Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Индикатор социальный. Индекс.

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
16.01.11 19:53

Индикатор социальный — 1) то же, что показатель соци¬альный, 2) доступная наблюдению и измерению характеристи¬ка (признак) изучаемого или управляемого социального объ¬екта (см. Признак социальный).
В исследовательской ситуации индикатор социальный «замещают», обнаруживают другие характеристики объекта, обычно недоступные наблюдению и измерению (латентные переменные). Так, наблюдая поведение человека и фиксируя его поступки, мы можем судить о его интересах. Поведение может быть развернуто в специфическую многомерную переменную, т. е. пространство характеристик, доступных количественной оценке. Если человек регулярно посещает театр, то можно полагать, что он проявляет к нему интерес. Необходимым условием для выбора индикатора социального является наличие связи (не имеет значения — прямой или косвенной) между индикатором социальным (поступок) и той характеристикой, которую он, по мнению исследователя, должен обнаружить (интерес). Индикатор социальный может быть либо сама характеристика, либо некоторое ее значение, либо мера изменения этого значения.
Из ряда индикаторов социальных, характеризующих изучаемый или управляемый объект, выбирают тот, который лучше «работает», является более чувствительным, обладает большей разрешающей способностью. Так, в качестве индикатора социального научно-технического уровня производства в стране можно выбрать численность инженеров и ученых в ней или количество действующих ЭВМ, персональных компьютеров и запущенных спутников. Однако, очевидно, что при прочих равных условиях (ученые и инженеры имеют одинаковую подготовку, ЭВМ и спутники одинаково совершенны по конструкции) лучшими индикаторами социальными будут: стоимость подготовки первых и стоимость производства вторых. Таким образом, выбор индикаторов социальных требует специального научного обоснования. Иногда в научных и практических целях образуют комбинацию индикаторов — индекс.

Индекс (лат. indех — перечень, указатель, показатель) — агрегированный количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе из¬мерения с помощью одной или нескольких шкал. Социологический индекс, с одной стороны, является способом агрегирования, сжатия информации, представления ее в форме, удобной для описания и интерпретации, с другой стороны, это способ перехода от теоретического к эмпирическому уровню исследования, способ конструирования эмпирического индикатора некоторого теоретического понятия.
С точки зрения степени агрегирования могут быть, во-первых, выделены индексы одномерные, полученные путем обобщения информации, собранной на основе одной измерительной шкалы (например, индекс удовлетворенности трудом работников данного предприятия, рассчитанный на основе данных непосредственного опроса о степени удовлетворенности работой), и многомерные, обобщающие информацию, полученную с помощью ряда шкал (например, тот же индекс удовлетворенности работой можно строить на основе обобщения информации об удовлетворенности различными сторонами работы). Во-вторых, могут быть выделены индексы индивидуальные, описывающие одного респондента или один объект совокупности, и индексы групповые, характеризующие группу респондентов или группу объектов (в том числе индексы совокупные, характеризующие совокупность респондентов или других социальных объектов в целом).
По способу построения индексы можно разделить на две группы. Это индексы, полученные в результате применения математических методов многомерного анализа информации (автоматической классификации, факторного, латентно-структурного анализа и др.), и индексы, построенные на основании предварительного содержательного анализа информации по относительно простым алгоритмам агрегирования (логические схемы, таблицы перекодирования, подобранные исследователем аналитические функции). Это деление не является строгим и отражает степень использования априорных знаний и содержательных соображений при построении индексов.
Одним из специальных видов социологических индексов являются социометрические индексы, характеризующие структуру межличностных отношений в малых социальных группах (см. Социометрия. Методы анализа социологической информации).

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Индикатор социальный. Индекс.