Сущность педагогического мастерства

Печать
Добавил(а) Социология   
12.12.10 15:48

Сущность педагогического мастерства. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога


Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. 
"Мастер'' (в переводе с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле. 
Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства: 
Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность. 
Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи): "Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель - это...человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно'' (В. А. Сухомлинский).


Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. Компоненты педагогической техники: 
1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). 
2) умение воздействовать на личность и коллектив. 
Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.


Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога
Человек не может "просто жить'' и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, он сам и его действия в профессии занимают определенное место. 
Личностное развитие и профессиональный рост педагога возможны тогда, когда в процессе "врастания'' в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего "Я''. Психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится. Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии. 
Один из основных путей совершенствования личности учителя - самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить "дремлющие силы'', необходима систематическая и постоянная работа над собой. Это важнейшая задача любого педагога, как начинающего, так и опытного. 
В самовоспитательной деятельности можно выделить несколько блоков:


Таблица 10 
Этапы самовоспитания
Самоинформирование (самопознание) Для того чтобы совершенствовать себя, следует хорошо знать, что ты из себя представляешь. Это можно осуществить путем самонаблюдения, самоанализа и самооценки. 
Самонаблюдение - это наблюдение человека за своими поступками, поведением, переживаниями. 
Наблюдение за собой содержит элемент анализа, то есть установление причинно-следственной зависимости между поступками, поведением, эмоциональным состоянием, качествами личности. 
Самооценка - результат сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, соразмерить свои силы с задачами и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) может привести к острому внутриличностному конфликту. 
Поставить диагноз себе непросто, так как человеку свойственно преуменьшать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Л. Н. Толстой отмечал, что человек подобен дроби: числитель ее - то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. 
В самопознании существенную роль может играть ведение личного дневника. 
При самоанализе и самооценке, а затем и составлении программы самовоспитания следует учесть ряд моментов: 
- наличие профессионального идеала;
- особенности типа высшей нервной деятельности, силу и подвижность нервных процессов; 
- наличие или отсутствие профессионально значимых качеств;
- познавательные умения;
- конструктивные и коммуникативные умения; организаторские умения; 
- профессиональную технику. 
Самопознание дает возможность человеку поставить цель совершенствования своей личности, ответить на вопрос: "Каким я хочу быть?''.
Программирование и планирование самовоспитательной деятельности Достижение цели требует разработки и реализации программ самовоспитательной деятельности (в виде конкретного плана), которые могут варьироваться от элементарных (регулярно делать зарядку) до сложных, рассчитанных на длительный период времени. 
В качестве примера рассмотрим самообязательство К. Д. Ушинского: 
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 
2. Прямота в словах и поступках. 
3. Обдуманность действий. 
4. Решительность. 
5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова. 
6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится. 
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 
8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках. 
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет''.
Самопобуждение и самоорганизация Это конкретная самовоспитательная деятельность. Наметив программу самосовершенствования, следует перейти к ее реализации. На данном этапе следует прибегать к самоприказу, самоодобрению и самовнушению, например: «Я не откажусь от принятого решения. У меня хватит сил выполнить его. Я способен преодолеть возникающие трудности. Вперед, за дело - без всяких колебаний». 
Очень важно в самовоспитании проверить себя, то есть осуществить самоконтроль (дать оценку тому, что сделал, насколько хорошо выполнено данное себе обязательство).