Словарь терминов (Э)

Печать
Добавил(а) Социология   
18.01.11 02:27

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

Э

Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; вообще развитие.

Эвристика – наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. (1)

Эвристика педагогическая – методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономерностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправ-ленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышле-ния. (2)

Эвристическая беседа – вопросительная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам. (1)

Эвристическая форма обучения (П. Ф. Каптерев) – такая форма обучения, при которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вы-рабатываются самими обучающимися под руководством обучаемого. (2)

Эдукологические формы управления – формы управления сферой образова-ния способами, присущими самому образованию, в частности путем создания службы информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг и службы аккредитации. (4)

Эдукология – одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования. (4)

Эгоизм – свойство личности, черта характера, проявляющаяся в себялюбии, предпочтении личных интересов общественным и интересам других людей. (1)

Эгоцентризм – крайняя точка эгоизма.

Экзамен – форма оценки качества усвоения обучающими теоретических зна-ний учебного предмета или изучаемой дисциплины, их прочность и глубину усвоения, развитие творческого мышления, умения синтезировать, классифи-цировать и обобщать полученные знания и применять к решению задач практи-ческого и прикладного характера. (Г)

Экзамены в высшей школе – проводятся преподавателями по прочитанным ими теоретическим дисциплинам. Они могут быть вступительными, семестровыми, курсовыми и государственными. Результаты экзамена оцениваются обычно по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). (3)

Эклектизм – неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоеди-нимых взглядов, точек зрения, методов.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Экскурс – изучение, освещение какого-нибудь специального вопроса, связан-ного с главной темой.

Эксперимент – эмпирический метод познания педагогических явлений и про-цессов в контролируемых и управляемых условиях. (Г)

Эксперимент педагогический – научно-поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опы-том, который проводится в других условиях или на другом контрольном объек-те. (1)

Эксперт квалифицированный специалист в определенной области, привле-каемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключе-ний, проведения экспертизы. (1)

Экстерн человек, сдающий экзамены за курс учебного заведения, не обуча-ясь в нем.

Экстернат – система прохождения курса обучения экстерном.

Экстернат – самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образова-ния по избранному направлению подготовки с последующей аттестацией в высшем учебном заведении. Текущая аттестация включает прием экзаменов и зачетов по курсам соответствующих дисциплин; рецензирование и прием кон-трольных и курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике. (1)

Элоквенция – ораторское искусство; красноречие. (1)

Эмпатия – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать, разде-лять их; постижение эмоционального состояния другого человека, проникнове-ние, «вчувствование» в него. В качестве особых форм Э. выделяют сопережи-вание – переживание субъектом эмоциональных состояний, которые испытыва-ет другой человек, через отождествление с ним и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Как показы-вают психологические исследования, Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительно-го, интимного. Эмпатическая способность возрастает, как правило, с обогаще-нием жизненного опыта. Она легче реализуется в случае сходства поведенче-ских и эмоциональных реакций индивидов. (1)

Эмпиризм – учение, признающее чувственный опыт единственным источни-ком знаний. (1)

Энциклопедизм – всесторонняя образованность, глубокая осведомленность в различных областях знания.

Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.

Эрудиция – проявление широты ума, опирающееся на большой объем знаний по данному вопросу и обеспечиваемое памятью. (1)

Эстетическое воспитание – один из видов воспитания личности, цель которо-го – формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действи-тельности не только личностей, но через них и коллективов. (1) Этапы процесса обучения – последовательные стадии организации процесса обучения: 1) диагностика обучающихся; 2) планирование; 3) создание условий; 4) реализация; 5) оценивание и 6) коррекция обучения. (4)

Этика – система норм нравственного поведения человека, профессиональной группы. (1)

Этика педагогическая – составная часть этики, отражающая специфику функ-ционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности педагога. (2)

Этика социально-педагогическая – составная часть этики, отражающая спе-цифику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социально-педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности социального педагога. Предметом Э. с.-п. являются закономерно-сти проявления нравственности в сознании, поведении, отношениях и деятель-ности социального педагога. (1)

Этикет – в узком смысле, в исторически первоначальном значении – свод пра-вил обхождения, принятых при дворе, в дипломатическом кругу и т. п.; в широ-ком значении – совокупность правил поведения, вежливости, принятых в ка-ком-либо обществе или его части (Э. половозрастной, кастовый, сословный, профессиональный и т. п.). (1)

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Последнее обновление 18.01.11 03:02