Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Формирование политической стратегии антитеррористической деятельности государственных институтов России

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
07.02.11 00:32

На правах рукописи 


РЕПИНСКАЯ ОЛЕСЯ ВАСИЛЬЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИИ


Специальность 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук



Ростов-на-Дону – 2009

Работа выполнена на кафедре политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы


Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Кислицын Сергей Алексеевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Добаев Игорь Прокопьевич
доктор социологических, профессор Самыгин Сергей Иванович

Ведущая организация: Южный федеральный университет


Защита состоится «3» июля 2009 г. в 11-00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам 
при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, аудитория № 514.
С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Северо-Кавказской академии государственной службы.
Автореферат разослан «2» июня 2009 г.
Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим присы-лать по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, 
к. 304.


Ученый секретарь
диссертационного совета Кислицын С.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В на рубеже ХХ–XXI вв. мировое сообщество столкнулось с такими угрозами, от минимизации последствий которых зависит будущее всего человечества. Среди них выде-ляется международный терроризм, угрожающий национальной, регио-нальной и международной безопасности всех стран одновременно. Необ-ходимость продолжения исследования этой проблемы определяется про-исходящим в современных условиях переосмыслением проблем нацио-нальной безопасности России и необходимостью защиты ее геополитиче-ских интересов. Терроризм как средство устрашения, запугивания, выведения из равновесия противника, провоцирования его на ошибочные и преждевременные ходы, влияния на конфигурацию соотношение сил и намерений, использовался с давних времен в самых разнообразных фор-мах. Террористические провокации используются при осуществлении внешней и внутренней политики отдельных государств, решая одни во-просы, делая неотвратимыми и приближая сроки тех или иных событий. Известны примеры – взрыв американского судна в порту Гаваны как пред-лог к американо-испанскому конфликту в конце XIX в., убийство Л. Троц-кого, всплеск террора 1960–70-х гг., убийство Альдо Моро, теракты в Германии и Италии, покушение на Иоанна-Павла II, террор анархистов в Третьей республике во Франции, убийство президентов США Мак Кинли и Кеннеди, захват заложников на Дубровке в 2002 г., рейды террористов в Назрань и Грозный, взрывы многоэтажек, поездов и пассажирских самолетов, кровавая драма в Беслане в 2004 г. и др. 
За ультралевыми, ультраправыми и ультранационалистическими исполнителями, как правило, всегда стояли вполне легальные политиче-ские силы. Рост межцивилизационных противоречий, развал одних госу-дарств и этнополитический кризис в других обострили сепаратистские тенденции, борьбу внешних сил за влияние в этих странах. Отсутствие справедливого распределения результатов освоения ресурсов и эгоистиче-ская политика транснациональных корпораций также создали определен-ные условия для негативной реакции национально-ориентированных сло-ев населения, в том числе и в крайних формах нетерпимости. Наконец, само существование в ряде стран жестких авторитарных режимов, не до-пускающих политического плюрализма и жестко подавляющих оппозиции и другие формы протеста, способствует накоплению агрессивности в ра-дикальных формах. Все это создает питательную среду для развития экс-тремизма в форме транснационального терроризма. Этот «новый терро-ризм» представляет собой идеологию и основанную на ней политическую практику, т.к. без наличия определенного политического и экономическо-го интереса, терроризм уже не был бы терроризмом, превратившись в за-урядное уголовно-криминальное действие . 
В связи с этим ключевой проблемой является решение вопроса о выборе стратегии предупреждения и пресечения террористических актов, максимальной локализации терроризма как явления, минимизации его последствий. Борьба с терроризмом требует совместных скоординирован-ных усилий государства и общества, национальными и международными средствами. Поэтому необходима выработка относительно единых поли-тико-правовых, финансовых, военных, экономических механизмов борьбы с терроризмом, разработка адекватной стратегии антитеррористических структур России и ее союзников в СНГ. 
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты антитеррористической политики рассмотрены в научных и публицистических работах, посвященных изучению экстремизма, терроризма и радикализма как общественно-политических явлений. Эта задача реша-лась в той или иной степени успешно исследователями Г.И. Авциновой, А.М. Бородиным, К.П. Буртным, Е.Н. Каратуевой, В.В. Кафтаном, Н.Н. Кудриной, И.И. Кузьменко, Е.С. Назаровой, Н.А. Романовым, А.Б. Со-ловьевым, В.А. Эпштейном и другими . Предметно исследована антитеррористическая политика в работе А.Н. Перенджиева . Актуальные вопро-сы антитеррористической политики применительно к анализу общественно-политической обстановки на Северном Кавказе проанализированы 
Г.Б. Балаяном, В.В. Бариновым, А.В. Володиным, И.Н. Задорожным, 
А.Г. Лукьяновым, А.В. Мартынкиным, В.М. Матюхиным, В.В. Черноусом и др. Следует особо выделить труды известного не только в регионе, но во всей в стране специалиста в области в исламского традиционализма и борьбы с терроризмом И.П. Добаева .
В ряде работ рассматриваются вопросы антитеррористической по-литики в контексте государственно-конфессиональных отношений . На необходимость разработки концептуальных основ стратегии противодей-ствия терроризму отмечали исследователи проблемы политических кон-фликтов. Известны труды О.А. Белькова, Н.Ф. Бугай, А.Н. Гонова, 
И.Ю. Залысина, В.Ю. Мельникова, А.А. Мизера, Я.Ю. Новикова, 
А.А. Першина, Л.С. Рубан, О.А. Рыжова, В.О. Чиркова и многих других. Получили известность теории «мятежевойны» Е.Э. Месснера и «террори-стической войны» Х. Хофмайстера . Обстоятельно изучили вопросы по-литики противодействия терроризму не только государства, но и граждан-ских структур Ю.М. Антонян, Г.Н. Бутырин, В. Гольцов, В.Н. Иванов, А.А. Игнатенко, С.И. Илларионов, О.А. Колобов, А.В. Куликов, А.В. Ма-лашенко, А.И. Селиванов, А.И. Соловьев, Д.В. Тренин, А.Г. Хлебушкин, В.Н. Ясенев и др. С.А. Кислицын поставил вопрос о функционировании т.н.«антигражданского общества», которому он отнес террористические, мафиозные и иные формирования, принципиально противостоящие сис-теме «гражданское общество – правовое государство» .
Интересен анализ политологами опыта борьбы с терроризмом, ко-торый накопило мировые сообщество . Многочисленны исследования политических и военных средств разрешения конфликта в Чечне . В работах отмечалась необходимость именно военного разгрома терроризма в целях сохранения территориальной целостности России .
Интерес представляют работы по изучению национальной безопас-ности России. Появление новых угроз вызвало стремление исследовате-лей оценить геополитические потери и приобретения России . В диссер-тации автор опирался на публикации ученых по проблемам становления военно-политических отношений России и стран СНГ .
Зарубежная научная мысль представлена в диссертации такими ав-торами как Андерсон М., Браггеман В., Купер Г.А., Ян О. Лессер, Брюс Хофман, Джон Аркулла, Давид Ронфельд, Михаил Джекинс, Карлтон Д., Дженкинс Б., Пере А., Смит В., и др. 
В целом существует множество работ по теме борьбы с террориз-мом, однако, однако ряд проблем, в том числе реакция общественности на проявления терроризма, недостаточно исследованными. Это предполагает необходимость постоянного исследования и формирования проблемы стратегии борьбы с терроризмом с учетом новейших политических, социально-психологических и информационных и других аспектов.
Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом настоящего исследования является система политико-правовых общественных отношений в области антитеррористической деятельности.
Предметом диссертационного исследования являются теоретические взгляды и практические установки в области противодействия Российского государства терроризму. 
Целью диссертационного исследования является анализ политической стратегии антитеррористической деятельности государства и гра-жданского общества в контексте обеспечения национальной безопасности. 
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
– определить содержание понятия политической стратегии антитеррористической деятельности; 
– выявить этапы становления политической стратегии антитеррори-стической деятельности на национальном уровне
– установить достижения и противоречия в международном опыте антитеррористической деятельности; 
– проанализировать процесс осуществления антитеррористической деятельности на национальном уровне, с учетом международных условий и региональных особенностей; 
– провести анализ участия политических институтов и гражданско-го общества в осуществлении антитеррористической деятельности;
– охарактеризовать проблемы осуществления в России политиче-ской стратегии антитеррористической деятельности. 
Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. В основу методологии диссертационного исследования положены общенаучные методы познания и специальные политологиче-ские методы: социологический, антропологический, психологический, бихевиористский, сравнительный и др. Теоретическую основу диссерта-ции составляют труды отечественных и зарубежных ученых по политоло-гии и политического управления, проблемам правового государства, гражданского общества, терроризма. Большое значение имеют труды ученых по политологическим проблемам использования вооруженных сил, специ-альных служб и иных силовых структур и средств в политике государства. Нормативную основу исследования составляет комплекс международных конвенций, резолюций, деклараций, рекомендаций и программных доку-ментов, регулирующих антитеррористическую деятельность, в первую очередь положения Конституции Российской Федерации и других законо-дательных актов нашей страны по вопросам обеспечения национальной и международной безопасности. Диссертант активно использовал оценоч-ные суждения и выводы, содержащиеся в материалах периодической пе-чати и выступлениях представителей политического руководства страны.
Эмпирическую базу диссертации составили нормативно-правовые документы, материалы научных конференций. Автором активно использовались текущие материалы сайтов Интернет (www. utro.ru, www.muslim.ru, www.milpol.ru, www.ntv.ru, www.fom.ru, www.romir.ru, www.vciom.ru, www.redstar, www.krasnaja-zvezda.ru, www.rg.ru, www. nvo.ng.ru, www.ng.ru, www.vpk-news.ru, www.itogi.ru., www.minjust.ru.).
Научная новизна диссертации. Диссертация представляет собой исследование проблемы формирования в теории и на практике политиче-ской стратегии антитеррористической деятельности, включающей в себя основы взаимодействия политических и институтов и гражданского обще-ства. Элементы новизны работы, в частности заключаются:
– в авторской интерпретации понятия «политическая стратегия ан-титеррористической деятельности» политических и неполитических институтов; 
– в уточнении содержания основных этапов становления политиче-ской стратегии антитеррористической деятельности;
– в обосновании необходимости учета в формировании политиче-ской стратегии антитеррористической деятельности России позитивного и негативного опыта США и других стран мирового сообщества, в целом всей системы международного, национального и регионального уровней борьбы с терроризмом;
– в выявлении запаздывающего характера антитеррористической политики государства, недостаточного учета международных условий и региональных особенностей процесса борьбы с терроризмом; 
– в выявлении противоречий между интересами государства и гра-жданского общества в сфере тактики антитеррористической деятельности и установлении перспектив взаимосвязи между политической антитерро-ристической деятельностью государственных органов и имманентной дея-тельностью гражданских общественных структур;
– в характеристике взаимоотношений России и государств СНГ в области борьбы с терроризмом, в выявлении террористического характера политики Грузии против Южной Осетии.
Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. Политическая стратегия антитеррористической деятельности - это основные, имманентные политической системе направления и средст-ва искоренения терроризма и условий его возникновения и развития, в целях обеспечения национальной и международной безопасности, осуще-ствляемое государством, другими политическими институтами, структу-рами гражданского общества на основании действующего законодатель-ства, в соответствии с общепринятыми нормами морали и нравственности.
2. Основные этапы становления антитеррористической деятельно-сти: 1 этап – с начала 1990-х гг. – 1996 г., – связан с Чеченской кампанией, проявлениями терроризма в стране. Борьба с терроризмом велась силами спецподразделений с подходом как к явлению криминального характера, законодательно и научно понятие было не утверждено, регулирующая нормативная база отсутствовала. 2 этап – с 1997 г. по 2006 г. Этот период связан с обновлением понятийного аппарата, однако стратегия была на-правлена на решительный разгром терроризма, как с явлением внутреннего характера. 3 этап – с 2006 г. по настоящее время – разработка политической стратегии борьбы с террором, характеризующейся обновленной законода-тельной базой и сложившейся системой противодействия на основе признания роли не только государства, но всего гражданского общества в борьбе 
с терроризмом, как с политическим явлением международного характера. 
3. Стратегия борьбы мирового сообщества с терроризмом базирует-ся на принципах бескомпромиссности, неотвратимости наказания, ответственности, оказания помощи жертвам террора, нетерпимости к проявле-ниям терроризма, исключения двойных стандартов. Ведущими направле-ниями международной антитеррористической деятельности являются предотвращение и пресечение финансирования террористических актов, ло-кализация и урегулирование глобальных мировых конфликтов, принятие мер по недопущению применения двойных стандартов в политике проти-водействия терроризму, налаживание процессов укрепляющих доверие и способствующих сотрудничеству между государствами, обмен информа-цией, сотрудничество в области совместного отражения террористических атак. Вместе с тем, в США прослеживались тенденции централизации антитеррористической деятельности, ограничения прав граждан, двойных стандартов, силового вмешательства во внутренние дела других госу-дарств под прикрытием борьбы с терроризмом и установления демокра-тии, что затрудняет сотрудничество.
4.Основная роль в проведении антитеррористической деятельности принадлежит государству, которое призвано снимать остроту противоречий между субъектами политического процесса и мобилизовать их на борьбу с террором. До последнего времени антитеррористическая полити-ка государства носила запаздывающий характер, что проявлялось в отсут-ствии предвидения активизации терроризма, в несвоевременной и неадек-ватной реакции на намерения лидеров сепаратизма и терроризма. Сохра-нение демократических основ развития государств, развитие парламента-ризма даже в рамках проведения антитеррористической компании являет-ся важным направлением анитеррористической профилактики, при усло-вии консолидации общественного мнения в борьбе с политическими си-лами, эксплуатирующими опасность терроризма в своих целях. В связи 
с этим актуальны вопросы о возможности злоупотребления правом на са-мооборону при террористическом нападении, о правомерности примене-ния ответных военных действий в случае террористического нападения. 
5. Залогом успеха в борьбе с терроризмом является принцип кол-лективной ответственности в процессе взаимодействия органов государ-ственной власти и общественных неполитических институтов. Государство в антитеррористической деятельности должно взаимодействовать с субъектами гражданского общества, заниматься мобилизацией общественного мнения на борьбу с терроризмом, добиться отказа НПО от характеристики террористов как борцов против политического режима, обеспечить относительный баланс между ограничительными мерами безопасно-сти и сохранением завоеваний в области прав человека. Взаимодействие между государством и гражданским обществом должно осуществляться таким образом, чтобы структуры спецслужб, пресса, правозащитники и общественность в своем стремлении оказать противодействие террору максимально дополняли друг друга. Налаживание взаимодействия субъек-тов гражданского общества России по противодействию терроризму на международном уровне является позитивным шагом при условии соблю-дения ими национальных интересов. 
6. В рамках СНГ создано определенное правовое поле для антитер-рористической деятельности, однако существуют проблемы, связанные с отсутствием оборудованных границ, с неисполнением уже принятых до-кументов, с замедленной процедурой принятия на внутреннем уровне подписанных главами государств документов, с недостаточными мерами ответственности для государств, организующих на своей территории ук-рытия для террористов или оказывающих им содействие. Механизмы кон-структивного взаимодействия государственных и общественных органи-заций в рамках СНГ не отрегулированы, что нашло отражение в грузино-югоосетинском конфликте. Террористическая агрессия члена СНГ Грузии против Южной Осетии была поддержана членом СНГ Украиной, усилия России по принуждению к миру были поддержаны остальными членами СНГ только вербально. Основными причинами такой ситуации явились национализм, традиционализм, низкий уровень гражданской политиче-ской культуры и коррупция некоторых государств.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные автором теоретические выводы возможно использовать в дальнейшем исследовании полити-ко-правовых проблем противодействия терроризму, будут способствовать процессу практической реализации достижений науки. Основные положения и рекомендации диссертационного исследования могут быть исполь-зованы в практической политической деятельности, федеральных органов законодательной и исполнительной власти при осуществлении антитеррористических программ.
Апробация результатов диссертационного исследования. Содержание диссертации отражено в 4 публикациях, в том числе в статье из списка изданий, рекомендованных ВАК. 
Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Глава 1. Международные условия формирования политической стратегии Российского государства противодействия международно-му терроризму. Силовые меры борьбы с международным терроризмом, несмотря на кратковременные успехи, оказались не достаточно эффектив-ными. Террористическая угроза в мире не только не уменьшается, но имеет тенденцию к усилению. Терроризм в литературе характеризуется как меж-дународное уголовное преступление, влекущее бессмысленную гибель лю-дей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами.
Современные политики говорят не просто о борьбе с терроризмом, а борьбе цивилизаций; о готовности стран использовать любое необходи-мое оружие войны; о создании глобальной системы противодействия но-вым угрозам и вызовам, которые способны взорвать сегодня всю страте-гическую ситуацию в мире; о человечестве, которое находится на пороге шестого поколения бесконтактных войн . Терроризм эволюционирует в результате недооценки его опасности международным сообществом и процветает там, где имеется питательная среда, стремление определенных сил превратить преступников-террористов в национальных и религиозных героев
Разногласия государств в вопросе об определении терроризма являют-ся политическими, а проблема разработки общеприемлемого определения международного терроризма из проблемы юридической перерастает не про-сто в политико-правовую, а в полно смысле слова политическую проблему.
Борьба с терроризмом не должна ограничиваться только военными методами. Нужны эффективные действия по целому ряду направлений, первое из которых – лишить бандформирования и террористические орга-низации финансовой подпитки, экономически в положительном плане влиять на те государства, в которых терроризм имеет место быть, сотрудничать с этими государствами в гуманитарном плане. 
Актам экстремизма и терроризма обычно предшествуют меньшие насильственные формы протеста и конфликта. Однако система их раннего предупреждения в настоящее время не создана. Поэтому в целях преду-преждения экстремизма и вообще насильственных конфликтов социально-политической направленности должна быть создана государственная сис-тема выявления и разрешения таких конфликтов на ранней стадии, осуще-ствления многоуровнего мониторинга и прогноза развития конфликтов как потенциальных угроз безопасности, а в перспективе – реализация ме-ханизма ответственности органов власти различных уровней за принятие ошибочных политических, кадровых и административных решений, по-служивших причиной социально-политических конфликтов. 
Контроль над терроризмом предполагает, с одной стороны, недо-пущение разрастания явления до угрожающих масштабов – с другой, недопущение применения таких мер борьбы с терроризмом, которые нару-шали бы законность, права и свободы человека. Уже разработаны базовые международно-правовые принципы борьбы с терроризмом: неотврати-мость ответственности за участие в актах терроризма и содействие им; обязательность принятия национальных мер ликвидации выявленных тер-рористических организаций; недопустимость использования форм и мето-дов терроризма для решения любых социальных политических задач, вклю-чая реализацию права наций на самоопределение; недопустимость полити-ческих уступок террористам и двойных стандартов в отношениях к терро-ристам. Для повышения эффективности борьбы с терроризмом необходимо объединение всего мирового и европейского сообщества, изживание образа врага в отношениях Востока и Запада, разных цивилизаций и конфессий. 
В мире развивается тенденция формирования контртеррористиче-ских сил ведущих стран. В перспективе они должны действовать на по-стоянной основе под эгидой ООН. Наиболее эффективно взаимодейству-ют между собой органы полиции (милиции) разных стран, что связано с постоянным взаимодействием по вопросам розыска, практики, обмена опытом. Надо иметь в виду, что эти структуры в деле противодействии терроризму накопили полезный опыт, так как на ранних стадиях антитер-рористическая деятельность осуществляется в рамках борьбы с ней как с чисто уголовными проявлениями.
Для успеха борьбы важно сохранение основных демократических основ в рамках проведения самой широкой антитеррористической компании. К сожалению, из страха перед терроризмом, демократические госу-дарства стали использовать систему запретов, доносов, слежки. В этой связи возникает проблема двойных стандартов в антитеррористической деятельности государств. Такие проблемы политического характера не-возможно решить без законодательного обеспечения антитеррористиче-ской деятельности. В настоящее время активно развивается процесс фор-мирования антитеррористического права как института международного права. Это необходимо, так как замыкание на своих национальных проблемах и самоустранение от участия в антитеррористической деятельно-сти может привести к дальнейшему распространению терроризма. Глоба-лизация от обратного способствует росту антиглобалистского этнокон-фессионального фундаментализма, усиливающего угрозу терроризма. Подпитывают терроризм экономические последствия глобализации, ведущие к углублению социальных конфликтов. Экстремистские тенденции проявляются в порожденных процессом глобализации антиглобалистских движениях. Террористы также активно используют технические достижения глобализации, особенно в сфере коммуникаций для подготовки и осуществления террористических актов. Глобализация терроризма прояв-ляется во всемирной эпидемии политического сепаратизма, экстремизма, и терроризма как своеобразного ответа на вызовы глобализации. Однако, позиция некоторых государств напоминает рыночный торг, когда приори-теты отдаются собственной выгоде и ее соразмерности участию в анти-террористической деятельности. 
После теракта в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. президент США по-мимо должности помощника президента по национальной безопасности, учредил должность помощника президента по внутренней безопасности с аппаратом в виде Управления внутренней безопасности. В ноябре 2002 г. создано министерство внутренней безопасности – Department of Homeland Security (DHS), объединившее ведомство по охране границ и транспорта, департамент по чрезвычайным ситуациям и национальной готовности, агентство по защите критически важной инфраструктуры и др. Кроме то-го, образован Национальный контртеррористический центр. Были значи-тельно ужесточены условия пребывания, передвижения в стране отдельных лиц. Фактически усиленные меры безопасности привели к установле-нию в Соединенных Штатах элементов режима полицейского государства с рядом ограничений гражданских прав и свобод.
США самостоятельно взяли на себя дополнительные функции, ко-торые находятся в ведении международных организаций. Американский сенат дал Президенту право наносить удары по террористам других госу-дарств, т.е. функции международных организаций переданы в руки госу-дарственных структур этой страны. 
В пятнадцати странах мира действует Международная контртеррористическая тренинговая ассоциация (МКТА), которая ведет подготовку специалистов для борьбы с терроризмом. Все международные организа-ции, созданные на добровольных началах, объединяют усилия общества в борьбе с терроризмом. Особого внимания требует наращивание взаимо-действия спецслужб, которое должно быть поднято на качественно новый уровень доверия и координации действий. 
Общая философия борьбы мирового сообщества с терроризмом должна сводиться к следующим критериям: бескомпромиссность, неот-вратимость ответственности, оказание помощи жертвам террора, общая атмосфера нетерпимости к проявлениям терроризма. Кроме того, необхо-димым условием успеха будет поиск союзников среди влиятельных не-правительственных структур, конфессий, гражданского общества, СМИ, мобилизация общественного мнения на борьбу с террором, совершенство-вание международного сотрудничества.
Важными задачами антитеррористической борьбы являются: лише-ние терроризма социальной подпитки: нищеты, безработицы, неграмотно-сти, дискриминации по расовым, этническим, религиозным и другим при-знакам, обеспечение устойчивого развития всех регионов мира, углубле-ние социальной направленности процесса глобализации. 
Путь к эффективному противодействию террористической угрозе лежит в конкретных направлениях антитеррористического действия: со-вершенствование антитеррористической правовой базы; совершенствова-ние механизмов оказания правовой помощи; неотвратимость ответствен-ности за преступления терроризма; активизация борьбы с финансировани-ем терроризма, в том числе по пресечению каналов его подпитки за счет незаконного оборота наркотиков, отмывания денежных средств; противо-действие доступу террористов к средствам массового поражения и их дос-тавке, возможному применению ими биологических веществ, ядерных и радиоактивных материалов; усиление контроля за оборотом обычных ви-дов вооружений. Международное сотрудничество в области борьбы с тер-роризмом может включать консультации, согласование политики, осуще-ствление конкретных совместных акций; оказание помощи на односто-ронней или взаимной основе и т.п.
Политическая стратегия антитеррористической деятельности России исходит из того, что одной из причин развития терроризма в России стало разрушение системы международной безопасности периода «холод-ной войны», которая характеризовалась биполярным балансом сил, огра-ничением числа главных действующих сил на мировой арене, что облегчало управление глобальными проблемами. Вхождение РФ в мировое сообщество со всеми его не только позитивными, но и негативными тенденциями обуславливает необходимость базироваться на единой системе ме-ждународного, национального и регионального опыта для создания ком-плекса социально-политических условий преодоления терроризма. В Рос-сии не устранены «собственные» причины роста терроризма. Военные и другие силовые средства в известной степени заметно снизили уровень угрозы террористической угрозы, но не ликвидировали ее в целом. Меж-дународному сообществу и России необходимо вырабатывать совместную стратегию и проводить скоординированную антитеррористическую поли-тику, отказавшись от двойных стандартов

Глава 2. Основные направления антитеррористической дея-тельности политических институтов по укреплению национальной безопасности и российской государственности. В главе подчеркивается, что контртеррористическая институциональная система включает в себя органы, системы органов, создаваемые согласно национально-правовым и/или международно-правовым нормам в рамках и пределах компетенции государственных и международных властных институтов для обеспечения борьбы с международным терроризмом.
В рамках антитеррористической деятельности государство должно активизировать работу, направленную на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их возникновения. К первостепенным мерам можно отнести усиление границ, контроль над деятельностью зарубежных организаций в России, активизация молодежной политики, сокращение безработицы и решение наиболее острых социально-экономических проблем. Именно государство, как верховный арбитр, а не только сами граждане, призвано снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, созда-вая социальную гармонию. 
Одним из ключевых компонентов успешного осуществления гло-бальных антитеррористических усилий является парламентская поддержка. Адекватная политическая поддержка со стороны национальных и международных парламентских институтов имеет огромное значение для осуществления совместных и эффективных действий в борьбе с междуна-родным терроризмом. 
Национальные парламенты играют важную роль в законотворче-ской правительств в борьбе с международным терроризмом, для получе-ния эффективного и необходимого результата. Парламентарии, как пред-ставители народа, обеспечивают необходимую законность действиям ис-полнительных органов. Национальным парламентам следует укреплять свою правовую систему в соответствии с международными антитеррори-стическими правовыми инструментами и обеспечивать приверженность вышеупомянутым стандартам и процессам. Парламентариям следует ис-пользовать преимущества парламентской дипломатии для оказания более активной политической поддержки, как внутри своих стран, так и на меж-дународной арене, направленной на общее дело – борьбу с международ-ным терроризмом. Парламентская дипломатия может углубить, обогатить и, при необходимости, дополнить усилия по укреплению демократии и прав человека как наиболее эффективного оружия против угрозы терро-ризма. Парламентская дипломатия предлагает огромные возможности для достижения взаимоуважения и диалога, терпимости и взаимопонимания между различными культурами, народами и религиями. Доверие к избран-ным представителям и их присутствие на международной арене может мо-билизовать национальное и глобальное общественное мнение для достижения конечной цели глобального сообщества – искоренения угрозы терро-ризма. В глобальной войне против международного терроризма парламенты и правительства должны объединить усилия для того, чтобы интегрировать государства и народы во взаимовыгодные демократические взаимоотноше-ния, которые будут противостоять насилию, и способствовать установлению более свободного, процветающего и более безопасного мира .
Особо важным фактором для формирования политической статегии является взаимоотношения государства и гражданского общества, Государ-ство может изменить лицо гражданского общества, затормозить процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и само-стоятельность социальных групп и индивидов, и также напротив, активизи-ровать деятельность, помочь сформировать жизнеспособное и политически адекватное гражданское общество, в котором государство так нуждается. 
Государство и гражданское общество соединяются друг с другом целым рядом структурных связей, что связано с управленческо-посредническими функциями государства в общественной жизни. Госструктуры, на самом деле являются стержнем-держателем общественных отношений, особенно в условиях формирования гражданского общества.
Президентом РФ был подписан указ о создании нового органа по борьбе с терроризмом – Национального антитеррористического комитета. Создание этого комитета позволило объединить усилия различных гос-структур в противодействии терроризму, борьбе с ним и ликвидации его последствий. Это решение говорит о том самом взаимодействии традици-онно государственных и общественных структур, объединенных в единой борьбе с терроризмом. В частности в состав региональных АТК, помимо сотрудников силовых ведомств, входят специалисты муниципального об-разования, курирующие вопросы спорта, образования, здравоохранения, культуры, курорту и туризму и казачества. 
Такой подход очень важен для преодоления отчуждения подав-ляющей части населения России от политических институтов, часто фор-мируемых вопреки отечественной традиции «сверху» элитой и для элиты, что является одной причин неудовлетворенности россиян процессом де-мократизации. Обоснованна тревога общественности по поводу ужесточе-ния права в сфере борьбы с терроризмом, что, по их мнению, разлагает демократию и ведет к формированию полицейских режимов на нацио-нальном и международном уровнях. Терроризм самым непосредственным образом влияет на состояние демократии в стране, покушаясь на ее основ-ные ценности, поэтому борьба с терроризмом в данном ключе будет яв-ляться борьбой за демократию и сохранение незыблемыми ее ценностей. Конечно же, «контртеррористическая» борьба за демократию по примеру США для нас неприемлема, об этом не раз заявлял в своих обращениях и Президент России, и это осознается как населением.
Ввиду того, что в России еще крайне фрагментарно развито граж-данское общество, одна из коренных задач государства по реформирова-нию российской государственности – выработка и осуществление после-довательно демократической национальной политики в РФ, как неотъемле-мой часть работы по демократическому совершенствованию всех сфер жиз-ни общества. Взаимоотношения государства и общества, в том числе на-циональных и религиозных меньшинств, должны строиться с учетом таких аспектов, которые устраняли бы питательную базу для терроризма. Необхо-димо вовлечение всех государственных институтов, общественных объеди-нений, СМИ, законопослушных граждан. О необходимости консолидации усилий общества и государства указывается и в данной работе, при этом особо обозначена роль государства как инициатора такого взаимодействия.
В условиях политического плюрализма возникает вопрос об оказа-нии влияния на правоохранительные органы какой-либо одной или не-скольких партий, находящихся у власти. В данном случае бы они потеря-ли бы способность к выполнению возложенных на них функций, превра-щаясь в поле для межпартийной борьбы и дискуссий. Несмотря на то, что правоохранительные органы должны в своей деятельности находиться вне политики различных партий и политических групп, это не означает, что они не должны принимать участия в осуществлении политики государст-ва, определяемой действующими законами, принятыми в целях создания правового государства и гражданского общества в России.
Общественно-политические движения не входят непосредственно 
в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отно-шению к государственным институтам и политическим партиям . Обще-ственный Комитет «Матери Беслана» внес свой политический вклад в ан-титеррористическую деятельность и способствовал выработке обществен-ного мнения, критикуя деятельность силовых структур по освобождению заложников в Беслане. 
Президент обозначил ключевыми посредниками конструктивного сотрудничества власти и гражданского общества политические партии. По его словам, общество должно помочь власти практическими действиями в борьбе с террором. Государство обязано своими практическими действия-ми поддержать инициативы граждан в их стремлении бороться с терро-ром, должны вместе найти механизмы, скрепляющие государство. 
Для обеспечения борьбы с терроризмом и повышения ее эффектив-ности необходимы единые действия всех институтов политической системы и всего общества.
В числе неполитических институтов находятся субъекты – органы местного самоуправления, частный нотариат, адвокатура, негосударственные охранные службы и детективные агентства, общественные объединения (межрегиональные, региональные, местные) и отдельные граждане (в т.ч. профсоюзы, религиозные объединения, объединения казачьих войск). 
В число задач этих субъектов входят: проведение независимых экс-пертиз источников опасности; борьба с социальными и моральными поро-ками, служебной безответственностью, некомпетентностью; непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни здоровью граждан, собственности, природной, культурной среде, правопорядку; разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безо-пасности личности и общества; участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безо-пасности личности и общества; формирование общественного мнения граждан, способствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России; популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте, в чрезвычайных ситуациях; вовлечение гра-ждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности; участие в реализации междуна-родных программ безопасности; выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенций, делегирование ряда функций и задач общественным структурам; обеспечение личной безопасности граждан, предпринима-тельской деятельности, негосударственных структур. Особая роль отводится в антитеррористической деятельности отдельным личностям, особенно по-литическим лидерам. Таким образом, лидеры в общественной и политиче-ской среде способны благодаря своему авторитету и каким-либо другим качествам влиять на ход антитеррористической деятельности, своими заяв-лениями, деятельностью выполняя посредническую или связующую роль.
Несмотря на все сложности и противоречия, у России есть определенное, пусть недостаточно зрелое, но гражданское общество и оно динамично развивается. Конечно же, силами одного гражданского общества победить терроризм невозможно, но и недооценивать его вклад в антитеррористиче-скую деятельность нельзя. Основная проблема здесь состоит в необходимо-сти сохранения принципов свободы информации, наряду с введением огра-ничений на ее распространение в интересах национальной безопасности. 
Существенным направлением антитеррористической деятельности будет выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, формирование во внутриполитических отношениях взаимной терпимости, отказ от кон-фронтации между различными политическими силами. Особо важно формирование стабильной политической системы, с работающими механиз-мами цивилизованного политического диалога. Для изживания такого яв-ления как терроризм, необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, установление жестких правовых санкций за террористические действия и пособничество терроризму. При консолидированных действиях власти и гражданского общества, может быть, дос-тигнут успех в борьбе с террором. 
Диссертант рассматривает вопрос о гражданской культуре, которую необходимо формировать как залог развитого гражданского общества, необходимо отметить, что она также носит политический характер, так как выражает интересы различных классов, наций, социальных слоев и общественных групп. Влияние культуры, как особого способа внутренней организации социального взаимодействия на устройство и распределение публичной власти приобретает качественно иные масштабы. 
Руководство ряда оппозиционных партий предлагают свои концеп-ции антитеррористической стратегии. 
Правые политики заявили, что президент якобы признал неэффек-тивность своей антитеррористической политики, но вместо ее выправле-ния предложил антидемократическую систему, которая увеличит корруп-цию в стране. В СПС полагали, что такие антидемократические меры ста-нут уступкой террористам. Отказ от прямых выборов губернаторов не только приведет к усилению коррупции, но и, возлагая всю ответственность за положение в регионах на одного человека и лишая граждан возможности самим принимать решение, приведет к дальнейшему углубле-нию той пропасти, которая разделяет сегодня народ и власть. 
Наблюдения за последними тенденциями в сфере массовых устано-вок свидетельствуют о накоплении значительного потенциала гражданст-венности и соучастия. Поэтому задача соединения жизненной энергии, направленной на индивидуальную личностную самореализацию, с потен-циалом общественной, гражданской активности уже не представляется такой уж невыполнимой.
Диссертанту видится роль гражданского общества в борьбе с тер-роризмом не только с позиций непосредственного содействия, но, в пер-вую очередь в критике и оппозиции власти, в целях улучшения ее дея-тельности. Однако, в этом есть ограничения. Необходим контроль за дея-тельностью неправительственных организаций (НПО), особенно зарубеж-ных. Недостаточная урегулированность взаимодействия НПО с государст-вом, противоречит тенденциям превращения России в демократическое государство, оказывает негативное воздействие на систему национальной безопасности и не позволяет в полной мере использовать возможности НПО для решения глобальных проблем современности.
В целях снижения рисков был принят закон «О неправительствен-ных организациях в России», вызвавший негативную оценку и всяческое противодействие со стороны ряда зарубежных стран. Диссертант поддер-живает мнение А. Перенджиева, который считает, что для России необхо-димо разработать особую антитеррористическую политику, целями ко-торой должны стать дебюрократизация государственного аппарата, декриминализация общества и разрешение проблем в социальной сфере; внедрение стандартов государственных услуг; повышение эффективности взаимодействия органов власти и гражданского общества; модернизация системы информационного обеспечения органов власти. В первоочеред-ном порядке следует ввести институт реального депутатского запроса и/или парламентского расследования, привести российское законодатель-ство в соответствие со стандартами международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции. Важно организовать систему демокра-тического контроля за силовыми структурами и общественной экспертизы принимаемых решений в сфере безопасности и обороны. 
В основе взаимодействия субъектов гражданского общества и госу-дарства лежит принцип коллективной ответственности требующей дело-вого партнерства и сотрудничества между населением и органами исполни-тельной и законодательной власти. Особая цель для государства заключает-ся в формировании и всяческой поддержке гражданского общества, как гаранта успеха и активного участника антитеррористической деятельности.
Глава 3. Проблемы антитеррористической деятельности в регионах России и странах СНГ. Региональная безопасность понимается как система отношений между странами тех или иных регионов мира, при которых государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн, экономических и политических ди-версий, а также вмешательства в их внутренние дела. Одной из основных задач в обеспечении региональной безопасности и борьбы с терроризмом можно назвать консолидацию общества, укреплении толерантности в отно-шениях между многонациональными народами, населяющими регион. По-литика Центра в отношении регионов является одним из важнейших обстоятельств, определяющих целостность и единство РФ. Основополагающим принципом региональной политики в РФ и ее главной стратегической целью является обеспечение приоритета общенациональных интересов при безусловном учете разнообразия и специфики российских регионов. 
События на Северном Кавказе и Закавказье свидетельствуют о по-стоянном существовании внутренних и внешних угроз безопасности на Юге России. Определяющим фактором такого роста напряженности в целом продолжает оставаться положение в Южном федеральном округе. Несмотря на понесенные потери, бандполье продолжает функционировать. 
Диссертанту представляется актуальным вывод А.Н. Перенджиева о том, что одним из важных элементов структуры антитеррористической политики является политическое сознание граждан. Как правило, оно вы-ражается в осознании субъектами этой политики: против кого из них на-правлена террористическая деятельность и какая политическая сила дей-ствует против этого субъекта (идентификация политического противника).
Общественные организации также не остаются безучастными в ре-шении региональных вопросов, тем самым, участвуя в единой государст-венной политике по борьбе с терроризмом. Ассоциация чеченских обще-ственных и культурных объединений России, представители Временной комиссии Совета Федерации по анализу ситуации на Северном Кавказе, члены общественной палаты РФ, полностью поддержали обращение вла-сти к участникам незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе с призывом сложить оружие и вступить в переговоры с властями. 
Следует отметить, что власти, специальные службы и правоохрани-тельные органы государств Содружества сумели преодолеть состояние некоторой растерянности перед наступавшей угрозой экстремизма, маски-руемого исламской догматикой, и перешли к наступательным мерам про-тиводействия. Верховный суд Российской Федерации своим Постановле-нием объявил экстремистскими и наносящими ущерб безопасности Рос-сии, а потому подлежащими запрету 15 международных и российских террористических организаций. 
Антитеррористическая деятельность в Содружестве реализуется в соответствии с действующим законодательством и в рамках определенных организационных форм. Создан Совет командующих погранвойсками, который занимается ею по всему периметру государственных границ. Образован Совет министров внутренних дел, в обязанность которого входит координация соответствующих действий каждой из стран.
История развития и современное состояние общего правового поля СНГ не позволяют надеяться на то, что в ближайшие годы проблема соз-дания единой правовой основы для борьбы с терроризмом может быть эффективно решена на конфедеративных принципах. В связи с этим опти-мальным решением представляется путь самостоятельной интеграции ка-ждого государства-участника СНГ в международное и, в частности, в ев-ропейское правовое пространство. Такой подход позволяет обеспечить решение проблемы унификации национальных законодательных систем государств-участников СНГ на более высоком геополитическом уровне.
Россия, постоянно прилагавшая немалые усилия по предотвраще-нию военной дезинтеграции стран СНГ, сумела добиться преобразования договора о коллективной безопасности, в Организацию Договора о кол-лективной безопасности, членами которого являются Армения, Белорус-сия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. В уставе этой организа-ции задачи борьбы с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности занимают одно из важных мест.
Значительным шагом, ознаменовавшим новую эру в антитеррори-стической деятельности, было создание Антитеррористического Центра СНГ, который предназначен для координации борьбы компетентных ор-ганов государств Содружества с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. 
При активном участии сотрудников Центра были подготовлены и приняты: Концепция деятельности АТЦ СНГ; Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявле-ниями экстремизма; Положение о порядке организации и проведения совме-стных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ; Положение об Информационном бюллетене АТЦ СНГ; По-ложение о Научно-консультативном совете при АТЦ СНГ и ряд других до-кументов подготовки боевиков, в которых, в том числе, учились и некото-рые граждане стран Содружества. К властям пришло понимание, что спец-службам одного государства, какими бы они квалифицированными и мощ-ными ни были, в одиночку с международным терроризмом не совладать. 
Вместе с тем, достаточно сложно осуществлять антитеррористиче-скую деятельность на постсоветском пространстве, регулярно сталкиваясь со всевозможными акциями прямого противодействия и даже содействия террористам со стороны руководства некоторых бывших республик СССР.
Другой пример: ситуация вокруг грузино–юго-осетинского кон-фликта. 7–13 августа 2008 г. конфликт приобрел интернациональный ха-рактер вследствие агрессии бывшего члена СНГ Грузии, сопровождаю-щейся актами массовидного террора против мирного населения и нападением на российских миротворцев. Грузинское руководство попыталось силовым путем урегулировать политические противоречия, введя войска в Южную Осетию и начав операцию по установлению «конституционного порядка». В ответ, чтобы защитить мирное население Южной Осетии, которое более чем на 90 % состоит из граждан России, РФ ввела войска на территорию Южной Осетии, начав тем самым операцию по принуждению Грузии к миру. В ходе конфликта грузинской стороной были нарушены ранее достигнутые международные договоренности по урегулированию грузино-осетинского конфликта, а также нормы международного гумани-тарного права. Действия России по защите Южной Осетии и Абхазии обоснованы с международно-правовой точки зрения. 
Если с взаимодействием в осуществлении антитеррористической деятельности правоохранительными органами и правительствами госу-дарств в рамках Содружества выработана соответствующая позиция и внесена ясность, то механизмы взаимодействия общественных организа-ций еще не отрегулированы, и сводятся в основном к проведению совме-стных круглых столов, встреч, конференций. 
Многие государства, в том числе и страны Центральной Азии, при-соединились к целому ряду международных договоров, касающихся борь-бы с терроризмом, приняли ряд национальных законов, дающих дополни-тельные полномочия правоохранительным органам и органам национальной безопасности для борьбы с экстремизмом и терроризмом. Под лозунгом борьбы с терроризмом и обеспечения национальной безопасности был при-нят ряд и других мер, усиливающих контрольные функции государства по отношению к гражданскому обществу, в том числе и в тех странах, которые до сих не были непосредственно целью международного терроризма. 
В ряде стран борьба с терроризмом и экстремизмом стала использо-ваться как основание для подавления политической оппозиции, для формирования образа врага даже из умеренных оппонентов властей. Среди населения активно пропагандируется идея о том, что обеспечение стабильности и безопасности связано только с сильным государством и с необходимостью сознательно поступиться рядом прав и свобод во имя на-циональной безопасности и борьбы с экстремизмом и терроризмом. К то-му же накладывается постсоветский менталитет подозрительности и пред-ставления окружающего мира как враждебного и имеющего только за-хватнические намерения. Особенно это касается правозащитных органи-заций и средств массовой информации. 
Свобода выражения при жестком пресечении проявлений нетерпи-мости и попыток насильственного переустройства государства и общест-ва, активное участие в дискуссиях религиозных и общественных деятелей, деятелей культуры, легализация деятельности всех общественных групп, в том числе и сторонников радикальных взглядов намного более эффективны для предупреждения терроризма. Свободное для дискуссий пространство сокращает пространство для деятельности радикалов, склонных к насилию. Сотрудничество силовых структур с населением в свободном об-ществе значительно более эффективно. 
К сожалению, в ряде стран СНГ власти пошли по прямо противопо-ложному пути, принимая законодательство и практические меры, направ-ленные на ужесточение контроля за всем гражданским обществом, его институтами, средствами массовой информации, неправительственными организациями. В таких странах принят или готовится к принятию целый блок законов, направленный на борьбу с терроризмом, противодействие экстремизму, укрепление национальной безопасности, ужесточение регу-лирования деятельности международных и местных неправительственных организаций. В этих документах используются весьма расплывчатые фор-мулировки, которые могут интерпретироваться и применяться избира-тельно, в том числе и для борьбы с политическими оппонентами под ви-дом борьбы с экстремизмом и укрепления национальной безопасности. 
В законодательстве о национальной безопасности упоминается об ответственности за снижение степени управляемости страной, подрыв национальной безопасности и иные действия, которые без четкой форму-лировки также дают возможность произвольного толкования. Особую озабоченность вызывают законы, непосредственно касающиеся структур гражданского общества, в частности НПО. Такие законопроекты содержат целый ряд подобных ограничений. Все ограничения вводятся в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка и ста-бильности. Но у лидеров гражданского общества это вызывает серьезную озабоченность, поскольку под лозунгами борьбы с экстремизмом и терро-ристическими угрозами, практически перестают применяться междуна-родные стандарты и такие критерии ограничений как принципы необхо-димости, соразмерности и т.д. На первый план со всей очевидностью вы-ходит приоритет национальной безопасности по сравнению с правами и свободами человека. Это может привести к серьезным негативным по-следствиям для развития гражданского общества и соответственно, к сни-жению его способности противостоять угрозам радикализма, экстремизма и терроризма. В противовес этому можно предложить только серьезные усилия по политической модернизации и развитию демократии в странах переходного периода, осуществление ряда последовательных шагов по обеспечению нормального диалогового процесса для обсуждения всех ост-рых общественных и социальных проблем и легализацию всех групп, же-лающих вести такой диалог. В рамках СНГ на настоящий момент создано развитое правовое поле для антитеррористической деятельности. Необхо-димо продолжать намеченную линию, осознавая, что именно Содружество является наиболее перспективным союзником в борьбе с терроризмом. 
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются обобщающие выводы, определяются основные направле-ния дальнейшей работы по данной проблематике.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Репинская О.В. Антитеррористическая деятельность как направление государственной политики в России: этапы развития понятия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Актуальные проблемы гуманитарных наук. Общественные науки. Спецвыпуск. 2008. – 0,7 п.л. (ведущий журнал)
2. Репинская О.В. Этапы становления антитеррористической деятельности (историко-правовой анализ // Ученые записки Донского юриди-ческого института. Т. 34. Ростов н/Д, 2008. – 0,4 п.л.
3. Репинская О.В. Стратегия антитеррористической деятельности в России. Брошюра. Анапа, 2009. 2 п.л. 
4. Репинская О.В. Гражданское общество и борьба с терроризмом (в соавторстве) / глава в кн.: Кислицын С.А. Политические оппозиции и гражданское общество. Ростов н/Д, 2009. – 1 п.л.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология Авторефераты по социологии Формирование политической стратегии антитеррористической деятельности государственных институтов России