Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Современная молодежь в поисках смысла жизни

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
06.02.11 02:00

Современная молодежь в поисках смысла жизни

Данный доклад был впервые озвучен на Молодежной межвузовской Республиканской научно-практической конференции, посвященной Году семьи в России и Году молодежи в Узбекистане, 28 апреля 2008 года. Статья "Современная молодежь в поисках смысла жизни" вошла в тройку лучших докладов конференции.


* * *


Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека. Особую важность проблема поиска смысла жизни приобретает в юношеском возрасте в связи с возникновением проблемы личностного самоопределения. По мнению В.Франкла (1990), именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. 
В психологии смыслом принято называть внутреннее мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Совершая то или иное действие, человек осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл.
Сама идея о смысле жизни является извечной и насущной для многих наук о человеке. Так, философы древности искали смысл жизни и видели его в естественном совершенстве: греки – в совершенстве формы; римляне – в совершенстве ума и силы. К проблемам осмысления жизни, поиска человеком своего места в мире неоднократно обращались великие мыслители и известные писатели. Каждый из них находил свой ответ на этот непростой вопрос, но все они настаивали на том, что стремление к постоянному самосовершенствованию, приобщение к мировой культуре, глубокое осмысление вечных ценностей: добра, чести и красоты – верный путь к пониманию сущности бытия. 
Великий русский писатель Л. Н. Толстой считал, что «кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним».
Важную роль понимания сущности бытия подчёркивал известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери: «Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти. 
Современные исследователи психологии рассматривают стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как двигатель поведения и развития личности, как способность субъекта переживать ценности жизни, удовлетворяться ею, а отсутствие смысла – как первопричину неврозов, «экзистенциального вакуума» и фрустраций, лежащих в основе таких распространенных явлений, как наркомания, алкоголизм, юношеская преступность, рождающих у человека депрессию, протест, апатию к жизни, самонаказание и даже «бегство в смерть». 
В настоящее время проблема смысла жизни приобрела особую актуальность в связи с происходящими социально-экономическими изменениями на территории всего постсоветского пространства, утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современного юношества. Именно современная молодежь оказывается наиболее «чувствительной» к социальной нестабильности и переменам. 
Учёные утверждают, что на формирование жизненных смыслов личности оказывают влияние, прежде всего, социально-психологические и социокультурные условия. Вместе с тем наблюдаются специфические особенности жизненных смыслов по возрастным (когортным), профессиональным, этническим и иным признакам. Как показали психологические исследования, в зависимости от социокультурных условий жизни молодёжи, формируются разные типы ценностной направленности. 

Первый тип - социально-активный. Люди этого типа живут не только для себя, но и для других, стремятся к раскрытию личностного потенциала, проявляют высокую активность во всех сферах социальной жизни; в общем, для них жизнь - это достижение конкретных целей. Второй тип - творческий - более ориентирован на внутренние ценности, на познание и творчество, на созидание себя, но в ущерб общественной жизни. Наконец, направленность третьего типа можно назвать "бегством от существования". Представители этого типа не имеют ясных и понятных смыслов, их активность заторможена, а деятельность бесцельна, направлена как бы в никуда - и не на себя, и не на других. 
Какая же ценностная ориентация преобладает у молодёжи, проживающей на территории постсоветского пространства? Существуют весьма разрозненные данные. Результаты исследований, проведенных в Европейской части России, позволяют сделать вывод, что поиск смысла жизни, традиционно считавшийся признаком молодости, становится всё менее важным для современной молодёжи. Статистические данные говорят о резком увеличении процента молодых людей, не имеющих ясных понятийных смыслов (до 26%). 
Результаты психологических исследований в Восточном регионе постсоветского пространства внушают большие надежды. Молодежь выделила в виде главной ценности «обширные знания» и «стремление выполнять высокооплачиваемую и интересную» работу. Помимо названных ценностей, выделяются еще две не менее значимые и предпочитаемые цели – «иметь свою семью» (обязательно двоих или более детей) и «зарабатывать много денег». Такие жизненные смыслы, как наличие денег и обширные знания, выступают для молодежи как средство реализации еще целого ряда значимых жизненных планов – «обеспечить старость своих родителей», «помочь своим близким и родным (сестрам, братьям)», «обеспечить материально свою семью», «обеспечить будущее своих детей», «занять должность», «построить свой дом, купить машину», «стать самостоятельным и независимым », «путешествовать по разным странам» . Очевидно, что «интересная и высокооплачиваемая» работа возможна лишь в том случае, когда человек профессионально подготовлен, имеет образование. 
Статистические данные позволили выделить несколько типов ориентаций на смыслы жизни у современной молодёжи данного региона. Первый тип условно можно назвать «традиционалистами ». Они получают образование, чтобы иметь диплом, работать по специальности. Дом, семья, родители, дети составляют их смысл жизни. Второй тип – «цивилизованные предприниматели ». Предпочитают достижение успеха в сфере бизнеса, получают высшее образования для того, чтобы быстро продвигаться по служебной лестнице, заниматься руководящей деятельностью, у них развиты такие личностные качества, как индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, независимость, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая «вживаемость» в новые условия. Среди них выделяются наиболее «продвинутые». Высшее образование получают с целью свободного овладения иностранными языками, возможности жить и работать за границей, путешествовать
В Узбекистане проблемам воспитания здорового молодого поколения уделяется большое внимание. Важность формирования ценностных ориентиров для современной молодёжи неоднократно подчёркивал президент Республики Узбекистан И. А. Каримов. Создание молодёжных фондов, обеспечение культурного развития молодых людей – одно из приоритетных направлений политики нашей независимой республики. В Узбекистане полноценно функционируют молодёжные организации «Камалак» и «Камолот», вносящие значительный вклад в осуществление национального проекта по воспитанию здорового молодого поколения. Они способствуют вовлечению юношей и девушек в активную общественную жизнь, формированию у них стойких моральных принципов. В воспитание достойных граждан Узбекистана вносит большой вклад школьное образование. 

Введение в обязательную общеобразовательную программу предмета «Идея национальной независимости» способствует воспитанию детей в духе патриотизма, вкладывает в их души вечные идеи добра, веры, правды и чести. Несомненно, всё это способствует осознанию каждым молодым человеком ответственности за процветание своей Родины, за судьбу своих соотечественников. У молодёжи Узбекистана появляется новый смысл жизни – служение Родине, служение своему народу. Осознание долга перед родной страной – верный признак осмысления бытия. Ведь, как говорил великий римский оратор Цицерон: «Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга». 
Я искренне верю в то, что современная молодёжь найдёт своё место в жизни, и что в сердцах моих сверстников никогда не будет места для отчаяния и духовной опустошенности – экзистенциального вакуума. 
«Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы», - говорил великий Гёте. Желаю всем молодым людям во всём мире найти своё место в жизни и насладиться этим божественным даром!
Автор: Горбунова Анастасия.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология Выступления социологов Современная молодежь в поисках смысла жизни