Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Баринов Д.Н. Мифологизация социальных тревог в массовой коммуникации

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
20.03.11 15:21

Баринов Д.Н. Мифологизация социальных тревог в массовой коммуникации
УДК 316.776.23

Мифологизация социальных тревог в массовой коммуникации
Д.Н. Баринов
Смоленский государственный педагогический университет

Одним из важнейших свойств массовой коммуникации принято считать ее способность уменьшать неопределенность. Удовлетворяя информационные потребности человека, СМИ помогают ему более или менее адекватно структурировать окружающую реальность, упорядочить ее и объяснить, сделать понятной. В силу естественных ограничений человек нередко не в состоянии самостоятельно интерпретировать окружающую реальность и потому охотно использует модели объяснения действительности, которые транслируются через СМК. 
Однако именно эта способность массовой коммуникации удовлетворять информационные потребности может быть использована для того, чтобы манипулировать сознанием и поведением человека путем мифологизации действительности. Далеко не последняя роль в этом процессе отводится социальным тревогам и страхам населения.
Результаты экспериментальных исследований показывают, что cтрах побуждает искать в другом человеке того, кто может помочь преодолеть и устранить угрозу путем информирования о том, как следует воспринимать ситуацию или действовать [2; 375-376]. Именно на этом пути открывается возможность умышленного манипулирования массовым сознанием, чувствами населения, его страхами и тревогами посредством СМИ, манипулирования с помощью трансляции разного рода мифов, истинной целью которой может быть реализация вполне прагматических намерений. 
Исследования влияния на реципиента устрашающих сообщений свидетельствуют о том, что высокий уровень страха, присутствующий в коммуникации, оказывается эффективным в том случае, если после возбуждения тревоги и страха следуют рекомендации о том, как устранить появившуюся угрозу. Действие принципа <страх-затем-облегчение> в коммуникации ведет к большей уступчивости реципиента, ибо простые и легко выполнимые рекомендации могут оказаться как раз именно тем, что хотел бы внушить сделать реципиенту коммуникатор [1; 230-231]. Иными словами, состояние тревоги или страха, внушенное СМИ, выступает основой для внедрения в сознание нужных коммуникатору моделей объяснения реальности и образцов поведения. А одним из наилучших средств для этого являются мифы, которым издревле был свойственен этиологизм. 
Современная мифология, как и древняя, позволяет человеку объяснять и интерпретировать действительность, понимать ее, находить в ней какой-то смысл. Состояние тревоги или страха и создает предпосылки для внедрения в сознание мифологических образов. Более того, в условиях социального кризиса, увеличения тревожных настроений в обществе возникает потребность в лидере, приобретающем черты мифологического героя, одной из характерных особенностей которого является пониженное чувство опасности [6; 172]. В мифологическом герое, не ведающем страха, человек находит то, что отсутствует у него самого - бесстрашие. Именно поэтому мифологический герой превращается в идола и ему передается право действовать [5; 321]. На этом мифологическом приеме основано позиционирование политиков, в имидже которых всегда можно встретить мотив борьбы с внушающим опасность врагом и его ниспровержение бесстрашным лидером.
Вместе с тем немаловажен и тот факт, что мифологизация в СМИ социальных тревог, как, впрочем, и всей социальной реальности в целом, обусловлена природой массовой коммуникации. Проведенный Дж. Уильямсоном семиотический анализ рекламы демонстрирует, что благодаря рекламе создаются новые структуры значения, не существовавшие до этого. Семиотический процесс присвоения рекламируемым объектам новых свойств основан на установлении значимой связи между качествами товара и людским миром. Характеристики рекламируемого объекта наделяются значениями, свойственными этому миру - уверенности в себе, успешности в карьере и личной жизни и т.д. [4; 71-72].
Этот процесс конструирования новых значений и смыслов возможен в силу выполняемой массовой коммуникацией функции присвоения статуса, назначение которой, по мнению П. Лазарсфельда и Р. Мертона состоит в том, чтобы повышать социальную значимость тех или иных индивидов или групп. <Внимание средств массовой коммуникации свидетельствует, что объект сообщения достоин быть выделенным из анонимной массы, его поведение и мнения достаточно важны для всех> [3; 141]. 
Иными словами, вместе с возвышением информационного статуса неких событий повышается и значение эмоциональных переживаний, сопутствующих этим событиям или пробуждаемых ими, например, социальных тревог и страхов.
Таким образом, мифологизация социальных тревог в СМИ основана на имманентных массовой коммуникации семиотических механизмах перекодировки уже имеющихся значений, присвоения объектам, событиям нового значения. Вследствие этого становится возможным порождение не только истинных, но и ложных, иллюзорных, виртуальных страхов и тревог, что является удобным плацдармом для злоупотреблений и сознательного, умышленного использования инструментов массовой коммуникации в целях манипулирования сознанием и программирования поведения с помощью разного рода социальных или политических мифов.

1. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб., 2003. с. 230-231.
2. Перспективы социальной психологии. М., 2001, с. 375-376. 
3. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2003, с. 141. 
4. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.- Киев, 2002, с. 71-72. 
5. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М., 2000, с. 321.
6. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003, с. 172.


 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Статьи Баринов Д.Н. Мифологизация социальных тревог в массовой коммуникации