Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
13.01.12 16:33

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ

Моделирование (от лат. modulus — мера, образец) — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определе­ния либо улучшения их характеристик, рацио­нализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

Моделирование в социологии — метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещаю­щей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.

Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных или идеальных выраженных в знаках элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.

Наиболее существенными свойствами моделей являются следующие: модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии; в процессе познания модель замещает объект и сама стано­вится объектом исследования; модель в опреде­ленном отношении в упрощенной форме воспро­изводит объект исследования; она служит по­знанию объекта моделирования, средством по­лучения новой информации об объекте; знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал.

К использованию моделей прибегают в тех случаях, когда приступить к непосредственному изучению интересующего объекта (по каким-то причинам) невозможно или когда это нецелесо­образно (напр., если связано со значительными трудностями). Замещение объекта исследования моделью предполагает существование между ними объективной общности, которая основывает­ся на диалектико-материалистическом принципе един­ства и взаимосвязи предметов и явлений дейст­вительности (онтологическое условие моделирования).

Наиболее полно познавательные возможно­сти соц. моделирования проявляются при рассмотрении его как метода системного исследо­вания. Основные требования, связанные с соз­данием моделей, адекватных сложным явлени­ям и процессам соц. действительности, можно отразить в следующих принципах: единство гносеологических и аксиологических подходов при реализа­ции моделей и интерпретации результатов; целост­ное, многоаспектное отображение соц. объектов в системе использующихся моделей; соответствие (адекватность) моделей, формализованных в той или иной мере, содержательным моделям, отра­жающим своеобразие предмета исследования.

Многофакторность соц. явлений и процес­сов, историчность, сильное взаимодействие ме­жду элементами соц. системы и сложный харак­тер связей, наличие субъективного фактора и целенаправленность соц. систем, трудности квантификации — эти и другие особенности соц. явле­ний и процессов обусловливают существенное отличие соц. моделей как инструмента познания от моделей, использующихся в естественных и технических науках. Одновременно своеобразие мо­делей, применяемых в социологии, во многом обусловлено спецификой целей, задач и спосо­бов социологического исследования. Модели, выступая средством изучения соц. системы, при этом час­то используются и для решения управленческих за­дач, т. е. служат основой для преобразования системы в интересах человека. Наилучшим об­разом можно учесть отмеченную специфику, об­ращаясь к способу прямого описания, при котором соц. объект и отображающие его модели рассмат­риваются в виде систем с гомоморфными (изо­морфными) структурами, т. е. к моделям, язык которых, по существу, совпадает с естественным языком описания моделируемого объекта, либо к моделям, в которых человек участвует в качест­ве их важнейшего элемента.

Многообразие соц. систем, различи, степень их изученности, а также широкий спектр задач, решаемых с помощью метода моделирования, являются причинами существования множества соц. моделей. Все это многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения дей­ствительности и применяемыми средствами по­строения модели можно разделить на три клас­са: материальные модели, которые ввиду специ­фичности соц. объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели); иде­альные модели (неформализованные и форма­лизованные); смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (т. н. человеко-машинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социоло­гии. Идеальные модели в отличие от первых в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска. Идеальные модели обычно классифициру­ют по следующим основаниям: по объему иссле­дования различают модели соц. структуры общества и соц.-демографических процессов, модели образа жизни и соц.-политических процессов и т. д.; по уров­ню моделируемой системы — микро- и макро­модели; по ориентированности на воспроизведе­ние тех или иных сторон оригинала — субстан­циональные, структурные, функциональные и сме­шанные модели; по способу отображения в мо­дельных конструкциях законов и закономерно­стей, которым подчиняется объект исследования, — детерминистические и стохастические модели; по ориен­тированности на изучение функционирования или развития системы — модели с постоянной и изменяющейся структурой; по месту в структу­ре научного познания — измерительные, описатель­ные, объяснительные, предсказательные и кри­териальные; по уровню формализации — кон­цептуальные и формально-логические (математические) модели. По другим основаниям для классификации можно также различать следующие классы мо­делей, применяющихся в социологических исследо­ваниях: теоретические и эмпирические, игровые и неигро­вые, аналитические и машинные, регрессионные, причинные и имитационные, алгоритмические и оптимиза­ционные, с управлением и без управления и т. д.

В зависимости от задач исследования мо­дели могут включаться в познавательный про­цесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Подобная возможность связана с уни­версальностью метода моделирования. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции: измеритель­ную (измерение соц. характеристик) и описатель­ную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки); а на теоретическом — объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), критериальную (проверка истинности некоторых положений тео­рии или системы гипотез), предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы). Отдельные функции (напр., объясни­тельная или предсказательная) могут выполнять­ся моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специ­ально для выполнения одной из названных функ­ций (напр., целью модели семантического дифферен­циала является измерение установок респонден­та) или для одновременной реализации несколь­ких функций (напр., имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описатель­ную и объяснительную функции или описатель­ную и критериальную).

При рассмотрении моделирования необхо­димо учитывать внутреннюю его логику, которая, как правило, находит отражение в последова­тельном и при необходимости итеративном про­ведении следующих этапов: формулировка про­блемы исследования, определение целей и по­становка задач моделирования, обоснование не­обходимости обращения к методу моделирова­ния; теоретическая подготовка процесса моделирова­ния (системный анализ объекта исследования, представление предмета исследования в виде системы); построение концептуальной модели (представление механизмов действия и взаимо­действия структурообразующих модельных еди­ниц, формулировка показателей); конструирова­ние в той или иной мере формализованной мо­дели (формирование пространства переменных и описание в их терминах модельных единиц, сбор данных и идентификация модельных пара­метров и соотношений, верификация модели); исследование моделей и получение новой инфор­мации; переход от полученной модельной инфор­мации к переструктурированным знаниям о пред­мете исследования (деформализация и содержа­тельная интерпретация, анализ, обобщение и объяснение), включение модельных знаний в систему теоретического знания об объекте исследова­ния.

Накоплен значительный опыт применения различи, моделей в социологии. Наибольшее рас­пространение получили модели, предназначен­ные для описания, анализа и обобщения масси­вов эмпирических данных, и модели, основанные на идеях главным образом различи, теоретико-ве­роятностных и статистических методов. Для поиска зависимостей между переменными и выявления наиболее значимых факторов используются мо­дели анализа регрессионного и анализа дис­персионного; для свертки информации, об­наружения скрытых факторов и построения индексов – модели анализа факторною и анализа латентно-структурного; для выявления структуры расположения объектов в пространстве признаков — классификационные модели; для анализа таб­лиц сопряженности — модели многомерного дис­кретного анализа и модели анализа данных.

Одновременно с развитием указанных мо­делей все более широко начинают использоваться модели, ориентированные на изучение и объяс­нение механизмов соц. явлений и процессов. Уже имеется немало успешных попыток применения в конкретных исследованиях моделей, заключаю­щих в себе объяснение механизмов процессов соц. мобильности, процессов воспроизводства обра­зования населения, процессов рождаемости и смертности, миграционного движения населения, соц.-политичических процессов и деятельности соц.-политических институтов, соц. процессов коллективно-груп­пового уровня и др. Вместе с тем одним из глав­ных факторов, сдерживающих дальнейшее раз­витие данного направления применения моде­лей в социологии, является наличие существен­ного разрыва между гносеологическими свойствами моделей содержательного и формального уров­ней, не соответствующих друг другу во многих случаях. Поэтому ключевыми для современного этапа проникновения метода моделирования в социологию становятся: проблема создания сис­темных концептуальных моделей соц. явлений и процессов и проблема разработки формализован­ных в той или иной мере моделей, ориентиро­ванных прежде всего на выбор средств формаль­ного описания, релевантных представляемым аспектам соц. систем. Среди различи, моделей, предназначенных для решения последней про­блемы и для проблем, разрабатываемых в рам­ках методологии системного моделирования, к наиболее многообещающим, по мнению многих исследователей, относятся имитационные модели.

По мере совершенствования и более актив­ного использования моделей, а также в связи с возрастающими трудностями непосредственно­го получения нового знания моделирование ста­новится одним из важнейших методов социологического исследования.

Дальнейшее развитие моделирования в со­циологии предполагает: создание более совершенных моделей для описания, преобразования и структурирования соц. информации; построе­ние моделей более адекватных изучаемым яв­лениям и процессам и способных стать основой для построения теоретических схем соответствующих объектов; осуществление перехода от моделей отдельных явлений и процессов к конструируе­мым из них комплексам моделей, что позволит изучать различные сферы жизнедеятельности общества в неразрывной связи с решением задач управ­ления.

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Консультация для студента-социолога Справочник по социологии МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ