Конт, Огюст Биография

Печать
Добавил(а) Социология   
06.09.10 21:11

О.Конт, Биография

Конт, Огюст (Comte, Auguste, 1798-1857), французский философ-позитивист, одна из самых значительных фигур в социологии периода ее зарождения. Конт родился в Монпелье 19 января 1798 года. С раннего возраста Конт отверг католицизм своего семейства и монархистские политические взгляды. Он учился Политехнической школе в Париже с 1814 до 1816, но был исключен за участие в студенческом восстании. В течение нескольких лет Конт был секретарем известного социалиста Сен-Симона, влияние которого отразилось на многих работах Конта. Последние годы Конт страдал приступами тяжелой умственной болезни. Он умер в Париже 5 сентября 1857 года.

В ответ на научные, политические и индустриальные изменения эпохи Конт обращал свое внимание на возможность интеллектуальной, моральной и политической реорганизациии социального порядка. Принятие научной позиции, считал Конт, было ключом такой реконструкции.

Конт утверждал, что эмпирическое изучение исторических процессов, особенно развития различных находящихся во взаимосвязи наук, открывает закон трех стадий, которые управляют человеческим развитием. Он проанализировал эти стадии в своей главной работе, шеститомном трактате "Курс позитивной философии" (1830-1842). Из-за природы человеческого мышления, писал он, каждая наука, или отрасль знания проходит через "три различных теоретических состояния: теологическое или фиктивное состояние; метафизическое или абстрактное состояние; и, наконец, научное или позитивное состояние". В теологической стадии события объясняются желаниями богов или Бога. В метафизической стадии явления объясняются абстрактными философскими категориями. Заключительная стадия эволюции, научная, прдполагает отказ от любых поисков абсолютных объяснений причин. Внимание полностью сосредоточено на том, как явления связаны, с целью достижения эмпирически проверяемых обобщений. Работа Конта рассматривается классическим выражением позитивистской позиции - а именно, что эмпирические науки - единственный адекватный источник знания.

Каждая из стадий, считал Конт, связана с некоторыми политическими событиями. Теологическая стадия отражена в таких понятиях, как божественное право королей. Метафизическая стадия влечет за собой такие концепции, как социальный контракт, равенство людей и власть народа. Позитивистская стадия вызывает научный или "социологический" (термин, изобретенный Контом) подход к политической организации. Будучи весьма критичным к демократии, Конт представлял устойчивое общество, управляемое научной элитой, которая будет использовать научные методы, чтобы решать человеческие проблемы и улучшать социальные условия.

Хотя он отвергал веру в трансцендентальное бытие, Конт признавал ценность религии для поддержания социальной стабильности. В четырехтомной "Системе позитивной политики" (1851-1854) Конт предложил свою религию человечества, поощряющую социально одобряемое поведение. Однако главное значение идей Конта состоит в его роли в историческом развитии позитивизма.