Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Валидность в социологии

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
05.02.11 02:24

Валидность в социологии

Валидность (от лат. validus - сильный, крепкий) - обоснованность и адекватность исследовательских инструментов (операционализированных понятий, измерительных операций и экспериментов).

Валидность логическая (внутренняя) - степень взаимосвязи и взаимной выводимости переменных и индикаторов.

Валидность эмпирическая (внешняя) - степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным.

Валидность методик в социальных науках (от лат. valeo - быть в состоянии сделать что-то) - мера пригодности методики для решения определенных исследовательских задач, для того, чему она предназначалась.
Высокая валидность свидетельствует о том, что выявленные методикой индивидуальные особенности респондентов в данной психологическоq и социальнооднородной выборке действительно имеют существенное значение для диагноза и прогноза их проведения и эффективности их деятельности в предусматриваемых ситуациях и условиях.
При установлении валидности решающую роль играет обоснование и последующая проверка гипотезы релевантности, т.е. смыслового соответствия оценок, полученных в результате применения методики, с одной стороны, и формализованных оценок поведения и деятельности респондентов, с другой. Предполагается, что те и другие оценки обусловлены одними и теми же индивидуальными особенностями. Теоре¬тически обоснованная релевантность подвергается практической проверке. Чем выше уровень совпадений между теми и другими оценками, тем выше валидность. Полное совпадение практически маловероятно, т.к. на уровень совпадений влияет ряд неподдающихся учету и формализации факторов - динамика мотивации, случайные колебания условий, при которых получаются оценки и др. Известны три вида валидности.

1. Валидность по критерию.
Сопоставляются оценки респондентов но примененной методике с формализованными оценками их поведения и деятельности, которые выступают как предмет исследования. Последние оценки и называют критериальными или критерием. Для определения уровня совпадений чаще всего прибегают к вычислению коэффициента линейной корреля¬ции, используются также метод хи-квадрат, другие статистические приемы, раскрывающие тесноту связи. Следует учесть, что связь между оценками по методике и критериальными оценками не должна быть непременно прямолинейной (например, между уровнем профессиональной квалификации и уровнем производительности). 


2. Валидность по содержанию.
Ее устанавливают в тех случаях, когда нужно доказать, что включенные в методику вопросы и задания репрезентируют проблемы, встающие перед индивидом в тех сферах поведения и деятельности, которым посвящено исследование. Проверяется эта валидность сначала содержательным анализом всех вопросов и заданий, из. которых состоит методика, чтобы дать смысловую характеристику их репрезентативности. Затем методику проверяют на социально- и психологически однородной выборке. Все индивиды, входящие в выборку, опрашиваются комиссией экспертов, причем заранее предусматривается, что вопросы экспертов ни по объему, ни по содержанию не будут полностью соответствовать методике, но они должны относиться к репрезентируемым проблемам. Далее, оценки по методике сопоставляются с формализованными оценками комиссии экспертов, валидность будет тем выше, чем выше уровень совпадений. Применяются те же статистические приемы, что при работе с установлением первого вида валидности.

3. Валидность по конструкту, по тесноте связи.
Результатов данной методики с результатами других методик, предназначенных для решения того же класса исследовательских задач и прошедших предварительную проверку валидности. Применяются статистические сопоставления - множественные корреляции и регрессии, факторный анализ.
Валидность всех трех видов характеризуется получаемой при сопоставлениях статистической величиной - коэффициентом корреляции, регрессии, факторным весом. Все оценки, как но самой методике, так и критериальные, экспертные оценки по другим методикам, должны обладать достаточной статистической надежностью, в противном случае устанавливать валидность нельзя. Валидность, установленную на одном классе выборок - по их психологической и социальной одно¬родности, - неправомерно переносить на другой класс выборок.
Валидность эксперимента - качество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов:
1. О том, что именно экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной (внутренняя валидность);
2. О том, что выявленная зависимость является закономерной, ее можно распространять на определенные внеэкспериментальные ситуации (внешняя валидность).
Для достижения внутренней валидности следует учитывать и максимально нейтрализовать влияние следующих факторов: фон-события, которые происходят во время эксперимента наряду с воздействием экспериментального Фактора; естественное развитие - изменения в испытуемых, которые не связаны с конкретными событиями, а являются следствием течения времени (например, усиление голода или усталости и т.п.); эффекты тестирования - влияние ранее выполненных испытуемыми заданий на результаты повторного испытания (эффект "первого замера", опыт участия в других экспериментах и тестированиях); погрешность, нестабильность измерительного инструмента - неисправность технических средств, нестабильность уровня внимания наблюдателей, изменения в их физическом и психическом состоянии; статистическая регрессия - следствие отбора групп па основе крайних показателей; отбор испытуемых, - неэквивалентность экспериментальной и контрольной групп по составу; отсев в ходе эксперимента - неравномерное выбывание испытуемых из экспериментальной и контрольной групп перед тем, как эксперимент кончается; взаимодействие между отбором и естественным развитием, которое может приниматься за эффект экспериментального фактора.
Факторы, ставящие под угрозу внешнюю валидность, репрезентативность эксперимента: предварительное тестирование - возможное изменение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием предварительного тестирования (реакции лиц, прошедших предварительное тестирование будут нерепрезентативны по отношению к тем, кто этому не подвергался); эффекты взаимодействия отбора испытуемых и экспериментального фактора - зарегистрированный эффект свойствен только для данной группы, не проявляется в других частях изучаемой совокупности; условия организации эксперимента, вызывающие реакцию на эксперимент, - фиксируемые реакции вызваны не только экспериментальным фактором, а знанием, что идет эксперимент (поэтому некорректно распространять полученные данные на лиц, подвергающихся воздействию экспериментального фактора в неэкспериментальных условиях); взаимная интерпретация экспериментальных воздействий, нередко возникающая, когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям, поскольку влияние более ранних воздействий, как правило, не исчезает.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Валидность в социологии