Словарь основных понятий (Т)

Печать
Добавил(а) Социология   
09.01.11 00:29

СОЦИОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

Т

Тактика — совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии на среднем и низовом уровнях управления в существу­ющих условиях с учетом новых или непредвиденных обстоятельств.

Текущее (краткосрочное) планирование — планиро­вание на период до одного года.

Текущее управление — управление реализацией краткосрочных и оперативных планов, принятием реше­ний в конкретно складывающейся ситуации.

Текущий контроль — контроль за текущей деятель­ностью организации. Существует как стратегический (за эффективностью использования ресурсов), так и опера­тивный (за производственными и хозяйственными про­цессами).

Темперамент — совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения. Бывает холерическим, сангвиническим, флегматическим, ме­ланхолическим.

Теоретическая модель управления как объекта научного познания — пред­ставление субъекта исследования об управлении как системе, выделение им проблемной ситуации как единства практической и познавательной про­блем, предметной области исследования и проверяемых гипотез.

Теории мотивации содержательные 1) иерархия потребностей (по Маслоу) — модель мотивации, которая описывает поведение людей через пять категорий потребностей, которые расположены в строгой иерархической структуре: физиологические потребности; потребности в безопасности и уверенности в будущем; социальные потребности; потребности уважения; потребности самовыражения; 2) двухфакторная теория Гецберга – модель мотивации, основанная на потребностях, разделенных на две категории факторов - мотивации и гигиены:

- факторы удовлетворенности (мотивации) состоят: работа как ценность сама по себе; чувство ответственности; переживание успехов в работе, признание, возможности совершенствования. Проявляются как удовлетворенность работой или отсутствие удовлетворенности;

- факторы гигиены («фрустаторы») составляют: условия труда; социальные отношения; стиль руководства; вознаграждение, климат на предприятии (организации). Проявляются как отсутствие неудовлетворенности или неудовлетворенность.

Теория — 1) учение, система основных идей в той или иной отрасли знаний; 2) форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; 3) сово­купность обобщенных положений, образующих науку или раздел на­уки;                        4) сложившееся мнение, суждение, взгляд на что-либо.

Теория личности ролевая — тео­рия, согласно которой личность описывается по­средством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынуждено выполняе­мых (неинтернализованных) социальных функций и об­разцов поведения — ролей, обусловленных социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. Основные положения данной теории (которая не столько законченная теория, сколько междисци­плинарный для социологии и соцальной психологии подход к изучению личности) сформулированы в соцциальной психологии Дж. Мидом и в социологии социальным антропологом Р. Линтоном. Первый акцентирует внимание на механизмах «научения роли», ос­воения ролей в процессах межличностного взаи­модействия (интеракции), подчеркивая стимули­рующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Линтон обращает внимание на социально-культурную природу ро­левых предписаний и их связанность с социальной по­зицией личности, а также на поддержание ро­левых требований системой обществ, и группо­вых санкций. В рамках теории были экспериментально выявлены такие феномены, как «ролевой кон­фликт» — переживание субъектом неоднознач­ности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности — следствие гармоничности или конфликтности социальных отношений. Используя понятий­ный аппарат ролевой теории личности, отечественная социология ка­чественно различает институционализированные и конвенциональные социальные роли, где первые явля­ются ведущими, так как вытекают из социальной структу­ры общества, а вторые возникают относительно про­извольно в групповых взаимодействиях и пред­полагают активную субъективную их окраску. Вместе с тем в отечественной социологии отме­чается ограниченность этой теории вследствие ее пре­имущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъ­екта социальных отношений, сведения субъективности только к активности в принятии или неприня­тии роли. Наиболее значительно эти особенности ролевого подхода представлены в концепции Р. Дарендорфа о человеке как деиндивидуализированном продукте ролевых предписаний («хомо социологикус»). Преодоление односторон­ности ролевого подхода в теории личности пред­полагает исследование субъективных свойств (са­мосознание, диспозиционная структура, мировоз­зрение), формирующихся в процессах предмет­ной деятельности личности и выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, вклю­чая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальной функций с учетом социально-исторических, социально-групповых и предметно-локальных условий для дос­тижения общественно значимых целей.

Теория личности социологическая — социологическая теория, имеющая своим предметом личность в качестве объекта и субъ­екта социальных отношений в рамках социально-исторического процесса и целостных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей, вклю­чая малые контактные группы и коллективы. Принципы научного подхода к развитию данной теории — установление зависимости свойств личности от объективных общественно-экономических, социально-культурных и предметно-деятельных особенностей со­циализации индивидов, вследствие чего важнейшее значение в теории приобретает социальная типоло­гия личности — выявление сущностных черт личности, обусловленных ее образом жизни, жизнедеятельностью. Свойства социально-исторических ти­пов личности соотносятся с особенностями куль­туры, с природой общественной формации; черты личности, обусловленные классовой принадлеж­ностью, образуют социально-классовую типологию; социально-типические особенности национального характера — про­дукт исторического развития данного народа, а спе­цифика условий и содержания труда предста­вителей различных профессий определяет особые личностные черты профессионального типа. В социальной типологии социологическая теория личности выделяет свойства идеального, нормативного и реально распространенных ти­пов личности, где первый выражает требования общественного идеала, фиксированного в социально-политических и нравственных концепциях, религиозных веро­ваниях. Нормативный тип выражает черты лич­ности, формирование которых объективно необхо­димо для функционирования и развития данно­го социума и реально возможно при данных ус­ловиях, тогда как фактически господствующие типы личности могут не только соответствовать, но и существенно отличаться от нормативного, а тем более идеального.

Важнейшие понятия социологической теории личности, в которых личность рассматривается как объект социальных отношений: со­циализация — освоение индивидом социальных требо­ваний и функций (ролей) в качестве непремен­ного условия активного включения в социальную общность, социальная идентификация — осознание своей принад­лежности к данной общности и ролевая иденти­фикация — принятие общественно заданных функций и групповых требований как отвечаю­щих интересам и потребностям субъекта. Лич­ность как субъект социальных отношений рассматрива­ется социологической теорией личности в таких понятиях, как самосознание личности, нормативное сознание, ценностные ориентации, а также в понятиях психологии, используемых и в социологии: потребности, мо­тивация, социальные установки, социальное поведение и др.

Основная проблема социологической теории личности — формирование личности и развитие ее потребностей в нераз­рывной связи с функционированием и развити­ем социальных общностей, изучение закономерностей взаимосвязей личности и общества, личности и груп­пы (коллектива), регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Этим отличается содержа­ние социологической от психологической теорий личности, в которых личность рассматривается в качестве ус­тойчивой системы психических свойств, процессов и отношений и устанавливаются закономерности психической структуры личности и ее деятельности в интериндивидуальном (обращенном к самому субъекту) и интраиндивидуальном (межлично­стном) аспектах.

Теория малых групп — специальная социологическая теория, предметом которой является место и функции малых групп в системе социального организма, их специфика как элементов социальной структуры. Теория малых групп включает в себя положения, раскрывающие зависимость малых групп от за­кономерностей функционирования и развития общества как целостного социального организма, а также поло­жения о специфике малой группы как самостоятельного компонента общества, как особого вида социальной микросистемы и критерия эффективности ее деятельности. Теория малых групп рассматривает структуру группы и происходящие в ней процессы в социальном «контексте», обобщает данные эмпирических исследований, выявляя специфические свойства, законо­мерности функционирования и развития малых групп в различных сферах общественной жизни.

Предметом теории малых групп являются три аспекта этого социального образования: 1) малые группы — самостоя­тельные субъекты общественных отношений, эмпирические референты общества, которые «репрезентируют» его в повседневной, практической деятельности людей;
2) ма­лые группы — уровень первичной социальной структуры, представляющей «лич­ную» форму общественных отношений; 3) малые группы — социальная микросреда личности.

Социологическая теория малых групп тесно связана с социально-психологической теорией, объясняющей закономер­ности общения и взаимодействия в малых груп­пах на основе коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; механизм протека­ния групповых процессов и их влияния на от­дельных членов группы.

Примером одной из теории малых групп является теория деятельностного опосредствования межличност­ных отношений, основные положения которой сво­дятся к следующему: малая группа является частным случаем низшего уровня развития груп­пы; группа — часть общества, осуществляющая со­держательную деятельность и имеющая соответствующие ценности, т.е. социально-психологическая общ­ность; межличностные взаимоотношения опо­средствованы деятельностью группы; закономер­ности малых групп не могут распространяться, экстраполироваться на группы высшего уровня развития; социально-психологические закономерности кол­лектива не сводимы к общим законам «группо­вой динамики» и т.д.

Теория «наклеивания ярлыков» (Лейблинга) (от англ. lаbeling — приклеить ярлык, этикетку) — теория, согласно которой ре­акция на девиантное поведение может оказывать сильное влияние на то, как люди восприни­мают самих себя и как они воспринимаются ок­ружающими. Нередко, если внешний вид или поступки отдельных лиц воспринимаются как девиантные, то люди стремятся каким-то обра­зом обозначить девиантность таких «нарушите­лей» («наклеить ярлык» на нее) и применить к ним какую-либо форму наказания. Причем различного рода попытки социального контроля  над нару­шителями могут привести к усилению проявле­ний девиантности. Считается, что характер девиантного поведения зависит от социальной реакции на его носителя, особенно если оно является след­ствием воздействия процедуры «наклеивания ярлыков». Одни люди могут вызвать девиантное поведение других, наклеивая на них ярлык девиантных.

Теория ожидания концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.

Теория организации — 1) система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функциониро­вания и развития; 2) раздел теории организации, изучающий органи­зацию как систему, как субъекта хозяйственной деятельности.

Теория потребностей Мак Клелланда модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности (причастности).

Теория принятия решений — один из видов теории рационального выбора; применима и к случаю коллективного поведения и к ситуации принятия решений. Утверждает, что выбор имеет форму рационального решения и осуществляется в несколько этапов: сбор ин­формации о событиях, составление списка воз­можных вариантов выбора, ранжирование их в соответствии с желательностью тех или иных последствий, принятие окончательного решения с целью достижения наилучшего результата. Другим видом теории рационального выбора является теория игр.

Теория рационального выбора — согласно этой теории социальные организации структурируют те альтернативы и их по­следствия, с которыми сталкиваются индивиды, а также определяют принятие ими тех или иных рациональных решений. Она объясняет различные формы социального поведения исходя не из личности индивида, а из контекста тех ограничений и возможностей, внутри которых осуществляется рацио­нальный выбор.

Теория ролей — концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и общества. Формирование теории ролей связано с именами Дж Мида, Р. Лиутона, Я. (Дж.) Морено. В теории ролей можно выделить три уровня анализа: 1) социологический, где роль рассматривается по преимуществу как эле­мент социальной структуры и культуры; 2) социально-психологический уровень социального взаимодействия индивидов ме­жду собой, индивида и группы, где роль оказывается совокупностью общих значений, без которых немыслима коммуникация; 3) роль рассматривается на уровне личности как систе­мы. В ее исследовании сливаются интересы об­щей психологии, социальной психологии и социологии. При этом упор делается на личностную интерпретацию роли и влияние роли на личность. Существуют различи, подходы к теории ролей.

Теория систем — направление систем­ных исследований на стыке системной методо­логии, математики, естествознания (термодина­мика, биология), социальных наук (теория организаций). Данную теорию следует трактовать как теоретическую область знаний, описывающих всевозможные виды и типы систем (реальных и абстрактных), а также основные принципы и закономерности их поведения, функционирования, развития. Теория систем, рас­сматривая объекты как системы, ориентирует исследование и раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных связей внутри объ­екта (а также между объектом и его средой) и сведение их в единую теоретическую картину. В ли­тературе по системным исследованиям выдви­галась (Л. фон Берталанфи и др.) программа по­строения общей теории систем как системной метатеории, призванной сформулировать спосо­бы построения всех возмож­ных системных теорий (программа не была реализована). Одновременно ставится вопрос о ме­тодах построения различных специализированных теорий систем (например, теории биологических систем, автоматов, организационных систем). Подобные теории существуют и развиваются, однако в ряде случаев трудно указать их четкие границы, по­скольку они частично пересекаются с такими областями знания, как кибернетика, термодина­мика, теория информации, теоретический системный анализ, исследование операций, системотехни­ка, теория принятия решений, теория организа­ций и т.п.

Теория социального поля — это теория, согласно которой поведение личности или социальной группы является результатом взаимодействия сил, существующих в конкретной социальной ситуации. Этот метод объяснения социального поведения по анало­гии с теорией поля в физике предполагает, что свойства любого события детерминированы его связями с системой событий, компонентом которой оно является, и изменение «здесь и теперь» за­висит от изменений, непосредственно предше­ствующих во времени. Понятие «поле» было пе­ренесено из физики в социальные науки гештальтпсихологами (К. Коффка, В. Кёлер) для обозначения совокупности сосуществующих факторов, которые имеют характер «динамического поля», опреде­ляющего тип поведения. Наиболее широко это понятие использовал
К. Левин при изучении мо­тивации поведения личности. Согласно Левину, Теория социального поля характеризуется скорее конструктивным, нежели классификационным подходом к общественным явлениям, акцентом на динамичных аспектах ситуа­ции, ее анализом как целого, попыткой математического представления поля. Однако это представ­ление не вышло за пределы формулы В = f (Р, Е), где В — поведение, Р — лицо, личность (ее струк­тура и опыт), Е — среда, социальное и психологическое со­держание конкретной ситуации. Взаимодействие личностных «сил» и «динамических сил» среды создают «жизненное пространство» индивида.

В социологии, соответственно, основным ин­струментом для анализа групповой жизни долж­но быть представление о группе и ее окружении как о «социальном поле». Так, группа есть целое, существующее в большом «социальном поле» со многими пе­рекрещивающимися динамическими связями. Например, нуклеарная семья есть часть большой семьи, включающей несколько поколений, которая сама есть часть более сложной социальной общности, нации, государства и т.д.

Теория социальных групп — тео­рия, исследующая процессы складывания социальных групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимости их развития от взаимо­действия с другими группами. Л. Гумплович утверждал, что челове­чество не является социологическим понятием, тако­вым он считает понятие социальной группы, которое и об­разует, по его мнению, предмет социологии; при этом основой социальной группы он считал расу. Разно­образные влияния, которые оказывают гетероген­ные социальные группы друг на друга, составляют, по Гумпловичу, социальный процесс. Э. Дюркгейм проана­лизировал (в работе о самоубийстве) связь груп­пы, которая сводится, по его мнению, к непрерывности группового влияния, и раскрыл воздейст­вие нормативно регулируемых групповых свя­зей на поведение человека. Ч. Кули провел различие между первичными группами (семья, со­седские и дружеские компании) и вторичными группами. В современной западной социоло­гии этот подход разработан далее в теории ма­лых групп (Э. Мэйо, Дж. Морено, Дж. Хоманс и др.).

Теория социологическая — систе­ма логически взаимосвязанных понятий и прин­ципов, посредством которых раскрывается приро­да (структура и генезис) тех или иных социальных струк­тур. Отражая социальную реальность, социологическая теория представляет в то же время абстрактную модель структуры общества с ее основными элементами и отношения­ми. Как форма организации социологического знания, социологическая теория строится из совокупности более или менее достоверных, логически связанных друг с дру­гом суждений, выражающих законы и принци­пы анализа социальных процессов.

Различают общие и специальные социологические теории. В об­щих отражаются законы развития и функцио­нирования общественных формаций, а также законы перехода от одних формаций к другим. С точки зрения общей социологической теории любое социальное явление рассматривается в контексте целостного представления об обществе, дан­ное явление соотносится с широкой картиной исторического развития. В этом смысле предметом общей социологической теории выступает общество в целом. Содержание общей социологической теории включает теорию социального развития, тео­рию социальных систем, теорию социального детерминизма и т.д. Специальная социологическая теория отражает формы прояв­ления и механизмы действия законов, характер­ных для отдельных сфер обществ, жизни, дан­ной обществ, формации или переходного перио­да, отдельные виды социальной деятельности и общностей людей.

Научное социологическое исследование на всех своих этапах опирается на теоретические основы, вытекающие из общей социологической теории, в со­ответствии с которой определяется ход научного ис­следования на каждом его этапе. Отсутствие всесторонне разработанной научной теории общества, объясняющей происходящие в нем процессы, делает невозможным объясне­ние природы «зависимых переменных» конкрет­ной социальной системы. Именно из социологической теории исследователь берёт понятия и предположения, которые помо­гают ему зондировать социальную действительность и знакомиться с ее социальными проблемами, чтобы успеш­но завершить свою работу и представить научные рекомендации по разрешению этих проблем.

Социологическая теория ориентирует исследование на уже со­зревшие и вполне конкретные вопросы и прида­ет его результатам научную значимость и окраску; тео­ретические ориентиры, обобщения и понятия способ­ствуют развитию и совершенствованию научного исследования.

Социологическая теория складывается из четырех важнейших компонентов: понятий, переменных, суждений и формы. Первый компонент — это понятия, опи­сывающие качественное своеобразие изучаемых явлений. Поэтому иногда их называют класси­фикационными. Второй компонент — перемен­ные различного уровня общности, выражающие степень изменения определенного свойства или признака. Третий компонент — номологические суждения, отражающие закономерные связи изу­чаемой области явлений. Четвертый компонент социологической теории — это логическая форма.

Теория справедливости ситуационная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, полученными другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс.

Теория структурного напряжения — утверждает, что социальные противоречия и конфликты порождают в обществе состояние напряженности, беспокойство и неуверенность у лю­дей и они стремятся к тому, чтобы каким-то об­разом избавиться от них. Обычно напряженность возникает тогда, когда социальные условия (например, уровень жизни) не соответствуют представле­ниям людей о том, какими они должны быть. Если их недовольство не удается погасить силами социального контроля, то оно может вылить­ся в определенную форму коллек­тивного поведения или социальное движение.

Теория управления — комплекс теоретических положений обобщенных до определенного уровня абстракций, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; совокупность понятий и категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.

Теория управления (основные категории) — основной понятийный аппарат в теории управления (см. рис. Основные категории теории управления).

Теория человеческих отношений — специфическая трактовка принципов и задач управления людьми в организациях (пре­жде всего промышленных), выработанная в рам­ках западной социологии. Теория человеческих отношений разрабатывается начиная с 20-х гг. XX в. в США. Разработка ее шла параллельно развитию таких отраслей со­циологии, как индустриальная социология и со­циология труда. Основой для развития специфической про­граммы человеческих отношений явились тре­бования, вытекающие из технического прогрес­са на современном предприятии. Усложнение профессий, автоматизация, соединение умствен­ного и физического труда в ряде специально­стей выдвинули на первый план задачу воспи­тания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений.

Политика человеческих отношений включа­ет ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, усло­вий отдыха и проведения свободного времени. Эта политика, проводимая предпринимателями, руководством корпораций, вызвала необходи­мость широкого развития эмпирических исследований проблем труда и трудовых отношений. Практические нужды современного промышленного производства стимулировали исследование таких проблем, как факторы положительного и отрицательного отношения к труду работников промышленного предприятия, закономерности формирования трудовых коллективов и влияние коллектива на личность, роль процессов демо­кратизации управления в развитии инициативы работников, формы и методы эффективного руководства и т.д.

Теория человеческого капитала — концепция, рассмат­ривающая человеческую составляющую организации в тер­минах стоимости и цены.

Теория «X» термин Дугласа Мак Грегора, относящийся к оценке автократического руководителя его исполнителей. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности, главный вывод – людей нужно принуждать работать.

Теория «Y» термин Дугласа Мак Грегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории большая часть населения обладает творческим потенциалом.

Теория эмерджентных норм (нормообразования) (от англ. еmеrgеnсе — воз­никновение, появление нового) — теория для объяснения коллективного поведения, проявляю­щегося, например, в толпе незнакомых друг другу людей. Нормы, управляющие ситуацией, могут возникнуть в процессе социального взаимодействия, и хотя некоторые из них основаны на предыду­щем опыте, все же результат ситуации нельзя пред­сказать заранее. Люди испытывают дискомфорт, когда отсутствуют ясные и четкие нормы пове­дения, и они стремятся опереться на любую нор­му, которая возникает первой. Поведение толпы регулируется большим разнообразием норм, но лишь немногие из них соответствуют понятию эмерджентной (возникающей) нормы.

Техника (в прикладном исследовании) — совокупность организационных приемов для эффективного использования метода в данном исследовании.

Технические приемы — конкретная реализация метода исследования, де­тально разработанные способы фиксации, измерения и обобщения первичных данных.

Технология 1) систематизирован­ное знание о наиболее полезных и необходимых действиях и процессах, приво­дящих к достижению целей организации, а также порядок применения этих знаний; 2) способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по пре­вращению исходных элементов труда в итоговые результа­ты, являющиеся целью деятельности организации.

Технология организации сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации, людях.

Типизация — организация знаний по типическим признакам феномена, а не по их индивидуальным характеристикам.

Типизация поведения — обоснование поведения по определенному, хорошо зарекомендовавшему себя на практике типу.

Типизация управления — построение управления по определенно­му, хорошо зарекомендовавшему себя на практике типу.

Товарищество (партнерство) — это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лиц догова­риваются о владении предприятием и его управлении. Товарищество, или партнерство, как форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения. Само название объясняет суть этой формы. Сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг — это те сек­торы экономики, где более половины предпринимательской деятельности приходится на единоличное владение и товарищества. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределя­ют риски, а также прибыли или убытки, которые могут вы­пасть на их долю. По степени участия в деятельности пред­приятия партнеры бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях — один или несколько участни­ков могут быть «молчаливыми», т. е. играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые сред­ства в фирму, но не принимают активного участия в ее уп­равлении.

Трансакционные издержки — издержки функционирования системы обмена, или рыночной экономики, во что обходится использование рынка для обеспечения размещения ресурсов и передачи права собственности. Подобные издержки неизбежны, они порождаются самим суще­ствованием обмена (издержки вычленения, информационные издержки, издержки масштаба, издержки поведения). По исследованиям западных экономистов, трансакционные издержки особенно велики на начальном этапе функционирования фирмы как коллективной собственности ее персонала. Впоследствии они окупаются в результате более эффективной системы стимулирования и управления. Поэтому начальный этап является тем порогом, для преодоления которого необхо­дима помощь извне в виде льготных кредитов  и  государственных  субсидий. Кроме того, меньшие по размерам фирмы легче вписываются в новые правовые отношения коллективной собственности и участие в управлении. Таким образом, трансакционные издержки тем больше, чем выше неопреде­ленность условий хозяйствования и ненадежность партнеров, и тем больше, следовательно, риски. Поэтому организация может или изменить эти условия (стратегии роста организации), или приспособиться к ним (стратегии выжива­ния и адаптация). В той мере, в какой организация обладает властью рынка, она обладает и властью над институциональной средой.

Транснациональная корпорация (ТНК) – особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Это национальная компания с зарубежными активами, т.е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных предприятий (дочерних обществ и филиалов) происходит на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями.

Основные характеристики многонациональной,  глобальной, международной и транснациональной  компаний

Тип компании

Основные характеристики

Многонациональная

 

Правление определяет финансовую политику, но в то же время предоставляет дочерней компании значи­тельную автономию при разработке стиля управления и при решении местных производственных и рыночных проблем

Глобальная

 

Централизует свою стратегическую, управленческую и маркетинговую политику. Выгода достигается за счет экономии на масштабе и деятельности на глобальном уровне. Продукция разрабатывается для удовлетворе­ния потребностей целого ряда стран. Специфические местные потребности нередко игнорируются

Международная

 

Правление сохраняет значительный контроль над сис­темами управления дочерней компании и маркетинго­вой политикой, но в меньшей степени, чем в глобаль­ной компании. Продукция и технологии разрабатыва­ются для внутреннего рынка, распространяются на другие страны со схожими рыночными характеристи­ками, затем распространяются повсюду. Гибкое управление жизненным циклом продукции

Транснациональная

 

Сочетает свойства многонациональной, глобальной и международной компаний. Продукты должны быть конкурентоспособны в мировом масштабе, однако видоизменяются и адаптируются в соответствии с требо­ваниями местных рынков. Наряду с централизацией одних ресурсов в главном правлении другие ресурсы распределяются среди дочерних компаний и интегрируются в результате их взаимодействия

 

В современных условиях ТНК превратилась в одного из основных субъектов мирового рынка. Развитие транснациональных корпораций является свидетельством усиления интернационализации хозяйственной жизни. Транснациональные корпорации выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, которые создают обширную сеть подконтрольных зарубежных предприятий. Их следует отличить от межнациональных корпораций, которые образуются в результате слияния капитала различного национального происхождения. Характерной особенностью транснациональных корпораций является их производственная направленность.

Организационные структуры управления транснациональными корпорациями прямо связаны с их сущностными характеристиками. Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, представительств и дочерних фирм, транснациональные корпорации имеют определенную страну базирования, или страну официальной юридической регистрации головного офиса. Высший управленческий состав компании наделен полномочиями по осуществлению контроля за всей «пирамидой» компании, в том числе за ее зарубежными подразделениями. Это придает системе управления жестко централизованный характер.

Требование (воля) политическое — способность политического субъекта к саморегуляции деятельности на рефлексивном, нравствен­ном и эмоциональном уровнях. Основные функции: выбор мотивов и целей деятельности; регуляция побуждений к действию и др.

Тренинг — планомерно осуществляемая программа упражнений по формированию и совершенствованию умений и навыков для повыше­ния эффективности разнообразных видов деятельности.

Трест объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих их производственную и коммерческую самостоятельность. Тресты обычно создаются в форме акционерных компаний. Предприниматели-владельцы предприятия, вступая в трест, становятся его акционерами, а их предприятия подчиняются единому руководству.

Триада — одна из основных разновидностей рабочей группы, включающей три человека (стабильное объединение, эффективное разделение труда, обеспечение численного большинства).

Труд управленческий — целесообразная деятельность че­ловека, выполняемая в процессе управления. В процессе уп­равленческого труда материальные ценности непосредствен­но не создаются, но он имеет производительный характер потому, что его затраты общественно необходимы и посто­янно возрастают, так как без управления никакое обществен­ное производство и нормальная жизнедеятельность невоз­можны.

 

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Последнее обновление 09.01.11 00:50