Вопросы к экзамену по курсу «Методика преподавания социологии» 20. Методические особенности преподавания теоретико-методологического введения в курс социологии. 21. Методические особенности преподавания раздела "Социальные структуры. Социальные нормы. Общественные институты". 22. Методические особенности преподавания раздела "Культура в развитии общества и человека". 23. Методические особенности преподавания раздела "Социальные отношения и социальные процессы; формы их регуляции". 24. Методические особенности преподавания раздела "Методология и методика социологического исследования".
Для ответа на эти вопросы необходимо: - проявить креативность; - повторить содержание этих разделов по курсу «Социология»; СПИСОК ОСНОВНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1991. 2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс - Политика, 1993. 3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект пресс, 1995. 4. Большой толковый социологический словарь (Collins): В 2 т. – М.: Вече, 1999. 5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник // Под. ред. проф. Ю.Г. Волкова. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гардарики, 2002. 6. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М.: Гардарики, 2000. 7. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов - на - Дону: Феникс, 1999. 8. Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. 9. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УССР, 1999. 10. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие. М., 1997. 11. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993. 12. Клементьев Д.С., Панкова Л.Н. Антология русской социологии. М.,1995. 13. Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. 14. Кравченко, А. И. Основы социологии : методическое пособие для преподавателей ср. спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. – М.: Academia, 1997. – 150 с. 15. Кукушкина Е.И. Русская социология ХІХ – начала ХХ века. М.: Издательство МГУ, 1993. 16. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. 17. Основы социологии: Курс лекций. Изд-е 2-е испр. Часть 1-2 / Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М.: Общ-во «Знание России», 1994. 18. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М: Феникс, 1994. 19. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 20. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. 21. Социологический словарь / И. Аберкромби, С.Хилл, Б.С. Тернер: Пер. с англ. / Под. ред. С.А. Ерофеева. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2000. 22. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов, А.Н. Москвичев. М.: НОРМА,2002. 23. Социология: Курс лекций. Ростов-на-Дону Феникс, 1999. 24. Социология в России: Учебное пособие для студентов вузов / РАН. Ин-т социологии. Под ред. В.А.Ядова. – 23-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Ин-та социологии РАН, 1998. 25. Социология / Под ред. Елсукова А.Н. Мн.: Тетра Систем, 2003. 26. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 27. Социология: Учебник для студ., обучающ. по экон. и гуманитарным спец. / Авт. кол.: П.Д.Павленок ( отв.ред.); О.А.Аникеева, В.С.Боровик и др. – 2-е изд. – М.: Маркетинг, 2002. 28. Социология: Энциклопедия / Сост.: А.А.Грицанов и др. – Минск: Книжный дом, 2003. 29. Тексты по истории социологии ХІХ –ХХ вв.: Хрестоматия / Отв. ред. В.И. Добреньков. М., 1994. 30. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.,: Юрайт, 2001. 31. Учебный социологический словарь / Под ред. С.А. Кравченко. М,: Анкил, 1997. 32. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 33. Харчева В.Г. Основы социологии. М.: Логос, 1997. 34. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. 35. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. Методические особенности преподавания того или иного раздела курса социологии – это те особенности в методике преподавания, которые позволяют качественно изложить и усвоить материал данного раздела.
- далее необходимо: 1. Провести дидактический анализ этого раздела (темы), в котором: - осмыслить основные дидактические единицы, определенные государственным образовательным стандартом. - выявить содержание данного раздела (для не социологических специальностей); - определить основные понятия, которые необходимо усвоить студенту; - подобрать литературу для самостоятельной работы студентов; - определить методические указания по изучению данного раздела (как правило, они отражаются в УМК и учебно-методических пособиях); - показать место и особенности этого раздела в общем курсе социологии.
2. В соответствии с этим анализом выбрать формы проведения занятий по разделу (теме) и пояснить этот выбор. Определить структуру занятий (вопросы, рассматриваемые на лекции; организация самостоятельной работы студента; план проведения семинара, практикума и т.п.).
3. Изложить применяемые методы обучения и (или) современные технологии выбранные вами для проведения данных занятий и пояснить свой выбор.
4. Исходя из вышеизложенного, выделить методические особенности преподавания. Для этого использовать знания по пройденному курсу.
Литература основная: 1. Долгоруков, А. М. Практикум по общей социологии: учеб. пособ. для вузов / А. М. Долгоруков; Под ред. Н. И. Лапина. – М.: Высш.шк., 2006. – 296 с. 2. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: уч. пособие для студентов вузов спец. «Социология» / А. Н. Елсуков. – Минск : Тетра Системс, 2003. – 239 с. 3. Практикум по социологии (инновационные методики): учебно-методическое пособие / отв. ред. Р. И. Руденко. – М.: ИМТ, 1992. – 351 с. 4. Фоменков, А. И. Методика преподавания социологии: учебно-методическое пособие для вузов. В 2 ч. / А. И. Фоменков; Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008.
Литература дополнительная: 1. Волохова, Е. А. Дидактика: конспект лекций / Е. А. Волохова, И. В. Юкина. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 282 с. 2. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики: уч. пособ. для ст-ов пед. вузов / Б. А. Голуб. – М. : Владос, 1999. – 96 с. 3. Гребенюк, О. С. Теория обучения: учеб. для студ. вузов по спец. 03100 «Педагогика и психология» / Т. Б. Гребенюк. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 384 с. 4. Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. – М.: Нар. образование, 2001. – 493 с. 5. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: уч. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. по спец. 031000 – Педагогика и психология / В. И. Загвязинский. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2004. – 187 с. 6. Зайцев, В. Н. Практическая дидактика: учеб пособ. для пед. спец. университетов и ИПК работников образования / В. Н. Зайцев. – М. : Народное образование, 2000. – 224 с. 7. Интернет в гуманитарном образовании: уч. пособ. для студ. вузов / ред. Е. С. Полат. – М.: Владос, 2001. – 271 с. 8. Информационные и медийные технологии в образовательном процессе / А. Уколов, гл. ред. Т. Михайлова. – М.: Б. и., 2003. – 31 с. : ил. 9. Кукушкин, В. С. Дидактика (теория обучения): уч. пособ. для студ. пед. спец. вузов / В. С. Кукушкин. – М.: Ростов-н/Д : МарТ, 2003. – 366 с. 10. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М.: Высш. шк., 1990. – 381 с. 11. Педагогические технологии : учеб. пособ. для студ. пед. спец. / общ. ред. В. С. Кукушкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МарТ, 2004. – 334 с. : ил. 12. Попков, В. А. Дидактика высшей школы : уч. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 – Педагогика / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Academia, 2004. – 189 с. : ил. 13. Репина, Г. А. Теория обучения: уч.- метод. комплекс / Г. А. Репина. – Смоленск : CГПУ, 2003. – 52 с. 14. Ситаров, В. А. Дидактика : уч. пособие / ред. В. А. Сластёнин. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2004. – 364 с. 15. Хуторский, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторский. – СПб.: Питер, 2001. – 536 с.
НА ВОЗНИКШИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ , ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ, ОТВЕЧУ НА КОНСУЛЬТАЦИИ
|