Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Педагогическая практика: методические указания для студентов специальности социология

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
05.12.10 20:31


Федеральное агентство по образованию

Смоленский государственный педагогический университет


Факультет управления

Кафедра социологии


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020300 - СОЦИОЛОГИЯ 

Смоленск
2005 
Педагогическая практика: Методические указания для студентов специальности 020300 - Социология. – Смоленск: СГПУ, 2005. – 31 с.

Составитель: А.И. Фоменков, доц. кафедры социологии СГПУ. 


Рецензенты:
Кафедра социологии факультета управления СГПУ;
Л.А. Кузьмина, канд. эконом. наук, доц.;
Т.В. Боровикова, д-р пед. наук, канд. эконом. наук, проф.; 
О.Б. Даутова, канд. пед. наук, доц.

Методические указания предназначены оптимизировать процесс подготовки и проведения педагогической практики студентов, обучающихся по специальности 020300 – Социология, оказать методическую помощь практикантам в организации учебно-воспитательной работы, самостоятельного проведения учебных занятий, а также в учебно-аналитической деятельности и подготовки отчетных документов за педагогическую практику в реальных условиях учебного процесса.
Разработаны образцы отчетных документов и спроектирована практическая педагогическая деятельность студента. 
Печатается по решению совета факультета управления СГПУ от 3 ноября 2004 г. Протокол № 2 . 

© Смоленский государственный 
педагогический университет, 2005
© А.И. Фоменков, 2005

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки преподавателей-специалистов, способных решать актуаль¬ные задачи образовательного учреждения по формированию личности, отвечающую современ¬ным требованиям общества. 
Практика (от греч. рrakticos — деятельный, активный) — материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая сво¬им содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. Практика в самых различных своих проявлениях присутствует в процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессио¬нальной подготовки преподавателя.
Педагогическая практика - форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учеб¬ных заведениях, ведущее звено практи¬ческой подготовки будущих преподавателей. Проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.
Основные критерии оценки результатов педагогической практики: степень сформированности про¬фессионально-педагогических умений у каждого студента; уровень теоретиче¬ского осмысления своей практической деятельности, её целей, задач, содержания и методов реализации; уровень профессиональной направленности ин¬тересов будущих педагогов, их активности, отношения к учащимся; уровень профессиональной культуры, способности к рефлексии.
Основными образовательными учреждениями педагогической практики для студентов социологов являются: факультеты СГПУ, другие вузы, средние специальные учебные заведения, муниципальные общеобразовательные учреждения, реализующие концепцию профильных классов старшей ступени общеобразовательной школы.
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 020300 – Социология
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000. № 686. 
1.2. Квалификация выпускника – Социолог, преподаватель социологии.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника-социолога.
Специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой дол¬жен:
- знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической нау¬ки, принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
- владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследова¬ния;
- уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической инфор¬мации;
- иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отече¬ственной социологии;
- уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии;
- владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений; 
- уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности;
- владеть инновативными технологиями в практике социологической работы. 
Специалист социолог должен быть подготовлен:
- к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;
- к профессиональной деятельности в аналитических социологических центрах, предпри¬ятиях, фирмах и консалтинговых компаниях;
- в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего социологического образования;
- к работе в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий;
- к деятельности в сфере Рubliс Rеlаtiоns;
- к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности;
- к работе в научных институтах и социологических службах экспертом-консультантом.
Исходя из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социолога по специальности 020300 – Социология, студент должен изучить дисциплины профессиональной подготовки преподавателя и пройти педагогическую практику. 

Нормативно – правовые документы, регламентирующие организацию, проведение педагогической практики и порядок присвоения дополнительных квалификаций студентам
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании, ст.16 п.2;
- Решение коллегии Министерства образования России от 4 декабря 1997 г. №15/2 «О совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического образования в Российской Федерации», п. 4.6;  
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 г. № 14-55-341 ин/15 «О порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов»;  
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2000 г.;
- Инструкция по проведению педагогической практики, утвержденная ученым советом СГПУ 20 июня 2002 г., протокол №11;
- Программа по педагогической практике кафедры социологии факультета управления СГПУ.
Обязанности и права студента-практиканта
Обязанности. Студент-практикант организует свою деятельность в соответствии с программой педагогической практики, внутренним распорядком образовательного учреждения, в котором осуществляется педагогическая практика, и индивидуальным планом работы.
В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любо¬вью к учащимся, к педагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолю¬бия. 
В процессе работы с учащимися студент должен стремиться показать свою профессиональную компетентность и педагогичес¬кую культуру, активно участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.
Студент, работа которого в ходе педагогической практики признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра и отчисляется из университета (устав СГПУ).
На период педагогической практики один из студентов назна¬чается старостой группы в каждом учебном заведении, где проводится практика. В обязанности старосты входят учет и об¬щая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях, оформление документов к оплате руководителей практики образовательных учреждений, выполнение поручений руководителей практики.
Права:
- по всем вопросам, возни¬кающим в процессе педагогической практики, обращаться к руководителю практики университета, администрации и преподавате¬лям образовательного учреждения;
- вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и организации педпрактики;
- участвовать в работе конференций, в различных совещани¬ях, педагогических советах; 
- участвовать в деятельности общественных организаций образовательного учреждения;
- пользоваться кабинетами ОУ и находящимися в них учебно-методическими пособиями;
- получить информацию о причине снижения, по его мнению, оценки.
Содержание педагогической практики
Педагогическая практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельнос¬ти, овладение основами педагогической культуры современного преподавателя, формирование готовности к педагогическому творчеству.
Педагогическая практика проводится со студентами социологами на четвертом и пятом курсах (8 и 9 семестр) в два этапа: 
1 этап – в 8 семестре в течение трех недель с выставлением за практику зачета; 
2 этап - в 9 семестре в течение четырех недель с выставлением за практику оценки.
Студенты кафедры социологии проводят ее на факультетах СГПУ, в образовательных учреждениях г. Смоленска. 

Цель и задачи педагогической практики
Цель педагогической практики: применение теоретических знаний студентов на практике, выработка навыков самостоятельного проведения учебных занятий по социологическим дисциплинам, а также приобретение опыта организационной и воспитательной работы в реальных условиях учебного процесса.
Основными задачами педагогической практики как основной составляющей профессиональной подготовки преподавателя являются:
- воспитание устойчивого интереса к профессиональной деятельности преподавателя;  
- развитие профессионально значимых качеств личнос¬ти будущего преподавателя и его активной современной педагогической позиции;
- развитие у студентов профессиональных умений и на¬выков, необходимых для самостоятельного преподавания социологии;
- выработка у студентов творческого, исследовательского под¬хода к педагогической деятельности; 
- приобретение студентами опыта практической воспитательной и организационной работы;
- развитие у студентов потребности в самообразовании и профессиональном росте;
- развитие у студентов творческого подхода к педагогической деятельности в области социологии, умения найти нестандартное решение учебно-воспитательных и организационных задач; 
- выработка у студентов способностей к самоанализу, самоконтролю в педагогической деятельности;  
- развитие социально значимых черт личности студентов как будущих преподавателей; 
- ознакомление с пе¬редовым педагогическим опытом;
- оказание студентами помощи учебным учреждениям в научно-исследовательской и воспитательной работе. 
Кафедра социологии перед началом каждого этапа педпрактики проводит установочную конференцию соответственно со студентами четвертого и пятого курсов. На конференции обсуждаются цели и задачи педпрактики, даются методические рекомендации, студентам выдаются специальные карточки, в которых руководителем практики ставится оценка и дается характеристика практиканта.
Прежде чем студенты будут проводить занятия (семинары и другие формы обучения), они должны ознакомиться с образовательным учреждением (факультетом), изучить профиль специальности и содержание будущей работы специалиста. 
Для студентов 4 курса 
педагогическая практика включает в себя:
1. Посещение лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику. 
2. Посещение семинарских и других форм занятий в качестве слушателей.
3. В течение последней недели студент проводит два самостоятельных занятия.
4. Ведение дневника педагогической практики.
5. Представление отчетных документов по педагогической практике.
6. В педагогическую практику может быть включено:
- изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития;
- проведение воспитательной работы;
- накопление эмпирического материала для курсовых и дипломных работ.
Первая неделя. Составление индивидуальных планов работы на период практики, общее ознакомление студентов с образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательной работы и студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится со студентами (учащимися).  
Вторая неделя. Под руководством преподавателей студенты анализируют посещенные занятия. Участвуют в намеченной учебно-воспитательной работе. Студенты готовят и проводят семинарское занятие.
Третья неделя. Студенты готовят и проводят одно (два) семинарских занятия. Посеща¬ют занятия других студентов, участвуют в их обсуждении и анализе.
Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики.
По окончании педагогической практики студенты сдают отчетные документы, которые проверяются факультетским руководителем практики и затем сдаются на кафедру социологии факультета управления. 
На заключительной конференции подводятся итоги за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту в зачетную книжку проставляется зачет.
Для студентов 5 курса 
педагогическая практика включает в себя:
1. Посещение лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику, подготовка текста лекции (по решению руководителя практики студенты могут прочитать подготовленную лекцию).
2. Посещение семинарских и других форм занятий в качестве слушателей.
3. Самостоятельное проведение не менее четырех семинарских и других форм занятий.
4. Ведение дневника педагогической практики.
5. Представление отчетных документов по педагогической практике.
6. В педагогическую практику может быть включено:
- участие в опытно-экспериментальной и методической ра¬боте;
- изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития;
- проведение воспитательной работы;
- накопление эмпирического материала для курсовых и дипломных работ.
Как правило, на втором этапе педагогическая практика проходит в том же учебном заведении, что и на первом.
Первая неделя отводится на общее ознакомление студентов со студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится с обучаемыми. К концу первой недели под руководством преподавателей студенты составляют индивидуальные планы работы на период практики, в которых определяют¬ся объем и содержание намеченных учебных занятий и другой учебно-воспитательной работы. Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики.
В последующие недели студенты готовят и проводят семинарские занятия, запланированные учебно-воспитательные мероприятия, посеща¬ют занятия других студентов, участвуют в их обсужде¬нии и анализе, ведут научно-исследовательскую работу. 
По окончании педагогической практики студент сдают отчетные документы, которые проверяются факультетским руководителем практики и затем сдаются на кафедру социологии факультета управления. 
На заключительной конференции подводятся итоги за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту в зачетную книжку проставляется оценка.
Отчетные документы
педагогической практики студента 4 и 5 курсов
Дневник педагогической практики (образец - Приложение 1)
К дневнику прилагаются:
1) отчет по педагогической практике (образец – Приложение 2);
2) карточка учета прохождения педагогической практики студента (образец - Приложение 3);
3) текст лекции;
4) план-конспект проведенных семинарских и других форм занятий.
Студент представляет на кафедру руководителю педпрактики текст лекции (текст лекции составляет 20-25 страниц). Тема лекции студента согласовывается с преподавателем. Она должна отвечать всем теоретическим и методическим требованиям, предъявляемым к лекционным и семинарским занятиям.
Примечание: Содержание карточки заполняется на бланках от руки, остальные отчетные документы представляются в напечатанном виде на формате А 4. Тип шрифта: Times New Roman, 14 pt. К отчету могут быть приложены и другие методические материалы запланированных и выполненных работ согласно записям в дневнике педагогической практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПЛАНИРОВАНИЮ ЗАНЯТИЙ
При подготовке к занятиям целесообразно использовать:
1). Учебники и учебные пособия.
2). Курсы лекций.
3). Практикумы, сборники задач, упражнений и схем.
4). Хрестоматии.
5). Первоисточники.
6). Справочную литературу по социологии.
7). Научную литературу, тематически связанную с общим курсом социологии.
8). Литературу по методике преподавания, в том числе: Современные подходы к преподаванию социологии: Учебно-методическое пособие по курсу «Методика преподавания социологии» (Фоменков А.И. Смоленск: СГПУ, 2005).
Выбор и подготовка содержания
Прежде всего следует понять, что на одном занятии нельзя охватить всего. Если пытаться объять необъятное, то лег¬ко добиться эффекта, который будет противоположен тому, на который рассчитывает студент-практикант. Помните! Чем больше времени вы затратите на изложение подготовленного материала, тем меньше его у вас останется на закрепление, дискуссию, практические упражнения, разбор практических ситуаций. Иными словами, избыточное количество материала может отрицательно влиять на эффективность учебного занятия. Лучше хорошо подготов¬ленный материал, адекватный объему учебного времени.
Каждая тема учебного курса имеет свое строго определенное место. При этом необходимо учитывать содержание материала по данной теме на аудиторных занятиях и наличие учебной литературы для самостоятельной работы. 
Чтобы на занятии заложить основы и обучаемые могли продолжать учиться дальше самостоятельно, надо попытаться дать минимум наиболее важных понятий, основных терминов и определений. Тогда студентам (учащимся) легче будет ориентироваться в большом информационном поле.
При выборе материала необходимо ориентироваться на три основных фактора: цели занятия, систематизацию материала и обучаемых. Первым и основным фильтром при выборе материала являются цели занятия. Все, что не соответствует целям, с самого начала остается без внимания. Ориентация на цели позволяет отсеять много ненужного материала и выбрать то, что будет необходимо для ее реализации.
Структура материала во многом зависит от преподаваемого предмета, поэтому проблема систематизации материала целиком зависит от при¬нятых правил, вместе с тем структура должна быть понятна студентам (учащимся). В любом случае необходимо предусматривать работу с примерами и сравнениями, которые органично вписывались бы в структуру.
Участники занятия известны заранее, и именно на них необходимо ориентировать подготавливаемый материал. Уровень их подготовки – это еще один серьезный фильтр для подбора материала, поэтому не может быть стандартного занятия даже по одной теме на все случаи жизни. 
Когда вы планируете занятия для конкретной группы студентов (учащихся), следует иметь в виду два основных критерия: передаваемые знания, их максимально возможная польза. 
Таким образом, знания, которые даются студентам (учащимся), должны быть максимально полезны и не повторять материал, изложенный в основной учебной литературе, рекомендованной для самостоятельного изучения данного курса.
Хорошо, когда при выборе материала для занятия удается учесть и дополнительные критерии: интересы и приоритеты студентов (учащихся), учебные трудности, учебное время, практическое применение, значимость в практической деятельности будущего специалиста, день недели проведения занятия.
Подготовка материала
Подготовка материала является основной задачей преподавателя. Материал должен быть адаптирован к потребно¬стям конкретной группы студентов (учащихся), упрощен и увязан с имеющимися у них знаниями и их реальной практикой. При этом студент-практикант должен построить процесс преподавания таким образом, чтобы последователь¬но привести обучаемых к новому, более углубленному пониманию проблем темы занятия.
При этом можно пользоваться принципами педагогики, которые помога¬ли преподавателям многие века и заслужили право быть примененными в современной жизни: от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному, от конкретного - к абстрактному, от близкого - к далекому, от простого - к сложному. Все эти принципы ориентируют обучаемых на учебу и пытаются ввести в неизвестную, слож¬ную новую реальность.
Затем надо поделить весь материал на обозримые учебные блоки (вопросы). Они должны быть достаточно объемными, чтобы не разрывать учебный мате¬риал, но и вместе с тем компактными, чтобы не перегружать обучаю¬щегося слишком большим материалом. Разделение материала на части очень важно. В результате удачного разделения возникает ряд вытекающих один из другого вопросов, при сохра¬нении главного – целей занятия. В свою очередь, эти блоки (вопросы) позволяют преподавателю построить занятие более разнообразно и живо.
Этапы планирования занятия
Для построения занятия необходимо пройти несколько основных этапов:
1. Осмыслить тему – уточнить и ограничить конкретную область знаний, которая может быть освещена в данном учебном курсе или занятии.
2. Определить целевую группу – оценить особенности интересов и моти¬вации участников занятия, их подготовку и будущую профессиональную ориентацию, ожидания от конкретного занятия, изучения темы.
3. Поставить цели – определить те результаты, которые могут быть достигнуты в результате занятия.
4. Упорядочить материалы – структурировать содержание, разбить его на вопросы, блоки, установить связи между ними, формализовать содержание в виде отдельных схем.
5. Отобрать материалы для занятия – в соответствии с существенными критериями оценки значимости материала. Среди критериев - время, интересы участников, практическая значимость занятия и другие.
6. Разделить занятие на обозримые учебные блоки (вопросы) – для более эффективной организации ученого процесса все занятие необходимо разбить на этапы продолжительностью 10-30 минут (в зависимости от формы и методов обучения, типа занятия и отведенного на него времени).
7. Выбрать форму и метод – в рамках каждого этапа необходимо подобрать те способы работы студента-практиканта и группы, которые будут наиболее эф¬фективны.
8. Подобрать и изготовить учебно-методические материалы – схемы, графики, рисунки, таблицы, слайды, дидактический раздаточный материал, карточки, задания, практические ситуации для разбора и т.д.
9. Осуществить организационную и материально-техническую подготовку - рассмотре¬ние конкретных вопросов по предстоящему занятию (схема помещения для занятия, крепления для таблиц, схем и графиков, распределение времени).
Для повышения эффективности занятий многие опытные преподаватели используют наряду с обычными конспектами по теме специально разработанные сценарии занятия (план занятия). Это структуриру¬ет занятие, позволяет лучше следить за временем, освобождает память от технических вопросов. План занятия, составленный в форме сценария, служит памяткой, является основой для организации материалов и учебных средств, помогает при контроле данного занятия и планировании следующего.
При проведении первых занятий целесообразно иметь под рукой список группы или класса (по возможности со схемой их размещения).
Структура занятия
Наряду с подготовкой содержания и структуры темы преподаватель дол¬жен подумать и о структуре самого занятия. Это означает, что мало изложить хорошо подготовленный материал, подать его в приемлемой для студентов (учащихся) форме - надо добиться, чтобы у них сложилась стройная система знаний по изучаемому предмету. Как этого добиться? Как привлечь внимание обучаемых? Как удержать это внимание на про¬тяжении всего занятия? Как проверить усвоение знаний студентами (учащимися) и оценить эффективность своей работы? Всего этого можно достигнуть, если грамотно подойти к разработке структуры занятия.
Структура занятия - это разделение времени, отведенного для учебного занятия, на специфические этапы. Эти этапы будут различными на занятиях разных типов и форм, а также в разных учебных заведениях (вуз; колледж; школа). 
Учитывая особенности педагогической практики, ее небольшую продолжительность, недостаточную изученность обучаемых, особенности первых самостоятельно проводимых занятий и широкий спектр учебных заведений, представим упрощенную и обобщенную структуру предполагаемого занятия. 
С одной стороны, сформировать структуру занятия про¬сто. Это установление контакта с аудиторией, изложение основного содер¬жания и проверка усвоения пройденного. С другой стороны, каждый из этапов занятия таит в себе массу мелочей, которые на неискушенный взгляд не несут на себе никакой содержательной нагрузки. Однако имен¬но детали и отличают хорошее занятие от проведенного формально, опытного преподавателя от начинающего. Упрощенно любое занятие состоит из трех этапов: 1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Первый этап является важнейшим звеном каждого занятия, так как вступле¬ние решает сразу несколько задач. Это прежде всего: установление контакта с обучаемыми, введение в содержание занятия, снятие возможного напряжения, связанного с предыдущими события¬ми или ситуациями, создание мотивации, первичная экспресс-диагностика группы.
На первом этапе целесообразно применять методы, которые помогали бы реализации задач этапа с наибольшей продуктивностью. Что же мож¬но использовать в самом начале занятия?
Представление и знакомство. Начать необходимо с установле¬ния зрительного контакта со слушателями. Прежде чем начать говорить, сделайте запланированную паузу, поймай¬те хотя бы один взгляд, устремленный в вашу сторону, лучше найти еще несколько человек в аудитории, которые выражают гото¬вность и заинтересованность во взгляде. Можно начинать. Теперь у вас есть ваша личная поддержка для начала занятия.
Представьтесь, если вы в данной аудитории впервые. Надо продемонстрировать слушателям, что знаете предмет, о котором вы собираетесь рассказывать. Формы знакомства зависят, прежде всего, от величины группы, места этого занятия в курсе и того, знакома ли группа с практикантом. Первое выступление в студенческой группе дает самые великолепные возможности не только для установления прочного контакта со слушателями, но и для продол¬жительных доверительных отношений и, кроме того, помогает процес¬сам формирования группы как единого обучающего пространства.
Вступление или презентация. Вступление определяет успех занятия на 50%. В бодром начале занятия содержится энергетический заряд, который может увлечь участников обучения. Начинать необходимо энергично, этим вы задаете темп на все занятие, и, если не запланировано иное, вы держите ауди¬торию в таком ритме все отведенное время. При этом вступительная часть - самое благоприятное время для измене¬ния ситуации в группе для того, чтобы переключить внимание от проблем, возникших во время перерыва, или эмоциональной ситуа¬ции после предыдущих занятий. Просто преподавателю надо эффектив¬но переключить внимание на себя. Как это можно сделать? 
У каждого преподавателя вырабатываются свои приемы. Яркая цитата или факт (пример из окружающей учащихся действительности) по теме, притча, приковывающая внимание сразу, или квинтэссенция буду¬щего содержания, выделение основной проблемы в виде вопроса и другие приемы. Важно, чтобы это было хорошо подготовлено, но выглядело экспром¬том. Для этого можно подключить какую-либо обсуждаемую всеми но¬вость или свежий пример из практики.
Избегайте негативного вступления. Не говорите: «Это трудная или скуч¬ная тема». Заранее сообщите студентам (учащимся), чем вы намереваетесь сегодня заниматься. Четко выделите основную проблему и разбейте тему на со¬ставные вопросы.
Второй этап – основная часть занятия. Она предназначается для реализа¬ции главных целей учебного процесса: передачи обучаемым содержания темы и формирования или закрепления навыков и умений.
На этом этапе может применяться весь комплекс методов проведения занятий, что достаточно подробно освещается в учебно-методической литературе. Студент-практикант должен выбрать, какой из методов больше подходит под задачи данного учебного занятия, и строит занятие в соответствии с логикой этого метода. Но какой бы из методов вы ни избрали, у вас могут возникнуть проблемы в группе.
К сожалению, студент-практикант сталкивается не только с осуществлением обычных, описанных выше функций. Совсем нередки на занятиях и сложности в группе учащихся. Достаточно часто семинар как непосредственное общение с обучаемыми, как правило, представляет из себя нео¬бычную, богатую конфликтами ситуацию. К этому надо быть просто готовым. На нарушения и конфликты студент-практикант должен реагировать естественно и надлежащим образом. Возможностей для этого много. Ве¬роятно, именно здесь и проявляются талант и опыт будущего преподавателя. Речь идет о трех во¬просах: как складываются конфликты на занятии? Как лучше справиться с проблемами в группе? Как лучше реагировать на «нападения»?
Трудно заранее предугадать, по какой причине разгорается конфликтная ситуация. Наиболее распространенные конфликты, спровоцированные обучаемыми, вызваны следующими причинами:
- недостаточная подготовка или неподготовка к занятиям;
- недостаточная уверенность в себе студента-практиканта и неясность целей; 
- слабая мотивация студентов (учащихся) на обучение;
- неудовлетворенность обучаемого, вызванная недостаточными признанием и успе¬хом в группе; 
- чувство разочарования из-за непонимания собственных проблем;
- желание выделиться или обратить на себя внимание и др.
На все это можно повлиять и все исправить. Но иногда неприятные ситуации вызываются самим студентом-практикантом: 
- занятие недостаточно подготовлено и разнообразно; 
- практикант слишком быстро объясняет и не контролирует процесс ус¬воения материала студентами; 
- нечетко формулируется задание, которое, в итоге, вызывает непонимание у студентов; 
- не поощряются активные участники семинаров, практикумов, деловых игр; 
- практикант объясняет понятия, давно из¬вестные студентам;
- недостаточно разработан сложный по усвоению материал и у студентов появляются трудности в его понимании; 
- практикант нечетко разъясняет важность учебного материала для студентов; 
- практикант не придает должного значения учебным потребностям студентов; 
- пользуется авторитарным стилем преподавания; 
- не помогает группе в принятии решений, анализе, выводах; 
- не проявляет интереса к теме и к занятиям вообще.
Осознание этих причин возникновения проблемных ситуаций связано с критическим подходом к самому себе посредством самоанализа проведенного занятия.
У возникающих проблем на занятии всегда, как минимум, две стороны: деловая и эмо¬циональная.
Рекомендации. Не вступайте в скучные дискуссии по рассматриваемой теме. Может быть часто наблюдаемая ситуация: студенты (учащиеся) разговаривают между собой, отвлекаются во время вашего занятия (лекции, семинара и т.д.) или один из них постоянно всем видом показывает свое недовольство, незаинтересованность. В случае таких помех вы располагаете самыми разными возможностями – от самых мягких до более строгих методов. Первый способ - обратите внимание на тех, кто мешает проведению занятия. Может быть, ситуация сразу наладится, может быть, другие участники своими укоризненными взглядами или словами добьются тишины. Если это не помогает, существует целый ряд косвенных способов установления необходимой для эффективных занятий обстановки. В случае, если обучаемые разговаривают друг с другом, студент-практикант может подойти к ним поближе, задать вопрос или выяснить, в чем проблема. Когда кто-то старается постоянно выделиться, привлечь к себе внимание всей аудитории, то можно встать таким образом, чтобы он был «отключен» от общего внимания или дать ему индивидуальное задание.
Следующим этапом может быть смена метода. Если два студента, кото¬рые постоянно беседуют, начнут работать в разных группах, то их разговоры будут прерваны. Может оказаться достаточным попросить одного из двух «говорунов» записать аргументы или высказывания других участни¬ков на доске или поручить ему другое зада¬ние, а также задать вопрос по теме. Возможно, во время переры¬ва, собеседование с глазу на глаз.
Последний этап - общее обсуждение проблемы дисциплины на занятии.
Работа в условиях помех. Помехи непременно должны устраняться. При незначительных помехах надо какое-то время не замечать их, относиться холодно. При необходимости изменить ситуацию (сменить метод, пересадить студента (учащегося), оперативно и педагогически вмешаться в создавшуюся ситуацию). При выявлении негативного отношения к занятию (слабо выраженные неодобрительные мимика и жесты или выражающие сомнение жесты) - непрямое обращение: «Кто-то придерживается другого мнения?», «Кто-то может сформулиро¬вать точнее?»; прямое обращение: «Прошу вас не отвлекаться от темы»; прерывание занятия, совместное выяснение ситуации: «Прежде, чем продолжить, хочу...»; разговор в перерыве – «У меня к вам просьба...».
Принципиальным в реакции преподавателя является то, что в любой си¬туации необходимо быть вежливым, но решительным, и всегда надо помнить: какова бы ни была ваша реакция, вы как преподаватель являетесь моделью для стиля общения во время занятий.
Как лучше всего защититься от критических высказываний? Это всегда сложная ситуа¬ция. Первое требование: выслушать. Только в том случае, если вы выслушаете студента, вы дейст¬вительно можете выявить, что ему мешает. Кроме того, вы выигрываете время на обдумывание. Не реагируйте слишком быстро и не отмахивайтесь от критики содержащейся в высказывании («Это здесь не уместно»), не проводите встречного наступления («Вы же толь¬ко хотите сорвать занятие!») и не допускайте взрыв эмоций («Это же просто безобразие!»). 
Примерная модель вашей реакции:
- оставайтесь спокойным; 
- дайте возможность высказаться студенту (учащемуся); 
- проявите понимание; 
- постарайтесь как можно быстрее выяснить проблему группы; 
- при неясности ситуации спросите еще раз; 
- постарайтесь выявить суть критики; 
- остерегайтесь обвинить кого-то или начать «нападение»; 
- не давайте необдуманных обещаний, не оправдывайтесь, не ссылайтесь на администрацию образовательного учреждения; 
- при необходимости дополнительно задайте уточняющие вопросы;
- аргументированно опровергните несостоятельную критику или предложите объяснить, как бы сам критикующий решил эту проблему.

В случае, если ситуация еще не решена, есть несколько вариантов поведения: оставить ее нерешенной, попросить терпения, перенести реше¬ние на время перерыва и продолжить занятие или обсудить проблему немедленно и конфликтную ситуацию решить полностью с последующим самоанализом причин возникшей ситуации. Но всегда оставайтесь уверенным и спокойным. Выслушивайте не преры¬вая, проявляйте заинтересованность и уважение к возмутителю спокой¬ствия.
Третий этап – завершение занятия. Он очень важен с точки зрения эффективности преподавания. Несмотря на ограниченное время, он не¬сет на себе большую методическую нагрузку. Задачи этого этапа до¬статочно объемны: заключение по содержанию темы занятия; возврат к целям занятия и определение степени их реализации; «выход» из игровой или иной учебной ситуации; обратная связь с обучаемыми по итогам занятия; снятие напряжения, которое, возможно, возникло у кого-либо из студентов (учащихся) в результате неоправданных ожиданий. На третьем этапе преподаватель использует специальные методы, которые помогают ему в решении задач этого этапа.
Содержательные итоги резюмируют весь материал, который был изучен или отработан студентами (учащимися) в течение учебного занятия. Преподаватель обобщает всю проделанную работу в нескольких коротких фразах и пе¬реходит к следующей фазе третьего этапа. Здесь необходим выход из учебной ситуации, что особенно важно для игровых методов. В игре слушатели принимают на себя различные игро¬вые роли, сживаются с ними, поэтому им нужна помощь при выходе из игры. Иногда помогает такой прием как одновременное снятие бэджей - табличек с наименованиями игровых ролей (в деловых играх) и ряд других. 
Следующая фаза связана с оценкой эффективности занятия. Здесь выяс¬няются вопросы, которые остались недостаточно отработанными, степень реализации ожиданий обучаемых, можно спровоцировать оценку занятия студентами (учащимися): их ощущения от занятия, удовлетворенность и т.д.
Профессиональное структурирование занятия дает весьма высокий методический результат. Значительно повышается усвоение пройденного материала, повышается удовлетворенность обучаемого и студента-практиканта, упрощается процедура самооценки занятия, снижаются негативные последствия возможных ошибок и просчетов. Каждое занятие необходимо подвергать самоанализу.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Общий психолого-педагогический анализ занятия.
Существует множество подходов к анализу занятий незави¬симо от их формы. В общем плане проведения анализа занятия выделяют шесть опорных пунктов:
1. Психологическая цель.
2. Стиль деятельности преподавателя.
3. Организация познавательной деятельности студентов (учащихся).
4. Организованность студентов (учащихся).
5. Учет возрастных особенностей студентов (учащихся).
6. Выполнение триединой цели занятия (ТЦЗ).
7. Конечный результат занятия.
По этим позициям проводится полный или частичный ана¬лиз занятия, т.е. наиболее значимых для конкретной ситуации его разделов. 
Основные виды анализа современного занятия: краткий, структурный, аспектный, полный, комплексный.
Краткий анализ проводится сразу после занятия и не явля¬ется окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблю¬дая занятие, анализирующий оценивает выполнение поставлен¬ной цели и сопоставляет задачи и полученный ре¬зультат с прогнозируемым.
Структурный анализ является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую по¬следовательность и взаимосвязь структурных элементов занятия и выделяет его доминирующие этапы.
Аспектный анализ осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов занятия: цель; структура и организация; содержание; деятельность преподавателя на занятии; деятельности обучающихся на занятии; задания для самостоятельного изучения; санитарно-гигиенические условия занятия; психологический аспект занятия.
Полный анализ – это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам занятия.
В издательстве Московского психолого-социально¬го института вышло пособие «Психолого-педагоги¬ческая практика в системе образования» (1998), ориентированное на студентов-практикантов. Его авторы, М.В. Ермолаева, А.Е. За¬харова, Л.И. Калинина и С.И. Наумова, помимо традиционных вопросов, рекомендуют при анализе занятий обратить внимание на следующее: речь студентов (учащихся) на занятии; уровень развития коллектива учебной группы; методика выдачи задания для самостоятельной работы.
Представленные в большом количестве в учебно-методической литературе виды анализа ни в коем случае нельзя принимать за схему: осуществлять анализ так и только так. Это один из возможных вариантов (алгоритмов) анализа, которые при изме¬нившейся ситуации могут быть заменены другими. Важно понять толь¬ко, что в основе любого из них должно лежать видение занятия как системы, выход на связь между причиной и следствием, понимание, что ко¬нечный результат занятия формируется не сам по себе, а в результате вза¬имодействия внутренних составляющих занятия, и его содержание, структура, качественный уровень находятся в достаточно жесткой зависимос¬ти от характера этого взаимодействия. 

Примерная схема анализа лекционного занятия
1. Тема лекции, определение ее цели, задач, основных понятий.
2. Оценка оптимальности содержания материала лекции: вопросы лекции; рациональность логики изложения и полнота раскрытия темы; выделение главных мыслей, ведущих понятий; воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние лекционного материала.
3. Приемы мобилизации внимания, интереса студентов, стимуляция их познавательной активности: актуализация темы, ее практическая значимость; четкость структуры и плана лекции; эмоциональность и проблемный характер изложения ма¬териала; создание ситуаций новизны, занимательности; использование ТСО, наглядных пособий, раздаточного дидактического материала; осуществление межпредметных связей.
4. Умения, формируемые у студентов в процессе лекции, и степень их сформированности.
5. Характер взаимодействия студента-практиканта и обучаемых, способы осуществления обратной связи.
6. Методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление лекционного материала.
7. Стиль поведения и характер общения студента-практиканта и обучаемых.
8. Самоанализ проведенного занятия студентом-практикантом (качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний).


Примерная схема анализа семинарского занятия
1. Тип семинара, обусловленность его це¬лями, содержанием, уровнем подготовки студентов.
2. Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение.
3. Методика подготовки семинара, ее ориентированность на привлечение к активному участию большинства обучаемых: своевременность информирования студентов о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение кор¬ректив в него в соответствии с пожеланиями обучаемых; система подготовки, а именно: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультации, работа консультан¬тов, творческих групп, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать); разработка системы дифференцированных заданий (под¬готовка докладов, оппонирование, задания для сбора дополнительных материалов, подготовка схем, таблиц, графи¬ков, демонстраций и т.д.).
4. Методика проведения семинара, ее направленность на рас¬крытие творческих возможностей студентов: четкость определения темы и цели семинара; психологическая подготовка обучающихся к обсуждению вопросов; формы стимулирования их активности и познавательного интереса; соотношение деятельности преподавателя и студентов; краткость и целенаправленность вводного слова преподавателя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация кол¬лективного обсуждения, дискуссии.

Процедура анализа занятия и типичные его недостатки
Анализ занятия рекомендуется проводить в тот же день или на следующий, чтобы не затруднить ана¬лиз проведенного занятия и сделать его более объективным. Для обсуждения занятия нужно выбрать удобное для преподавателя и студента время и место: свободный класс или кабинет.  
Непосредственному анализу занятия должен предшествовать самоанализ, в ходе которого студент-практикант выскажет собственное мнение о проведенном занятии, сжато охарактеризует учебную группу, укажет степень трудности изучаемой темы, обрисует основ¬ной замысел занятия, соответствие его задуманному плану и его структуре, отметит наиболее удавшиеся моменты, характерные недостатки занятия, а также обусловившие их причины, предложит возможные пути устранения недостатков.
Самоанализ должен быть системным, его значение заклю¬чается в том, что он приучает будущего преподавателя быть внимательным к собственным действиям на уроке, развивает у него умение контролировать себя и на этой основе более осознанно строить учебный процесс. Затем педагог-методист может задать студенту вопросы, чтобы выяснить для себя непонятные моменты, возникшие в ходе занятия. 
Процедура анализа занятия должна быть объективной и доброжелательной. Анализ должен опре¬делить варианты улучшения занятия, иметь пози¬тивный и научно-методический характер. Все наблюдения и анализ занятия должны быть направлены на сопоставление выдвинутых целей, задач с достигнутыми результатами. 
Ана¬лиз - это разбор и оценка занятия как в целом, так и отдельных его этапов. Цель анализа должна заключаться в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности практиканта и учащихся на занятии, которые обеспечивают разви¬вающий эффект. При анализе педагог-методист (руководитель педпрактики) обязан учитывать индивиду¬альные особенности практиканта, уровень его теоретической подготовки, задатков педагогического мастерства, отношение к делу, умение управлять учебной группой и занятием, особенности характера, со¬стояние здоровья. В конце собеседования следует спросить у практиканта, согласен ли он с анализом. 
Если практиканту даны рекомендации по устранению недо¬статков урока, педагог-методист должен организовать контроль за их испол¬нением. По истечении срока, отведенного для исправления, он должен проанализировать последующие уроки и в ходе анализа показать практиканту, какие недостатки уже учтены, а над какими еще необходимо работать.
Среди основных недостатков анализа занятия практикантами являются: бессистемный ха¬рактер анализа, слишком общие замечания по занятию, стрем¬ление пересказать его, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.
При самоанализе многие практиканты затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры занятия, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками занятия, уровнем подготовки обучающихся конкретной учебной группы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  

1. Аутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2.
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1990.
6. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 4-е изд. М: Вита-Пресс, 2002.
7. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.
8. Гузик Н.П. Учить учиться. М.,1981.
9. Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерфакс,1994. 
10. Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2003.
11. Ермолаева М.В., За¬харова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагоги¬ческая практика в системе образования. М.: Издательство Московского психолого-социально¬го института, 1998.
12. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы. Челябинск, 1990.
13. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
14. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. М.: Знание,1989.
15. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно- методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
16. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1993.
17. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Ч.1. 10 кл.; Ч.2. 11 кл. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2000.
18. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.
19. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.
20. Певцова Е.А. Обществознание 10-11 классы: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко Обществознание 10-11 классы. 2-е изд. М.: ТИД «Русские слово – РС», 2001.
21. Пидкасистый П. И. Педагогика. М., 1995.
22. Подласый И. П. Педагогика. М., 1996.
23. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. И. Педагогика и психология. СПб., 2000.
25. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
27. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
28. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. М., 1998.
29. Титаренко Л.Г. Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта // Социологические исследования. 2000. №8. С.132-137.
30. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. М.: Издательский Дом «Дашков и Кº»: МАН ИПТ, 2002. 
31. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. М., 1985.
32. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ,1997.
33. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе: Учебн. пособие. М., 1996.
34. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998.
35. Якушевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1986. 

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Вторая страница дневника
1. Фамилия__________________________________________
2. Имя, Отчество_____________________________________
3. Курс _____________________________________________ 
4. Группа____________________________________________
5. Место прохождения практики_________________________
6. Руководитель практики______________________________
7. Факультетский руководитель _________________________
8. Срок практики по учебному плану______________________

Третья страница дневника (далее необходимое количество)
- Расписание занятий (уроков) на неделю.
- Расписание звонков.
- Установленный график работы студента-практиканта.
- Список группы или класса (по возможности со схемой их размещения).


Месяц, число Краткое содержание выполненных работ
Подпись руководителя

Примечание:
1. Все выполненные работы должны быть отражены в отчете и приложены к нему (методические разработки, конспекты, сценарии, индивидуальные листы бесед, социальные и социально-педагогические характеристики, педагогические наблюдения и т.д.). 
2. Материал выполненных работ может быть представлен и в рукописном виде

Оценка (или зачтено / не зачтено) ______________________

Зам. декана факультета управления СГПУ / /

Факультетский руководитель педагогической практики / /


М.П. «____»___________ 20___г.


Приложение 2

Отчет по педагогической практике

Содержание отчета по педагогической практике

1). Образовательное учреждение, учебная группа (класс) в котором проходила педагогическая практика. Фамилия, имя, отчество педагога-методиста. Социально-педагогическая (социально-психологическая) характеристика группы (класса).
2). Объем и содержание выполненной учебной работы. Основные затруднения которые испытывал практикант в ходе подготовки и проведения занятий (уроков). 
3). Основные затруднения, которые испытывал практикант в ходе подготовки текста лекции. 
4). Воспитательная работа (проведенные воспитательные мероприятия, их психолого-педагогическая оценка, анализ и выводы, затруднения в подготовке и проведении).
5). Общие итоги педагогической практики (оценка личной подготовки к преподавательской деятельности, выводы и особые впечатления о деятельности педагога в современных условиях, с какими инновационными процессами в образовательном учреждении и с какими методами преподавания и педагогическими приемами вы ознакомились, что удалось и чего не удалось из запланированного и др.).
6). Предложения по совершенствованию уровня подготовки студента к педагогической практике и оптимизации ее проведения. 

Примечание
1. Объем отчета – не менее 5-7 печатных страницы, размер шрифта – 14.
2. К отчету прилагается самоанализ одного самостоятельного проведенного занятия и анализ одного посещенного занятия, проведенного другим студентом-практикантом (на выбор).


Приложение 3
КАРТОЧКА
учета прохождения педагогической практики студента
кафедры социологии факультета управления СГПУ

Фамилия _______________________________________________
Имя ___________________________________________________
Отчество _______________________________________________
Группа_________________________________________________
Место прохождения практики _________________________________
____________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя практики _________________________________
____________________________________________________________

Название тем, по которым практикант провел занятия 
1. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
4. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
5. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
6. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
7. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
8. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
9._____________________________________________________________
______________________________________________________________
10. ___________________________________________________________
______________________________________________________________
11. ___________________________________________________________
______________________________________________________________
12. ___________________________________________________________
______________________________________________________________

Тема подготовленной лекции ____________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

Какие лекции и семинарские занятия посетил ______________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

Оценка работы студента – практиканта ____________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

Оценка ____________________________

Подпись руководителя практики / / 

«____» ____________ 20___ г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие методические указания по организации и проведению педагогической практики ……………………………………………….. 3

Методические указания по подготовке и планированию занятий ……. 10

Алгоритм анализа основных форм занятий по социологическим дисциплинам ……………………………………………………………….19

Учебно-методическая литература ……………………………………… 23

Приложения ………………………………………………………………. 25









Последнее обновление 05.12.10 23:19
 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Практика студента-социолога ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Педагогическая практика: методические указания для студентов специальности социология