Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Методические указания к выполнению курсовых работ

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
07.09.10 22:02

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Смоленский государственный университет

Факультет управления

Кафедра социологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Смоленск

Издательство СмолГУ

2006

УДК 378 (075.8)

ББК 72я73

М 545

Рецензенты:

А. Ф. Гавриленков, кандидат философских наук, доцент

Л. А. Кузьмина, кандидат экономических наук, доцент

Методические указания к выполнению курсовых работ : для студ. очн. и заочн. форм обучения / автор-сост. А. И. Фоменков ; под. ред.
А. Г. Егорова ; Мин-во и науки РФ ; Смол гос. ун-т. – Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2006. – 28 с.

В методических указаниях раскрываются практические рекомендации по подготовке и оформлению курсовой работы. Даны требования к выбору темы и стилистики научного текста курсовой работы. Рассмотрены вопросы связанные с оформлением библиографического аппарата, и, в частности, подробно даны примеры библиографического описания литературы, правила и примеры оформления подстрочных библиографических ссылок.

Определен порядок оформления, сдачи, защиты и оценивания курсовой работы.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020300 «Социология» очной и заочной форм обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Смоленского государственного университета.

УДК 378 (075.8)

ББК 72 я 73

© Издательство СмолГУ, 2006

1. Курсовая работа как научно-исследовательское индивидуальное задание студенту

Курсовая работа (курсовой проект) является научно-исследовательской работой, индивидуальным заданием студенту и является формой контроля знаний по итогам изученных дисциплин на 3 и 4 курсах специальности
020300 – Социология.

Курсовая работа по социологии в Смоленском государственном университете – это исследование актуальной научной проблемы, самостоятельно выполнен­ное студентом.

Курсовая работа может носить теоретический, теоретико-прикладной или прикладной характер в зависимости от выбранной темы исследования.

На каждый учебный год определяется список научных руководителей по курсам из числа преподавателей кафедры социологии. Количество студентов, закрепляемых за научным руководителем, определяется учебной нагрузкой преподавателя и отражается в его индивидуальном плане учебно-методической и воспитательной работы (3 часа на одного студента).

Научный руководитель:

- оказывает помощь в выборе темы курсовой работы:

- контролирует ход выполнения курсовой работы;

- консультирует по вопросам, возникающим в ходе ее написания и оформления;

- после сдачи, проверки и защиты курсовой работы оценивает ее.

Курсовая работа должна иметь исследуемую проблему, выраженную в формулировании темы, логику изложения, порядок построения и свидетельствовать о личном вкладе студента в исследование. Вследствие этого студент организует свою самостоятельную работу в несколько этапов:

1. Выбор темы и согласование ее с научным руководителем.

2. Изучение научной литературы по выбранной теме, ее систематизация.

3. Ознакомление с правилами оформления курсовой работы.

4. Написание курсовой работы и сдача ее научному руководителю для проверки (при выявлении существенных недостатков, как по содержанию, так и по оформлению, курсовая работа может быть возвращена для доработки и исправления, если позволяет конечный срок ее представления научному руководителю).

5. Защита курсовой работы с выставлением оценки в зачетную книжку студента и ведомость.

2. Выбор темы курсовой работы

Выбор темы курсовой работы предоставляется студенту из перечня, подготовленного преподавателями, отраженного в УМК соответствующей дисциплины и утвержденного на кафедре социологии. Темой курсовой работы называется основная мысль, определяющая содержание и форму, проходящая через все части работы, объединяя их в одно целое.

Тему студент выбирает совместно с научным руководителем. Студент может избрать и тему, отсутст­вующую среди рекомендованных к написанию, но не выходящую за рам­ки тематического плана и учебной программы изучаемого предмета. Свой выбор темы аргументирует и согласовывает с научным руководителем.

Избранная тема регистрируется на кафедре, и за студентом закрепляется из числа преподавателей научный руководитель. После этого самостоя­тельное изменение студентом темы не допускается. Лишь в исключи­тельных случаях с разрешения заведующего кафедры, при заслуживающих внимания обстоятельствах, возможно изменение темы курсовой работы.

Основные требования к теме курсовой работы:

1. Научный характер курсовой работы (тема предполагает постановку научной проблемы, исследование которой приведет к приращению и углублению теоретических знаний).

2. Оптимальный объем курсовой работы (следует ограничить тему таким образом, чтобы ее можно было полно и подробно раскрыть в рамках требований к оптимальному объему текста курсовой работы, не включая приложения, таблицы, рисунки, инструментарий, фотографии и т.д.).

3. Наличие материалов для курсовой работы (должны быть доступны научная литература и документы, необходимые и достаточные для изучения темы с научных позиций).

4. Тема курсовой работы должна быть точно отражена в ее названии и обоснована во введении.

При этом следует учитывать:

- свои знания, возможности и научные интересы;

- рекомендации преподавателя;

- возможности самостоятельного сбора эмпирического материала в ходе исследования по теме курсовой работы с учетом возможного места прохождения производственной практики;

- продолжение разработки темы курсовой работы в предстоящей дипломной работой.

С учетом рекомендации преподавателя, студент составляет план работы, подбирает научный и статистический материал, специальную литературу и иные источники информации.

Изучая литературу, необходимо делать выписки и пометки, группируя материал в соответствии с планом работы. Для иллюстрации теоретических положений необходим подбор примеров из данных статистики, социологических исследований и практической научно-прикладной деятельности в сфере вашего научного интереса.

Поскольку курсовая работа носит в основном описательно-обобщающий характер, то ее под­готовительная часть заключается, главным образом, в переработке, анализе и выборке из источников той информации, которая поможет построить каркас изучаемой темы и покажет способы реализации поставленной проблемы.

После изучения литературы студенту следует уточнить составленный план курсовой работы (он может изменяться в зависимости от постанов­ки новых исследовательских задач и последовательности разрешения стоящих перед студентом проблем), в котором должен отразиться под­робный перечень вопросов, позволяющих раскрыть выбранную тему.

3. Содержание курсовой работы

Работа должна содержать следующие обязательные элементы:

- формулировка цели и основных задач исследования;

- теоретико-методологические и научно-прикладные данные по рассматриваемой проблеме на основании информационных источников;

- характеристика объекта и предмета исследования;

- обоснование избранного способа решения поставленных задач;

- анализ и оценка материалов, используемых в работе;

- описание применяемых методов, методик и технологий сбора, обработки и анализа научных данных;

- изложение выводов с возможной оценкой их новизны и практической значимости.

Желательно, чтобы в работе был широко представлен самостоятельно собранный фактологический материал.

Содержание курсовой работы составляют теоретико-методологические основы изучаемой проблемы и другие научные материалы, ранее проведенные социологические исследования, самостоятельно собранные статистические и эмпирические данные, мысли автора, раскрывающие обозначенную тему, выполняющие основную цель. К содержанию предъявляются следующие основные требования:

1. Соответствие теме (в курсовой работе должно говориться имен­но о том, что указано в ее теме).

2. Полнота развития темы (тема должна быть раскрыта так, что­бы ничего существенного не было упущено).

3. Истинность (мысли, изложенные автором, должны соответствовать фактологической действительности, а не противоречить ей).

4. Логическая правильность (следует в точности соблюдать ос­новные логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, и пра­вила мышления).

Форма курсовой работы складывается из плана и стиля изложения. План курсовой работы – это порядок расположения его частей. В соответствии с планом курсовая работа должна быть разделена на отдельные логически соподчиненные части, снабженные короткими и ясными заголовками, отражающими их содержание.

Основные требования к стилю курсовой работы:

- использование научного языка;

- строгое определение понятий;

- соблюдение единообразия терминологии;

- правильное и понятное построение отдельных фраз и текста в целом;

- избежание употребления неясных терминов, иностранных слов без надобности;

- исключение пустых фраз, трафаретных выражений, двусмысленных слов;

- отказ от неоправданных повторов;

- выразительность слога;

- ясность и четкость формулировок;

- точность и лаконичность изложения.

Введение

Введение служит для того, чтобы кратко охарактеризовать работу, а также продемонстрировать, что студент осознанно выполнил научное исследование и способен оценить результаты собствен­ного труда.

В курсовой работе принято обосновывать выбор темы, оце­нивать ее актуальность и степень разработанности в научной литера­туре.

В вводной части следует точно и ясно сформулировать цель курсовой работы. Цель в данном случае означает основной результат, который предполагал получить студент. Необходимо также перечислить основные исследовательские задачи, т.е. конкретные действия, кото­рые необходимо было выполнить для достижения установленной цели.

В зависимости от цели и задач курсовой работы определяется объект и предмет исследования. Определение объекта и предмета является необ­ходимым условием целевой ориентации и концентрализации исследовательского процесса.

При необходимости следует перечислить и кратко описать основные примененные науч­ные методы. Научными методами называются способы получения знаний, существующие независимо от изучаемого объекта. Различают общие ме­тоды познания (например анализ), общенаучные методы (например метод классификации, системный подход, комплексный подход) и методы отдельных наук (например метод устного опроса – интервью, метод включенного наблюдения и т.д.).

Необходимо охарактеризовать главные научные исследования, послужившие методологической осно­вой и образцами для курсовой работы. Следует отметить также, если это имеет место, определенную новизну работы, которая может заклю­чаться в особенностях постановки проблем, введении в научный оборот новых данных и документов, своеобразии использования научных методов, полу­чении результатов, развивающих научные представления по изучаемой теме.

Основная часть

В основной части полно и систематизированно раскрывается содержание научно-исследовательской проблемы, которая включает как теоретический, так и прикладной аспекты исследуемой проблемы, а также излагаются результаты мыслительной деятельности автора курсовой работы. В соответствии с планом изложения основная часть должна быть разбита на отдельные смысловые главы и разделы. Глава должна содержать изложение одной четко выделяемой идеи, составляющей часть общей темы курсовой работы. Несколько (как правило, 2-4 раздела), образующих смысловое единство, составляют содержание главы.

В практике при написании курсовой работы используют двухступенчатую рубрикацию – главы и разделы, но иногда прибегают и к трехступенчатому де­лению – главы, разделы, подразделы. Названия глав и разделов формулируются в виде простых повествовательных предложений. Название главы не должно повторять название курсовой работы, а название раздела не должно повторять назва­ние главы.

Первоначально, согласно плану, студент излагает материал в черновом варианте. Работа выполняется самостоятельно. При этом не допускается использование цитат без ссылок на автора и его работу. Если в курсовой работе отсутствуют ссылки и сноски на использованные источники, то научный руководитель вправе вернуть курсовую работу для переработки.

При написании работы необходимо уделять внимание систематизации и классификации собранного материала, собственных выводов. Эта работа упрощается при применении компьютера, который многократно ускоряет процесс подготовки курсовой, позволяя свободно менять материал местами, вставлять из использованных источников блоки цитат, делая сно­ски, которые при перестановке материала перемещаются одновременно с цитатами, и т. д.

Излагать материал в тексте необходимо, пытаясь раскрыть главную идею того или иного вопроса. Особый интерес вызывает работа, имеющая проблемный характер, содержащая определенную, четко выраженную позицию, идею автора, которую он проводит после­довательно на протяжении всего исследования.

Изложение материала должно быть аргументированным, подкреплен­ным собственным исследованием и сбором эмпирической информации, выводами, доказательствами и фактологическими данными. В работе должна найти место хотя бы одна самостоятельная идея, которая в дальнейшем будет развита в дипломной работе.

Заключительная часть

Заключительная часть служит для подведения итогов. В заключении следует кратко повторить ход рассуждений и, обобщив выводы, содержащиеся в главах основной части, сформулировать общие выводы по теме курсовой работы.

Выводы должны выра­зить то, что выявлено студентом в процессе написания работы, и являться результатами его размышления. Выводы необходимо писать четко, сжато и конкретно. Уместно выделить каждый вывод в отдельный пронумерованный абзац. Выводы должны соответство­вать определенным во введении цели и задачам курсовой работы, а если курсовая работа носила теоретико-прикладной или прикладной характер, то и гипотезам прикладного (оперативного) социологического исследования, программа и результаты которого оформляются как приложение.

В заключении можно также указать на те вопросы, которые нуждают­ся в дальнейшей разработке, и наметить перспективные направления исследования данной темы (особенно при выполнении курсовой работы на 4 курсе целесообразно рассмотреть возможности дальнейшего применения полученных результатов в предполагаемой дипломной работе).

4. Общие требования к стилистике научного текста курсовой работы

Курсовая работа, как и последующая дипломная, должна писаться в стилистике научного текста. Письменная научная речь строится согласно определенным правилам – так назы­ваемым правилам академического этикета – и сложив­шейся в ученом сообществе традиции публично излагать свои мысли с опорой на привлекаемые для их обоснова­ния концепции. Эти неписаные правила и традиции на­правлены на то, чтобы обеспечить взаимно уважительный тон научной полемики, соблюдение авторских прав, корректность в изложении концепций, содержащихся в используемых источниках, отсутствие смысловых иска­жений, искусственных натяжек и фальсификаций.

Для научного текста характерен формально-логичес­кий способ изложения, подчиняющий себе все использу­емые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель – обо­сновать и доказать ряд теоретических положений.

Это значит, что научный текст отличает прагматичес­кое построение. В нем все направлено на решение постав­ленных задач и достижение конечной цели, недаром цель и задачи четко прописываются во введении. В научном тексте является лишним и ненужным все то, что прямо не работает на реализацию цели: выражение эмоций, ху­дожественные красоты, пустопорожняя риторика. На­учный текст красив, когда он максимально точен и лако­ничен, его изящество – не художественной, а интеллектуальной природы, это изящество аргументации, доказательств. И используемые в нем средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью. Ключевые слова научного текста – это не просто слова, а понятия. Когда вы пишете, пользуетесь понятийным ап­паратом, то есть установленной системой терминов, значение и смысл которых должен быть для вас не рас­плывчатым, а четким и ясным. Необходимо следить за тем, чтобы значение используемых терминов соответствова­ло принятому в данной дисциплине употреблению.

Научная речь предполагает использование определен­ных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с пре­дыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Так, вводные слова и обороты типа «итак», «та­ким образом» показывают, что данная часть текста слу­жит как бы обобщением изложенного выше. Слова и обо­роты «следовательно»; «отсюда следует, что...» свидетель­ствуют о том, что между сказанным выше и тем, что бу­дет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты типа «вначале», «во-пер­вых»,
«во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заклю­чение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обо­роты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что ска­занным и тем, что сейчас будет сказано.

Обороты типа «рассмотрим подробнее…» или «перей­дем теперь к...» помогают более четкой рубрикации тек­ста, поскольку подчеркивают переход к новой невыделен­ной особой рубрикой части изложения.

Научная речь имеет грамматические, синтаксичес­кие, лексико-стилистические особенности, отличающие ее от других разновидностей письменной речи. Ее грамматика характеризуется присутствием в тексте большо­го количества существительных, выполняющих функ­цию абстрактных понятий, и отглагольных существи­тельных, выражающих процессуальный характер описы­ваемого, например, исследование, рассмотрение, подтверждение и т. п[1].

Особенностью использования глагольных форм явля­ется превалирующее обращение к изъявительному на­клонению, настоящему времени, несовершенному виду. Это объясняется тем, что научная речь имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас состоянии дел.

Синтаксис научного текста отличается обилием слож­ных предложений. Именно сложные, в особенности слож­ноподчиненные предложения способны адекватно пере­давать Логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Показателем культуры научной речи и профессионализма исследователя является высо­кий процент в тексте сложносочиненных и сложнопод­чиненных предложений. Сплошной поток простых пред­ложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые к концу забываешь, о чем говорилось в начале.

Установившаяся традиционно форма подачи научно­го текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств – например, использованием безличных и неопределенно-личных кон­струкций, конструкций с краткими страдательными при­частиями типа «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного мес­тоимения первого лица единственного числа – «я». Там, где студенту нужно назвать себя в первом лице, использу­ется местоимение множественного числа «мы». Обра­зуются конструкции типа «мы полагаем», «нам представ­ляется», «по нашему мнению».

Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности. Во-вторых, когда ав­торство выражается местоимением «мы», создается впе­чатление, что за автором как единичным субъектом сто­ит группа людей – научная школа, направление, единомышленники, научный руководитель. Это отражает современную ситуацию в науке, характеризующуюся нарастающими тенденциями к интеграции, коллегиальности в творчестве. В-третьих, студент не выпячивает свой личный вклад, а наоборот, делает его как бы достоянием дальнейшего исследования.

Тем не менее текст не должен сплошь пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.

Смысловая точность и ясность изложения достигают­ся вдумчивым использованием слов и терминов. Не сто­ит без необходимости вводить в текст слова иностранно­го происхождения, когда можно обойтись их русскими синонимами. Иногда недобросовестные студенты, стремясь замаскировать бедность мыслей или недостаточную компетентность, придать тексту наукообразие, стараются специально сделать его как можно более непонятным, вводя в него без надобности иност­ранные слова, запутанные синтаксические конструкции, канцеляризмы. Все это только ухудшает впечатление от курсовой работы. По возможности нужно избавляться и от оборотов и выражений, имеющих слишком неопределенный в кон­тексте вашей работы смысл.

В тексте не должно быть многословия, смыслового дуб­лирования, тавтологий. Никогда не упот­ребляйте слов и терминов, точное значение которых вам неизвестно.

5. Оформление библиографического аппарата курсовой работы

Библиографический аппарат в курсовой работе – это ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. По нему можно судить о степени осведомленности студента в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографичес­кий аппарат курсовой, как и дипломной работы представлен библиографическим списком и библиографическими ссылками, которые оформля­ются в соответствии с ГОСТом 7.1. – 2003 «Библиографическая запись. Биб­лиографическое описание (общие требования и правила составления)».

ГОСТ 7.1-2003 введен в действие с 1 июля 2004 года. В ГОСТе впервые подчеркнуто то, что для различия предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и за­пятая – пробелы ставятся только после них. Знаки «точка с запятой» и «многоточие» к исключению не относятся.

В ГОСТе 7.1-2003 изменены правила употребления строчных и прописных букв: с прописной буквы следует приводить только первое слово области описания, а в элементах строчные и пропис­ные буквы применяются в соответствии с нормами языка, на кото­ром составлено описание: например, первые слова сведений, относящихся к заглавию, и сведений об ответственности записывают со строчной буквы, если они не являются именами собственными. Исключение составляет общее обозначение материала и любые загла­вия во всех областях описания.

Рассмотрим вначале оформление библиографичес­кого списка, который иногда неверно называют литературой. Библиографический список – элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей курсовой работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее ав­тора и потому позволяющий судить о степени фундаментальности проведенного исследования.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиогра­фических указателей полностью без пропусков каких-либо эле­ментов, сокращений заглавий и т.п. Благодаря этому можно избежать повторных проверок, вставок пропущенных сведений.

В курсовой работе в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основ­ном тексте и которые фактически не были использованы студентом. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.

В курсовой работе используются способ постро­ения библиографического списка по алфавиту фамилий авто­ров или заглавий.

Алфавитный способ группировки литературных ис­точников характерен тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не сле­дует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностран­ные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке дипломной работы.

Принцип расположения в списке библиографических опи­саний источников – «слово за словом». Записи рекомендуется располагать:

а) при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д.;

б) при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий;

в) при авторах-однофамильцах – по иден­тифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын – от старших к младшим);

г) при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими – по алфавиту фамилий соавторов.

При алфавитном способе расположения библиографичес­ких описаний источников их список обычно не нумеруют. Связь библиографических записей с основным текстом устанавлива­ется при помощи фамилии авторов и года издания.

В библиографических списках к курсовым, дипломным работам, диссертациям в заголовке записи перед инициалами запятую ставить не следует.

6. Примеры библиографического описания литературы

6.1. Книги одного, двух или трех авторов

а) Один автор

Артемьев А. И. Социология личности / А. И. Артемьев. – М. : АрбаТ – XXI, 2001. – 256 с.

Ельмеев В. Я. Теория и практика социального развития : сб. научных трудов / В. Я. Ельмеев. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. – 400 с.

б) Два и три автора

Громов И. А. Западная социология : учеб. пособ. для вузов / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб. : Изд-во ДНК, 2003. – 560 с.

Киблицкая М. В. Методология и дизайн исследования в стиле кейс
стадии / М. В. Киблицкая, И. К. Масалков. – М. : Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2003. – 287
c.

6.2. Книги четырех или более авторов

Образование в Смоленской области. Опыт регионализации : коллективная монография / Т. П. Довгий [и др.] ; под ред. А. Г. Егорова. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 125 с.

Современная социология образования : учеб. пособие / А. М. Осипов
[и др.]. – Ростов-н/Д : Феникс, 2005. – 320 с.

6.3. Издания, не имеющие индивидуальных авторов

Вопросы развития личности / отв. ред. В. П. Хворов. – Владимир, 1975. – 189 с.

Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере) : учеб. пособие / под ред. А. В. Абчука. – СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. –
551 с.

6.4. Переводные издания

Первин Л. Психология личности : теория и исследования / Л. Первин,
О. Джон. ; пер. с англ. М. С. Жамкочьян ; под ред. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 607 с.

Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты /
Р. Фрейджер, Д. Фейдимен ; пер. с англ. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 608 с.

Фромм Э. Иметь или быть ? / Э. Фромм ; пер. с англ. Н. Петренко,
О. Иванчук. – Киев : Ника-Центр : Вист-С, 1988. – 392 [2] с.

Фромм Э. Иметь или быть ? Ради любви к жизни / пер. с англ. ; предисловие П. С. Гуревича. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 384 с.

6.5. Сборники научных трудов, статей

Социологические проблемы формирования личности : сб. статей / отв. ред. Н. Е. Юшманова. – Свердловск, 1975. – 97 с.

Социологические проблемы формирования личности : сб. статей / отв. ред. Ю. П. Петров. – Свердловск, 1977. – 109 с.

Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет : в 2 кн. / З. Фрейд. Тбилиси, 1991.

Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике : материалы I-ой международной научно-практической конференции
(Смоленск, 31 октября - 1 ноября 2003 г.) / отв. ред. В. А. Сонин. – Смоленск : СГПУ, 2003. – 373 с.

Философские и социологические аспекты активизации человеческого фактора : исследование советских учёных : сб. аналит. обзоров / ред.- сост.
И. А. Беседин. – М. : ИНИОН, 1988. – 115 с.

Формирование духовного мира человека : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Г. В. Кузнецова. – Горький : ГГПИ, 1989. – 160 с.

6.6. Законодательные материалы

а) Запись под заголовком

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39, [1] с.

Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании» : [офиц. текст с изм.] – М. : ОМЕГА-Л, 2004. – 56 с.

б) Запись под заглавием

Конституция Российской Федерации. – М. : Приор, [2001]. – 32 с.

Международные акты о правах человека : сборник документов / Президент Рос. Федерации. Комиссия по правам человека ; РАН, Ин-т гос. и права ; сост. и авт. вступит. ст. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. – 2-е изд., доп. – М. : НОРМА, 2002. – 944 с.

6.7. Многотомные издания

а) Издания в целом

Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. – М. : Прогресс, 1976-1984.

Кант И. Сочинения. В 6 т. / И. Кант. – М., 1966.

в) Отдельный том

Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 2 / Аристотель. – М. : Прогресс, 1976. –215 с.

Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. / И. Кант. – М., 1966. – 316 с.

6.8. Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы

а) Бюллетень

Российская Федерация. Гос. Дума (2000- ). Государственная Дума : стеногр. заседаний : бюллетень / Федер. Собр. Рос. Федерации. – М. : ГД РФ, 2000- . – 30 см. – Кн. не сброшюр.

№ 49 (497) : 11 окт. 2000 г. – 2000. – 63 отд. с. – 1400 экз.

Официальные документы в образовании (1994- ) : информационный бюллетень. – М. : Частное образование, 2000- .

№ 5 (116) март 2000 г. – 2000. – 103 с. – 12000 экз.

б) Продолжающийся сборник

Литература по педагогическим наукам и народному образованию : библиогр. указ., 2004 г. / Рос. акад. образования, Гос. науч. пед. б-ка им.
К. Д. Ушинского ; сост. Е. Г. Ильина ; ред.-библиогр. М. С. Верникова ; гл. ред. Б.Н. Сизова. – М. : ГНПБ им. К. Д. Ушинского, 2004- .

Вып. 3 (213) / сост. Е. Г. Ильина. – 2005. – 140 с. – Библиогр. : с. 123-135.

Изд. с 1950 г.

6.9. Составная часть документа (глава, раздел, статья и т. д.)

а) Из книги

Волков Ю. Г. Социальная идентичность личности / Ю. Г. Волков,
И. В. Мостовая // Социология : учебник для вузов ; под ред В. И. Добренькова.
М. : Гайдарика, 1998. – С. 329-376.

Личность как субъект и объект общественных отношений / А. А. Радугин, К. А. Радугин // Социология : курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Центр, 1999. – С. 105-121.

Эбенстайн В. Дилемма благоденствия : государство и человек : [отр. из кн. амер. ученого «Великие политические мыслители ( от Платона до наших дней)»] : пер. с англ. // Знание-сила. – 1990. – №7. – С. 64-67.

б) Из трудов, ученых записок и т. д.

Ядов В. А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен /
В. А. Ядов // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 169-183.

в) Из материалов конференций, симпозиумов, семинаров и т.д.

Кузьмина Л. А. Человеческий капитал в системе факторов развития инновационной экономики / Л. А. Кузьмина // Социальные трансформации (Выпуск 5) : материалы международного коллоквиума. – Смоленск: СГПУ, 2003. – С. 112-118.

г) Из журнала

Гидденс Э. Современность и самоидентичность / Э. Гидденс // Общественные науки. РЖ «Социология». – Сер. 11. – 1992. – № 2. С. 14-27.

Зимин А. М. Европоцентризм и русское национальное самосознание /
А. М. Зимин // Социологические
исследования. – 1996. – № 2. – С. 55-62.

Козлова О. Н. Социализация в поле безнадежности и за его пределами / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 2. – С. 126-139.

Фоменков А.И. Социальная характеристика школы / А. И. Фоменков // Завуч. –2000. – № 2. – С. 52-82.

д) из газеты

Завьялов А. Родительских прав лишили за бедность / А. Завьялов // Рабочий путь. – 2004. – 10 декабря.

Люди 1999 г. // Рос. газ. – 1999. – №4. – С. 5-19.

7. Правила оформления библиографических ссылок

Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом и упоминаемом в тексте документа другого документа (его составной части или группе документов), необходимых для его последующей характеристики, идентификации и поиска.

Библиографические ссылки оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1- 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» Правила составления библиографических ссылок приведены в обязательном приложении 2 к указанному ГОСТу.

Новый ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» на библиографические ссылки не распространяется.

При оформлении таких ссылок допускаются некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по:» либо «Цит. по кн.:» или «Цит. по ст.:».

Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами «См.:», «См. об этом:».

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, – лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например: », «См. в частности:».

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:». Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют «Ср.:» или что в ссылке работа более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут «Об этом подробнее см.:».

В курсовых работах применяются подстрочные библиографические ссылки, т.е. вынесенные из текста в низ страницы.

Автор курсовой работы приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссы­лок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде цифры. Нумерация отдельная на каждой странице. Знак сноски следует распо­лагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:

В тексте:

В своем исследовании профессиональной культуры в ее частном выражении – отношении к работе и по поводу работы российских менеджеров, бизнесменов и професси­оналов – А. Наумов, Ш. Паффер, Э. Джонс применяют стратегию сравнительного анализа1. На основе количественной обработки данных, собранных в ходе исследова­ния российских и американских респондентов, принадле­жащих условно к одной социально-профессиональной страте, авторы делают вывод о различиях между свойствами национальной культуры и культуры исследуемой совокупности. Указанное противоречие является движущей си­лой в адаптации каждой из них к постоянно меняющемуся внешнему окружению.

Взаимодействие культур в совместном российско-аме­риканском предприятии стало предметом анализа А. Пригожина2.

В сноске:

_____________________________________

1 Наумов А., Джонс Э., Паффер Ш. Этическое отношение к ра­боте: новые парадигмы (сравнительным анализ отношения к работе в России и США) // Менеджмент. 1995. № 4. С. 41-59.

2 Пригожин А. Проблема синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятиях // Менеджмент. 1995. № 1.
С. 60-77.

При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо за­главия приводят условное обозначение, например: Указ. соч. – С. 15-17.

Если несколько ссылок на один и тот же источник приво­дится на одной странице книги или статьи, то в сносках про­ставляют слова «Там же.» и номер страницы, на которую дела­ется ссылка, например: Там же. – С 25.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обяза­тельные элементы описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ста­вится после цитаты, если поясняющий текст предшествует ци­тате или включен в ее середину.

8. Правила оформления курсовой работы

Текст курсовой работы должен быть напечатан на листах бума­ги формата А 4 (210 х 297 мм) на одной стороне листа через 1,5 межстрочный интервал. Минимально допустимая высота шрифта 1,8 мм (12 pt). Размер полей: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, сни­зу – 20 мм.

При работе с компьютером рекомендуется использовать тип шрифта Times New Roman 14 pt, на странице размещать не более 35-40 строк, в каждой стро­ке – не более 70 печатных знаков (букв, цифр, знаков препинания, пробелов). Оптимальный объем текста курсовой работы, не включая приложения, таблицы, рисунки и т. п., составляет примерно 45-50 страниц.

Курсовая работа набирается на ПК строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и допол­нения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места.

Все сноски и подстрочные примечания перепечатывают через один интервал на той странице, к которой они относят­ся. Нумерация сносок постраничная. Все страницы нумеруются начиная с титульного листа, но на нем номер не проставляется. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографическому списку, приложе­ниям.

Расстояние между названием главы и последующим текс­том должно быть равно двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Рассто­яние между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого по­средине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки – 12,5 мм.

Таблицы, рисунки, чертежи, графики, фотографии как в тексте курсовой работы, так и в приложении должны быть выполне­ны на стандартных листах размером 210 х 297 мм или наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны быть с лицевой стороны.

Текст, рисунки, фотографии должны быть без пометок, карандашных исправлений, пятен и загибов, дорисовка букв чернилами не допускается.

Все ошибки и опечатки необходимо исправить. Число ис­правлений должно быть минимальным: на страницу не более пяти исправлений от руки чернилами черного цвета.

Оформленная курсовая работа должна иметь следующую структуру: первая страница – титульный лист, вторая страница – оглавление, далее следуют введение, главы, заключение, библиографический список, приложения.

Титульный лист курсовой работы должен содержать название учреждения, в котором обучается студент, его подразделений, включая и название кафедры, где выполнена работа. На титульном листе долж­ны быть указаны тема, фамилия, имя и отчество студента, фамилия, инициалы и ученая степень (ученое звание) научного руководителя, а так­же место и год выполнения работы (см. Приложение 1).

В оглавлении отражается план курсовой работы. Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков рубрик с указанием страниц, на которых они начинаются.

Рисунками называются все иллюстрации (фотографии, схемы, карты, планы, графики и пр.). Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, включающей название рисунка и необходимые пояснения, в частности, расшифровку условных обозначений. Подпись печатается под рисунком в одну строку с его номером. Рисунки нумеруются последовательно в пределах каждой главы арабскими цифрами. Рисунок, заимствованный из другого источника, должен содержать указание на этот источник. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, например:

Рис. 1.2. Модель управления организацией

При ссылке на рисунок в тексте указывается, например: Как показано на рис. 2.4,...; Как видно из графика (рис. 1.2),...; На гистограмме (см. рис. 1.2) проиллюстрирована зависимость...; Образцы приведены на рис. 3.2.

Страницу с рисунком размещают в тексте рукописи сразу же за страницей, текст на которой поясняется данным рисунком и нумеруется при сквоз­ной нумерации рукописи. Возможно помещение рисунка в отдельное приложение.

Числовые данные и лексические перечни должны быть оформлены в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок и расшифровку условных обозначений. Таблицы, заимствованные из дру­гого источника или составленные по данным другого источника, должны содержать указание на этот источник. Таблицы печатают в тексте работы или на отдельной странице. Примечания и сноски к таблице распола­гаются непосредственно под таблицей. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, например:

Таблица 1.2

Половозрастная структура выборочной совокупности

.

При ссылке на таблицу в тексте указывается, например: Как показано в табл. 2.4,...; Как видно из табл. 1.2,...

Страницу с таблицей размещают в тексте сразу же за страницей, текст на которой поясняется данной таблицей. Возможно помещение таблицы в отдельное приложение.

В приложениях к курсовой работе помещают материалы, которые содержат дополнительную информацию по теме. Это, как пра­вило, большие таблицы, взятые из источников или составленные автором, неопубликованные ранее или малоизвестные документы, перево­ды, программы и результаты социологических исследований, инструментарий курсового исследования, списки состава и схемы организаций, хронологические и синхронистические ряды, биографии, карты и т. д. Приложения нумеруют и озаглавлива­ют, например:

Приложение 3

Инвестиции стран – членов Европейского Союза в страны Восточной Европы в 1990-1996 гг.

Притекстовые примечания оформляют в том случае, если имеется важный или интересный дополнительный материал, который необходим и непосредственно связан с темой. Примечания приводятся в низу страницы под чертой.

В курсовой работе рекомендуется оформлять ссылки в виде подстрочных примечаний и располагать в низу страницы под чертой. Знак сноски ставится в тексте непосредственно после слов или цифр, к которым он относится, в верху строки. Такой же знак повторяется перед сноской. Сноски нумеру­ются в пределах каждой отдельной страницы.

В тексте:

«На практике государства-члены чаще всего воздерживаются от принудитель­ного изъятия помещений иностранных дипломатических представительств»1.

В сноске:

___________________

1 Дёмин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М.: Междунар. отношения, 1995. С. 39.

По форме различают следующие виды библиографических ссылок: ссылки на источники цитат, ссылки на источники заимствований, ссылки на труды, упоминаемые в тексте, рекомендательные ссылки на издания, в которых можно найти более полное изложение вопроса, затронутого в тексте.

1. Ссылки на источники цитат:

Цитатой называется включение фрагмента из другого текста, изложенного дословно. Цитировать документ необходимо абсолютно точно. Цитата всегда заключается в кавычки. Цитировать уместно определения, части докумен­тов, наиболее важные для понимания их смысла, выводы, полученные исследователями. К цитированию прибегают также для того, чтобы показать ход рассуждений другого автора, подтвердить свои выводы авторитетом. Иногда цитируются наиболее яркие, меткие слова и выражения.

В ссылках на источники цитат дают библиографическое описание документа и указывают страницу (или страницы), на которых находится цитата, например:

______________________

1 Зак Л. А. Западная дипломатия и внешнеполитические стереотипы. М.: Междунар. отношения, 1976. С. 202.

2 Роlsbу N. W. Роlitiсаl innovation in Аmеriса: Тhе роlitiсs оf роlitiсу initiation. Nеw Наvеn. L.: Yаlе univ. рrеss, 1984. Р. 140.

2. Ссылки на источники заимствований:

Заимствованием называется использование некоторых положений из других документов без цитирования. При заимствовании допускается излагать материалы документов близко к тексту или своими словами. Мож­но также взять из них отдельные положения, факты, термины, даты и дру­гие сведения. Ссылки на источники заимствований начинаются со слова «См.:», «Подробнее см.:», например:

___________________________________

1 См.: Зак Л. А. Западная дипломатия и внешнеполитические стереотипы. М.: Междунар отношения, 1976. С. 84.

2 См.: Роlsbу N. W. Роlitiсаl innovation in Аmеriса : Тhе роlitiсs оf роlitiсу initiation. Nеw Наvеn. L.: Yаlе univ. рrеss, 1984. Р. 140.

3. Ссылки на труды, упоминаемые в тексте:

Ссылки на труды, упоминаемые в тексте, приводят для того, чтобы сообщить о них дополнительные библиографические сведения. Библиографические сведения о документе, опубликованном на иностранном языке, в тексте рукописи приводят на русском, а в ссылке — на языке оригинала.

В тексте:

О международных займах Франции пишет, например, Рондо Камерон в своей книге «Франция и экономическое развитие Европы»1.

В сноске:

___________________________

1 См: Саmеrоn R. Lа Frаnсе еt lе dеvеlорреmеnt есоnоmiquе dе Еurоре
(1800-1914).
Р.: Lе Sеuil, 1925. Р. 209.

4. Рекомендательные ссылки:

Рекомендательные ссылки отсылают читателя к дополнительной литературе. Их нередко начинают со слов «См.:», «См. об этом:», «См. так­же:». Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, не единственный, используют слова «См., например:», «См., в частности:». Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют: «Ср.:», например:

______________________________

1 См. об этом: Люблинская А. Д., Прицкер Д. П., Кузьмин М. Н. Очерки истории Франции с древнейших времен до окончания первой мировой войны. Л.: Уч­педгиз, 1957; Плешакова С. Л. Французская монархия и церковь
(
XV – середина XVI в.). М.: Изд-во МГУ, 1992; Ее же. Французская реформация (спецкурс и пере­воды источников). М.: Изд-во МГУ, 1993.

Нередко рекомендательные ссылки объединяют с подстрочными примечаниями, например:

______________________________

1 Специально межинституциональным соглашениям Европейского Союза посвящены только три небольшие публикации в научной периодике: Моnаr J. Intеrinstitutionаl Аgrееmеnts: thе Рhеnоmеnоn аnd its Nеw Dуnаmiсs after Maastricht // Common Market Law Rewiew: Vоl. 31. 1994. № 4. Р. 693-719.

9. Примеры оформления подстрочных библиографических ссылок

1. Первая ссылка на документ:

В первой ссылке на документ приводят библиографическое описание документа без факультативных элементов. Из обязательных элементов допускается не приводить название издательства.

Необходимо указать страницу (или страницы), где расположен фрагмент текста, на который дается ссылка. Исключение составляет ссылка на издание в целом. Условные разделительные знаки точку и тире допускается заменять точкой.

_________________________

1 История буржуазного государства и права (1640-1917). М.: Высшая шкала, 1964. С. 183.

2 См.: История буржуазного государства и права (1640-1917). М.: Высшая шко­ла, 1964. С. 428-430.

3 Люблинская А. Д., Прицкер Д. П., Кузьмин М. Н. Очери истории Франции с древнейших времен до окончания первой мировой войны. Л.: Учпедгиз,
1957.
С. 95-96.

2. Цитирование документа по другому документу:

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то ссылку начинают словами «Цит. по:», например:

______________________

1 Цит. по: Люблинская А. Д., Прицкер Д. П., Кузьмин М. Н. Очерки истории Франции с древнейших времен до окончания первой мировой войны. Л.: Учпед­гиз, 1957. С. 95.

2 Цит. по: Роlsbу N. W. Роlitiсаl innovation in Аmеriса : Тhе роlitiсs оf роlitiсу initiation. Nеw Наvеn. L.: Yаlе univ. рrеss, 1984. Р. 140.

3. Ссылка на однотомное издание в целом:

_________________________

1 См.: Вернадский В. И. Размышления натуралиста. М., 1977.

4. Ссылка на несколько произведений:

В библиографической ссылке, охватывающей несколько произведений, последние перечисляются через точку с запятой. В случае упоминания произведений одного и того же автора допускается заменять фамилию и инициалы словами «Его же», «Ее же».

________________________

1 См. об этом: Люблинская А. Д., Прицкер Д. П., Кузьмин М. Н. Очерки истории Франции с древнейших времен до окончания первой мировой войны. Л.: Уч­педгиз, 1957; Плешакова С. Л. Французская монархия и церковь
V-середина XVI в.). М.: Изд-во МГУ, 1992; Ее же. Французская реформация (спецкурс и пере­воды источников). М.: Изд-во МГУ, 1993.

5. Повторная ссылка на документ:

При наличии в работе нескольких ссылок на одно и то же произведе­ние полное библиографическое описание дается только в первой ссылке. В последующих повторяют заголовок библиографического описания и заглавие.

При повторной ссылке допускается сокращать длинные названия, упоминать первого из нескольких авторов.

______________________

1 См: Роlsbу N. W. Роlitiсаl innovation in Аmеriса. Р. 156.

2 Люблинская А. Д. и др. Очерки истории Франции. С. 103.

6. Ссылка на отдельный том многотомного издания:

В ссылке на отдельный том многотомного издания после года издания следует указать номер тома (или книги, части и т. п.), а если этот том име­ет собственное название, то можно привести и его:

_______________________

1 История дипломатии. – 2-е изд. М.: Политиздат, 1979. Т. 5. (Кн. 2).
С. 435.

7. Несколько ссылок подряд на один документ:

При записи подряд на странице нескольких ссылок на один источник в повторной ссылке приводят слова «Там же» или, для документов, напечатанных латинскими буквами, «Ibidеm» (сокращенно «Ibid.») и указывают соответствующие страницы.

______________________

1 Зак Л. А. Западная дипломатия и внешнеполитические стереотипы. М.: Междунар. отношения, 1976. С. 288.

2 Там же. С. 87.

3 См. там же. С. 235-236.

__________________________

1 См.: Роlsbу N. W. Роlitiсаl innovation in Аmеriса. Р. 156.

2 Ibidеm. Р. 93.

8. Несколько ссылок подряд на многотомное издание:

В случае, если ссылки на разные тома многотомного издания следуют подряд на одной странице, используют сокращенную запись, указывая там, где необходимо, номер тома, например:

_______________________

1 История дипломатии. – 2-е изд. М.: Политиздат, 1979. Т. 5. (Кн. 2).
С. 435.

2 Там же. С. 436.

3 См.: Там же. Т. 3. С. 380-386.

4 Там же. Т. 4. С. 98.

9. Ссылка на часть документа:

В ссылке на части документов дают описание части документа, затем документа в целом.

___________________________

1 Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 25-42.

2 Уоррен Р. П. Потоп // Новый мир. 1982. №4. С. 128.

10. Защита курсовой работы

Выполненную курсовую работу необходимо внимательно прочитать, проверить ее стиль, лексику, грамматику, а также логику изложения ма­териала, устранить имеющиеся ошибки и представить научному руково­дителю.

Защита курсовой работы, как правило, происходит в индивидуальном порядке перед научным руководителем. Наиболее интересные курсовые работы могут защищаться публично на семинарских занятиях по соответствующему курсу, который ведет научный руководитель данной курсовой работы.

Курсовая работа должна быть в законченном виде сдана научному руководителю не позднее чем за 2 недели до начала экзаменационной сессии в 6 (3 курс) и 8 (4курс) семестрах.

Процедура защиты состоит из выступления студента, который должен кратко изложить суть и результаты работы (7-10 минут), а затем ответить на вопросы научного руководителя.

Проверку и оценивание курсовой работы осуществляет научный руководитель. Проверка заключается:

- в анализе положительных и отрицательных сторон работы в исследовании выбранной темы;

- в выполнении требований к оформлению курсовой работы;

- в соответствии всех элементов работы ее оглавлению.

Критерии оценки курсовой работы:

- актуальность и научная новизна работы;

- степень самостоятельности;

- соответствие содержания теме исследования;

- логичность и последовательность изложенного материала;

- реализация поставленных целей и задач;

- количество использованных научных источников;

- умение интерпретировать статистические и эмпирические данные;

- содержание и оригинальность выводов и предложений;

- уровень общей и социологической грамотности;

- соответствие требованиям оформления курсовой работы;

- наличие самостоятельно собранной эмпирической социологической информации;

- практическая значимость выполненной работы.

По результатам ознакомления и проверки курсовой работой, выступления студента, его ответов на вопросы научный руководитель выставляет оценку за курсовую работу в зачетную книжку студента и в ведомость. Оценка слагается из качества выполненной работы согласно указанному критерию и аргументированной защиты студен­та.

При несогласии студента с выставленной оценкой защита курсовой работы проводится перед комиссией в составе 2-3 преподавателей, один из которых – научный руководитель данной работы. Повторная защита с целью повышения полученной положительной оценки не допускается.

Студентам с неудовлетворительными оценками за курсовую работу может предоставляться возможность для ее доработки или выбора новой темы с определением новых сроков представления, рецензирования и защиты работы.

Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзамена.

Итоги защиты курсовых работ обсуждаются на заседании кафедры. Курсовые работы, прошедшие защи­ту, хранятся на кафедре в течение двух лет, затем списываются по акту и уничтожаются, за исключением представляющих научный интерес работ.

Лучшие курсовые работы по согласованию с научными руководителями и решению кафедры могут быть представлены в виде докладов на научно-практических конференциях, в виде публикаций в научных сборниках статей с последующей подачей исследовательской работы на студенческие региональные и всероссийские конкурсы.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оглавление

Введение .................................................................................................................... 3

Глава I.

Общественное мнение как социально-политический феномен ..................... 6

1.1. Общественное мнение как социальное явление ...................................... 6

1.2. Социально-политический статус общественного мнения ...................... 7

Глава II.

Общественное мнение и власть ...………………............................................... 10

2.1. Функционирование общественного мнения в системе властных отношений ………………………………………………………………………… 10

2.2. Режимы взаимодействия общественного мнения и власти................... 19

Глава III.

Методика и техника изучения общественного мнения .................................. 38

3.1. Процесс изучения и выявления общественного мнения ....................... 38

3.2. Рассмотрение обращений граждан как этап выявления общественного мнения ....................................................................................................................... 45

Заключение …......................................................................................................... 49

Библиографический список .................................................................................... 51

Приложения .............................................................................................................. 52

Оглавление

Раздел 1. Курсовая работа как научно-исследовательское индивидуальное задание студенту ………………………………………………………………….. 3

Раздел 2. Выбор темы курсовой работы ………………………………………… 3

Раздел 3. Содержание курсовой работы …………………………………………. 5

Раздел 4. Общие требования к стилистике научного текста курсовой работы ... 8

Раздел 5. Оформление библиографического аппарата курсовой работы …….. 10

Раздел 6. Примеры библиографического описания литературы ……………… 12

Раздел 7. Правила оформления библиографических ссылок ………………….. 15

Раздел 8. Правила оформления курсовой работы ……………………………… 17

Раздел 9. Примеры оформления подстрочных библиографических ссылок … 22

Раздел 10. Защита курсовой работы …………………………………………...... 24

Приложения ………………………………………………………………………. 26



[1] Об этом подробнее см.: Язык и стиль курсовых и дипломных работ / Т. М. Зыбина, Н. В. Кузьмина, Н. А. Максимчук // Курсовые и дипломные работы в вузе: Учебно-методические рекомендации и справочные материалы. – Смоленск: СГПУ, 2004. – С. 27-43.

Последнее обновление 08.12.10 14:22
 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Курсовые по социологии МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Методические указания к выполнению курсовых работ