Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.09.10 15:05


На правах рукописи

ФОМЕНКОВ Анатолий Иванович

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

 

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

СМОЛЕНСК – 2007

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

БОРОВИКОВА Тамара Васильевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

ТРЕТЬЯКОВ Петр Иванович,

Московский институт

открытого образования

доктор педагогических наук, профессор

СЕНЬКИНА Гульжан Ержановна,

Смоленский государственный университет

Ведущая организация: Калужский государственный

педагогический университет

им. К.Э. Циолковского

Защита состоится « 12 » ноября 2007 года в «16 часов» на заседании диссертационного совета К 212.254.02 при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.

Автореферат разослан «11» октября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Сенченков Н.П.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В связи с существенными изменениями, происходящими в социальной сфере общества, одной из центральных социально-педагогических проблем является модернизация образовательных систем различного уровня. Концепция модернизации российского образования предусматривает использование современных информационных и коммуникационных технологий для управления общеобразовательным учреждением, организации повышения его эффективности и качества.

Использование мониторинга в системе образования может позволить решить ряд важных вопросов ее информационного обслуживания, однако его применение имеет определенную специфику, связанную с противоречиями в образовании. Одно из противоречий определяется существующим мониторингом как достаточно привычным явлением в управлении школой и потребностью администраций в качественно новой информации для осуществления эффективного управления, а также в появившихся тенденциях выхолащивания смысла мониторинга как научно-практического феномена, изменения его сущности и присвоения ему несвойственных функций.

Исследованию проблем управления педагогическими системами в последние десятилетия уделяется повышенное внимание. При этом акцент делается на изучение адекватного понимания и описания функционирующей системы управления в новых условиях, внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления. Этим проблемам посвящены труды В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, В.С. Пикельной, М.М. Поташника, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, О.Г. Хомерики, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой,
Е.А. Ямбурга и др.

Определяющее значение в исследовании проблемы организации мониторинга в образовании имеют работы В.А. Кальней, А.Н. Майорова, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельниковой, О.А. Митиной, В.А. Мокшеева, Н.П. Пищулина,
С.Н. Пищулина, Д.М. Полева, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, С.Е. Шишова и др.

Анализ литературы позволил нам определить научные подходы к мониторингу в управлении общеобразовательным учреждением. Они рассматриваются как определенная система мониторинга, с помощью которой делается попытка ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, выявить связи квалификации педагога и результатов его преподавания и т.д.

В связи с этим возникла проблема создания нового опыта управления развитием школы с системой мониторинга, учитывающего специфику, динамичную социальную среду и ресурс общеобразовательного учреждения. С этих позиций оптимизация мониторинга в обеспечении управления как познавательной эффективной исследовательской стратегии приобретает особую значимость и требует глубокой научно-педагогической разработки.

Проведенный анализ существующего научного знания и реальной педагогической практики позволил определить теоретическую проблематику педагогического мониторинга в управлении современной школой в виде следующих противоречий между:

- уже сложившимся на сегодня педагогическим мониторингом учебно-воспитательного процесса и необходимостью его оптимизации, совершенствования с учетом динамично изменяющейся и достаточно агрессивной социальной среды образовательного учреждения;

- высоким потенциалом методов диагностики, применяемой в педагогической практике, и получением недостаточно оперативной эмпирической информации для управления образовательным учреждением в условиях модернизации российского образования;

- необходимостью повышать качество управления образовательным учреждением при широком внедрении инноваций и отсутствием целостных научных исследований по педагогическому мониторингу, способному интегрировать различные подходы и методы в систему современного комплексного мониторингового сопровождения процесса качественного управления развивающимся общеобразовательным учреждением с учетом его социальной среды и ресурсного обеспечения.

Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке оптимальной системы комплексного педагогического мониторинга в управлении развитием общеобразовательного учреждения.

Разрешение данной проблемы обусловило выбор темы нашей диссертационной работы: «Педагогический мониторинг в управлении общеобразовательным учреждением».

Цель исследования – научное обоснование и практическая разработка системы педагогического мониторинга с учетом социальной среды в процессе управления общеобразовательным учреждением.

Объект исследования – система управления общеобразовательным учреждением.

Предмет исследования – оптимизация системы педагогического мониторинга в управлении общеобразовательным учреждением.

Гипотеза исследования. Гипотеза исследования основана на том, что управление процессом развития общеобразовательного учреждением будет эффективна, если:

- определена сущность и структура понятия «педагогический мониторинг» применительно к процессу развития общеобразовательного учреждения с учетом ресурсного обеспечения управления образовательными и социальными процессами;

- создана оптимальная система педагогического мониторинга для конкретного общеобразовательного учреждения на основе комплексного социально-педагогического мониторинга с использованием разработанного инструментария основных его элементов и соблюдением технологии сбора, обработки, анализа полученной информации;

- разработана модель управления общеобразовательным учреждением с сопровождающим мониторинговым комплексом, с учетом материально-технических, кадровых особенностей и возможностей;

- педагогический мониторинг будет использовать в качестве основного инструмента технологию применения оперативных исследовательских проектов.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить понятие «социально-педагогический мониторинг» и его структуру применительно к управлению развитием общеобразовательного учреждения с учетом его ресурсного обеспечения, выделяя потенциал личностного ресурса.

2. Обосновать необходимость создания оптимальной системы педагогического мониторинга, главными элементами которого являются формализованно-статистический инструментарий и оперативные исследовательские проекты.

3. Разработать и апробировать на практике модель управления процессом развития общеобразовательного учреждения с системой комплексного мониторингового сопровождения.

4. Определить технологию разработки и экспериментально проверить возможности оперативных исследовательских проектов.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские положения о концептуальных основах системного обеспечения стратегии развития образования; основные положения социологии и социальной психологии в свете педагогического менеджмента; философско-методологические основы прогностического обоснования тенденций и непрерывного мониторинга изменений параметров социальной среды общеобразовательных учреждений; идеи гуманизации образования.

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи философов, педагогов, социологов, психологов, разрабатывающих проблему развития образования, таких как, И.В. Бестужев-Лада, Л.С. Выготский,
Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, В.И. Добреньков, Э. Дюркгейм, Ф.Г. Зиятдинова, Т.Ф. Кузнецова, В.Я. Нечаев, Ф.Ш. Терегулов, К.Д. Ушинский, Ф.Р. Филиппов, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров и др.; теория и методология управления педагогическими системами (Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.); методологические принципы социального прогнозирования и проектирования образовательных и педагогических систем (В.П. Беспалько, В.В.Григорьев, А.Н. Дахин, Дж.К. Джонс, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В.Е. Радионов, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова и др.); теоретические основы и практика применения мониторинга в управлении образованием (В.Г. Горб, В.А. Кальней,
А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, О.А. Митина, В.А. Мокшеев, А.А. Орлов, Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, Д.М. Полев, В.Г. Попов,
П.И. Третьяков, П.Н. Чепелев, Л.С. Шайдурова, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов); работы Н.А. Кулемина, А.Н. Майорова, Н.П. Пищулина, А.И. Субетто и др., раскрывающие квалиметрический подход в мониторинге.

Методы и база исследования. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа педагогического опыта существующих результатов практики управления; методы педагогической диагностики; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации, определяемые целями и задачами оперативных исследовательских проектов; методы математической статистики и метод контент-анализа.

Экспериментальной базой исследования явились Печерская МСОШ Смоленского района и 29 общеобразовательных учреждений г. Смоленска и Смоленской области по апробированию оперативных исследовательских проектов. В процессе исследования использован практический опыт соискателя в качестве научного руководителя областной опытно-экспериментальной площадки по разработке варианта модели сельской адаптивной школы (Печерская МСОШ Смоленского района).

Этапы исследования.

Первый этап (1999-2003) – теоретический анализ исследуемой проблемы. Анализ литературных источников по проблеме исследования. На данном этапе определены проблема, объект, предмет, цели и задачи исследования.

Второй этап (2003-2006) – разработка программы опытно-экспери-ментальной работы диссертационного исследования. Определена гипотеза исследования. Проведены констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента. Обоснован и экспериментально проверен ряд оперативных исследовательских проектов с проведением пилотажных исследований для проверки их инструментария.

Третий этап (2006-2007) – апробация новых и подкорректированных оперативных исследовательских проектов, проведение пилотажных исследований. Обработка, систематизация, обобщение и анализ полученных эмпирических данных в результате формирующего этапа эксперимента. Коррекция, уточнение теоретических и экспериментальных данных, формулировка основных выводов и рекомендаций. Оформление результатов диссертационного исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна:

1. Теоретически обоснована и определена сущность понятия «социально-педагогический мониторинг» и его структура применительно к управлению развитием общеобразовательного учреждения с учетом социальной среды и человеческих ресурсов по трем уровням: личностные ресурсы участников образовательного процесса, личностные ресурсы малых групп (класс), ресурсы педагогического коллектива и всей школы в целом.

2. Обоснован методический инструментарий для сопровождения педагогического мониторинга в управлении развитием общеобразовательным учреждением, главными элементами которого являются формализованно-статистический инструментарий и пакет оперативных исследовательских проектов.

3. Разработана и апробирована на практике модель управления процессом развития общеобразовательного учреждения с системой комплексного социально-педагогического мониторинга, основанная на проектировании и прогнозировании динамики агрессивной социальной среды, инновационных процессов в школе, последствий управленческого воздействия на конкретную педагогическую систему.

4. Определена технология разработки и экспериментально проверена возможность оперативных исследовательских проектов, входящих в систему социально-педагогического мониторинга, представлены показатели (индикаторы) в соответствии с операционализацией основных понятий в каждом отдельном проекте.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретические положения управления школой с учетом личностного ресурса и влияния социальной среды с системой социально-педагогического мониторинга. Теоретически обосновано применение оперативных исследовательских проектов, обеспечивающих информационное мониторинговое сопровождение управления и анализ результатов интервенции в проблемное поле учебно-воспитательного процесса с опережающим контролем возможных последствий с помощью постоянной обратной связи в системе партисипативного управления образовательным учреждением.

Практическая значимость исследования связана с разработкой методики и технологии применения оперативных исследовательских проектов и инструментария к ним, модели управления развитием общеобразовательного учреждения с системой мониторингового сопровождения для решения важной научно-практической задачи – повышения качества управления школой.

Модель управления, предлагаемая методика и технология социально-педагогического мониторинга в управлении развитием школы могут быть использованы администрацией, осуществляющей развитие и внедрение инноваций во все сферы деятельности любого вида образовательного учреждения, а также для валидизации мониторинговых исследований при выполнении контрольной функции управления, применяемой муниципальными и региональными органами управления образованием, повышением уровня технологичности данного процесса и возможности сопоставимости результатов между однотипными учреждениями по общим показателям.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, достаточно широкой базой экспериментальной работы, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, валидных методик сбора эмпирической информации, опытной проверкой гипотезы и опорой на количественные и качественные эмпирические данные.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-педагогический мониторинг (СПМ) представляет собой современное технологическое обеспечение всего комплекса подходов к управлению общеобразовательным учреждением с учетом социальной среды и реализацией главного потенциала – развития человеческих ресурсов на уровнях личности, класса, школы с применением педагогических и социологических методов посредством формализованного статистического инструментария и оперативных исследовательских проектов.

2. Инструмент мониторингового сопровождения процесса управления школой: 1) формализованный статистический инструментарий, включающий в себя: а) трехуровневый подход к социально-педагогическим характеристикам:
учащийся, родители и педагог; класс; школа и педагогический коллектив;
б) стандартизированные документы: «социальная характеристика школы», «социальная характеристика педагогического коллектива школы», «социально-педагогический портрет учителя с картой оценки и самооценки педагога», «социальная характеристика класса» и «социальный паспорт учащегося и его семьи». 2) целевой набор (пакет) оперативных исследовательских проектов, направленных на выявление внутреннего потенциала личностного ресурса для решения возникающих проблем в учебно-воспитательном процессе и интенсификации воспитательных усилий педагогического коллектива посредством их реализации с исключением или минимизацией последствий интервенции в социально-педагогическое проблемное поле школы и повторяющихся с заданной целью мониторинга дискретностью.

3. Модель управления общеобразовательным учреждением с системой социально-педагогического мониторинга, основанная на программировании процесса управления конкретной школой в различных режимах работы с учетом ресурсного обеспечения, состоит из четырех блок-схем (блок-схема 1 – подготовительный этап, блок-схема 2 – проектировочный этап, блок-схема 3 – организационный этап, блок-схема 4 – экспериментальный этап).

4. Структура, методика, техника, разработка и технология применения оперативного исследовательского проекта (ОИП) служат инструментом мониторингового сопровождения, который представляет собой систему научно-исследовательских процедур, методов и методик поэтапного изучения конкретной проблемы школы на основе фактологических данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования получили свое одобрение на заседании кафедры педагогики Смоленского государственного университета (2007), на ежегодных научно-практических конференциях Смоленского государственного педагогического университета (2003-2005), на международных научно-практических конференциях («Социологические исследования ценностных ориентаций молодежи и учет их в образовательной политике и социальном прогнозировании», Смоленск, 2000; «Мониторинг как практическая система информационного обслуживания управления школой», Москва-Луганск, 2004), на международных коллоквиумах («Организационно-педагогические условия обеспечения социализации личности», Смоленск, 2003; «Трансформация образовательных политик стран Европы и Российской Федерации в первой четверти ХХI века в целях развития современной школы», Смоленск, 2003; «Общеобразовательное учреждение в процессе развития как объект управления», Смоленск, 2006), при рецензировании и публикации статьи в научном журнале, входящем в перечень ВАК «Вестник ЧГПУ» («Социально-педагогический мониторинг в управлении современным общеобразовательным учреждением», Челябинск, 2007) и диагностических материалах («Завуч», Москва, 2000. № 2.)

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 303 наименования и 8 приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме диссертации, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методология и методы исследования, показаны новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы управления образовательным учреждением» рассмотрено состояние и особенности управления общеобразовательным учреждением в педагогической теории и современной практике, раскрыта сущность мониторинга в процессе управления школой. Рассмотрен социально-педагогический мониторинг в управлении общеобразовательным учреждением и определены его возможности и технология практического применения.

Во второй главе «Педагогическое проектирование, моделирование и апробация системы педагогического мониторинга» разработана и научно обоснована модель управления общеобразовательным учреждением с сопровождающим мониторинговым комплексом, рассмотрены и обоснованы оперативные исследовательские проекты как инструмент социально-педагогического мониторинга. Изложены результаты и анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по апробированию системы социально-педагогического мониторинга в общеобразовательных учреждениях Смоленской области.

В заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.

В приложениях представлены авторские разработки опытно-экспериментальных и проектных материалов исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Для обоснования сущности, структуры и содержания педагогического мониторинга принципиально значимы положения общей теории управления организациями. В современной педагогической теории и практике одной из приоритетных задач является поиск путей эффективности управления общеобразовательным учреждением. В связи с этим особое значение приобретает проблема объективного информационного обеспечения управления сложными образовательными системами, вызванная социальной трансформацией и изменениями в подходах к управлению в динамичных педагогических процессах, и, как следствие, широкое применение педагогического мониторинга в управлении.

На основании теоретического анализа можно заключить, что мониторинг как технология должен обладать основными ее признаками: тиражируемостью, воспроизводимостью результатов и устойчивостью. Анализируя изученные определения и подходы, мы определили понятие мониторинга с точки зрения нашего исследования – это слежение за поведением социальных объектов до и после управляющего воздействия, осуществляемое с помощью комплекса статистических, социологических, педагогических и аналитических оценочных показателей (индикаторов), оптимально достаточных для анализа, оценки результатов, ресурсов и условий управления с возможной последующей их коррекцией.

Достигнутый уровень развития теоретических и практических основ управления позволил подойти к построению концепции управления общеобразовательным учреждением с мониторинговым сопровождением, в основу разработки которой были положены: теория систем и теория управления, теоретические основы управления школой и развитие в ней инновационных процессов, теоретические основы педагогического проектирования и моделирования, социальные проблемы системы образования, а также современные исследования проблем управления школой.

Вопросы, связанные с исследованием проблем управления общеобразовательными учреждениями, рассматривали В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, О.Г. Хомерики, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.

Роль инновационной педагогической деятельности и проблемы развития личности педагога и учащегося отражены в работах Т.В. Боровиковой, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, В.Я. Лыковой, А.Н. Маркова, А.Я. Пономарева, В.А. Сластенина, Г.Е. Сенькиной, Л.Г. Тарита, Н.С. Яковлева и др.

Содержание, организация и управление инновационными процессами в самой школе представлены в работах О.С. Газмана, Ю.В. Громыко, Э.Д. Днепрова, С.Д. Полякова, Р.Х. Шакурова, Е.А. Шатохина и др.

Среди многообразных подходов к управлению сложными, открытыми социальными системами, которыми являются общеобразовательное учреждение, с позиции нашего исследования представляется наиболее продуктивным системный подход во взаимодействии с другими научными подходами, которые позволили нам решить поставленные исследовательские задачи.

Нами была рассмотрена управленческая схема: цель – процесс – результат, в которой ресурсное обеспечение управления образовательными и социальными процессами в школе недостаточно учитывается в педагогической практике управления. На основе анализа научных трудов под ресурсным обеспечением мы понимаем все ресурсы, выделяя личностный (человеческий) ресурс по трем уровням: 1) личностные ресурсы участников образовательного процесса (учащийся, родители, педагоги); 2) личностные ресурсы малых групп (класс); 3) ресурсы коллектива в целом (школа и педагогический коллектив) с учетом потенциала их развития.

В контексте нашего диссертационного исследования управление современным общеобразовательным учреждением мы рассматриваем как основную сферу практического применения педагогического мониторинга, а точнее, его информационное обслуживание. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явле­ние. Он используется в различных сферах и с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами. Такое положение дало нам возможность определить пути повышения эффективности использования мониторинга для реализации поставленной нами цели в диссертационном исследовании.

По нашему мнению, научная составляющая присуща тем системам мониторинга, которые в качестве объекта имеют достаточно сложные системы. Таковой является социальная организация и общеобразовательное учреждение как ее разновидность. При построении системы мониторинга мы учитываем внутреннюю, внешнюю среду и социум школы, а также технологию управления в духе социальных технологий. Поэтому данный мониторинг нами определен как социально-педагогический. Мы пришли к выводу, что социально-педагоги-ческий мониторинг развития (эффективно-стабильного функционирования) школы – необходимое условие качественного управления. Убеждены, что разработка системы мониторинга должна основываться на единых показателях для общеобразовательных учреждений региона, которые призвана обеспечить предлагаемая нами система социально-педагогического мониторинга.

Формируемую нами систему социально-педагогического мониторинга мы рассматриваем как совокупность пяти элементов: 1) источники информации (документы, участники образовательного процесса, эксперты); 2) методы сбора информации (статистические, количественные и качественные методы сбора первичной эмпирической социально-педагогической информации); 3) методы обработки информации и анализа; 4) каналы распространения информации;
5) способы систематизации и хранения.

Статистические показатели и индикаторы нами определены в стандартизированном трехуровневом инструментарии в виде формализованно-статистических документов: «социальная характеристика школы», «социальная характеристика педагогического коллектива школы», «социально-педаго-гический портрет учителя с картой оценки и самооценки педагога», «социальная характеристика класса» и «социальный паспорт учащегося и его семьи» как инструменты мониторингового сопровождения процесса управления общеобразовательным учреждением. Педагогические и социально-педагогические показатели и индикаторы определяются в конкретном оперативном исследовательском проекте посредством работы с основным понятийным аппаратом изучаемого явления или процесса.

В нашем исследовании мы рассматриваем мониторинг по уровням управления и, в частности, школьный мониторинг как самый массовый в системе образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический мониторинг является элементом системы информационного обеспечения управленческих и педагогических решений и рассматривается как самая эффективная познавательная исследовательская стратегия педагогического процесса.

Рассматривая особенность междисциплинарного подхода к проблеме мониторинга в образовании, предлагаем необходимость выделения интегральных показателей, с помощью которых можно проанализировать состояние школьных процессов. К числу таких показателей, на наш взгляд, можно отнести: социум и тип школы, характер ее работы; режим функционирования или режим развития; преобладающую педагогическую парадигму как основу деятельности педагогического коллектива; материально-техническую и финансовую базы школы; качество преподавания и учения (не только с позиции педагогов, а всех участников образовательного процесса); соответствие образовательных услуг запросам и ожиданиям учащихся и их родителей, характеристики развития личности обучаемых; валеологические показатели школьников; характеристики профессионально-личностного роста педагогов; социальные характеристики субъектов обучения; стиль управления и другие. Выделенные показатели носят интегральный характер и сами по себе не могут выступать индикаторами в мониторинговых исследованиях, они нуждаются в конкретизации как с содержательной, так и с инструментальной стороны посредством предлагаемого нами оперативного исследовательского проекта.

Междисциплинарный подход к построению системы мониторинга, таким образом, характеризуется совокупностью взаимосвязанных показателей развития всех сфер школьной жизни (от материальной базы школы до социальных характеристик субъектов обучения), поддающихся измерению. Способы измерения, частота замеров, степень обобщенности индикаторов различны, но их совокупность должна представлять собой целостную картину состояния школы в любой момент ее развития.

Рассматривая практику информационного обслуживания управления школой с учетом ресурсного обеспечения и социальной среды, мы вводим понятие социально-педагогического мониторинга. Считаем, что предлагаемая нами система мониторингового сопровождения более гибкая и учитывает современные требования к качественному управлению ОУ. Ее можно отнести к видам мониторинга, пользователями которого являются конкретные школы. Данный тип мониторинга направлен на реализацию задач как эффективно-стабильного функционирования общеобразовательного учреждения, так и задач его развития (инноваций), и он может существовать постоянно, что позволит совершенствовать инструментарий, технологию проведения, методы анализа. Социально-педагогический мониторинг – это трехмерная система сбора, обработки, хранения и распространения информации о школе как открытой образовательной системе, ее отдельных элементах, учитывающих основную программно-целевую проблематику, обеспечивающие ресурсы.

Таким образом, социально-педагогический мониторинг (СПМ) представляет собой современное технологическое обеспечение всего комплекса подходов к управлению общеобразовательным учреждением с учетом социальной среды и реализацией главного потенциала – развития человеческих ресурсов на уровнях личности, класса, школы с применением педагогических и социологических методов посредством стандартизированных документов и оперативных исследовательских проектов (схема 1).

Понятие социально-педагогического мониторинга, по нашему мнению, достаточно хорошо «вписывается» в систему категорий современного педагогического знания и основывается на моделировании процесса управления конкретной школой в различных режимах работы с учетом его ресурсного обеспечения и состоит из элементов мониторингового сопровождения управленческого цикла, которые включают в себя трехуровневый подход к социально-педагогическим характеристикам с целевым набором (пакетом) оперативных исследовательских проектов.

На каждом уровне анализа социально-педагогического мониторинга (личности, класса, школы) применяются оперативные исследовательские проекты по проблемам школы, повторяющиеся с необходимой и возможной дискретностью. На основании исследования теории и практики мы разработали методические подходы к оперативному исследовательскому проекту.

Для технологичности процесса мониторинга нами разработан алгоритм операций по реализации оперативного исследовательского проекта, который состоит из пяти этапов: формирование педагогической исследовательской проблемы; теоретическая подготовка исследовательской программы; подготовка методического инструментария; организационная работа по проведению исследования и практическая работа по результатам исследования.

Модель практического применения системы СПМ в управлении ОУ

Таким образом, оперативный исследовательский проект (ОИП) – это инструмент мониторингового сопровождения, представляющий собой систему научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения конкретной проблемы школы на основе фактологических данных.

Это также и социально-педагогическая технология сбора, обработки, хранения и накопления информации о школе как открытой образовательной системе и ее отдельных элементах. Главная особенность разрабатываемого нами инструментария оперативного исследовательского проекта состоит в целостности, системности, которая обеспечивается общей системой показателей (индикаторов) при операционализации понятий, описывающих проблему школы.

В качестве объекта мониторинга с помощью пакета оперативных исследовательских проектов выступает конкретный набор социально-педагогических проблем школы. Для любого вида общеобразовательного учреждения система мониторингового сопровождения качественного управления не меняется. Изменяется только набор оперативных исследовательских проектов как по уровням, так и по проблемам. Однако необходимо отметить, что оперативный исследовательский проект может использоваться и для выполнения контрольных функций.

По нашему мнению, мониторинг дает более полную и качественную информацию, базируется на конечном количестве системно отобранных показателей (индикаторов). Показатели различных оперативных исследовательских проектов, применяемых в общеобразовательном учреждении, сводятся в одну таблицу, которая позволяет исключить их повторение или дублирование, а также вместе с показателями формализованно-статистического инструментария представляет матрицу показателей мониторинга. Это, на наш взгляд, приводит к большей технологичности процесса мониторинга, экономии средств, времени и повышению качества аналитической информации.

Нами разработана модель управления процессом развития общеобразовательного учреждения с системой социально-педагогического мониторинга. Опираясь на работы, которые посвящены теоретическим основам педагогического проектирования (В.И. Воропаев, М.П. Горчакова-Сибирская, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, В.Е. Радионов, С.А. Чандаева и др.), и исследуя многочисленные определения моделирования, социального и педагогического проектирования (В.П. Беспалько, Д.М. Гвишиани, Ю.В. Громыко, Дж. К. Джонс,
Е.С. Заир-Бек,
И.А. Колесникова, В.И. Михеев, А.М. Моисеев и др.), мы убедились, что области применения моделирования не ограничены.

Поскольку под моделью мы понимаем аналог оригинала, а под моделированием – специфическое многофункциональное исследование, следовательно главной задачей моделирования является воспроизведение на основании сходства с существующим объектом другого, заме­няющего его объекта (модели). В ходе анализа педагогической практики нами рассмотрены информационные карты 15 школ, которые являются областными экспериментальными площадками, среди них Печерская МСОШ, МОУ № 39 и № 33 входят в экспериментальную базу нашего исследования.

При рассмотрении роли моделирования в педагогике мы сформулировали основные требования к модели управляющей системы на примере Печерской школы, находящейся в режиме развития: 1. Модель управляющей системы должна включать педагогический, социологический, психологический, управленческий, организационный, валеологический, экономический и правовой компоненты. 2. Структура школы не может быть определена без учета социально-педагогических и психолого-педагогических характеристик субъектов обучения, в том числе их состояния здоровья. 3. В управлении школой, безусловно, необходимо разделение труда, определение специфики и функционального состава управляющей системы для работы по непрерывным образовательным программам. 4. Финансовые затраты должны обеспечивать материально-техническую базу школы, мониторинг и инновационные процессы. 5. Организационная структура управления школой должна быть нацелена на режим развития, обеспечение своевременного и гибкого реагирования на количественную и качественную потребность в подготовке выпускников средней школы на основе государственного образовательного стандарта и регионального образовательного компонента.

На основании данных требований к модели нами представлена модель управления процессом развития общеобразовательного учреждения с системой социально-педагогического мониторинга. В представленной модели (схема 2) определены цель и основные задачи мониторинга. Данная модель управления процессом развития ОУ на протяжении нескольких лет корректировалась и к 2005 году обрела завершенный вариант в рамках тех задач, которые определялись программой развития школы (1999-2006 гг.). На формирующем этапе опытно экспериментальной работы модель была детализирована последовательными управленческими действиями, которые обрели практическое воплощение, и может быть применена в дальнейшей программе развития Печерской муниципальной средней общеобразовательной школы с учетом новых целевых установок (2006-2010 гг.).

Экспериментальная работа, проведенная в 1999 году, заключалась в педагогической диагностике Печерской школы до разработки программы перевода школы в режим функционирования по адаптивной модели «Школа, в которой всем хорошо». Цель диагностики – системный анализ состояния школы на момент вхождения в эксперимент и получения статуса областной экспериментальной площадки. Проанализирован большой массив статистической информации по всем сферам и целевым направлениям деятельности школы, результаты анкетирования педагогов и учащихся, наблюдения за укладом школьной жизни и итоги годичных комплексных курсов повышения квалификации всех педагогов школы, проводимых СОИУУ. Была разработана программа опытно-экспериментальной работы по разработке модели адаптивной школы (1999 – 2006 гг.).

Нами приводятся основные результаты исследования (2003-2006 гг.), которые позволяют увидеть положительную динамику практически по всем направлениям деятельности коллектива школы, при этом подчеркивается возросший личностный ресурс школы.

Схема 2

Модель управления процессом развития ОУ с системой СПМ

Диагностика и Мониторинг процесса Мониторинг

анализ реального развития ОУ функционирования

качественного новой модели

состояния ОУ Обратная связь

Организационно-педагогическими условиями реализации Программы развития Печерской школы на 1999-2006 годы является основная стратегическая идея – реализация личностно-ориентированного образования в адаптивной школе.

Формирующая опытно-экспериментальная работа показала эффективность не только всей внедряемой модели в целом, но и каждого элемента в отдельности. Предложенная модель способствовала качественному росту управленческих решений. В частности, уделено внимание повышению профессионального уровня педагога. До 2005 года дважды повышалась квалификация всего педагогического коллектива, а в 2005-2006 гг. в СОИУУ повысили квалификацию в области современных информационных технологий (I-II уровень) 25 педагогов школы (51%).

Создание адаптивной модели образовательного учреждения и личностно-ориентированное обучение учащихся отразились на результатах обучения и способствовали удовлетворению образовательных потребностей учащихся и родителей (показатель удовлетворенности учащихся и их родителей по методике А.А. Андреева У>3, что свидетельствует о высокой степени удовлетворенности); созданию условий каждому ученику для самореализации и развития; развитию ключевых компетенций.

Динамика роста качества знаний учащихся составляет ежегодно более
1% (в 2003-2004 учебном году – 41%, в 2004-2005 – 42%, в 2005-2006 – 43,4%). Печерская школа в Смоленском районе стала центром по организации методической работы. Педагоги школы возглавляют межшкольные методические объединения учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики и районные методические объединения учителей физики и биологии.

В ходе эксперимента нами были реализованы оперативные исследовательские проекты (таблица 1) и проведен анализ их апробирования. Качественный рост информационного обеспечения управления процессами в общеобразовательном учреждении, позволил определить пути решения социально-педагогических проблем. Исследования в школах показали возможности оперативных исследовательских проектов.

В ходе нашей опытно-экспериментальной работы в Печерской муниципальной средней общеобразовательной школе зафиксирована возможность трансформации модели адаптивной школы с учетом новых задач и приоритетных проблем. Так, благодаря успешной работе педагогического коллектива первая программа была выполнена раньше намечаемых программных сроков, и оценка своего ресурсного обеспечения, в первую очередь личностного, позволила разработать программу адаптивной школы с профильным обучением и приоритетом здоровьесберегающих технологий.

В ходе опытно-экспериментальной работы в Печерской МСОШ нами установлено, что объект (школа) социально-педагогического мониторинга динамичен и находится в постоянном развитии, подвержен влиянию внешних воздействий и подразумевает наличие модели (прогноза), развития (изменения состояния); определены условия реализации социально-педагогического мониторинга, которые предполагают организацию по возможности постоянного слежения (оценку, изучение) за объектом (школой) посредством разработанного инструментария. Мера постоянства, пакет оперативных исследовательских проектов и соответствующий набор инструментария определяются особенностями объекта и предмета исследования конкретного исследовательского проекта, возможностями общеобразовательного учреждения; выявлено, что применяемая модель социально-педагогического мониторинга на уровне муниципальных и региональных систем образования позволит оценивать многие процессы с высоким качеством, по одним и тем же показателям, используя валидные методики и высокий технологический уровень, вследствие чего возможен сравнительный анализ однотипных общеобразовательных учреждений и выявление динамики различных процессов.

Таблица 1

ОИП, апробированные в Печерской МСОШ

 

Тема, объект и предмет

исследования

Основные показатели и индикаторы

 

Состояние межличностных отношений в старших классах и пути их оптимизации (2003 г.)

Объект исследования: межличностные отношения в коллективе школы.

Предмет исследования: состояние межличностных отношений и пути их оптимизации в учебно-воспитательном процессе

- уклад школьной жизни и социокультурные условия;

- эффективность воспитательной системы в школе;

- профессиональная квалификация педагогов;

- мотивация педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе;

- уровень конфликтности в школе и социальной среде;

- коллективные отношения;

- типы поведения и индивидуальные психологические особенности участников образовательного процесса;

- умение администрации и педагогов управлять конфликтами

Девиантное поведение учащихся старших классов (2004 г.)

Объект исследования: девиантное поведение старшеклассников.

Предмет исследования: факторы и социальные условия, влияющие на проявление девиантного поведения

- формы проявления;

- среда формирование отклонений в поведении;

- типичность поведения;

- характер причин, приводящих к девиантному поведению;

- факторы формирования зависимого поведения

Соответствие образовательных услуг запросам и ожиданиям учащихся и их родителей (2005 г.)

Объект исследования: образовательные услуги школы.

Предмет исследования: соответствие образовательных услуг запросам участников образовательного процесса

- уровень и потенциал образования в ОУ;

- соответствие целей участников образовательного процесса;

- соответствие профильного обучения запросам учеников;

- образовательная среда;

- социально-бытовые условия учащихся;

- профессионализм педагогов;

- качество результата образования (с учетом всех составляющих этого понятия);

- удовлетворенность качеством обучения

 

Следовательно, данная мониторинговая система является специфическим комплексом воздействия на взаимосвязь функций управления (управленческий цикл) по оптимизации форм, методов и технологий по качественному управлению школой, адекватных поставленным целям процесса развития в соответствии с ее ресурсным обеспечением.

Результаты диссертационного исследования подтвердили основные положения гипотезы и позволили сделать следующие выводы, которые нашли отражения в заключении:

1. Уточнено понятие «социально-педагогический мониторинг» и его структура применительно к управлению развитием общеобразовательного учреждения с учетом его ресурсного обеспечения, выделен потенциал личностного ресурса.

2. Обоснована необходимость создания оптимальной системы педагогического мониторинга, главными элементами которого являются формализованно-статистический инструментарий и оперативные исследовательские проекты.

3. Разработана и апробирована на практике модель управления процессом развития общеобразовательного учреждения с системой комплексного мониторингового сопровождения.

4. Определена технология разработки и экспериментально проверена возможность оперативных исследовательских проектов.

По нашему мнению, данный практический материал вносит вклад в дальнейшее совершенствование вариативности применения педагогического мониторинга в динамично изменяющихся социально-педагогических условиях реализации основных задач современного общеобразовательного учреждения в период модернизации образования РФ.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающий анализ и решение проблемы. Перспектива исследования состоит в том, что данная тема представляет широкие возможности для проведения дальнейших научных и прикладных изысканий. В качестве самостоятельных предметов исследования могут выступать вопросы:

- методической подготовки администрации, педагогов, психологов и социальных педагогов школы для применения СПМ;

- разработки оптимального сочетания показателей и индикаторов для совершенствования технологии применения в СПМ в педагогической практике;

- разработки пакетов ОИП с инструментарием для образовательных учреждений разных видов;

- использования СПМ в муниципальном и региональном управлении образованием для контроля качества управления однотипными современными общеобразовательными учреждениями.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Фоменков А.И. Социально-педагогический мониторинг в управлении современным общеобразовательным учреждением / А.И. Фоменков // Вестник ЧГПУ. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ. – 2007. – № 6. – С. 161-170.

2. Фоменков А.И. Социальная характеристика школы / А.И. Фоменков // Завуч. – 2000. – № 2. – С. 52-56.

3. Фоменков А.И. Социальный паспорт учащегося и его семьи /
А.И. Фоменков // Завуч. – 2000. – № 2. – С. 57-67.

4. Фоменков А.И. Социальная характеристика класса / А.И. Фоменков // Завуч. – 2000. – № 2. – С. 62-67.

5. Фоменков А. И. Инструментарий письменного опроса участников образовательного процесса / А.И. Фоменков // Завуч. – 2000. – № 2. – С. 68-82.

6. Фоменков А.И. Программа опытно-экспериментальной работы по разработке варианта модели сельской адаптивной школы «Школа, в которой всем хорошо» / А.И. Фоменков // Сельская школа – шаг в будущее: из опыта работы экспериментальных площадок сельских школ. – Смоленск: Изд-во СОИУУ, 2000. – Вып. 2. – С. 65-71.

7. Фоменков А.И. Социологические исследования ценностных ориентаций молодежи и учет их в образовательной политике и социальном прогнозировании / А.И. Фоменков // Образование, культура, христианство, их воздействие и миссия в ХХI веке: материалы пятой международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.2; под ред. П.И. Третьякова. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2000. – С. 288-290.

8. Фоменков А.И. Организационно-педагогические условия обеспечения социализации личности / А.И. Фоменков // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. – Выпуск 4. – С. 289-293.

9. Фоменков А.И. Трансформация образовательных политик стран Европы и Российской Федерации в первой четверти ХХI века в целях развития современной школы / А.И. Фоменков // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. – Выпуск 5. – С. 214-222.

10.Фоменков А.И. Современная теория управления школой как часть общей теории управления организациями: зарубежный опыт / А.И. Фоменков // Проблемы развития российского экономического образования в ХХI веке: теория и практика: материалы научно-практической конференции. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. – С. 179-188.

11.Фоменков А.И. Мониторинг как практическая система информационного обслуживания управления школой / А. И. Фоменков // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ 5-6 января 2004 года. В 4 т. Т. 4. Педагогика и методика. – Москва-Луганск: Издательство МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ, Смоленск ООО «Инга», 2004. – С. 126-130.

12.Фоменков А.И. Сущность и построение системы социально-педагогического мониторинга управления развитием общеобразовательного учреждения / А.И. Фоменков // Этическое и эстетическое в научном исследовании, образовании и воспитании: материалы научно-практической конференции. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 57-72.

13.Фоменков А.И. Методологический подход к пониманию сущности моделирования эффективного функционирования школы в прогрессирующем динамичном режиме / А.И. Фоменков // Проблемы развития российского экономического образования в XXI веке: теория и практика: материалы научно-практической конференции 16-17 декабря 2004 г. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 100-110.

14.Фоменков А.И. Идеи гуманизации в образовании как детерминирующий фактор эффективного управления функционирования школы в прогрессирующем динамичном режиме / А.И. Фоменков // Проблемы «нового гуманизма» в современной России: материалы научно-практической конференции
25-26 января 2005 г. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 95-100.

15.Фоменков А.И. Общеобразовательное учреждение в процессе развития как объект управления / А.И. Фоменков // Социальные трансформации: Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (Феномен образования): материалы международного коллоквиума. – Смоленск: Изд-во
СмолГУ, 2006. – Выпуск 11 – С. 160-165.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.И. Фоменков

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

Подписано к печати 08.10.07. Формат 60х84 1/16.

Печать ризографическая. Усл. п. л. 1,13. Тираж 100 экз. Заказ № .

Дата сдачи в печать 09.10.07.

Смоленский промышленно-экономический колледж

г. Смоленск, пр-т Гагарина, 56, тел.: 55-38-18

 

Последнее обновление 16.12.10 15:31
 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ