Социология коммуникаций
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса - дать студентам целостное представление о теоретических принципах и практических способах применения методов социологии коммуникаций. Цель данного курса состоит в том, чтобы дать теоретическое и методологическое обоснование взаимодействия социальных структур общества и коммуникативных систем различных уровней, а также выявить взаимосвязь факторов, обуславливающих адекватную передачу и восприятие социально значимой информации в межличностной и массовой коммуникации, рассмотреть современные теории информационного общества и показать значимость коммуникативных параметров в современной социологической теории - дать студентам целостное представление о теоретических принципах и практических способах применения методов социологии коммуникаций. 1. Задачи курса • Обобщить и закрепить накопленные в предыдущих курсах знания по социологии коммуникаций, дополнить эти знания обобщениями нового порядка ( например, от языковой политики к информационной политике) • Познакомить с новыми теоретическими понятиями в социологии коммуникаций (уровни, типы коммуникации, институты коммуникации) и новыми теоретическими направлениями в исследовании коммуникации (гендерные различия в коммуникации и т.п.), новыми технологиями коммуникативного воздействия (НЛП-технологии) • Дать теоретические представления об информационном обществе как обществе нового типа и показать роль коммуникативных процессов в обеспечении эффективного функционирования этого типа общества, раскрыть значение процессов коммуникации для управления обществом, успешного функционирования организаций разного типа, значение коммуникативной компетентности личности для ее социального успеха . • Выработать практические навыки исследования коммуникативных процессов в обществе в контексте глобализации информационного пространства, познакомить с основными методами исследования коммуникативных процессов и привить практические навыки в области коммуникативного менеджмента. 2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Данный базовый курс относится к дисциплинам специализации, является завершающим в цикле профилирующих курсов, посвященных проблемам социальной коммуникации. Курс формировался на основе междисциплинарного синтеза социологии с теми науками, которые имеют традицию исследования различных видов и форм социальных коммуникаций: семиотикой, информатикой, психологией, философией, лингвистикой, культурологией, этнографией, менеджментом. Курс опирается на уже полученные студентами знания по истории и теории социологии, социологии общественного мнения, гендерной социологии и рассматривает современные теоретические концепции информационного общества. В то же время курс соотнесен с читаемыми параллельно курсами массовая коммуникация, связи с общественностью, рядом спецкурсов (Итернет-социология, этносоциальные аспекты межкультурной коммуникации. 3. Требования к уровню освоения содержания курса Студент обязан проявить глубокое знание теоретических источников, умение анализировать с учетом полученных знаний современную информационную политику, разрабатывать планы коммуникативного управления для конкретных типов организаций, диагностировать проблемы межличностного общения и предлагать рекомендации по их разрешению. Студент обязан хорошо знать основные методы исследования коммуникативных процессов и уметь применять их в своей практической деятельности. В результате изучения данной дисциплины студент должен знать: • историю возникновения и развития массовых коммуникаций в обществе; • основные теоретические подходы к изучению социальных коммуникаций; • основные понятия и категории социологии коммуникации; • развитие проблем социальных коммуникаций в современной социологии; • основные формы и уровни коммуникации; • специфику коммуникативных технологий в различных сферах общества; • особенности использования эмпирических методов изучения социальных коммуникаций. Проверка качества усвоения знаний в течении семестра осуществляется путем контрольных работ и заданий по окончании лекционных тем, внеаудиторных бесед и написания курсовых и самостоятельных работ по дисциплине. Итоговая аттестация по курсу осуществляется в форме экзамена, на котором проверяется усвоение теоретических и практических основ социологии коммуникаций 5. Содержание курса состоит из IV разделов, представленных примерным перечнем тем, которые могут быть отобраны в зависимости от конкретного учебного плана. Темы раскрывают суть дисциплины в соответствии со стандартами второго поколения. Курс дополняется перечнем контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, примерной тематикой рефератов и курсовых работ, вопросами к зачету или экзамену и списком литературы по данной дисциплине.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные занятия (час), в том числе Самостоятельная работа Лекции Семинары РАЗДЕЛ I СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 1 Технологические аспекты развития социальных коммуникаций 8 2 2 4 2 Становление социологии коммуникации как науки 8 2 2 4 3 Основные категории социологии коммуникации 8 2 2 4 РАЗДЕЛ II. СИСТЕМНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ 4 Системность коммуникации Коммуникативные системы. 8 2 2 4 5 Уровни организации коммуникации. Семиотический уровень организации коммуникации. 8 2 2 4 6 Лингвистический и металингвистический уровни организации коммуникации. 8 2 2 4 7 Невербальная коммуникация. 8 2 2 4 8 Художественная коммуникация. 8 2 2 4 РАЗДЕЛ III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ. 9 Типы коммуникации. 8 2 2 4 10 Коммуникативная личность. 8 2 2 4 РАЗДЕЛ IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ИНСТИТУТЫ 11 Информационное общество и глобализация коммуникативных процессов. 10 2 2 6 12 Информационное воздействие. Коммуникативный менеджмент. 8 2 2 4 13 Институты коммуникации. 8 2 2 4 14 Коммуникативная среда организации: структура и управление . 8 2 2 4 15 Методы изучения коммуникативных процессов. 6 2 - 4 ИТОГО: 120 30 28 62
|