Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Производственная практика: учебно-методическое пособие

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
07.12.10 12:15

Федеральное агентство по образованию
Смоленский государственный педагогический университет

Факультет управления
Кафедра социологии
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Учебно-методическое пособие 
для студентов, обучающихся по специальности 020300 - социология
Смоленск 
2005

Производственная практика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 020300 – социология. - Смоленск: СГПУ, 2005. – 28 с.

Составители: Д.Н. Баринов, канд. филос. наук, доц.; 
А.Г. Егоров д-р филос. наук, проф.
Рецензент Г.Н. Симоненкова

В учебно-методическом пособии раскрываются цели и задачи производственной практики, содержание ее основных этапов, даются рекомендации по составлению отчетной документации, заполнению дневника практики. В пособии представлены образцы социологических материалов, необходимых студенту для проведения социологических работ. 
Пособие предназначено для его использования в процессе прохождения производственной практики студентами всех курсов.
© Смоленский государственный  
педагогический университет, 2005
© Д.Н. Баринов, А.Г. Егоров, 2005

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

I. Цели и задачи производственной практики

Основная цель производственной практики – закрепление и углубление теоретических знаний в области социологии, приобретение практического опыта научной и производственной работы.
Производственная практика является важнейшим элементом подготовки квалифицированного специалиста в области социологии. Практика предполагает апробацию знаний, полученных студентами в процессе обучения. Прохождение практики студентами в учреждениях, центрах, службах, фондах, территориальных органах управления предполагает формирование навыков самостоятельной профессиональной деятельности. Практика нацелена на развитие творческой самостоятельности, инициативы студентов в решении теоретических и практических задач, в проведении социологических исследований. Практика должна способствовать формированию навыков анализа социологических данных и подготовки научных отчетов.

Задачи производственной практики:

- использование и применение на практике знаний, приобретенных в ходе обучения;
- формирование у студентов навыков и умений, связанных с их будущей деятельностью в качестве социологов;
- развитие у студентов социологического мышления и воображения, позволяющих творчески подходить к решению конкретных социальных проблем; 
- выработка навыков аналитической работы, необходимых при подготовке итогового отчета;
- развитие у студентов социально значимых черт и качеств личности, необходимых в практической деятельности социолога; 
- знакомство с организацией работы в учреждениях, их научно-организационной структурой, научной и производственной проблематикой; 
- приобретение навыков и опыта социологической и организационной работы;
- овладение методами и техническими средствами современных социологических исследований, применяемых в научных и производственных организациях, а также освоение основных способов обработки данных; 
- сбор материалов для курсовой и дипломной работы.

II. Содержание производственной практики

Содержание производственной практики на факультете определяется спецификой той специальности, по которой факультет готовит специалистов. Обучение по специальности «социология» предусматривает самостоятельное проведение социологических исследований или активное участие в них, работу в организациях, предприятиях, учреждениях. ознакомление со спецификой их деятельности.
Производственная практика проводится на 3, 4 и 5 курсах (ознакомительная, учебная, преддипломная соответственно) с целью закрепления теоретических знаний, формирования навыков профессиональной деятельности. Каждый из этапов производственной практики предполагает выполнение студентом-практикантом полученного от руководителя практики индивидуального задания. Самостоятельное выполнение студентом индивидуального задания, сформулированного руководителем, является основой проведения производственной практики. 
На 3 курсе студенты проходят ознакомительную практику в течение трех недель. Прохождение практики студентами 3 курса предполагает их знакомство с особенностями профессиональной, производственной и научной деятельности, характером и основными направлениями деятельности организации, структурой ее управления, взаимодействием организации с макросоциальной средой.
На 4 курсе студенты проходят учебную практику (4 недели), призванную выявить умения и навыки полноценного и самостоятельного выполнения практикантами индивидуальных заданий в рамках проведения социологических исследований, участия в работе организации, предприятия, учреждения.
На 3 и 4 курсах прохождение производственной практики предполагает выполнение студентами индивидуальных заданий, связанных с написанием курсовых работ.
На 5 курсе студенты проходят преддипломную практику (4 недели), выполняя индивидуальные задания, связанные с самостоятельным написанием выпускной квалификационной (дипломной) работы.
По результатам производственной практики студенту в зачетную книжку проставляется на 3 курсе зачет, на 4 курсе – оценка, на 5 курсе – оценка.

Организация практики

Основными базами, где проходят практику студенты-социологи, являются:
1) предприятия, учреждения, 
2) центры, институты,  
3) службы, фонды,
4) региональные и территориальные органы управления. 

Этапы производственной практики:
1) организационно-подготовительный,
2) оперативный,
3) отчетный.

Кафедра осуществляет общее руководство производственной практикой студентов:
1). назначает преподавателя, ответственного за практику по кафедре,
2). определяет места производственной практики,
3). утверждает индивидуальные задания, темы курсовых (дипломных) работ,
4). осуществляет контроль процесса производственной практики на местах,
5). заслушивает отчет ответственного за производственную практику в целом и намечает пути ее усовершенствования,
6). совместно с деканатом организует итоговую конференцию, целью которой является подведение итогов, обсуждение проблем и перспектив организации и проведения практики в будущем.

Основные этапы производственной практики

А) Организационно-подготовительный этап
Руководитель практики от кафедры составляет письменное индивидуальное задание каждому студенту.
В ходе установочной конференции на факультете факультетский руководитель практики знакомит студентов с программой, распределяет студентов в конкретные учреждения.
В течение первых дней практики студенты посещают предприятия и учреждения, в которых им предстоит пройти практику, знакомятся со спецификой деятельности организации, кругом своих обязанностей, консультируются с представителями администрации организации, изучают условия и материалы, необходиме для проведения научно-исследовательской работы по выбранному направлению.

Б) Оперативный этап
На данном этапе основным содержанием деятельности студента является выполнение индивидуального задания в рамках предприятия, учреждения, центра, института, службы, фонда, определенного студенту для прохождения практики.
Конкретные формы выполнения индивидуального задания варьируются в зависимости от специфики того предприятия, учреждения, в котором практикант проходит производственную практику. Студент обязан участвовать в различных видах работ, необходимых для качественного выполнения индивидуального задания.
В) Отчетный этап
По окончании практики студент предоставляет на кафедру следующие документы:  
 дневник практики,
 отчет о практике,
 отзыв о его деятельности с места прохождения практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ 
ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

Дневник производственной практики заполняется лично студентом и ежедневно в те¬чение всей практики. Дневник просматривается не реже 1 раза в неделю куратором практики от организации, который заверяет своей подписью записи студента.
Студент заполняет разделы 1."Общие сведения", 2."Даты прохождения практики" по всем пунктам. В разделе 3."Индивидуаль¬ное задание" записывается индивидуальное задание руководителем практики от кафедры (совместно с научным руководителем курсовой или дипломной работы).
В разделе 4 в соответствующих графах фиксируется дата, название проведенного мероприятия и содержание выполненных работ. В графе «Примечания» студент может фиксировать особенности организации и проведения практики, трудности и проблемы в процессе ее прохождения, детали, подробности выполнения индивидуального задания. Эти наблюдения студенты-практиканты могут использовать для составления отчета по итогам практики. 
В разделе 5 студент составляет список всех материалов, собранных во время практики для курсовой и дипломной работы, а также использованных в ходе выполнения индивидуального задания. Эти материалы помещаются в приложение к отчету. 
В 6 разделе студент дает краткое заключение по производственной практике.
В разделе 7 куратор практики от организации составляет отзыв о работе студента, в котором указывается степень его теоретической и практической подготовки, качество выполненной производственной работы, трудовая дисциплина и недостатки, если они имели место. 
В разделе 8 записывается отзыв руководителя практики от кафедры, который характеризует уровень подготовки студента и степень выполнения индивидуального задания. В конце характеристики руководитель практики от кафедры выставляет студенту оценку.
В 9 разделе дневника по результатам проверки отчетной документации факультетским руководителем практики записывается итоговая оценка производственной практики.









СТРУКТУРА ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

Раздел первый 

Общие сведения

1. Фамилия _______________________________________________
2. Имя, отчество____________________________________________
3. Kypc____________________________________________________
4. Группа__________________________________________________
5. Специальность___________________________________________
6. Организация_____________________________________________
7. Место проведения практики________________________________
8.Факультетский руководитель практики_______________________
9. Руководитель практики от кафедры__________________________
10. Куратор практики от организации__________________________
11. Сроки практики по учебному плану ________________________


Раздел второй

Даты прохождения практики


Приступил(а) к работе «___»__________ 200__г. 
Подпись, печать

Переведен(а) на должность__________________________ 
Подпись, печать «___»__________ 200__г.


Завершил(а) работу «___»__________ 200__г. 
Подпись, печать  
Раздел третий

Индивидуальное задание 
студента по производственной практике 
(заполняет руководитель практики от кафедры)

1. Индивидуальное задание по производственной практике.
2. Планируемое содержание работы по практике.
3. Тема курсовой (дипломной) работы.

Руководитель практики от кафедры ________________________________
№ 
п/п
п Месяц, число Наименование мероприятия и краткое содержание выполненных работ Примечания Подпись
куратора практики от организации

Раздел четвертый

Сведения о работах, 
выполненных в ходе практики



Раздел пятый

СПИСОК
материалов, собранных для курсовой (дипломной) работы, использованных при выполнении работ по практике

Раздел шестой

Заключение студента
по итогам практики и предложения по её совершенствованию 

Раздел седьмой

ОТЗЫВ
организации о работе студента (указывается степень его теоретической и практической подготовки; качество выполненной им производственной работы, трудовая дисциплина и недостатки, если они имели место)


Куратор практики от организации: 
Дата (подпись)
Печать



Раздел восьмой

ОТЗЫВ
руководителя практики от кафедры о работе студента (отмечается степень теоретической и практической подготовки студента и качество выполнения индивидуального задания)

Руководитель практики от кафедры:
Дата (подпись)

Раздел девятый

Итоговая оценка производственной практики студента ____________________________________________________________________
(выставляется и записывается факультетским руководителем практики).

Факультетский руководитель практики: 
Дата (подпись)













МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОТЧЕТА ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

По окончании практики студент составляет отчет о производственной практике, дорабатывает отчет в соответствии с замечаниями руководителя практики, оформляет его и представляет на кафедру. Отчет сдается руководителю практики от кафедры одновременно с дневником, подписанным куратором практики от предприятия, учреждения, организации.
В отчете должны присутствовать следующие сведения:
а) сведения о базе практики, порядке и сроках прохождения практики, мерах, обеспечивающих выполнение задания практики;
б) сведения о времени, месте, должности, обязанностях и т.д.;
в) общие сведения об условиях прохождения практики;
г) цели и задачи, программа работ, содержание исследований, методика;
д) современное состояние научной проблемы, к которой относится индивидуальное задание и выполняемые работы;
е) научно-исследовательское содержание социологических работ, собранный материал, его обработка и анализ, предварительные выводы;
ж) сообщение о содержании индивидуального задания и его выполнении;
з) степень выполнения программы практики;
и) другие виды работ по практике.
к) заключение (включает научно-технические рекомендации, а также рекомендации по оптимизации организации и проведения практики и т.д.).
Оптимальный объем отчета 8-10 страниц машинописного текста. В приложение к отчету помещаются материалы, имеющие отношение к содержанию выполненных работ и индивидуальному заданию: схемы, таблицы, графики и т.д.
В отчете студента-практиканта необходимо показать, каким образом результаты выполнения индивидуального задания связаны с курсовой (дипломной) работой.

* * *

Предметом отчета по итогам производственной практики является содержание профессиональной деятельности и выполнение индивидуального задания, фактические и теоретические данные, полученные в ходе практики. 
Основная задача подготовки отчета – информирование об итогах, результатах практики, выводах. При подготовке отчета студент должен продемонстрировать умения и навыки аналитической работы, способности обобщать полученную в ходе практики информацию.
Основная часть отчета представляет собой описание последовательности событий, действий, раскрывающих выполнение индивидуального задания и всего процесса прохождения практики в целом. 
В отчете необходимо представить информацию о степени решения поставленных задач, а также раскрыть и проанализировать причины их невыполнения. Чтобы показать наиболее сильные стороны выполненной работы, а также ошибки и нерешенные проблемы, в отчете следует отразить все этапы прохождения практики, показать их взаимосвязь между собой, логику действий, место и роль каждого из видов деятельности в процессе выполнения индивидуального задания.
Заключительная часть отчета обычно содержит выводы и рекомендации. 
Рекомендации представляют собой перечень предложений, которые должны логически вытекать из содержащегося в отчете анализа.  
Итоги проделанной работы должны соответствовать поставленным задачам. Данное требование распространяется и на помещенные в приложение к отчету материалы, призванные иллюстрировать особенности и содержание выполненного индивидуального задания.
При составлении отчета по результатам производственной практики необходимо обратить внимание на стиль изложения, характерными чертами которого должны быть беспристрастность, официальность, научность, использование стандартных оборотов речи (следует отметить (подчеркнуть), обращает на себя внимание тот факт, что…, необходимо отметить, отметим следующее, в результате пришли к выводу, результаты (данные) показали и т.п.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЗЫВА
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКАНТА С МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ 
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В отзыве должны быть охарактеризованы:
 уровень профессиональных умений и навыков студента-практиканта, его способность их применять на практике;
 творческий потенциал практиканта, инициативность и умение оперативно и самостоятельно решать поставленные перед ним задачи;
 степень готовности практиканта к выполнению той или иной профессиональной деятельности; 
 соблюдение сроков прохождения практики, подготовки отчетной документации.  

Приложение 1 

Образец


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления
Кафедра социологии

О Т Ч Е Т
по итогам производственной практики 
студента ___ курса Иванова И.И.  

Смоленск
2005



Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 

Обоснование проблемы исследования
По мере специализации на финансовом и инвестиционном рынке, а также увеличения инвестиций в производственной сфере основными свободными средствами становятся денежные накопления населения. Аккумуляция этих накоплений в финансовых компаниях, пенсионных, страховых и инвестиционных фондах может составить серьезную основу для кредитования развития промышленности. Кроме того, привлечение денежных средств населения в жилищные фонды будет способствовать активизации жилищного строительства и решению проблем молодой семьи. Выигрывают три важнейшие структуры общества: производство, финансовая сфера и население.

Цель исследования
На основе данных социологического исследования выработать рекомендации по расширению масштабов привлечения свободных денежных средств населения в финансовые, пенсионные, страховые и инвестиционные компании.

Объект и предмет исследования
Объект исследования — население крупного города России (не более 500 тыс. жителей) в возрасте 18 лет и старше, включенное в общее разделение труда и имеющее стабильный доход.
Предмет исследования — инвестиционные установки населения.

Логический анализ (интерпретация и операциональное определение) основных понятий
В соответствии с целью исследования, носящего аналитический характер, логическому анализу подлежит понятие «инвестиционные установки», под которым понимается «потенциальное инвестиционное поведение». 

Гипотезы исследования
Основная гипотеза. Предварительный анализ статистической информации об интенсивности и объеме роста средств финансовых компаний свидетельствует о том, что в настоящее время для населения они являются основным объектом инвестирования свободных средств. Возможная причина этого — ожидания высоких дивидендов.
В соответствии с основной гипотезой в опросном инструментарии должны присутствовали блоки вопросов: об информированности населения о финансовых фондах, его отношении к ним; объект инвестируемых средств и частоте инвестирования; мотивах инвестирования и ожиданиях населения от инвестирования, об устойчивости инвестирования именно в финансовые фонды; об оценках pиска.
Основная гипотеза "нейтральна" по отношению к другим факторам, мотивирующим инвестиционное поведение населения. Поэтому целесообразно сформулировать дополнительные гипотезы. По-видимому, поиск высоких дивидендов вызван отсутствием у населения стабильных источников денежных средств.
1. Обращение населения именно к финансовым фондам обусловлено:
а) слабой информированностью населения об инвестиционных, 
пенсионных, страховых и жилищных компаниях;
б) интенсивной рекламной кампанией со стороны финансовых фондов.
2. У населения появились первые признаки недоверия к финансовым фондам в связи с разорением некоторых из них.
3. Рост недоверия со стороны населения к финансовым фондам стимулирует рост капиталовложений в валюту, драгоценности и художественные изделия.

Задачи исследования
Проверка сформулированных гипотез требует решения следующих задач. Для основной гипотезы — выявить структуру инвестирования населением в фонды, компании, ценные бумаги, валюту, драгоценности, художественные изделия. Это поможет определить модальное направление инвестирования денежных средств населением, подтвердить или опровергнуть основную гипотезу.
Для проверки дополнительных гипотез предполагается решить следующие задачи:
1. Измерить структуру источников и величину ежемесячного дохода в расчете на одного члена семьи; соотнести результаты измерения со структурой инвестирования населением денежных средств.
2(а). Определить степень информированности населения об инвестиционных, пенсионных, жилищных, страховых и финансовых компаниях; соотнести показатель степени информированности со струк¬турой инвестирования.
2(б). Определить отношение населения к рекламам финансовых компаний и соотнести эту инфор¬мацию со структурой инвестирования населением своих денежных средств.  
3. Определить характер отношения инвесторов к финансовым компаниям.
4. Выявить тенденции изменения во времени структуры инвестирования населением своих денежных средств.  

Определение выборочной совокупности
Статистические данные, имеющиеся в распоряжении исследовательс¬кой группы, позволяют реализовать квотную модель выборки. Это обосно¬вано тем, что согласно данным статистического управления обследуемого города, достоверные данные о его населении имеются по трем важным с точки зрения предмета исследования признакам: уровню месячного дохода одного члена семьи, возрасту и полу.
В связи с применением квотной выборки при помощи формул математической статистики вычислить объем выборочной совокупности некорректно. Однако, учитывая, что численность взрослого населения города 500000 человек, выборочная совокупность в 3000 человек, отобранных по строго заданным параметрам квот, гарантирует статистически значимые результаты опроса. Число подлежащих опросу респондентов (при n=3000 чел.) распределяется по трем контрольным признакам в следующей пропорции (табл. 1).

Таблица 1
Распределение респондентов по квотам

Признаки


Среднемесячный доход на 
1-го члена 
семьи (тыс. руб.) Пол Возраст

до 300 
301-500 
свыше 500 мужчины женщины 
до
30 лет 
31 год и старше

Доля представителей соответствующих
групп в генеральной совокупности (в %)




Число представителей соответствующих групп в выборочной совокупности (количество человек) 

30 

45


25 

56 

44 

58 

42



900 


1350 


750 


1680 


1320 


1740 


1260

Методы сбора информации
Основные методы сбора информации: 
а) вторичный анализ статистических данных о деятельности финансо¬вых, инвестиционных, жилищных, пенсионных и страховых компаний; динамике курса валют, цен на драгоценности и художественные изделия за последние 6 месяцев;
б) контент-анализ рекламной кампании финансовых фондов за последние 6 месяцев; 
в) сбор первичной социологической информации при помощи «Анкеты инвестора».
Приложение 3

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СОБРАНИИ 

I. Карточка выступающего
Ф.И.О._______________________________________________________
Должность____________________________________________________

1. По чьей инициативе выступил:
1 — записался заранее  
2 — сам попросил слово устно
3 — сам попросил слово письменно
4 — предложение организаторов, ведущих 
Реакция аудитории на появление выступающего
7 — положительная
2 — отрицательная
3 — отсутствует


2. Время начала выступления: _______________ час. _______ мин.

3. Основные положения выступления: 
3.1. Тема (записать)____________________________________________

3.2. Объект выступления_______________________________________

3.3. Направленность выступления:
1 — одобрительное
2 — нейтральное
3 — критическое

4. От чьего имени говорит:
1 — от себя лично
2 — от имени всех участников собрания
3 — от имени конкретной группы
4 — неопределенно

5. Время окончания выступления: ___________ час. ________ мин.
6. Продолжительность выступления: _________ мин.

II. Карточка регистрации реакции аудитории на выступление
Типы реакции Код
1. Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты 1
2. Неодобрительные реплики, возгласы, замечания и т. п. 2
3. Требование дополнительной информации 3
4. Разговоры, связанные с темой выступления 4
5. Вопросы к выступающему во время и по окончании 
выступления 5
6. Нейтральное отношение (отсутствие реакции) 6
7. Призывы к соблюдению порядка 7
8. Призывы к соблюдению регламента 8
9. Разговоры, тему которых определить невозможно 9
10. Постоянные разговоры 10
11. Занятие посторонними делами (чтение и т. д.) 11

III. Карточка регистрации общей ситуации во время выступлений
1 — президиум призывал участников собрания к активности,
2 — президиум сдерживал активность участников собрания.

Приложение 4
БЛАНК
наблюдения за ходом встречи избирателей с кандидатом в депутаты
(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность)
Рецензенту следует внимательно ознакомиться с содержанием бланка. В процессе встречи необхо¬димо фиксировать нужные позиции, обводя круж¬ком номер кода и отмечая основные положения докладов, выступлений и наказов избирателей, вопросы и реплики из зала, другие соображения.
По такому же бланку проводится анализ встре¬чи избирателей с доверенным лицом кандидата.
1. Место проведения встречи
01— по месту жительства
02— на производстве
2. Форма встречи
04 — традиционное обсуждение предвыборной платформы
05 — дискуссия в форме «круглого стола»
06 — живая беседа с избирателями
07 — вечер вопросов и ответов
08 — пресс-конференция
— другое___________________
3. Присутствовало на встрече ____ человек.
4. Преобладающий состав аудитории
10 — рабочие
11 — крестьяне
12 — интеллигенция
13 — молодежь
14 — смешанная
15 — пенсионеры
5. Наличие политической рекламы
17 — фотовитрины
18 — выставки пропагандистской литературы
19 — листовки, буклеты, плакаты
20 — значки, вымпелы, другая атрибутика
21 — радио-телереклама
22 — документальные фильмы
23 — участие в агитационной работе за кандидата популярных артистов, 
известных писателей, ученых, журналистов
24 — участие в агитационной работе против кандидата популярных 
артистов, извес¬тных писателей, ученых, журналистов
25 — наличие размноженной программы (предвыборной программы)
6. Участие в подготовке и проведении встречи
27 — социологов
28 — работников средств массой информации
29 — работников политических центров
— работников других служб ________________________
7. Кем выдвинут кандидат (напишите)?
профсоюзом 
общественно-политическим движением _____________________
городским органом _______________________________________ 
гражданами по месту жительства __________________________
воинским подразделениями ________________________________
8. Какие разделы программы кандидата или доклада доверенного лица вызвали положительный отклик аудитории (аплодисменты, одобрительные возгласы и т. д.)?
31 — по выходу из экономического кризиса
32 — проведению земельной реформы и преодолению  
продовольственного кризиса
33 — преобразованию в сфере государственного управления
34 — решению национальных проблем
35 — развитию демократии, идейно-политического плюрализма
36 — решению экологических проблем
37 — осуществлению социальной защиты населения в условиях перехода  
к рынку
38 — возрождению местной культуры
39 — активизации деятельности местной власти
40 — по борьбе с преступностью
— другие (напишите) 
9. Какие разделы программы кандидата или доклада доверенного лица встретили отрицатель¬ную реакцию аудитории (неодобрительные возгла¬сы, захлопывание, топот, свист)?
42 — по выходу из экономического кризиса
43 — проведению земельной реформы и преодолению
производственного кризиса
44 — преобразования в сфере государственного управления
45 — решению национальных проблем
46 — развитию демократии, идейно-политического плюрализма
47 — решению экологических проблем
48 — осуществлению социальной защиты населения в условиях 
перехода к рынку
49 –– возрождению местной культуры
50 — активизации деятельности местной власти
51 — по усилению борьбы с преступностью
52 — другие (напишите) 
10. Реакция на ответы кандидата (доверенного лица):
53 — одобрительная
54 — больше одобрительная, чем неодобрительная
55 — больше неодобрительная, чем одобрительная
56 — неодобрительная
11. Основные пожелания и наказы избирателей
1. ____________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5. ______________________________________________________________
6. ______________________________________________________________
12. Атмосфера встречи:
58 — доброжелательная, деловая
59 — атмосфера пассивности и безразличия
60 — недоброжелательности, эмоционально- напряженная
61 — конфронтационная
— другая (напишите) _______________________________
Качество встречи
63 — мероприятие способствовало знаком¬ству с кандидатом и его программой
64 — мероприятие прошло формально, диалог не состоял¬ся
65 — встреча «сбилась» на другое полити¬ческое мероприятие (политические деба¬ты, обсуждение иных проблем)
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
Эффект встречи
66 — люди, в большинстве, положительно отнеслись к канди¬дату
67 — люди в, большинстве своем, отрица¬тельно отнеслись к кандидату
68 — общего мнения о
кандидате не сло¬жилось




Приложение 4

ВАРИАНТ 1. Бланк контент-анализа (городской газеты)
№ Единица измерения Колич. статей Объем информации

Фамилия, И.О. кодировщика, дата.


ВАРИАНТ 2. Бланк контент-анализа материалов газет.
Единица анализа – вопрос фермеризации в регионе.
Временный фактор – 3 месяца
1. Тип газет
001 – областная
002 – районная
003 – независимая

2. Размер материала
004 – 50-100 строк
006 – 101 – 150 строк
007 – 151- 200 строк
008 – 201 – 300 строк
009 – свыше 300 сток

3. Цель выступления
010 – организовать 
011 – одобрить
012 – пожелать
013 – предлагать
015 – ориентировать
016 – решать
017 – оценивать
018 – внушать
019 – призывать
020 – отрицать

4. Место работы корреспондента

021 – государственные органы управления
022 – правоохранительные органы
023 – общественно-политические организации
024 – предпринимательские структуры
025 – колхоз, совхоз
026 – фермеры
027 – НИИ
028 – вуз
029 – культурно-досуговые учреждения
030 – другое_______________________
030 031 032 033 034 035

5. Организация фермерских хозяйств

Элементы Раскрыто 
обстоят. Раскрыто
Частично Не 
раскрыто
Выделенные земли 036 037 038
Технизация 039 040 041
Внедрение научных методов хозяйствования 042 043 044
Финансирование и кредитование 045 046 047
Другое 048 049 050

6. Теоретический уровень корреспондентов

Элементы Обращается широко Обращается частично Не обращается
Социально-научные данные 051 052 053
Социологические данные 054 055 056
Ссылка на цивилизованный мир 057 058 059
Обращение к здравому смыслу 060 061 062
Убедительное обоснование собственного мнения 063 064 065
Непоследовательность в изложении мысли 066 067 068
Другое 069 070 071

7. Отношение к местной политике фермеризации

072 – положительно
073 – отрицательно
074 – нейтрально
Другое _____________________________________
075 076 077 078 079 080
Примечание: Количественные данные, полученные в результате обработки этих бланков, могут дальше группироваться, сравниваться, оформляться в виде таблиц и графиков, переводиться в индексы.

Приложение 5


СЦЕНАРИЙ «ФОКУС-ГРУПП» 
ПО ПРОБЛЕМАМ ЖИЛИЩНОГО КОНТРАКТА 

Вниманию модератора! Представиться участникам дискуссии, познакомиться с каждым из них и поблагодарить за согласие участвовать в дискуссии. Процедура знакомства не должна превышать 2-2,5минуты. Беседу проводить активно, но не навязывая собственного мнения. Допускается определен¬ная свобода действия модератора: можно задавать участникам дискуссии дополнительные вопросы, если они нацелены на актуальные проблемы рынка жилья.

I. Жилищная проблема (вводная часть; длительность — не более 
10 – 15 минут)
— У кого из присутствующих "имеется" жилищная проблема (ответы желательно получить у каждого респондента).
— У кого "имеется" жилищная проблема: в чем она заключается (для каждого персонально, очень коротко!).
— В целом для группы в виде дискуссии: попросить дать определение — что понимают респон¬денты под жилищной проблемой, в наиболее общих чертах (Модератору! Вначале дискуссия по этой проблеме должна носить общий характер, после чего можно ее углубить при помощи понятий: теснота, отдаленность (от работы, родственников, магазинов, транспорта и др.), экология, пре¬стиж.
— В последующем углубить дискуссию по отдельным понятиям: Критерий тесноты в жилищной проблеме:
1) Число человек на жилой площади; структура квартиры (ее тип) для семьи из 3-х, 4-x, 5-ти и более человек.
2) Две и более семьи (дети, родители, прародители) в одной квартире.
3) Коммунальная квартира (чужие семьи).  
— Кто должен решать жилищную проблему семьи: родители, дети сами, государство.
— По отдаленности (прежде всего — от работы): спросить об оптимальном расстоянии от мест проживания до места работы в минутах или часах.
— Что считается экологически чистым районом (акценты на чистоте воздуха, воды, отсутствии шума, загрязняющих окружающую среду предприятий).
— Какое жилье следует считать престижным. Критерии: тип дома (многоэтажный, блочный, кирпичный, коттедж); число комнат на количество членов семьи, размер кухни.
— Имеется ли критерий, по которому можно определить престижность жилья для: рабочего завода, преподавателя вуза, военного, работника министерства, работника торговли, банкира.
— Жилье как недвижимость. Целесообразно ли его использовать в этом качестве.

II. Дискуссия по фондам - не более 10-15 минут!
— Какие инвестиционные и финансовые фонды известны респондентам:
а) Из реклам (перечислить).
б) Сами респонденты имели с фондами контакты (какими, перечислить).
в) Какие фонды вызывают у респондентов симпатию.  
г) Какие фонды вызывают у респондентов антипатию.
— Каковы критерии доверия фондам.
— Считают ли респонденты целесообразным, полезным такой вид деятельности Фонда как накоп¬ление денежных средств населения для приобретения жилья.

III. Механизм приобретения жилья (длительность 35-40 минут)

— Какой вид приобретения жилья посредством инвестиции в фонд наиболее приемлем:
а) Единовременный взнос (оплата).
б) Первичный взнос с последующей оплатой; процент этого взноса от стоимости жилья, либо просто сумма вносимых денег.
в) Оптимальные сроки выплаты остальной части взносов; частота выплат (ежемесячно, ежек¬вартально, раз в год).
г) Индексация:  
— стоимости жилья;
— взносов населения.
д) Нужна ли ссуда от банков.
— Какие гарантии (их критерий) ожидают респонденты от фонда; нужны ли специальные контракты.
— Отчетность фонда перед пайщиками, регулярность их информирования.
— Наиболее удобные формы взносов: переводы по почте; безналичные отчисления из зарплаты; взнос в филиалы фонда.
— Покупка жилья (взносы), сертификат, свидетельство — должны быть именными, обезличен¬ными; содержать право перепродажи, завещания, дарения, уступки пая другому лицу.
— Право отказа от продолжения выплаты пая, расторжение договора:
а) Со стороны клиента (применимы ли при этом санкции).
б) Со стороны фонда (величина компенсации клиенту).
— Санкции в отношении фонда, если оплаченное жилье не соответствует обещанным критери¬ям.
— Право клиента отказаться от жилья.
— Должен ли тип приобретаемого жилья, его характеристики подробно излагаться в договоре еще до строительства дома.
— Должна ли быть в договоре детализация стоимости квартиры (сметная стоимость).
— Величина компенсации в случае расторжения договора по вине фонда (например, выплата суммы вклада с процентом, индексацией, величина процента).
— Сколько вариантов квартир должна предоставить фирма клиенту для выбора. Отношение респондентов к идее «Жилищных обязательств».
Итого общая длительность дискуссии — 55-70 минут.

ЛИТЕРАТУРА

1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
2. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.
3. Программа преддипломной практики студентов V курса социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: МГУ, 2004.
СОДЕРЖАНИЕ

Программа
производственной практики………………………………………….…….3
Методические требования
по оформлению дневника практики……………………………….………6
Структура дневника практики………………………………………..…….7
Методические требования для подготовки отчета
по итогам практики……………………………………………………..….10
Требования к составлению отзыва о деятельности практиканта 
с места прохождения производственной практики…………….…….…..12
Приложения………………….……………………………………….……..13
Литература…………………………………………………………………..28

Редактор Бушуева Л.В.

Подписано к печати Формат 60×84 1/16.
Бумага офсетная. Печать ризографическая.
Усл. п.л.1,75 Уч.-изд. л.1,75 Тираж 100 экз. Заказ
Типография СГПУ, 214000 Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4.


 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Практика студента-социолога Социологи - 4 курс Производственная практика: учебно-методическое пособие