Методологические принципы социологического анализа.
Социология — одна из наук, поэтому на нее в полной мере распространяются общеобязательные для всякого научного анализа правила. К их числу следует отнести прежде всего принципы: • служения истине, познания сущности и природы изучаемых процессов и явлений; • выработки достоверной (валидной) информации, ее систематизации и теоретического обобщения; • соблюдения логики построения научных выводов; • изучения явлений как в статическом состоянии, так и динамике; • обнаружения в исследуемых объектах существенных и устойчивых связей, а также изменчивых свойств; • выявления, каузальных (причинно-следственных) зависимостей; • моделирования изучаемых явлений и процессов; • сочетания теоретического и эмпирического анализа, взаимодополняющей разработки фундаментальных и прикладных проблем; • процессуальности и взаимопроверки эмпирических исследований, их систематичности, повторения через определенные промежутки времени, сопоставимости и контролирующего друг друга характера; • сравнительного анализа информации, полученной из разных источников и на основе отличающихся друг от друга методик; • использования математико-статистических процедур обработки и интерпретации полученной информации; • завершения исследований формулированием выводов и рекомендаций, имеющих теоретическую и практическую цен¬ность. Поскольку социология относится к разряду наук об общеехве и человеке, постольку ей присущи общие для всех этих наук прин¬ципы: • историко-генетического анализа изучаемого явления, предполагающего выяснение причин его рождения, изменения- и исчезновения; • субстратно-событийного анализа, при котором за субстрат признаются реально происшедшие события (социальные факты); • многофакторности объяснений социальных изменений; • признания решающей роли в социальных изменениях активности социальных субъектов; • субъективно-деятельностного анализа, основанного не только на фиксации и интерпретации поведенческих актов людей, но и на выяснении того смысла, который вкладывается ими в свои поступки; • гуманистической ориентированности исследований, призванных служить человеку, повышать его возможности для удовлетворения своих потребностей, интересов, прав, для дальнейшего развития и совершенствования индивидов и соци¬альных форм их жизнедеятельности. В силу того, что социология суть специфическая наука, имеющая свой особый предмет, отличающий ее от всех прочих отраслей знания, у нее есть свойственные только ей принципы. Главный из них — полипарадигмальность. Отметим вытекающие из этого принципа требования, которые могут быть истолкованы как третья группа принципов социологического анализа. Во-первых, как отмечалось выше, социолог должен четко определять и обозначать ту парадигму (или их совокупность), в рамках которой он проводит свое исследование. Нарушение этого правила порождает многообразные недоразумения, своего рода «разговор на разных языках», затрудняет сравнительный анализ итогов разнопарадигмальных исследований. Во-вторых, выбор той или иной парадигмы обязывает исследователя определить свое отношение к тем теориям, которые созданы на ее основе. Дело в том, что эвристическую (поисково-исследовательскую) ценность имеют не только парадигмы, но и представляющие их теории. Одна и та же парадигма может выражаться в нескольких далеко неоднозначных теоретических построениях. Например, в рамках парадигмы интеракционизма сложились не только разные теории символического истолкования межличностных взаимодействий (чикагская, айовская и другие школы), но и теории социального обмена. При этом теоретики последнего направления (Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон) неоднозначно преподносят идеи о взаимодействии людей как об обмене услугами, деятельностью, затраченными ресурсами и вознаграждениями. В-третьих, принятие на вооружение определенной парадигмы и подходящей к исследуемой проблеме теории предполагает использование тех методов сбора и анализа социологической информации, которые им соответствуют. Если социолог, изучающий, скажем, социальный статус предпринимателей в современной России, решил опираться на марксистскую парадигму и теорию классов, то он обязан применить такие методы, которые позволят обнаружить классовые признаки изучаемой категории людей, прежде всего показатели, характеризующие их собственность на средства производства и взаимоотношения с другими классами общества. Но если та же проблема будет изучаться на базе структурного функционализма и теории многомерной социальной стратификации, то потребуется более широкий набор методов, с помощью которых можно зафиксировать и обобщить информацию о всех реально исполняемых предпринимателями социальных функциях, характере их труда и образа жизни, уровне материального достатка, численности и внутренней сгруппированности, возможностях влияния на власть, их духовно-нравственных ценностях, по другим признакам, принятым за основания стратифицирования. В-четвертых, работая в рамках определенных парадигм, теорий и методов, нужно постоянно помнить об ограниченности данного подхода, возможности иных вариантов методолого-теоретического осмысления изучаемой проблемы, исследовательской стратегии и тактики. В-пятых, в силу всего ранее сказанного исследования, проведенные в духе только одной парадигмы, даже если оно опиралось на несколько конкретизирующих ее теорий и солидный арсенал методов, не могут претендовать на раскрытие истины в последней инстанции. Выводы таких исследований могут иметь только веро¬ятностный характер. Для повышения степени их истинности необходимы проверочные исследования, реализующие другие парадигмы, теории и методы. Кроме названных принципов, существуют строгие правила определенных действий социологов — разработки исследовательской программы, реализации каждого метода исследования, исследовательских процедур и т.п.
|