Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Реферат

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.12.10 15:36

РЕФЕРАТ

Реферат (от лат. refero - сообщаю, докладываю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат - это индивидуальная научно-исследовательская работа студента, раскрывающая суть исследуемой проблемы с различных пози¬ций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов.
Кроме того, рефератом называют отчет об итогах научно-исследова¬тельской работы за конкретный промежуток времени.
Содержание реферата, как правило, носит проблемно-тематический характер, содержащий анализ дополнительной литературы, а также вы¬ступление на семинаре, в научном кружке, конференции. Тематика ре¬фератов определяется кафедрой или преподавателем, хотя инициатива при выборе названия темы может принадлежать и студенту.
Целью всех видов рефератов является сообщение некоторой научной информации, заключенной в 10 - 20 машинописных страницах для при¬обретения студентом профессиональной подготовки и развития навыков научного поиска.
С помощью рефератов студент глубже постигает вопросы изучаемого предмета, поскольку он:
- анализирует различные точки зрения, явления, факты и события;
- ведет научно обоснованную полемику;
- обобщает материал;
- лаконично излагает свои мысли;
- учится правильно оформлять работу с составлением плана, библио¬графии и систематизацией информации. Подготовка реферата включает в себя:
- выбор или формулирование темы, которая должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью;
- прочтение необходимого раздела учебника и конспектов лекций;
- подбор литературы и изучение основных источников;
- составление плана, раскрывающего название работы;
- выписки из литературных источников с целью накопления теоретиче¬ского и практического материала;
- написание реферата и его оформление;
- составление библиографии.
Не следует брать для работы первую попавшуюся тему, а также не до¬пускайте, чтобы вас вынудили взять такую, которая вам не нравится. Тема должна быть понятной (возможно, вы уже что-то писали по ней). Желательно, чтобы по ней имелось необходимое количество литературы.
Выбрав тему, необходимо ее утвердить у преподавателя, который бу¬дет проверять вашу работу. Если тема реферата будет утверждена, препо¬даватель поможет сформулировать примерный план вашей работы.
Затем, подобрав необходимую литературу, вы можете приступить к работе над рефератом. Следует знать, что в зависимости от найденных материалов план может меняться и если от этого качество работы улуч¬шится, то в целом реферат как научный труд от этого только выиграет.
Реферат должен состоять из:
- титульного листа, с названием вуза, кафедры, темы реферата, вашей фамилии и инициалов, номера учебной группы, а также фамилии, инициалов, ученой степени и звания научного руководителя;
- оглавления с указанием вопросов и номеров страниц по ним;
- зведения, где определяются цели и задачи реферата, обосновывается актуальность и значимость выбранной темы;
- основной части, содержащей логику изложения каждого вопроса пла¬на, с представлением схем, графиков и таблиц;
- заключения с выводами по освещаемым проблемам реферата, пред¬ложениями и рекомендациями;
- библиографии.
На титульном листе обычно пишут: название учреждения, где выпол¬нена работа, кафедру, к которой прикреплен студент (слушатель), тему реферата, фамилию и инициалы автора, название факультета, курс и группу, должность, звание, фамилию и инициалы научного руководите¬ля, город и год написания работы (см. Приложение 4)
После титульного листа располагается оглавление (план реферата). Оно включает: введение, полное название каждого вопроса, параграфа (или подвопроса), заключение, список использованной литературы и приложения. Напротив каждой части указываются страницы.
Оформляя текст реферата, хорошо бы его напечатать на белой бумаге через 1,5 интервала. Если это затруднительно, реферат можно напи¬сать от руки, чернилами черного или синего цвета. Но писать его следует разборчиво, чтобы прочитать мог не только автор. Грамматические, орфографические ошибки, а также помарки и исправления влияют на оценку. Нельзя сокращать слова, кроме общеупотребительных (типа ВУЗ, ООН, США и пр.). Писать надо на одной стороне бумаги с интервалом 1 см или на развернутой школьной тетради - через клетку.
На страницах поля оставляют слева, примерно 3-5 см. На полях можно писать заметки, замечания, дополнения, сделанные научным ру¬ководителем или автором в процессе подготовки к выступлению.
Иллюстративный материал можно прямо включать в текст, но лучше выполнить его на отдельных листах. Это дает возможность продемонст¬рировать его с помощью технических средств обучения, либо просто по¬казать его слушателям во время выступления.
Кроме того, при наличии замечаний, его можно легко переделать, до¬полнить, не переписывая текст заново.
Ссылки оформляются двумя вариантами:
- сноской, когда в тексте проставляется порядковый номер цитаты (если на этом листе есть еще цитата). Источник цитаты в таком случае указы¬вается в конце страницы, после текста;
- источник указывается в тексте, в скобках, сразу же после цитаты.
Пишут фамилию автора, его инициалы, название работы (если это коллективный труд, то указывают название сборника или другой источ¬ник). Затем обычно пишут сокращенно место издания, издательство, год издания и страницы цитируемого текста.
Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограни¬читься следующим:
1 Там же. С. 54.
Если та же книга цитируется на других страницах, то указывается ее автор, а вместо названия пишется "Указ. Соч.". Например:
2 Куприна Ю.В. Указ. Соч. С. 59.
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то в тексте ставится порядковый номер цитаты, а ссылку следует начинать словами "Цит. по:". Например:
3 Цит. по: Пельхау Г. "Пельхау в среде преследуемых". Западный Берлин, 1963.
В особом внимании нуждается библиографический список, использованной автором при написании реферата. 
Подробно об этом смотри: Методические указания к выполнению курсовых работ: для студентов очной и заочной форм обучения / автор-составитель А. И. Фоменков; под. ред. А. Г. Егорова ; Мин-во и науки РФ ; Смол гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. – 28 с.

 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Раздаточный материал Материалы "методика преподавания социологии" Реферат