Статистическое исследование социальных проблем

Печать
Добавил(а) Социология   
03.09.10 21:17

Тема: Статистическое исследование социальных проблем высшей школы: гендерный подход

Содержание

2 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Сущность и специфика тендерной статистики 12
1.1. Тендерный подход в статистических исследованиях 12
1.2. Сущность и система показателей тендерной статистики 33
Глава 2. Статистический анализ социальных проблем высшей школы 54
2.1. Высшая школа как объект тендерной статистики 54
2.2. Формирование методики гендерно-статистического 80
исследования социальных проблем высшей школы
Глава 3. Реализация методики гендерно-статистического исследования социальных проблем высшей школы (на примере высших учебных заведений г. Воронежа) 107
3.1. Гендерно-статистический анализ результатов выборочного
обследования ориентации студентов на ценности высшего образования 107
3.2. Гендерно-статистическое исследование ориентации
профессорско-преподавательского состава на ценности профессии 136
Заключение 169
Список использованной литературы 177
Приложения

Введение

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы в современном российском обществе, затронувшие все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру, оказали влияние и на тендерную ситуацию. Произошли существенные изменения в поло-возрастной структуре Российского общества, которое становится все более гендерно асимметричным - женщин на 10 млн. больше, чем мужчин. Повысилась смертность и сократилась продолжительность жизни мужчин. Динамика структурных сдвигов занятых и безработных породила проблемы, связанные с социальным положением тендерных групп.
В настоящее время тендерное измерение затрагивает все сферы жизнедеятельности общества на микросоциальном (межличностных отношений) и макросоциальном уровнях. Поэтому тендер оказывается в центре внимания различных наук, становясь темой междисциплинарных исследований.
Тендерные исследования первоначально носили качественный характер, однако в процессе их институционализации появилась необходимость в количественной информации для изысканий в различных направлениях научного знания, выразившуюся, в том числе, в тендерной статистике.
Практика показывает, что любая научная информация, которая не содержит данных по обеим тендерным группам (мужчин и женщин), дает искаженное представление о происходящих в обществе явлениях. В научном знании пока не сделано обоснованного вывода о том, что статистические данные о жизнедеятельности мужчин важнее, чем о жизнедеятельности женщин, или наоборот. Не сложилось четкого, структурированного представления о сущности и специфике тендерной статистики как отрасли научной деятельности.
Современные социальные, экономические, политические процессы существенно отразились на всех сторонах жизнедеятельности различных социальных групп. Исследования показывают, что кардинально изменилась
4
структура доходов домашних хозяйств. Значительно снизилась доступность материальных и духовных благ и услуг. Четко прослеживается неравенство доступа различных социальных групп к образованию, в первую очередь, высшему. Снижается возможность обучения в вузах для молодежи из сельской местности. В современном обществе высшее образование начинает играть дифференцирующую роль, в связи с чем претерпевают изменения и его социальные функции.
Усиливается дифференциация социального положения, в том числе имущественного, преподавателей по сравнению с другими социально-профессиональными группами. В условиях феминизации и геронтологиче-ской перспективы развития высшей школы, которые отмечаются российскими исследователями, трансформируется система ценностных ориентации тендерных групп профессорско-преподавательского состава и студентов. Это приводит к изменению роли и значимости преподавательской и образовательной деятельности, структуры мотивов, целей и взаимоотношений ее субъектов. Снижается престиж преподавательского труда в общественном мнении. Растет невостребованность выпускников с высшим образованием, так как уровень и качество подготовки не всегда отвечают требованиям современного рынка труда.
Значительной проблемой является дефицит научно-обоснованной ген-дерной статистической информации о состоянии высшей школы, осуществляющей подготовку специалистов высшей квалификации, для исследования и прогнозирования ее развития и разработки целенаправленной гендерно-ориентированной и гендерно-сбалансированной политики в области высшего образования. Поэтому актуальность исследования социальных проблем высшей школы определяется несоответствием состояния современной тендерной статистики темпам изменения и развития современного российского общества.
Исследование актуально также в плане использования его результатов в целях тендерного просвещения, осознания студентами и преподавателями
5
своего действительного положения в обществе с точки зрения возможностей и средств его позитивного изменения, что будет являться средством повышения эффективности их образовательной и профессиональной деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования. В силу своего комплексного характера тема диссертационного исследования находится в поле зрения проблемных областей ряда наук о человеке и обществе.
Активное развитие тендерные исследования как самостоятельная отрасль научного знания получили в девяностые годы прошлого столетия в результате мощной волны женского движения на Западе конца 1960-х-начала 1970-х г.г. Зарождение тендерных исследований в России происходило в тот же период в условиях социальных, экономических, политических и научных трансформаций общества.
Существенную роль в становлении тендерных исследований в современной России сыграло наследие западных феминистских практик, теорий феминизма (либерального, социалистического, психоаналитического, радикального, постмодернистского), женских и пришедших им на смену тендерных исследований, представленных в работах Дж. Батлер, С. де Бовуар, Г.Бок, Р. Брайдотти, Э. Гросс, Дж. Гэллан, Т. де Лауретис, Л. Малви, К. Миллетт, Ш. Муфф, Г. Рубин, Дж. Флекс, Л. Николсон, Б. Фридан, Ю.Кристевой, Л. Иригари, Э. Сиксу, белл хуке (написание со строчной буквы имени исследовательницы вызвано ее собственной позицией как одной из «исключительных» на одном из этапов развития «черного» направления феминизма) и многих других.
Важным моментом в развитии отечественных тендерных исследований является осмысление западных разработок, что необходимо для адекватного сопоставления его с современной российской действительностью. Анализ зарубежного опыта тендерных исследований представлен в трудах Н. Гапоно-вой, А. Усмановой, И. Аристарховой, И. Жеребкиной, Т. Гурко, Е. Здравомы-словой, А. Темкиной, Н. Пушкаревой, Е. Ярской-Смирновой, И. Дураковой и других ученых.
6
В работах О. Ворониной, Т. Клименковой, М. Малышевой, Н. Абуба-кировой, 3. Хоткиной, Н. Стрекайловой отражены попытки систематизировать и развить существующие теории, касающиеся интерпретации понятия «гендер».
Тендерная статистика представлена в работах И. Молчанова, М. Хегай, В. Котенко, М. Мухаевой, Л. Белоконной, О. Базаевой, Е. Малышева.
Проблемам тендера в высшей школе посвящены монографии и статьи отечественных и зарубежных исследователей - М. Баскаковой, З.-Х. Сара-лиевой, С. Балабанова, М. Проскуриной, Н. Николюкиной, В. Пугача, И. Горшковой, Г. Беляевой, М. Самодуровой, А. Иванова, О. Хасбулатовой, Н. Крюгера, Е. Зена, С. Романин, Р. Овера, С. Кулис. Поскольку статистические данные служат в этих работах лишь иллюстрацией теоретических выводов, всестороннего статистического изучения социальные проблемы высшей школы практически не получили.
Необходимость уточнения ряда дефиниций, недостаточная изученность социальных проблем высшей школы с точки зрения тендерной статистики, проблемы формирования информационного обеспечения и использования статистических методов в исследованиях для разработки гендерно-ориентированной и гендерно-сбалансированной политики в области образования подтверждают выводы об актуальности темы настоящей работы.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в расширении теоретических и организационно-методических представлений о тендерной статистике и специфике ее применения к изучению социальных проблем высшей школы.
В соответствии с поставленной целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:
- уточнить содержание тендерного подхода, выявить необходимость и возможности его использования в статистических исследованиях;
- раскрыть сущность тендерной статистики и охарактеризовать систему ее показателей;
7
- выявить особенности высшей школы как объекта тендерной статистики;
- разработать и апробировать методику статистического исследования социальных проблем высшей школы с учетом тендерного подхода;
- сформировать систему статистических показателей, характеризующих ориентации тендерных групп студентов на ценности высшего образования и профессиональные ориентации тендерных групп профессорско-преподавательского состава высшей школы;
- провести статистический анализ основных тенденций в ориентациях ген-дерных групп студенчества на ценности высшего образования и профессиональных ориентации тендерных групп профессорско-преподавательского состава высшей школы.
Область исследования - 3.8. Прикладные статистические исследования воспроизводства населения, сфер общественной, экономической, финансовой жизни общества, направленные на выявление, измерение, анализ, прогнозирование, моделирование складывающейся конъюнктуры и разработки перспективных вариантов развития предприятий, организаций, отраслей экономики России и других стран.
Предмет исследования - статистический подход к наблюдению, измерению и анализу социальных проблем высшей школы.
Объектом исследования выступают тендерные группы студентов и профессорско-преподавательского состава высшей школы России конца XX -начала XXI веков (на примере Воронежского вузовского центра).
Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, работающих в области социальной и тендерной статистики. В процессе исследования использовались материалы научных конференций, семинаров, посвященных тендерным и статистическим исследованиям, социальным проблемам высшей школы.
8
При решении поставленных задач использован системный подход, позволяющий анализировать тендерные группы как не противоположные, а неотъемлемые составляющие единого социального пространства; тендерный подход, рассматриваемый как методологический инструмент познания жизнедеятельности общества, в основе которой - учет социальных особенностей индивидов (мужчин или/и женщин) в неразрывной связи с биологическими.
В работе над диссертацией автором использованы методы логического и сравнительного анализа, анкетного опроса, выборочного наблюдения, метод сводок и группировок данных, анализа рядов распределения, графической интерпретации данных, индексный, корреляционный анализ.
Эмпирическую основу диссертационной работы составили исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные социальным проблемам высшей школы, нормативные документы Российской Федерации, ООН, ЮНЕСКО, МОТ, материалы Комитета государственной статистики РФ и международных организаций.
В работе над диссертацией автор использовал материалы выборочных обследований Лаборатории социологических исследований Воронежского государственного университета: проблем образа жизни студентов (1988 и 1998 гг.), образа жизни современного преподавателя (2001 г.) и ориентации студенчества на ценности высшего образования (2003 г.), проведенных в вузах г. Воронежа при непосредственном участии автора. В исследованиях применялась квотная выборочная процедура по ряду репрезентирующих признаков: курс обучения, тип факультета - для студентов; тип вуза, факультета, кафедры - для преподавателей. Основной метод получения информации - опрос, проведенный в форме анкетирования в ряде государственных вузов г. Воронежа. Обработка материалов исследований проводилась с помощью пакета программ статистической обработки социологических данных (SPSS).
Научная новизна работы заключается в том, что в ходе исследования уточнены и расширены представления об особенностях тендерной статисти-
ки, сформулированы основные методические положения ее использования в исследовании социальных проблем высшей школы.
Получены следующие результаты, отражающие научную новизну диссертационного исследования:
- сформулировано авторское определение «гендера» как совокупного социального и биологического представления мужчин и женщин, сформированного в процессе общественного развития. На этой основе уточнена трактовка, обоснованы необходимость и возможность «гендерного подхода», что позволяет его использовать как методологический инструмент познания жизнедеятельности общества в статистических исследованиях;
- скорректировано понятие и выявлена сущность тендерной статистики, расширяющее представления о ней как самостоятельном разделе статистической науки;
- систематизирована и упорядочена информационная база тендерной статистики, позволяющая увязать группы однородных показателей с источниками статистической информации и адресностью использования для разработки гендерно-ориентированной и гендерно-сбалансированной политики на различных уровнях управления;
- выявлены особенности высшей школы как объекта тендерной статистики. Построена и обоснована классификация факторов, влияющих на соотношение долей мужчин и женщин в структуре профессорско-преподавательского состава вузов, включающая экономические, социально-психологические, социально-политические и социокультурные группы, которая позволяет прогнозировать развитие тендерной ситуации в сфере образования;
- разработана и реализована методика статистического исследования социальных проблем высшей школы, отличающаяся комплексным использованием статистико-математических методов и гендерного подхода для анализа результатов сплошных и выборочных наблюдений;
- сформирована система качественных статистических показателей, позволяющая выявить динамику, тенденции и особенности ориентации студен-
10
тов на ценности высшего образования и профессиональные - профессорско-преподавательского состава высшей школы с учетом тендерного подхода; - квалифицированы два вида тендерной асимметрии (межгрупповая и внут-ригрупповая) и выявлены динамика, тенденции и особенности ориентации студентов на ценности образования и профессиональных ориентации профессорско-преподавательского состава, позволяющие разработку тендерной политики в области высшего образования.
Теоретическая значимость полученных в диссертационном исследовании результатов состоит в развитии представлений о тендерной статистике как самостоятельном разделе статистической науки и высшей школе как объекте тендерной статистики, которые используются при анализе ее социальных проблем.
Практическая значимость исследования. Результаты гендерно-статистического исследования социальных проблем высшей школы могут быть использованы в практической деятельности Комитетов государственной статистики, органов образования, общественных организаций при разработке и реализации программ гендерно-ориентированной и гендерно-сбалансированной политики в области образования, при исследовании других социальных проблем высшей школы.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в учебном высших учебных заведений, в том числе Воронежского госуниверситета, при реализации образовательной программы направления 52.22.00 -Статистика (бакалавры) в курсах «Социальная статистика» и «Демография».
Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения диссертационной работы докладывались автором и обсуждались на международной конференции «Математика. Образование. Экология. Гендер-ные проблемы» (Воронеж, 2003 г.); Международных научно-практических конференциях: «Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы» (Иваново, 2003 г.), «Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и решения» (Воронеж, 2004 г.);
11
Всероссийских научно-практических конференциях: «Современные проблемы экономической теории» (Воронеж, 2003 г.), «Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности коммерческих организаций» (Воронеж, 2004 г.); Всероссийском форуме молодых ученых и студентов «Инновационность хозяйственных систем» (Екатеринбург, 2003 г.); Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых по актуальным вопросам менеджмента и бизнеса (Москва, 2003 г.), на научных сессиях Воронежского государственного университета (2002-2005 г.г.).
Ряд методических положений и разработок диссертационного исследования прошел апробацию в ходе исследования «Организация мониторинга социальных условий учебы и быта студентов», проведенного по заказу главного управления образования администрации Воронежской области в 2005 г., что подтверждено документально.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом лично автора 4,6 п.л.
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 174 наименования и 22 приложения. Работа изложена на 191 странице машинописного текста, содержит 44 таблицы, 9 формул и 18 рисунков.
12 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ТЕНДЕРНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ТЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Одно из наиболее ярких явлений в научной жизни двадцатого столетия -появление тендерных исследований как принципиально нового методологического подхода к исследованию не только мужчин и женщин, но и всей жизнедеятельности общества в целом.
Тема пола, понятия «мужского» и «женского» обсуждались в традиционных философских, социологических и психологических теориях. Предпосылками к традиционному анализу этих проблем служили представления о принципиальном биологическом отличии женщин от мужчин, женской вто-ростепенности и, соответственно, «естественности» и природной предзадан-ности мужского доминирования в обществе.
Тендерная теория рассматривает проблему дифференциации мужского и женского в обществе с принципиально иных позиций. Ее основой является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют не биологические, а социальные основания.
Анализ показал, что в современной литературе существует большое количество определений «гендера». В последнее время тендер рассматривается как целый комплекс понятий. То, что тендер не имеет универсального определения - его особенность. Хотя тендерные исследования насчитывают не одно десятилетие, дискуссии по поводу определения этого понятия не прекращаются. Поэтому целесообразно выявить, что подразумевается под эти термином в каждом конкретном исследовании.
Тендер (от английского gender) - род, пол, порождать [92, 424]. Термин тендер в англоязычной философской и социологической литературе появился в конце 60-х гг. прошлого столетия. До этого он использовался только в языкознании, как грамматическая категория рода. Смысл его заимствования социологами и философами заключается в акцентировании того, что различия между полами в области разделения общественного труда, ролей в семье,
13
сегрегация социального пространства по признаку пола столь же условны, сколь условен род существительных. То же самое относится и к тендерным различиям в разных культурах и у разных поколений людей в рамках одной культуры [7, 180].
В соответствие с этим можно предположить, что термин «гендер» был как бы заимствован для определения социальных различий пола и сам по себе не отражает того содержания, которое в него вкладывается в современном научном дискурсе.
Понятие гендер в научный обиход ввел психолог Роберт Столлер в 1968 году. Изучая в Калифорнийском университете психологию гермафродитов и транссексуалов, он понял, что легче хирургическим путем изменить пол человека, чем психологическим - его тендерную идентичность [141, 15]. Термин гендер как не имеющий связи с биологией, стали использовать тогда, когда стало очевидным, что различия между мужским и женским имеют социальный источник. Одной из первых, где появилось довольно четкое разграничение понятий пол и гендер, является работа Гейл Рубин «Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола». Она выводит патриархальный гендер из биологического пола, отмечая, что гендер — это не просто идентификация человека с полом: он предполагает, что сексуальное желание должно быть направлено на противоположный пол [2, 99-114].
По мнению психолога Роды Уингер, термин гендер необходимо использовать для обозначения социальных, культурных и психологических аспектов маскулинного и феминного, то есть она считала гендер «социально-культурным конструктом. Гендер следует мыслить как независимый от биологического пола персоны» [141,100].
Процесс формирования термина «гендер» проходит ряд этапов. Содержание понятия гендер изменяется вслед за развитием тендерных исследований в различных направлениях [113, 16]. Кроме того, существует мнение, согласно которому, содержание, которое сейчас вкладывается в термин «гендер», восходит не к значению английского слова gender - грамматический
14
род, а к другому значению этого слова, обнаруженному в американском словаре наследия: «gender» - представление, презентация. Это именно представление индивида (мужчины или женщины) во всей совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на социальную [5, 36]. Такая трактовка происхождения термина тендер выглядит более убедительной. Вследствие этого становятся понятными современные определения. Анализ понятия «гендер» показал, что его трактовки можно условно разделить на четыре группы.
В первую группу входят определения, указывающие на ценностно-нормативное содержание этого понятия. Гендер — совокупность норм поведения и позиций, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе [141, 15]. Гендер - совокупность социальных и культурных норм и ценностей, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от биологического пола. Понятие гендер, в сущности, означает сложный социокультурный процесс формирования обществом различий между «мужским» и «женским» [129,20-21].
Ко второй группе относятся определения, указывающие на поведенческие особенности мужчин и женщин. Гендер - это сложный социокультурный конструкт; различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом [131, 177]. Гендер - совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчин и женщин [117, 90].
Третья группа определений указывает на то, что гендер является категорией, разделяющей индивидов на группы. Гендер - социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним [21, 109].
Четвертая группа, определяющая гендер как некие социальные отношения. Гендер - социальные отношения; не биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений [1, 124]. Гендер - комплексное переплетение отноше-
15
ний и процессов и в то же время фундаментальная составляющая отношений социальных, укорененных в культуре, содержащая элементы устойчивости и изменчивости, представляющая одну из основ стратификации общества по признаку пола и в то же время рассматриваемая в неразрывной связи с его биологическими функциями [113, 22].
Все эти определения указывают на различия между мужчинами и женщинами, прежде всего, социальные, но в то же время, в зависимости от биологического пола. Все они подразумевают деление общества на группы, с присущими им социальными, культурными, психологическими, личностными и другими характеристиками. Однако каждое из них отражает какой-либо один аспект. На наш взгляд, наиболее полным, максимально отражающим сущность тендера, является следующее: гендер — это совокупное социальное и биологическое представление человека (мужчины или женщины) в обществе, сформированное в процессе его развития, являющееся основой социальных отношений и стратификации.
В настоящее время проблемы тендера рассматриваются во многих науках: истории, социологии, философии, лингвистике, экономике, политологии, психологии и т.д. Существует целый ряд предпосылок к возникновению и развитию тендерных исследований.
Анализ литературы показывает, что первые тендерные исследования появились во второй половине XX века на Западе. Развитие индустриального общества создало предпосылки и потребность широкого участия женщин в общественном производстве. Развитие массового производства, урабнизаци-онные процессы, появление новых технологий, обеспечивающих меньшие затраты физического труда привели к устойчивому росту спроса на женский труд. Женщины получили доступ к образованию, что способствовало росту женского самосознания, изменению системы общественных ценностей. Это, в свою очередь, привело к изменению роли и социального статуса женщины в обществе, что естественным образом сказалось и на изменение социального статуса мужчины, а любые изменения вызывают исследовательский интерес.
16
Динамичность процессов изменения ролей мужчин и женщин, места полов в обществе, экономике создала предпосылки для научных исследований этих процессов. По сути, обнаружился предмет исследования, который раньше не был очевиден и ему не придавалось значения. По мнению С. Ро-щина [120, 6-7], таким предметом является социокультурный способ выражения биологических половых различий мужчин и женщин, его эволюция, зависимость положения, которое занимают мужчины и женщины в обществе от биологических причин и социальных традиций, отражающих эти биологические различия.
Решающую роль в становлении принципиально новой исследовательской парадигмы - тендерного подхода — сыграл феминизм [129, 220-221]. В научной литературе, выделяют социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения и развития феминизма [25, 9; 141, 51]. К социальным относятся - ликвидация феодально-сословной организации общества; становление буржуазных отношений; развитие индустриальной цивилизации; вовлечение женщин в общественное производство, что превращает женщину в собственника, по крайней мере, своих рабочих рук, которые она может продавать вне зависимости от кого-либо за вознаграждение. К интеллектуальным предпосылкам относят: критические в отношении существующего общества социально-философские и политические концепции XVIII - XX в.в.
В исследовании статуса женщины в обществе теоретики феминизма, не удовлетворенные традиционной социальной наукой, начали формулировать новые теоретико-методологические подходы к изучению общества, которые впоследствии стали основой и оказали огромное влияние на тендерные исследования [2].
Одной из предпосылок появления и развития тендерных исследований на Западе стало женское движение 60-70-х г.г. прошлого века (вторая волна феминизма - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами), которое приобрело довольно массовый характер, особенно в США.
17
Феминизм привел к появлению в 70-е г.г. XX в. в американской академической среде так называемых женских исследований (women's studies). По мнению О.А. Ворониной, они возникли тогда, когда стало очевидным, что в сущности социальные и гуманитарные науки под видом изучения человека вообще, то есть homo sapiens, изучают исключительно мужчин [25, 10]. Женскому движению понадобилась научная поддержка, что послужило развитию женских исследований. Они прошли несколько стадий своего развития. Дж. М. Бистиджински выделяет четыре стадии развития женских исследований [129, 100-102].
Первая стадия (конец 1960-х - 1970-е гг.) характеризовалась усилиями по созданию новой академической области. Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин (литература, история, философия, социология и психология). Несправедливо забытые труды женщин были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе, а ученые стали связывать свои исследования с проблемами женщин и тендера. Вскоре стало ясно, что подход «просто добавить женщину» (механически включить в исследования данные о женщинах) был недостаточным, поскольку ни одна из традиционных дисциплин не была в состоянии предоставить полноценное понимание жизни женщин.
Вторая стадия развития женских исследований датируется началом 1980-х г.г. В этот период происходила интеграция женских исследований в высшее образование или развитие «гендерно-сбалансированных учебных планов» посредством введения новых знаний о женщинах в традиционные дисциплины. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин, явлений дискриминации в публичной сфере и частной жизни, тендерных предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были учреждены журналы, опубликованы антологии и хрестоматии по женским исследованиям. Для того, чтобы женщины попали в центр внимания науки и социальной практики, следовало внести изменения в те установки и язык, которые структурируют академическое знание. Споры вызвал междис-

Тип работы: Диссертация

Год: 2006