Словарь основных понятий (Б)

Печать
Добавил(а) Социология   
08.01.11 23:50

СОЦИОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

Б

База данных — 1) совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной схемой, описывающей характеристики этих данных и связи между соответствующими им объектами, поддерживающая одну или несколько предметных областей; 2) инф. совокупность данных, организованных по определен­ным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хране­ния и манипулирования данными, независимая от прикладных программ (ГОСТ 20886-85).

База знаний база данных, содержащая правила вывода и информацию об общечеловеческом и профессиональном опыте в некоторой области знаний. В самоорганизую­щихся системах база знаний дополнительно содержит информацию, явля­ющуюся результатом ранее решенных задач.

База показателей — фактографическая база данных, записи в ко­торой содержат данные о той или иной характеристике (показателе) объек­тов внешнего мира.

Балансовый метод планирования — способ состав­ления планов, основанный на увязке имеющихся ресур­сов и потребности в них. Балансы могут быть натураль­ными, стоимостными и временными.

Банк данных — 1) автоматизированная информационная система, состоящая из одной или нескольких баз данных и системы хранения, обработки и поиска; 2) инф. совокупность данных, относящихся к заданной теме и организованных таким образом, чтобы можно было взаимодействовать с абонентами (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99).

Безопасность информационной технологии свойство информационной технологии, характеризующееся отсутствием угрозы жизни или здоровью людей, а также степенью риска, связанного с возможностью нанесения ущерба при ее использовании.

Библиографическая база данных — документальная база данных, запись в ко­торой содержит только библиографическое описание.

Бизнес для бизнеса — 1) неформальный термин, обозначающий обмен товарами, услугами или информацией, имеющий место между компаниями, не включающий в процесс конеч­ного физического потребителя этого товара или услуги (обычно - со­ставная часть отраслевых порталов); 2) электронная модель ведения биз­неса, в которой промежуточные сделки между предприятиями осуществ­ляются в электронной форме.

Бизнес-процесс — множество из одной или несколь­ких связанных операций или процедур, в совокупности реализующих некоторую цель производственной деятельности, осуществляемой обыч­но в рамках заранее определенной организационной структуры, описы­вающей функциональные роли участников этой структуры и отношения между ними.

Бизнес-система — средство достижения предпринимательских це­лей в условиях виртуализации (бизнес-процессы являются элемента­ми бизнес-системы).

Бифуркация (лат. bifurcus раздвоенный) 1) ветвление путей эволюции системы; 2) ветвле­ние решений нелинейного дифференциального уравнения.

Блок управления часть системы управления организацией, включающая в себя нормы, цели и эталоны контроли­руемых параметров, а также сравнение их с реальными значениями этих пара­метров.

Блокада любое вмешательство (или обстоятельство), создающее пере­рыв, преграду в уже начавшемся или на­мечаемом действии человека.

Быстрота реакции системы управ­ления организации на принятое решение скорость, с которой система спо­собна изменить ее состояние в ответ на управленческое воздействие, корректи­рующее отклонение от эталонных значе­ний.

Бюджет 1) совокупность личных расходов и доходов за определенный период времени; 2) предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, организации, учреждения или отдельного лица на определенный срок.

Бюрократизация — процесс, в ходе которого общество все более превращается в объект контроля со стороны бюрократических организа­ций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.

Бюрократизм — свойство системы управления, стиля руководства, отражающее главенство формы над содержанием управленческой деятельности (волокита, пренебрежение и т. д.), что неизбежно отрица­тельно сказывается на результатах деятельности организации.

Бюрократия 1) социальная структу­ра, состоящая из ряда официальных лиц, членов общества, профессионально занимающихся управлением, которые образуют иерархию и различаются фор­мальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответст­венность;
2) наиболее эффективная форма организации с пирамидальной структурой власти, использующая силу действия универсальных правил (законов) для поддержания данной структуры: иерархичность служебных функций; неукоснительная служебная дисциплина; тщательное оформление служебной документации и т.д.; 3) тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

 

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Последнее обновление 09.01.11 00:54