Словарь основных понятий (М)

Печать
Добавил(а) Социология   
09.01.11 00:16

СОЦИОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

М

Макросоциальный анализ — уровень анализа, опирающийся на идею о том, что общественная жизнь — целое (единое), и ориентирующийся на изучение крупных социальных систем, общностей, процессов.

Макросоциология — область социологического знания, связанная с крупными моде­лями социальных структур.

Макроуровень социологического исследования — сосредоточение внимания на крупномасштабных социальных структурах и институтах.

Малый бизнес (малое предпринима­тельство) — многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и от­части политический уровень развития страны. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предпри­ятий, которые, по общепринятой терминологии, определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимо­сти от их размеров. Собственников этих предприятий объединя­ет единый корпоративный интерес — сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в поведении во всех отношениях, связанных с соб­ственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весь­ма неоднородно, каждая из этих групп имеет свои внутрен­ние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и нацио­нальным проблемам.

Малый коллектив — коллектив, между членами кото­рого существуют непосредственные личные связи.

Манипулирование — 1) скрытое управление (мошенничество);
2) ловкое принуждение людей, вызывающее у них иллюзию самостоятельного решения.

Маргинальность — понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» поло­жения индивида между какими-либо социальными группами.

Маркетинг (англ. таrkеtiпg < таrkеtрынок) — совокупность деятельности, при которой осущест­вляется передача права владельца на товары или самих то­варов от продавца к покупателю; система мер, направлен­ных на максимально выгодный (прибыльный) сбыт продукции, а также инфраструктура по рекламе товара, изучению и формированию спроса; «высшая школа» тор­говли, состоящая в постоянной заботе о качестве и упаковке продукта, в анализе психологии потребителя и уме­нии влиять на нее; деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в товарах и услугах, которые могут конкурировать на рынке, и обеспечивающая непрерывную продажу товаров, а также рентабельность пред­приятия.

Математические методы планирования — способы составления планов с помощью математических моде­лей.

Матричная организационная структура — органи­зационная структура, состоящая из подразделений и должностей, одновременно участвующих в выполнении нескольких проектов.

Матричная управленческая структура — управлен­ческая структура, предполагающая наличие двух руко­водителей, один из которых отвечает за содержательную сторону работы, другой - за организационную.

Межгрупповая дискриминация — установление различий между собственной и другой группами. Нередко этот процесс приобретает ярко выраженную оценочную окраску, свойственную межгрупповому восприятию в целом. В определенных условиях межгрупповые различия могут искусственно под­черкиваться и преувеличиваться. Наиболее распространенным результатом межгрупповой дискриминации является тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы, хотя достаточно часты и примеры обратной тенденции, т.е. установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы. В своих крайних выражениях первая тенден­ция может приводить к возникновению напряженности и конфликтам в межгрупповых отношениях, вторая — к ослаблению внутригрупповых свя­зей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезин­теграции группы как таковой.

Межгрупповой конфликт — столкновение, разногласие между отдельными группами или подразделениями (службами) организации, вызываемые несовершенством организационной структуры и неотлаженностью функционального взаимодействия, необходимостью распределения ограничен­ных материальных, финансовых и иных ресурсов, недостаточностью взаим­ной информации, различиями во взглядах на трудовую мотивацию, формы стимулирования, социальное партнерство, деловое сотрудничество и т.п.

Межличностный конфликт — столкновение взаимодействующих лиц, вы­зываемое условиями общения и совместной деятельности, различиями в темпераменте и характере, расхождениями в интеллектуальных, волевых и эмоциональных устремлениях, нравственных предпочтениях.

Межличностный стиль решения конфликтов классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций, сглаживание конфликтов, искусственное форсирование, использование  компромиссов, решение сути конфликтной проблемы.

Менеджер (англ. managerруководитель) руководитель компании, предприятия, организации и т.п.; управляющий.

Менеджмент — 1) разновидность хозяйственного управления организацией или самостоятельным видом деятельности в рыночных условиях; 2) группа высших руководящих лиц в хозяйственной организации; 3) со­вокупность научных знаний и практических навыков в области управления; 4) учебная дисциплина. Проблемы менеджмента — проблемы постоянного совершенствования технологии достижения поставленных целей, обобщения положительного опыта и попыток дать теоретическое обоснование этого опыта (практики и ее осмысления).

Менеджмент административный — административно-распорядитель­ная форма управления.

Ментальная модель — рациональные рамки, заключающие внутренний мир человека, посредством которого он созерцает и интерпретирует действительность.

Мерчендайзинг (мерчандайзинг) (англ. merchandising < merchandise – торговать) — 1) подготовка товаров к розничной торговле; 2) комплекс мер, направленных на привлечение внимания покупателей (например, размещение товаров в торговом зале, оформление торговых прилавков, рекламных плакатов, декораций, освещения); 3) планирование и ведение торговли путем представления продукта на нужном рынке в нужное время.

Метод — 1) систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определен­ных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов. Он очерчивает путь к до­стижению цели (истины) и включает в себя стандартные и однозначные правила (процеду­ры), обеспечивающие надежность и достоверность знания. Принято различать всеобщие и конкретно-научные методы; 2) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 3) прием практического или теоретического по­знания действительности.

Метод (в прикладной социологии) — совокупность приемов и способов сбора, обработки и анализа эмпирической информации.

Метод исследования** — реализация методологического подхода, совокуп­ность принципов, правил и операций, определяющих действия исследовате­ля в процессе получения им искомого познавательного результата и обес­печивающих валидность технических приемов.

Метод объяснения** — совокупность принципов, правил и операций, по­зволяющих раскрыть сущность объекта, закон, которому он подчиняется; выделяют четыре типа объяснения: причинное, функциональное, структурное и генетическое.

Метод оценивания программ в социологии управления**совокупность методических средств и технических приемов, используемых в социологии управления для получения нового знания о закономерностях построения и осуществления программ; оценка программ производится на предмет уста­новления степени их реализуемости и последствий вмешательства в соци­альные отношения.

Метод понимания** — совокупность принципов, правил и операций, по­зволяющих выявлять, истолковывать и разъяснять как глубинную семанти­ку любых текстов, так и смысл социальных действий путем их переосмыс­ления в процессе интерпретации.

Метод управления совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Метод установления** — совокупность принципов, правил и операций, по­зволяющих раскрыть сущность социального явления путем выделения в нем места и роли доминирующего субъекта, устанавливающего закон его долж­ного состояния; в отличие от естественно-научного метода объяснения метод установления исходит из того, что причинные, функциональные, струк­турные и генетические закономерности социальных явлений возникают с участием доминирующих субъектов, придающих этим явлениям определен­ный смысл и значение. Социальные факты с позиций метода установлениясвершившийся за­мысел, состоявшееся действие, знание о которых достоверно установлено.

Методика — 1) совокупность методов (приемов) целесообразно­го проведения какой-либо работы; 2) конкретизация метода, доведе­ние его до инструкции, алгоритма.

Методика (в прикладной социологии) — система предписаний операций и процедур их примене­ния в методах, обеспечивающих условия валидной и репрезентативной информации.

Методологический подход — обоснованная позиция субъекта познава­тельной деятельности относительно социальной реальности, определяющая выбор направления исследования, принципы ее моделирования и применения исследовательских процедур.

Методология — 1) система знаний о способах достижения нового знания. В широком смысле методология данной науки включает в себя теорию, общенаучные и специальные методы исследования ее предмета, в узком смысле – систему методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения; 2) учение о научном методе познания; о логической организации какой-либо деятельности.

Методы отбора кадров — ознакомительное собесе­дование, целевое собеседование; анализ документов (ан­кет, резюме, характеристик, автобиографий, рекомен­даций); тестирование; медицинский осмотр.

Методы управления — способы обеспечения непрерыв­ного и целенаправленного воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Они предполагают варианты выбора путей воздействия на управляемый объект (персонал организации) для достижения поставленной цели или целей. Методы управления отвечают на вопрос: Каким образом воздействовать? Выделяют следующие группы методов управления: 1) организационные — созда­ют необходимые условия осуществления управленчес­кого процесса; 2) административные — сводятся к принуждению работников выполнять требуемые действия и вознаграждению за исполнительность и покорность; 3) экономические — основываются на предоставлении исполнителям возможности получить часть экономии, образовавшейся в результате более эффективного тру­да;                4) социально-психологические — связаны с форми­рованием благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитием личных способностей работников.

Механизм управления — способ организации управле­ния общественными делами, где взаимосвязаны методы, средства и принципы управления, что и обеспечивает эффек­тивную реализацию целей управления.

Механизм формирования управленческой культуры — формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ и
так далее; включает развитие управленческих отношений; мотивацию творческой деятельности в сфере управле­ния; утверждение уважения в обществе к общественным ин­ститутам, государству, законам, морали, праву; разработку и внедрение управленческих технологий, ко­торые оптимизируют сам процесс управления и объе­диняют в одно целое управленческие знания, отноше­ния и творческую деятельность, работу общественных  институтов.

Микросоциальный анализ — уровень анализа, основанный на исследовании социального поведения, мотивации действий, социализации личности и т. п.

Микросоциология — область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.

Миссия организации — главная цель организации. Утверждение, раскрывающее смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства. Создает у окружающих представление о ее предназначении, фило­софии, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, основных задачах.

Митинг — массовое собрание, одна из форм урегулирования коллективных трудовых споров, социальных конфликтов.

Мобильность вертикальная — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса.

Мобильность горизонтальная — изменение положения, которое не приводит к по­вышению или понижению социального статуса.

Мобильность индивидуальная — изменение положения индивида в системе соци­альной стратификации.

Мобильность интергенерационная — переход профессионального статуса от ро­дителей к детям.

Мобильность коллективная (групповая) — изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (мо­дели).

Моделирование в управлении — исследование объекта управления пу­тем построения и изучения его модели, применение суще­ственных свойств моделируемого объекта к познанию мало изученных реальных социальных систем.

Моделирование социальное — опосредованное изучение социально­го объекта путем выделения ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей.

Модели формирования стратегии (по Г. Минцбергу) — 1) плановая (разрабатывается специалистами-плано­виками на основе точного расчета);    2) предприниматель­ская (полуосознанно зарождается в голове у предпринимателя); 3) обучение на опыте (создается методом проб и ошибок с привлечением максимального числа сотруд­ников).

Модель — любой образ, аналог (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заменителя».

Модель Портера – Лоулера (разработали Лайман Портер и Эдвард Лоулер) ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает в себя пять переменных величин: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.

Модель принятия решений Врума – Йеттона вероятная модель руководства, делающая упор на процесс принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.

Модель Хоманса теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.

Модернизация — сложная совокупность экономических, социальных, культурных, по­литических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Мозговая атака — выработка управленческого реше­ния на основе идей, бессистемно выдвигаемых группой в процессе совместной работы с их последующим уточ­нением и обсуждением.

Монархия — форма правления, при которой верховная власть в государстве формально (полностью или частично) сосредоточена в ру­ках единоличного главы государства — монарха, а также государство с такой формой правления.

Мониторинг — система отслеживания происходящих в социальных общностях и организациях изменений, осуществляемого через опреде­ленный промежуток времени.

Мотив — 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением по­требностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществ­ляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивации межличностных выборов (мотивационное ядро выборов) — сис­тема мотивов, образующая основу индивидуальной предпочтительности. Анализ межличностных выборов мотивации позволяет определить причины, по которым индивид готов осуществить эмоциональный и деловой контакт с одними членами группы и отвергает других. Выявление мотивов социометрических и референто-метрических выборов дает возможность раскрыть содержательную сторо­ну процессов групповой дифференциации и интеграции. Характер межличностных выборов мотивации определяется путем соотнесения ранжированного ряда межличностных предпочтений индивида с ранжированием им членов группы по различным основаниям.

Мотивационная структура личности — соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей.

Мотивация — 1) сумма внутренних побудителей поведения личности, обеспечивающая реализацию основных нужд, необходимых для поддержания жизни; 2) сила, побуждаю­щая индивида к действию и процесс формирования силы, побуждающей к действию; 3) процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Основа мотивации – удовлетворение потребностей.

Мотивация управления — побуждение работника к уп­равленческой деятельности путем воздействия на всю систе­му потребностей и интересов личности, группы, организа­ции, возбуждение их осознанной социальной активности.

 

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Последнее обновление 09.01.11 00:52