Словарь основных понятий (И)

Печать
Добавил(а) Социология   
09.01.11 00:11

СОЦИОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

И

Ид согласно Фрейду, подсознательное «Я», которое является источником энергии, стимулируемой стремлением к удовольствию.

Идеальный тип — типизация феномена путем выделения и систематизации основных его характеристик из множества эмпирических при­меров. Социологическая конструкция, созданная с целью выработки критерия сравнения реальных экземпляров, а не в создании совершен­ного образца.

Идеология система, утверждающая определенные ценности и факты.

Иерархическая система — система с многоуровневой структурой, элементы которой расположены по уровням в порядке от высшего к низшему, т.е. в порядке подчинения.

Иерархия полномочий — распределение полномочий по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры.

Иерархия управления — последовательность уровней уп­равления с указанием их подчиненности.

Изменение культурное процесс проявления новых культурных элемен­тов и комплексов в субкультурах и до­минирующей культуре общества.

Изменение социальное процесс проявления новых черт и элементов в социальных структурах и в системах со­циальных взаимоотношений.

Изменчивость характеристика внешней среды организации, указываю­щая на степень устойчивости во време­ни отдельных структурных единиц внешней среды и связей между ними.

Изоморфизм принцип, согласно которому всем системам (биологичес­ким, социальным, политическим, техни­ческим и т.д.) присущи некоторые общие или системные свойства.

Изучение организации процесс накопления знаний о закономерностях построения, функционирования и развития организаций. Наиболее эффективными методами изучения организации являются: анализ документов, фиксированное наблюдение, интервьюирование, «изучение случая», социометрия и др.

Изучение случая (англ. Case study) — специфический метод получения эмпирических данных, исследовательская стратегия в изучении социальных явлений. Развитие практики изучения случая обозначило несколько подходов к определению исследовательской стратегии:
1) определяет изучение случая как комплекс качественных методов, используемых на подготовительной стадии количественного исследования или на этапе  интерпретации полученных количественных результатов;
2) рассматривает изучение случая как самостоятельную исследовательскую стратегию, предназначенную для решения специфичного класса задач, которые не могут быть решены в рамках других стратегий (Р.К. Йин);
3) определяет изучение случая как исследовательскую стратегию и соотносит ее с классическими принципами качественной понимающей социологии (И.М. Козина), ориентированной на получение знаний о глубинных механизмах изучаемого явления на примере отдельного случая, принимаемого как типичный или уникальный.

Имидж — устойчивый образ субъекта в общественном сознании.

Имидж организации (фирмы)* фактор доверия клиентов к организации (фирме) и ее товарам или услугам, фактор эффективности и процветания организации, ее собственников и персонала. Имидж – явление динамическое, может меняться под воздействием внешних и внутренних факторов, форс-мажорных обстоятельств, новой информации (СМИ, PR, антиреклама, неэффективные конечные результаты, отсутствие организационной культуры), в результате длительного сотрудничества с другими организациями и клиентами как в положительную, так и отрицательную сторону.

Инвестиция долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли.

Ингруппа группа или социальная общность, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичнос­ти и принадлежности. Индивид опреде­ляет членов этой группы как «свои» и называет их «мы».

Индекс (перечень, показатель, указатель) — 1) количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью од­ной или нескольких шкал;
2) переменная, используемая в результате вторичного измерения.

Индивидуализм методологический — подход к анализу социальной реальности, рассматривающий социальные явления как результат агрегации индивидуальных действий.

Индивидуальный трудовой спор неурегулированное разногласие, конфликт между работником и работодателем по поводу соблюдения условий трудового договора (контракта).

Индикатор — переменная, используемая в конструировании индек­са при вторичном измерении.

Индукция — 1) метод исследования, основанный на переходе от частного к общему; 2) логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Инжиниринг — 1) эконом. сфера деятельности по разработке объектов промышленности, их инфраструктуры и т.п., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг; 2) мероприятия по рационализации.

Инновация (нововведение) 1) деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их создания, устранению неэффективных управленческих структур и т. д.; 2) целенаправленное и искусственно вызванное изменение в организации с целью повысить эффек­тивность ее деятельности.

Инновация (в теории Мертона) — реакция на аномалию, которая предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые способы их достижения.

Институт — определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т. п. жизни общества, а так­же социальные правила жизнедеятельности людей, традиции.

Институт государственной гражданской службы — социально-правовой инсти­тут, посредством которого реализуются цели и функции государства в обществе.

Институт социальный (установление, учреждение) — 1) устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Выполняет организационные, регулятивные, управлен­ческие и воспитательные функции в обществе; 2) организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребнос­тям общества.

Институционализация 1) процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приве­дение в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некото­рой общественной потребности; 2) учреждение каких-либо новых институтов;
3) проявление социальной интеграции, становление и развитие устойчивых форм организации совместной жизни и деятельности людей, формирование общественного порядка как совокупности взаимодействующих социальных институтов. Процесс обратный институционализации — деинституционализация; он сводится к расформированию социальных институтов, к снижению их ценности и значимости в глазах общества и падению их регулятивной роли.**

Институциональный — связанный с общественными институтами.

Инструментальность (в теории мо­тивации) — сопоставление членами организации размеров вознаграждения и результатов труда.

Инструменты менеджмента — совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их организационно­го, информационного и методического обеспечения.

Интервью (англ. interview – встреча, беседа) — специальный вид целенаправленного исследовательского общения, применяемый в качестве метода получения необходимой социологической информации

Интерес — эмоционально окрашенная установка, направ­ленная на тот или иной вид деятельности или объект, вы­званная положительным отношением к ним; форма прояв­ления познавательной потребности.

Интересы — специфические социальные результаты, приносящие пользу отдельному индивиду или группе: частные, общественные и др.

Интересы хозяйственные (экономические) — стремление трудовых коллективов (предприятий) или отдельных людей получить конкретный результат от своей дея­тельности (увеличить прибыль, улучшить условия труда, жизни и т.п.). Интерес как стремление или желание зависит не только от сознания и воли человека. Он объективно обусловлен необходимостью постоян­но удовлетворять разнообразные потребности чело­века.

Интернализация принятие и ус­воение индивидом норм, верований и ценностных ориентации других людей.

Интрига — нечестное запутывание окружающих с целью вынудить их к действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых она направ­лена.

Информационная безопасность — такое состояние информацион­ных ресурсов, при котором они защищены от любых негативных воз­действий, способных привести к нарушению полноты, целостности, доступности этих ресурсов или вызвать утечку или утрату содержа­щейся в них информации.

Информационное обеспечение управленческой деятельностиосу­ществление действий по предоставлению своевременной, достовер­ной и полной информации определенному руководителю с заданной периодичностью.

Информационные потребности — разновидность нематериальных потребностей. Потребность в информации, необходи­мой для решения конкретной задачи или достижения некоей цели.

Информационные продукты — информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных и дру­гая информация, представленные в форме товара.

Информационные процессы — процессы созда­ния, сбора, хранения, обработки, отображения, передачи, распростране­ния и предоставления документированной информации пользователю.

Информационные ресурсы — документы и мас­сивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных хранилищах и др.).

Информационные услуги — удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.

Информационный массив — совокупность документированной инфор­мации, упорядоченной по определенным признакам.

Информационный продукт — информация, полученная в результате реализации информационной технологии.

Информационный процесс — совокупность процессов получения, накопления, обработки и передачи информации.

Информационный ресурс — организационная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах.

Информация — сведения, знания, сообщения, которые содержат необходимые данные для принятия управленчес­ких решений и их реализации.

Информация социальная — знания, сообщения, сведения об отношениях людей, со­стоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнедеятельности, обще­ственном положении индивидов и социальных групп, взаимодействии их интересов.

Информация управленческая — это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение.

Инцидент — событие, дающее толчок к тому, что про­тивостояние становится открытым и выражается в раз­личных видах конфликтного поведения.

Искусство управления — умение применять научные зна­ния по управлению, использовать накопленный опыт и по­лученные навыки творчески применительно к конкретной уп­равленческой ситуации.

Исследование социологическое — вид социального исследования, способ изуче­ния социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы ло­гически последовательных методологических, методических и организационно-техниче­ских процедур, нацеленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Историко-сравнителъный метод — научный метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических явле­ниях: выявление процессов изменения различных социальных структур.

Исторические типы социальных институтов управления**выделяются че­тыре типа: 1) патриархальный, 2) традиционный,
3) индустриальный и 4) постин­дустриальный; первый тип характеризуется признанием руководящей роли за старейшиной рода, общины, второй — признанием передачи этой роли по на­следству как атрибута власти и сословной привилегии, третий — признанием права на управление как неотъемлемого права собственника, четвертый — при­знанием профессиональной подготовки к управленческой деятельности, опы­та и культуры как основания для замещения соответствующих должностей.

Историчность (в теории А. Турена) — свойство общественной системы создавать свои собственные ориентации развития, самотрансформироваться, самопроизводиться и само­воспроизводиться посредством борьбы между социальными акторами.

Итоговое вознаграждение — вознаграждение за ко­нечные или промежуточные (за период) результаты де­ятельности.

Итоговый контроль — способ анализа и оценки ре­зультатов выполнения планов. Его данные служат осно­вой поощрения.

 

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Последнее обновление 09.01.11 00:52