Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Программа по педагогической практике

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
05.12.10 21:08

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смоленский государственный университет


ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социологии







ПРОГРАММА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Специальность 020300 – Социология

Составитель: доцент кафедры социологии Фоменков А.И.





Продолжительность педагогической практики: 7 недель.
Из них: 8 семестр – 3 недели (зачет);
9 семестр – 4 недели (оценка).






Утверждена на заседании кафедры
От «_____»__________2006г.

Протокол №_______



Заведующий кафедрой Егоров А.Г.




г. Смоленск
Цель и задачи педагогической практики

Педагогическая практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельнос¬ти, овладение основами педагогической культуры современного преподавателя, формирование готовности к педагогическому творчеству. Педагогическая практика — это проверка теоретических знаний студентов на практике. Опыт сочетания научной работы студентов с учебным процессом - ценнейший материал для методического и организационного улучшения научной работы студентов.
Педагогическая практика проводится со студентами социологами на четвертом и пятом курсах (8 и 9 семестр) в два этапа:
1 этап. В 8 семестре в течение трех недель с выставлением за практику зачета.
2 этап. В 9 семестре в течение четырех недель с выставлением за практику оценки.
Студенты кафедры социология проводят ее на факультетах СГПУ, в образовательных учреждениях г. Смоленска. 
Цель педагогической практики: проверка теоретических знаний студентов на практике, выработка навыков самостоятельного проведения учебных занятий по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы в реальных условиях учебного процесса.
Основными задачами педагогической практики как основной составляющей профессиональной подготовки преподавателя являются:
- воспитание устойчивого интереса к профессиональной деятельности преподавателя;  
- формирование профессионально значимых качеств личнос¬ти будущего преподавателя и его активной современной педагогической пози¬ции;
- формирование у студентов профессиональных умений и на¬выков, необходимых для самостоятельного преподавания социологии;
- выработка у студентов творческого, исследовательского под¬хода к педагогической деятельности; 
- приобретение студентами опыта практической воспитательной и организационной работы;
- развитие у студентов потребности в самообразовании и про¬фессиональном росте;
- развитие у студентов творческого подхода к педагогической деятельности в области социологии, умения найти не стандартное решение учебно-воспитательных и организационных задач; 
- выработка у студентов способностей к самоанализу, самоконтролю в педагогической деятельности;  
- развитие социально значимых черт личности студентов как будущих преподавателей; 
- ознакомление с пе¬редовым педагогическим опытом;
- оказание студентами помощи учебным учреждениям в научно-исследовательской и воспитательной работе. 

Подготовительный этап:

- изучение студентами курсов по педагогике, психологии и методики преподавания социологии;
- ознакомление с концепциями социологического образования, основными учебниками и учебными пособия¬ми;
- определение образовательных учреждений, в которых будет проводиться педагогическая практика;
- распределение студентов по образовательным учреждениям;
- ознакомление студентов с образовательными учреждениями (факультетами), изучение профиля специальности и содержание будущей работы специалиста этого учебного заведения;  
- проведение установочной конференции.

Содержание педагогической практики в 8 семестре

1.Прослушивание студентами лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику. 
2.Посещение семинарских и других форм занятий как слушатель (пассивные занятия).
3. В течение последней недели студент проводит два самостоятельных занятий (активные занятия).
4. Ведение дневника педагогической практики.
5. Представление отчетных документов по педагогической практике.
6. В педагогическую практику, в зависимости от типа образовательного учреждения, может быть включено:
- изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития;
- проведение воспитательной работы;
- накопление эмпирического материала для курсовых и дип¬ломных работ.
Первая неделя. Составление индивидуальных планов работы на период практики, общее ознакомление студентов с образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательной работы и студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится с обучаемыми.  
Вторая неделя. Под руководством преподавателей студенты анализируют посещенные занятия. Участвуют в намеченной учебно-воспитательной работе. 
Третья неделя. Студенты готовят и проводят два семинарских занятия. Посеща¬ют занятия других студентов, участвуют в их обсужде¬нии и анализе.
Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики.
По окончанию педагогической практики студент(ка) сдают заполненный самостоятельно дневник по педагогической практике, который проверяется руководителем практики от кафедры социологии и затем сдается в учебный отдел деканата факультета управления. 
На заключительной конференции подводятся итоги за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту в зачетную книжку проставляется зачет.

Содержание педагогической практики в 9 семестре
Педагогическая практика включает в себя:
1.Прослушивание студентами лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику, подготовка текста лекции (по решению руководителя практики студенты могут прочитать подобную лекцию по одной из тем). 
2.Посещение семинарских и других форм занятий как слушатель (пассивные занятия).
3.Самостоятельное проведение не менее четырех семинарских и других форм занятий (активные занятия).
4.Ведение дневника педагогической практики.
5.Представление отчетных документов по педагогической практике.
6.В педагогическую практику, в зависимости от типа образовательного учреждения, может быть включено:
- участие в опытно-экспериментальной и методической ра¬боте;
- изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития;
- проведение воспитательной работы;
- накопление эмпирического материала для курсовых и дип¬ломных работ.  
Как правило, на втором этапе педагогическая практика проходит в том же учебном заведении что и на первом.
Первая неделя отводится на общее ознакомление студентов со студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится с обучаемыми. К концу первой недели под руководством преподавателей студенты составляют индивидуальные планы работы на период практики, в которых определяет¬ся объем и содержание намеченных учебных занятий и другой учебно-воспитательной работы. Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики.
В последующие недели студенты готовят и проводят семинарские занятия, и другие запланированные мероприятия, посеща¬ют занятия других студентов, участвуют в их обсужде¬нии и анализе, ведут научно-исследовательскую работу. 
По окончанию педагогической практики студент(ка) сдают заполненный самостоятельно дневник по педагогической практике, который проверяется руководителем практики от кафедры социологии и затем сдается в учебный отдел деканата факультета управления. 
На заключительной конференции подводятся итоги и объявляются оценки за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту проставляется оценка в зачетную книжку.

Отчет по педагогической практики студента(ки)

Дневник педагогической практики - 8 и 9 семестры.
К дневнику прилагаются: 
1. Карточка учета прохождения педагогической практики студента(ки) - 8 и 9 семестры.
3. Текст лекции (лекция студента согласовывается с преподавателем) - 8 и 9 семестры.
4. План - конспекты проведенных занятий - 8 и 9 семестры.
5. Самоанализ одного занятия и анализ одного посещенного занятия, проведенного другим студентом-практикантом (на выбор) - 9 семестр.
6.Отчет по педагогической практике - 8 и 9 семестры, в котором указывается:
а). Учебная группа в котором проходила педагогическая практика, её социально-педагогическая характеристика. 
б). Основные затруднения, которые испытывал практикант в ходе подготовки текста лекции и проведения занятий. 
в). Общие итоги педагогической практики (самооценка личной подготовки к преподавательской деятельности, выводы и особые впечатления о деятельности педагога в современных условиях, какие инновационные процессы происходят в образовательном учреждении, что удалось лучше, и что не удалось провести из запланированного и др.).
г). Предложения по совершенствованию уровня подготовки студентов к педагогической практике и оптимизации ее проведения.
К отчету могут быть приложены и другие методические материалы запланированных и выполненных работ, согласно записей в дневнике педагогической практики.




 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Практика студента-социолога ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Программа по педагогической практике