Тренинг развития умений проведения "продвинутой" лекции

Печать
Добавил(а) Социология   
09.12.10 15:17

Тренинг развития умений проведения "продвинутой" лекции
(Рrоmоtеd lесturе)
Горячий вопрос:
Каковы основные характеристики лекции, чтобы она имела название продвинутая или эффективная "? 
Основное содержание:
Данная стратегия продвинутой лекции разработана Джонсоном, Джонсоном и Смитом. Они предложили данный вариант стратегии в 1991 году и с тех пор он используется и в вузе и в школе.
Использование данной стратегии способствует развитию у студентов таких сторон критического мышления как:
• самостоятельно структурировать материал во время подготовки к заботе;
• выделять основные блоки в представляемой информации;
• одновременно рассматривать разнообразные взгляды на пробле¬му;
• излагать сущность проблемы и делать выводы в письменной форме;
• сотрудничать в паре;
• фиксировать фрагменты информационного сообщения в оптимальной форме.
Схема использования "продвинутой" лекции
1 этап подготовки к лекции состоит в том, что преподаватель должен разделить ее на примерно равные не очень большие части (примерно на 12-15 минут работы). Затем к каждой части должен быть сформулирован одни вопрос. Специфика данного вопроса такова, что он должен иметь всеобъемлющий характер и покрывать максимально содержание данной части лекции. К тому же содержание лекции должно позволить слушателям сде¬лать собственные предположения, соответственно данная стратегия не годит¬ся для использования материалов обзорных теоретических и текстов описы¬вающих закономерности, не эффективно использовать данную стратегию, если объем материала слишком велики или если не содержит вопросов на которых необходимо подробно остановиться и проработать отдельные поло¬жения.
2 этап проведения лекции.
Работа слушателей может быть организована либо традиционно, либо в трехчастном дневнике.
Трехчастный дневник.

Предположения Уточнения Новая информация




Сначала каждый индивидуально записывает предположения в своей тетради, затем данные предположения обсуждаются в парах и записи в тетрадях дополняются в случае необходимости.
После этого пары высказывают несколько вариантов предположений, и преподаватель записывает их на доске, затем систематизирует их в виде кластера, таблицы или т.д.
После этого преподаватель читает первую часть лекции (в течение 12-15 минут) к которой был задан "горячий " вопрос.
Слушатели в это время заполняют две части дневника: уточнения и новая информация. Это лучше делать по парам. Одни человек заполняет одну часть. В другой части лекции они меняются ролями.

Предположения
Уточнения
Новая информация

На завершающем этапе лекции или, если время и задачи располагают к этому, то после каждой части лекции проходит рефлексия. Данная фаза может быть организована с помощью разных дополнительных приемов: эссе, сочинение на тему, незаконченный вопрос и т.д.

Рефлексивный блок.
Определите, какие достоинства и недостатки продвинутой лекции вы можете выделить, зафиксируйте их в таблице:

Достоинств Недостатки
"Продвинутая" лекция


Сравните их с результатами выделенными специалистами, проводившими подобные лекции.

Достоинств Недостатки
"Продвинутая" лекция
Работа с "потоками" слушателей, активизируя каждого;
Развивает навыки анализа, синтеза, оценивания;
Глубокое осмысление изучаемого материала;
Развивает письменную речь слушателей Неэффективна для :
- обзорных теоретиче¬ских текстов;
- текстов большого или слишком малого объема;
- фоновых материалов, не требующих детализации.