Социология коммуникаций: тематика рефератов и курсовых, контроль, вопросы к экзамену

Печать
Добавил(а) Социология   
16.03.11 04:16

Социология коммуникаций

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

1.Основные направления исследования социальной коммуникации
2.Поиск новых подходов к изучению социальной коммуникации
3.Связь социологии коммуникации с другими отраслями социологии
4.Место коммуникации в концепции Ю.Хабермаса
5.Теория коммуникации Т.М.Дридзе
6.Типы социокоммуникативных систем
7.Перспективы создания мирового виртуального интерактивного пространства
8.Общая теория знаков Ч.Пирса и Ч.Морриса
9.Основные положения теории речевых актов
10.Различные подходы к моделированию дискурса
11.Виды невербальных коммуникативных средств
12.Научный дискурс как коммуникативная единица. Специфика научного дискурса
13. Характерные черты современной риторики. Разработка проблем риторики в трудах Ю.В.Рождественского
14.Общие и различные черты коммуникативных систем синтетического уровня.
15.Язык искусства
16. Современные исследования межличностной коммуникации
17.Понятие манипуляции и современные тенденции манипулятивного воздействия.
19.Современный российский речевой этикет
20.Особенности циркуляции информации в малых группах.
21.Основные виды текстов массовой коммуникации.
22.Массовая культура и массовая коммуникация.
23.Проблемы аудиовизуальной культуры в трудах М.Маклюэна
24. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации
25. Язык современных российских СМИ
26 .Коммуникативная личность и параметры ее моделирования
27. Современные исследования влияния гендерных различий на характер когнитивных процессов и коммуникативное поведение личности
28.Развитие коммуникативной активности детей
29.Коммуникативная диагностика девиантного поведения
30. Стереотипы и межкультурное общение
31.Теория « симулякров» Ж.Бодрийяра
32. Р.Барт о мифологизации современного общения
33.Понятие об информационном обществе и стадиях его становления
34 Концепция культурных потоков в информационном обществе в работах М.Кастельса
35 Характерные черты постиндустриального общества в концепции Д.Белла
36. Понятие информационной безопасности
37. Информационные войны
38 Информационная политика
39.Технологии организации социального взаимодействия через глобальные информационные сети
40.Психологические проблемы компьютерного общения
41.Образование и информационная политика государства
42.Информационный обмен и формирование субкультур (молодежная субкультура)
43.Понятие о коммуникативном менеджменте.
44.Креативное начало в поиске информации и ее производстве.
45.СМИ как институт коммуникации.
46.Реклама как институт коммуникации.
47. Язык рекламы.

Контрольные вопросы для проверки текущей успеваемости

1.Основные направления исследования социальной коммуникации в зарубежных школах (бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическое направление, структурный функционализм, постмодернизм).
2.Различные подходы к обоснованию взаимодействия коммуникации и социальных структур (Ю.Хабермас, Т.М.Дридзе, А.Д.Швейцер).
3.Язык как система систем
4.Речевая деятельность.
5.Социокоммуникативная система.
6.Языковая компетентность.
7.Основные дихотомии языкового описания (система-структура, язык-речь, диахрония-синхрония, синтагматика-парадигматика).
8.Языки программирования.
9.Язык мимики и жестов. Паралингвистика.
10.Язык животных.
11.Языки межнационального общения. Интерлингвистика.
12.Понятие знака. Типология знаков. Работы Ч.Пирса, Ч.Морриса.
13.Различные подходы к моделированию дискурса. М.Минский. Ч.Филлмор, Р.Шенк,Т.Ван Дейк.
14.Специфика научного дискурса.
15.Общие и различные характеристики коммуникативных систем синтетического уровня.
16.Речевой этикет.
17.Психологические аспекты межличностного общения.
18.Понятие манипуляции. Психология лжи.
19.Внешняя и внутренняя среда межгруппового общения.
20. «Лидеры мнений» и положение групп в информационном пространстве.
21. Вовлеченность субкультур в процесс массовой коммуникации.
22.Массовая культура и массовая коммуникация.
23. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации.
24. «Языковое существование» как одна из важнейших сфер деятельности человека.
25.Социальные доминанты языкового существования.
26.Теория речевых актов и ее значение для социологии коммуникаций.
27.Мужской и женский типы коммуникации.
28.Коммуникативная диагностика девиантного поведения.
29.Р.Барт и его «Мифологии»
30. «Система вещей» Ж.Бодрийяра.
31.Понятие «культуры». 
32.Категория «толерантности» и налаживание межкультурного общения.
33.Бытовые, этнические и конфессиональные стереотипы и проблема межкультурного общения.
34.Место информационных процессов в современном обществе.
35.Стадия вхождения России в информационную общественную формацию.
36.Понятие информационного империализма.
37.Психологические последствия компьютерного общения.
38.СМИ в информационном обществе.
39.Понятие информационной безопасности.
40.Внутриполитическая информация. Государственная идеология. Патриотизм.
41.Международная информация.
42.Институты формирования общественного мнения.
43.Информационная политика государства и образование.

Контрольные вопросы для проверки остаточных знаний

1. Социально-экономические и культурные причины возникновения социологии коммуникаций. 
2. Формы, уровни и виды социальных коммуникаций. 
3. Основные этапы развития массовых коммуникаций в обществе: технологические, социально-экономические и культурные аспекты. 
4. Информационно-коммуникативное общество. Социальные последствия массовой компьютеризации. 
5. Системный подход к коммуникациям. Коммуникативные системы. 
6. Модель коммуникативного процесса К. Шеннона и Г. Лассвелла. 
7. Базовые модели коммуникации (линейная, интеракционная, трансакционная). 
8. Семиотический подход к коммуникациям. 
9. Поло-ролевые различия в коммуникации и формирование социально-этических стереотипов. 
10. Вербальная форма коммуникации. 
11. Язык жестов и поз в невербальной коммуникации. 
12. Основные причины нарушения коммуникативного контакта и способы его восстановления. 
13. Внутриличностная и межличностная коммуникации. 
14. Коммуникации в группах: коммуникативные роли и технологии обсуждения в процессе принятия решений. 
15. Основные свойства сетевых коммуникативных связей в организациях. 
16. Формы и особенности публичной коммуникации. 
17. Cпецифика массовой аудитории в публичной коммуникации. 
18. Эволюция теорий СМИ в 20 веке. 
19. Проблема манипулирования сознанием в СМИ. 
20. Интегрированные бизнес-коммуникации: соотношение ПР, рекламы, маркетинга. 
21. Специфика политических коммуникаций. 
22. Универсальные коммуникативные технологии: сегментирование, присоединение, дистанцирование, позиционирование.
23. Социальные факторы коммуникаций. 
24. Гендерные аспекты коммуникации. 
25. Основные эмпирические методы изучения социальных коммуникаций


Итоговый проверочный тест по дисциплине «социология коммуникации»

Вариант 1
1. Укажите цели коммуникации у людей и у животных.
2. Раскройте сущность и специфику интраперсональной коммуникации.
3. Дайте классификацию искусственных языков.
4. Перечислите основные категории стратификационной группы доминант коммуникации.
5. Дайте классификацию семиотических знаков по Пирсу.

Вариант 2
1. Перечислите основные теории происхождения коммуникативной деятельности.
2. Раскройте сущность и специфику межличностной коммуникации.
3. Дайте классификацию элементов невербальной коммуникации.
4. Охарактеризуйте три волны развития общества по Тоффлеру.
5. Перечислите основные категории функциональной группы доминант коммуникации.

Вариант 3
1. Перечислите основные функции коммуникации.
2. Раскройте сущность и специфику групповой коммуникации.
3. Дайте классификацию элементов вербальной коммуникации.
4. Что такое «ризома» в постмодернистской теории коммуникации? 
5. Перечислите основные категории оценочной группы доминант коммуникации.

Вариант 4
1. Докажите, что язык является системой.
2. Раскройте сущность и специфику межкультурной коммуникации.
3. Раскройте сущность симулякра по Бодрийяру, какие виды симулякров существуют в современном обществе.
4. Является ли одежда семиотической системой? Аргументируйте свою точку зрения.
5. Перечислите основные категории функциональной группы доминант коммуникации.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Коммуникация как объект научного исследования.
2. Проблема коммуникации в истории социологии.
3. Общественная природа языка. Функции языка.
4. Аппарат социологии коммуникаций: информация, коммуникативный акт, коммуникативная компетентность.
5. Социологические доминанты коммуникации.
6. Семиотический уровень организации коммуникации.
7. Знак, его свойства, структура, типы. Проблема значения.
8. Социально-коммуникативная система. 
9. Естественные коммуникативные системы.
10. Искусственные коммуникативные системы.
11. Специфика языкового общения.
12. Высказывание как элементарная единица коммуникации.
13. Текст: признаки, свойства, структура.
14. Дискурс: сущность, свойства, компоненты.
15. Специфика метаязыкового уровня коммуникации. Научный дискурс.
16. Речевая коммуникация. Речевые акты.
17. Речевой этикет.
18. Социальные аспекты речевого общения.
19. Невербальная коммуникация: сущность, свойства, функции.
20. Основные системы невербальной коммуникации.
21. Сущность, уровни и формы межкультурной коммуникации.
22. Стереотипы общения.
23. Политическая коммуникация: сущность, характеристики, функции.
24. Межличностная коммуникация: специфика, характерные черты, формы.
25. Художественная коммуникация: сущность, свойства, этапы.
26. Внутри- и межгрупповая коммуникация.
27. Коммуникация в социальных организациях.
28. Массовая коммуникация как социальный институт.
29. Коммуникативная личность: сущность, характерные черты, свойства.
30. Стиль общения личности.
31. Гендерные аспекты коммуникации.
32. Проблемы коммуникации в теории Ж. Бодрийяра. Понятие «симулякра».
33. Проблема общения в постмодернистской теории (М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, У. Эко).
34. Информационное общество.
35. Теория постиндустриального общества Д. Белла.
36. Российские концепции информационного общества.
37. Концепция технологического прогресса О. Тоффлера.
38. Коммуникативные процессы в информационном обществе: концепция М. Кастельса.
39. Организация социального взаимодействия через глобальные информационные сети.
40. Информационная политика: понятие, субъекты, эффективность.
41. Информационная безопасность.
42. Коммуникативный менеджмент как разновидность управления социальными процессами.
43. Прикладные модели коммуникации. Нейролингвистическое программирование.
44. Техника манипулирования информационными потоками.
45. Информационная война.
46. Образование как институт коммуникации.
47. Библиотека и базы данных как институты коммуникации.
48. Реклама как институт коммуникации.
49. Организация общения в мировой компьютерной сети. Интернет. Рунет.
50. «Паблик рилейшнз» как инструмент управления коммуникативными процессами.
51. Корпоративная культура. Формирование имиджа организации и ее руководителей.
52. Публичные PR-акции.
53. Использование методов общей социологии в социологии коммуникаций.
54. Контент-анализ в исследовании текстов СМИ.
55. Дискурс-анализ как метод исследования коммуникации.
56. Применение фокус-групп и глубинных интервью в социологии коммуникаций.