формы такого взаимодействия. Прогнозируя развитие механизма социального партнерства, можно ожидать массового перехода учреждений среднего профессионального образования в статус автономных Доминирующую роль в определении стратегии и тактики развития среднего профессионального образования на современном этапе продолжает выполнять государство в лице органов управления образованием. В диссертационном исследовании это доказывается путем анализа базовых нормативных документов. Законодательство Российской Федерации в области образования, в том числе и базовый закон «Об образовании», формировалось без наличия долгосрочной стратегии развития профессионального образования как социально открытой системы. Закон РФ «Об образовании», например, не учитывает такой ключевой фактор развития профессионального образования как отношения с работодателями, их участие в определении содержания образования, разработке профессиональных стандартов, внебюджетном финансировании и т.п. Подобные недостатки характерны и для Национальной доктрины образования, которая написана с позиций государства, а не общества. Интересы и обязательства общества (в том числе самих учащихся, их семей, местного сообщества, работодателей) в ней трансформированы в ответственность и обязательства государства. В исследовании доказано, что по мере проникновения рыночных отношений в сферу управления профессиональным образованием будет происходить перераспределение ведущей роли в пользу работодателей и их ассоциаций. Это повысит и сделает гибкой реакцию профессиональной школы на различные образовательные потребности и спрос рынка труда. Расширятся виды профессиональной и учебно-производственной деятельности, будет осуществлен переход к многопрофильной и многоуровневой подготовке, появлению альтернативных структур и типов учебных заведений. Можно предположить, что в будущем профессиональное образование откажется от существующей ныне многообразной типологии образовательных учреждений (ПТУ, лицеи, техникумы, колледжи, институты, академии, университеты) и создаст систему социально открытых образовательных центров, реализующих программы различных уровней профессионального образования, в зависимости от потребностей рынка труда. В соответствии с принципом социальной открытости произойдет интеграция ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством привлечения к образовательному процессу ведущих специалистов предприятий-партнеров. Это означает, что студенты будут обучаться и в колледже, и в партнерской компании, занимающейся реальным производством товаров и услуг. На формирование социальной открытости будет направлено создание совместно с предприятиями-партнерами механизмов объективной оценки качества профессионального образования, постоянное обновление устаревших образовательных программ, широко развитые договорные отношения по всему спектру проблем подготовки кадров. Государственно-общественные формы управления (попечительство, социальное партнерство, многоканальное финансирование) не только обеспечат приток дополнительных средств в образование, но и станут ключевым фактором высокой гибкости программ профессионального образования, их адекватности требованиям инновационной экономики. С учетом активного вхождения России на мировые рынки профессиональная подготовка должна сообразовываться с закономерностями международного разделения труда, с процессами специализации и кооперации, с требованиями интегрирования и дифференцирования производства, с необходимостью стандартизации и унификации в соответствующих сферах экономики. При этом возрастает необходимость достижения эквивалентности среднего профессионального образования, что также станет важным признаком его открытости. Диалог с потребителем становится основой развития среднего профессионального образования. Прозрачность деятельности профессиональных колледжей будет сочетаться с системой их независимых рейтингов и отдельных образовательных программ, в том числе опирающихся на опросы выпускников и работодателей. Инновационная инфраструктура колледжей (бизнес - инкубаторы, учебные фирмы и т.п.) будет создаваться совместно с предприятиями-партнерами. Замена административных отношений на рыночные не всегда и не сразу дает положительные результаты. Требуется довольно длительный переходный период, чтобы социально открытый характер, экономическое партнерство привело к возрастанию потенциала саморазвития системы и обеспечило ее поступательное движение. В стимулировании данного процесса важное значение имеет разработка региональных программ развития среднего профессионального образования. Примером такого подхода является разработка «Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы». (Диссертант непосредственно участвовал в создании методологии и разработке данной программы в качестве члена рабочей группы, утвержденной приказом Департамента образования города Москвы). Опыт создания программы «Рабочие кадры» в городе Москве позволяет сформулировать основные принципы методологии разработки региональных программ развития среднего профессионального образования. - оценка состояния системы СПО и ее соответствия требованиям рынка труда; - определение потребности рынка труда в кадрах; - необходимость открытия новых профессий; - интеграция содержания НПО и СПО; - создание механизма независимой оценки качества профессионального образования; - развитие государственно-общественной системы управления; - определение источников пополнения трудовых ресурсов; - создание системы подготовки инженерно-педагогических кадров; - развитие функции социальной поддержки и воспитания; - воссоздание системы пропаганды рабочего труда и профессиональной ориентации; - совершенствование нормативно-правового обеспечения среднего профессионального образования; - комплексное материально-ресурсное обеспечение программы. Разумеется, специфика регионального развития отдельных субъектов Российской Федерации внесет в методологию разработки программ свои особенности. Однако, данная методология анализа спроса и предложения на рынке труда региона, формирования социально открытой системы среднего профессионального образования может быть принята за основу повсеместно. В Главе 3 «Развитие интеграционных тенденций в социально открытой системе среднего профессионального образования» рассматриваются выдвинутые современной педагогикой модели социально открытых систем, в основе построения которых лежат главным образом идеи интеграции и непрерывности профессионального образования. История интеграционных процессов начального и среднего профессионального образования в России восходит к началу 90х годов, когда была предпринята широкомасштабная попытка создания высших профессионально-технических училищ (ВПУ). Временное положение, принятое Гособразованием СССР (29.04.90г. №293), предусматривало, что ВПУ является учебным заведением в системе непрерывного образования, обеспечивающим повышенный уровень подготовки квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена при обучении по ступеням НПО и СПО. Каждая ступень имела профессиональную завершенность, что подтверждалось выдачей выпускникам диплома установленного образца, в приложении (вкладыше) к которому отражался повышенный уровень их подготовки. Все это имело тенденцию постепенной замены (там, где сложились необходимые условия) техникумов и профтехучилищ на единый тип – ВПУ, представляющих хорошо оснащенные в кадровом и материально-техническом отношениях профессиональные образовательные центры с несколькими ступенями обучения. Как правило, они являлись отраслевыми и региональными методическими центрами по приоритетным направлениям науки и техники, в области педагогики и психологии. Современные процессы интеграции начального и среднего профессионального образования во многом воспроизводят прошлый опыт на новой социально-экономической и правовой основе. В 2005 году по решению Правительства Москвы в столице проведена системная интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования. На базе ПТУ, лицеев и техникумов создан единый тип учреждения среднего профессионального образования – профессиональные колледжи. Подобная системная интеграция проведена впервые, хотя фактов создания отдельных колледжей путем механического слияния учреждений НПО и СПО в России немало. Отличие московского подхода состоит в том, что интеграция организационная дополнена интеграцией содержания обеих уровней профессионального образования. На основании разработанной с участием ученых НИИРПО методологии и собственного опыта интеграции содержания начального и среднего профессионального образования под научным руководством диссертанта была разработана и выдвинута на конкурс приоритетного национального проекта «Образование» инновационная программа развития технологического колледжа №28 города Москвы. Ее ключевым звеном стал рабочий учебный план программы по специальности СПО на базе НПО «Технология мяса и мясомолочных продуктов» (Приложения 1 и 5). Путем вычленения недостающих учебных элементов для реализации образовательной программы СПО на базе НПО и определения учебного времени на ее освоение, было отобрано содержание образования и установлен срок обучения, который составил 2 года 6 месяцев, т.е. сокращен примерно на 0,5 учебного года. Интеграция программ начального и среднего профессионального образования не ограничивается задачей сокращения сроков обучения. Получаемая экономия учебного времени может быть использована на получение обучающимися более высокой квалификации или дополнительного образования в соответствии с потребностями заказчика кадров.
Опыт интеграционных процессов, осуществляемых в системе среднего профессионального образования города Москвы получает поддержку и практическое развитие. Министерство образования и науки России в докладе Госсовету сделало важное заявление: «жизнь исчерпала первоначальное значение названных ступеней профессионального образования и поставила перед необходимостью интеграции, которая открывает перед ними качественно новые возможности». Это положение получило развитие в рекомендациях Минобрнауки РФ (03\568 от 28 марта 2008 года), которыми впервые введено в официальный статус понятие «интегрированная профессиональная образовательная программа». При этом реализация интегрированных программ, как подчеркнуто в рекомендациях, осуществляется при условии «обязательного получения профессии НПО», что делается по договору между образовательным учреждением и абитуриентом. Это подтверждает выдвинутую в диссертации гипотезу создания на базе НПО-СПО единой программы профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих и возникновения на основе интеграции нового типа учреждения непрерывного профессионального образования. В Москве таким типом учреждений являются профессиональные колледжи. В Главе 4 «Развитие менеджмента в социально открытой системе среднего профессионального образования» показано, что задачи менеджмента на современном этапе продолжают решаться при помощи старого механизма управления, не позволяющего выйти за рамки «самодостаточности» системы профессионального образования, придать ей социально открытый характер, включить в ее развитие все государственные и гражданские институты, прежде всего работодателей. Принцип социальной открытости требует изменения функций государства в управлении профессиональным образованием — от заведомого доминирования к обеспечению эффективного взаимодействия разнообразных субъектов спроса и предложения образования. Сокращение функции администрирования в управлении образованием на всех уровнях будет компенсировано усилением его функций как регулятора взаимодействий между участниками образовательной деятельности на основе государственно-общественных форм управления. Государственно-общественное управление не составляет арифметическую сумму государственных и общественных структур управления образованием, а представляет собой систему взаимовыгодного взаимодействия государства и гражданских институтов, принятия ими совместных обязательств в управлении образованием. Несмотря на принимаемые в последние годы меры правового и административного характера необходимо признать нежелание российских работодателей инвестировать среднее профессиональное образование. Работодатели предпочитают вкладывать капитал в объекты – машины, здания, материалы, нежели в развитие людских ресурсов. Одна из объективных причин связана с существующим сегодня порядком свободного трудоустройства выпускников, постоянной миграцией рабочих, их переходом на другие предприятия, что делает инвестиции в профессиональное образование не столь защищенными, как если бы они были вложены в недвижимость. Рассмотренный в диссертации мировой опыт облегчает поиск ответа на формирование модели менеджмента в социально открытом среднем профессиональном образовании. Это особенно актуально для России, где идет активный поиск дополнительных источников финансирования профессионального образования. Опираясь на опыт развитых стран с социально открытыми системами профессионального образования, Россия предстоит реформировать свою модель финансирования. В ее основу на современном этапе положен принцип нормативного подушевого финансирования. Однако, действующий ныне норматив подушевого финансирования среднего профессионального образования не соотнесен с требованиями государственного стандарта: не опирается на нормы оснащенности образовательного учреждения учебным оборудованием и материалами (их не существует), нормативы зарплаты педагога (по закону – не ниже средней по промышленности), нормативы питания здорового молодого организма обучающихся (они не рассчитаны) и т.д. Небольшое повышение бюджета в очередной раз поспешно объявляется расчетным нормативом, а реально представляет лишь «повышенный остаток». Обучение разным профессиям требует различных по объему финансовых затрат. На наш взгляд, ошибка составителей методики финансирования состоит в том, что при определении объема затрат исключается наиболее существенный для учреждений СПО, заложенный в государственном образовательном стандарте, объем затрат на содержание учебно-производственной базы – основную составляющую профессиональной подготовки. Разрешение этой проблемы требует, на наш взгляд, того, чтобы вслед за утверждаемым государственным образовательным стандартом как минимумом требований к профессиональной подготовке специалиста, Федерация утверждала и финансовый норматив, тоже как минимум – минимум финансирования необходимого для реализации этого стандарта. Разумеется, регионы могут выделять средства сверх этого стандарта. Норматив финансирования должен меняться не реже смены поколений стандарта, которая определена в 5 лет. (Хотя имеются и другие факторы его изменения – инфляция, дефицитность профессии и т.п.). Что касается его объективности, то здесь нужна разработка соответствующей методики, понятной и принятой педагогическим сообществом. Городской целевой программой «Рабочие кадры» поставлена задача «совершенствования системы нормативного финансирования учреждений профессионального образования, обеспечивающее учет реальных затрат на подготовку по отдельным профессиям и специальностям». Диссертационное исследование включало участие в проведенной НИИ развития профессионального образования (А.Т. Глазунов, И.П. Смирнов, А.В. Тодосийчук) апробации методики расчета таких нормативов (Приложение 6). По нашему мнению, данная методика может быть принята за основу. Однако, для исключения действия субъективных факторов расчет нормативов подушевого финансирования с учетом затрат на отдельные профессии должен быть осуществлен независимой структурой, имеющей опыт аудиторской, сметно-финансовой деятельности. Переход на нормативное финансирование с учетом затрат на подготовку по отдельным профессиям означает переход к преимущественно экономическим методам менеджмента в среднем профессиональном образовании, при котором дисбаланс с рынком труда будет экономически не выгоден колледжу, а оценка его работы будет вестись не по текущим, а по итоговым показателям. Еще одной формой современного менеджмента, вытекающей из международного опыта и отвечающей принципу социальной открытой системы, могло бы быть создание общественного фонда поддержки среднего профессионального образования. Это позволит привлечь в профессиональное образование не только дополнительные внебюджетные инвестиции, но также интеллектуальные, организационные и иные виды общественных ресурсов, которые в иной организационно-правовой форме привлечь в принципе невозможно. Фонду следует придать благотворительный характер, стимулирующий развитие попечительства. В рамках деятельности фонда можно было бы установить почетное звание «Почетный попечитель образования». В условиях развития государственно-общественных форм управления образованием одним из важнейших управленческих инструментов формирования социальной открытости становятся процедуры лицензирования и государственной аккредитации учреждений профессионального образования. Анализ практики проведения аккредитации учреждений среднего профессионального образования в городе Москве показал, что действующая нормативная база не в полной мере обеспечивает становление системы государственно-общественного контроля качества профессионального образования, а в отдельных случаях вступает в противоречие с требованиями практики, нуждается в существенной переработке и дополнении. При аккредитации зачастую используются неотработанные аттестационные технологии, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты без соответствующей квалификации. Необходимо согласование требований, последовательно предъявляемых к следующим друг за другом уровням общего среднего, начального и среднего и профессионального образования, и создание единых оценочных средств, обладающих качествами объективности, надежности и сопоставимости результатов. При их отсутствии возникает опасная тенденция рассматривать профессиональные колледжи как объект формально-бюрократического исследования и субъективных результатов диагностики. Существующая ныне система государственного лицензирования и аккредитации учреждений профессионального образования должна реально принять государственно-общественный характер. Одной из эффективных форм объективной оценки деятельности колледжей может стать определение с участием общественности рейтинга учреждений среднего профессионального образования. Методика проведения рейтинга профессиональных колледжей разработана НИИ развития профессионального образования (С.И. Вершинин). Она предполагает выделение двух видов показателей: аккредитационные (учитываемые лицензионной службой) и дополнительные, характеризующие инновационное развитие и реализацию задач, вытекающих из городской программы «Рабочие кадры». Анализ данной методики показывает необходимость ее более широкой апробации, сокращения числа показателей на основе их обобщения, отбора ключевых и наиболее объективных из них. С учетом проведенного анализа диссертантом разработано Положение о конкурсном отборе учреждений среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы – участников национального приоритетного проекта «Образование» (Приложение 7). Совокупность задач, поставленных в «Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы» позволяет и объективно требует построения прогнозной модели социально открытого учреждения среднего профессионального образования «Колледж 2011 года». Он будет иметь четыре взаимосвязанных ступени: I ступень – психологическая диагностика. На этой ступени, на базе диагностического центра колледжа выпускники школ имеют возможность с помощью специальной компьютерной программы выявить свой уровень профессиональных возможностей в соответствии с желанием, здоровьем, имеющимся интеллектуальным и профессиональным уровнем. II ступень – допрофессиональная подготовка. Она включает первое знакомство с выбранной профессией, возможность попробовать себя в нескольких профессиональных направлениях, формирование навыков к труду. На этой ступени выдается документ, который подтверждает первичную квалификацию (1-2 разряд) и дает преимущества при поступлении в профессиональный колледж. III ступень – профессиональное образование, которое состоит из трех уровней: I уровень – начальное профессиональное образование (рабочая квалификация); II уровень – среднее (базовое) профессиональное образование (по профилю рабочей квалификации, полученной на первой ступени). III уровень – среднее (повышенное) профессиональное образование. IV ступень – предполагает курсовую подготовку незанятого населения и переподготовку кадров в колледже, непосредственно на предприятии и фирмах, а также повышение квалификации в формах вечернего и заочного обучения. Сопоставительный анализ основных характеристик социально открытой системы среднего профессионального образования и их реализация в педагогическом эксперименте по разработке инновационной модели развития
Таблица № 1
Сформированная в ходе диссертационного исследования прогнозная модель социально открытого профессионального колледжа имеет следующие системные характеристики. Во-первых, это многофункциональное образовательное учреждение, реализующее задачи учебно-воспитательного центра и центра повышения квалификации в системе непрерывного образования. Во-вторых, это многопрофильное учреждение, ориентированное на полное обеспечение кадрами необходимого профиля предприятия мясной переработки. В-третьих, это многоуровневое учреждение, обеспечивающее учащимся возможность выбора образовательного маршрута в соответствии с их интересами, способностями и возможностями. В-четвертых – это учреждение, постепенно переходящее на реализацию интегрированных программ НПО-СПО, позволяющих сократить сроки обучения без снижения качества обучения. В Заключение диссертации систематизированы результаты исследования теоретических основ формирования социально открытой системы среднего профессионального образования. Доказано, что способность системы к инновационному развитию зависит от степени ее открытости и характера взаимодействия с социумом, прежде всего рынком труда. Данный процесс предполагает необходимость разработки новых принципов менеджмента социально открытых систем, прежде всего эффективного механизма социального партнерства. Автором предложена и научно обоснована совокупность принципов формирования социально открытой системы среднего профессионального образования в современных условиях: 1. Ориентация на потребности рынка труда. 2. Эффективное социальное партнерство. 3. Государственно-общественный характер управления. 4. Подготовка кадров по государственному заказу. 5. Интеграция уровней профессионального образования. 6. Модульно-компетентностная основа программ. 7. Независимая оценка качества выпускников. 8. Развитая функция социальной защиты обучающихся. 9. Управление через нормативное финансирование. 10. Кадровое обеспечение системы. Не все изложенные выше принципы в настоящее время реализованы в предлагаемой модели профессионального колледжа. Задача диссертационного исследования состояла в разработке концепции, принципов и путей формирования в России социально открытой системы среднего профессионального образования, которые должны подвергнуться широкой апробации и дальнейшей научной разработке. Обоснованная в диссертации концепция и созданная по результатам исследования инновационная модель профессионального колледжа позволяет утверждать, что социальная открытость выступает как главное условие модернизации системы подготовки рабочих кадров в целом. Это подтверждают показатели трудоустройства выпускников участвовавших в педагогическом эксперименте профессиональных колледжей города Москвы, которое осуществляется, в основном, по заключенным договорам с предприятиями-заказчиками и, лишь частично, в форме свободного трудоустройства. За три последних года 95% выпускников трудоустроились по специальности, остальные – по смежным профессиям, что является важнейшим показателем открытости образовательного учреждения и его способности к саморазвитию. Разработанная диссертантом инновационная модель интегрированной образовательной программы начального и среднего профессионального образования обеспечивает сокращение срока подготовки специалиста при соблюдении требований государственного образовательного стандарта к качеству подготовки специалистов. Предложенная в диссертации методология формирования региональных программ развития социально открытых систем среднего профессионального образования апробирована при создании «Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы», которая утверждена постановлением Правительства Москвы. В диссертации доказана низкая эффективность действующего механизма экономического стимулирования объемов и качества подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессиональных колледжах и обоснован переход к нормативному финансированию с учетом реальных затрат на подготовку по отдельным профессиям и специальностям и согласования заказа на подготовку рабочих кадров с социальными партнерами. В ходе диссертационного исследования создана методика анализа рынка труда, потребности в открытии новых профессий с помощью сравнительного опроса работодателей и колледжей, выявлены основные источники пополнения трудовых ресурсов Москвы в условиях современной демографической ситуации: выпускники школ, мигранты, иногородняя молодежь России, молодежь из стран СНГ, инвалиды, взрослое население. Диссертационное исследование вносит вклад в развитие нового научного направления в профессиональной педагогике – теорию социально отрытых образовательных систем, предполагающей тесное взаимодействие системы среднего профессионального образования с социумом и создающей потенциал ее саморазвития. Педагогическая сущность диссертации состоит в определении системных требований социума и их воздействия на формирование социально открытой системы среднего профессионального образования, структуру учебных профессий, содержание и качество профессионального образования, которые определяются на основе запросов рынка труда. Разработанная научная концепция и созданная по итогам исследования инновационная модель профессионального колледжа представляет собой методологическую основу формирования социально открытой образовательной системы. Концепция социальной открытости становится императивом современного этапа развития профессионального образования, воспринимается научной и педагогической общественностью страны. Результаты исследования дают основание считать, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные цели выполнены и задачи решены. Основное содержание исследования отражено в 52 публикациях общим объемом 66,2 п.л. В том числе: в 4 монографиях, 13 научных статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. 1. Монографии: 1. Снопко Н.М. Моделирование социально открытого профессионального колледжа. – М.: Изд-во АПО, 2008. (22,3 п.л.). 2. Снопко Н.М. Модернизация системы среднего профессионального образования. – М.: Изд-во АПО, 2007. (9,4 п.л.). 3. Снопко Н.М. Воспитательная функция социально открытого среднего профессионального образования. – М.: Изд-во НОУ «ИСОМ», 2006. (8 п.л.). 4. Снопко Н.М. Научные и прикладные основы воспитания в системе профессионального образования. – Челябинск: Социум, 2006. (6,5 п.л.). 2. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. 5. Снопко Н.М. Социально открытое учреждение среднего профессионального образования на рынке труда //Профессиональное образование. Столица. – 2008. – №8. (0,6 п.л.). 6. Снопко Н.М. Новые профессии как признак социальной открытости колледжа //Профессиональное образование. Столица. – 2008. – №7. (0,5 п.л.). 7. Снопко Н.М. Экспериментальная площадка – эффективный путь к инновациям //Профессиональное образование. Столица. – 2008. – №4. (0,4 п.л.). 8. Снопко Н.М. Становление предпринимательства в среднем профессиональном образовании //Профессиональное образование. Столица. – 2008. – №5. (0,4 п.л.). 9. Снопко Н.М., Смирнов И.П. Подготовка рабочих кадров на основе государственного заказа //Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2008. – №3. (Автор-0,7 п.л.). 10. Снопко Н.М. История развития концепции «непрерывного образования» // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – №6. (0,7 п.л.). 11. Снопко Н.М. Производительный труд – приоритетное направление в развитии ссуза //Народное образование. – 2006. – №1 (1354). (0,5 п.л.). 12. Стандарты и планирование вопросов воспитания учащихся. //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – №3. (0,2 п.л.). 13. Снопко Н.М. Руководство учебно-воспитательным процессом в системе профессионального образования //Среднее профессиональное образование. – 2007. – №5. (0,2 п.л.). 14. Снопко Н.М. К проблеме эффективности воспитания студентов ссузов //Профессиональное образование. Столица. – 2007. – №1. (0,2 п.л.). 15. Снопко Н.М. Субъект воспитания в системе среднего профессионального образования //Профессиональное образование. Столица. – 2007. – №2. (0,2 п.л.). 16. Снопко Н.М. Психологические механизмы личности как основа педагогического процесса //Профессиональное образование. Столица. – 2007. – №3. (0,4 п.л.). 17. Снопко Н.М. Применение моральных и профессионально-учебных средств в образовательном процессе //Профессиональное образование. Столица. – 2007. – №4. (0,2 п.л.). 3. Статьи в научных сборниках и журналах 18. Снопко Н.М. Стратегия развития социально открытого среднего профессионального образования в городе Москве //Сборник выступлений на всероссийском педагогическом собрании. – М.: Изд-во Просвещение. 2007. (0,3 п.л.). 19. Снопко Н.М. Формирование социально открытой системы профессионального образования. Научно-информационный бюллетень ЮВО (март 2007г.). – М., 2008. (0,3 п.л.). 20. Снопко Н.М. О конкурсном отборе учреждений среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы – участников национального приоритетного проекта «Образование» //Сборник научных исследований НИИРПО. – М.: Изд-во АПО, 2007. (0,5 п.л.). 21. Снопко Н.М. Модель социально открытого интегрированного учреждения профессионального образования //[Сборник научных работ ИРПО] – М., 2006. (0,5 п.л.). 22. Снопко Н.М. Тенденции в сфере занятости населения города Москвы. – Сборник научных статей «Новые исследования в профессиональном образовании». Выпуск II. – М.: Изд-во АПО, 2005. (0,6 п.л.) 23. Снопко Н.М. Интеграция учреждений профессионального образования //Сборник научных статей. – М.: Изд-во АПО, 2006. (0,9 п.л.) 24. Снопко Н.М. Проблемы и противоречия механизма финансирования учреждений СПО //Исследование приоритетных проблем развития профобразования. – М.: Изд-во АПО, 2005. (0,6 п.л.) 25. Снопко Н.М. Рынок труда как ключевой фактор профессиональной ориентации. Вестник ИРПО № 6. – М.: Изд-во АПО, 2005. (1,0 п.л.). 26. Снопко Н.М. Идея «непрерывного образования» в мировой педагогической мысли. – Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2005. – №1. (0,8 п.л.). 27. Снопко Н.М. Формирование механизма интегрированного финансирования профессионального образования //Вестник МГПУ. – 2006. – №2 (33). (0,6 п.л.). 28. Снопко Н.М. Модель инновационной образовательной программы НПО-СПО. М., Сборник научных работ НИИРПО, 2006. (0,5 п.л.). 29. Снопко Н.М. Центр профессионального образования. //Отраслевой научно-информационный бюллетень. – 1997. – №2. (0,2 п.л.). 30. Снопко Н.М. Московский центр непрерывного профессионального образования ремесленников. // Предпринимательство и занятость. – 1998. – №6. (0,2 п.л.). 31. Снопко Н.М. Из подмастерья – в мастера. // Профессионал. – 1998. – №5. (0,3 п.л.). 32. Снопко Н.М. Ситуация успеха на уроке. // Профессионал. – 1998. – №5. – С. 19 (0,2 п.л.). 33. Снопко Н.М. Педагогический анализ проблем учебно-профессиональной деятельности. // Предпринимательство и занятость. – 1999. – №2. (0,2 п.л.). 34. Снопко Н.М. Важный ресурс экономики Москвы. //Предпринимательство и занятость. – 1999. – №3. (0,2 п.л.). 35. Снопко Н.М. Образовательные цели глазами директора профлицея. Психология и педагогика в социальной сфере. – М.: МГУС, 2002. (0,5 п.л.). 36. Снопко Н.М. Связь профессионального творчества с образовательным процессом //Педагогические науки.– М.: Изд-во «Спутник». – 2004. – №1. (0,5 п.л.). 37. Снопко Н.М. Развитие городской системы профессионального образования //Научно-практическая конференция «Кадры и занятость». – М.: Центр «Школьная книга», 2003. (0,5 п.л.). 38. Снопко Н.М. Центр непрерывного профессионального образования //Сборник «Московская школа вчера, сегодня, завтра». – М.: ДОМ. – 2004. – №1. (0,5 п.л.). 39. Снопко Н.М. Комплексный подход к осуществлению взаимосвязи производственного обучения и профессионального цикла //Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – №2. (0,5 п.л.). 40. Снопко Н.М. Механизм моральной регуляции обучающей деятельности //Педагогические науки. – 2004. – №2. (0,3 п.л.). 41. Снопко Н.М. Соотношение моральных и профессионально-специальных средств в управлении учебным процессом. – Сборник научных трудов «Проблемы современной науки». – 2004. – №3. (0,2 п.л.). 42. Снопко Н.М. К философскому осмыслению понятий цели, предмета и результата в образовательной деятельности //Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – №3. (0,1 п.л.). 43. Снопко Н.М. Взаимосвязь производственного обучения с предметами профцикла. //Профессионал. – 2004. – №3. (0,5 п.л.). 44. Снопко Н.М. Резервы механизма моральной регуляции с позиций управления образовательным процессом. //Сборник «Актуальные проблемы современной науки». – 2004. – №4. (0,2 п.л.). 45. Снопко Н.М. Управление образовательным процессом с опорой на психолого-педагогическую ситуацию успешности обучения. //Педагогические науки. – 2004. – №3. (0,2 п.л.). 46. Снопко Н.М. Комплексный характер патриотического воспитания учащихся. //Педагогические науки. – 2004. – №4. (0,2 п.л.). 47. Снопко Н.М. Возможности учебных дисциплин в воспитании учащихся. //Педагогические науки. – 2004. – №4. (0,2 п.л.). 48. Снопко Н.М. Условия эффективной организации патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования. //Педагогические науки. – 2004. – №4. (0,2 п.л.). 49. Снопко Н.М. Развитие непрерывного образования – новый этап в подготовке специалистов. //Современные гуманитарные исследования. – 2005. – №3. (0,5 п.л.). 50. Снопко Н.М. Теоретические аспекты концепции компетентной деятельности менеджера. //Актуальные проблемы современной науки. – 2005. – №4. (0,5 п.л.). 51. Снопко Н.М. Методология разработки региональных программ развития среднего профессионального образования (опыт Москвы) //Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица» //Научные исследования в образовании. – 2008. – №7. (0,8 п.л.). 52. Снопко Н.М. Принципы формирования социально открытой системы среднего профессионального образования //Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица» Научные исследования в образовании. – 2008. – №8. (0,5 п.л.).
Копировально-множительный аппарат отдел НП АПО 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д.9 Подписано в печать _________________ Ризография. Бумага ксероксная. Объем 1,0 п.л. Формат 60х90/16 Заказ №_______ Тираж _________ экз.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление 31.08.10 20:39 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента