Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Гавриленков А.Ф. Религия как социальный куматоид

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
26.03.11 06:18

Религия как социальный куматоид

А.Ф. Гавриленков
Смоленский государственный педагогический университет

Общество представляет собой совокупность экономической, политической, правовой, социальной и духовной сфер. Социальную сферу общества можно представить в общем виде как сферу, характеризующую социальное положение человека, которая способна к самообновлению. Данная способность к самообновлению в социальной жизни получило название социального куматоида [2, 12]. Воспроизведение тех или иных форм поведения или деятельность по непосредственным образцам, по выражению М.А. Розова, получило название социальной эстафеты.
Рассмотрим проявление феномена социального куматоида и социальных эстафет применительно к религии.
Одним из центральных явлений религии является религиозная вера. По совершению религиозных практик верующих можно разделить на две категории: верующие, выполняющие все положения вероучения и верующие, участвующие в совершении религиозных практик от случая к случаю. Верующие, которые активно участвуют в жизни религиозной общины характеризуются следующими чертами: ежедневно совершают молитвы, читают священные тексты, в повседневной жизни руководствуются нормами религиозной морали, выражают доверие религиозным структурам.
Верующие, участвующие в совершении религиозных практик от случая к случаю могут быть охарактеризованы следующим образом: редко совершают молитвы и изучают священные тексты, сомневаются в религиозных истинах, нерегулярно посещают церковь, выражают недоверие религиозным структурам. Таким образом, верующий, поступающий в религиозной жизни подобным образом, постепенно теряет связь с религиозной общиной. 
В центре религиозной практики находится религиозная вера. Русский религиозный философ С.Л. Франк определил религиозную веру как встречу человеческой души с Богом, как «явление Бога человеческой душе» [4, 449]. В основе религиозной веры, по Франку, находится личное общение человека с Богом. Заметим, что у каждого человека личное общение человека с Богом имеет особенности. Вера позволяет человеку обнаружить Бога.  
В ходе усвоения человеком тех или иных положений вероучения, возникает определенный религиозный опыт. Через религиозный опыт происходит формирование религиозного догмата [4, 525]. По мнению С. Л. Франка, религиозный опыт является результатом всей жизни человека, его общения с Богом [4, 508]. При этом религиозность у каждого человека не только проявляется, но и слагается по-разному. Русский философ И.А. Ильин замечал по этому поводу следующее: «Религиозность слагается у каждого человека по-своему, - в особом сплетении и сотрудничестве чувства, воображения, мысли, воли, чувственных ощущений, и, может быть, смирения и гордости, благодарности и черствости, радости и горя, страха и предчувствия и т.д.» [1, 25]. 
Религиозный опыт человека включает религиозные переживания, молитву, религиозное обращение. Через религиозный опыт раскрываются основные условия, формы и законы религиозности [1, 35]. Религиозный опыт дается человеку на основе молитвы [1, 40; 4, 500].
Религиозные переживания основываются на личных переживаниях человека, которые имеют религиозную окраску. Как правило, религиозные переживания тесным образом связаны с богослужением, молитвой, религиозным ритуалом и обрядом [3, 25]. Эти переживания будут нести на себе отпечаток тех верований, следствием которых они будут являться сами.
Несмотря на то, что каждый верующий, принадлежащий к определенной конфессии, обязательно исполняет определенные обряды и ритуалы, всё же мы должны признать, что у верующего возникают собственные религиозные переживания и, в целом, собственный религиозный опыт. Возникновение уникального религиозного опыта происходит не только на индивидуальном уровне, но и на коллективном. Но мы вправе сказать, что со временем, у нового поколения верующих мы можем наблюдать появление нового религиозного опыта как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Мы видим, что в проявлении религиозного опыта наблюдается феномен социальных эстафет, который и фиксирует способность религии к самообновлению. Исторически этот феномен можно объяснить следующим образом. Определенная конфессия (православие, католицизм, протестантизм, ислам и т.д.), возникнув на определенном историческом отрезке, получает возможность к воспроизведению через культовую деятельность отдельных верующих. Верующий следует основным положениям вероучения, соблюдает обряды и ритуалы – действует по определенному образцу. 

Литература

1. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
2. Розов М.А. Феномен социальных эстафет. Сборник статей. Смоленск: СГПУ, 2004.
3. Томпсон М. Философия религии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
4. Франк С.Л. С нами Бог. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.


 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Статьи Гавриленков А.Ф. Религия как социальный куматоид