Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

История кафедры социологии СмолГУ

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
21.12.10 05:42

 

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ

СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (СмолГУ)

 

Кафедра социологии, философии и работы с молодежью Социологического факультета СмолГУ

 

Изменения названия кафедры:

- с 2003 г. по 1 февраля 2012 г. кафедра социологии факультета управления СГПУ;

- с 1 февраля 2012 г. по 1 сентября 2015 г. кафедра социологии Социального факультета СмолГУ;

- с 1 сентября 2015 г. по 1 сентября 2017 г. кафедра социологии и философии Социального факультета СмолГУ;

- с 1 сентября 2017 г. по настоящее время - кафедра социологии, философии и работы с молодежью Социологического факультета СмолГУ


ПОЧТОВЫЙ АДРЕС КАФЕДРЫ: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4. Смоленский государственный университет, социальный факультет (учебный корпус №3, четвертый этаж), кафедра социологии (кабинет № 412). E-mail (кафедры социологии): Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. ТЕЛЕФОН СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА: (4812) 70-02-52.

История кафедры социологии началась в 2000 году, когда был основан самый молодой факультет Смоленского государственного университета с целью подготовки управленческих кадров по двум специальностям: «Социология» и «Менеджмент организации».

Сама идея создания отделения социологии и соответствующей кафедры появилась из попыток организации в Смоленском педагогическом университете (ныне Смоленском государственном университете) славянского отделения, ориентированного на обучение студентов из трех братских славянских государств России, Украины и Беларуси. Итоговое решение – готовить социологов. С 2000 года преподаватели работали на кафедре философии и социологии. В 2003 году кафедра социологии была выделена в самостоятельную и вместе с кафедрой экономики и менеджмента структурно вошли в факультет управления. На факультете управления СмолГУ (ныне факультет экономики и управления) кафедра социологии успешно развивалась до 1 февраля 2012 года.

10 декабря 2010 года кафедра социологии вместе со всеми коллегами и студентами отметила юбилей – 10 лет факультету управления.

В соответствии с ПРОГРАММОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» на 2012 – 2016 годы в ходе оптимизации направлений подготовки студентов создан новый СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ в который структурно вошла кафедра социологии вместе с кафедрой социальной работы (психолого-педагогического факультета) и новой кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью (созданной на базе кафедры специальной педагогики расформированного факультета начального и специального образования). Таким образом, СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ сформирован в конце 2011 года на базе существующих и уже зарекомендовавших себя специальностей, «разбросанных» на ранее существовавших факультетах, с целью консолидации направлений подготовки социального блока. Кафедра социологии в истории Смоленского государственного университета станвится кафедрой уже второго, вновь созданного, самого молодого факультета одного из старейших вузов России (СмолГУ создан 7 ноября 1918 года).

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. С 1 сентября 2017 г. Социальный факультет переименован в Социологический, произошло сокращение кафедры работы с молодежью с переходом ее функций и ППС на на кафедры: социологии и философии; социальной работы. Кафедра получила новое название: кафедра социологии, философии и работы с молодежью.

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ с 1 сентября 2017 года (официальная дата переименования Социального факультета в СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) продолжает свою образовательную и научную деятельность. В планах кафедры дальнейшее развитие новых социологических направлений  на уровне бакалавриата и организация подготовки магистров социологии.


Заведующие кафедрой социологии:

- с 2003 по 2007 доктор философских наук, профессор Егоров Александр Григорьевич (2007-20014 гг. проректор по научной работе СмолГУ);

- с 2007 по 2009 кандидат философских наук, доцент Грибер Юлия Александровна;

- с 2009 по 2011 кандидат философских наук, доцент Кажанов Олег Александрович;

- с 2011 по 2014 доктор исторических наук, кандидат философских наук, доцент  Гавриленков Алексей Федорович.

- с 2014 по 2020 доктор философских наук, профессор Егоров Александр Григорьевич

- c 2020 по настоящее время кафедрой руководит Ивенкова Ольга Александровна - кандидат философских наук, доцент.


На кафедре социологии преподают (выделены преподаватели работающие на кафедре с момента ее создания):

Должность              Ф. И. О.                                                         Ученая степень/Ученое звание

1. зав. каф., ИВЕНКОВА Ольга Александровна                                 кандидат философских наук, доцент

2. профессор БАРИНОВ Дмитрий Николаевич                           доктор филосовских наук, доцент

3. профессор ГРИБЕР Юлия Александровна                              доктор культуролог. н., к. филос. н., доцент

4. доцент ДВОЙНЕВ Василий Владиславович                             кандидат социологических наук / ---

5. профессор ЕГОРОВ Александр Григорьевич                           доктор философских наук, доцент

6. профессор  ИТУНИНА Нина Борисовна                                    кандидат философских наук, профессор

7. доцент ФОМЕНКОВ Анатолий Иванович                                  кандидат педагогических наук, доцент

8. ст. преподаватель СИДОРОВА Анна Святославна                                    --- / ---

9. доцент   КАЖАНОВ Олег Александрович                                       кандидат философских наук, доцент

10. декан факультета, доцент  СУХОВА Елена Евгеньевна                 кандидат социологических наук, доцент

11. профессор МАКАРОВ Сергей Николаевич                                     доктор социологических наук, доцент

12. доцент АНИСЕНКОВА Татьяна Викторовна                                   кандидат педагогических наук, доцент

13. доцент ДАВЫДОВА Анна Александровна                                      кандидат педагогических наук,доцент

14. зам. декана, доцент ПУЗЫРЁВА Любовь Валерьевна                     кандидат филологических наук / ---

15. доцент ГУСЕВ Евгений Иванович                                                  кандидат философских наук, доцент

16. доцент ПИМЕНОВ Виталий Юрьевич                                            кандидат философских наук, доцент

17. доцент МУРАВЬЁВА Мария Евгеньевна кандидат философских наук, доцент

20. лаборант ХОМЯКОВ Андрей Леонидович                                      лаборант кафедры

 

 

Также преподают отдельные дисциплины:

 

В разные годы на кафедре преподавали: профессор ГАВРИЛЕНКОВ Алексей Федорович доктор истор. н., к. филос. н., доцент; доцент ШАМИЛЁВА Ирина Алексеевна  доцент;  ЗОРИНА Ксения Алексеевна - лаборант кафедры; доцент ФОМЧЕНКОВА Галина Алексеевна – к.с.н., доцент; доцент ЛЯМИНА Татьяна Евгеньевна - к.ф.н., доцент; ЛЯМЕЦ Леонид Леонидович - к.тех.н., доцент; ЗАХАРОВ Максим Алексеевич  – к.п.н., доцент; ВОСТРИКОВ С.В. – д.и.н., профессор; МОРОЗОВ И.В. – к.с.н., доцент; ХЛУДОВА Л.В. – к.ф.н., доцент; МЕДВЕДЕВ К.Б. – к.с.н., доцент; КИЛЬКЕЕВ В.Н. – к.ф.н., асс.; БАЗЫЛЕВА Е.В. – асс., лаборант кафедры; ЧЕРКАСОВА Юлия Сергеевна – асс.; СТАРОСТИНА Ольга Николаевна – ст. преподаватель; ДОРОНИН Александр Сергеевич - к.с.н.; СУВОРОВА Ирина Алексеевна - лаборант кафедры.

 

Первый выпуск социологов состоялся в 2004 году.

Хронология выпусков:

СПЕЦИАЛИСТЫ

п/п    Год выпуска Очная форма обучения Заочная форма обучения          Всего

1              2004                            24                                      -                      24 специалиста

2              2005                            42                                      -                      42 специалиста

3              2006                            36                                      -                      36 специалистов

4              2007                            59                                      1                      60 специалистов

5              2008                            31                                      1                      32 специалиста

6              2009                            36                                    20                     56 специалистов

7              2010                            28                                    21                     49 специалистов

8              2011                            41                                    22                     63 специалиста

9              2012                            36                                     -                      36 специалистов

10            2013                            34                                     -                      34 специалиста

11            2014                            30                                     -                      30 специалистов

12            2015                            24                                   25                    49 специалистов

ИТОГО СПЕЦИАЛИСТОВ ------- 421 ---------------------- 90 -------- 511 специалистов


БАКАЛАВРЫ (код направления подготовки 39.03.01 - Социология; наименование направления - прикладная социология)

13            2015                            31                                   23                                54 бакалавра

14             2016                           25                                   16                                41 бакалавр

15             2017                           26                                   10                                36 бакалавров

16             2018 19                                    -                                 19 бакалавров

17             2019                           18                                   17                                35 бакалавров

18             2020                           24                                   12                                36 бакалавров

19            2021                            19                                   -                                   19 бакалавров

ИТОГО БАКАЛАВРОВ -- ---    162 ---------------------  78  ---------------         240 бакалавра


МАГИСТРЫ (код направления подготовки 39.04.01 - Социология; наименование направления - социология в управлении социокультурными процессами)

очная форма обучения        заочная форма обучения

1             2017                      -                                      1                                 1 магистр

2             2018                      -                                      7                                 7 магистров

3             2019                      -                                      5                                 5 магистров

4             2020                     8                                      8                                 16 магистров

5             2021                     -                                       2                                 2 магистра


ИТОГО МАГИСТРОВ          8                                     23                       31 магистр социологии

 

ВСЕГО ВЫПУЩЕНО НА 1 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА:

- 511 социологов специалистов (421/12 выпусков/ очного обучения; 90 /4 выпуска/ заочного обучения);

- 240 бакалавров социологии (162/7 выпусков/ очного обучения; 78 /5 выпусков/ заочного обучения);

- 31 магистров социологии (8/1 выпуск/ очного обучения; 23/5 выпусков/ заочного обучения).

 

ВСЕГО ПОЛУЧИЛИ ДИПЛОМЫ СОЦИОЛОГА  782 студентов

(591 очного обучения, 191 заочного обучения)


Аттестационная комиссия во главе председателей:

2004-2009 гг. – профессор Гречихин Владимир Георгиевич;

2010 г. профессор Данакин Николай Семенович;

2011-2013 гг. - профессор Бахарев Виктор Владимирович;

2014 - профессор Гречихин Владимир Георгиевич;

2015-2017 гг. - профессор Бахарев Виктор Владимирович,  2018-2021 гг. - профессор Буланова Марина Борисовна)

отмечают в целом:

- высокий уровень ответов студентов-специалистов по социологии, методике преподавания социологии и педагогическим дисциплинам (2004-2015 гг.).

- качество представленных выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций. Выпускники кафедры соответствуют уровню подготовки специалистов-социологов, бакалавров социологии, магистров социологии установленным государственным образовательным стандартам.

 

Развитие кафедры стало возможным, благодаря пяти факторам:

1). Творческая и профессиональная работа всех преподавателей и сотрудников кафедры. Во взаимодействии с деканатом факультета (до 2012 г. факультета управления, с 2012 г. социального факультета, с 2017 г. социологического факультета) и при поддержке ректората и ученого совета СмолГУ были воплощены многие идеи по развитию кафедры.

2). Сотрудничество с университетом г. Хагена (Германия). Открытие немецкими коллегами при Смоленском государственном педагогическом университете Центра дистанционного обучения, специализировавшегося в тот период на подготовке студентов-социологов, осуществлявшейся на немецком языке по немецким программам и завершавшейся присвоением международной академической степени Bachelor of Arts, стало одним из факторов развития социологического образования в регионе. Прежде всего, хагенские профессора в соответствии с соглашением о межвузовском сотрудничестве непосредственно включились в процесс научно-педагогической деятельности по обучению студентов-социологов СГПУ, а затем и СмолГУ. Их участие ситуативно разрешало проблему преподавательских кадров по дисциплинам социологического цикла, а в последствии двое выпускников Хагенского заочного университета стали сотрудниками кафедры (Грибер Ю.А., Двойнев В.В.).

3). Сотрудничество с научным сообществом республики Беларусь. Наиболее продуктивным оказалось взаимодействие с Беларусью, благодаря участию белорусской стороны непосредственно в процессе подготовки студентов-социологов. Профессор БГУ (г. Минск) М.А. Можейко ежегодно читает объемные курсы лекций по социологии и философии. Содержательны и плодотворны научные контакты. Белорусские коллеги – постоянные участники заседаний международного коллоквиума, авторы статей в выпусках его материалов. Смоленские студенты неоднократно участвовали в научных конференциях, проводимых в Белоруссии.

4). Научно-педагогические связи с крупнейшими научными и образовательными центрами России (Москва и Санкт-Петербург). Прежде всего, их участие в учебном процессе подготовки социологов, учебно-методическая помощь, повышение квалификации преподавателей посредством участия в заседаниях Учебно-методического объединения (МГУ) и переподготовки в Федеральном Центре СПбГУ, проведение социологических исследований (с СПбГУ – ежемесячные мониторинги общественного мнения по выборке и заданию ВЦИОМ; с МГУ – массовые и экспертные опросы по заданиям Института «Общественная экспертиза»).

5) Взаимодействие кафедры  с Центром социологических исследований «Новаленсо», Межрегиональным маркетинговом центром «Смоленск». В исследованиях Центра принимают участие наши выпускники и студенты-социологи. Возглавляет центр социологических исследований доцент кафедры социологии Баринов Дмитрий Николаевич - доктор философских наук, доцент.

Научная работа:

В 2004 г. кафедра социологии приняла участие в подготовке аналитических материалов по проекту «Потенциал российских ВУЗов в реформе высшего образования» по заказу Института «Общественная экспертиза» и был организован при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект», который работал до 2007 года. Центр проводил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетинговой исследовательской компании Бизнес Аналитика, других маркетологических организаций. В работе центра активно задействовались аспиранты и студенты-социологи. 

С 2004 по 2019 годы преподавателями кафедры социологии защищены 4 докторских, и 6 кандидатских диссертаций.

На данный момент развитие потенциала кафедры позволяет перейти на качественно новый уровень исследовательской работы. С 2007 года кафедра активно взаимодействует с Центром социологических исследований «Новаленсо», Межрегиональным маркетинговым центром «Смоленск». Преподаватели кафедры совместно со студентами проводят социологические исследования, сотрудничая с ведущими социологическими и маркетинговыми центрами страны: Институтом социологии РАН, Российским холдингом маркетинговых и социологических исследований (РОМИР) и др.

Принято решение и в 2012 году при кафедре социологии СмолГУ была создана социологическая лаборатория. Знания, полученные студентами во время лекционных, семинарских и практических занятий в университете, проверяются во время социологических исследований, которые проводятся как в рамках деятельности лаборатории, так и на договорной основе с ведущими социологическими и маркетинговыми центрами России. Таким образом, студенты получают возможность не только участвовать в исследованиях, но и получить опыт для проведения социологических исследований в будущем.

Кафедра сотрудничает с Институтом социологии РАН, Российским холдингом маркетинговых и социологических исследований (РОМИР) и другими организациями.

По заказу органов государственной и муниципальной власти, фирм, предприятий кафедра социологии и социологическая лаборатория проводят исследования, используя различные методы: анкетирование и интервьюирование, контент-анализ, фокус-группа, экспертный опрос и другие.

Социологическая лаборатория проводит исследования по нескольким направлениям:

1) исследования в политической сфере:

- изучение политической обстановки в Смоленской области и стране;

- предвыборные предпочтения смолян накануне региональных выборов;

- вклад политических партий в социальное развитие региона;

- имидж и репутация региональных отделений ведущих политических партий;

- вклад политических партий в развитие ЖКХ региона;

- молодежь во власти;

- молодежь и политика;

- молодежь и выборы;

- предвыборные обещания депутатов областной думы: честность или борьба за голоса;

- отношение населения области к региональным выборам;

- политическая грамотность населения области;

- социально-политическая обстановка в области.

2) исследования в духовной и социальной сфере:

- изучение криминогенной обстановки в области в целом, а также в муниципальных образованиях;

- молодежь и проблемы наркотизации и алкоголизации в Смоленской области;

- профилактика наркозависимости в Смоленской области;

- толерантность на территории Смоленской области;

- проблемы девиации молодежи на Смоленщине;

- ценностные ориентации молодежи Смоленщины;

- проблемы развития школьного образования и системы Болонского процесса в области;

- изучение профориентационной работы вузов в школах области;

3) исследования в экономической сфере:

- изучение отношения предпринимательства к органам власти;

- взаимодействие власти и бизнеса;

- перспективы и проблемы модернизации экономического потенциала Смоленской области;

- перспективы и проблемы развития Смоленской деревни;

- покупательная способность населения Смоленской области в условиях экономического кризиса;

- Смоленские товары: качество и перспективы продаж

Помимо текущих занятий кафедра ежегодно организует чтение лекций для студентов отделения социологии преподавателями из г. Москвы (проф. М.А. Розов), г. Хагена (проф. Егер, проф. Бертельс, проф. Фукс Хайнритц). В 2005 г. проф. А.Н. Кочергиным (МГУ) прочитан спецкурс для аспирантов «Методика диссертационного исследования». С лекциями и выступлениями на видио конференциях и круглых столах выступают ученые Польши, США, ФРГ, Японии и др. стран.

Проведено более 30 международных коллоквиумов по теме «Социальные трансформации» и изданы сборники материалов (на 1 сентября 2021 года)

Библиотека международного коллоквиума «Социальные трансформации»

1. Очерки социально-политической трансформации / под ред. А.Г. Егорова. – Смоленск, 1998. – 188 с.
2. Социальные трансформации (Выпуск 1): Материалы международного коллоквиума (23 ноября 2001 г.) – Смоленск: СГПУ, 2001. – 100 с.
3. Социальные трансформации (Выпуск 2): Материалы международного коллоквиума. – Смоленск: СГПУ, 2002. – 146 с.
4. Социальные трансформации (Выпуск 3): Материалы международного коллоквиума. – Смоленск: СГПУ, 2002. – 152 с.
5. Социальные трансформации (Выпуск 4): Материалы международного коллоквиума. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 312 с.
6. Социальные трансформации (Выпуск 5): Материалы международного коллоквиума. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 223 с.
7. Социальные трансформации (Выпуск 6): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса». – Смоленск: СГПУ, 2004. – 280 с.
8. Социальные трансформации (Выпуск 7): Материалы коллоквиума «Социальные трансформации: религиозное сознание в условиях либерально-демократических преобразований». – Смоленск: СГПУ, 2004. – 180 с.
9. Социальные трансформации (Выпуск 8): Материалы коллоквиума «Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период». – Смоленск: СГПУ, 2004. – 254 с.

10. Социальные трансформации (Выпуск 9): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: механизмы научного и социокультурного взаимодействия (Концепция социальных эстафет М.А. Розова)». – Смоленск: СГПУ, 2005. – 238 с.

11. Социальные трансформации (Выпуск 10): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: механизмы научного и социокультурного взаимодействия (Феномен экосознания)». – Смоленск: СмолГУ, 2006. – 247 с.

12. Социальные трансформации (Выпуск 11): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: механизмы научного и социокультурного взаимодействия (Феномен образования)». – Смоленск: СмолГУ, 2006. – 177 с.

13. Социальные трансформации (Выпуск 13): Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Феномен социальной мимикрии: миф в сознании человека». – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2007. – 108 с.

14. Социальные трансформации (Выпуск 14): Материалы международного коллоквиума «Феномен социальной мимикрии: многообразие видов и региональная специфика». – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2007. – 195 с.

15. Социальные трансформации (Выпуск 15): Материалы международного коллоквиума «Феномен социальной мимикрии: многообразие видов и региональная специфика». – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2008. – 242 с.

16. Социальные трансформации (Выпуск 16): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: искусство и массовая культура сегодня». – Смоленск: СмолГУ, 2008. – 141 с.

17. Социальные трансформации (Выпуск 17): Материалы международного коллоквиума «Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы». – Смоленск: СмолГУ, 2008. – 443 с.

18. Социальные трансформации (Выпуск 18): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: механизмы взаимодействия инновационных процессов в различных сферах культуры». – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 184 с.

19. Социальные трансформации (Выпуск 19): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: механизмы взаимодействия инновационных процессов в различных сферах культуры». – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. – 228 с.

20. Социальные трансформации (Выпуск 20): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: Российско-белорусское приграничье: состояние и проблемы (материалы и документы)». – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. – 266 с.

21. Социальные трансформации (Выпуск 21): сборник научных статей / отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. – Вып. 21: Социальные трансформации: Российско-белорусское приграничье: состояние и проблемы. – 233 с.

22. Социальные трансформации (Выпуск 22): сборник научных статей / отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012. – Вып. 22: Социальные трансформации: Российско-белорусское приграничье: состояние и проблемы. – 262 с.

23. Социальные трансформации (Выпуск 23): сборник научных статей / отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. – Вып. 23: Социальные трансформации: Социокультурные практики музея в современной России. – 200 с.

24. Социальные трансформации (Выпуск 24): сборник научных статей / отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. – Вып. 24: Социальные трансформации: Социокультурная динамика постсоветского города. – 154 с.

25. Социальные трансформации (Выпуск 25): сборник научных статей / отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. – Вып. 25: Социальные трансформации: Социокультурные трансформации: этика и современный город. – 120 с.

26. Социальные трансформации (Выпуск 26): сборник научных статей / отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2016. – Вып. 26: Социальные трансформации: Смысложизненные ориентации современной молодежи. – 132 с.

27. Социальные трансформации (Выпуск 27): сборник научных статей / под ред. В.М. Шиндлер, Ю.А. Грибер; отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017. – Вып. 27: Социальные трансформации: Environmental Colour Design: Theory and Practice. – 232 с.

28. Социальные трансформации (Выпуск 28): сборник научных статей / под ред. В.М. Шиндлер, Ю.А. Грибер; отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017. – Вып. 28: Социальные трансформации: Цветовой дизайн среды: теория и практика. – 232 с.

29. Социальные трансформации (Выпуск 29): сборник научных статей / отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2019. – Вып. 29: Социальные трансформации: Социогуманитарное образование: состояние, тенденции, перспективы. – 140 с.

30. Социальные трансформации (Выпуск 30): сборник научных статей / под ред. Ю.А. Грибер, В.М. Шиндлер, А.Г. Егорова; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2019. – Вып. 30: Социальные трансформации: Первый всероссийский конгресс по цвету. – 236 с.

31. Социальные трансформации (Выпуск 31): сборник научных статей / отв. ред. А.Г. Егоров; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2020. – Вып. 31: Социальные трансформации: Пространство и время повседневности. – 178 с.

32.

Монографии

  1. Кочергин А.Н. Проблемы научного творчества / А.Н. Кочергин. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 149 с.
  2. Розов М.А. Феномен социальных эстафет / М.А. Розов. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 93 с.
  3. Бертельс Л. Город как малая родина: триединое пространство крупных городов: Сценарий / Л. Бертельс / Пер. с нем. Под ред. А.Г. Егорова. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 108 c.
  4. Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистских парадигм / М.А. Можейко. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 238 с.
  5. Образование в Смоленской области. Опыт регионализации: Коллективная монография / Т.П. Довгий, В.В. Еврасова, А.Г. Егоров, С.И. Захаренков, Е.С. Зуева / под. Ред. А.Г. Егорова. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 125 с.
  6. Славин А.В. Феномен научного открытия / А.В. Славин. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 133 с.
  7. Егоров А.Г. Малое предпринимательство: институциональная эволюция в контексте мирового и российского опыта / А.Г. Егоров, Л.А. Кузьмина, И.А. Юхименко. – Смоленск: ФГУП «Смоленская городская типография», 2005. – 300 с.
  8. Кочергин А.Н. Диссертационное исследование / А.Н. Кочергин. – Смоленск: СмолГУ, 2006. – 214 с.
  9. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии / М.А. Розов. – Смоленск: СмолГУ, 2006. – 439 с.

10. Кутырев В.А. Философский образ нашего времени (безжизненные миры постчеловечества) / В.А. Кутырев. – Смоленск, 2006. – 302 с.

11. Егер В., Майер Х.-И. Социальные изменения в социологических теориях современности; пер. с нем. В.В. Двойнева. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – 236 с.

12. Грибер Ю.А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи / Ю.А. Грибер. – Смоленск: Маджента, 2008. – 298 с.

13. Кочергин А.Н. Философия и наука: грани взаимодействия / А.Н. Кочергин. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 300 с.

14. Бертельс Л. Социология города / Л. Бертельс, Б. Шеферс. – Смоленск, Изд-во СмолГУ, 2012. – 206 с.

15. «Новый регионализм» и белорусско-российское приграничье: монография / под. ред И.Я. Левяша, А.Г. Егорова. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012. – 436 с.

16. Кочергин А.Н. Этюды об информации / А.Н. Кочергин. – Смоленск: ПС «PrintUP», 2013. – 296 с.

17. Образы России и Белоруссии в контексте приграничья: монография / под ред. В.Ю. Пименова. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. – 236 с.

18. Почему и как изменяются наука и культура? / под ред. А.Г. Егорова. – М.: Новый хронограф, 2013. – 302 с.

19. Егоров А.Г. Музей в современной России (на материалах города Смоленска): монография / А.Г. Егоров, Е.Е. Сухова. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. – 172 с.

20. Егоров А.Г. Россия и Беларусь: историческая и духовная общность. В 2 т. Т. 1 / А.Г. Егоров, Г.С. Меркин. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. – 308 с.

21. Егоров А.Г. Россия и Беларусь: историческая и духовная общность. В 2 т. Т. 2 / А.Г. Егоров, Г.С. Меркин. – Смоленск: Изд-во СмолГУ. 2015. – 100 с.

22. Егоров А.Г. Социальные трансформации: история и современность: монография / А.Г. Егоров, А.Н. Кочергин. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2016. – 386 с.

23. Социокультурные особенности региональных практик модернизации: монография / под ред. А.Г. Егорова. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2016. – 196 с.

24. Сухова Е.Е. Реализация и социальные эффекты магистерской программы по направлению подготовки «Социология» (опыт Смоленского государственного университета) / Е.Е. Сухова // Трансформация высшего образования: кейсы российской магистратуры: коллективная монография / Институт образования НИУ ВШЭ; отв. ред. А.В. Гармонова, Е.А. Савелёнок. – Москва: МАКС Пресс, 2020. – 244 с.

 

Преподавателями кафедры подготовлено и опубликовано более 40 учебных и учебно-методических пособий, три из которых получили гриф Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию:

1). Итунина Н. Б. Социальная антропология: учебно-методическое пособие. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 146 с.

2). Фоменков А. И. Методика преподавания социологии: учебно-методическое пособие для вузов. В 2-х ч. Ч. 1. Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – 203 с.; Фоменков А. И. Методика преподавания социологии: учебно-методическое пособие для вузов. В 2-х ч. Ч. 2. Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – 232 с.

3). Итунина Н. Б. Этносоциология: учебно-методическое пособие. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 166 с.

 

Преподавателями кафедры опубликованы монографии:

- Баринов Д. Н. Феномен социальной тревожности. Монография. – Смоленск: СФ АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», 2009. – 151 с.

- Баринов Д. Н. Страхи и тревоги в духовной жизни общества. Монография. – Смоленск: Маджента, 2009. – 162 с.

- Баринов Д. Н. Социальные тревоги: понятие, природа, роль в жизни общества. Монография. – М.: Изд-во «Алекс», 2010. – 204 с.

- Гавриленков А. Ф. Трансформация религиозного сознания (на материалах Смоленского края в Х – начале ХХI в.в.). Монография. – Смоленск, 2007. – 343 с.

- Гавриленков А. Ф. Вероисповедная политика Российской империи в 1721-1917 гг. (на материале Государственного архива Смоленской области). Монография. – М., 2008. – С. 308.

- Гавриленков А. Ф. Политика российской государственной власти по отношению к православной церкви, христианским конфессиям и авраамическим вероисповеданиям в Смоленской губернии (1721-1917 гг.). Монография. – Смоленск: Маджента, 2009. – 371 с.

- Гавриленков А. Ф. Политика государственной власти российской империи в отношении православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.: периодизация, сущность и принципы, эволюция. Монография. – М.: Московский государственный областной университет, 2010. – 262 с.

- Фомченкова Г. А. Креативные техники в социальной работе с детьми-инвалидами. Монография. – Смоленск: Изд-во Универсум, 2004. – 96 с.

- Фомченкова Г. А. Профилактика табакокурения детей и подростков в социальной и педагогической деятельности. Монография. – Смоленск: Изд-во СФ МГУС, 2005. – 193 с.

- Фомченкова Г. А. Проблема духовной безопасности молодежи как необходимое условие национальной безопасности российского общества. Монография. – Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2010. – 159 с.

Основу высшего профессионального образования по специальности 020300 (040201) – Социология (специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000. № 686) с квалификацией – Социолог, преподаватель социологии является соответствующий Государственный образовательный стандарт. Согласно этому документу специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен: знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки; принципы соотношения методологии и методов социологического познания; владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования; уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии; уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии; владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений; уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности; владеть инновационными технологиями в практике социологической работы. Специалист социолог должен быть подготовлен: к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях; к профессиональной деятельности в аналитических социологических центрах, предприятиях, фирмах и консалтинговых компаниях; к работе в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего социологического образования; к работе в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий; к деятельности в сфере Рubliс Rеlаtiоns; к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности; к работе в научных институтах и социологических службах экспертом-консультантом. Исходя из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социолога, студент должен изучить дисциплины профессиональной подготовки преподавателя и пройти, помимо производственной практики и преддипломной практики (на 3, 4 и 5 курсах 15 недель), педагогическую практику (на 4 и 5 курсах 7 недель). В итоге 22 недели практической работы в различных организациях и образовательных учреждениях за период обучения проходят студенты-социологи с представлением отчетов за каждую практику.

Рабочие программы, в основном разработанные на основе сборника примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2006 г. были переработаны в учебно-методические комплексы, которые отражают организацию, содержание и методику учебных занятий.

Свою практическую научно-исследовательскую работу студенты начинают в четвертом семестре с курса «Методология и методика социологического исследования». В ходе изучения данного курса на протяжении двух семестров каждый студент по своему выбору темы проводит самостоятельное социологическое исследование. Практика показывает, что в основном выбор тем осуществляется по трем направлениям: социальные проблемы в обществе, проблемы молодежи и студенчества и проблемы общеобразовательных учреждений. Этот первый опыт сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации дает определенные умения и навыки при решении задач трех последующих производственных практик, двух курсовых работ и выпускной квалификационной работы – защиты диплома.

Под руководством преподавателей кафедры студенты социологического отделения принимают участие в научно-практических конференциях: Международных научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004», «Ломоносов 2005», «Ломоносов 2006», «Ломоносов 2007», «Ломоносов 2008» в МГУ им. Михаила Васильевича Ломоносова; участие в ежегодной конференции молодых ученых Института культурологии РАН (Москва) «Науки о культуре: шаг в XXI век»; Международных научных конференциях в Санкт-Петербурге (2006 г.). В университете проведено уже 56 ежегодных студенческих научных конференций. По результатам этих научно-практических конференций, помимо университетского сборника статей, издано шесть сборников статей студентов, аспирантов и молодых преподавателей факультета управления «Путь в науку» (23 апреля 2005 г., 22 апреля 2006 г., 21 апреля 2007 г., 26 апреля 2008 г., 25 апреля 2009 г., 25 апреля 2010 г. и 23 апреля 2011 г.). Конкурс студенческих научных исследований в Магаданском государственном университете (2009 г.), победителями стали наши студенты, заняв 1-е, 2-е и 3-е места.

Научно-образовательный центр (НОЦ) "Социальные трансформации" СмолГУ сотрудниками которого являются профессорско-преподавательский состав кафедры социологии и философии социального факультета СмлГУ

Александр Григорьевич ЕГОРОВ - директор НОЦ "Социальные трансформации" Доктор философских наук, профессор, проректор по научной и инвестиционной работе Смоленского государственного университета, зав. кафедрой социологии и философии Смоленского государственного университета.

Научная специализация: Эпистемология и философия науки, социология и философия культуры (искусство, образование, спорт).

Основные публикации:

1. Социокультурная трансформация знания (монография). - М., 1996. - 212 с.

2. Концепции естествознания: история и современность. Часть 1: Философия и методология науки (учебное пособие). - М., 1998. - 447 с. (в соавторстве с Кочергиным А.А., Кочергиным А.Н.)

3. Концепции естествознания: история и современность. Часть 2: Концепции физики, астрономии, химии (учебное пособие). - М., 1998. - 408 с. (в соавторстве с Кочергиным А.А., Кочергиным А.Н.)

4. Концепции естествознания: история и современность. Часть 3: Концепции биологии, наук о земле, кибернетики и синэнергетики (учебное пособие). - М., 1999. - 188 с. (в соавторстве с Кочергиным А.А., Кочергиным А.Н.)

5. Очерки социально-политической трансформации (монография). - Смоленск, 1998. - 188 с. (в соавторстве с Кодиным Е.В., Лебедевым С.А., Мокшиным В.К.)

6. Многообразие олимпизма и динамика олимпийского образования // Теория и практика физической культуры. № 9, 2000. С. 25-42.

7. Философское значение современного олимпизма // Теория и практика физической культуры. - № 7, 2001. - С. 18-23.

8. Внеземные цивилизации. Всемирная энциклопедия. Философия: XX век. - М., 2002. - С. 114-118.

9. Дополнительный способ описания. Всемирная энциклопедия. Философия: XX век. - М., 2002. - С. 249-250.

10. Охлократизация. Всемирная энциклопедия. Философия: XX век. - М., 2002. - 552 с.

11. Олимпизм в эпоху постмодерна: принцип пролиферации концептуальных моделей. // Спорт для всех. - № 2, 2003. - С. 18-19.

12. Знание и масса: к особенностям современного коллективного субъекта. // Эпистемология. Философия науки. Т. II. - № 2, 2004. - С. 76-78.

13. Спорт и цивилизация. // Теория и практика физической культуры, 2004. - № 5. - С.58-63.

14. Образование в Смоленской области: опыт регионализации. - Смоленск, 2004. (в соавторстве с Довгий Т.П., Еврасоврй В.В. и др.)

15. Особенности трансформации повседневного знания. Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. - Т. 5. - М., 2005. - С. 436-437.

16. Вхождение в Болонский процесс периферийных вузов России (на примере Смоленских вузов). Потенциал российских вузов в реформе высшего образования. - М., 2005. - С. 157-175. (в соавторстве с Суховой Е.Е.)

17. Готовность к вхождению в Болонский процесс (региональный опыт) // Высшее образование в России. - № 10. - М., 2005. - С. 47-55. (в соавторстве с Суховой Е.Е.)

18. Социокультурный смысл спартианской ревизии основ современного спорта (от технократической к антропогенной и межкультурной версии олимпизма) // Спартианская библиотека. Вып. 1: Спартианское движение - детище России и международное достояние. - М., 2005. - С. 129-144.

19. Innerstadtischer Nutzungswandel Ambeispiel von Gotha (Thuringen) und Smolensk (Russland). Jahrbuch 2005 der Gesellschaft 14 S der Fennde der Fern Universitate. V. Hagen, 2005. - S. 119-132.

20. Фэйэр Плэй в современном спорте (учебное пособие с грифом федерального агентства по физической культуре и спорту). - Смоленск, 2006. - 188 с. (в соавторстве с Захаровым М.А.)

21. Логика. - Москва , 2009. - Учебное пособие. - 176 с. (в соавторстве с Грибер Ю.А.)

22. Олимпиада школьников Союзного государства в структуре приграничного сотрудничества. // Российско-белорусское приграничье: состояние и проблемы. Библиотека "Социальные трансформации" / отв. ред. А.Г.Егоров. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, - 2010. - Вып. 20. - С. 44-52.

Научные проекты:

При поддержке Минобрнауки, РГНФ

Темплан Рособразования "Исследование региональных особенностей трансформационных процессов в сфере духовной жизни", 2009.

Темплан Министерства образования и науки "Исследование социальных трансформаций в российской провинции в начале ХХI в.", 2007-2008

РГНФ, 2003, проект № 03-03-00494 а/Ц, "Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период"

РГНФ, 2004, проект № 04-03-58201 г/Ц, "Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса"

РГНФ, 2005, проект № 05-03-58302 а/Ц, "Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций"

РГНФ, 2007, проект № 07-03-58301 а/Ц, "Феномен социальной мимикрии: многообразие видов и региональная специфика"

РГНФ, 2008, проект № 08-03-58381 г/Ц, "Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы"

РГНФ, 2009-2010, проект № 09-03-58304 а/Ц, "Механизмы взаимодействия инновационных процессов в различных сферах культуры" РГНФ, 2010, проект № 10-03-93625 к/К, "Почему и как изменяются наука и культура"

РГНФ, 2010-2011, проект № 10-03-00859а/Б2, "Белорусско-российское приграничье: методология анализа, истоки и структура проблем, формы и технологии их решения"

Юлия Александровна ГРИБЕР - руководитель научных программ НОЦ "Социальные трансформации" Доктор култорологических наук, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии и философии Смоленского государственного университета

Научная специализация: Эпистемология искусства, социология архитектуры, колористика города, методология изучения цветового пространства города, методология цветового проектирования городского пространства.

Основные публикации:

1. Хроматическое содержание искусства / под ред. Ю.А. Грибер. - Смоленск: Принт-Экспресс, 2007.

2. Эпистемология цвета в смоленской архитектуре и живописи. - Смоленск: Маджента, 2008.

3. Знаковые системы. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009.

4. Логика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. (в соавторстве с Егоровым А.Г.)

5. Явление социальной мимикрии в архитектуре // Обсерватория культуры. - 2009. -№ 4. - С. 106-109.

6. Хроматические особенности средневековой архитектуры Смоленска // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 119. - С. 133-141.

7. Опыт применения метода экспертных оценок при изучении цветовой системы живописи // Культурологічний альманах: збiрник наукових праць. - Вип. 3. - Киiв.: ІМВ НАУ, 2009. - 262 с. - С.149-170.

8. Хроматическое содержание древней смоленской живописи // Культурологічний альманах: збiрник наукових праць. - Вип. 4. - Киiв.: ІМВ НАУ, 2009. - С. 140-147.

9. Introduction of new technology of fixing traditional colours of the architecture of Smolensk // Applied technologies and innovations. International peer-reviewed research journal: 55-61, Volume 2, 2010.

10. Анализ письменных и иконографических документов как метод изучения колористики в социологии архитектуры // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2010. - Вып. 16. - С. 145-148.

Научные проекты:

1. Грант Президента РФ, 2007-2008, "Эпистема цвета в смоленской живописи и архитектуре", проект № МК-4027.2007.6.

2. РГНФ, 2010, "Историко-культурный анализ цветовой среды российского города", проект № 10-03-00882и/Мл.

3. DAAD, 2011-2012, "Колористическое проектирование городского пространства (опыт сравнения немецкой и российской культурных традиций)", проект № 15145.

Елена Евгеньевна СУХОВА – координатор научных программ НОЦ «Социальные трансформации». Кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела по инновационной работе Смоленского государственного университета

Научная специализация: Социология образования, трансформация высшего образования, Болонский процесс.

Основные публикации:

1. Готовность к вхождению в Болонский процесс (региональный опыт) // Высшее образование в России № 10, 2005. - С. 47 – 55. (в соавторстве с Егоровым А.Г.)

2. Innerstadtischer Nutzungswandel. Am Beispiel von Gotha (Thuringen) und Smolensk (Russland) // Jahrbuch 2005 der Gesellschaft der Freunde der FernUniversitat e.V. – Hagen, 2005. – S. 119-129. (в соавторстве с Егоровым А.Г. и Бертельсом Л.)

3. Болонский процесс и вузы Смоленска (в оценках научно-педагогической общественности города) // Университетский вестник. – 2006. - № 4 (11). – С. 14-29. (в соавторстве с Егоровым А.Г.)

4. Трансформация европейских систем высшего образования в контексте Болонского процесса (на материале Германии и России) // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. – М.: Альфа-М, 2006. – Т. 9. Социология образования. – С. 66-69. (в соавторстве с Егоровым А.Г.)

5. Особенности перехода на многоуровневую систему высшего образования в Федеративной Республике Германии // Известия Смоленского государственного университета. – 2008. - № 4. – С. 206-213.

6. Участие российских вузов в Болонском процессе: региональные особенности (Тезисы) // Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции. – Рязань: Изд-во Рязанского государственного университета, 2008. С. 319-321.

7. Структурная трансформация высшего образования в Германии в контексте Болонского процесса // Вопросы образования. - № 3. – 2009. С. 94-113.

8. Международный научный коллоквиум «Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы» // Известия Смоленского государственного университета. – 2009. - № 2 (6). – С. 329-333.

9. Качество приема в высшие учебные заведения: региональный аспект (тезисы) // Материалы VI Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» «Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке», 1-2 декабря 2010 г. – М.: МАКС пресс, 2010. – С. 516-519. (в соавторстве с Егоровым А.Г.)

10. Динамика немецкоязычного образовательного пространства // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Механизмы взаимодействия инновационных процессов в различных сферах культуры» / отв. Ред. А.Г.Егоров. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. – Вып. 19. – С. 180-186.


При кафедре (социологической лаборатории), переодически работает студенческий научный кружок (СНК). СНК - это добровольное объединение студентов социологов и студентов смежных специальностей социального факультета, целью создания и функционирования которого является более углубленное изучение и научное исследование в области социологии и специальных социологических дисциплин. СНК способствуют активной научной деятельности студентов и помогает выявить наиболее талантливых учащихся. Организацию работы кружка осуществляет научный руководитель из числа профессорско-преподавательского состава кафедры социологии. Содействие научному руководителю оказывает совета научного кружка.

Основные цели работы: 1) реализация научных и учебных интересов творчески мыслящих студентов. 2) непосредственное осуществление исследовательской работы по теме: «Управление вузом в условиях инновационной политики и модернизации высшего образования в России».
Формы работы: 1) внутри кружковые: заседания, доклады, обсуждения, «круглые столы», дискуссии, коллоквиумы по исследуемым индивидуальным проблемам и основной теме научного исследования кружка, углубленному освоению различных выборочных методов, методов сбора, анализа социологической эмпирической информации и совершенствованию умения и навыков социологического анализ. 2) внешне кружковые: ознакомление с деятельностью различных научно-исследовательских учреждений и научных коллективов; участие в олимпиадах, конкурсах и выставках научных студенческих работ, представление материалов научных исследований в виде докладов, тезисов и статей на научных форумах различного уровня; участие в кафедральных и межкафедральных, вузовских научных конференциях.

Указанные выше наши успехи за крайне короткий исторический путь кафедры мотивируют преподавателей на дальнейшую творческую, плодотворную работу. Вместе с тем существуют проблемы, над которыми работает кафедра: повышение эффективности практик; совершенствование научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и преподавателей; внедрение в методику проведения занятий современных педагогических технологий, повышения качества занятий посредством расширения количества и качества учебно-методических пособий, справочной литературы, лекций для студентов заочной формы обучения, а так же совершенствование организации самостоятельной работы студентов; улучшение умений и навыков в компьютерных технологиях для обработки социологической информации; совершенствование совместной учебно-воспитательной работы с другими факультетами университета; планирование в дальнейшем использования технологии дистанционного обучения со студентами заочниками.

Модернизация высшего образования предполагает использование преподавателями кафедры в учебном процессе со студентами мультимедийных форм преподавания социологических дисциплин. Предстоит решение технического обеспечения учебного процесса и создание электронной библиотеки кафедры.

В 2011 году получена лицензия на обучение в магистратуре по направлению 040200 «Социология», по программе «Социология образования», но вопрос о приеме студентов в магистратуру не производился.

 

ПОСЛЕДУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

С 2011 года начался переход на двух уровневое обучение  (бакалавриат, магистратура). Кафедра провела набор первой группы студентов по направлению подготовки: 040100 «Социология». Профиль – социолог. Затем производился набор на направление подготовки: 39.03.01 Социология. Направленность: Прикладная социология.

С 2014 года начала работать Магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры). Профиль: "Социология в управлении социокультурными процессами". Кафедра провела набор первой группы студентов-магистров.

С 1 февраля 2012 года кафедра становится базовой кафедрой вновь созданного самого молодого СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА СмолГУ (в последующем с 2017 года СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА)

Все сотрудники кафедры стали членами Российского общества социологов (РОС) и создано Смоленское региональное отделение РОС в 2012 году.

1013-2014 учебный год кафедра в составе социального факультета начала свою работу в новом, современном учебном корпусе №3, который был сдан в сентябре 2013 года.

Кафедра социологии находится на 4 этаже корпуса №3 (каб. 412).

В 2015 году кафедра выпустила первый выпуск бакалавров по направлению подготовки 39.03.01 Социология.

С 1 сентября 2015 года кафедра социологии переименована в кафедру социологии и философии социального факультета (в связи с включением ППC университетской кафедры философии в состав кафедры социологии).

В связи с оптимизацией количества кафедр на социологическом факультете с 1 сентября 2017 года кафедра социологии и философии переименована в кафедру социологии, философии и работы с молодежью социологического факультета.

 

В 2015 году на базе кафедры начала работу «Лаборатория цвета» («ColorLab») СмолГУ.

Руководитель НОЦ "Лаборатории цвета Профессор ГРИБЕР Ю.А. - доктор культурологии, профессор кафедры социологии, философии и работы с молодежью, руководитель НОЦ «Лаборатория цвета» («ColorLab») СмолГУ; соруководитель рабочей группы «Цветовой дизайн среды» Международной ассоциации цвета (AIC, Association Internationale de la Couleur)

21 декабря 2017 г. в Смоленском государственном университете состоялся международный научный коллоквиум «Социальные трансформации: цветовое проектирование городского пространства». В 2015 году проект получил поддержку РГНФ на финансирование исследований в течение трех лет. Работа над проектом проходила в научно-образовательном центре Смоленского государственного университета «Лаборатория цвета» («ColorLab»). Цель проекта – систематизация комплекса документов, закрепляющих правила и нормы цветового проектирования городского пространства.

 

 


 

 

ВНИМАНИЕ ВСЕХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ !

 

ЕЖЕГОДНОЕ НАЛИЧИЕ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ

Единственная возможность в г. Смоленске получить перспективное высшее социологическое образование

Бакалавриат:

Социология (обучение очное 4 года / заочное 5 лет):

Прикладная социология

Политтехнологии и маркетинг

Социологическое сопровождение в политике и экономике


Магистратура:

Социология :

Социология в управлении социокультурными процессами (обучение очное 2 года / заочное 2,5 года)

Социологический анализ в экономике, политике и праве (обучение очное 2 года / заочное 2,5 года)


Аспирантура:

Философия, этика и религиоведение

(Онтология и теория познания)  (обучение очное 3 года  / заочное 4 года)

 

Выпускники успешно работают не только по специальности, но и менеджерами во всех производственных сферах, специалистами по рекламе и маркетинговых исследований, связям с общественностью и кадровой работе, в аналитических отделах и аппарате государственной гражданской службы, консалтинговых фирмах и силовых структурах.

Наш адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4. Учебный корпус №3

4 этаж - деканат СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА СмолГУ (кабинет 413)

Кафедра социологии (кабинет 412)


Это хороший шанс быть конкурентным на современном рынке труда!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление 02.04.23 00:25
 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология К сведению социологов История кафедры социологии СмолГУ