Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Наука и практика в учебном процессе

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
02.09.10 22:33

Наука и практика в учебном процессе

Фоменков А.И. – к.п.н., доцент

кафедры социологии СмолГУ

Глубокоуважаемые коллеги! Сегодняшняя конференция на ряду с другими научными форумами и дискуссиями несомненно имеет значение для научного сообщества в осмыслении взаимосвязей науки и общества.

Говоря о взаимодействии науки и практики в учебном процессе важно подчеркнуть: познание невозможно без практики, познавательная и практическая деятельности друг без друга существовать не могут.

Реформа системы образования по своей сути связана с тем, что в течение последних десятилетий изменения в жизни общества не просто умножаются по объему с возрастающей скоростью, но и приобретают качественно новые функции. Модернизация высшего образования в РФ, означает системный подход в решении комплекса проблем не только силой государственных органов власти и управления, но и привлечение научного сообщества, а также структур всего гражданского общества. Вектор модернизации направлен на качественное развитие и совершенствование вузовского образования в соответствии с современными требованиями. «Основная цель профессионального образования, - отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования» [4. С. 16].

В связи с этим особое значение приобретает проблема качества высшего образования. Так особенно в последнее десятилетие проходили многочисленные дискуссии как в обществе, так и в научной сфере по проблеме качества образования, в том числе и высшего, в результате которых, на наш взгляд, сложилось несколько основных подходов к пониманию качества.

Это, прежде всего системный подход, в рамках которого дается структурный анализ системно-целостной категории «качество высшего образования», разрабатываются теоретико-методологические модели оценки и мониторинга качества образования как результата и как процесса. Наша позиция близка именно к этому подходу. Так, Н.А. Селезнева следующим образом определяет качество высшего образования: «Качество высшего образования есть сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам)» [7. С. 75]. Кроме того, некоторые специалисты, в том числе и группа международных экспертов рассматривает качество образования как соответствие государственному образовательному стандарту.

Целевой подход, отражающий качество образования как соотношения цели и результата образования.

Подход компетентностный который определяет качество образования как качество образовательной услуги и продукции, обладающей свойствами которые удовлетворяют потребителей. Необходимо подчеркнуть, что понятие компетенции, с одной стороны, является устойчивым, ассимилирующим наличные и потенциальные познавательно-практические возможности, а с другой стороны подвижно, исторически изменчиво, так как знания и соответственно умения и навыки устаревают, становятся неадекватными новой исторической ситуации. Вследствие этого, компетентность, на наш взгляд, не привязана жестко к определенному образовательному содержанию знаний и умений.

Сегодняшние целевые установки социально-экономического развития Российской Федерации требует от науки и образования качественно новых результатов. Без науки не возможны инновационные процессы, без образования не будет носителей этих инноваций. Данная проблема системна, комплексна и сложна в решении. Каждый вуз имеет свою специфику в подготовке будущих специалистов, а с 2009 года в большинстве вузов РФ – бакалавров и магистров, поэтому в большей степени речь будет о Смоленском государственном университете и о работе кафедры социологии.

Не смотря на то, что в последние годы наблюдается в России бурный рост негосударственных вузов и их филиалов, старейший вуз г. Смоленска СмолГУ (создан в 1918 г.) в условиях рынка демонстрирует гибкость образовательных стратегий и высокие адаптивные свойства и в 2006 г. становится Смоленским государственным университетом с кафедрой социологии на факультете управления [См. подробней: 3. С. 4- 7; 2. С. 91-95].

История возникновения и становления кафедры социологии в Смоленском государственном университете связано с непосредственной плодотворной деятельностью профессора Егорова А.Г., возглавившего кафедру. Сейчас Александр Григорьевич является проректором по научной работе СмолГУ, что, несомненно, качественно сказывается на научно-педагогической деятельности кафедры. Развитие кафедры стало возможным, благодаря нескольким факторам:

1) сотрудничество с университетом г. Хагена (Германия). Открытие немецкими коллегами при Смоленском государственном педагогическом университете Центра дистанционного обучения, специализировавшегося в тот период на подготовке студентов-социологов, осуществлявшейся на немецком языке по немецким программам и завершавшейся присвоением международной академической степени Bachelor of Arts, стало одним из факторов развития социологического образования в регионе. Прежде всего, хагенские профессора в соответствии с соглашением о межвузовском сотрудничестве непосредственно включились в процесс научно-педагогической деятельности по обучению студентов-социологов СГПУ, а затем и СмолГУ. Их участие ситуативно разрешало проблему преподавательских кадров по дисциплинам социологического цикла, а в последствии двое выпускников Хагенского заочного университета стали сотрудниками кафедры, а Грибер Ю.А. – к.ф.н., доцент в 2008 г. возглавила кафедру.

2) сотрудничество с научным потенциалом республики Беларусь. Сама идея создания отделения социологии и соответствующей кафедры появилась из попыток организации в Смоленском педагогическом университете славянского отделения, ориентированного на обучение студентов из трех братских славянских государств России, Украины и Беларуси. Итоговое решение – готовить социологов. Наиболее продуктивным оказалось взаимодействие с Беларусью благодаря участию белорусской стороны непосредственно в процессе подготовки студентов-социологов. Профессор БГУ (г. Минск) Можейко М.А. ежегодно читает объемные курсы лекций по социологии и философии. Содержательны и плодотворны научные контакты. Белорусские коллеги – постоянные участники заседаний международного коллоквиума, авторы статей в выпусках его материалов. Смоленские студенты неоднократно участвовали в научных конференциях, проводимых в Белоруссии.

3) научно-педагогические связи с крупнейшими научными и образовательными центрами России (Москва и Санкт-Петербург). Это, прежде всего, их участие в учебном процессе подготовки социологов, учебно-методическая помощь, повышение квалификации преподавателей посредством участия в заседаниях Учебно-методического объединения (МГУ) и переподготовки в Федеральном Центре СПбГУ, проведение социологических исследований (с СПбГУ – ежемесячные мониторинги общественного мнения по выборке и заданию ВЦИОМ; с МГУ – массовые и экспертные опросы по заданиям Института «Общественная экспертиза»).

Это позволило уже в 2004 г. кафедре социологии участвовать в подготовке аналитических материалов по проекту «Потенциал российских ВУЗов в реформе высшего образования» по заказу Института «Общественная экспертиза» и организовать при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект», который работает и по сей день. Центр проводит исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетинговой исследовательской компании Бизнес Аналитика, других маркетологических организаций. В работе центра активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты.

Приведенные нами факторы и создавшиеся условия позволили преподавателям кафедры социологии в динамичном учебном процессе более целеустремленно работать над повышением качества обучения будущих социологов.

Необходимо отметить, что качество высшего образования в значительной степени детерминировано требованиями современного рынка, которые обуславливают его основные составляющие – процесс и результат. Важнейшим структурным элементом процесса социологического образования выступает качество его содержания, которое включает фундаментальные знания, сопряженные с практикой профессионального становления будущего социолога. Основная образовательная программа подготовки социолога в университете предусматривает изучение студентами цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественно-научных дисциплин; цикла общепрофессиональных дисциплин; цикла дисциплин специализации спецкурсов и курсов по выбору образующих целостную образовательную систему.

Большинство ученых и практиков образования в данном контексте под целостностью образования понимают единство общей гуманитарной и общей естественно-научной составляющих фундамента университетского образования. Кроме того, университет представляет единство двух функций – исследовательской и преподавательской. Университет – это не только хранитель фундаментальных ценностей, но и основной источник пополнения научно-педагогических кадров для высшего образования и генератор идей в области организации образования.

Основу высшего профессионального образования по специальности 020300 (040201 ) – Социология (специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000. № 686) с квалификацией – Социолог, преподаватель социологии является соответствующий Государственный образовательный стандарт. Согласно этому документу специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой дол­жен: знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки; принципы соотношения методологии и методов социологического познания; владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследова­ния; уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической инфор­мации; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отече­ственной социологии; уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии; владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений; уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности; владеть инновационными технологиями в практике социологической работы.

Специалист социолог должен быть подготовлен: к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях; к профессиональной деятельности в аналитических социологических центрах, предпри­ятиях, фирмах и консалтинговых компаниях; к работе в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего социологического образования; к работе в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий; к деятельности в сфере Рubliс Rеlаtiоns; к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности; к работе в научных институтах и социологических службах экспертом-консультантом.

Исходя из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социолога, студент должен изучить дисциплины профессиональной подготовки преподавателя и пройти, помимо производственной практики и преддипломной практики (на 3, 4 и 5 курсах 15 недель), педагогическую практику (на 4 и 5 курсах 7 недель). В итоге 22 недели практической работы в различных организациях и образовательных учреждениях за период обучения проходят студенты-социологи с представлением отчетов за каждую практику.

Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисци­плину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, так как в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждае­мый соответствующим государственным органом (как правило, Ми­нистерством образования).

Учебный план специальности представляет собой как бы стратегический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанавливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп: 1. ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. 2. Общие математические и естественнонаучные дисциплины. 3. Общие профессиональные дисциплины. 4. Дисциплины специализации.
5. Дополнительные виды обучения.

Далее в плане указывается, в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какова форма отчетности (зачет или экзамен). Кроме этого, в учебном плане специальности указываются время и сроки прове­дения различных видов практики, подготовки курсовых работ и ди­пломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения. Всего 8500 часов.

Рабочие программы, в основном разработанные на основе сборника примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2006 г. были переработаны в учебно-методические комплексы, которые отражают организацию, содержание и методику учебных занятий.

Помимо текущих занятий кафедра ежегодно организует чтение лекций для студентов отделения социологии преподавателями из г. Москвы (проф. Розов М.А.), г. Хагена (проф. Егер, проф. Бертельс, проф. Фукс-Хайнритц). В 2005 г. проф.
А.Н. Кочергиным (МГУ) прочитан спецкурс для аспирантов «Методика диссертационного исследования».

Весь учебный процесс позволяет достаточно эффективно руководствоваться одним из основных принципов государственной политики в области образования – гуманизацией, которая предполагает выявление возможностей самовоспитания и самообразования, путей развития способностей к профессиональной и педагогической деятельности и обусловливающий диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций. Гуманистический характер образования включает в себя воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование общей культуры человека.

На протяжении всех пяти курсов гуманизация образования реализуется, прежде всего, через его гуманитаризацию, являющейся базовой тенденцией интеграции знаний в сфере человекозанания и проявляющейся в обосновании ценностных основ теоретических концепций, в развитии профессионально-личностной рефлексии.

В своей совокупности дисциплины общегуманитарного и социально-экономического блока, образующие определенную целостность, обеспечивают формирование не узкого специалиста, а развитой личности, гражданина общества, способного к научному познанию окружающего мира. Созданное образовательное пространство расширяет познавательные возможности будущего социолога, делает его более гибким профессионально, позволяет видеть междисциплинарные связи, проблемы на стыке наук, учит студентов социальной ответственности.

В условиях сложившегося рынка кадров выпускники сталкиваются с трудностью найти место по специализации, но фундаментальная подготовка, включающая гуманитарные основания, выработанное социологическое мышление, приобретенные практические навыки принципиально расширяют возможности будущего специалиста. В связи с существующем на кафедре социологии гибким и комплексным подходом к учебному процессу, студент овладевает не только методами разных наук, но и посредством вариативной части учебного плана овладевает широкими современными, перспективными знаниями, умениями и навыками которые позволяют ему легко перепрофилироваться в рамках своей отрасли знания и за ее пределами. Наши выпускники успешно работают не только по специальности, но и менеджерами во всех производственных сферах, специалистами по рекламе и маркетинговых исследований, связям с общественностью и кадровой работе, в аналитических отделах и аппарате государственной гражданской службы, консалтинговых фирмах и силовых структурах.

Все названные достоинства гуманитаризации в целом могут быть охарактеризованы как изменения ориентации образования с получения готового знания, отражающего ставший, осуществленный мир, на проблемное, меняющееся знание, функционирующее в динамично изменяющемся современном мире.

За семь лет со дня создания кафедры, проведено 14 международных коллоквиумов по теме «Социальные трансформации» и изданы сборники материалов. Только за последние четыре года проведены следующие коллоквиумы: «Социальные трансформации: Образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса» (вып. 6); Социальные трансформации: Религиозное сознание в условиях либерально-демократических преобразований» (вып. 7); «Социальные трансформации: Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период» (вып. 8); «Социальные трансформации: Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (Концепция социальных эстафет М.А. Розова)» (вып. 9); «Социальные трансформации: Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций (Феномен экосознания)» (вып. 10); «Социальные трансформации: Механизмы научного и социокультурного взаимодействия (Феномен образования)» (вып. 11); Социальные трансформации: «Феномен социальной мимикрии: миф в сознании человека» (вып. 13); Социальные трансформации: «Феномен социальной мимикрии: многообразие видов и региональная специфика» (вып. 14).

Организовано издание серии книг в рамках проекта «Библиотека международного коллоквиума «Социальные трансформации». Вышли из печати: Бертельс Л. Город как малая родина: триединое пространство крупных городов: сценарий / пер. с нем. под ред. А.Г. Егорова. Смоленск: СГПУ, 2004; Кочергин А.Н. Проблемы научного творчества. Смоленск: СГПУ, 2004; Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик: сравнительный анализ синергетической и постмодернистских парадигм. Смоленск: СГПУ, 2004; Образование в Смоленской области: опыт регионализации / под ред. Егорова А.Г. Смоленск: СГПУ, 2004; Розов М.А. Феномен социальных эстафет. Смоленск: СГПУ, 2004; Славин А.В. Феномен научного открытия. Смоленск: СГПУ, 2004; Егоров А.Г., Кузьмина Л.А., Юхименко И.А. Малое предпринимательство: институциональная эволюция в контексте мирового и российского опыта. Смоленск, 2005; Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблема эпистемологии. Смоленск, 2005; Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). Смоленск, 2005; Кочергин А.Н. Диссертационное исследование. Смоленск, 2005. Егер В., Майер Х.-И. Социальные изменения в социологических теориях современности; пер. с нем. В.В. Двойнева. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. Гавриленков А.Ф. Трансформация религиозного сознания (на материалах Смоленского края в X- начале XXI вв.). Монография. – Смоленск, 2007.

Преподавателями кафедры подготовлены и опубликованы учебные и учебно-методические пособия, три из которых получили гриф Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, методические рекомендации, указания, тексты лекций, а так же программа государственной аттестации по специальности 020300 - социология.

Проректор по научной работе проф. Егоров А.Г. является руководителем проектов по грантам РГНФ и Смоленской областной администрации № 04-03-58201 г/Ц «Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса» – проект завершен; № 03-03-00494 а/Ц «Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период»; № 05-03-58302 а/Ц Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций.

Свою практическую научно-исследовательскую работу студенты начинают в четвертом семестре с курса «Методология и методика социологического исследования». В ходе изучения данного курса на протяжении двух семестров каждый студент по своему выбору темы проводит самостоятельное социологическое исследование. Практика показывает, что в основном выбор тем осуществляется по трем направлениям: социальные проблемы в обществе, проблемы молодежи и студенчества и проблемы общеобразовательных учреждений. Этот первый опыт сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации дает определенные умения и навыки при решении задач трех последующих производственных практик, двух курсовых работ и выпускной квалификационной работы – защиты диплома.

Под руководством преподавателей кафедры студенты социологического отделения принимают участие в научно-практических конференциях: Международных научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004», «Ломоносов 2005», «Ломоносов 2006», «Ломоносов 2007», «Ломоносов 2008» в МГУ им. Михаила Васильевича Ломоносова; участие в ежегодной конференции молодых ученых Института культурологии РАН (Москва) «Науки о культуре: шаг в XXI век»; Международных научных конференциях в Санкт-Петербурге (2006 г.). В университете проведено уже 56 ежегодных студенческих научных конференций. По результатам этих научно-практических конференций, помимо университетского сборника статей, издано четыре сборника статей студентов, аспирантов и молодых преподавателей факультета управления «Путь в науку» (23 апреля 2005 г., 22 апреля 2006 г., 21 апреля 2007 г. и 26 апреля 2008 г.). Буквально вчера пришли результаты конкурса студенческих научных исследований в Магаданском государственном университете. В этом конкурсе победителями стали наши студенты, заняв 1-е, 2-е и 3-е места. Студенты принимают участие в ежегодном университетском конкурсе творческих проектов в образовании. В этом конкурсе серьезно конкурируют между собой творческие работы студентов педагогических специальностей.

По заказу Департамента образования Смоленской области в 2005 и 2008 гг. кафедрой проведено социологическое исследование удовлетворенности качеством образования в выпускных классах средних школ г. Смоленска (руководитель проекта проф.
А.Г. Егоров). Департаментом образования Смоленской области участникам проекта была объявлена благодарность.

В 2004, 2005, 2006, 2007 и гг. кафедра успешно провела четыре выпуска студентов-социологов. Аттестационная комиссия (председатель – профессор МГУ Гречихин В.Г.) отметила в целом высокий качественный уровень ответов студентов по педагогическим дисциплинам и методике преподавания социологии, и соответствие уровня подготовки специалистов требованиям времени. На кафедре осуществляется подготовка аспирантов и соискателей по философско-социологическим отраслям знаний. За достаточно короткий срок успешно проведены три защиты кандидатских диссертаций, две кандидатские диссертации и одна докторская – подготовлены к защите.

Указанные выше наши успехи за крайне короткий исторический путь кафедры мотивируют преподавателей на дальнейшую творческую, плодотворную работу. Вместе с тем существуют проблемы, над которыми работает кафедра:

- повышение эффективности производственных (на 3, 4 и 5 курсах) и педагогических (на 4 и 5 курсах) практик;

- совершенствование научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и преподавателей;

- внедрение в методику проведения занятий современных педагогических технологий, повышения качества занятий посредством расширения количества и качества учебно-методических пособий, справочной литературы, лекций для студентов заочной формы обучения;

- улучшение умений и навыков студентов по применению компьютерных технологий для обработки социологической информации;

- совершенствование совместной учебно-воспитательной работы с другими факультетами университета.

- планирование в дальнейшем использования технологии дистанционного обучения со студентами заочниками.

Модернизация высшего образования предполагает использование в учебном процессе со студентами мультимедийных форм преподавания социологических дисциплин. Предстоит создание электронной кафедральной библиотеки, т. к. большинство научных источников изданы небольшими тиражами.

Вовлекать и мотивировать участие студентов в научно-исследовательских проектах, отрабатывая навыки проведения прикладного социологического исследования, полученные при проведении практической работы в рамках учебной дисциплины «Методология и методика социологических исследований» и производственных практик.

Как отмечают многие ученые (М.С. Каган, Н.И. Шевандрин, Л.Д. Столяренко, С.М. Самыгин и др.), личность человека можно оха­рактеризовать пятью основными потенциалами: познавательным, морально-нрав­ственным, творческим, коммуникативными и эстетическим. Такие потенциалы играют роль динамических доминант, задающих на­правленность процессу развития личности.

Исследования многих педагогов и психологов, показывают, что ретроспек­тивное или так называемое «мертвое» зна­ние не способствует повышению уровня компетентности обучающихся. Образова­тельный процесс в вузе должен быть на­правлен на привитие умения получать «живое знание», являющееся наиболее ценным в динамично меняющемся мире.

Матюнин Б.Г. полагает, что одновременно должна развиваться зона «незнания» обучающихся, что во многом обеспечивает реализацию принципов гу­манизма, природосообразности и культуросообразности в организации образова­тельного процесса. Возникает закономер­ный вопрос, а в чем же принципиальная разница между существующими система­ми организации, образовательного процесса и той системой, которая способствует получению «живого знания» и расширению зоны «незнания» обучающихся? На его взгляд, она заключается в том, что уровень креативности образовательного процесса рассматривается не только как важный фактор повышения его качества, но и во многом как неотъемлемое условие всей познавательной деятельности. Эта точка зре­ния и определила название компонента компетентности специалистов как познавательно-творческого. [5]

Таким образом, обозначим важный вопрос об уровне знаний будущих специалистов и качестве преподавания для любого вуза. Этот вопрос предстоит по-новому осмысливать и решать в контексте «Болонской декларации». Мы полагаем, что наиболее «нужные» для ближайшего рассмотрения следующие проблемы: научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателей вузов; новые возможности применения в обучении студентов информационных технологий; процесс постдипломного образования и повышение квалификации преподавательского состава вузов; качество образования в условиях открытых образовательных систем; возможности изучения нескольких языков (языковой барьер с Европой).

Вопросам развития творчества в процессе профессиональной подготовки посвящено большое количество педагогических и психо­логических исследований. Основываясь на предложенных научных точках зрения К.А. Абульхоновой, Н.В. Васиной,
Л.Г. Лапте­вым, В.А. Сластениным и др., на познавательные и креативные процессы в ходе обучения, полагаем возможным в качестве интегративных показателей познавательно-творческого компонента профессиональной компетентности предложить следующие: институциональный, заданный системой требований к выпускнику вуза; познавательный; творческий; духовный; гражданско-нравственный; коммуникативно-языковой; социально-адаптивный; информационно-технологический.

Мы полагаем, что главным конечным результатом, а следовательно, и целью обучения являются умения, а знания по отношению к ним выступают в качестве средства его проявления.
К. К. Платонов писал: «Умение, - есть способность человека осуществлять какую-либо определенную деятельность или действие в новых для него условиях, приобретенная им на основе ранее полученных знаний и навыков» [6. С. 36].

В ведущих вузах России формируются системы управления качеством высшего образования, исследующие его состояние, выявляющие проблемы и разрабатывающие рекомендации по его совершенствованию. Эту работ на более высоком уровне предстоит совершенствовать всем нам – преподавателям высшей школы.

Спасибо за внимание!

Литература:

1. Актуальные проблемы дидактики высшей школы : современные технологии обучения : межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. Г. В. Щербовой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

2. Егоров, А. Г. Предпосылки становления Болонского процесса в России : опыт периферийного вуза / А. Г. Егоров // Социальные трансформации ( Выпуск 6 ) : Материалы международного коллоквиума « Социальные трансформации : образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса ». Смоленск : СГПУ, 2004. – С. 91-95.

3. Кодин, Е. В. Дела и люди СГПУ / Е. В. Кодин // Образование. –
2000. - №2. – С. 4-7.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2000.

5. Матюнин Б.Г. О сущности незнания. // Педагогика. 1995. № 3. С. 37-40.

6. Платонов К. К. Вопросы психологии труда / К. К. Платонов. – М., 1970.

7. Селезнева Н. А. Система качества образования в вузе как объект комплексной оценки и анализа / Н. А. Селезнева // Проблемы качества образования. В 2-х кн. ; Кн. 2. Оценка и управление качеством в высшем образовании. Материалы XII Всероссийского совещания. – 2-е изд. – М. ; Уфа, 2003.

ОТЧЁТ

об учебно-методической работе кафедры философии

и социологии СГПУ за 2002 – 2003 учебный год

Подготовка аспирантов осуществлялась по специальности «Онтология и теория познания».

Помимо курсов «Философия», «Общая социология», «История социологии», «Социология духовной жизни», «Социология религии», «Методология и методика социологических исследований», «Социология организации», «Политическая социология», «Социальная антропология», кафедра обеспечивала преподавание курсов: «Основы этики и эстетики», «Культурология», «Логика», «Концепции современного естествознания», «Социология».

Преподаватели кафедры принимали участие в приёме вступительных экзаменов в аспирантуру, принимали экзамен кандидатского минимума по философии.

Программы учебных дисциплин, планы семинарских занятий, тематика контрольных работ, докладов и рефератов, экзаменационные вопросы и билеты корректировались с учетом требований общеобразовательных стандартов и развития философских знаний. Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебные программы и планы семинарских занятий по курсам «Културология», «Методология и методика социологических исследований », «Социология организаций», «Социология религии», «Общая социология», «Политическая социология», «Социология международных отношений».

Кафедра постоянно работала над внедрением в учебный процесс новых форм и методов бучения: курсы по выбору, проводимые профессором Егоровым А.Г. , составление рефератов по актуальным проблемам философии, культурологи, социологии и обсуждение их на семинарах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение проблемных вопросов и решение задач, тестов, а так же выполнение отдельных упражнений.

Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи внутри вуза, с кафедрами философии и социологии других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. кафедра внимательно относится к развитию связей с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора Егер и Бертельс выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СГПУ. Профессор Егоров А.Г. выступал с лекциями и докладами в Хагенском заочном университете. Кафедра планирует расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами философии и социологии других вузов и администрацией города Смоленска и области.

В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы № 39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска при разработке учебных программ, чтении лекций по курсу философии с учетом рекомендованного стандарта, обязательного минимума. В течении года кафедра философии и социологии СГПУ сотрудничала с кафедрой гуманитарных дисциплин Института усовершенствования учителей и др.

Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска.

В 2002 – 2003 учебном году начал работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг - Проект». Центр производил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетологических организаций. В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты.

Преподаватели и студенты-социологи принимали непосредственное участие в организации и проведении Всероссийской переписи населения. Их работа была высоко оценена руководством области.

ОТЧЁТ

о работе кафедры социологии СГПУ за 2003 – 2004 учебный год

Кафедра работала над совершенствованием учебной, методической, научной и воспитательной работы. Учебные занятия по общему курсу социологии проводились на следующих факультетах: психолого-педагогический, ХГФ, филологический, исторический, преподавание специальных социологических дисциплин проводилось в соответствии с учебными планами факультета управления. Подготовка аспирантов осуществлялась по специальности «Онтология и теория познания».

В прошедшем учебном году кафедра продолжала поиск новых и совершенствование уже сложившихся форм аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Одной из главных задач кафедры являлось привитие студентам вкуса к исследовательской деятельности. Актуальна была работа студентов над курсовыми и дипломными проектами. В 2003-04 учебном году кафедра успешно провела первый выпуск студентов-социологов. Председатель ГАК профессор МГУ Гречихин В.Г. отметил, что уровень подготовки специалистов полностью соответствует требованиям времени.

Программы учебных дисциплин, планы семинарских занятий, тематика контрольных работ, докладов и рефератов, экзаменационные вопросы и билеты корректировались с учетом требований общеобразовательных стандартов и учебно-методического объединения. Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебные программы и планы семинарских занятий по курсам «Методика преподавания социологии», «Научные основы курса социологии», «Социология семьи», «Этносоциология», «Государственное и муниципальное управление», «Социолингвистика», «Анализ данных в социологии», «Социологические проблемы изучения общественного мнения».

Кафедра постоянно работала над внедрением в учебный процесс новых форм и методов бучения: курсы по выбору, подготовка рефератов по актуальным проблемам социологии и обсуждение их на семинарах, выполнение индивидуальных заданий, дискуссии по проблемным вопросам и решение тестовых задач, а так же выполнение отдельных упражнений.

Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи внутри вуза, с социологическими кафедрами других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Орла – ОРАГС, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. Кафедра плодотворно развивает связи с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора Егер, Бертельс, Фукс-Хайнритц выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СГПУ. Кафедра планирует дальнейшее расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами других вузов, администрациями города Смоленска и области.

В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы №39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска.

Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска.

В 2003–2004 учебном году продолжил работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг - Проект». Центр производил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетологических организаций. В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты.

Доценты Кажанов О.А., Фоменков А.И. прошли повышение квалификации в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете переподготовки специалистов по социологии и социальной работе.

ОТЧЁТ

о работе кафедры социологии СГПУ за 2004 – 2005 учебный год

В прошедшем учебном году кафедра продолжала поиск новых и совершенствование уже сложившихся форм аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Одной из главных задач кафедры являлось привитие студентам вкуса к исследовательской деятельности. Актуальна была работа студентов над курсовыми и дипломными проектами. В 2004-05 учебном году кафедра успешно провела второй выпуск студентов-социологов. Председатель ГАК профессор МГУ Гречихин В.Г. отметил, что уровень подготовки специалистов полностью соответствует требованиям госстандарта.

Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебные программы и планы семинарских занятий по курсам «Менеджмент в социальной сфере», «Бизнес-социология», «Интернет-социология».

Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи как внутри университета, так и с социологическими кафедрами других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Орла – ОРАГС, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. Кафедра плодотворно развивает связи с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора Егер, Бертельс, Фукс-Хайнритц выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СГПУ и с лекциями на отделении социологии. Кафедра планирует дальнейшее расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами других вузов, администрациями города Смоленска и области.

В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы №39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска. Преподаватели кафедры участвовали в работе областной комиссии по приему ЕГЭ по обществознанию.

Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска.

В 2004–2005 учебном году продолжил работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект». Центр производил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетологических организаций. В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты.

Преподаватели кафедры прошли повышение квалификации на курсах университета по современным педагогическим технологиям высшей школы.

ОТЧЁТ

о работе кафедры социологии СмолГУ за 2005 – 2006 учебный год

Кафедра работала над развитием учебной, методической, научной и исследовательской деятельности. Учебные занятия по общему курсу социологии проводились на следующих факультетах: психолого-педагогический, ХГФ, филологический, исторический, преподавание специальных социологических дисциплин проводилось в соответствии с учебными планами факультета управления. Подготовка аспирантов осуществлялась по специальности «Онтология и теория познания». Для аспирантов профессором МГУ им. М.И. Ломоносова А.Н. Кочергиным был прочитан курс лекций о методике написания диссертационного исследования.

В прошедшем учебном году кафедра продолжала поиск новых и совершенствование уже сложившихся форм аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Одной из главных задач кафедры являлась организация исследовательской деятельности студентов. Актуальна была работа студентов над курсовыми и дипломными проектами. В 2005-06 учебном году кафедра успешно провела второй выпуск студентов-социологов. Председатель ГАК профессор МГУ им. Ломоносова Гречихин В.Г. отметил, что уровень подготовки специалистов полностью соответствует требованиям госстандарта.

Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебные программы и планы семинарских занятий по курсам: «Семиотика», «Социология молодежи», «Социология права», «Оперативное социологическое исследование», «Политическая мифология», «Изучение социальных процессов».

Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи как внутри университета, так и с социологическими кафедрами других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Орла – ОРАГС, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. Кафедра плодотворно развивает связи с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора Егер, Бертельс, Фукс-Хайнритц выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СмолГУ и с лекциями на отделении социологии. Кафедра планирует дальнейшее расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами других вузов, администрациями города Смоленска и области.

В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы №39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска. Преподаватели кафедры участвовали в работе областной комиссии по приему ЕГЭ по обществознанию.

Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска.

В 2005–2006 учебном году продолжил работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект». Центр производил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, маркетинговой исследовательской компании Бизнес Аналитика. В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты.

Преподаватели кафедры прошли повышение квалификации на курсах университета по современным педагогическим технологиям высшей школы.

ОТЧЁТ

о работе кафедры социологии СмолГУ за 2006 – 2007 учебный год

Кафедра работала над развитием учебной, методической, научной и исследовательской деятельности. Учебные занятия по общему курсу социологии проводились на следующих факультетах: психолого-педагогический, художественно-графический, филологический, исторический, преподавание специальных социологических дисциплин проводилось в соответствии с учебными планами факультета управления. Подготовка аспирантов осуществлялась по специальности «Онтология и теория познания». Для аспирантов профессором МГУ им. М.И. Ломоносова А.Н. Кочергиным был прочитан курс лекций о методике написания диссертационного исследования.

В прошедшем учебном году кафедра продолжала поиск новых и совершенствование уже сложившихся форм аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Одной из главных задач кафедры являлась организация исследовательской деятельности студентов. Актуальна была работа студентов над курсовыми и дипломными проектами. В 2006-07 учебном году кафедра успешно провела третий выпуск студентов-социологов. Председатель ГАК профессор МГУ им. Ломоносова Гречихин В.Г. отметил, что уровень подготовки специалистов полностью соответствует требованиям госстандарта.

Были разработаны, обсуждены на заседании кафедры и утверждены новые учебно-методические комплексы и планы семинарских занятий по курсам: «Социология международных отношений», «Мировая политика», «Логика», «Семиотика», «Социология искусства», «Гендерная социология», «Эстетика», «Социология молодежи», «Интернет-социология», «Социологические проблемы изучения общественного мнения», «Исследование социально-экономических процессов», «Социология (для студентов специальности История)», «Инноватика», «Социальная экология», «Электоральная социология», «Социология туризма», «Социология», «Региональная социология», «Социология быта», «Методика преподавания социологии», «Организация делопроизводства в дошкольных образовательных учреждениях», «Организация финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений», «Менеджмент в социальной сфере», «Социология образования», «Социология личности», «Методология и методика социологического исследования», «Социология организаций», «Социология права», «Социальная антропология», «Этносоциология», «Социология семьи», «Социолингвистика», «Социология коммуникаций», «Массовая коммуникация».

Кафедра постоянно работала над внедрением в учебный процесс новых форм и методов бучения: курсы по выбору, подготовка рефератов по актуальным проблемам социологии и обсуждение их на семинарах, выполнение индивидуальных заданий, дискуссии по проблемным вопросам и решение тестовых задач, выполнение отдельных упражнений, олимпиада по логике.

Кафедра развивала и продолжает развивать межкафедральные связи как внутри университета, так и с социологическими кафедрами других городов, например, Брянска – БГУ, Москвы – МГУ, Орла – ОРАГС, Санкт-Петербурга – Социологический институт РАН и др. Кафедра плодотворно развивает связи с заочным университетом г. Хагена Германия. Профессора В. Егер, Л. Бертельс, В. Фукс-Хайнритц выступали с научными докладами на международном коллоквиуме в СмолГУ и с лекциями на отделении социологии. Кафедра планирует дальнейшее расширение связей и отношений с Хагенским заочным университетом, кафедрами других вузов, администрациями города Смоленска и области.

В отчетный период кафедра оказывала научно-методическую помощь преподавателям и учителям средней школы № 39, педагогического колледжа, лицея и других средних и средне-специальных учебных заведений города Смоленска. Преподаватели кафедры участвовали в работе областной комиссии по приему ЕГЭ по обществознанию.

Кафедра провела два международных коллоквиума по социальным трансформациям и выпустила по их итогам два научных сборника. В работе коллоквиумов приняли участие учёные Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и вузов Смоленска.

В 2006–2007 учебном году продолжил работу организованный при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект». В работе центра были активно задействованы преподаватели, аспиранты и студенты.

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Наука и практика в учебном процессе