Словарь основных понятий (У)

Печать
Добавил(а) Социология   
09.01.11 00:31

СОЦИОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

У

Убеждение приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.

Универсально-абстрактные принципы моделирования явлений управле­ния** — принципов три: универсальное свойство, универсальное отношение и универсальный механизм осуществления; они обладают онтологической соотнесенностью и эпистемологической направленностью. Универсальное свойство управления — организованное социальное дей­ствие, или действие, осуществляемое по заранее разработанной схеме. Универсальное отношение управления отношение субъекта к объекту, обладающее причиняющей силой за счет доминирующего положения одного из участников. Универсальный механизм управления — роль доминирующего субъекта в создании образа ситуации, унифицирующего поток рефлексивностей уча­стников процесса совместной деятельности.

Упорядоченность в организации — гармоничное развитие всех элементов организации: системы управле­ния, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие ме­жду элементами коэффициентов пропорциональности (установленного взаимодействия, взаимовлияния).

Управленец — одна из ролей менеджера в рамках сис­темного подхода, связанная с ответственностью за разработ­ку и реализацию программ функционирования и развития организации, достижение поставленных перед ней целей.

Управление** — специализированная деятельность, направленная на упо­рядочение отношений между людьми в процессе их совместной деятельно­сти в соответствии с определенным замыслом и волей доминирующего субъ­екта. Социальный генезис управления — управление происходит из потребности в лучшей организации совместной деятельности, оно тесно перепле­тается с властью и владением собственностью, но не сводится к ним; управ­ление существовало в доклассовых обществах и останется в послеклассовых как следствие сознательного наделения наиболее подготовленной час­ти общества полномочиями руководства общественными делами. Цивилизационное значение управленияуправление имеет такое же зна­чение для жизни общества, как и технологическое освоение человеком объ­ектов природы; оно является цивилизационным изобретением способа организации общественной жизни наряду с письменностью, законодательством, государством и рынком. Диапазон существования феномена управленияуправление ситуатив­но, оно существует в социальной среде ровно столько, сколько домини­рующий субъект выполняет свою роль консолидации усилий для решения общественно значимых задач; отклонение от этой роли приводит к различ­ным деформациям управления в диапазоне от превращения его во власть до распада организационных отношений. Социальные функции управления — выделяются семь функций управле­ния в обществе: 1) цивилизационная, 2) аксиологическая;
3) инструменталь­ная, 4) проективная, 5) когнитивная (познавательная),
6) методологическая и 7) социогенетическая. Онтологический аспект управления — разделение общества на ведущую и ведомую социальные группы, или подсистемы, существующее до и неза­висимо от постановки познавательных задач. Гносеологический аспект управленияпознание явлений управления, нахождение устойчивых внутренних и внешних связей в управляемых со­циальных системах, закономерностей их возникновения и развития.

Управление инновационной деятельностью процесс обеспечения разработки, создания, подготовки к внедрению, внедрения и реализации на рынке инноваций (новых товаров, технологий и услуг), а также объектов интеллектуальной соб­ственности в виде патентов, лицензий, ноу-хау. Эта сфера де­ятельности, являясь самой рискованной, обладает максималь­ным потенциалом доходности в долгосрочном периоде 2-7 лет. Прогресс и развитие как экономики в целом, так и отдель­ного предприятия не возможен без осуществления инноваци­онной деятельности. Эта сфера управления требует от менеджеров особенно высокого уровня компетентности в выбранной области деятельности, а также знаний и умений в области ох­раны, защиты и использования интеллектуальной собственно­сти.

Существуют две модели развития (организации, экономи­ки страны в целом): 1) традиционная, основанная на проверен­ных, устоявшихся методах, концепциях и структурах, и 2) ин­новационная, базирующаяся на процессе доведения до прак­тического использования новых идей, концепций, подходов и технологий.

Управление как аппарат — совокупность структур и лю­дей, обеспечивающих использование и координацию всех ре­сурсов социальных систем для достижения их целей.

Управление как искусство — способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление как наука — система упорядоченных зна­ний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление как процесс — совокупность управленчес­ких действий, которые обеспечивают достижение поставлен­ных целей.

Управление как социальный институт — устойчивый комплекс правил и норм, регулирующих отношения между людьми, выполняющими роли ру­ководителей и исполнителей, начальников и подчиненных.

Управление как функция — целенаправленное информа­ционное воздействие на людей и экономические объекты, осу­ществляемое с целью направить их действия и получить же­лаемые результаты.

Управление конфликтом — 1) деятельность по обеспече­нию развития конфликтного взаимодействия, направленная на минимизацию в нем кризисов и деструктивных послед­ствий; 2) целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп.

Управ­ление маркетингом процесс, который включает изучение рынка, рекламу, ценообразование, создание систем сбыта, поиск заказчиков (потребителей), поиск инвесторов, подготовку и заключение до­говоров.

Управление на основе предвидения изменений — управление реализацией стратегических планов.

Управление организацией — процесс, представ­ляющий собой совокупность действий особого органа организации, направлен­ных на изменение существующего состояния организации или ее части в направлении достижения целей и баланса организации с внешней средой.

Управление организационной культурой* совокупность управляющих действий, направлен­ных на изменение средств и ресурсного обеспечения организации, позволяющих эффективно справляться с трансформацией организационной культуры. Осуществляет­ся двумя способами: «сверху» и «снизу». Рекомендуемые при этом приемы: следует понять «теневые» стороны организаци­онной культуры; не нужно стремиться к быстрой смене органи­зационной культуры; необходимо стараться сохранить символы и традиции организации; надо дорожить идеалами организации; следует вводить ритуалы для «сплочения рядов» организации; необходимо своевременно и правильно использовать филосо­фию организационной культуры. При анализе роли национального менталитета в орга­низационной культуре выделяют следующие составляющие системы: семья, образование, экономика, политика, религия, социализация, здравоохранение, система отдыха. Сюда мож­но добавить все составляющие «качества жизни», которых на­считывается более двух десятков наименований. Для изучения национальной составляющей организационной культуры ис­пользуют модель Хофстеда, основанную на пяти составляющих (измеряемых в баллах): 1) дистанция власти (степень социаль­ного неравенства, допускаемая в стране); 2) индивидуализм; 3) мужественность;
4) стремление избегать неопределенности; 5) долгосрочность ориентации. Модель Лэйна-Дистефано полезна при сравнении разных национальных культур. Здесь используются шесть составляю­щих: а) отношение к природе; б) ориентация во времени; в) пред­ставления о природе человека;
г) ориентация на деятельность; д) взаимоотношения; е) ориентация в пространстве. Особеннос­ти японской и американской организационных культур соединены в модели Оучи, в которой используются семь переменных: 1) ум; 2) деловая оценка; 3) планирование карьеры; 4) система контро­ля; 5) принятие решений; 6) уровень ответственности; 7) интерес к человеку и т.д. (см. типологии организационной культуры).

Управление персоналом — обеспечение деятельности работников по дос­тижению целей организации при минимуме затрат. Управление персоналом включает: 1) отбор, прием и расстановку кадров; 2) адаптацию работников; 3) профориентацию и обучение; 4) мо­тивацию и стимулирование трудовой деятельности; 5) деловую оценку, аттестацию и перемещение кадров; 6) управление карь­ерой, отбор и формирование резерва; 7) разрешение конфликт­ных ситуаций; 8) социальное обеспечение.

Управление производством — функциональный процесс, включающий множество специальных конкретных функций, соответствующих каждой из его подсистем (технической, техноло­гической, экономической, социальной, вспомогательной).

Управление решением стратегических задач — дея­тельность по обеспечению тактической выживаемости фирмы и сохранению ее стратегических позиций в основных сферах деятельности.

Управление системой — процесс целенаправленного воздействия на систему различной природы, осуществляемую с учетом и в соответствии с законами и закономерностями данной системы и направленную на перевод системы в заданное состояние.

Управление финансами охватывает деятельность по составлению бюджета и финансового плана, формированию де­нежных ресурсов, распределению денежных средств, работу с кредитными организациями, бухгалтерский учет.

Управление человеком — концепция кадрового менедж­мента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению, ориентирована на рассмотрение кадровых фун­кций в их целостности. Концепция предполагает, что управ­ление должно ориентироваться на специфические человечес­кие особенности — дух сотрудничества, взаимозависимость, рассмотрение организации как семьи, необходимость парт­нерских отношений.

Управление человеческими ресурсами — методология работы с людь­ми, представляющая собой совокупность принципов деятельности по отбору, оценке, мотивации и развитию человеческих ресурсов,

Управление эккаутингом (контроллинг) процесс не­прерывного анализа, контроля, прогнозирования и корректиров­ки основных показателей деятельности организации. Контрол­линг — основа антикризисного управления организацией. Си­стема контроллинга работает подобно автоматизированной системе. Группа контроллинга должна включать от 1 до 10 (в зависимости от размера организации) специалистов-анали­тиков и подчиняться непосредственно высшему руководителю организации. Внедрение контроллинга — один из перспектив­ных путей повышения эффективности российских предприятий, предупреждения кризисных ситуаций. Контроллинг является частью общей системы контроля в организации.

Управленческая деятельность — вид профессиональной деятельности, специфика которой определяется ее основной и наиболее общей задачей — организация деятельности лю­дей в направлении достижения общих целей с опорой при этом на принцип иерархии.

Управленческая информация — совокупность сведе­ний о том, что происходит внутри организации и в ее окружении.

Управленческая команда — группа единомышленников, работаю­щих не столько за вознаграждение, сколько за идею, обеспечивающую мотивационные ориентации и этические ценности, лежащие в основе единства, взаимного доверия между ее членами и взаимной ответствен­ности за результаты работы.

Управленческая команда — группа управленцев пред­приятия, объединенная общей деятельностью, разделяющая общие цели и представления о способах их достижения.

Управленческая культура — часть общей культуры об­щества, связанная с формированием управленческих знаний, суждений, чувств, настроений, управленческих концепций, навыков управленческого и организационного поведения. Она может быть понята как единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных от­ношений на данном этапе развития общества, управленчес­кой деятельности. Элементы управленческой культуры:
а) управленческие знания (теории управления, соответствующее сознание, чувства, настроения); б) общественные отношения, прежде всего управленческие и организационные, в которых материализуются знания, нормы, ценности общества и в про­цессе социализации личности становятся достоянием куль­туры каждого; в) управленческая деятельность, имеющая творческий характер, позволяющая также переводить нормы и ценности общества в мотивы личного управленческого по­ведения, в устойчивые черты личности, творить саму лич­ность как самостоятельный субъект управления.

Управленческая мысль — результат познавательного отношения к про­блемам практики управления, отражения их в опыте руководителей и в ма­териалах исследований специалистов различных отраслей научного знания. Может быть, кризисное состояние управленческой мысли – это все увеличивающееся от­ставание представлений об управлении, сложившихся в эпоху индустриа­лизма, от реальностей постиндустриального глобализирующегося   общест­ва и осознание необходимости их пересмотра.

Управленческая проблема — сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат. Пробле­мы различаются по важности, масштабности, риску послед­ствий, возможности решения. Возникают из-за неверных правил, ошибочных требований, непредвиденных обстоя­тельств, неправильных действий.

Управленческая ступень — совокупность звеньев управления одного уровня.

Управленческое решение — обдуманный вывод о не­обходимости осуществить действия, связанные с дости­жением целей организации, либо, наоборот, воздержать­ся от них.

Управленческое решение — директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкрет­ную управленческую систему.

Управляемость — 1) степень влияния отношений или связей управления на социальные взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности; она может быть высокой, средней или низкой; 2) отношение между управляющей спо­собностью органа управления и сложностью объекта управ­ления; отсюда — кризис управления как результат нарастаю­щего противоречия между объектом и субъектом управле­ния.

Управляемость как социальная и познавательная проблема — достиже­ние нужной степени управляемости того или иного социального процесса является имманентно присущей обществу практической проблемой; потреб­ность в получении научных знаний о проблеме управляемости социальных процессов является важнейшей предпосылкой познавательной ситуации.

Урегулирование конфликта — приведение сторон конфликтного взаимо­действия к примирению путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства.

Уровень самосохране­ния — один из показателей стабильности организации, определяемый как от­ношение разности ресурсов удержания и ликвидации к суммарному объему ресурсов удержания организации.

Установка социальная — морально-психологическая предрасположенность личности, лежащая в основе того или иного типа поведения по отношению к социальным фактам.

Устойчивость системы — способность системы поддер­живать намеченный режим функционирования, сохранять равновесие, несмотря на возмущающие внешние и внутрен­ние воздействия. Устойчивость организации — способность организации сохранять себя и выполнять функции в со­стояниях, близких к равновесию, если из этого состояния она будет выведена влиянием факторов внешней и внутренней среды. Устойчивость системы управле­ния — способность организации или ее части в течение определенного вре­мени поддерживать выбранный орга­ном управления режим функционирования.

Участники конфликта — противостоящие стороны (оп­поненты), каждый из которых обладает определенной силой, статусом, материальными и информационными ресурсами; подстрекатели, пособники, организаторы.

 

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Последнее обновление 09.01.11 00:49