Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Вариант самостоятельной лекции

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.01.11 07:08

ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ СТУДЕНТКОЙ В 2005 г.


______________________________________________________
Федеральное агентство по образованию
Смоленский государственный университет
Факультет управления
Отделение социологии





Методология и методика социологического исследования

Лекция на тему: Концептуализация объекта и предмета социологического исследования: теоретическое самоопределение и структура концептуальных понятий





Выполнила:
Студентка 4-го курса гр. 45с ХХХХХХХХ Ю.С.
Проверил: Фоменков А.И. – к.п.н., доцент  






Смоленск 
2005

______________________________________________________________

Тема: Концептуализация объекта и предмета социологического исследования: теоретическое самоопределение и структура концептуальных понятий
Время: 2 часа.
Цели:
Образовательная цель: 
1. Формирование представления у учащихся о сути процесса концептуализации объекта и предмета исследования; 
2. Овладение знанием о логике развертывания концептуальной модели исследования; осмысление и усвоение следующих вопросов: теоретическая типологизация состояний и свойств исследуемого явления; роль системного подхода при построении концептуальной модели; теоретическая модель предмета исследования.
3. Формирование представления о самом наглядном способе концептуализации как составление концептуальной карты.
Воспитательная цель:
1. Усвоение учащимися идей многопарадигмальных и междисциплинарных подходов при построении концептуальных моделей
2. Воспитать чувство ответственности за соблюдение логики при осуществлении процедуры концептуализации ради избегания получения ошибочных данных в ходе исследования.
Развивающая цель:
1. В ходе изучения темы учащиеся должны проявить активность при осмыслении и усвоении материала;
2. Постараться развить навыки развертывания концептуальных моделей с помощью анализа конкретных примеров.

Задачи: раскрыть основные понятия и сущность процесса концептуализации объекта и предмета социологического исследования; способствовать повышению интереса учащихся к изучению данной тематики, побуждение к самостоятельному и более глубокому изучению рассмотренных вопросов.

Вопросы лекции:
I. Сущностное и содержательное описание объекта и предмета исследования
а) Объект и предмет в социологическом исследовании 
б) Понимание концепции социологического исследования
II. Концептуальная модель как множество свойств и состояний объекта и предмета исследования
а) Задачи концептуализации объекта и предмета исследования
б) Развертывание концептуальной модели исследования
1. Теоретическая типологизация состояний и свойств исследуемого явления 
2. Роль системного подхода при построении концептуальной модели
3. Теоретическая модель предмета исследования
4. Многопарадигмальные и междисциплинарные подходы при построении концептуальных моделей
5. Составление концептуальной карты
III. Структура концептуальных понятий

Основные понятия: объект и предмет социологического исследования; понимание концепции социологического исследования; концептуализация объекта и предмета исследования, суть и задачи; типологизация как метод научного познания; теоретическая типологизация свойств и состояний исследуемого объекта; системный подход при построении концептуальной модели; теоретическая модель предмета исследования, ее разработка в программе исследования; многопарадигмальные и междисциплинарные подходы при построении концептуальных моделей; концептуальное картирование; концептуальные определения; концептуализации; концептуальные переменные.

Основная литература:
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб для высш. учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 286 с.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768с. – (Классический университетский ученик).
3. Рабочая книга социолога / Под общ. Ред. И с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. – 408 с.
4. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. Ред. Академик РАН Г.В.Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРАМ), 2002. – 912с
5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицианов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терешенко. – Мн.: Книжный дом, 2003.
6. Ядов А.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 6-е изд. – М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003.-596 с.
Дополнительная литература:
1. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. Обзорный план курса. – М., 1996. 
2. Девятко Н.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – 296 с., ил.
3. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. – 280с.
4. Советский энциклопедический словарь. / Гл.ред. А.М. Прохоров.- 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия,1986. – 1600с.
5. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) /Учеб¬ник для вузов. — М.: NOTA BENE, 1999. — 224 с.
6. Учебный социологический словарь под ред. Кравченко С.А .– 3-е изд. дополненное, переработанное. – М.: «Экзамен», 1999.- 352с.

Используются: наглядные методы (использование изобразительных средств обучения в ходе рассмотрения вопроса о развертывании концептуальной модели исследования, а также схематичное изображение различных вариантов построения теоретической модели исследования).

Вопрос I. Сущностное и содержательное описание объекта и предмета социологического исследования
а) Объект и предмет в социологическом исследовании
Первый уровень социологического исследования заключается в построении концептуальной схемы исследования (предмет и объект исследования, цель, задачи, гипотезы, понятийный аппарат исследо¬вания).
Объект – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержащую социальное противоречие проблемной ситуации.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.д. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.
Объектами исследования могут быть, например, работники, увольняющиеся по собственному желанию; молодые специалисты со стажем работы менее пяти лет; первичные коллективы, работающие в условиях бригадной организации труда; нормативная документация, административные распоряжения, материалы экономической статистики, протоколы заседаний.
Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности; тем самым задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы его результаты. 
Идеализированный объект – модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа. Теоретические выводы строятся относительно идеализированного объекта. Взаимосвязь между идеализированным и эмпирически наблюдаемым объектом реализуется посредством эмпирической интерпретации теоретических понятий. 
Абстрактная модель структуры объекта включает основные научные категории, принятые в качестве исходных в данном исследовании, а также совокупность более или мене достоверных и логически взаимосвязанных суждений, раскрывающих сущность исходных категорий, связей и отношений между ними. Таким образом, обязательно выделяются: 
1. основные научные категории, связи и отношения которых образуют структуру предмета;
2. система понятий, принятая для интерпретации этих категорий, фундаментальные законы и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения между понятиями;
3. вся совокупность логических следствий, вытекающих из законов и принципов теории.  
Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Причины неуспеваемости в вузе – это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
Предмет исследования – наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Определение предмета зависит как от объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолог. Формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое исследование.
Предмет исследования – это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, которые будут являться предметом исследования. Иначе говоря, когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном решении проблемы. Например, проблемная ситуация состоит в том, что текучесть кадров на предприятии повысилась по сравнению с уровнем, существовавшим ранее и считавшимся допустимы. При этом проблема определена как противоречие между существующей системой стабилизации кадров и повышением роли увольняющихся по причинам, доступным управленческому регулированию, а цель – как разработка предложений по оптимизации деятельности системы стабилизации кадров предприятия. Объектом исследования в этом случае будут работники предприятия, увольняющиеся по вышеназванной группе причин.  

б) Понимание концепции социологического исследования
Самый общий взгляд на социологическую методологию заключается в вопросе «Как проводить исследование?». У истоков любого исследования находится теоретическая идея, концепция, объясняющая некоторый фрагмент действительности. Эта идея должна быть развернута в исследовательском проекте, т.е. реализована в концептуальном аппарате и процедурах сбора и анализа данных, чтобы ответить на один вопрос: соответствует ли теоретическая идея действительности? Для этого методолог вынужден абстрагироваться от предмета исследования – от «что?» - и обратиться к нормам, регламентирующим процесс получения научного знания, - к «как?» . 
Итак, под концепцией в широком смысле слова (от лат conceptio – понимание, мысль) понимается определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности.  
Область разработки общей концепции социологического исследования выглядит следующим образом: 

Уточнение и Предварительный Разработка рабочих гипотез:
эмпирическая системный анализ описательных и 
интерпретация объекта: формулировка объяснительных
основных понятий общей гипотезы  

Вопрос II. Концептуальная модель как множество свойств и состояний объекта и предмета исследования

а) Задачи концептуализации объекта и предмета исследования
Концептуализация – определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Под понятием будем понимать форму мысли, обобщенно отражающую предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Содержание понятий – совокупность отраженных свойств предметов. А объем –это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию.
Концептуализация – это подведение частного понятия под общее, но в рамках и средствами конкретной науки. Так «автомобиль» можно теоретически обобщить в «транспортное средство». Экономист превратит его в «потребительский товар», психолог – в «фигуру отца», социолог – в «статусный символ».  
Концептуализация принимает в методологии социологического исследования несколько значений.
1. Концептуализация напоминает собой индукцию и представляет собой процесс генерализации – обобщение или возведение конкретного понятия в степень абстрактного. Задача концептуализации – поиск теоретического «жилища», откуда родом данное понятие или термин, от конкретного мы движемся к абстрактному, от части к целому, снизу вверх, восстанавливая по деталям общую картину.
2. Концептуализацией за рубежом именуют такую процедуру, которая общую идею переводит в систему конкретных понятий. Когда социолог-прикладник получает от своего клиента или заказчика некую идею, он должен ее обязательно конкретизировать. Концептуализировать идею – перевести ее во взаимосвязанную систему понятий, которые применяются в социологии и используются в аналогичных ситуациях. Смутный концептуальный образ проблемной ситуации обретает более конкретные и очевидные штрихи, когда социолог читает литературу, знакомится с работами предшественников по этой теме, возможно проводит пробные обследования. От концептуализации социолог переходит к построению теоретической модели предмета исследования.
3. Под концептуализацией понимается метод теоретического мышления. Большинство социологических теорий в строгом смысле не являются научными теориями, но представляют собой более расплывчатые, менее доказательные, не такие строгие образования. Их необходимо называть концепциями. Это как бы эскиз, заготовка научной теории, ведь последние представляют собой плод сотрудничества многих ученых, результат кропотливой опытной работы целого коллектива людей. В мировой социологии очень много концепций, но очень мало настоящих теорий. 

б) Развертывание концептуальной модели исследования
Под моделью (от лат. modulus – мера, образец, норма) в широком смысле в науке принято понимать аналог, «заместитель» оригинала (фрагмента действительности), который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала.
В научной литературе наиболее распространены два значения: модель как аналог объекта; модель как образец. 

Теоретическая типологизация состояний и свойств исследуемого явления
Первым этапом научного изучения и одной из основных исследовательских процедур построения концептуальной модели является описание. В результате осуществления процедур описания может быть создана эмпирическая модель изучаемого объекта, т.е. такая модель, которая даст исследователю целостное описание закономерностей, относящихся к исследуемому объекту. Если исследователь создаст эмпирическую модель, то он получит возможность использовать результаты социологической теории для объяснения зафиксированных в эмпирической модели фактов и закономерностей.
Одним из основных методов описания является типологизация (от греч. отпечаток, форма, образец) – метод научного познания, направленный на разбивку некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами, упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа и по теоретически обоснованным критериям. 
Другими словами, типологизация – способ идентификации социальных явлений, процессов, их качеств, а также подходов к их анализу, путем использования процедуры поиска устойчивых сочетаний свойств того или иного объекта, позволяющих его отождествить или отличить от другого объекта. 
Виды типологизации. Традиционно типологизация разделяется на теоретическую и эмпирическую. 
Эмпирическая типологизация связана с систематизацией и обобщением эмпирических данных, осуществляемых с помощью различных математико-статистических процедур и логических методов.
Теоретическая (или конструированная) типологизация предполагает построение концептуальной модели, которая представляет системное описание объекта и предмета исследования. При этом описание и обобщение признаков социальных явлений осуществляется на основе определенных теоретических концепций. Такая задача решается социологами практически в каждом теоретико-прикладном и прикладном социологическом исследовании.
В отличие от эмпирической, теоретическая типологизация есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпирическими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели.
В логике существует понятие «идеализированный» (идеальный) объект, которым обозначают реальный объект или целый класс объектов, отраженных в сознании в виде некоторой абстракции, идеальной системы, воспроизводящей его в упрощенном, схематизированном виде.
Идеальная социальная модель строится на основе абстракций двоякого рода: тех, что логически вытекают из более общих теоретических предпосылок — социологических понятий или принципов, а также абст¬ракций на основе наблюдения эмпирических данных. И те, и другие имеют своим основанием ре¬альную действительность. Именно потому, что конструи¬рованная таким путем идеальная модель соотносится с системой теоретического знания, она выполняет важные функции включения теории в непосредственный анализ эмпирических данных.
Модель такого рода обладает рядом особенностей:
1. она определяет идеальные (в смысле абстракции) грани¬цы социального объекта; 
2. включает критерии (или параметры), на основе которых определяется обоснованная в теории устойчивая связь его свойств и характеристик; 
3. если параметры, составляющие модель, представляют континуумы, фиксируются также количественные гра¬ницы идеализированного объекта.
Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предполагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение отклонений от идеализированных моделей по от¬дельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.
Примеры:
Классический пример идеализированной типологии — типология мотивации социального действия у М. Вебера. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер задается вопросом, что отличает ценностно-мотивационный "синдром" предпринима¬тельства в согласии с этикой протестантизма и путем теоретического анализа наблюдаемых реалий находит, что здесь имеют место:
• мотивы прибыли, когда добывание денег превра¬щается из средства в самоценную деятельность, цель;
• аскетизм, исключающий потребление ради удо¬вольствия, наслаждения радостями жизни;
• рационализм, ответственность, трудолюбие.
Эта типологическая конструкция побудила Э. Хагена сконструировать идеальные типы "инновационной личности" в отличие от "традиционалиста" (личности "авторитарной"). Авторитарный тип сформирован в условиях социального зас¬тоя, инноватор — динамичными процессами современного об¬щества. Отсюда — дихотомия характеризующих их черт (которые логически выводятся из теоретического анализа (См. Приложение 3).
Совпадение идеальной модели с реальным распределением есть способ эмпи¬рической проверки теории, на основе которой конструи¬ровалась модель. Здесь проверяются основные посылки относительно системообразующих признаков типа. Тео¬рия, в свою очередь, есть объяснение закономерности данного ряда (последовательности) явлений и, следовательно, источник научного прогноза.
Например, в исследованиях образа жизни важно проверить ряд гипотез относительно взаимосвязи между производственной и досуговой деятельностью людей. Согласно так называемой "компенсаторной" гипотезе, люди стремятся возместить в досуге то, что им недо¬ступно в работе. Отсюда следует, что структура досуга работников малоквалифицированного и монотонного труда должна быть более разнообразной, чем работни¬ков сложного, разнообразного труда. Если следовать "инерционной" концепции взаимосвязей труда и досуга, то, наоборот, монотонная работа должна сопровождаться аналогичным досугом, а творческая и разнообразная влечет более разнообразный тип досуга. Наконец, следуя гипотезе относительной независимости этих двух сфер человеческой деятельности, мы вообще не обнару¬жим определенной связи, а, вводя поправку на детерми¬нацию отношения к труду и к досугу типом личности (социально обусловленными и индивидуальными свой¬ствами личности), мы должны выявить иные взаимосвязи.
Очевидно, что каждая из названных гипотез предпо¬лагает проверку на основе конструированных типоло¬гий и трудовой деятельности (типизация профессионально-квалификационных групп обследованных) и досуговой активности (по критериям разнообразия, избирательности, насыщенности творческой деятельностью). Подтверждение или опровержение такого рода гипотез — указание на некоторую закономерность, тогда как при эмпирической типологизации анализ вполне может ограничиться описанием найденных типов и лишь ретроспективно — их истолкованием в духе названных гипотез. Но убедительность такого истолкования опре¬деленно будет недостаточна, так как в этом случае нельзя заранее предусмотреть нужные "идеальные сочетания" свойств, требуемых строгими правилами обосно¬вания теоретического вывода.
Таким образом, метод теоретической типологизации ведет к объяснению, сформулированному в гипоте¬зах, вытекающих из данной теории, тогда как эмпирическая типологизация допускает лишь описание полученных данных и их интерпретацию, что позволяет формулировать более общие гипотезы, продвигает ис¬следование в сторону разработки теории. В первом случае «теория на входе», во втором – «теория на выходе» - как результат анализа эмпирических данных. 
Роль системного подхода при построении концептуальной модели. 
Рассматривая системный анализ как методологию, в идеале выделяют 11 этапов, следуя которым можно последовательно и системно анализировать конкретную проблему в исследовании:
1. формулировка основных целей и задач исследования;
2. определение границ системы, отделение ее от внешней среды;
3. составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.)
4. выявление сути целостности системы;
5. анализ взаимосвязей элементов системы,
6. построение структуры системы;
7. установка функций системы и ее подсистем;
8. согласование целей системы и ее подсистем;
9. уточнение границ каждой системы и ее подсистем;
10. анализ явлений эмерджентности;
11. конструирование системной модели. 
Говоря конкретно, системный анализ объекта и предмета исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание социального объекта как системы. Таким образом фиксируются определенные элементы и связи, характерные для изучаемого объекта. Социальный объект рассматривается с двух сторон – как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он является элементом более широкой системы и характеризуется внешними связями. А во втором случае он характеризуется внутренними связями.  
Предварительный системно-комплексный анализ предмета исследования является концептуальным моделированием исследуемой проблемной ситуации: создается подробная картина изучаемого предмета в данное время, развернутое описание конкретных условий и факторов, влияющих на формирование проблемы. Это позволяет прийти к определенным выводам относительно вопроса, почему и как возникла та или иная проблемная ситуация, и предположениям по ее разрешению.
В конечном виде предмет должен быть представлен в виде определенной системы, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы выступают в исследования различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т.д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные.
Описанием конкретного состояния предмета исследования создается образ исследуемого объекта и информационная база, т.е. такое концептуальное расчленение и детализация, которые необходимы для построения гипотетических предположений и решения поставленной проблемы.  
Таким образом, научное исследование начинается с построения теоретической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится заместителем исследуемого объекта. Опираясь на системный анализ, социолог мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элементы, его внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития. 
Результатом предварительного системного анализа изучаемого объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта. 
Учитывая, что при построении указанной модели используются социологические понятия, а также то, что сама она имеет определенную категориально-логическую структуру, данную модель называют концептуальной. Концептуальные модели будут разные не только в зави¬симости от объекта исследования, но и от того, для чего мы изучаем интересующее нас свойство. 
Концептуальная модель предмета исследования является показателем его научной разработанности и обоснованности. Там, где исследователь исходит из содержательной концептуальной модели, достигаются и наиболее значимые социологические результаты.
Теоретическая модель предмета исследования
Пожалуй, центральным моментом разработки программы исследования выступает создание теоретической модели предмета исследования (ТМПИ), построение которой во многом происходит при помощи операции концептуализации. 
ТМПИ - основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она связывает в единое целое: а) одни понятия с другими; б) одни факты с другими фактами; в) факты и понятия между собой. Прежде всего она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков. 
При создании ТМПИ нас интересуют прежде всего логические связи, которые предположительно могут существовать или не существовать между разными абстрактными объектами.
Схему из понятий и логических связей между ними называют теоретическим графом (См Приложение 2). Он лежит в основе ТМПИ. Последняя представляет собой логическую схему всех мыслимых или теоретически прогнозируемых связей, существующих между выделенными нами абстрактными объектами. Как правило ТМПИ не может охватить все реально существующее множество связей, поэтому включает в себя их часть, которая попала в данный момент в поле зрения социолога, были признаны им в качестве научно значимых для решения конкретной задачи. Для решения другой задачи создаются другое ТМПИ.
В отличие от эмпирической схемы объекта исследования теоретическая модель предмета исследования представляет собой совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную область исследования.
Примеры разработки ТМПИ в программе исследования
Пример 1. Для начала необходимо разобраться во всех деталях, в сущности, причинах и последствиях. Так получаем совокупность понятий, которые понадобятся при создании ТМПИ. Между этими понятиями устанавливается теоретическая связь, которая в развернутом виде составляет содержание теоретической модели.
Для построения теоретической модели предмета исследования строится теоретический граф. На листе бумаги выписываются выделенные понятия, обозначаются для удобства квадратиками, между которыми проводят прямые линии. Эти линии обозначают пока что гипотетические связи между сингулярными теоретическим образованиями, т.е. абстрактными объектами. Построив мысленные связи между абстрактными объектами, социологи на следующем этапе формулирует ряд содержательных гипотез.
Переходя от понятий к терминам, мы совершаем вместе с тем переход к социологическим переменным, а вслед за этим – к формулировке анкетных вопросов. Переходя от абстрактных понятий к конкретным терминам, находя их эмпирические признаки (свойства) и эмпирические референты (объекты), мы проводим операционализацию понятий. 
Пример 2. В основе второго способа построения ТМПИ лежит схема социального действия:
Субъект – объект – средства – мотивы – результат.
В теоретической модели связи между понятиями, описывающие конкретные явления, имеют гипотетический характер. В начале научного поиска ученый может только предполагать, какой может быть реальность, с которой ему предстоит столкнуться. Т.о., научные гипотезы указывают на характер связи между понятиями. Чем больше гипотез и чем больший круг понятий они между собой увязывают, тем плотнее ткань нашей теории. 





Рис. В основе ТМПИ лежит схема социального действия.
Пример 3. Осуществить методологическую процедуру конкретизации абстрактного понятия (расшифровка, выделение признаков и проявлений). Составляя социальный портрет, приобщает множество теоретических понятий из других областей знания., т.е. включение в совокупность теоретического знания. Такая процедура называется концептуализацией исходной проблемы – теоретическое прописывание проблемы. От каждого вновь приобретенного признака можем разветвить систему конкретных признаков, по которым можем оценивать вначале отдельные фрагменты явления, а затем и само это явление. Так концептуализация завершается построением логически взаимосвязанной системы теоретических конструктов. Тем самым на практике доказывается, что логика служит мощным оружием построения научной теории.
Конкретный список признаков диктует конкретный список объектов исследования.
Эмпирическая схема объекта исследования состоит из полного перечня объектов исследования, списка респондентов и экспертов, их адреса. В отличие от эмпирической схемы в теоретическую модель вписываются основные понятия (См. приложение 3).
Так строится логическая цепочка понятий. Когда мы соединяем эмпирическую схему с теоретической моделью и инструментом, то уже готовы создать целостную научную теорию.
Пример 4. Вначале строится обобщенная типология, выполняющая функцию ТМПИ. А затем она заполняется эмпирическим данными. Таблица представляет собой матричную форму теоретической модели, в которой по столбцам и строкам указаны основные категории, а на их пересечении – в клетках таблицы – приведены операциональные признаки.  
Многопарадигмальные и междисциплинарные подходы при построении концептуальных моделей. Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук, таких как философия, антропология, экономика и др., прошло исторический путь от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу.
В общем, понятие «парадигма» неоднозначно. В книге Куна «Структура научных революций» дается 21 дефиниция этого понятия. Он рассматривает любую науку как определяемую парадигмой, т.е. специфической структурой, включающей различные по характеру и содержанию вариации о предмете науки, ее основополагающей теории и специфических методах исследования.
Итак, под парадигмой будем понимать совокупность философских, общенаучных и метатеоретических оснований науки, в данном случае – социологии. В качестве указанных оснований выступают различного рода концепции, принципы и подходы. Это признанные всеми научные достиже¬ния, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения. 
Концептуализировать - означает нагрузить исходное понятие такими теоретическим признаками, каждый из которых принадлежит к другой теории или другой дисциплине, и увязать их в логическую систему, т.е. «вписывание» в чужую теорию называется концептуализацией. Ее суть состоит в том, что мы свои теоретические догадки и несколько теоретических конструктов хорошо прописываем, обосновываем, доказываем при помощи обращения к общепризнанным научным теориям. При этом модели объяснения представляют собой стандарты для оценки адекватности объяснений в рамках конкретной теоретической перспективы, или шире, исследовательской программы.  
В философии и методологии социальных наук были неоднократно предприняты попытки выделить некие общие «парадигмы», каждая их которых объединяет несколько моделей объяснения. Наиболее разработанная из этих классификаций (Дж. Ритцер) включает четыре признака, позволяющих анализировать ведущие социологические «парадигмы»:
-образцовое исследование;
-носящее мировоззренческий характер представление о предмете социологии («онтология»);
-методы исследования;
-модель теоретического объяснения, или теоретическая перспектива.
Сложились и завоевали признание следующие социологические парадигмы: 
1. парадигма «социальных фактов» (Э.Дюркгейм). Социальная реальность сводится к двум группам социальных фактов: социальным структурам и социальным институтам, акцентируется внимание на их взаимодействии. Ведущие методы исследования – сравнительно-исторический и опросный. К данной парадигме относятся такие модели теоретического объяснения, как структурный функционализм, системное теоретизирование, теории конфликта.
2. парадигма «социальных дефиниций» (называемая также конструкционистской, или интерпретативной). Труды М Вебера. Предмет исследования – определение ситуации «с точки зрения действующего» и влияние таких определений на взаимодействие между людьми. т.е. социальная реальность в этой парадигме выступает как совокупность таких факторов (значений, символов), исходя из которых действующие личности оценивают свое окружение, что детерминирует их действие. Предпочитаемые методы – этнографический (включенное наблюдение) и биографический. Модели теоретического объяснения включают в себя символический интеракционизм, теории социального действия, феноменологию, этнометодологию, экзистенционализм. 
3. бихевиористская парадигма (Б. Скиннер). Предмет исследования – поведение индивидов. Доминирующий метод – эксперимент, а основными теоретическими моделями являются теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.
Таким образом, различные типы объяснения (например, такие модели как, натуралистская, бихевиористская, интерпретативная, этнометодологическая, функционалистская, структуралистская и этнометодологическая) представляют различные требования к эмпирическим данным, определяя реальную логику исследования, т.е. те методологические нормы, стандарты оценки, способы концептуализации и используемые методы.  
При построении концептуальной модели объекта и предмета исследования огромную роль играют такие пары понятий, как «дедукция — индукция», «восходящая — нисходящая» исследовательская страте¬гия, которые используются для обозначения статистической и гуманитарной парадигм в социологии.
Итак, существует два принципиально раз¬личных подхода к изучению социального в ситуации, когда источ¬ником информации является индивид. 
Первый подход, существующий в рамках статистической парадигмы. Массовые явления имеют статистический ха¬рактер, т. е. если изучить достаточно большое количество проявле¬ний изучаемого социального явления, то само явление будет позна¬но. В рамках этого подхода, который условно называется статистическим подходом, статистической традицией, индивид — представитель некоторой общности, носитель информации о соци¬альном феномене. Индивиды взаимозаменяемы, и их индивидуальные особенности как таковые не представляют для социолога особого интереса. Основным методом сбора инфор¬мации в рамках статистической парадигмы является метод опроса посредством формализованного (жестко струк¬турированного) вопросника. Для формирования выборочных совокуп¬ностей используются в основном данные государственной статистики. Опираясь на эту традицию, социолог решает такие проблемы, как доказательное описание социальной реальности, проверка описатель¬ных и объяснительных гипотез, поиск и объяснение эмпирических закономерностей модального (распространенного) характера.
Второй подход, применимый в исследованиях в рамках гуманитарной парадигмы. Сторонники этого подхода считают, что с помо¬щью жестко формализованных методов опроса нельзя заглянуть в глубину социального. Индивид неповторим, и он не проявление социального, а как бы само социальное явление. Отсюда так назы¬ваемые качественные подходы (качественные методы, качествен¬ная методология). При этом социолог ищет ответы на вопросы: Что это? Зачем это? Откуда это! В каких формах существует это? Каковы причины этого? Функции понимания и объяснения выходят на первый план, но относятся к индивидуальному уровню, а не к эмпири¬ческим закономерностям на общностях. Самым трудным в рамках этого подхода является переход от глубины индивидуального, от исследова¬ния случая (кейс-стади) к общим закономерностям. В этом случае методами сбора информации являются различ¬ные виды неформализованного интервью (нарративное (повествовательное) интервью, лейтмотивное и фокусированное (на заданную тему), наблюдение. 
В случае статистической парадигмы можно говорить о дедук¬тивно-индуктивном (от общего к частному) характере рассуждений при разработке концептуальной схемы социологического исследо¬вания. В случае гуманитарной парадигмы имеем пример индуктив¬но-дедуктивного (от частного к общему) характера построения «тела» исследования. Выбор подхода или логика сочетания подходов обусловлены целью исследования, исследователь¬скими задачами, исследовательской ситуацией. 
Используем данные рассуждения для построения концептуальной модели. Чтобы помочь теории спуститься до того уровня, с которого начинается построение инструмента, скажем анкеты, необходимо разбить всю совокупность теоретических утверждений, которая описывает ТМПИ, на две группы: конкретизация и операционализация.
Перевод категорий в понятия называется конкретизация (эмпирическая интерпретация, концептуализация), а перевод понятия в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками – операционализацией; она подразумевает процесс сближения частных понятий с инструментальными терминами, при условии, что больше они не распадутся на более конкретные единицы. В общем случае в науке операционализацией называется сведение целого к частям, из которого оно состоит.
Операционализация тесно связана с концептуализацией, это симметрично и противоположно направленные процессы. Концептуализация больше походит на индукцию, которая из суммы конкретных суждений выводит обобщающую их абстрактную формулу. Цель концептуализации – показать место конкретного понятия или нескольких понятий в системе общетеоретического знания. 
Таким образом, получаем два ряда связанных между собой процедур:
 философские процедуры: дедукция и индукция;
 социологические процедуры: операционализация и концептуализация.
Очевидно, что без предварительного рассмотрения философии в целом и познавательных философских методов в частности в фундаментальной социологии делать нечего.  
Также особый слой теоретического социологического знания образуют такие теории, основанием деления которых служит ряд общенаучных категорий: «развитие», «система», «детерминизм» и др., применимых не только в обществоведении, но и в естествознании и по уровню абстракции приближаются к философским категориям )например, «материя», «сознание» и т.д.
Всеобщая научная методология включает универсальные принципы развития научного знания (например логический анализ, осуществление научного эксперимента и т.д.).  
В социологическом исследовании активно используются следующие основные общенаучные методологические принципы: 
1. методологическое правило, требующее выявления устойчивости, инвариантности в многообразных связях и изменениях. Предписывается такой порядок действия, при котором в исследовании должны быть предусмотрены процедуры, позволяющие рассмотреть общую структуру исследуемых явлений в многообразии их проявления.
2. процессуальный подход, рассматриваемый явления и процессы в многообразии их связей и динамике, выявляя их устойчивые и изменчивые свойства. Для этого требуется проведение повторных исследований.
3. применяются методологии различных областей знания, в том числе и общая методология социологического знания, в которых активно реализуется эвристическая функция теории.1
Однако, необходимо отметить, что общенаучные принципы исследовательского поиска не остаются неизменными. Так в классической науке объект исследования рассматривался как некая данность, независящая от исследователя и инструментов познания. А в постклассической, современной науке уже признается активное влияние на получаемый результат используемых приборов, концептуального аппарата и методики исследования. Общенаучные принципы разрабатываются в логике и методологии научного исследования, и являются, таким образом, следствием продвижения общенаучной методологии.  
Также следует отметить, что при построении концептуальной модели социолог не всегда опирается на концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную на основе уже имеющейся теории. Может быть так, что теории еще нет и вопрос о ее создании только ставится. Тогда социолог может опираться на специально построенную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме того, он может опираться на свои чисто интуитивные представления, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и дальнейшем могут быть оформлены в рабочую концепцию. Важно иметь ввиду, что только в той мере, в какой моделирование сопровождается концептуализацией, т.е. образованием новых понятий, оно вносит вклад в развитие уже имеющейся теории или создание новой.

Составление концептуальной карты
Самым продвинутым способом концептуализации во втором ее значении (процедура перевода общей идеи в систему конкретных понятий) выступает сегодня особый метод структурной концептуализации У.Трочима, получивший название «концептуальное картирование».
Концептуальное картирование – это процесс перевода абстрактных идей, посвященных какой-либо одной теме, в систему наглядных схем и изображений рисуночного типа. 
Академическим ученым оно помогает придать визуальный образ своим теориям, облегчив тем самым процесс измерения переменных, установления связей между ними, а затем, после окончания сбора эмпирических данных, анализировать результаты. В качественной социологии – оно незаменимый помощник. По выражению У.Трочима, составление концептуальной карты – это количественный метод обработки качественных данных. Применяется концептуальное картирование и в прикладных областях (бизнесс-консультирование, практика обучения персонала, социальная защита и т.д.)
При составлении концептуальных карт используется несколько методов – от групповых процессов (например, мозговой атаки), фокус-групп, экспертных опросов, наблюдений, анализа документов и неформализованных интервью до многомерного шкалирования, многомерной статистики, иерархического кластерного анализа и компьютерных технологий. Картирование органично сочетает в себе принципы количественной и качественной методологии, строгой науки и гибкого искусства. Находясь на пересечении различных исследовательских стратегий и видов деятельности, картирование приобрело название «мягкой научной стратегии» (soft science). Оно помогает по-новому взглянуть на известную проблему и в то же время обеспечивает исследователя надежными методами обработки данных и стратегий практического внедрения.
Известны несколько способов составления концептуальных карт. Самый простой – создать рисунок идей. Самый сложный требует групповых решений и предполагает использование компьютерных технологий. В зависимости от употребляемых приемов различают: 1) точечные карты, 2) кластерные карты, 3)кластерные ранжированные карты, 4)кластерные структурированные карты. Все они предполагают систематизацию конкретных идей и понятий в обобщенные группы-кластеры, их правильное наименование (понятное заказчику и ученому), в некоторых типах карт – определение удельного веса каждого кластера и т.д.
Процесс концептуального картирования, как правило, состоит из следующих этапов: составление списка интересов участников проекта (например, местных властей, администрации школы, спонсоров), выдвижение круга проблем и задач, которые следует решить (сократить преступность, расширить социальную помощь пожилым людям), содержательное обсуждение проблем и в конечном итоге их ранжирование по степени важности, перевод проблем на социологический язык и концептуализация проблем, проведение дополнительных обследований (опрос и интервью, работа с документами), составление итоговой карты понятий и практических шагов решения проблемы. Концептуальное структурирование проблемы предполагает, что социолог пришел к нему во всеоружии: он собрал демографические, образовательные, социально-экономические и профессиональные данные о контингенте исследуемых, выявил мнение, ценностные ориентации, поведенческие модели, предпочтения и т.д.
В общем в оргплан концептуального картирования включаются 6 важнейших фаз: 
1. подготовительная стадия (правильный отбор участников проекта и описание круга изучаемых проблем или выбор главной проблемы)
2. выдвижение практических предложений, направленных на решение проблемы (включая групповую дискуссию)
3. структурирование предложений по тематическим кластерам, группам
4. концептуализация предложений и рекомендаций, перевод их на теоретических язык и в форму концептуальной карты (используя многомерные шкалы и кластерный анализ)
5. интерпретация концептуальной карты
6. практическое применение концептуальной карты.

Вопрос III. Структура концептуальных понятий
В концептуальных определениях используются термины, не соотнесенные непосредственно с идентификацией наблюдаемых событий. Например, под политическим насилием можно иметь в виду агрессию, проявленную по отношению к политическим институциям либо людям, занимающим определенные позиции в политической системе.
Понятно, что таких определений может быть сколь угодно много. Концептуальные определения не являются ни истинными, ни ложными. Концептуальные определения должны соответствовать определенным логическим требованиям. Нельзя определять понятия через них же самих: например, определение власти как способности применять власть тавтологично. Нельзя также определять непонятное через непонятное, тем более с использованием иносказаний. Полезно избегать слишком глубоких теоретических определений, иначе определяемое понятие станет совершенно непонятным. 
На предварительном этапе проектирования исследования не следует пренебрегать и воображаемыми концептуализациями — признаками, которые мы до времени не знаем, как измерить. Однако, кое в чем стоит соблюдать меру. Были попытки разделить людей на грешников и праведников, евреев на вредных и полезных, а века на прогрессивные и темные. Ничего хорошего от таких концептуальных переменных ждать не приходится. Но, с процедурной точки зрения, главное, чтобы концептуальные переменные были именно переменными, т. е. задавали определенный диапазон значений для классификации единиц исследования. 
Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Исходное понятие переводится в систему показателей путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпирических показателей. Показатели в данном случае – это идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы), т.е. фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходным понятием. 
Концептуальная модель может быть представлена в виде системы переменных (множество отдельных значений характеристик элементов совокупности), описывающих изучаемый объект и через которые социолог начинает смотреть на мир. Она образуется из некоторого количества идеальных континуумов, характеризующих какое-либо свойство изучаемого объекта. Так, кон¬цептуальная модель семьи включала в себя следующие группы переменных:  
1. Факторы макросреды.
2. Факторы микросреды.
3. Характеристики домохозяйства.
4. Индивидуальные характеристики членов семьи, в том
числе детей.
5. Характеристики прошлого опыта супругов.
6. Характеристики семейной деятельности, взаимодействий
и взаимоотношений.
7. Характеристики формирования семьи и ее развития.
8. Характеристики распада семьи.
В свою очередь, например, группа 6 включала в себя следу¬ющие показатели:
6.1. Объем и структура семейной деятельности.
6.2. Характеристики ролевых ожиданий и установок на семейную деятельность и семейное взаимодействие.
6.3. Структура семейной власти, авторитета, лидерства и взаимоконтроля в семье.
6.4. Характер и структура семейного общения.
6.5. Структура родственных связей для нуклеарной семьи.
6.6. Межличностные отношения членов нуклеарной семьи с
внешними группами (родственниками, соседями, друзьями).
6.7. Институциональные отношения семьи (с институтами,
организациями, учреждениями, связанными с деятельностью
семьи в целом).
6.8. Успешность брачно-семейных отношений.
Концептуальные переменные выполняют также функцию генерализаций. Генерализация освобождает исследователя от текучего многообразия впечатлений и развертывает перед ним мир идей — социолог начинает работать не с единичными фактами, а с идеальными классами событий. Например, концептуализация «статус» разграничивает людей по доходу, оставляя в стороне другие стороны их бытия: образование, цвет глаз, музыкальность. Построив пространство признаков, социолог выдвигает тем самым предположения о возможных корреляциях, например, о связи между классовым положением и политической активностью.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Теоретической (конструированной) типологизации «традиционная и современная личность»
Важнейшие характеристики Авторитарная (традиционная личность) Инновационная (современная личность)
Отношение к действительности Согласие с образцами (моделями, стилями) жизни, диктуемыми традицией и авторитетами и обосновываемыми их предположительно вечной природой и сверхъестественным происхождением Отношение к миру характеризуется любознательностью и стремлением управлять («манипулировать») им, что выражается в упорном потоке его основных регуляторов с целью воздействовать на различные явления и контролировать их
Понимание роли индивида в мире Покорность, послушание, конформизм, стремление избегать ответственности и потребность в зависимости Принятие на себя ответственности за плохие стороны мира (жизни), сопряжение с потоком лучших решений и попытками внести изменения
Стиль лидерства Твердость (жестокость, непреклонность), возвышенные надежды и строгие требования к подчиненным Откровенность и терпимость к подчиненным, одобрительное отношение к их оригинальности и стремлению к новациям
Степень склонности к созиданию и новациям Отсутствие (недостаток) стремления к созиданию и новациям Творчество, стимулирующее самобытность и стремление к новизне, неукротимая любознательность

Источник: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. –М.: «Добросвет», 2003. – 596 с. С. 332.

Приложение 2
Рис. Теоретический граф забастовк

Приложение 3
Рис. Иерархия видов понятия

План-конспект семинарского занятия по теме: «Концептуализация объекта и предмета социологического исследования: теоретическое самоопределение и структура концептуальных понятий»
Время: 2 часа.

Форма проведения:_____________

Вопросы:
I. Сущностное и содержательное описание объекта и предмета исследования
II. Концептуальная модель как множество свойств и состояний объекта и предмета исследования
а) Задачи концептуализации объекта и предмета исследования
б) Развертывание концептуальной модели исследования
o Роль системного подхода при построении концептуальной модели
o Теоретическая модель предмета исследования
o Многопарадигмальные и междисциплинарные подходы при построении концептуальных моделей
III. Структура концептуальных понятий
Задание: проанализировать заранее рекомендуемую литературу и представить примеры построения концептуальной модели объекта и предмета исследования.
Доклады:
1. Теоретическая типологизация состояний и свойств исследуемого явления 
2. Концептуальное картирование и составление концептуальной карты.

СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА..........................................................................................................................................................

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Курсы по социологии Методика преподавания социологии Вариант самостоятельной лекции