Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Социология организации. Значение малых форм бизнеса в экономике конца XX - начала XXI века

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.12.10 14:30

Вопрос 10. Значение малых форм бизнеса в экономике конца XX - начала XXI века.
Малое предпринимательство. В последние годы в России были созданы условия для развития наиболее динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности – малых предприятий. В соответствии с принятыми экономическими показателями для определения размера российских предприятий (крупные, средние, малые) используются такие основные признаки, как численность производственного персонала, объем валовой продукции и стои¬мость основных производственных фондов. Согласно российско¬му законодательству, выделение малых предприятий производится по предельным уровням численности персонала по отраслям: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслужи¬вании населения – 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
В мировой практике нет унифицированного определения ма¬лого предприятия. Широко применяются качественные крите¬рии – личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководителя с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от мест¬ных рынков и источников сырья и др. Однако преобладают коли¬чественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т.д. Например, в Вели¬кобритании к малым относятся предприятия и фирмы с числом занятых до 200 в промышленности и до 25 – в строительстве. Во Франции к малым относят предприятия с числом работающих от 10 до 50, к ремесленным – с числом работающих до 10. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом работающих до 50, к средним – до 200. В Японии к средним и малым предприятиям в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности, на транспорте и в строительстве относятся предприятия с уставным капиталом до 0,1 млрд. йен и числом работающих до 300; в оптовой торговле соответствующие показатели – до 0,03 млрд. йен и до 100 работающих, в розничной торговле и сфере услуг – до 0,01 млрд. йен и 50 работающих (по Б.З. Мильнеру).
По данным Госкомстата и Министерства по налогам и сборам России на конец 2001 г., в стране было зарегистрировано 843 тыс. малых предприятий (юридических лиц) и около 5 млн. предпри¬нимателей без образования юридического лица. Численность ра¬ботников малых предприятий составляет 6,6 млн., или 8,6% заня¬того населения, или 17% экономически активного населения. Ко¬личество малых предприятий в промышленности в начале 2002 г. составило 125 тыс., сократившись на 6,4% за 2001 г., в научно-тех¬нической сфере – 28 тыс. (сокращение на 7,4%), в сельской мест¬ности – 265,5 тыс. фермерских хозяйств. Около 2,5 млн. семейных подворных хозяйств поставляют свою продукцию на рынок. Со¬вокупный вклад фермерских и подворных хозяйств в валовое про¬изводство продовольствия в России составляет около 20%. Общий вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт страны не превышает 12%. В развитых странах этот показатель со¬ставляет: в США – 40 %, Японии – 61 %, в странах ЕС – до 70%.
Малый бизнес в России развит преимущественно в сфере тор¬говли и общественного питания, но в последнее время стало боль¬ше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Возрос профессионализм многих предпринимате¬лей и менеджеров. Существенно повысилось качество продукции пищевой и легкой промышленности. Но по-прежнему остается высокой доля «теневого» сектора – от 30 до 50 % реального оборо¬та субъектов малого предпринимательства.
Одной из особенностей малого предпринимательства в России является широкое распространение вторичной занятости (что сви¬детельствует о социальной направленности малого бизнеса), пре¬доставляющей дополнительные источники дохода для населения наряду с основным местом работы. Особенно высока доля вторич¬ной занятости на предприятиях образования (41 %), науки и науч¬ного обслуживания (37 %), финансов, кредита, страхования, пен¬сионного обеспечения (26 %), здравоохранения, физкультуры и со¬циального обеспечения (22 %).
Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В этих случаях руководитель принимает на себя решение большинства вопросов. Поэтому до¬статочно значимым является то лицо, которое непосредственно управляет разрешением социальных проблем на предприятии.
Для малых предприятий, имеющих юридическую самостоя¬тельность, характерны: финансово-хозяйственная независи¬мость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке хозяйственных подразделений. Они созда¬ют благоприятные условия для более рациональной производст¬венно-хозяйственной кооперации. Так в США более 40 % валового национального продукта произво¬дится малыми предприятиями, создается примерно 2 рабочих места из 3. Всего же небольших предприятий здесь насчитывается около 18 млн., из них семейных 7 млн. В каждой из государственных производственных программ, которых насчитывается более 1000, неиз¬менно содержатся мероприятия, призванные обеспечить сущест¬венный вклад малых предприятий в экономический рост страны. В странах Западной Европы 99,9 % предприятий частного сек¬тора несельскохозяйственных отраслей представляют собой ма¬лые и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67 % — в сфере услуг, почти 90 % — в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70 % рабочих мест. Типичным для стран этого региона является микропредприятие с числом занятых до 9 чело¬век, их насчитывается более 1,4 млн.
Малые предприятия в сфере своей деятельности поддержива¬ют связи со множеством организаций. Можно выделить такие их деловые связи: хозяйственные (кооперативные) – с поставщиками ресурсов, по¬требителями продукции и услуг; связи, основанные на взаимоотношениях взаимопомощи и со¬трудничества, поддержки предпринимательской деятельности; связи, основанные на переплетении собственности и контроля. В последнее время получают распространение различные формы интеграции малого предпринимательства. В частности, заметную роль начинают играть ассоциации малых предприятий, которые берут на себя выполнение координационных функций, обеспечивают информационную, консалтинговую и рекламную поддержку, оказывают многообразную помощь входящим в них структурам. Так, ассоциации формируют общества взаимного кредитования и организуют их деятельность, упрощая малому бизнесу доступ к кредитным ресурсам; создаются фонды взаим¬ного страхования, решающие проблемы возмещения потерь ма¬лых предприятий от коммерческих и иных рисков, а также выпла¬ты единовременных компенсаций предпринимателям при ликви¬дации их бизнеса по собственной инициативе; организуют экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых их членами. Кроме того, ассоциации оказывают содействие малым предприя¬тиям в автоматизации управления, осуществляют надзор за соблю¬дением членами ассоциаций предпринимательской этики и содейст¬вие в повышении общей культуры бизнеса.
Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства довольно широко ис¬пользуется система контрактных отношений крупных и малых предприятий – франчайзинг, получающий заметное распростра¬нение особенно в торговле и сфере услуг и дающий значитель¬ный экономический эффект. Его суть состоит в том, что крупное предприятие предоставляет малому предприятию за плату исклю¬чительное право использовать свою торговую марку, при необ¬ходимости предоставляет кредит на льготных условиях, оказы¬вает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Подобная система сотрудничества выгодна обеим сторонам.
Малое предпринимательство обладает заметно большей спо¬собностью к нововведениям, чем крупные организации. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма, го¬товность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений – все это открывает возможности для реформирова¬ния малых предприятий в технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса, инновационные центры.
В развитых странах разработаны специальные программы поддержки венчурных предприятий. Венчурное финансирование осуществляется крупными корпорациями тремя способами: путем непосредственного финансирования создания малых пред¬приятий, разрабатывающих новые продукты (массовое производ¬ство нового продукта налаживается самой корпорацией, а вне¬дренческие предприятия такого типа называют «парниковое хо¬зяйство»); через создание полностью принадлежащих им филиалов – малых предприятий венчурного капитала (в форме инвестиционного венчурного предприятия создается фонд, предоставляющий ссу¬ды на разработку и освоение изобретений, сделанных вне мате¬ринских компаний, причем зачастую такие филиальные фонды или инвестиционные фирмы формируются средствами корпора¬ции); посредством паевого участия корпорации в предприятиях венчур¬ного капитала.
Вопрос 35. Специфика государственных организаций как клиентов компании.
Государственное устройство России. Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федера¬ции и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собст¬венной исключительной компетенцией, вторгаться в которую ор¬ганы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судеб¬ную. Государственная целостность, единство системы государст¬венной власти, с одной стороны, и разграничение предметов ве¬дения и полномочий между федеральными органами государст¬венной власти и органами власти субъектов Федерации – с другой, являются основами федеративного устройства России. Организационное построение и функции исполнительной власти непосредственно предопределяются системой целей государст¬венного управления. С позиций государственного управления об¬щество рассматривается как сложная система с множеством уров¬ней иерархии. Каждый уровень является открытой системой, имеет вход и выход, зависит от внешней среды.
Достижение целей государственного управления лежит в основе всей практической деятельности по реализации политики государ¬ства, обеспечению его интересов. При этом выполняются задачи организации, координации, анализа, контроля и др. с примене¬нием как методов убеждения, стимулирования, административ¬ных методов, так и рыночных рычагов.
Органы исполнительной власти на федеральном уровне (с по¬зиций скоординированного управления) группируются в следую¬щие близкие по целям и задачам основные блоки: обеспечения государственного суверенитета страны (оборона, внутренние и иностранные дела, юстиция, безопасность); социальной политики (социальная защита, культура, здраво¬охранение, образование, печать и информация); экономического регулирования (финансы, экономика, внеш¬неэкономические связи, управление государственным имуще¬ством, труд и занятость, антимонопольная политика и поддержка предпринимательских структур, налоговая служба и др.); структурной и инвестиционной политики (промышленность, строительство, транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, сельское хозяйство, наука и техническая политика); ресурсов (природные ресурсы и экология, материальные ресурсы и торговля, государственные резервы, геология и использование недр).
Ключевыми при проведении реформ экономики являются блоки структурной и инвестиционной политики, ресурсов. Со¬став министерств в этих блоках, объем и широта выполняемых ими задач и функций находятся в прямой зависимости от реше¬ния вопроса о разделении функций государственного и хозяйст¬венного управления в государственном секторе, а также от уровня и масштабов интеграции организационных структур различных форм собственности. К настоящему времени сформировались ор¬ганизационно-правовые формы хозяйственной деятельности (финансово-промышленные группы, концерны, холдинговые объединения), способные взять на себя функции хозяйственного руководства предприятиями.
Состав функций органов государственного управления в укрупненном виде может быть представлен следующим образом: формирование и финансирование инвестиционных и структурных программ, кадровая политика в отношении высшего руко¬водства.
Виды государственных организаций. Различаются два вида государственных организаций – государственные учреждения и государственные предприятия. Государственное учреждение – это вид организации, созданной для осуществления управленческих, административно-политиче¬ских или социально-культурных задач. К их числу относятся аппа¬раты законодательных, судебных органов, государственные учреж¬дения образования, культуры (например, Российская академия государственной службы). Для учреждений предусматривается го¬сударственная регистрация, а для многих – аккредитация. Управле¬ние ими осуществляется назначенными государством органом или должностным лицом – управляющим (директором, ректором). При нем в учреждениях обычно действуют совещательные органы, кол¬легии, советы, художественные советы. Их решения оформляются приказом управляющего учреждением. Учреждение обязано пред¬ставлять вышестоящим государственным органам (учредителям) информацию, выполнять их указания по административным вопро¬сам, но вышестоящие органы не должны вмешиваться в текущую, оперативную, творческую деятельность учреждений.
Государственное предприятие – это хозяйствующий субъект, создаваемый в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Государственные предприятия имеют ряд особенностей. Только они могут осуществлять производство ору¬жия, боевых припасов, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и других предметов, в отношении которых действует разреши¬тельный порядок производства (разрешение дают иные органы, а не обычные органы лицензирования). Свою продукцию, работы, услу¬ги предприятие реализует по ценам, устанавливаемым самостояте¬льно, на договорной основе, а в случаях, предусмотренных зако¬ном, - по государственным ценам. Государственные и муниципаль¬ные предприятия (и только они) могут быть организованы в форме унитарного предприятия. Его имущество неделимо (не может быть разделено по паям), структура управления не имеет опосредствую¬щих звеньев, руководитель предприятия – единоличный, назнача¬ется собственником (государство, муниципальное образование) или уполномоченным им органом, ему подотчетен.
Если в государственном предприятии есть акции (принадле¬жащие государству), они могут быть проданы (с разрешения вы¬шестоящего государственного органа – учредителя предприятия или правительства) другому государственному предприятию (ор¬ганизации), а также частным лицам, акционерным компаниям (в этом случае создается смешанное предприятие, в том числе госу¬дарственное с участием частного капитала). Со своей стороны, го¬сударство может купить акции частных предприятий и передать их государственному унитарному предприятию.
В смешанных предприятиях акции разделены и соответствую¬щим образом делится прибыль. Такая структура типична для мно¬гих зарубежных стран, но и там, и в России смешанные предприя¬тия, где государство имеет более половины акций (и, следователь¬но, решающее слово в совете директоров, который определяет вид деятельности предприятия), считаются государственными.
Государственные предприятия различны по формам деятель¬ности и отраслям: промышленные (заводы, шахты и др.), сельскохозяйственные (фермы, госхозы и т.п.), транспортные (железные дороги, аэропорты, пароходства и т.д.), строительные, торговые и др. Государственные предприятия могут быть коммер¬ческими, преследующими извлечение прибыли в качестве главной цели своей деятельности, и некоммерческими, ставящими иные цели, а вся прибыль поступает в доход государству. Некоммерче¬ские государственные предприятия могут осуществлять предпри¬нимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это слу¬жит достижению целей, для которых они созданы.
Хозяйственные организации. Хозяйственные организации имеют целью удовлет¬ворение потребностей и интересов человека и общества преиму¬щественно во внешней для организации среде путем производст¬ва продукции. Хозяйственная организация представляет собой совокупность технологий, средств производства, вспомогатель¬ных элементов, персонала, соединенных структурно и функцио¬нально таким образом, чтобы при заданных условиях реализовать множество целей, т.е. осуществлять функции управления.
Гражданский кодекс РФ предусматривает создание широкого набора коммерческих организаций, большая часть которых хозяй¬ственные организации, и некоммерческих организаций. Хозяйст¬венные организации (товарищества и общества) создаются для удов¬летворения потребностей и интересов учредителей и общества пу¬тем производства товаров или оказания услуг и получения прибыли. К хозяйственным организациям относятся: общество с ограничен¬ной или дополнительной ответственностью, акционерное обще¬ство открытого и закрытого типов, полное товарищество и товарищество на вере, дочерние и зависимые общества. Эти организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую.
Полное товарищество — это товарищество, участники которо¬го (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательст¬вам всем его имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — това¬рищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отве¬чающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участни¬ков-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм вне¬сенных ими вкладов и не принимают в осуществлении товарище¬ством предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал ко¬торого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники общества с ограни¬ченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и не¬сут риски убытков, связанных с деятельностью общества, в преде¬лах стоимости внесенных вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью — учрежден¬ное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники такого общества со¬лидарно несут субсидированную ответственность по его обяза¬тельствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Унитарным предприятием признается коммерческая органи¬зация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, па¬ям), в том числе между работниками предприятия. Имущество го¬сударственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хо¬зяйственного ведения или оперативного управления.
Некоммерческой организацией является организация, основной целью которой не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие организации могут созда¬ваться для достижения социальных, благотворительных, культур¬ных, образовательных, научных и управленческих целей, для охра¬ны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме об¬щественных и религиозных объединений, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, со¬циальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, потребительских кооперативов, а также в других формах, пре¬дусмотренных федеральными законами.

Последнее обновление 01.02.11 05:28
 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Консультация для студента-социолога Ответы Социология организации. Значение малых форм бизнеса в экономике конца XX - начала XXI века