Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Социологическое исследование. Программа социологического исследования. Социологический исследовательский проект

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
16.01.11 19:59

Социологическое исследование. Программа социодогического исследования. Социологический исследовательский проект.

Фоменков А.И. - к.п.н., доцент

Рассмотрим понятия: " Социологическое исследование", " Программа социологического исследования" и социологический исследовательский проект".

На наш взгляд, наиболее точное определение социологического исследования дал Э.А. Капитонов. Социологическое исследование (СИ - сокращено нами, Ф.А.) – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих проводить количественные и качественные сбор, измерения, обобщения, анализ социологической информации (Э.А. Капитонов).

Социологическое исследование начинается с разработки программы исследования и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога или, как правило, исследовательской группы социологов. Существующие в практике разного рода опросы, проводящиеся без тщательно подготовленной исследовательской программы, не являются социологическими исследованиями. Такие факты профанируют социологию, свидетельствуют о социологическом непрофессионализме, позволяют спекулировать на авторитете науки, тем самым, подрывая ее. Более того, выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограмного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а поэтому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем, ошибочностью принятых управленческих решений.
Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.
Программа исследования выступает основой социологического исследования, его квинтэссенцией. В ней заключены все знания исследователя, его квалификация в выборе проблемы, объекта и предмета исследования, построение выборки и инструментария, организация полевого этапа, анализа и интерпретации собранных данных, поэтому все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования.

Программа исследования – это изложение его теоретико - методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта (А.И. Шикун).
Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:
а). Теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере.
б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.
в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Программа социологического исследования выражает понимание и знание, отвечая на вопросы:
1. Что надо делать?
2. Чем выполнить задуманное?
3. Как выполнить задуманное?
Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения выделим наиболее часто используемых два типа исследований:
1.Теоретико-прикладные исследования, цель которых – содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Эти исследования, иногда называемые социально-инженерными. (В некоторой литературе они рассматриваются как конкретное социологическое исследование (КСИ), конечная цель которого – практическое решение социальных проблем, связанная с управлением определенными социальными процессами, а также их прогнозированием и планированием). Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику. Прикладные СИ (КСИ) мы будем рассматривать и проводить посредством социологического исследовательского проекта (определение см. ниже).
Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.

В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие, по мнению различных авторов, элементы:

В.А. Ядов (Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. – С. 70)
Методологический раздел программы:
1.Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2.Определение цели и постановка задач исследования.
3.Уточнение и интерпретация основных понятий.
4.Предворительный системный анализ объекта исследования.
5.Развертывание рабочих гипотез. 
Методический раздел программы:
6.Принципиальный (стратегический) план исследования.
7.Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8.Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

А.И. Кравченко (Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. - С.434).
Программа социологического исследования включает подробное, четкое завершенное изложение следующих узловых моментов: методологической части (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ).
Выделяют следующие основные этапы составления программы исследования:
• формулировка проблемы;
• определение цели, задач, объекта и предмета исследования;
• логический анализ основных понятий;
• выдвижение гипотез;
• определение выборочной совокупности;
• составление инструментария;
• полевое обследование
• обработка и интерпретация полученных данных;
• подготовка научного отчета.

А.И. Шикун (Шикун А.И. Социологический практикум: Учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2000. – С. 6).
Программа СИ обычно строится из разделов (параграфов), в которых последовательно излагаются основные принципы (теоретические подходы) и методы (способы, процедуры) предстоящего исследования.
Примерная структура программы:
1.Обоснование проблемы                                  6.Методы сбора социологической 
исследования. информации.
2.Объект и предмет исследования.                     7.Методы обработки информации.
3.Цель и задачи исследования.                           8.Методы анализа информации.
4.Гипотезы исследования.                                  9.Постановка социальных
экспериментов.
5.Интерпретация основных понятий.                   10.Организация исследования.
Левая колонка реализует, в первую очередь, методологические (теоретические) функции программы. Правая – методические и организационные (процедура исследования).

В.Г. Гречихин (Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. – М., 1988. – С. 36).
Методологический раздел программы, состоит из следующих элементов:
1). Формулировка проблемы; определение цели и задач исследования;
2). Определение объекта и предмета исследования;
3). Интерпретация основных понятий;
4). Предварительный системный анализ объекта исследования;
5). Формулировка рабочих гипотез.
Методико-процедурный раздел программы включает в себя:
1). Принципиальный (или стратегический) план исследования;
2). Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

С.С. Новикова (Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособ. – М.: «СпортАкадемПресс», 2000. – С. 34).
Методологическая часть
1. Описание проблемной ситуации.
2. Указание цели и задач.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Интерпретация основных понятий.
5. Формулировка гипотез.
Методическая часть
6. Определения объема выборки.
7. Описание используемых методов сбора первичной социологической информации.
8. Логическая структура инструментария.
9. Методика обработки информации.
Программу обязательно дополняет рабочий план.

Несмотря на разнообразие исследуемых проблем, несмотря на различие решаемых задач, и используемых методов, все исследования имеют нечто общее, что присутствует в них в разных сочетаниях и в разной последовательности.
Полагаем, что различное распределение содержания программы по разделам, у разных авторов, происходит в зависимости от вида исследования, особенностей проблемы исследования, целей и задач исследования, ожидаемых конечных результатов, традиций социологической лаборатории, опыта разработчиков программы, финансовых возможностей и т.д.
Объем программы бывает различным. Она может излагаться кратко, несколько страниц, или представлять собой объемный том.

Основные требования к программе:
1. Необходимость.  
2. Эксплицитность (ясность, четкость).
3. Гибкость.
4. Логическая последовательность структуры.
Рассмотрим их подробнее.
Первое требование — необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале.
В конце работы исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все это совершенно иначе.
Подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно сформулированной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный характер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной, целенаправленной проверки по новой программе. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом — плод творческого поиска, тогда как в первом случае она является итогом неиспользованных возможностей.
Второе требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.
Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулиро¬вать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.
Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
Четвертое требование — гибкость программы. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнару¬живаются ошибки в каком-то отдельном звене.
Например, в ходе пилотажа (пробы методик) обнару¬живается, что эмпирическая интерпретация некоторого важного понятия неудовлетворительна. Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях концептуальной схемы и, конечно же, предполагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением понятия). Обычно на стадии предварительного, целостного анализа объекта продолжается работа над уточнением понятий, а на стадии разработки гипотез вносятся исправления в системный анализ предмета.
Нередко разработка программы проходит два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, приблизительной формулировки гипотез; за этим следует стадия полевого исследования по формулятивному плану, и, наконец, составляется полная программа исследования с учетом литературных источников и полевых наблюдений.
Наконец, не все исследовательские программы непременно должны строиться по той жесткой схеме, что была здесь предложена. Особенности типа исследования — теоретико-прикладного или практически-прикладного — накладывают отпечаток на детали ее компоновки и построения. На последующих занятиях, мы остановимся подробней на этих особенностях и различиях. Тщательно разработанная программа, представляет собой важный результат научной работы.
Программа может быть опубликована как самостоятельный научный труд. Причем не исключено, что по этой программе другие исследователи будут собирать и анализировать эмпирический материал, тем самым, добиваясь совместными усилиями повышения его познавательной ценности и представительности. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.

Как правило, прикладное СИ (КСИ) проводится посредством разработки и внедрения социологических исследовательских проектов. Социологический исследовательский проект – это система научно исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактлогических данных.

СИП, как правило, оформляется на листах формата А-4 в виде отчетного документа (форма отчетности определяется на предварительном этапе работы с заказчиком). Структура СИП может быть оформлена в сокращенной форме в зависимости от требований заказчика, наличия времени, вида и цели исследования и ряда других факторов. Приведем развернутую структуру СИП.
Структура социологического исследовательского проекта:
Титульный лист
I. Методологическая часть СИП
1. Формулировка и обоснование проблемы социологического исследования.
2. Цель исследования.
3. Задачи исследования.
4. Объект и предмет исследования.
5. Основные понятия, используемые в исследовании (В учебных целях отражантся теоретическая, эмпирическая интерпретация основных понятий, а также операционализация основных /основного/ понятий).
6. Гипотезы исследования.  
II. Методический раздел СИП
7. Определение обследуемой совокупности (выборка).
8. Характеристика методов сбора социологической информации.
9. Логическая структура инструментария.
10. Обработка социологической информации.
III. Результаты социологического исследования
Размещение обработанной информации, приведенной в состояние, удобное для сравнений, обобщений, интерпретаций (таблицы, схемы, гистограммы с, или без, эмпирической кривой распределения - полигоном, графики, диаграммы и др.)
Анализ полученной социологической информации.
IV. Выводы и рекомендации по реализации СИП
V. Литература
VI. Приложения
Инструментарий СИП (образцы анкет, карточек наблюдения, бланки интервью и др., каждый под своим порядковым номером).

ОПЕРАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА:
I. Формирование исследовательской проблемы.
1. Предварительный анализ проблемной ситуации:
а) внешние наблюдения;
б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации;
в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов пред¬шествующих социологических исследований;
г) свободные интервью с экспертами;
д) анализ имеющейся научной литературы и типовых методик по аналогичным и смежным проблемам.
2. Предварительное согласование с заказчиком целей, необходимых результатов и возможных сроков исследования.
П. Теоретическая подготовка исследовательской программы.
1. Определение целей исследования, выбор общей стратегии.
2. Определение исходных теоретических понятий и свя¬зей между ними.
3. Система рабочих гипотез.
4. Операционализация понятий и определение единиц ис¬комой информации (индикаторов).
5. Определение потенциальных источников искомой ин¬формации (статистика, документы, отдельные группы респондентов, наблюдаемые ситуации и др.).
6. Выбор методов получения искомой информации из отоб¬ранного круга источников: традиционный или формализованный ана¬лиз статистики, документов, опрос в конкретных методических и организационных разновидностях и т.д.
III. Подготовка методического инструментария исследования.
1.Определение эмпирического объекта исследования и разработка выборки для каждого из методов сбора данных.
2.Разработка методик сбора данных:
а).Методика опроса (вопросник, инструкции для ин¬тервьюеров анкетеров, процедуры контроля качест¬ва их работы);
б).Методика анализа документов (программа формали¬зованного анализа документов – контент-анализ, инструкция коди¬ровщику, бланк контент-анализа или кодировочная карточка);
в).Методика наблюдения (карточка наблюдателя или план наблюдения, инструкции наблюдателю);
г).Методика эксперимента (программа эксперимента, выделение экспериментальных групп, контролируе¬мых и неконтролируемых переменных, метода сбора данных в эксперименте).
3.Подготовка разработанных методик сбора данных для машинной обработки и анализа:
а).Определение методов обработки и анализа данных;
б).Доработка и кодировка методического инструмента¬рия в соответствии с требованиями обработки и анализа.
4.Подготовка программы пилотажного (пробного) исследования для проверки качества разработанных методик сбора данных.
5.Доработка методик сбора данных по результатам пилотажного (проб¬ного) исследования.
IV. Организационная работа по проведению исследования.
I.Организация отношений с заказчиками и соисполните¬лями исследования:
а).Оформление договоров и соглашения;
б).Обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов);
в).Обеспечение организационных условий для проведе¬ния полевого исследования (время, помещение, ус¬ловия, оргтехника).
2.Финансовое и кадровое обеспечение исследования.
3.Тиражирование методического инструментария.
4.Проведение пробного исследования.
5.Проведение основного исследования.
6.Обработка результатов исследования.
7.Обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций.
8.Внедрение практических рекомендаций, социологичес¬ких технологий и (или) контроль за их внедрением.
V. Теоретическая работа по результатам исследования.
1.Интерпретация эмпирических данных и проверка рабо¬чих гипотез исследования.
2.Обоснование теоретических выводов исследования.
3.Разработка практических рекомендаций социологичес¬ких технологий.
4.Оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.
Наряду с СИП (программой конкретного СИ) и для более четкого выделения отдельных процедур исследования социолог обязан разработать рабочий план.
Рабочий план позволяет правильно и четко организовать и спланировать работу исследователя или исследовательского коллектива в соответствии с его СИП, календарными сроками, ресурсным обеспечением. Рабочий план – это перечень, схема действий социолога или группы исполнителей (до 10 человек основного состава) в данном исследовании с распределением времени, материально-технических затрат и сетевым графиком.  
Рабочий план шире программы исследования. Основными задачами при его разработке являются: определение этапов исследования; расчет финансовых средств и людских сил, необходимых для успешного проведения исследования; расчет временных интервалов для проведения каждого этапа и всего исследования в целом; организация координации взаимодействия различных частей исследования; организация эмпирического исследования.
Основные части рабочего плана — это пилотажное исследование, полевое обследование, подготовка данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, составление отчета.
Пилотажное исследование предназначено для проверки качеств методик и процедур основного исследования и предшествует ему. Пилотажное исследование подвергает проверке все основные элементы программы социологического исследования. Чаще всего оно проводится с целью проверки инструментария — анкет, опросных листов, бланков интервьюеров и т.д. Для осуществления пилотажного исследования достаточно провести исследование 70—100 человек. Пилотажное исследование проводится при использовании новых методик.
Полевое исследование (или обследование — по мнению В.Г. Гречихина, оба термина употребляются как однозначные) — это изучение объекта в естественных, «полевых» условиях. Полевое исследование является основным источником сбора первичной социальной информации.
Подготовка данных для обработки и обработка данных включают в себя все процедуры, необходимые для обработки данных на ЭВМ и непосредственное применение ЭВМ.
Итоги социологического исследования отражаются в отчете. Отчет представляет собой письменный документ, в котором в систематизированной и наглядной форме излагаются результаты проведенного исследования. По своей структуре отчет состоит из трех частей: результаты исследования, выводы и рекомендации. В структуре СИП отчет является необходимой и обязательной частью (третий и четвертый разделы).
Планирование основано на использовании нормативов:
1. Правила, регламентирующие («делай так», «так не делай») как осуществлять исследовательскую деятельность:
а) общие правила планирования и проведения исследования;
б) расчеты продолжительности, трудоемкости и финансирования;
в) приемы структурирования исследовательского процесса.
2. Конкретные операции, совершаемые при сборе данных и отчете, обеспечивающие качество и надежность полученных результатов (объем выборки, набор методик, технические средства и т.п.)

Последнее обновление 20.10.16 09:52
 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Социологическое исследование. Программа социологического исследования. Социологический исследовательский проект