Критерии оценки профессиональной компетентности учителя

Печать
Добавил(а) Социология   
12.12.10 15:16

БЛОК 1. МОДЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Браже Т.Г.
Критерии оценки профессиональной компетентности учителя.
1. Наличие устойчивых положительных результатов обучения; наличие осознанных критериев оценки этих результатов и умение применять их на практике.
2. Умение видеть собственные достижения, профессионально и грамотно объяснять пути их достижения; умение видеть собственные затрудне¬ния в своей деятельности и намечать пути их устранения; осознание своего индивидуального стиля.
3. Уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета; готовность и способность соотнести с ними свою практику, разрабатывать именно на их основе практичес¬кую работу.
4. Уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность, владение методами педагогического исследования.
5. Умение профессионально и грамотно анализировать свой опыт и опыт коллег.
6. Владение профессионально-речевой культурой, включенность в другие области духовной культуры, как показатель богатства личности педа¬гога.
ЦНО АИПС (Центр непрерывного образования «Альтернативные и итеркуррентные педагогические системы» Самара)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ:
1. Осуществление диагностики и анализа собственной педагогической деятельности.
2. Изучение педагогического эффекта проводимой воспитательной работы.
3. Изучение педагогического опыта, достижений науки и техники.
4. Осуществление самообразование.
5. Определение перспективы развития учебно-материальной базы.
6. Планирование системы воспитательных мероприятий, способствующих формированию личности учащихся.
7. Предвидение конечных результатов на каждом уроке и в целом по учебному предмету.
8. Планирование места и способов проверки знаний и умений учащихся.
9. Планирование хода учебно-воспитательного процесса на занятии.
10. Осуществление связи учебного материала с жизнью и производством.
11. Отбор учебного материала в соответствии с целями урока, уровнем подготовки учащихся.
12. Выбор методов обучения в соответствии с целями урока, содержанием учебного материала и подготовкой учащихся.
13. Установка внутрипредметных и межпредметных связей.
14. Использование средств обучения соответственно методам.
15. Обеспечение психологической подготовки учащихся к изучению нового учебного материала.
16. Формирование социально и профессионально значимых качеств личности на занятии.
17. Обеспечение активности познавательной деятельности обучаемых на уроке.
18. Развитие инициативы и творчества учащихся во внеклассной работе.
19. Создание благоприятного психологического микроклимата на занятии.
20. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучаемым.
21. Адекватное реагирование на возникающие педагогические ситуации.
22. Соблюдение требований педагогического такта.
23. Осуществление подготовки учащихся к прфессиональному самообразо¬ванию.
24. Оценивание знаний учащихся с учетом стимулирующего значения оцен¬ки.
25. Привлечение учащихся к использованию дополнительных источников информации, жизненного и производственного опыта.
26. Коррекция педагогических целей, методики обучения и воспитания в соответствии с требованиями времени.
27. Оценка результативности проведенного занятия и внесение необходи¬мых корректив.
28. Оперативное реагирование на ситуации и внесение изменений в мето¬дику проводимого занятия.
Баранов С.П., Сластенин В.А. Наиболее существенные педагогические умения:
- выявить уровень воспитанности учащихся;
- проектировать развитие личности в коллективе;
- прогнозировать результаты обучения и воспитания;
- планировать работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся;
- отбирать, анализировать, обобщать учебно-воспитательный материал;
- расчленять педагогическую деятельность на операции;
- выявлять и приводить в движение потенциальные воспитывающие возможности различных видов деятельности учащихся;
- планировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью;
- владеть приемами и средствами педагогической техники в изменяющихся условиях;
- изыскивать наилучшую форму требований и варьировать ими в зависимости от индивидуальных особенностей и педагогической обстановки;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами, ученическими коллективами, с родителями и учителями;
- осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся;
- анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью.
Марон А.Е. Основные показатели результативности деятельности учителя:
- наличие признаков инновационной деятельности педагога;
- способность ставить, моделировать и решать профессионально-значимые методы и педагогические задачи в конкретных практических ситуациях;
- теоретическая обоснованность и осмысленновть предлагаемых инновационных решений;
- целостность и систематичность инновационных решений и профессионального поведения;
- обеспечение стандартов образования как ведущего показателя результативности обучения;
- результативность, общественная значимость и признание инновационного опыта;
- применение методик поисково-исследовательской работы. 
Содержательные аспекты поисково-исследовательской работы:
1. Результативность работы учителя и самоанализ результатов профессиональной деятельности.
2. Сформированность научных, философско-методологических, общепедагогических и методических знаний учителя.
3. Сформированность у учителя системы умений по переводу теоретических понятий в практические решения.
4. Способность учителя к созданию новых педагогических решений, освоению и практическому анализу опыта коллег и новаторского опыта.
5. Знание методов педагогического исследования и умения применить их с целью корректировки и создания новых систем преподавания.
6. Общая и профессиональная культура учителя. 
Диагностика педагогического профессионализма
(Журавлев В.И. с соавт.)
1. Степень соответствия квалификационной характеристике "учитель".
2. Наличие профессионально-значимых личностных качеств.
3. Владение интроспекцией (самонаблюдением, самоанализом) педагогического профессионализма.
4. Владение базовыми педагогическими понятиями.
5. Владение основами педагогической информатики.
6. Владение технологией формулирования и решения собственно педагогических задач.
7. Владение педагогикой сотрудничества с коллегами и учениками.
8. Владение технологией управления коллективными делами.
9. Владение современными педагогическими парадигмами.
10. Владение элементами педагогического творчества.
11. Владение педагогикой делинквентных школьников (с отклоняющимся поведением).
12. Владение спектром выходов из стрессовых состояний в педагогической деятельности.
10 групп профессионально-значимых качеств учителя
(Рындак В.Г.)
1. УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЯ
1. Общая культура учиителя.
2. Знание преподаваемого предмета.
3. Знание методики преподаваемого предмета.
4. Знание философии образования.
5. Знание психологии.
6. Знание ведущих педагогических технологий и инноваций.
7. Знание социологии.
8. Знание физиологии.
9. Знание процессов становления и развития мыслительной деятельности ученика, его способностей.
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1. Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по предмету.
2. Сформированность у учащихся устойчивого интереса к предмету, способности к самообразованию.
3. Наличие у учащихся прочных умений и навыков самостоятельного использования знаний по предмету в учебной и внеурочной деятельнос¬ти, навыков учебного труда.
4. Сформированность творческих способностей учащихся, способностей к саморазвитию.
5. Развитие волевых качеств личности учащихся, способности к самовоспитанию.
6. Развитие мышления учащихся.
III. ГНОТИСЧЕСКИЕ УМНИЯ
1. Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования.
2. Умение систематически расширять свои знания путем пристального изучения опыта коллег.
3. Умение добывать новые знания из реального педагогического процесса.
4. Умение изучать личность учащихся и способности коллектива в плане выявления уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания.
5. Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с це¬лями и условиями ее протекания.
6. Умение методически анализировать и практически оценивать учебный материал, учебные пособия, средства обучения и творчески их ис¬пользовать.
IV. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ
1. Планирование урока и системы уроков в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения, с учетом межпред¬метных связей.
2. Планирование обучения с учетом психологических закономерностей овладения предметом, предвидение возможных затруднений уч-ся.
3. Определение наиболее рациональных видов деятельности уч-ся по овладению материалом и предвидения их сложностей для учащихся.
4. Определение наиболее эффективных методов и приемов ведения урока.
5. Планирование внеклассной работы в единстве с целями и задачами учебно-воспитательного процесса по предмету.
6. Умение проектировать и создавать элементарные наглядные пособия в соответствии с задачами урока.
7. Умение методически целесообразно использовать средства наглядности и ТСО на уроках и во внеклассной работе.
8. Планирование творческих работ и домашних заданий.
V. КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ
1. Выбор оптимальных приемов и способов обучения с учетом общих и частных целей обучения.
2. Отбор и дозировка необходимого материала с учетом его особенностей
и уровня подготовки уч-ся.
3. Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному.
4. Определение места и характера демонстрационного эксперимента на уроке.
5. Расположение задач и упражнений в порядке увеличения их трудности для уч-ся.
6. Определение объектов и способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений.
7. Умние предусмотреть возможные затруднения уч-ся в тех или иных ви¬дах деятельности, выбрать общие, групповые и индивидуальные формы работы.
8. Рациональное распределение времени на отдельных этапах урока, ло¬гические переходы от одного этапа к другому.
9. Определение характера руководства работой уч-ся на каждом уроке и возможных вариантов изменения хода урока.
VI. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ
1. Организация классного коллектива и педагогически целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива уч-ся на протяжении всего курса обучения.
2. Организация своей деятельности и деятельности уч-ся в целях реализации намеченного плана урока с соблюдением основных принципов на¬учной организации пед. труда.
3. Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности и взаимопомощь уч-ся.
4. Организация факультативных занятий по предмету с учетом интересов уч-ся.
5. Организация деятельности уч-ся по созданию средств наглядности и ТСО.
6. Реализация, оценка и корректировка намченных планов по внеклассной работе.
7. Использование многообразных форм включения уч-ся в учебную, трудо¬вую, общественно-полезную деятельность, обучение их самоорганиза¬ции.
8. Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением пед. задач.
9. Использование новых, передовых приемов общения.
VII. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
1. Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты (учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик).
2. Умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности каждого, внушать уверенность в успехе.
3. Нахождение в уч-ся наиболее сильных сторон его личности и внушение ему уверенности в себе.
4. Проявление требовательности и справедливости во взаимоотношениях с уч-ся.
5. Воздействие на уч-ся на основании признания авторитета.
6. Установление и развитие педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками пед. процесса.
7. Предотвращение и разрешение конфликтов.
VIII. НАПРАВЛЕННОСТЬ
1. Единство слов и дела.
2. Любовь к своей профессии.
3. Ответственность, добросовестность.
4. Увлеченность делом, трудолюбие.
5. Творчество в учебно-воспитательной работе.
6. Любовь к своему предмету.
7. Любовь к детям.
IX. ХАРАКТЕР
1. Уравновешенность.
2. Инициативность.
3. Требовательность.
4. Справедливость.
5. Чуткость.
6. Терпеливость.
7. Чувство такта.
8. Чувство юмора.
9. Общительность.
10. Жизнерадостность, оптимизм.
11. Доброжелательность.
12. Искренность.
X. СПОСОБНОСТИ
1. Ясность и критичность ума, изобретательность.
2. Развитое воображение.
3. Целенаправленная память.
4. Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция.
5. Наблюдательность, внимание.
6. Артистические способности. 
Саитбаева Э.Р.
БЛОК 2. СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специалист: 
- владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
- владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик;
- владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его индивидуальных и возрастных особенностях;
- владеет системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту; имеет представление о особенностях детей с психическими отклонениями;
- владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;
- знает закономерности процесса воспитания и обучения, знаком с современными психолого-педагогическими технологиями, умеет организовать воспитательный процесс в различных социо-культурных условиях;
- владеет основами психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса;
- имеет представление об организации исследовательских работ в области образования.
Психология человека. Человек. Познание в системе наук. Обыденная и научная психология. История научной психологии. Структурализм и функционализм. Бихевиоризм. Психоанализм. Гештальтпсихология. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Методы психологии. Онтология и психология жизни человека. Организм, индивид, личность, субъект. Деятельность человека. Строение деятельности. Освоение деятельности. Общение. Человек как индивид. Пол и возраст. Темперамент. Характер. Способности. Человек как субъект. Желания (воля), чувства, разум. Потребности, мотивы, цели. Эмоции, настроения, аффекты, страсти. Роль, статус, позиция. Сознание. Структура сознания. Самосознание.
Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения. Общение как процесс. Основные закономерности общения. Приемы и техники управления партнером в процессе общения. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Формальная и неформальная структура группы. Нормативно-ролевые феномены малой группы. Лидерство. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности. Проблема эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития групп. Эффективные способы управления малой группой. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений. Личность и общество. Понятие социализации. Содержание процесса социализации. Формирование и изменение социальных установок личности. Проблема прогнозирования социального поведения человека.
Психология развития человека. Предмет и история психологии развития человека. Категория развития. Теории психического развития. Концепция усвоения общественного опыта. Образование и развитие. Концепция усвоения общественного опыта. Образование и развитие. Предпосылки, условия и движущие силы развития. Периодизация психического развития. Категория возраста. Развитие как процесс и деятельность. Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования. Основные ступени развития человека. Родовой кризис. Стадия новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Раннее детство. Предметная деятельность. Символизм. Кризис трех лет. Дошкольное детство. Игра. Сознание и самосознание дошкольника. Кризис детства. Психологическая готовность к школе. Отрочество. Учебная деятельность. Теоретическое мышление. Развитие личности. Кризис отрочества. Подросток и взрослые. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Юность. Сознание себя как личности. Мировоззрение. Самоопределение. Кризис юности. Определение смысла жизни. Молодость. Авторство собственного образа жизни. Кризис молодости. Стадия взрослости. Кризис взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость.
Педагогическая психология. Концепция педагогического процесса и их психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Структура педагогической деятельности. Психология педагогического взаимодействия. Приемы и техники управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.
Специальная психология и коррекционная педагогика. Основы детской психопатологии и дефектологии. Ребенок с отклонениями в психическом развитии как субъект воспитания и обучения. Виды отклонения в психическом развитии. Причины, обуславливающие отклонения в психическом развитии. Структура отклонения (дефекта). Понятие дизонтогенеза. Виды дизонтогенеза. Психологические особенности детей с различными вариантами психосоматических отклонений. Олигофрения: причины, степень выраженности, особенности развития, компенсаторные и гиперкомпенаторные образования. Задержки психического развития, их виды и причины. Особенности педагогического взаимодействия с детьми с отклонениями в психическом развитии. Психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии. Психолого-педагогические системы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии. Девиантное поведение подростков. Виды девиантного поведения. Причины и факторы формирования девиантности подростка. Влияние неблагополучных отношений в семье. Неформальные криминогенные подростковые группы. Профилактика и коррекция девиантного поведения. Психологическое обеспечение воспитательной и профилактической работы.
Введение в педагогику. Профессия педагога. Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической профессии. Педагогическая деятельность. Личностная ориентация педагогической деятельности. Личность ребенка. Педагогическая культура. Модель педагога. Профессиональные знания и умения. Педагогические способности. Личностные качества педагога. Педагогическая позиция. Пути овладения профессией. Педагогические учебные заведения. Содержание, формы, структура, методы освоения профессии педагога. Индивидуальные образовательно-профессиональные программы. Способы саморазвития. Педагогическая карьера. Педагогические теории, системы, технологии. Объект, предмет, методология и структура педагогической науки. Системный, личностный, деятельностный подходы. Категории педагогики. Функции педагогического процесса: информатизация, развитие, социализация личности. Личность ребенка - объект и субъект обучения и воспитания. Интегративность педагогического фактора развития личности. Целостность (двухсторонность) педагогического процесса. Целеполагание, целеследование. Закономерности, противоречия, принципы педагогического процесса. Воспитание как процесс: характерные особенности, движущие силы. Воспитание как система. Сущность системного подхода в воспитании. Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь. Цель воспитания и ее место в воспитательном процессе. Содержание и источники воспитания. Система методов воспитания. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы. Современные концепции воспитания. Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство как основа педагогической технологии. Технологии педагогической диагностики, педагогического прогнозирования, взаимодейтвия, саморазвития, коррекции. Педагогическое общение. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Обучение как вид человеческой деятельности. Цели обучения. Содержание образования. Информационный, операционный, аксеологический компоненты содержания. Учебные планы, программы, учебно-методические комплекты. Гуманитаризация обучения. Информационные и организационные функции учителя. Учение как специфическая форма познания. Познавательный интерес, мотивы учебной деятельности. Звенья процесса обучения. Методы и средства обучения. Многомерные классификации методов. Формы организации обучения. Основные технологии: сущностные и описательные; репродуктивные, продуктивные, алгоритмические; дифференциация и интеграция; суггестотехнологии, техника игры. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый и поститоговый контроль. Характеристика результатов обучения. Государственный образовательный стандарт.
История и философия образования. История зарубежной школы и педагогики: культурно-исторический характер воспитания, зарождение идей о всестороннем развитии человека, концепция естественного (свободного) воспитания, идея развивающего и воспитывающего обучения. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Реформаторская педагогика XIX - начале XX века. Современная зарубежная школа. Развитие педагогики в России: характерные черты воспитания и обучения детей в период перехода к феодализму; влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли; просвятительские реформы начала XVIII века; создание государственной системы начального, среднего и высшего образования; развитие революционно-демократических педагогических идей; развитие педагогики как науки и искусства; школа и педагогик в России XIX-нач.XX века. Советская школа и педагогика: основные принципы единой и трудовой школы; обновление содержания, организационных форм и методов обучения; введение единой системы народного образования в СССР: разработка теории и практики воспитания в коллективе; педология и ее влияние на развитие педагогики; осуществление всеобщего среднего образования; педагогика сотрудничества; реформа 1984 года, истоки итоги ее реализации. Российская школа и педагогика в новой социально-экономической ситуации.
Основы управления педагогическими системами. Основы управления педагогическими системами. Понятие управления. Показатели качества управления: эффективность и оптимальность. Основные функции педагогического управления. Структура управления. Службы управления. Соответствие содержания управления закону об образовании РФ.


Последнее обновление 20.10.16 10:04