Словарь основных понятий (В)

Печать
Добавил(а) Социология   
08.01.11 23:52

СОЦИОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ  И  УПРАВЛЕНИЯ

В

Валентность — сила предпочтения индивида в отношении какого-либо результата. Каждый рассматриваемый ин­дивидом результат имеет определенный уровень валентности (или желательнос­ти), который колеблется от - 1 (весьма нежелательно) до + 1 (весьма желательно).

Валидность (от лат. validusсильный, крепкий) — 1) обоснованность и адекватность исследовательских инструментов (операционализированных понятий, измерительных операций и экспериментов). Валидность логическая (внутренняя) – степень взаимосвязи и взаимной выводимости переменных и индикаторов. Валидность эмпирическая (внешняя) – степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным, позволяющая получать надежные, репрезентатив­ные и достоверные результаты исследования;
2) основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социологической информации. Выделяют два вида валидности социологической информации: теоретическую (или концептуальную) и эмпирическую (валидность по критерию).

Вариабельный — проявляющийся в виде вариантов.

Вариант — видоизменение, разновидность, одна из возможных комбинаций.

Вариация — изменение второстепенных элементов, частностей чего-либо при сохранении основы.

Вексель — письменное обязательство уплатить долг, со­ставленное по установленной законом форме. Дает пра­во владельцу векселя требовать в бесспорном порядке уплаты долга по истечении означенного срока. Вексе­ля, как правило, могут передаваться другим лицам и служить «торговыми» деньгами. Вексельное обраще­ние через механизм безналичных расчетов способствует экономии наличных денег. Векселя бывают простые и переводные. Простой вексель выписывается заемщи­ком с обязательным соблюдением следующих требова­ний: указание места и времени выдачи векселя, суммы долгового обязательства, срока и места платежа, фа­милии лица, которому должен быть возвращен долг. Переводной вексель выписывается кредитором как приказ должнику уплатить третьему лицу определен­ную сумму долга. Переводной вексель должен быть подтвержден должником.

Венчурная организация (фирма) — организация (коммерческая фирма), берущая на себя риск затрат на научно-технические разработ­ки, создание новых видов продукции, новых техноло­гий и других новшеств.

Верование — устойчивое расположение, основанное не только на эмоциональных, но и рациональных оцен­ках.

Взаимные расчеты — денежные расчеты по взаимным тре­бованиям и обязательствам с зачетом встречных пре­тензий. В капиталистических странах широко распро­странены не только в форме безналичных денежных расчетов за товары и услуги, но также в отношениях между банками в форме клиринга (погашений) и кор­респондентских счетов.

Взаимодействие межличностное — 1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковремен­ный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле — система взаимно обусловлен­ных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зави­симостью, при которой поведение каждого из участников выступает од­новременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Взаимодействие социальное сис­тема взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зави­симостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причи­ной и следствием ответных действий других субъектов.

Взаимосвязанность характерис­тика внешней среды организации, указывающая на характер отношений между отдельными структурными единицами внешнего окружения, а также на отношения между этими структурными единицами и организацией.

Взятка — незаконный (ненормативный) доход, базирующийся на использовании должностного положения.

Виды идеальных моделей управления**категории социологии управле­ния, раскрывающие характер связи абстрактных схем отношений между людьми с практикой управления; выделяются три вида идеальных моделей: 1) схемы еще не сотворенной деятельности, 2) схемы творимой деятельно­сти и 3) схемы сотворенной деятельности.

Виды (типы) конфликтов — варианты конфликтных столкновений, различае­мые по факторам совместной деятельности людей (источникам возник­новения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и др.).

Виды управления* разновидности управленческой деятельности, сформировавшиеся в связи со сложностью и разнообразием этой деятельности. Существует около 80 видов управлений. Например: государственное управление, федеральное управление, муниципальное управление, местное управление (самоуправление), отраслевое управление, территориальное управление, региональное управление, административное управление, социальное управление, инновационное управление, предпринимательское (частное) управление, ситуационное управление, оперативное управление, предупредительное (профилактическое) управление, конкурентное управление, адаптивное управление, внешнее управление, внутреннее управление, доверительное управление, научное управление, эмпирическое управление, селективное управление, антикризисное управление, стратегическое управление, политическое управление, скрытое управление и др.

Виды управленческой практики** — категории социологии управления, обо­значающие принципиальные различия в протекании процесса управления в связи с особенностями реальной проблемы; выделяются четыре вида: 1) управление людьми, 2) управление отношениями, 3) управление конеч­ными результатами и 4) управление системами. Проблемы управленческой практики — сложные практические вопросы управления различными объектами, требующие постоянных усилий для их решения; в соответствии с видами управленческой практики таких проблем четыре: 1) расстановка людей в соответствии с их качествами и задачами совместной деятельности, 2) сплочение людей вокруг общих целей и задач, 3) достижение заранее запланированных показателей в решении поставлен­ных задач и 4) обеспечение управляемости всей системы, сохранение ее це­лостности, устойчивости и способности к развитию.

Виртуальная организация — 1) организация, в которой структура утрачивает системообразующий статус; 2) организация, существую­щая в информационной среде и являющаяся ее частью.

Виртуальная экономика проведение экономических операций в электронном пространстве.

Виртуальное предприятие – предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных работников, которые в процессе труда общаются, взаимодействуют, используя электронные средства коммуникаций, при минимальном или полностью отсутствующем личном, непосредственном контакте.

Виртуальный — 1) кажущийся, ненастоящий; 2) находящийся в промежуточном состоянии; 3) относящийся к нематериальной (например, информационной) среде.

Вклады — денежные средства предприятий, организаций и населения, находящиеся на хранении в кредитных уч­реждениях, среди бизнесменов капиталистических стран нередко называются депозитами.

Власть 1) отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и (или) группы обладают способностями и возможностями оказывать воздействие на других людей, навязывать им свою волю воп­реки их оппозиции по отношению к властным структурам; 2) право и возможность распоряжаться, воздействовать на ситуацию или поведение других людей с помощью авторитета, воли, права, насилия, мотивационных факторов; 3) в организации - способность подчинять других людей сво­ей воле, изменять их поведение в нужную для организа­ции сторону; 4) функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы. Его содержание – подчинение воле носителей функции (лиц, групп, учреждений) всех субъектов данной системы; 5) любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления независимо от того, в чем эта возможность выражается  (по М. Веберу); 6) достижение на­меченных эффектов путем воздействия на других людей (по Б. Расселу); 7) возможность индивида А заставить индивида В делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать (по Р. Далю); 8) необходимое свой­ство социальной системы, способствую­щее ее выживанию во внешнем окруже­нии (по Д. Итону).

Внешние поощрения все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе.

Внешний контроль — контроль, осуществляемый и ру­ководителями, и специальными работниками (контроле­рами).

Внешняя неопределенность это функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.

Внешняя среда (окружение) организа­ции 1) совокупность физических, соци­альных и экономических условий, кото­рые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации; 2) совокуп­ность объектов и условий, с которыми организация вза­имодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое).

Внутреннее вознаграждение ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы (например, удовлетворение от достижения поставленных целей). Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высокого порядка.

Внутренний контроль (самоконтроль) — контроль, осуществляемый самими сотрудниками с целью выявле­ния слабых мест, резервов.

Внутренний рынок — совокупность экономических отноше­ний в рамках определенной страны, складывающихся по поводу купли-продажи товаров и услуг. Законо­мерности формирования и развития внутреннего рынка зависят от воздействия многих факторов и прежде всего от степени разделения и специализации обще­ственного труда, а также характера собственности на средства производства.

Внутренняя среда организации — совокупность вза­имосвязанных ее элементов (цели организации; организационная структура; задачи организации; техноло­гия деятельности; люди; а также можно включить: организационный порядок, взаимоот­ношения в коллективе, разделение труда).

Внутригрупповой конфликт — столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ос­лаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением  норм группового поведения.

Внутриличностный конфликт — внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации, функционального дискомфорта в сфере рационального и эмоционального, необходимости выбора между желае­мым и должным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотивов или их реализации.

Внутриорганизационные назначения работников административные решения относительно повышений, понижений в должности или переводов внутри организации, отражающие ценность работников в глазах руководства и стремление к наиболее полному использованию их потенциала.

Воздействие управленческое — сознательное действие субъекта управления, вызывающее изменение состояния объекта (системы) управления.

Воздействие управленческое социальное — изменение со­держания в целях реализации интересов и потребностей со­циальных объектов (общностей, социальных групп, индиви­дов).

Восприятие — активная полусознательная деятель­ность человека по приему и переработке значимой для него информации об окружающих его людях и событи­ях.

Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека че­ловеком. Специфика межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Всеобщий конфликт — столкновение, противоборство, в которое вовлечено большинство персонала крупного предприятия либо наемных работников той или иной отрасли народного хозяйства страны из-за расхождения (несовпадения) интересов в сфере производственных, распределитель­ных и трудовых отношений, различия во мнениях по поводу осуществле­ния экономической и социальной политики, деятельности органов госу­дарственной власти и местного самоуправления.

 

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Последнее обновление 09.01.11 00:54