Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

«Окно Джохари» как средство самопознания

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
12.12.10 19:47

«Окно Джохари» как средство самопознания

«Окно Джохари» предложили амереканские психологи Джозеф Лафт (Joseph Luft) и Харри Ингэм (Harry Ingham). По первым буквам их имён была названа схема представления личности.
Даже те, кто задумывается о собственной личности, часто затрудняются структурировать представления о себе, т.е. сформулировать свое понимание собственной личности в упорядоченной и легко обозримой форме. Интересным способом решения этой проблемы является так называемое «окно Джохари». 
«Окно» представляет собой символическое изображение личности человека. Оно разделено на четыре зоны. Зона 1 (Открытое «Я») представляет ту часть личности человека, которая известна как самому человеку, так и окружающим. Зона 2 (Слепое «Я») соответствует той части личности, о которой знают окружающие, однако о ней не знает сам человек. Зона 3 (Скрытое «Я») — это часть личности, известная самому человеку, но неизвестная окружающим. Наконец, зона 4 (Неизвестное «Я») — это то, что неизвестно о личности ни самому человеку, ни окружающим (рис. 1). 
При взаимодействии человека с окружающей средой обычно зоны 1-2-3 увеличиваются за счет зоны 4. При развитой привычке к самоанализу человек может эффективно использовать «неизвестное «Я»» для развития своего психологического репертуара, освоения новых знаний и навыков, расширения своей «зоны комфорта». Понятие «зона комфорта» используется для описания ситуаций, в которых человек чувствует себя привычно и комфортно. Расширить эту зону можно за счет выявления неизвестных личности способностей, что и способствует личностному росту. 



Рис. 1. "Окно Джохари"
Условно можно сказать, что каждый из нас содержит в себе четыре зоны личности: 
1. То, что знаю о себе я сам, и знают другие. Открытое пространство моей личности (Открытое Я или открытая зона).
2. То, что знаю о себе только я, а другие не знают (Скрытое Я, мой «скелет в шкафу»).
3. То, чего я о себе не знаю, а другие знают (Неизвестное Я).
4. То, чего никто, в том числе, я сам, не знает обо мне (Слепое Я или слепая зона).

Кроме того, «Я» – это то, что я о себе ДУМАЮ и совсем не обязательно, то, что есть на самом деле, а также то, что думают обо мне другие.
В каждом «Я» – много «я».

Самопознание особенно эффективно при взаимодействии личности и группы, которая предоставляет личности обратную связь, позволяющую расширить зону 1 за счет зон 2 и 4. С другой стороны, самораскрытие, важное, например, при построении команды*, обеспечивает расширение зон 1 и 2.
Использование «окна Джохари» для самопознания 
Расширение «Открытого «Я»» может эффективно осуществляться за счет обратной связи при взаимодействии с другими людьми. Человек должен научиться получать эту обратную связь и использовать ее для самоанализа. Ответьте на следующие вопросы. 
1. По каким признакам вы определяете реакцию других людей на ваше поведение? 
2. Как вы реагируете, если в реакции на ваше поведение другого человека вы замечаете нечто для вас странное или неожиданное? 
3. Как часто вы открыто просите оценить свое поведение или деятельность? 
4. Насколько вы терпимы к критике? 
Откровенно ответив самим себе на эти вопросы, вы можете составить представление о том, над чем вам следует поработать, чтобы эффективнее использовать обратную связь, идущую от других, для самоанализа . 
Осознание своего «я» помогает избегать многих неприятностей и стрессовых ситуаций. Например, понимание того, что вы — человек ленивый (что связано со множеством потенциальных неудобств), но увлекающийся, дает возможность «замаскировать» недостаток трудолюбия: вы просто должны стараться избегать неинтересных для вас дел. Можно привести много подобных примеров. 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Раздаточный материал Материалы "социология личности" «Окно Джохари» как средство самопознания